Какой блок отсутствует в структуре учебника по курсу родного русского языка и РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования по родному русскому языку в 4 классе

Новый предмет не является факультативным, он обязателен для изучения всеми школьниками, а оценки за него выставляются в школьный аттестат. При этом родители школьников могут выбрать, какой родной язык будут изучать их дети.

В случае, если родной язык школьника – русский, ему придется изучать его фактически дважды. Новый предмет тогда включает в себя лингвокультурологию (исторический аспект использования русского языка), нормы речи (правильный подбор лексики, правильное ударение и т.д.) и риторику.

Несмотря на то, что школьная программа и так чрезмерно перегружает учеников, Министерству просвещения пришлось пойти на это шаг. Все дело в том, что если в школе изучают отдельно русский язык, а отдельно родной (язык национального меньшинства), то у русскоязычных учеников не было выбора и приходилось посещать уроки по чужому для него языку.

Кроме того, в Минпросвещения считают, что дополнительные уроки помогут школьникам лучше подготовиться к итоговой аттестации. В частности, в 9 классе ввели итоговое собеседование, а изучение риторики поможет подготовиться к нему.

С другой стороны, остается проблема изучения родного языка представителем национального меньшинства в полностью русскоязычных школах. Для них предлагают сетевое обучение с учителем из другого региона, но технически это весьма сложно организовать.

С 1 января 2019 года во всех школах России, в том числе и в Новгородской области, будут введены два новых предмета: «родной язык» и «родная литература». Изучать их будут с первого по 11 класс в обязательном порядке.

Закон об изучении родных языков Госдума приняла еще летом. Предполагается, что он защитит права школьников, которые проживают в республиках и считают своим родным языком русский, а не распространенный, например, в регионе национальный. По мнению экспертов, этот закон не про языки, а про принуждение к изучению ненужного языка. Согласно новому закону, каждый сможет выбирать, изучать ему тот или иной язык или нет.

Что касается Новгородской области, здесь этот вопрос менее актуален, потому что родной язык у большинства русский. Но и в нашем регионе есть особенности, которые важно преподавать маленьким новгородцам.

«Мы прекрасно понимаем, что Россия — страна многонациональная, и в некоторых субъектах обучение происходит на своих, национальных языках. Поэтому важно сохранять аутентичность и поддерживать ее. На новгородской земле есть свои особенности: афоризмы, обычаи. Необходимо не просто их сохранять, но и поддерживать изучение. Очень важно, чтобы новгородцы знали исторические особенности региона, в том числе, отраженные в литературе. Ввод родных русского языка и литературы позволит включить в учебный план региональную специфику», — заявил на сегодняшнем брифинге министр образования Новгородской области Павел Татаренко.

Russkiyyazik2

Также министр отметил, что каждый муниципалитет и школа могут составить расписание, исходя из того учебного плана, который уже введен. То есть, если школа может позволить себе ввести дополнительные часы, она это делает. Если нет — можно вводить предмет в уже имеющиеся часы. Например, 30 минут урока будет отведено русскому языку, 10 минут — родному русскому. Остальные предметы, по словам Павла Татаренко, не пострадают, в ущерб ничего преподаваться не будет, поэтому родителям в этом вопросе беспокоиться не о чем.

Специальной литературы для обучения школьников пока нет. Однако общие рекомендации уже известны всем учителям. Кроме того, министерство образования пообещало оказывать помощь в составлении учебного плана, учебной программы.

Первого сентября в школах появляются новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, а также второй иностранный язык.

Родной язык или русский. В школах вводится новый предмет

«В отличие от предметов «русский язык», «литература», изучение предметов «родной язык», «родная литература» носит культурологический характер», – размыто сказали «АиФ – Алтай» в комитете по образованию города Барнаула.

В методических разъяснениях по этому поводу витиевато говорится, что «изучение должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному русскому языку и родной русской литературе как хранителю культуры, получение знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении».

Продолжение истории после рекламы

Судя по обсуждениям темы в родительских чатах, пока новые предметы вызывают больше негативных эмоций

«Если честно, мы не рады этому, больше того – растеряны, – поделилась с корреспондентом «АиФ – Алтай» на условиях анонимности завуч одной из школ. – Во-первых, у многих учителей до сих пор нет никаких методических рекомендаций, во вторых непонятно, как включать новые часы в расписание – нагрузка и так большая».

По словам собеседницы, до этого в школе хотели сделать пятидневку, теперь этим планам – крах.

Продолжение истории после рекламы

«Действительно, введение новых предметов, заставляет школы откладывать переход на пятидневку, иначе будет слишком большая нагрузка», – пояснила Наталья Михальчук, заместитель председателя городского комитета по образованию.

В каждой школе, как нам объяснили, будут решать сами, как добавить эти часы. Например, в барнаульской гимназии № 40 забрали для «родного языка» час от математики.

«Мы и до этого изучали фольклор, алтайскую литературу в рамках тех часов, которые были, – рассказывает мама троих школьниц Мария Салтыкова. – Теперь учителям надо как-то умудряться отрывать время от других предметов. Как они это будут делать – непонятно».

Продолжение истории после рекламы

«Еще одна проблема – отсутствие учебников, будут только по методические рекомендации» ,- вздыхают педагоги.

Хорошая задумка превратится в пародию

«Идея изучения родного языка сама по себе хорошая, – размышляет детская писательница Ирина Цхай. – Когда-то в Барнауле была школа корейского языка при организации «Национальное корейское общество», и мы туда ходили заниматься. Преподаватель Пак Геннадий Александрович был уникальный человек. Это очень интересно -понимать глубины своего языка, но ведь, то, что сейчас будет в школах, подозреваю – будет пародией. Никто не предоставит учителей армянского, татарского и так далее».

Продолжение истории после рекламы

«Да, в наших школах сегодня учится много детей мигрантов. Они пишут заявление, что хотят изучать как родной – русский язык», – пояснили в городском комитете по образованию.

«И им придется согласиться учить русский, – говорит Александр Овсиевский, директор гимназии № 40. – У нас тоже дети есть из иностранных государств – все учат русский, никто не требует родной. У нас просто нет возможностей предоставить отдельных педагогов».

Внимательно читаем ФГОС! Как правильно построить изучение родных языков в школе?

Язык, как объективная часть окружающего нас мира, указывает на исторический, социальный и культурный опыт человечества. Вот что важно! И нас, учителей, преподающих и , это должно сориентировать на осмысление своей профессиональной деятельности. Я имею в виду, конечно, изучение родных языков и русского как родного языка русского народа. Несколько лет назад, после введения новой предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и, соответственно, «Родной язык и родная литература», в педагогическом сообществе звучал вопрос: «Зачем нам второй русский?». Это, на мой взгляд, показало, насколько мы «профпригодны», потому что за тем, как создать условия для работы «с новым», мы забыли рассмотреть его содержание, увидеть огромные возможности, которые представляет нам курс родного русского языка.

Русский родной язык. 1–9 классы

Хотя, наверное, важно другое. Стратегия государственной национальной политики нашей страны указывает на единый культурный код современного российского общества – сохранять и развивать русскую культуру и язык в интеграции с культурным и историческим наследием всех народов РФ (Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 года №703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года №1666»). И отражено во ФГОС. Это должно быть в наших головах и сердцах! Отношение к языку – отношение к себе! Мы должны научить этому наших детей! Держаться за свои корни, язык, культуру – естественное человеческое поведение, и понимать это – значит идти в ногу со временем. Вы с нами?!

, методист издательства «Русское слово»

Внимательно читаем ФГОС! Что составляет основу предмета «Русский родной язык»?

Внимательно читаем ФГОС! Как правильно построить изучение родных языков в школе?На сайте издательства ранее был опубликован материал «Внимательно читаем ФГОС! Как правильно построить изучение родных языков в школе». Мы продолжаем разговор о значимости курса родного русского языка, потому что учителям важно разобраться в сущности преподавания этого учебного предмета.

При чём же здесь сарафаны и какое отношение они имеют к русскому родному языку? Что составляет основу предметов «Русский родной язык»
и «Русская родная литература»? Чем эти предметы отличаются от основных курсов русского языка и литературы? Об этом расскажет кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой филологического образования и родных языков Института развития образования Удмуртской Республики .

Вера Сергеева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой филологического образования и родных языков Института развития образования Удмуртской Республики

«Про сарафаны я им уже рассказывала, про что ещё?» – это фраза учителя-словесника. В сознании учителей относительно сущности учебного предмета «Русский родной язык» сумятица. Это дополнительные часы к курсу русского языка и литературы, отнятые у общешкольного ресурса часов, что раздражает других педагогов? Разве не рассыпаны в общем курсе русского языка темы, обозначенные в качестве разделов русского родного языка: культура речи, речевые и грамматические нормы, задания по развитию речи и по работе с текстом? Да, рассыпаны, так нужен ли отдельный курс, чтобы собрать этот материал по трём заданным разделам и добавить «исконной-посконной» информации?

знакомит со структурой и системой. Логика курса подчинена последовательному освоению уровней языка, овладению орфографией, пунктуацией, нормами языка и культурой речи. Если обращаться к актуальному понятию, то это база функциональной грамотности. На этом замешано «тесто» этого пирога, остальное – «изюм». Может показаться, что этот «Русский родной язык» и есть «изюмчик»?

Русский родной язык. 1–9 классы

Технология работы с концептами разработана детально, но где ей место в плотной школьной программе? Смею предположить, что это образовательное пространство – уроки русского родного языка (и может быть, родной литературы)! Целенаправленная работа на основе последовательного освоения концептов как ментальных констант языка может являться некоей внутренней логикой программы специфичной учебной дисциплины, очень важной для становления подлинной языковой личности. Отрадно, что есть методическая лингвоконцептология, но пока не создана учебная программа, возможно, дополняющая существующие или альтернативная им. Нужно объединение усилий методистов, чтобы разработать учебную программу «Русский родной язык» в этом важном направлении формирования через родной язык целостности мировосприятия и укоренения в родной культуре через слово. Ведь не случайно этот предмет заявлен в как основной: русский родной язык не дублирует курс русского языка, а имеет своё предметное содержание, очень важное в целом для гуманитарного образования, для нравственного и патриотического становления, да и, наконец, для успешности сдачи экзамена.

, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой филологического образования и родных языков
Института развития образования Удмуртской Республики

Литературное чтение на родном языке. 1–4 классы

Выпущенные издательством «Русское слово» линии учебников «Русский родной язык» для 1–4 классов
(авторы – ) и (авторы – ) образуют единую систему, созданную на основе преемственности начального и основного общего образования. Учебники ориентированы на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и позволяют расширить представление учащихся о национальной специфике русского языка и языковых единицах, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Линия учебников «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1–4 классов (авторы – ) и учебные пособия «Родная русская литература» для 5–9 классов
(авторы – ) способствуют включению школьников в культурно-языковое пространство своего народа, приобщению к культурному наследию и традициям, воспитанию ответственности за сохранение русской культуры.

Все перечисленные учебники и пособия соответствуют .

Основы содержания курса «Русский родной язык»

Т. М. Воителева доктор педагогических наук, профессор.

Любой существующий язык, являясь основным средством общения, выполняет ещё одну очень важную функцию — функцию родного языка для определённой нации. Русский язык является родным для русского народа.

Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от 31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.

В Примерной программе, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка, дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели: воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка; формирование и развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; развитие проектного и исследовательского мышления.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».

«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению культуры, интереса и любви к нему.

Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».

Особенностью раздела «Язык и культура» является приобщение обучающихся к культуре русского народа, который создал русский язык и пользуется им. Родной язык представлен как посредник в обмене духовными ценностями, он формирует национальное самосознание обучающихся, их духовно-нравственный мир.

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.

«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу.

Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами современного русского литературного языка, основами речевого этикета.

Как известно, основой нормативности литературного языка является соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть общенародный образец, традиция употребления языка — явление историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные для той или иной сферы употребления.

В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности.

Текстовая деятельность направлена на:

— формирование знаний обучающихся о действительности, умений отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;

— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного материала и его отражении в слове;

— осознание индивидуального авторского стиля.

В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур других народов.

В учебнике учтены концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Русский родной язык

Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов:

кандидат педагогических наук


заслуженный учитель РФ

Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов:

доктор педагогических наук


кандидат педагогических наук


доктор филологических наук


кандидат филологических наук

кандидат филологических наук, доцент И. В. Шамшин.

Содержание учебника нацелено на реализацию компетентностного подхода в обучении, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, личностно ориентированный подход, ориентацию на планируемые результаты обучения.


— предмет изучается как основа духовно-нравственного воспитания, как инструмент речевой деятельности и как системное явление;
— теория осваивается в деятельности;
— для ученика учебник является навигатором в информационном пространстве.

Учебник имеет следующие рубрики:

В основе содержания учебников лежит работа по усвоению видов речевой деятельности, связанной с восприятием речи (чтение, аудирование, наблюдение и анализ, предтекстовые и послетекстовые задания) и порождением речи (информационная переработка текста, создание собственного текста в устной и письменной форме).

В учебниках используется текстоориентированный подход.

Проблематика текстов упражнений:
— патриотизм;

— гражданственность;


— ценностная картина мира;


— выбор собственной образовательной траектории;


— социальная ответственность;


— осознание себя в мире людей;


— здоровье, безопасная жизнедеятельность;


— осознанный выбор профессии;


— героизм и геройство.

В учебнике реализуются межпредметные связи. С этой целью предлагаются тексты с информацией из учебников географии, истории, биологии и др.

Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя» и др.

Учебник красочно иллюстрирован, что способствует мотивации учащихся.

В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку является основой формирования познавательного интереса, любви и уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области

начального общего образования

по родному русскому языку

во 4 классе

Программа учебного предмета «Родной язык» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

Федерального закона от 29.12.2012 -273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

Фундаментального ядра содержания общего образования;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

Примерной программы основного общего образования по русскому языку для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно­-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года).

Программа ориентирована на использование учебное пособие:

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

первое знакомство с фактами истории родного языка.

изучения предмета являются:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

Методы работы со слабоуспевающими детьми:

Работа по устранению пробелов в знаниях учащихся должна осуществляться:

– на уроках;

– на дополнительных занятиях.

Методы работы с одаренными детьми:

На уроках целесообразно использовать традиционные и современные методы работы с одаренными детьми. Разнообразие таких форм, как:

– творческие задания

– игровые задания

помогут детям раскрыть свой потенциал в изучении предмета.

При организации урочной деятельности соблюдаются нормы СанПиН 1.2.3685-21. Количество видов урочной деятельности составляет от 5 до 7, а продолжительность одного вида деятельности от 7 до 10.

Внесенные изменения в программу и их обоснование:

Программа по родному русскому языку для 4 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в ФГОС основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме

4 классе (1 час в неделю)

В связи с тем, что в базисном учебном плане на изучение родного языка (русского) выделено по 0,5 часа в 4 классе были внесены изменения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Учащиеся получат возможность научиться

доносить свою позицию до собеседника;

оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать высказывания собеседников.

выразительно читать и пересказывать содержание текста.

согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, , кичка, сорока, позатыльник

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром

Проектное задание: «Русский народный костюм»

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Тематическое планирование с учетом программы воспитания

. Календарно-тематическое планирование 4 класс

Количество часов в год- 17, в неделю – 0,5

ЯРКИЙ ОКТЯБРЬ

Акция яркий Октябрь

1.  Для тех, кто заключит договор с 7.10.19 по 16.10.19 на обучение в школе сопровождение прохождения промежуточной аттестации бесплатно.

2. Установить стоимость годового курса по второму иностранному языку (французский, немецкий) для 5 класса — 1000 рублей при заключении договора с 14 по 31 октября

3.  Установить скидку 50 % на любой курс иностранных языков для школьников с 7 до 31 октября:

Интенсивный курс испанского языка для школьников — 90 часов, 3 месяца
Интенсивный курс итальянского языка для школьников — 90 часов, 3 месяца
Интенсивный курс казахского языка для школьников — 90 часов, 3 месяца
Интенсивный курс турецкого языка (начальный уровень для детей) 90 часов, 3 месяца
Интенсивный курс французского языка для школьников — 90 часов, 3 месяца
Шелковый путь — от начального уровня до продвинутого — китайский язык для школьников (240 часов), 8 месяцев
English for pupils ориентирован на учеников 1-4 классов (270 часов) 9 месяцев
English for pupils ориентирован на учеников 5 классов (70 часов) 2 месяца
English for pupils ориентирован на учеников 6 классов (70 часов) 2 месяца
English for pupils ориентирован на учеников 7 классов (70 часов) 2 месяца
English for pupils ориентирован на учеников 8 классов (70 часов) 2 месяца
English for pupils ориентирован на учеников 9 классов (70 часов) 2 месяца
English school students ориентирован на учеников 10 классов (70 часов) 2 месяца
English school students ориентирован на учеников 11 классов (70 часов) 2 месяца
English for pupils «Elementary» 60 часов, 2 месяца
English for pupils «Beginner» 60 часов, 2 месяца
Business English for school students (Деловой английский для старшеклассников 10-11 класс (60 часов) 2 месяца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *