Классификатор специальностей дополнительного профессионального образования и Общероссийский классификатор специальностей образования ОК 009-2003 • Справочник по законодательству “Наука, законодательство и право”

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст

Дата введения –
1 января 2004 года

Общие сведения о классификаторе ОКСО

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
ОКСО
ОК 009-2016

Дата введения в действие: 01.07.2017
Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
ОКСО ОК 009-2003, ОКНПО ОК 023-95

Дата окончания действия: —

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
ОКСО
ОК 009-2003

Дата введения в действие: 01.01.2004
Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст
ОКСО ОК 009-93

Дата окончания действия: 01.07.2017
Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
ОКСО ОК 009-2016

Описание классификатора ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” от 13.01.1996 № 12-ФЗ.

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

  • определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
  • регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
  • интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объекты классификации

Объектами классификации в являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Система классификации и кодирования

В целом представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:
—  блок идентификации;
—  блок наименования;
—  блок дополнительных классификационных признаков.

строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

  • укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
  • направления подготовки;
  • специальности.

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы.

выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в не рассматриваются.

Структура кода классификатора
Структура кодового обозначения в блоке идентификации включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

где:
1-й, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3-й, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5-й, 6-й знаки соответствуют специальностям.

содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
В настоящем в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей – курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Формула структуры кодового обозначения в блоке дополнительных классификационных признаков включает 2 знака и имеет вид: .

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков (первый знак) указывается код, во второй графе (второй знак) – наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

  • для среднего профессионального образования:
    1 – базовый уровень подготовки;
    2 – повышенный уровень подготовки;
  • для высшего профессионального образования:
    2 – бакалавр;
    5 – дипломированный специалист;
    8 – магистр.

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Форма и пример записи позиций

Это означает:
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезия – направление подготовки
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
2 – бакалавр
8 – магистр.
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: “Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия”.

120101 Прикладная геодезия – специальность.
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
65 Инженер
51 Техник
52 Старший техник,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование,
5 – среднее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
5 – дипломированный специалист,
1 – базовый уровень подготовки,
2 – повышенный уровень подготовки.
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: “Инженер по специальности Прикладная геодезия”.

Система ведения классификатора

Ведение Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП “ВНИИКИ” Госстандарта России.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

Предшествующий классификатор

вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

Информационные ресурсы для разработки классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

используется при решении задач, связанных с:

  • регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
  • определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
  • регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
  • регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

Построение классификатора

включают в себя следующие разделы:

  • раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
  • раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
  • раздел III. Направления подготовки высшего образования – бакалавриата;
  • раздел IV. Направления подготовки высшего образования – магистратуры;
  • раздел V. Специальности высшего образования – специалитета;
  • раздел VI. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • раздел VII. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
  • раздел VIII. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • раздел IX. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объектами классификации в являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под , , понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.

Под понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.

Под понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах .

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

  • математические и естественные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • науки об обществе;
  • образование и педагогические науки;
  • гуманитарные науки;
  • искусство и культура;
  • оборона и безопасность государства. Военные науки.

В использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 “Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования” и от 29 октября 2013 г. № 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования”:

в имеют следующие коды:

  • 01 среднее профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих, служащих
  • 02 среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена
  • 03 высшее образование – бакалавриат
  • 04 высшее образование – магистратура
  • 05 высшее образование – специалитет
  • 06 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • 07 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
  • 08 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • 09 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам

сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:

  • – код образовательной программы;
  • – код области образования.

Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 “Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов”.

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ

(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв.
Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом
Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским
институтом высшего образования (НИИВО)
Минобразования России, Федеральным
государственным унитарным предприятием
“Всероссийский научно-исследовательский
институт классификации, терминологии и
информации по стандартизации и качеству” (ФГУП
“ВНИИКИ”) Госстандарта России.

Представлен Министерством образования
Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением
Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением
Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

3. Взамен ОК 009-93.

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей
по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее
профессиональное образование и основывается на
утверждаемых Минобразованием России перечнях
направлений подготовки и специальностей высшего
и среднего профессионального образования,
разрабатываемых в соответствии с Федеральным
законом “Об образовании” от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе
автоматизированной обработки и обмена
информацией на всех установленных государством
образовательных уровнях в Российской Федерации
с охватом как государственных, так и
негосударственных образовательных учреждений
при решении следующих основных задач:

– определение прогнозной потребности,
регулирование приема и выпуска специалистов;

– регламентация лицензионной деятельности и
статистического учета в образовании;

– интеграция системы высшего профессионального
образования и среднего профессионального
образования Российской Федерации в
международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются
специальности высшего и среднего
профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность
знаний, умений и навыков, приобретенных в
результате образования и обеспечивающих
постановку и решение определенных
профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых
обозначений объектов классификации,
наименований этих объектов и их дополнительных
классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации
включает:

– блок идентификации;

– блок наименования;

– блок дополнительных классификационных
признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с
использованием иерархического метода
классификации и последовательного метода
кодирования.

Три уровня иерархической классификации
объектов выделяют:

– укрупненные группы специальностей и
направлений подготовки;

– направления подготовки;

Укрупненные группы специальностей и
направлений подготовки объединяют совокупности
специальностей и направлений подготовки,
относящихся к какой-либо широкой предметной
области, и соответствуют утвержденному
Правительством Российской Федерации
государственному заданию на подготовку
специалистов с высшим профессиональным
образованием на 2003 – 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую
предметную область в рамках укрупненных групп
специальностей и направлений подготовки, к
которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений
подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в
порядке, установленном Минобразованием России, в
ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть
цифровых десятичных знаков и имеет вид:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям
подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования
укрупненных групп специальностей и направлений
подготовки; направлений подготовки;
специальностей.

В настоящем ОКСО в блоке наименований для
удобства пользования наименования направлений
подготовки выделены полужирным шрифтом, а
наименования специальностей – курсивом,
учитывая, что в соответствии со сложившейся
практикой эти наименования в отдельных случаях
могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных
признаков содержит информацию о квалификации,
присваиваемой по направлению подготовки и/или по
специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или
специальности высшего и среднего
профессионального образования определяет
уровень обученности, подготовленности к
выполнению определенных профессиональных задач.

В первой графе блока дополнительных
классификационных признаков указывается код, во
второй графе – наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации,
характеризующего уровень образования с учетом
принятых в Российской Федерации уровней
образования, используются следующие значения:

6 – высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации,
характеризующего уровень квалификации,
используются следующие значения:

– для среднего профессионального образования:

1 – базовый уровень подготовки;

2 – повышенный уровень подготовки;

– для высшего профессионального образования:

2 – бакалавр;

5 – дипломированный специалист;

Если к одному и тому же коду квалификации
относятся наименования нескольких квалификаций,
то код записывается только перед первым
наименованием, но относится он и ко всем
последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется
утвержденными Минобразованием России перечнями
направлений подготовки и специальностей высшего
и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации,
получаемой по конкретному направлению
подготовки или специальности, должен
использоваться 8-разрядный код, образуемый
присоединением к 6-разрядному коду направления
подготовки или специальности 2-разрядного кода
квалификации.

+—————————————————————-+
¦ Код ¦ Наименование ¦ Квалификация ¦
¦ ¦ +————————————-¦
¦ ¦ ¦код¦ наименование ¦
+——+——————-+—+———————————¦
¦120000¦ГЕОДЕЗИЯ И ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120100¦Геодезия ¦62 ¦Бакалавр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120101¦Прикладная геодезия¦65 ¦Инженер ¦
¦ ¦ ¦51 ¦Техник ¦
¦ ¦ ¦52 ¦Старший техник ¦
+—————————————————————-+

120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная
группа специальностей и направлений подготовки

Квалификации по направлению подготовки
Геодезия

где цифра в 1-м разряде кода квалификации
указывает уровень образования:

цифра во 2-м разряде указывает уровень
квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует
запись: “Бакалавр техники и технологии по
направлению подготовки Геодезия”.

Квалификации по специальности Прикладная
геодезия:

цифра во 2-м разряде кода квалификации
указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует
запись: “Инженер по специальности Прикладная
геодезия”.

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО
Минобразования России во взаимодействии с ФГУП
“ВНИИКИ” Госстандарта России.

Обновления классификатора ОКСО

Список последних обновлений классификатора с указанием номера изменения, даты его утверждения и введения в действие.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

на ОКСО ОК 009-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *