Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

Какое небесное тело в Солнечной системе служит местом действия романа, как указано в цифровой версии публикации, известной как «Современные проблемы науки и образования» с международным стандартным серийным номером (ISSN) 2070-7428, и включен в список ВАК с баллом 1,006 в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)?

ГОС вопросы 12, 13, 14.docxБ-41 методики вопросы 2021-20222.docxзадачи УПК, доп. вопросы (Автосохраненный).docxОтечественная литература (Экзамен) Все вопросы.docЭкз вопросы 10 семестр.docТестовые вопросы к разделу 4_ Теория и методика физического восп301 лаба вопросы.docx! Мои ответы на тест (учет активов).docx4 и 5 вопросы.docxФилософия Ответы на тест 1 курс.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселёвского городского округа

детский сад №8 /ДЕТСКИЙ САД 8/

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

1. Понятие исследовательской деятельности. 2

2. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. 5

3. Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников. 7

Введение

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал Лев Семёнович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые  познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

ВОПРОС 8

Согласно ФОП, организация образовательной деятельности осуществляется

Четвертям Триместрам Неделям Полугодиям

Требования ФГОС 2021 детализированы в методическом документе

(выберите один верный ответ)

примерные рабочие программы

учебники из федерального перечня

информационные и учебные ресурсы образовательной организации

контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации

ВОПРОС 6

Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:

Базовые логические действия Самоорганизация Работа с информацией Общение Базовые исследовательские действия Совместная деятельность

ВОПРОС 3

В обновленных ФГОС к универсальным учебным познавательным действиям относятся:

ВОПРОС 5

Единица учебной деятельности – это (выберите один верный ответ):

Практический вопрос Теоретический материал Учебная задача Новое понятие

МАРС

Что значит слово МАРС в словарях:

ВОПРОС 7

Методическими приемами создания проблемной ситуации являются следующие

(выберите все верные ответы):

Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными Учитель организует деятельность по созданию кластеров

Понятие исследовательской деятельности

– это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

– это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской  деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно – перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

– когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты,  затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю;

, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);

Подбор  материала  для  проверки  гипотез;

Формулирование и оформление  вывода

Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет  решить  какие – то  трудные  для  себя  задачи, но  ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Ø Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Ø Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Ø Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Ø Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Ø Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Ø Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Какие результаты обучения сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода

(выберите все верные ответы)?

формирование системы научных физических знаний характеризовать физику как науку о природе приобретение опыта использования научного метода перечислять источники математических знаний формирование основ экологической грамотности

ВОПРОС 4

Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это

способность к организации разных видов учебной деятельности владение предметным содержанием на углубленном уровне умение разрабатывать рабочую программу по предмету умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

На какой планете разворачивается действие романа А. Толстого “Аэлита”

Ответ на кроссворд из 4 букв, на букву М:

Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале выражается в простом экспериментировании с вещами, в процессе которого дифференцируется восприятие, появляется простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .

В период дошкольного детства игру, продуктивная деятельность в виде ориентировочных действий, опробование возможностей любого нового материала сопровождаются «островками» познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника выражается в детском экспериментировании с предметами и в виде словесного исследования вопросов, которые задаются взрослому.

Важность исследовательской деятельности для ребят:

  • обогащение памяти дошкольника, активизируются его мыслительные процессы;
    развивается речь дошкольника;происходит накопление фонда умственных приемов и операций;формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения конкретного результата;
    развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.
  • развивается речь дошкольника;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций;
  • формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения конкретного результата;
    развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.
  • развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.

Исследования предоставляют, возможность дошкольника самому отыскать ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для ребят думать, пробовать, экспериментировать, а самое основное – самовыражаться.

В ходе исследовательской деятельности развивается познавательная активность и любознательность, обогащается память дошкольника, происходит активизация его мыслительных процессов, поскольку непрерывно появляется необходимость выполнять операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует речевое развитие. У дошкольника накапливаются интеллектуальные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.

Педагоги выделяют два главных вида исследовательской (поисковой) деятельности у детей этого возраста:

Первый – когда активность в ходе деятельности полностью исходит от самого дошкольника. Первоначально он как бы бескорыстно опробует различные объекты, затем ставит цель, отыскивает пути и способы её достижения. В данном случае дошкольник удовлетворяет собственные потребности, собственные интересы, собственные волю.

Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, выделяющий существенные элементы ситуации, обучает ребенка конкретному алгоритму действий. Таким образом, ребята получают результаты, им заранее определенные.

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие стадии:

  • проблемная ситуация;
  • проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
  • выдвижение гипотез;
  • подбор материала для проверки гипотез;
  • проверка гипотез;
  • формулирование и оформление вывода.

Проблемная ситуация является такой ситуацией, при которой дошкольник хочет решить какие – то сложные для себя задачи, однако ему не хватает данных, и он должен сам их отыскивать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно применять следующие методические приёмы:

  • подведение дошкольников к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложить дошкольникам рассмотреть явление с разных позиций;
  • побуждение дошкольников к сравнению, обобщению, выводам;
  • постановка конкретных вопросов на обобщение, логику;
  • постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

В целях достижения наиболее эффективного усвоения ребятами алгоритма действий педагогу нужно реализовывать деятельность по следующим стадиям, которые в собственных исследованиях выделили И.А. Ильницкая и Л.В. Остапенко.

На первой стадии педагог побуждает ребят внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять основное, сравнивать с иными объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает ребят включаться в решение когнитивных задач и проблем непосредственного активного наблюдения как за статичными объектами, так и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в ходе наблюдения.

На второй стадии педагог формирует исследовательскую активность ребят в форме умения ставить вопросы и разрешать появляющиеся проблемы. Нужно создавать условия, способствующие развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на определение основных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.д.).

На третьей стадии целесообразно организовать деятельность ребят по конструированию, в ходе которой они учатся анализировать условия и отыскивать самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать собственную деятельность. Для этого применяются следующие формы организации конструирования, которые используются именно в следующей последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям .

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе со старшими дошкольниками педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, который был накоплен в процессе исследования.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность дошкольников, надо избегать негативной оценки детских идей, выказывать искренний интерес ко всякой деятельности дошкольника, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск своего решения, восстанавливать веру дошкольника в свои силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца, подводить итоги исследования (при условии, что ребята сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают собственную работу).

ВОПРОС 1

Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите один верный ответ):

конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ вариативность сроков реализации программ

Лекцию о какой планете читал Некадилов в “Карнавальной ночи”

Задача по формированию функциональной грамотности школьников впервые поставлена во

Уровни сформированности и критерии оценки компетенций

Для оценки сформированности компетенций предлагаются три уровня их выраженности:

– Пороговый, как обязательный для всех студентов по завершении изучения курса. Он предполагает умение применять полученные знания на практике, выполнение практических заданий, он связан с пониманием сущности практики и соответствует оценке «удовлетворительно».

– Продвинутый (относительно порогового), обоснованное изложение изученного материала по всем вопросам программы в соответствии с Государственным стандартом, умение анализировать изученный материал, умение систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, что предполагает комплексный характер анализа проблемы, умения видеть междисциплинарные связи, умение распознать и выделить элементы в системе знаний, применить их к анализу практики, что соответствует оценке «хорошо».

– Высокий (относительно продвинутого) уровень, предполагает умение анализировать и систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, переход от комплексного мышления к системному, владение методами анализа и синтеза практических проблем, способами прогнозирования и оценки событий и явлений, критическим осмыслением полученных умений и навыков, умением решения практических задач вне стандартных ситуаций, что соответствует оценке «отлично».

Полное отсутствие практических умений и навыков, неумение решать практические задания, предполагает уровень ниже порогового (подпороговый). Умения и навыки, как элементы компетенций, ниже порогового уровня оцениваются оценкой «неудовлетворительно» и свидетельствуют о несформированности компетенций в результате практики.

Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения учебной практики может быть, представлена в виде следующей таблицы (Табл. 4), заполняемой руководителями практики от университета и предприятия:

В таблицу вносятся компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики. Уровень овладения определяется по 5-балльной шкале (где 5 баллов – высокий, 4 – продвинутый, 3 – пороговый, 2 – подпороговый) для каждой компетенции.

Для того, чтобы оценить уровень сформированности компетенций, необходимо оценить конкретные умения и навыки, как составные элементы компетенций, сформированные в результате прохождения практики.

В результате прохождения учебной практики у студентов должны быть оценены следующие умения и навыки, как составные части компетенций.

– применять понятийно-категориальный аппарат, основные закономерности прикладной социологии в профессиональной деятельности;

– вести кадровое делопроизводство и организовать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

– составления программы конкретного социологического исследования и его проведения;

– составления и оформления кадровой документации.

Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью следующей оценочной шкалы:

Высокий: умения и навыки, присущие практиканту, соответствуют высокому уровню развития, что соответствует оценке «отлично»;

Продвинутый: умения и навыки присущие практиканту в значительной степени, что соответствует оценке «хорошо»:

Пороговый: умения и навыки, присущие практиканту, представлены на базовом уровне, что соответствует оценке «удовлетворительно»;

Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует оценке «неудовлетворительно».

Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения производственной практики может быть представлена в виде таблицы (Табл. 5), заполняемой руководителями практики от университета и от организации (предприятия).

– находить организационно-управленческие решения, касающиеся своей профессиональной деятельности;

– анализировать и использовать нормативные правовые документы, в своей профессиональной деятельности.

– организации и координации взаимодействия между людьми и оценки их деятельности;

– диагностирования и анализа социально-экономических проблем в организации.

Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью 4-х балльной оценочной шкалы:

Высокий: умения и навыки присущи практиканту в высокой степени, что соответствуют оценке «отлично»;

Продвинутый: умения и навыки присущи практиканту в значительной степени, что соответствует продвинутому уровню развития и оценке «хорошо»:

Пороговый: умения и навыки в основном сформированы, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;

Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетвориетльно».

– умения и навыки, присущи практиканту в высокой степени, что соответствует лидерскому уровню развития компетенций и оценке «отлично»;

– умения и навыки, присущи практиканту, что соответствует продвинутому уровню развития компетенций и оценке «хорошо»;

– умения и навыки выражены слабо, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;

– умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетворительно».

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Федеральные основные образовательные программы (ФООП) вводятся с целью

выполнения требований обновленных ФГОС общего образования обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации формирования личностных, метапредметных, предметных результатов у обучающихся выполнения конституционных норм в сфере образования

ВОПРОС 2

Требования к результатам освоения программ основного общего образования представлены в

ФГОС 2021 примерных рабочих программах универсальном кодификаторе примерных основных образовательных программах

С позиций методологии системно-деятельностного подхода на уроке необходимо предъявлять учебные

задания, направленные на (выберите все верные ответы):

открытие новых знаний воспроизведение знаний интеграцию знаний применение знаний в различных ситуациях

Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования;

1. Значение экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника и метода экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Подходы к определению понятий «эксперимент», «опыт», их взаимосвязь.

3. Особенности детского экспериментирования.

4.Технология организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста

5. Примеры содержания опытов, проводимых с детьми.

1. Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, можно рассматривать как активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, сначала представляя собой, простые действия с предметами, в ходе которых дифференцируется восприятие, у ребенка возникает способность различать предметы по цвету, форме, назначению, им осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы, предметами, а также в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как, что будет, если? и т.д.), собственных суждений, предположений.

Экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование практических умений и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В 90-ые годы в ходе исследовательской работы Н.Н. Поддьяков пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой «банк» памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре.

Н.Н. Поддьяков доказывал, что именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Экспериментирование даёт широкие возможности для реализации активности и самостоятельности ребёнка, для развития умения самостоятельно ставить цели и выбирать пути их достижения, т.е. здесь заложен момент саморазвития.

2. Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. (Н.Н. Поддьяков).

Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

В разных методических пособиях используются разные термины: эксперимент и элементарный опыт. Из исходного смысла греческого «experimentum» и определений, приведенных в толковых и энциклопедических словарях видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.

Эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо». («Современный словарь иностранных слов» (1994))

Элементарный опыт (эксперимент ), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях.

3. Н.Н. Поддьяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дают основание для формулировки следующих положений:

1) детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

2) в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п. (познавательная и продуктивная форма экспериментирования);

3) детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

4) в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов;

5) детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности.

Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей. Условия протекаемого в ходе опыта процесса изменяются в соответствии с поставленной познавательной задачей.

Значение использования опытов:

– постановка и проведение опытов позволяют выделить скрытые особенности объектов, поскольку в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления;

– в ходе опыта дети высказывают суждения, устанавливают несложные причинно-следственные связи и зависимости в природе, делают выводы, умозаключения;

– при проведении опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы;

– у дошкольников формируется наблюдательность, познавательная активность, развивается любознательность, пытливость.

Целевыми группами ФГОС 2021 НОО, ООО являются (выберите все верные ответы):

Руководители и педагоги организаций общего образования Разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации Руководители и педагоги организаций дополнительного образования Авторы учебников для общего образования Руководители и педагоги организаций среднего профессионального образования

Во ФГОС 2021 на углубленном уровнях не определены требования к учебному предмету

ВОПРОС 10

Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы

навыков XXI века

все ответы верны

Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите все верные ответы):

конкретизированные формулировки предметных результатов освоения основных образовательных программ представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного

подходаконкретизированные формулировки метапредметных результатов освоения основных образовательных

программналичие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ конкретизированные формулировки личностных результатов освоения основных образовательных программ

обязательное изучение не менее 13 учебных предметов изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне обязательное изучение не более 10 учебных предметов изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне

Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

По данным Г.С. Абрамовой, отличительной особенностью восприятия по сравнению с предыдущим этапом развития является его произвольность. Ребенок может контролировать свое восприятие, подчиняться определенной цели. В отличие от младшего дошкольного периода, когда восприятие не носило интегральный характер, ребенок постепенно учится наблюдать за корреляцией между частями, сторонами, признаками объектов. Этому способствует определенный уровень когнитивных функций, что теперь в центре развития, и все психические функции, подчиняясь доминирующей линии развития, обогащаются, усложняются и приобретают новые качества .

Однако трудности, связанные с восприятием, недостаточно дифференцированы. Дети недостаточно точно воспринимают отдельные свойства и качества предметов, их внимание сейчас направлено на объект в целом, и отдельные аспекты остаются без должного внимания. Восприятие младшего школьника очень специфично, в зависимости от ситуации. Типичные ошибки ‒ зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени: дети склонны недооценивать и переоценивать сложные ситуации.

По мнению О.Б. Дарвиш, наиболее характерной чертой восприятия детей старшего дошкольного возраста ‒ ее низкая дифференциация, что приводит к неточностям и ошибкам в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия детей в начале старшего дошкольного возраста ‒ тесная связь с деятельностью. Восприятие на этом уровне психического развития ребенка за счет практической деятельности. Воспринимать предмет для ребенка ‒ значит что-то с этим делать, чтобы что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, прикоснуться к нему. Характерная особенность детей, ‒ ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Для этого возраста характерна слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления в начале старшего дошкольного возраста ограничены. Произвольное внимание старшего дошкольника требует так называемых близких мотиваций. Если произвольное внимание старших учащихся поддерживается при наличии далекой мотивации, то дошкольник обычно может заставить себя работать сосредоточенно только в присутствии близких мотиваций. Значительно лучше в старшем дошкольном возрасте развито непроизвольное внимание.

В этом возрасте усиливается роль и удельный вес словесно-логической, смысловой памяти и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее отображения. В силу возраста относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у старших дошкольников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее и сильнее могут удерживать хранимые в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Старшие дошкольники склонны к механическому запоминанию, без понимания семантических отношений внутри заученного материала.

Память старшего дошкольника развивается в двух направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Дети неосознанно запоминают материал, вызывающий их интерес, представляя в игровой форме, связанные с преимуществами или яркие образы, воспоминания, и др. Но, в отличие от младших дошкольников, они способны специально произвольно запоминать материал.

Основные характеристики памяти старших дошкольников: 1)пластичность – пассивное запечатлевание и быстрое забывание материала; 2)       избирательный характер – быстрее запоминается то, что нравится субъекту, и то, что нужно запомнить скорее;

3)       повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения запоминаемого материала;

4)      запоминание начинает основываться на различных смысловых связях, память приобретает произвольный характер;

5)       дети начинают пользоваться рациональными и опосредованными способами запоминания;

6)       воспроизведение становится контролируемым процессом;

7) сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением и деятельностью.

Доминирующей функцией в старшем дошкольном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Доминантой старшего дошкольного возраста является перестроение процесса мышления, с другой стороны, интеллект зависит от развития других психических функций.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна гибкость мышления, которая является важной предпосылкой для успешного обучения, для формирования расходящихся путей познания. Гибкость мышления рассматривается как подход к проблеме, как к задаче, результатом такого подхода является изменение различных способов действия, пути их решения. Гибкость мышления способствует легкости регулировки знаний, навыков и систем в соответствии с изменяющимися условиями. Гибкость мышления способствует навыку переключаться с одного вида деятельности на другой. Гибкость тесно связана с различными психическими операциями, такими, как анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Основная тенденция развития воображения в старшем дошкольном возрасте является совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринимались или создание образов в соответствии с описанием, схема, рисунок и т.д. Воссоздающее воображение улучшается за счет более точного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанных с преобразованием, обработкой впечатления от прошлого опыта, соединяет их в новых комбинациях, сочетаниях.

Вопросы и ответы по введению ФГОС

НОРМАТИВНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ

ФГОС ООО, ФГОС СОО

На какой планете происходит действие фильме Пола Верхувена “Вспомнить все”

С какой планеты были мультипликационные мыши-рокеры

Заключение

Познавательная активность – это социально значимое качество личности и формируется у дошкольников в самых разных видах деятельности. На всех возрастных этапах познавательная активность обладает своими формами поведенческих проявлений и требует особых условий для собственного развития.

Особенности развития познавательных способностей старших дошкольников: переход от познания ближнего окружения к познанию окружающего мира; интенсивность познавательного развития, проявление познавательной активности в разных видах деятельности; выражение в вопросах, рассуждениях, экспериментировании; самостоятельность и оригинальность.

Значимым средством развития познавательных способностей старших дошкольников является исследовательская деятельность, способствующая развитию когнитивной активности детей, учащая самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствующая творческому развитию личности.

Таким образом, с ростом и развитием ребенка его когнитивная активность все больше начинает тяготеть к когнитивной деятельности, которая, как и всякая деятельность, отличается конкретной структурой. Ее компонентами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.  СПб.: Питер, 2011.
  • Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016. – № 3.
  • Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития. // 2012. – № 12.
  • Суворова Г.А. Психология деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2003. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.  М.: Академия», 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *