открытого урока русского языка в 10А классе
МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказа
Дата проведения: 25 февраля 2015 г.
Тема урока: «Урокисследование одного слова».
Форма урока: «Лингвистическая лаборатория»
– дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;
– развивать умение «думать о словах»;
– способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:
Домашнее задание на выбор.
На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы
проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.
Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с
информацией; на уроке была успешно организована поэтапная
самостоятельная учебная, интеллектуальнопознавательная
рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для
применения знаний и умений в практической деятельности.
Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой
На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный
материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего,
ценностносмыслового характера; элементов развивающего характера;
вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной
возможности, чтобы организовать учебное исследование;
учителейпредметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева
Анализ семинарского занятия
«Истоки настоящего в прошлом»
Всего в классе – ___уч. Присутствовали –уч;
Общая тема семинара – «Истоки настоящего в прошлом», где:
1-й час – тема: Древнерусская литература. «Повесть временных лет»;
2-й час – «Истоки настоящего в прошлом» (М.Горький).
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: семинарское занятие.
а) довести до учащихся мысль о самобытности и высоком идейном уровне
культуры Древней Руси (на примере «Повести временных лет»);
б) развитие монологической речи учащихся; обучение анализу
в) продолжить формирование ценностного фонда личности.
Оргмомент настроил ребят на работу: приветствие участников семинара,
постановка задач, объяснение хода семинара.
Содержание учебного материала соответствует целям семинара, отличается
достаточной насыщенностью и в определенных моментах умеренной
Цели были поставлены реальные. Обстановка на обоих уроках
деятельностная, приближенная к научностуденческой, и это нравилось
Форма семинара: традиционно семинарская, с элементами урока
исследования. В ходе семинара учитель создавал ситуации, при которых
учащиеся делали самостоятельные выводы.
Содержание и структура семинара: изучение нового материала с
соответствующей структурой. Структура обоих занятий соответствует теме
и целям семинара. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их
продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось
выполнить все намеченное. По окончании были подведены итоги,
предложено несколько вопросов на контроль изученного.
Тема семинара соответствует плану учебной программы. Важно, что новый
материал был частично подготовлен самими учащимися Особое внимание
уделялось монологической речи обучающихся.
Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как
позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и
плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов – групповая
работа, которая была слаженной и результативной.
Домашнее задание и в перой части, и во второй части носило творческий и
исследовательский характер, соответствовало темам и заинтересовало
Методы и приемы обучения. На семинаре использовалась
индивидуальная и групповая формы работы. Все методы отвечают
содержанию учебного материала и целям. Эффективно использованы
разные формы организации занятия, рассчитанного на 2 академических
часа: фронтальная (беседа по наводящим вопросам и при закреплении
материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения
знаний был осуществлен в форме беседы.
Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические
1. Триединая дидактическая цель семинара достигнута. Поставленные в
начале уроков цели были приняты всеми учащимися.
2. Реальные результаты – активная работа учащихся.
3. Семинар достиг поставленных целей.
4. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под
содержание дидактической цели.
5. Применение индивидуальных и дифференцированного подхода при
применении групповых форм работы с классом способствовали его
6. На занятии ярко прослеживалась интегрирование в такие предметы,
как история, русский язык, осетинская литература.
7. В качестве удачного момента следует отметить реализацию задач
8. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, а
на определенных этапах применены надпрограммные, расширяющие
кругозор учащихся, требования.
9. Для домашней работы были предложены задания, которые требуют
Анализ урока русского языка
в 9классе МБОУ ВСОШ № 2
Тема: Сложноподчиненное предложение
а) закрепление знаний о сложноподчиненном предложении (его
строение, роль в речи);
б) развитие навыков употребления предложений данного типа в
речи; совершенствование пунктуационных навыков;
в) формирование ценностного фонда учащихся.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Всего в классе:
Анализируемый урок соответствует календарнотематическому
планированию учителя Л.В. Койбаевой и является продолжением
большого тематического блока «Сложножноподчиненное
предложение». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с
особенностями СПП, на данном уроке учитель закрепляет
полученные накануне знания о сложноподчиненном предложении.
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку
готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В
начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей
мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока
мобилизовать класс и настроить на работу.
На уроке использовались разные формы работы. Была и
письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально,
методы обучения – словесный, наглядный, игровой
(соревновательный). Особое внимание было уделено
Учителем использовались следующие приемы активизации
познавательной деятельности – это постановка проблемных
вопросов, использование интеграционного подхода (связь с
литературой при отборе письменных заданий), использование
фрагментов из публицистических текстов, использование
В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и
лексикограмматическая работа с толкованием слов.
Важно, что учитель использовал разнообразные виды
деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело
был использован индивидуальный подход: пока весь класс
работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание,
выполняли дополнительные задания учителя по карточкам.
Интересно и живо прошел этап «Кто быстрее?».
За счет постоянной смены видов деятельности дети не
устали, хотя плотность урока была высокой.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям
урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход
от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали
совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что
умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были
активны в течение всего урока; показали умение продуктивно
работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и
обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие
Валеологический подход учителем соблюдается.
Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей
по творчеству Г. Газданова
в 12В классе МБОУ ВСОШ № 2
Учитель: ;
Всего в классе –26 уч. Присутствовали – 20 уч;
Тема урока: «Гайто Газданов. Возвращение».
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма урока: урок – открытие.
Обучающие: Пробудив у учащихся интерес к творчеству Г.
Газданова, для них имя – «Гайто Газданов»;
познакомить с отдельными произведениями Г. Газданова;
показать глубину его произведений.
Продолжить работу над развитием навыков
связной речи, выразительного чтения и творческих способностей
учащихся; развивать устную речь учащихся, работать над
обогащением словарного запаса,
Вызвать в воспитанниках чувство
уважения и гордости знаменитым писателемземляком;
воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету,
способствовать духовному росту учащихся.
Оргмомент настроил ребят на работу: взаимное
приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности
учеников к уроку, постановка задач.
Само содержание учебного материала соответствует целям урока,
Цели были поставлены реальные. Морально – психологическая
обстановка была демократичной.
Форма урока: -открытие, где превалировала форма беседы
элементами рассуждения. В беседе учитель создавал ситуации,
при которых учащиеся делали самостоятельные выводы,
«открывали» для себя личность писателя, особенности его
творчества. В этом – открытие .
Тип и структура урока: урок изучения нового материала с
соответствующей структурой. Структура соответствует теме и
целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана
их продолжительность. Время на уроке было распределено
экономно, удалось выполнить все намеченное. В конце урока были
подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль
минуты до звонка.
Содержание урока. Тема урока соответствует плану
учебной программы. Новый материал был подготовлен и
преподнесен учителем и учащимися полно, достоверно, доступно
и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи
Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало
как позитивному эмоциональному восприятию материала урока,
так и плодотворной работе учащихся. В числе ярких моментов
урока – инсценировка отрывка из романа Г. Газданова «Вечер у
Домашнее задание носит творческий характер и органично
вписано в содержание урока: «Написать сочинениерекомендацию
Методы и приемы обучения. На уроке использовалась
индивидуальная и коллективная формы работы.
Методы: наглядный, репродуктивный, частично –
поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию
учебного материала, целям урока. Также были использованы
разные формы организации урока: фронтальная (беседа по
наводящим вопросам при исследовании творчества Г. Газданова и
при закреплении материала); индивидуальная (выступление
учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме
беседы. Материал, подобранный учителем, подчинен цели урока:
познакомить учащихся с творчеством Г. Газданова.
психологические и санитарно гигиенические требования к уроку.
1. Учителю удалось «открыть» детям имя Г. Газданова.
2. Триединая дидактическая цель урока достигнута.
Поставленные в начале урока цели были приняты всеми
3. Реальные результаты – активная работа учащихся на уроке.
4. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны
под содержание дидактической цели.
5. Применение на уроке фронтальных и индивидуальных
форм работы с классом способствовали его эффективности.
6. Материал изложен в соответствии с программными
требованиями, соответствует возрастным особенностям
7. Чередование словесных методов, театрализации,
музыкального сопровождения и форм организации
познавательной деятельности способствовали
предупреждению перегрузки учащихся а процессе урока.
8. Для домашней работы было предложено задание, которое
требует творческого подхода.
9. Урок достиг целей, представляет собой целостную систему.
Связь между дидактическими задачами, содержанием
учебного материала, методами формами обучения
обеспечили оптимальное функционирование всей системы
Анализ урока литературы
по темеЛирический роман С. Есенина».
«___» ________ 2015 г.
Тип урока: урок исследование
Проведенный урок литературы в 9Г классе посвящён лирике С.А.
Есенина. Данный урок проводился по плану в соответствии с
тематическим планированием. В календарнотематическом
планировании это 2й урок раздела «Творчество С. Есенина».
На уроке учителем достигались следующие цели:
Обучающие: Вдумчиво и внимательно прочитать лирический
роман, написанный великим поэтом; понять, что его волновало и
беспокоило, радовало и тревожило, чем он жил и дышал.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения
анализировать текст; развивать наблюдательность,
внимательность к поэтическому слову; развивать умение
высказывать свою точку зрения и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать нравственные устои.
Для достижения целей и успешного решения поставленных задач
учителем была выбрана структура урока, которая включала
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Сообщение темы урока.
IV. Постановка цели урока.
V. Исследование творчества поэта ( аналитическое чтение; лекция
учителя с элементами беседы, выразительное чтение наизусть).
VI. Групповая работа
VII. Закрепление в вопросноответной форме.
VIII. Заключительное слово учителя.
IX. Домашнее задание.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано
рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все
этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного
этапа к другому. Креативным является сам замысел урока:
творчество С. Есенина как лирический роман, который будет
прочитан на уроке.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися
темы, на повышение уровня культуры учащихся.
Для этого на уроке было использовано сочетание таких приемов и
– -иллюстративный метод (использование ИКТ,
демонстрация слайдов работа с интерактивной доской);
– репродуктивный метод (чтение наизусть, активное восприятие
и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);
– словесный метод (рассказ, элементы беседы);
– методы стимулирования учения (создание ситуации
эмоционального переживания, ситуации занимательности);
– метод формирования познавательного интереса
(художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная,
групповая, индивидуальная.Применялись разные виды речевой
деятельности: говорение, чтение наизусть. Учащимся было
предложено подготовить развёрнутые сообщения и
выразительное чтение стихотворений С.Есенина. Работа
проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял
учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую
активность. Содержание материала урока личностно
В качестве эффективного средств обучения на уроке успешно
использовалась интерактивная доска. Мультимедийная
презентация со зрительной и речевой опорой позволила не только
эффективно и полезно использовать время на уроке, но и вызвать
интерес к теме, к предмету.
В своих комментариях учитель использовал исторические и
биографические факты из жизни великого поэта. На основе
фактического материала учащиеся сопоставляли разрозненные
явления, сравнивали, анализировать; учились делать обобщения
и выводы. Подобранный материал урока всецело способствовал
заинтересованного отношения учащихся к личности поэта и его
В работе учителя на уроке прослеживается логичность,
последовательность и доступность в изложении материала.
Использование на уроке разнообразных методов и приёмов
позволило оценить работу каждого ученика, дать возможность
дебатировать и анализировать активно на уроке. Чередование и
смена видов деятельности обеспечивали поддержание
работоспособности и активности учащихся на уроке.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет
использования ИКтехнологий, а также за счет создания учителем
на уроке благоприятной психологической атмосферы.
Психологическая атмосфера на уроке: активность учащихся, их
расположенность к творческой деятельности, желание познания .
Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать
Важно, что, ориентируясь на уровень подготовки и речевых
способностей учащихся, учитель применял дифференцированный
подход.Контроль усвоения полученных осуществлялся в
вопросно – ответной форме деятельности. Подборка интересного
насыщенного материала урока имела теоретическую,
практическую и познавательную значимость.
Отклонений от плана урока не было. Результативность урока
хорошая. Перегрузки детей не было.
Цели урока достигнуты. Учителю удалось расширить и углубить
представления учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина,
иными словами, «лирический роман Есенина» был прочитан с
пользой и интересом.
В ходе комментариев учителя было много полезных
воспитательных моментов, поэтому анализируемый урок можно
считать не только источником литературных познаний, но и
уроком нравственного воспитания. Домашнее задание духовно
нравственного плана очень органично и логично вписалось в
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование
структуры урока, использование различных форм обучения,
тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного
Анализ урока литературы в 9 классе.
Учитель: ;
Всего в классе – уч. Присутствовали – уч;
Тема урока: «А.С. Пушкин «Кавказский пленник». Анализ
Цель урока: определить основной конфликт поэмы, который поэт
вскрывает в результате этого конфликта.
Функции урока и их задачи:
1. Познавательная: сообщение о замысле поэмы, об истории
создания; романтизм и романтический герой.
2. Обучающая: обучение аналитическому чтению и приемам
анализа художественного произведения.
2. Развивающая: выразительное чтение учащимися отрывков,
разрешение проблемных вопросов и ситуаций.
3. Воспитывающая: прийти к пониманию антигуманности
индивидуалистического эгоизма героя, отсутствия цельности
характера, подлинного и глубокого чувства.
Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы
урока удачно взаимосвязаны.
Основные этапы урока:
1. Вступительное слово учителя. Постановка задач и разъяснение
пути их реализации.
2. Знакомство с замыслом поэмы; с художественно-
изобразительными средствами, с отзывами критиков о характере
3. Аналитическое чтение ключевых глав поэмы в вопросно-
ответной форме. Обучение анализу лирического произведения.
4. Закрепление пройденного – этап, где учащиеся отвечают на
вопросы, записанные на доске.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Домашнее задание. Словесное рисование одного из героев
Организация начала урока (вступительное слово учителя
дала позитивный настрой, поставлена цель урока.
Подготовка к основному этапу сообщение учителя о поэме
А.С. Пушкина «Кавказский пленник», индивидуальные
тематические сообщения учеников отразили историю и
своеобразие поэмы Пушкиназаинтересовала учащихся, дала
установку на творческий поиск.
Непосредственно основной этап (аналитическое чтение
поэмы с комментариями учителя и учащихся) прошел
динамично, живо; ответы учеников были содержательными;
выводы учителя – емкими и плавно переходящими от одного
вывода к следующему.
Логично было выстроено закрепление пройденного на уроке
(эмпирическая беседа, в результате которой были выделены
особенности поэмы «Кавказский пленник», найдены ответы на
заранее объявленные и записанные на доске вопросы.
В ходе подведения итогов работы учитель дал оценку
каждому ученику. Качество знаний учащихся в результате
проведённой работы: «5»- 3, «4» – 7, «3» –
Время, отведённое на каждый этап, скорректировано верно.
На уроке применялись следующие методы работы:
объяснительно иллюстративный, проблемный; словесные
(беседа, тематические сообщения), наглядные (наглядные
пособия, опыт), практические (наблюдение, поиск ответов на
поставленные вопросы, анализ поэтического текста).
Использовались фронтальная индивидуальная формы
работы и такой приём работы, как постановка проблемных
вопросов и поиск ответов на них. Показательно требование
учителя давать развернутый ответ на вопрос.
Домашнее задание соответствует одной из задач урока –
обучение анализу художественного произведения – и носит
– Формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам,
соответствующим изучаемому материалу и способам
организации деятельности учеников.
– Задачи и цели
– Содержание учебного материала отличалось научностью,
доступностью и практической направленностью.
Гигиенические требования (воздушный, температурный и
световой режим) на уроке соблюдались.
КОММЕНТАРИЙ к уроку русск. яз (5кл)
Валентина Васильевна, большое спасибо Вам за описание урока (файл в формате PDF загрузить и открыть), интересно было читать и я взяла из урока кое-что для себя.
У меня для Вас есть несколько советов.
В социо/игровом стиле обучения есть несколько правил и постулатов, одним из которых является работа в малых группах. На лесной опушке у ромашек каждый отрывал лепесточек и отвечал на вопрос. Тут лучше применить прием с посыльными от малых групп – выбирается ученик от группы, который идет за вопросом и приносит в группу, и уже вся группа отвечает на вопрос, причем докладывает другим группам.
Понравился момент, что другие ученики могут комментировать ответ, дополнять и исправлять, важно, что не учитель.
Наблюдательная полянка: исправление ошибок на карточке – интересное задание, которое я вязла бы себе в копилочку. Но проверяете ошибки Вы сами (как я поняла). А можно сделать как в «Диктанте на дружбу» (оценка работы группы и оценка работы судей, также там есть немного про посыльных).
Закрепительная полянка: идет работа с текстом. И первое задание – прочитать и озаглавить, после – выписать некоторые слова. Лучше было бы «блуждать по тексту».
Можно не выписывать слова, а подсчитать их количество. И каждая команда записала бы на доске результат.
Не совсем понятно, двигались ли ученики во время урока (полянки были нарисованы на доске, как я поняла), кроме как во время физкультурной и грамматической зарядок.
Последняя мне понравилась. Я как-то и не думала, что можно такую проверку устроить вместе с разминкой.
В дальнейшем, хотелось бы еще описание эмоций учеников. И поподробнее об их действиях. Хотя бы для большей наглядности тем, кто учится на ваших примерах :−)
Учебный курс «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания род но го языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе организации учебной деятельности. Такие универсальные учебные действия (в первую очередь мета-предметные) «обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
Следовательно, деятельность учащихся на уроке должна быть организована таким образом, чтобы предметные учебные действия (определение и характеристика языковых единиц, поиск места орфограммы в слове и владение навыками безошибочного письма, создание собственных текстов и редактирование предложенных и т. п.) формировались параллельно с универсальными. Иначе говоря, в процессе изучения предмета «Русский язык» ученик должен обучаться умению учиться.
О том, как научить научить его это делать и проводить уроки русского языка в начальной школе, расскажут методические пособия, которые Вы найдете в высыпающемся меню.