Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 9Воспитательная работа школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива

всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Слайд 162. Общекультурная компетенция Это освоение основ отечественной и мировой культуры. Участие в

творческих конкурсах, проведение экскурсий, посещения театров, музеев.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Слайд 3Цели воспитательной работы развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);  готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;  толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

– овладение компетенциями

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Профессиональные компетенции классного руководителя

МБОУ «Гимназия №136»

г. Нижний Новгород

деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов, обучающихся;
  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности.

ПК.3.1. Проводить педагогические наблюдения и диагностику, интерпретировать результаты

  • выбор методов педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
  • составление программы педагогического наблюдения;
  • определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата;

ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

  • формулировка целей и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся
  • разработка программы адаптации детей к условиям образовательного учреждения
  • отбор средств, необходимых для проведения уроков

ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия

  • разработка конспектов уроков и подготовка наглядных материалов
  • подборка необходимой методической литературы
  • подготовка среды для проведения урока

По характеру деятельности:

ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

  • осуществление анализа и самоанализа урока
  • взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями;
  • формирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.

Основные моменты, учитываемые в самоанализе: целенаправленность, содержание, методика проведения, результативность

ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

  • составление плана работы с родителями
  • составление предложений по совершенствованию работы с родителями

Родительское собрание это – основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.

ПК.3.6. Взаимодействие с родителями

  • выбор средств изучения особенностей семейного воспитания младших школьников
  • выбор форм работы с семьей (родительских собраний, встреч, консультаций, бесед)
  • планирование проведения совместных с родителями мероприятий

ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

  • проведение анализа и самоанализа результатов работы с родителями
  • внесение предложения по совершенствованию работы с родителями

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе учителя

ПК.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

  • использование методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • представление результатов координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
  • внесение предложений по совершенствованию работы по координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

Хакимова Гульчехра Алимжановна,

Заместитель директора по УВР

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

МО Арсеньевский район

Классный руководитель в рамках ФГОС

( Слайд 2)

В 2021 году были введены обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС-21) начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации. Новые ФГОС обеспечивают личностное развитие учащихся, а классный руководитель играет новую важную роль. Какие надежды на классного руководителя возлагают родители? Что сегодня ожидает от классного руководителя ученик, который растёт в условиях стремительного развития цифровой экономики и информационных технологий? Как и в чём меняется роль классного руководителя сегодня?

Ответы на эти вопросы дает сегодня система образования, основная цель которой – обеспечить качественное образование, позволяющее выпускникам быть успешными и конкурентоспособными в учёбе, работе и жизни в условиях цифровизации общества.

В модели современного руководителя класса преломляются различные грани его деятельности и поведения. Классный руководитель сегодня– это:

  • педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов;
  • организатор сотрудничества между ребёнком и его родителями, с одной стороны, и учителями-предметниками, специалистами и руководством школы – с другой;
  • наставник-психолог для каждого ребёнка, направляющий процесс его воспитания, становления и развития, способствующий преодолению возникающих затруднений.

С нормативной точки зрения, классный руководитель – это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении не только  эффективной воспитательной, но и образовательной системы школы.

В данном сообщении, наряду с воспитательными, рассмотрим некоторые аспекты в образовательном направлении  работы классного руководителя в рамках  ФГОС, при котором появляются новые компетенции руководителя класса: нацеленность на проектирование индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), то есть последовательности элементов учебной и внеучебной деятельности каждого школьника по реализации собственных образовательных целей, соответствующих его способностям, возможностям, интересам и осуществляемая при координирующей деятельности руководителя класса во взаимодействии с родителями и педагогами, работающими в классе.

Ключевыми  функциями классного руководителя при этом  являются:

• данных электронного журнала;

• информации от родителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога;

• результатов собственных наблюдений за развитием каждого обучающегося;

• направлений личностного развития обучающихся;

• профессионального самоопределения школьников (мероприятия «Неделя без турникета», «Проектория»);

• результатов и рисков;

• проектирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;

• реализации подходов принятой в школе воспитания;

• взаимодействия всех участников образовательных отношений;

• учебных достижений класса и каждого обучающегося;

• соблюдения обучающимися принятых правил и норм;

• соблюдения всеми педагогами единства требований и исполнения принятых  решений;

• в целях регулирования межличностных отношений всех заинтересованных сторон;

• для создания благоприятного климата в классе;

• по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

Почему в условиях обновленного ФГОС руководитель класса  применяет проектный подход к управлению классом и работе с каждым учеником? Во – первых, деятельность ориентирована не на процесс, а на результат в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами; во – вторых, принимается ответственность перед педагогической общественностью за достижение результата. И, наконец, реализация требует новых подходов, технологий, способов, методов, приемов в зависимости от конкретной ситуации. «Класс как проект» направлен на получение качественного образования, раскрытие талантов и способностей каждого ученика и развитие класса в целом.

Виды проектов руководителя класса:

Каждый ребёнок – уникален! Руководитель класса        способствует индивидуальному развитию ребёнка, выстраивая вместе с ним, с родителями траекторию продвижения к успеху.

Руководитель класса создаёт условия, в которых каждый член класса находит сообщество, разделяющее его интерес или устремление к той или иной профессии, помогая реализовать этот интерес в совместнойдеятельности.

В современной жизни не снижается важность умения жить сообща, работать в команде. Руководитель класса создает условия для сплочения коллектива, как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Меняется время. Сегодня успешность современного человека определяют:

  • ориентирование на знания и использование новых технологий;
  • активная жизненная позиция;
  • установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;
  • активное финансовое поведение;
  • эффективное социальное сотрудничество;
  • здоровый и безопасный образ жизни.

Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Основной целью его деятельности  является создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе. А для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь  знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это включается в понятие

которая практикуется  в МОУ «Первомайская СОШ» уже  два года.

Если инструментом оценки  результатов являются стандартизированные контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты, диктанты, творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка учащихся и др., а также итоговые контрольные работы (промежуточная аттестация) по предметам, то оценка  результатов осуществляется в ходе различных процедур таких, как:

1) решение различных задач творческого и поискового характера, учебное

2) выполнение заданий специально сконструированных, в том числе комплексных работ на межпредметной основе, мониторинга сформированности основных учебных умений.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферахЕё смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Анализ результатов показывает, насколько учащиеся  умеют использовать предметные знания , умения и навыки в решении жизненно важных  задач.    Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик.

Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности.

МОУ «Первомайская СОШ» реализует выполнение заданий по функциональной грамотности как в урочное время, так и во внеурочной деятельности через общеинтеллектуальное направление (в секциях «Культура здорового образа жизни», «Занимательная грамматика», «Инфознайка»,  «В мире математики», «В мире химии и биологии», «В мире географии», «Занимательная информатика») и социальное направление (в секциях «Финансовая грамотность» ,

«В мире профессий» , «Безопасность повседневной жизни»).

А классный руководитель  выступает здесь как коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса.

Его основными  функциями   являются:

  • личностно-ориентированное общение с обучающимися класса;
  • выстраивание позитивной коммуникации с классом как социальной группой;
  • конструктивное взаимодействие с родительской общественностью;
  • работа в режиме двухканальной связи с представителями администрации школы;
  • позиционирование класса и школы в публичном информационном пространстве.

Итак, классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, гарант  нынешней и будущей успешности ребёнка, рассматривающий развитие каждого обучающегося через выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, раскрытие его талантов и способностей.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

«Классный» – значит, лучший, удивительный, прекрасный; значит, надёжный, понимающий; значит – образец во всём! И в то же время – «руководитель»! Именно он – тот магнит, который притягивает к себе детей, вдохновляет их на яркие, интересные дела, воодушевляет, подсказывает, зовёт за собой!

Спасибо за внимание!

Слайд 20Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития,

эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

5. Компетенция личностного самосовершенствования

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«Осторожно, дети!» – безопасность дорожного движения; акции

«Бессмертный полк» песни Победы

Ключевые компетенции классного руководителя

учитель английского языка

В докладе рассматриваются ключевые компетенции классного руководителя.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Подготовила: Т.В. Юхтенко,

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов.

Как было упомянуто выше, воспитание и обучение представляет собой взаимо­связанные стороны единой педагогической деятельности. В дейст­вительности они всегда реализуются совместно, поэтому отделить обучение от воспитания практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. Учителя-предметники никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся, но ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося. Классный руководитель – это посредник между обществом и ребенком, который ор­ганизует систему отношений через разнообразные виды воспиты­вающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и помогает осуществлять развитие личности.

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Современный классный руководитель – это педагог – профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Современная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. е. его ключевые компетенции.

Ключевые компетенции ученика – это результат профессиональных компетентностей педагога.

Процесс формирования профессиональной педагогической компетентности классного руководителя в условиях образовательной среды только тогда будет эффективным, когда классный руководитель будет обладать набором ключевых компетенций.

Деление на компетенции условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно, но так или иначе условное деление все же существует.

Рефлексивно-аналитические компетенции включают умение анализировать собственную деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. Сюда же включается и способность предвидеть последствия и возможные результаты деятельности. Воспитатель стремится овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценить уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.

Организаторские компетенции воспитателя предполагают умение ставить перед собой и детьми цели, которые дадут ожидаемый результат: планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; делить цель на более мелкие задачи, превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса. Есть и другие характеристики организаторской функции, например, готовность к использованию различных методов и способов стимулирования деятельности: поощрение, оказание доверия, предъявление разумных требований, выдвижение близких и дальних перспектив, обращение к игре, состязательность и конкуренция и пр.

Коммуникативные компетенции классного руководителя должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Самое главное – подходить к воспитаннику с “оптимистической гипотезой”, верить в его потенциальные возможности, развивать их, поддерживать и защищать школьника. В коммуникативные функции включаются также умения корректировать межличностные отношения между детьми, выступать объективным арбитром в решении конфликтов, помогать взаимопониманию учителей-предметников и учащихся класса, устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами, достигать взаимопонимания с родителями.

Воспитательный процесс весь устремлен в будущее, а воспитатель, по выражению А. С. Макаренко, “проектирует” личность, осуществляя в повседневной работе заранее составленную программу деятельности. Анализируя опыт лучших наставников, можно обнаружить в их работе немало элементов проектирования и предвидения. Прежде чем начать работу с детьми, они представляют, какими хотят видеть своих выпускников. Составляется план движения к этой цели, определяются задачи работы с коллективом, намечаются стержневые, ведущие дела. Такой перспективный план воспитательной работы (как отдельный собственный план действий) становится профессиональной необходимостью, нормой для классного руководителя, что позволит работать ритмично, последовательно, учитывая взросление школьников.

Информационная компетентность предусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры?

Безусловно, слова Леонардо да Винчи о том, что «плох тот ученик, который не превосходит учителя», актуальны до сих пор, но одновременно с этим, нельзя не уметь делать то, что умеют твои ученики.

Современные дети довольно хорошо ориентируются в области новых информационных технологий, но зачастую, решение, казалось бы, простой проблемы ставит их в тупик. Так может стоит классному руководителю познакомится с основами медиапедагогики, и обычный классный час превратится из монолога учителя в своеобразный киноклуб с просмотром видеоролика, скачанного с ютуба. Мой опыт показывает, что ученики, довольно свободно ориентируясь в сети Интернет, не могут найти необходимую информацию, воспользоваться ею в должном объеме. Очень часто учащиеся испытывают трудности с выделением главной мысли, отбором первостепенного и второстепенного материала, поэтому целесообразно при планировании и осуществлении ВР использовать проектную деятельность. Наряду с информационной компетенцией это позволит развить такие умения, как рефлексия, анализ, планирование и будет способствовать становлению ребенка как личности, формируя необходимые интеллектуальные качества. Методика проектной деятельности была рассмотрена нашим коллективом в прошлом учебном году. Если мы обратимся к общешкольному плану ВР, то увидим, что в апреле запланирована защита проектов в рамках международного дня памятников и исторических мест.

Кроме того, говоря о современных школьниках и их информационной компетентности, нельзя не упомянуть о социальных сетях. У классного руководителя есть замечательная возможность увидеть многие острые точки взаимоотношений его воспитанников и вывести общение за рамки класс-парта-доска.

Владение вышеперечисленным набором педагогических компетенций предполагает конкретизацию целей воспитания в виде следующих задач:

* помогать школьникам в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формировать самосознание, ценностное отношение к собственной жизни;

* приобщать учащихся к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и своего отечества, своего народа;

* выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого школьника, создавать условия для удовлетворения их способностей в разнообразных сферах деятельности и общении;

* стремиться к тому, чтобы дети приобщались к фундаментальным нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), к культуре общения;

* развивать чувства обретения внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, собственного достоинства, самоуважения;

* воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, формировать гражданскую и социальную ответственность;

* формировать положительное отношение к труду как к высшей ценности жизни, развивать потребности к творческому труду;

* приобщать к здоровому образу жизни, стимулировать стремление быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью.

Вывод: Главная задача классного руководителя – организовывать воспитательную деятельность с детьми, решая все вопросы не за них, а вместе с ними. Только тогда мы сможем добиться развития ключевых компетенций наших воспитанников.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/10602-kljuchevye-kompetencii-klassnogo-rukovoditelj

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информациюАдаптироваться

технологии, информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения

Приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 8 Формами воспитательной деятельности, развивающими

компетенции являются:коллективное творческое дело;внеклассные мероприятия;кружковые занятия, работа  секций;тематические классные часы;участие в творческих конкурсах

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.
С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.
Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле

нельзя улучшить, минуя голову учителя»

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. Мы знаем, какие требования предъявляются к выпускнику школы, как всесторонне анализируются результаты обучения. Достижение таких результатов невозможно без развития компетенций учителя, его постоянного самосовершенствования.

С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

К сожалению, классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:

Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма – низкий).

Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

Четвёртая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:

– его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

– его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

– его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:

через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;

через обучение на курсах повышение квалификации;

через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях введения ФГОС:

приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

знание законодательства о современном образовании;

нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

умение применять правовую базу о защите детства;

применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.

изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей имеет следующий вид:

Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)

Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)

Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия). Я считаю, что в нашей школе этот алгоритм существует и работает!

Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

методическую и обучающую деятельность;

обучение на курсах повышения квалификации;

применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

проведение мониторинговых исследований,

анализ воспитательной деятельности.

В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/435861-kljuchevye-kompetencii-klassnogo-rukovoditelj

День знаний;-олимпиады по предметам;- предметные проекты-тематические классные

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ
  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Слайд 4существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о

ней;переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;осознана; позволяет решать целый класс задач.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 14Традиции творческого развития учащихся

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Базовые компетенции; ключевые компетенции;

-учебно-познавательные;-информационные;-коммуникативные;-социально-трудовые;-общекультурные;-компетенции личностного самосовершенствования.

Спортивные соревнования; дни здоровья;работа по профилактике вредных привычек;

классе я вижу своих учеников такими:Понимающими жизненное целеполагание (целеустремленность);Способными сделать правильный нравственный, социальный выбор;Умеющими и желающими образовываться на протяжении всей жизни;Конкурентоспособными, умеющими реализовывать свои притязания на право занять значимое место в обществе;Стремящимися к саморазвитию, самовоспитанию;Знающими и владеющими приемами, способами оздоровления своего организма;Знающими психологические основы общения.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  • Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  • В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  • Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  • В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  • Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  • В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель 7

«Г» класса: Родионова Т. В.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 18Все формы диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; исследования

и проекты, выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.

3. Коммуникативная компетенция

предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 7активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции

деловая игра 3. обучение через деятельность 4. метод проектов

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 15 Это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий

в нестандартных  ситуациях. Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности. Проектная деятельность, участие детей  в интеллектуальных конкурсах, участие в конференциях и семинарах и т.п.

1. Учебно-познавательная компетенция

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Тематические родительские собрания; – День Матери

способность действовать в социуме с учётом позиций других людей, мероприятия, в ходе  которых создаются различные творческие работы Мастер-класс «Подарок маме», «Мастерская Деда Мороза»

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Слайд 2Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *