Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст
Дата введения –
1 января 2004 года
Общие сведения о классификаторе ОКСО
Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
ОКСО
ОК 009-2016
Дата введения в действие: 01.07.2017
Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
ОКСО ОК 009-2003, ОКНПО ОК 023-95
Дата окончания действия: —
—
—
Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
ОКСО
ОК 009-2003
Дата введения в действие: 01.01.2004
Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст
ОКСО ОК 009-93
Дата окончания действия: 01.07.2017
Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
ОКСО ОК 009-2016
Описание классификатора ОКСО
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” от 13.01.1996 № 12-ФЗ.
Назначение классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:
- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
- интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.
Объекты классификации
Объектами классификации в являются специальности высшего и среднего профессионального образования.
Под понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Система классификации и кодирования
В целом представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.
Структурное описание объекта классификации включает:
— блок идентификации;
— блок наименования;
— блок дополнительных классификационных признаков.
строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:
- укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
- направления подготовки;
- специальности.
Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы.
выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.
выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в не рассматриваются.
Структура кода классификатора
Структура кодового обозначения в блоке идентификации включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
где:
1-й, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3-й, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5-й, 6-й знаки соответствуют специальностям.
содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
В настоящем в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей – курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.
Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Формула структуры кодового обозначения в блоке дополнительных классификационных признаков включает 2 знака и имеет вид: .
В первой графе блока дополнительных классификационных признаков (первый знак) указывается код, во второй графе (второй знак) – наименование квалификации.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
- 5 – среднее профессиональное образование;
- 6 – высшее профессиональное образование.
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
- для среднего профессионального образования:
1 – базовый уровень подготовки;
2 – повышенный уровень подготовки; - для высшего профессионального образования:
2 – бакалавр;
5 – дипломированный специалист;
8 – магистр.
Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.
Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.
Форма и пример записи позиций
Это означает:
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезия – направление подготовки
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
2 – бакалавр
8 – магистр.
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: “Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия”.
120101 Прикладная геодезия – специальность.
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
65 Инженер
51 Техник
52 Старший техник,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование,
5 – среднее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
5 – дипломированный специалист,
1 – базовый уровень подготовки,
2 – повышенный уровень подготовки.
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: “Инженер по специальности Прикладная геодезия”.
Система ведения классификатора
Ведение Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП “ВНИИКИ” Госстандарта России.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
Предшествующий классификатор
вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
Информационные ресурсы для разработки классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
используется при решении задач, связанных с:
- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
- регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
Построение классификатора
включают в себя следующие разделы:
- раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
- раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
- раздел III. Направления подготовки высшего образования – бакалавриата;
- раздел IV. Направления подготовки высшего образования – магистратуры;
- раздел V. Специальности высшего образования – специалитета;
- раздел VI. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- раздел VII. Направления подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
- раздел VIII. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- раздел IX. Специальности высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объектами классификации в являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под , , понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.
Под понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.
Под понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
В использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах .
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:
- математические и естественные науки;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- науки об обществе;
- образование и педагогические науки;
- гуманитарные науки;
- искусство и культура;
- оборона и безопасность государства. Военные науки.
В использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 “Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования” и от 29 октября 2013 г. № 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования”:
в имеют следующие коды:
- 01 среднее профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих, служащих
- 02 среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена
- 03 высшее образование – бакалавриат
- 04 высшее образование – магистратура
- 05 высшее образование – специалитет
- 06 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
- 07 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
- 08 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
- 09 высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам
сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
- – код образовательной программы;
- – код области образования.
Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 “Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов”.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв.
Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом
Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Научно-исследовательским
институтом высшего образования (НИИВО)
Минобразования России, Федеральным
государственным унитарным предприятием
“Всероссийский научно-исследовательский
институт классификации, терминологии и
информации по стандартизации и качеству” (ФГУП
“ВНИИКИ”) Госстандарта России.
Представлен Министерством образования
Российской Федерации.
Внесен Научно-техническим управлением
Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением
Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.
3. Взамен ОК 009-93.
ВВЕДЕНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей
по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее
профессиональное образование и основывается на
утверждаемых Минобразованием России перечнях
направлений подготовки и специальностей высшего
и среднего профессионального образования,
разрабатываемых в соответствии с Федеральным
законом “Об образовании” от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
ОКСО предназначен для использования в процессе
автоматизированной обработки и обмена
информацией на всех установленных государством
образовательных уровнях в Российской Федерации
с охватом как государственных, так и
негосударственных образовательных учреждений
при решении следующих основных задач:
– определение прогнозной потребности,
регулирование приема и выпуска специалистов;
– регламентация лицензионной деятельности и
статистического учета в образовании;
– интеграция системы высшего профессионального
образования и среднего профессионального
образования Российской Федерации в
международное образовательное пространство.
Объектами классификации в ОКСО являются
специальности высшего и среднего
профессионального образования.
Под специальностью понимают совокупность
знаний, умений и навыков, приобретенных в
результате образования и обеспечивающих
постановку и решение определенных
профессиональных задач.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых
обозначений объектов классификации,
наименований этих объектов и их дополнительных
классификационных признаков.
Структурное описание объекта классификации
включает:
– блок идентификации;
– блок наименования;
– блок дополнительных классификационных
признаков.
Блок идентификации ОКСО строится с
использованием иерархического метода
классификации и последовательного метода
кодирования.
Три уровня иерархической классификации
объектов выделяют:
– укрупненные группы специальностей и
направлений подготовки;
– направления подготовки;
Укрупненные группы специальностей и
направлений подготовки объединяют совокупности
специальностей и направлений подготовки,
относящихся к какой-либо широкой предметной
области, и соответствуют утвержденному
Правительством Российской Федерации
государственному заданию на подготовку
специалистов с высшим профессиональным
образованием на 2003 – 2005 годы.
Направления подготовки выделяют более узкую
предметную область в рамках укрупненных групп
специальностей и направлений подготовки, к
которым они принадлежат.
Специальности выделяют в рамках направлений
подготовки конкретную профессиональную область.
Специализации, вводимые учебными заведениями в
порядке, установленном Минобразованием России, в
ОКСО не рассматриваются.
Структура кодового обозначения включает шесть
цифровых десятичных знаков и имеет вид:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям
подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования
укрупненных групп специальностей и направлений
подготовки; направлений подготовки;
специальностей.
В настоящем ОКСО в блоке наименований для
удобства пользования наименования направлений
подготовки выделены полужирным шрифтом, а
наименования специальностей – курсивом,
учитывая, что в соответствии со сложившейся
практикой эти наименования в отдельных случаях
могут совпадать.
Блок дополнительных классификационных
признаков содержит информацию о квалификации,
присваиваемой по направлению подготовки и/или по
специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или
специальности высшего и среднего
профессионального образования определяет
уровень обученности, подготовленности к
выполнению определенных профессиональных задач.
В первой графе блока дополнительных
классификационных признаков указывается код, во
второй графе – наименование квалификации.
Для 1-го разряда кода квалификации,
характеризующего уровень образования с учетом
принятых в Российской Федерации уровней
образования, используются следующие значения:
6 – высшее профессиональное образование.
Для 2-го разряда кода квалификации,
характеризующего уровень квалификации,
используются следующие значения:
– для среднего профессионального образования:
1 – базовый уровень подготовки;
2 – повышенный уровень подготовки;
– для высшего профессионального образования:
2 – бакалавр;
5 – дипломированный специалист;
Если к одному и тому же коду квалификации
относятся наименования нескольких квалификаций,
то код записывается только перед первым
наименованием, но относится он и ко всем
последующим наименованиям.
Наименование квалификации определяется
утвержденными Минобразованием России перечнями
направлений подготовки и специальностей высшего
и среднего профессионального образования.
При необходимости кодирования квалификации,
получаемой по конкретному направлению
подготовки или специальности, должен
использоваться 8-разрядный код, образуемый
присоединением к 6-разрядному коду направления
подготовки или специальности 2-разрядного кода
квалификации.
+—————————————————————-+
¦ Код ¦ Наименование ¦ Квалификация ¦
¦ ¦ +————————————-¦
¦ ¦ ¦код¦ наименование ¦
+——+——————-+—+———————————¦
¦120000¦ГЕОДЕЗИЯ И ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120100¦Геодезия ¦62 ¦Бакалавр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120101¦Прикладная геодезия¦65 ¦Инженер ¦
¦ ¦ ¦51 ¦Техник ¦
¦ ¦ ¦52 ¦Старший техник ¦
+—————————————————————-+
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная
группа специальностей и направлений подготовки
Квалификации по направлению подготовки
Геодезия
где цифра в 1-м разряде кода квалификации
указывает уровень образования:
цифра во 2-м разряде указывает уровень
квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует
запись: “Бакалавр техники и технологии по
направлению подготовки Геодезия”.
Квалификации по специальности Прикладная
геодезия:
цифра во 2-м разряде кода квалификации
указывает уровень квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует
запись: “Инженер по специальности Прикладная
геодезия”.
Ведение ОКСО осуществляет НИИВО
Минобразования России во взаимодействии с ФГУП
“ВНИИКИ” Госстандарта России.
Обновления классификатора ОКСО
Список последних обновлений классификатора с указанием номера изменения, даты его утверждения и введения в действие.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию
на ОКСО ОК 009-2016