Какова структура задания на формирование и оценку функциональной грамотности

Методика конструирования заданий по функциональной грамотности.

Токун Ирина Вадимовна

Учитель химии и биологии

КГУ “Ново-Урицкая общеобразовательная школа отдела образования Сарыкольского района” Управления образования акимата Костанайской области

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развивать собственные идеи».

Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для самореализации и полезного участия в жизни общества. То есть во главу поставлено понятие функциональной грамотности. Оценивание уровня функциональной грамотности позволяет установить соответствие между освоенным содержанием образования и уровнем сформированности компетенций у обучающихся. Функциональная грамотность фиксирует минимально необходимый уровень готовности личности для осуществления ее жизнедеятельности в конкретной культурной среде. Формируется функциональная грамотность при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Функциональная грамотность в широком смысле представляет собой интегральное качество личности, которое можно рассматривать в различных аспектах. Одной из приоритетных наряду с математической, читательской грамотностью и глобальными компетенциями является естественно-научная грамотность, что отражается в направленности международных исследований качества образования (Pirls, Timss, Pisa)

Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией. Таким образом мы можем выделить основные моменты в структуре функциональной грамотности.

  • Моделирует жизненную ситуацию.
  • Ориентируется не на нелинейное мышление.
  • Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода.
  • Предметные знания учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях.

На основе этого учитель может предложить решать ученикам различные типы задач.

В условии практико-ориентированных задач описывается ситуация, с которой обучающиеся встречаются в повседневной жизненной практике. Для её решения нужно мобилизовать не только теоретические знания из одной или нескольких предметных областей, но знания из повседневного опыта. Причем данные для задачи берут из реальной жизни.

Ситуационные задачи не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающихся, но они помогают им увидеть и понять, как и где им могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.

В условии межпредметных задач описывается ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения задачи необходимо осуществить поиск недостающих данных и применить знания из соответствующих областей.

В условии предметных задач описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах.

Одним из эффективных подходов к составлению заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся является модель таксономии уровней познавательной деятельности Б. Блума.

  • знание (механическое запоминание информации – фактов, терминов, процессов и т.п.);
  • понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);
  • применение (умение использовать знания в новых ситуациях);
  • анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);
  • синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);
  • оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов).

Исходя из таксономии Блума можно выделить несколько основных «глаголов действий» на основе которых будут составляться задания в зависимости от уровня познавательной деятельности.

Естественно-научная грамотность рассматривается в международной практике образования как способность осваивать и использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Предлагаемые задания носят интегративный характер. Рассматриваемые процессы, явления, факты складываются в многофакторные системы. Задания предполагают решение комплексной проблемы, в которую входит множество разнородных подпроблем (подзадач). Компоненты комплексной проблемы связаны друг с другом как прямыми, непосредственными, так и отдаленными отношениями и связями. В этом случае решение подпроблем по отдельности становится невозможным. Поиск оптимального решения проблемы в рамках задания актуализирует знания сразу многих научных и практических областей.

В процессе анализа заданий выделены их основные структурные компоненты:

  • тип естественно-научных знаний;
  • концепты;

Перечисленные компоненты можно рассматривать в качестве критериальной базы разработки заданий и оценивания результатов их выполнения. Характеристики каждого компонента выступают в качестве соответствующих показателей.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям

Характеристики естественно-научной грамотности совпадают с теми компетенциями, которые проверяются в рамках международного сравнительного проекта «PISA». Сформированность естественно-научной грамотности у обучающегося характеризуется наличием следующих компетенций:

  • описание, объяснение и прогнозирование естественно-научных явлений;
  • понимание научных исследований;
  • интерпретация научной аргументации

Каждая компетенция может быть детализирована через ряд общеучебных умений, которые рассматриваются в качестве стержневых для становления естественно-научной грамотности. Перечисленные компетенции выступают в качестве целевых установок при разработке заданий по развитию и оцениванию естественно-научной грамотности и определяют их специфичность в сравнении с традиционными учебными заданиями.

Тип естественно-научных знаний

Достижение базового уровня естественно-научной грамотности обучающимися связано с умением обучающихся оперировать знаниями и справляться с разными ситуациями и проблемами, которые могут быть представлены в следующих содержательных сферах:

  • понятия и принципы естественных наук;
  • естественно-научные методы исследования и мышления;
  • представления об особенностях естественно-научного познания;
  • представления о взаимоотношениях между естествознанием, техникой и обществом (понимание достижений естественных наук в социальном, экономическом и экологическом контекстах);
  • совокупность взглядов и ценностных решений, касающихся понимания естественных наук и самой природы как необходимых условий существования человека.

Содержательное поле каждого задания определяется концептом. Концепт выступает в качестве интегратора биологических, химических, физических понятий, законов и принципов, освоенных обучающимся ранее. Применение концептов в качестве системообразующих элементов содержания позволяет определить место, рассматриваемого в рамках задания, процесса, явления, объекта в структуре как естественно-научного, так и гуманитарного знания. Концепт богаче по своему содержанию, чем одноименное понятие, которое ограничено его научным определением. Он включает в процесс осмысления наряду с энциклопедическими, фоновыми знаниями, личным опытом обучающихся и ценностные аспекты естественно-научного познания, способствующие пониманию роли естественных наук для развития человеческого общества. Концептами при разработке заданий, направленных на достижение естественно-научной грамотности, могут выступать «Структура и функции», «Информация и связь», «Самоорганизация», «Система» и др. Концептный подход к структурированию содержания создает условия для разработки системы заданий на основе межпредметного взаимодействия.

При составлении заданий важную роль играет их контекст. В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся, которая может быть соотнесена с категориями «здоровье», «технологии», «опасности и риски» и др. Ситуация, отражающая личностный, местный или глобальный контекст, требует от обучающегося осознанного выбора модели поведения и соотнесения собственных ценностных установок с общечеловеческими ценностями. Указание контекста проблемной ситуации позволяет обучающемуся соориентироваться в рамках содержательного поля концепта, облегчить работу по выявлению личных ценностей и смыслов по отношению к рассматриваемой проблеме и присвоению этих ценностно-смысловых ориентиров. Отметим, что контекстность обусловливает логику и содержание задач, составляющих основу задания.

Сюжет задачи представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер, и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. Содержание сюжета, как правило, определяется потребностями и интересами конкретной группы учащихся, ориентировано на имеющийся культурный опыт и предоставляет возможность творчески осваивать новый опыт. Фабула (концепт и контекст) задания по функциональной грамотности ориентирует на готовность решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. В центре ситуации могут описываться примеры, связанные с выполнением социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, гражданина мира и др. Описываемые сюжеты моделируют возможные затруднения при организации разных видов путешествий, при налаживании контактов с различными социальными структурами и организациями. Важно, чтобы фабула вызывала чувство сопереживания с его главными действующими лицами, описывала ситуацию центральных персонажей, что во многих случаях является важным элементом в процессе принятия решения. Описываемая ситуация должна содержать проблемы, понятные учащемуся. Это активизирует работу, делает ее предметной, вырабатывает у школьника целеустремленность и конкретность в принятии решения.

Важно отметить, что фабула опирается на реальность ситуации, а не на предметное содержание. Игнорирование этого принципа при конструировании заданий по функциональной грамотности зачастую в итоге приводит к нагромождению задач с искусственными условиями, лишь по внешним признакам имеющим реальную оболочку. При этом нельзя загромождать текст задания такими излишними данными, которые порождают для учащихся дополнительные трудности. Содержание фабулы должно быть интересным и вместе с тем доступным для учащихся. Так, используемые термины должны быть известны учащимся в результате изучения дисциплин, легко определяемы или интуитивно ясны.

В качестве фабулы могут выступать простые тексты, в которых информация задана как в явном, так и неявном виде; это могут быть сложные тексты; это могут быть тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др. Выдержки и цитаты из материалов (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные) добавляют реализма и позволяют развертывать описываемую ситуацию в различных контекстах. В них могут использоваться разнообразные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики и др.

Концептная ориентированность определяет многоаспектность заявляемой ситуации, которая интегрирует различные области знания, личного опыта обучающегося. В исследовании PISA в каждом задании дается описание реальной ситуации, в которой не содержится и намека на раздел курса математики, физики, химии, биологии или других предметов, из материала которых надо выбрать метод решения поставленных проблем. Таким образом, учащемуся для правильного выполнения заданий необходимо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т. п. Необходимо иметь в виду особенности информации, предлагаемой в задании по функциональной грамотности, – ее избыточность или дефицит.

Когнитивный уровень характеризует сложность задач, нацеливает обучающегося на актуализацию знаний, умений, навыков необходимых для решения проблемы в рамках задания.

Задачи низкого когнитивного уровня ориентируют обучающихся опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для распознавания научного объяснения, интерпретации данных; использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора данных; продемонстрировать базовые познавательные умения для распознавания вопросов, которые могут изучаться естественно-научными методами.

Средний когнитивный уровень задачи потребует от обучающихся использовать более сложные или более абстрактные естественно-научные идеи или понятия для объяснения комплексных явлений, событий и процессов на основе комплекса причинно-следственных связей; применить различные способы исследования предложенного им вопроса с научной точки зрения.

Высокий когнитивный уровень задачи предполагает демонстрацию обучающимися способности применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор, а также способность использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов; при интерпретации данных и использовании научных доказательств обучающимся потребуется отличать относящуюся к теме информацию, опираться на знания, полученные ими, в том числе вне школьной программы.

Уточнение дидактических единиц в рамках конкретной задачи позволяет установить соответствие с обязательными элементами содержания образования, представленными в федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования.

В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:

– открытого типа с кратким или развернутым ответом;

– закрытого типа с выбором одного правильного ответа из 4–5 предложенных альтернатив;

Большинство задач в задании (около 80%) – открытого типа с кратким ответом.

Выделим наиболее значимые функции паспорта задания. В первую очередь паспорт позволяет проводить мониторинг динамики развития отдельных компонентов и в целом естественно-научной грамотности. Проведение исследования и анализа данных об эффективности применяемых технологий и методов на основе предлагаемого паспорта задания позволяет устанавливать причинно-следственные связи между различными условиями, влияющими на процесс развития естественно-научной грамотности, т. е. реализует аналитическую функцию. Доступность показателей для обучающихся дает возможность управлять процессом развития естественно-научной грамотности у обучающихся через информирование обучающихся о целях. Осмысление учащимся компонентов паспорта задания создает условия для мотивации обучающихся и выступает в качестве основы для рефлексии своей деятельности.

Разработанная система ориентиров, сфокусированная в паспорте задания, обеспечивает согласование критериев функциональной грамотности и содержания образовательной деятельности обучающихся и может выступать системообразующим основанием разработки содержания и структуры заданий для развития и оценивания функциональной грамотности обучающихся.

Вывод: Таким образом – ЕНГ это составляющее звено в формировании функциональной грамотности. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира.

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера,

мы украдем у детей завтра.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *