Каталог кейсов для воспитателей.картотека

Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».

познакомить педагогов с  одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим  рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

  • Введение. Метод кейсов.
  • Коллективный разбор ситуаций.
  • Упражнения для повышения энергетического потенциала.

Комплекс упражнений  для снятия  эмоционального напряжения педагогов

Упражнение «Разогревки – самооценки»

снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Предлагаем вам разобрать  по две ситуации в подгруппе.

Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?

Решение: Воспитателю нужно перевести драку в игру. Например, предложить им поиграть в

боксеров, собрать всех детей вокруг, как будто это зрители.

Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все

игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:

– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?

Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:

– Я дома никогда их не убираю.

– А почему ты их никогда не убираешь? – спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.

Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его

мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?

Ребёнок поступил с игрушками в группе так же, как у себя дома, потому что «это делает мама». Мальчик привык, что дома за него убирают игрушки. И он соответственно думает, что и в детском саду это тоже будут делать за него. Но у ребёнка необходимо развивать самостоятельность не только самому играть, но и убирать всё на свои места. Нужно приучать его с малых лет к порядку, к тому, чтобы ребёнок понимал, что если он что-то взял сам, то и положить на место должен тоже он сам.

Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?

Решение: Воспитательнице нужно поговорить с Аней и объяснить, что мама в это время тоже ложиться спать, и скоро она придет.

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают

задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

Как отреагировать маме?

1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

2. Поддержать дочку: 1«Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа –

давай вместе узнаем / возможные источники информации/».

3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки

вызвала неуверенность в первых неудачах.

После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла

свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:

– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.

Маша послушалась маму и ушла.

Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в

Решение: Маме не следовало говорить такую фразу дочке, так как по ситуации мы видим, что

дочь хотела помочь маме убрать со стола. Это похвально. Необходимо развивать и

формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельности у него.

В детском саду наступил «День дежурного» по группе. Воспитатель

спрашивает у детей:

– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?

Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила

дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему

выбрала именно его, а не кого-то другого.

В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже

Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как

возможно разрешить сложившуюся проблему?

Решение: В данной ситуации мы видим, что любовь к труду у детей достаточно развита. Что

же следует отметить? Воспитатель, прежде всего как педагог должна была объяснить ребятам

свой поступок. По тому, как дети наперебой стали тянуть руки и выкрикивать, можно судить об их трудолюбии, однако воспитателю было бы лучше поступить несколько иначе, а именно:

выбрать дежурного, а остальным спокойно объяснить, что в другой день будет дежурить

кто-то другой, и что все из ребят побудут в роли дежурного. Таким образом, у детей будет

развиваться чувство ответственности за то, что они делают, и делают по очереди. Педагогу

важно уметь решать внутригрупповые конфликты, и желательно не доводить до их

Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в

Что делать воспитательнице?

Решение: Нужно поговорить с родителями о том, чтобы они предложили Пете каждый день

стирать свою испачканную одежду.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше

всех», «Ты у меня – самая красивая».

Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет

позитивное сравнение, а вторая мама -негативное. Тем самым «проектирование» поведения

Нины и Тани разное.

Если мать – уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет

его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса

ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со

Если мать – человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему

ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность.

Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося не всегда могут быть разрешены немедленно.

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.

Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.

Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

Кейс-метод (кейс-стадии, метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»).

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Анализ проблемы состоит из следующих шагов:

1. Предварительное описание проблемной ситуации;

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;

3.  Коллективный разбор ситуаций

“Об отверженном ребёнке”

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

• Что есть? – есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

• Что не устраивает? – дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

• Что нужно? – чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

– выявить способности мальчика, значимые для других детей;

– подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

– поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

Самотоятельная работа групп

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

• Что есть? – гиперактивный ребёнок.

• Что не устраивает? – его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? – чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

«Обратить вред с пользу»

– Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для

– Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, , садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

– излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

– дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где “спрятано” следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

• Что есть? – нетерпеливый ребенок.

• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.

• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

– сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

– познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

– тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

– отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая  почти всегда успокоительно действует на ребенка.

– установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

• Что есть? – робкий ребенок.

• Что не устраивает? – заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

– научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

– выявить причину неуверенности в себе;

– научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

– повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

– подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его

– одобрять инициативу.

Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается , а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает

информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует

роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

• Что есть? – несдержанный, импульсивный ребёнок.

• Что не устраивает? – Не умеет сдерживать себя в разных ситуациях.

• Что нужно? – научить слушать других.

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали

свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

–  Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

–  Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа, шахматы, шашки).

–  Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка.

Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам

формирования адекватной самооценки.

Идеальный конечный результат: ребёнок  не мешает другим детям выступать, рассказывать стихи, отлично справляется с особой ролью «суфлера». Свою хорошую память с успехом применяет в игре в шахматы. Имеет адекватную самооценку.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

6. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2.     Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3.     Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5.     Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6.     Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7.     Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8.     Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9.     Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

– ситуации 1 * 4  (подгруппы)

Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в этом случае?

Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему выбрала именно его, а не кого-то другого.

Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как возможно разрешить сложившуюся проблему?

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 128»

Каталог кейсов для воспитателей.

Кейс «Предпочтения»

Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Вариант 1. Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2. Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3. Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Вариант 4. Другое.

Кейс «Чужая игрушка»

Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

Вариант 1. Расспросить ребенка: – Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину. – Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша. – Сходи завтра к малышам и верни машинку. – Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик. – Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, – убеждает мама. – Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно. – Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?

Вариант 2. Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом. Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит: -Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.

Вариант 3. Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.

Кейс «Ссора»

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1. Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2. Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3. Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Кейс «Он меня стукнул»

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1. Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности. Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2. Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого.

Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3. Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Кейс «Самая умная»

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

Вопрос к обсуждению:

– Как отреагировать маме?

Вариант 1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

Вариант 2. Поддержать дочку: «Я завтра поговорю с воспитателем, не расстраивайся»

Вариант 3. Поддержать воспитателя: «Воспитатель тебе дает сложнее чем другим задания, потому что знает, что ты умная и справишься. А если не справишься, давай мы вместе найдем решение, я тебе могу помочь, если хочешь»

Вариант 4. Обратить внимание! Возможно, постоянная чрезмерная похвала дочки вызвала неуверенность в первых неудачах.

Вариант 5. Другое

Кейс «Суфлер»

– Что делать?

Вариант 1. Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Вариант 2. Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Вариант 3. Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы.

Кейс «Вундеркинд»

Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» – Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

– С чем связано подобное явление?

Вариант:        Подобное        явление        связано        с        несовершенством        владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову

ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детской словотворчество.

Кейс «Кто лучше?»

Вопросы к обсуждению:

  • Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
  • Есть        ли        зависимость        направления        «проектирования»        поведения        детей        от особенностей личности самих мам?

Вариант: Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым

«проектирование» поведения Нины и Тани разное. Если мать – уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками. Если мать – человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус. Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Кейс «большой-маленький»

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по- разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!» А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

-В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению. Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

Кейс «Космическое путешествие»

Максим быстро взял себе игрушки для игры в “Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и “космическое питание”, и “солнечные батареи” для перезарядки двигателей. “

«А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», – сказали ребята.

  • Как поступить воспитателю в данной ситуации?
  • Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Кейс «Порядок»

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Кейс «Переезд»

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

  • Как вы думаете, что может быть причиной такого поведения ребенка?
  • Что бы вы посоветовали родителям мальчика?
  • Как вы думаете, что может сделать воспитатель, что бы помочь Виталику?

Кейс «Поиграй одна»

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

  • В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
  • Как научить ребенка играть одному?
  • Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мама, «много разнообразных игрушек»?

Кейс «Соскучился»

Воспитательница заметила, что среди играющих детей нет Миши. Но где же он? Через некоторое время она видит Мишу у дерева. Он безучастно вертит в руках прутик.

Рядом стоит скамейка. Воспитательница садится и подзывает Мишу.

  • Тебя кто-нибудь обидел?
  • А почему же ты не идешь к ребятам?
  • Я скучаю по маме. (Мама ребенка в командировке. Воспитательница об этом знает.)
  • Как же ты скучаешь? — вдруг спрашивает воспитательница. Ребенок поднимает на нее глаза, потом, подавшись к ней, приникает головой к руке и почти шепотом быстро говорит:

Миша резко отталкивает от себя воспитательницу и зло отвечает:

  • Почему Миша так реагировал на смех воспитательницы?
  • Как бы вы поступили в этой ситуации? Предложите вариант своего решения, как выйти из такой ситуации?

Кейс «Адаптация»

Застенчивая Юля, в отличие от других детей, долго не могла привыкнуть к коллективу, не принимала участия в занятиях, играх и других видах деятельности. Через месяц все стали замечать много нового в ее поведении: исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на занятиях она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по вызову воспитателя. В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.

Для привлечения Юли к участию в ООД воспитательница использовала замеченную ею общительность девочки в обыденной жизни, в быту. Увидев, что Юля пришла в детский сад раньше других, она попросила ее помочь наклеить картину на картон. Когда все было готово, воспитательница задала Юле несколько вопросов по содержанию картины.

Ответы были обстоятельные и интересные. Воспитательница выразила одобрение и сказала, что о картине девочка расскажет всем на занятиях.

Это было первое выступление Юли, подготовленное заранее. Дети выслушали его с большим интересом. Во время рассказа Юля волновалась, краснела, сбивалась, но рассказ довела до конца.

Кейс «Фантазер»

Дети рассказывают, как они провели выходной день. Пятилетний Коля слушает и говорит: «А я вчера был в кино», сестренка поправляет: «Разве ты вчера был в кино? Ты ведь в кино был в тот выходной день». Коля недоволен, он возражает. В город приехали артисты цирка. Многие дети побывали на представлениях, а затем в детском саду делились впечатлениями. Коля всякий раз с завистью смотрел на детей, ловил каждое их слово. После выходного дня дети рассказывали о последнем представлении в цирке. Коля принимал живое участие в разговоре, вставлял свои замечания, иногда поправлял детей, уточняя факты, рассказывал о каких-то интересных номерах. Воспитательница подумала, что Коля и в самом деле был в цирке. Но потом оказалось, что он там не был. Коля каждый день просил мать сходить с ним в цирк.

  • Чем для вас является такое поведение Коли? Проанализируйте и попытайтесь вскрыть мотивы вымыслов Коли.
  • Как следует взрослым реагировать на вымыслы ребенка?
  • Каким образом данная ситуация может стать предпосылкой для образовательной ситуации?

Кейс «Наведем порядок»

После игры с настольным строительным материалом воспитательница предложила детям разновозрастной группы уложить его в определенной последовательности в три ящика, руководствуясь формой и величиной фигур.

Дети 3—4 лет брали те фигуры, которые попадали им под руку, ставили их в ящики в беспорядке, без, учета формы и размера. Когда педагог этим детям говорил: «В этот ящик ставьте пирамидки. Сначала поставьте большие»,— то такие расчлененные указания организовывали двигательные акты ребят. Действия ребенка следовали непосредственно за словами взрослого.

Вторая группа детей (4—5 лет) руководствовалась словесными указаниями, данными до начала действия. Однако в процессе его выполнения эти дети брали ту фигуру, на которую в это время падал взгляд, и поэтому полностью выполнить задание не могли.

Третья группа детей (5—6 лет) использовала словесные указания, относящиеся к организации деятельности, т. е. к способу действия. Например, зная, что вначале нужно разобрать и рассортировать фигуры на столе, а потом уже перенести в ящик,

эти дети выбирали из всей массы фигурок нужную и делали это, несмотря на напоминания воспитательницы.

Наконец, четвертая группа детей (6—7 лет) в своих действиях полностью следовала всем предварительным указаниям (и цели и способа). Деятельность этих детей протекала как целостный (во временном отношении) процесс, совершаемый по единому плану, возникшему до начала действия, на основе словесной инструкции.

  • Чем объяснить существенные различия  детей дошкольного возраста в умении выполнять действия, руководствуясь предварительной словесной инструкцией?
  • Как следует использовать словесные инструкции по развитию движений у детей младшего, среднего и старшего возраста?

Кейс «Путешественники»

Детям 6—7 лет была предложена задача, для решения которой ребята должны были найти практический способ опустить двух мальчиков –

«путешественников» (кукол) с высокого обрыва. Большинство детей эту задачу или совсем не могли решить, или находили очень простые и примитивные способы решения. Дети предлагали мальчикам спрыгнуть с обрыва или скатиться, уйти назад, принести лестницу и т. д. Между тем по условиям задачи у мальчиков в дорожном мешке была длинная крепкая веревка.

Кейс «Совершенство»

«Мой сын Миша (7 лет), – пишет мама, – почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома – все в порядке. А на людях – замыкается».

Кейс «Капитан корабля»

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в “Морское путешествие”. “Чур, я капитан корабля”, – говорит Ваня. “Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан”, – запротестовали Маша и Кирилл

  • Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
  • Какое правило можно придумать, чтобы право на  интересные роли имели и другие        участники игры?

МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка» станицы  Зольской

ПАКЕТ  ПРАКТИЧЕСКИХ  КЕЙСОВ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аксёнова  Наталья  Борисовна

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Провести беседу с ребёнком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создаёт необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребёнок в себе».

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребёнка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребёнку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребёнка. Предложить им учитывать мнение ребёнка при выборе дополнительного образования, чтобы ребёнок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Мальчик Саша, оставшись ещё на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребёнка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у неё хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребёнка из детского сада, Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

– Саша, чья это машинка? Нужно её отдать хозяину.

Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребёнок возвращает машинку, обрадовано говорит:

-Ой, Саша, ты нашёл Димину машинку! А мы её весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай её Диме, спасибо тебе большое.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег её стукнул.

Объяснять правила игры до её начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький ещё, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймёшь!»

«Мой сын Миша (7 лет), – пишет мама, – почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — всё в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»

Дайте совет маме.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

1.        Как должен поступить воспитатель?

Сделать замечание детям.

Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2.        Как бы вы поступили?

Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю всё время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Объясните, почему не получилась игра?

Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полёт на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, — кричала Наташа.

А я- бортмехаником! — сказала Саша.

Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

А я первый сказал!

Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—        Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

дайте оценку действиям воспитателя.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у неё минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

что бы сделали вы в подобной ситуации?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *