Ольга Саитова
Коммуникативная компетентность педагога
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса»
Воспитатель 21 века – это:
– Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную (анализирующую) деятельность;
– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер,готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
К каждой компетенции свои требования.
Я хочу остановиться сегодня на коммуникативной компетенции она, включает в себя следующие умения и навыки:
1. Грамотно держаться во время занятий и после (осанка, мимика, движения);
2. Подавать себя, подчеркивать свое достоинство;
3. Контролировать и корректировать свое эмоциональное состояние и поведение в целом;
4. Устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с детьми; (проявляйте интерес к увлечениям ребенка, не запрещайте ребенку гневаться (уголок уединения,
5. Снимать излишнее психическое напряжение у себя и у детей; (у себя – сделать глубокий вдох-выдох; у детей- игра с песком, дудочка)
6. Управлять своим вниманием и вниманием детей (привлекать, овладевать, поддерживать (например начать занятие с интриги «Угадайте что я вам приготовила?», используйте больше красок,Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь
7. Владеть технологией взаимодействия и техникой речевого воздействия (дыхание, дикция, темп, голос)
8. Вызывать симпатию и интерес к себе;(широко улыбнуться, называть ребенка по имени, использовать фразу расскажи мне., похвалить)
9. Избирать оптимальный тон в общении с детьми (технологии прямого и косвенного воздействия)
10. Знать механизмы общения и средств коммуникации (подражание, убеждение, заражение);(у детей основное содержание коммуникативной деятельности привлечь внимание к себе и получить оценку своих действий.)
11. Анализировать и учитывать индивидуально- типологические особенности и состояния детей;
12. Задавать вопросы и отвечать детям;
13. Диагностировать характер усвоения детьми отобранного материала;
14. Ставить диагноз ошибки ребенка, понимать и оптимизировать причины его затруднений;
15. Исправлять ошибку; вовремя и нужным способом оказывать помощь детям при затруднениях;
16. Дифференцированно оценивать знания, действия детей (отметка, суждение, само/взаимооценка);
17. Прогнозировать поведение и развитие дошкольников;
18. Учитывать и использовать зону актуального и ближайшего развития ребенка;
19. Планировать и гибко изменять коммуникативную структуру занятия;
20. Передавать свое активно положительное отношение к материалу, заражать интересом;
21. Организовывать деятельность на занятии;
22. Организовывать и поддерживать контакт во время занятия (с группой, подгруппой, ребенком);
23. Осуществлять обратную связь в процессе передачи информации и ее усвоения дошкольниками;
24. Поддерживать благоприятный климат на занятии, атмосферу творчества и безопасности;
25. Организовывать материал сообразно детским особенностям;пользоваться технологией и средствами педагогической коммуникации;
26. Поддерживать постоянный контакт с группой, чувствовать смену ситуации и реагировать на нее;
27. Понимать каждого ребенка, устанавливать с ним личный контакт;
28. Сочетать уважение и оптимизм к личности ребенка с необходимой требовательностью;
29. Раскрывать потенциал дошкольника через организацию коммуникативного воздействия;
30. Владеть особой манерой встречи с детьми, отражающей радость общения;
31. Импровизировать, поступать и говорить экспромтом;
32. Обладать эмпатией (понимать ребенка, принимать, сопереживать, сочувствовать);
33. Вызывать доверие, снимать сопротивление;
34. Выбирать позицию и роль в общении в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, коммуникативная компетентность это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; владение определенными нормами общения и поведения; владение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).
Библиографическое описание
Чернова, А. Д. Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58861/ (дата обращения: 04.05.2023).
В современном мире профессия «педагог» имеет огромный смысл. По мнению общества, педагог должен обладать различными качествами, знаниями, навыками и умениями для того, чтобы обучать воспитывать детей. Для преподавателя очень важны его профессионально важные качества. Такие качества формируются еще на профессиональной ступени образования. Этот термин обозначает индивидуальные свойства личности педагога, как субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для осуществления профессиональной деятельности на нормативно заданном уровне. Многие исследователи говорят о том, что профессионально важные качества могут рассматриваться совместно с результативными параметрами деятельности, то есть качеством, производительностью, надежностью и так далее. В профессионально важные качества педагога входят различные компетенции. Компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения на том или ином уровне, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, умений и навыков. А также компетентность определяется как многоплановая интегративная характеристика личности, которая не идентична сумме предметных знаний, умений, навыков. То есть компетентность является комплексным личностным ресурсом педагога, который приобретается в процессе практической деятельности, а также обусловливается процессом интериоризации теоретического и практического опыта.
Профессионально-педагогическая компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности.
А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- Специальная, или деятельностная профкомпетентность. Этот компонент означает владение своей деятельностью на высоком профессиональном уровне. А также включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
- Социальная профкомпетентность. Данная составляющая характеризует владение способами совместной профессиональной педагогической деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе педагогов. Также сюда относят владение приемами профессионального общения.
- Личностная профкомпетентность. Этот компонент характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. А также в этот компонент входят способность педагога планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
- Индивидуальная профкомпетентность. Сюда относится владение педагогом приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Помимо этого, автор отмечает, что способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности также считается одной из профессиональных компетенций.
Теперь обратимся к понятию компетентность в общении педагога. Под этим термином понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, преимущественно с учениками, родителями, администрацией и коллективом. В психологии этот термин приравнивается к понятию коммуникативной компетентности.
Майкл Аргайл выделил следующие компоненты коммуникативной компетентности:
− межличностная сенситивность. То есть способность педагога точно владеть межличностным восприятием.
− социальная идентификация. Это означает умение педагога поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами.
− умение давать позитивную обратную связь. То есть наличие у педагога навыков выражения одобрения и оказания поддержки.
− эмоциональная устойчивость. Это означает, что педагог должен уметь сохранять эмоциональное равновесие, спокойствие в эмоционально трудных коммуникативных ситуациях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что общее понятие компетентности состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения. Компетентность во взаимодействии с ребенком — одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку развитие ребенка происходит именно в общении. И от того, как построен процесс общения, зависят результаты образования. Педагог желающий установить хорошую атмосферу в общении, должен предложить ребенку предмет разговора, который ему интересен, т. е. нужно знать реальные интересы ребенка или группы детей. При общении с детьми очень важно выбрать нужный тон и стиль общения. В отношениях с ребенком также важны такие составляющие как простота и естественность. Учитель компетентный в общении не будет разговаривать с детьми ни назидательным, ни искусственным тоном, не допустит панибратства. Составляющим элементом компетентности учителя является умение управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно умение по внешним признакам определять душевное состояние ребенка и, уже затем выбирать педагогические действия. Это качество является составляющей основой педагогического такта. Компетентному педагогу присуще и чувство темпа. Особую роль в общении играют поза, мимика, жесты, взгляд. Учеными доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия являются биологически необходимой формой стимуляции. Взаимодействуя с ребенком, необходимо также учитывать возможность разных позиций в процессе общения. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства.
Таким образом, наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации. Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах. Таким образом, понятие компетентности в общении педагога напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства.
- Алдашева А. А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012.№ 4
- Ликсонова Э. Л. Психологическая компетентность педагога в общении// Сибирский учитель, 2018. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, владение приемами, владение способами, знание, качество, коммуникативная компетентность, компетентность, общение, общение педагога, практическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное общение, процесс обучения, процесс общения, ребенок, способность педагога.
Елена Ящук
Коммуникативная компетентность педагога
В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.
Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.
В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей :
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.
Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.
Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.
Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
Задача психолога ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.
Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.
И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги :
незнание техник общения;
жесткие ожидания по отношению к родителям;
директивная позиция по отношению к родителям;
суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:
снятие барьеров в общении;
управление собственным поведением;
выработка адекватной самооценки;
выработка навыков саморегуляции.
Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:
повышение авторитета семьи;
восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
учет интересов и запросов родителей;
единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);
доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);
создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.
Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
• стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
• в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;
• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
• умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
• обладает развитыми коммуникативными навыками.
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.
Захарова, С. Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 04.05.2023).
Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности педагога. В современной образовательной ситуации особую актуальность приобретает коммуникативная компетентность педагога, являющаяся важным средством педагогической профессии.
Многие исследователи Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Г. Н. Ковалева и др. рассматривают коммуникативную компетентность как необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста.
Исследователи Е. В. Хуторской, Е. В. Прозорова и др., отмечают, что процесс коммуникативной компетентности во многом зависит от уровня речевого развития; степени овладения теоретическими знаниями в области коммуникативных дисциплин и сформированности организаторских и коммуникативных умений; конструктивных навыков решения конфликтных ситуаций; наличием психологических качеств эмпатии и рефлексии.
Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся социальной действительности. Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в непосредственной профессиональной деятельности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и профессиональную адаптацию.
Важно подчеркнуть профессиональный аспект педагогической деятельности — осмысление профессиональной среды, осознанное и адекватное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.
В новой образовательной парадигме основой продуктивного взаимодействия является помощь специалисту в овладении возможностями эффективного воздействия на обучающихся.
Сложившийся образовательный процесс в вузах в большей степени характеризуется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами — субъект-объектное. Такая ситуация ставит студента в позицию пассивного слушателя, получателя информации, не проявляющего должной активности. В итоге формируется личность, обладающая набором стандартных качеств, которые отражают пассивность мышления, неумение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию, продуктивно общаться.
В этой связи актуальной остается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов на протяжении всего периода обучения его в ВУЗе.
Внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов создают благоприятные условия для использования инновационных технологий в вузовском обучении. Позитивные тенденции обучения показывают неизбежный переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, что диктуется необходимостью организации обучения как коллективной совместной деятельности обучающихся и преподавателя, перенесением акцентов на самостоятельную познавательную активность студента.
Также в качестве эффективного средства осуществления межличностного взаимодействия, развития коммуникативных способностей студентов используются активные методы обучения. Они способствуют снятию психологических барьеров, стимулируют самостоятельную познавательную творческую активность студентов и обеспечивают формирование готовности к профессиональной адаптации. Решению возникших задач способствует и использование педагогом разнообразных форм учебных занятий: проблемные семинары, дискуссии, тренинги, ролевые игры, «мозговой штурм», упражнения в парах, группах и др., позволяющих реализовать активные методы обучения.
Активные методы обучения оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных, перцептивных, творческих, организаторских способностей, способствуют выработке устойчивости к стрессовым ситуациям. Участие в тренингах, дискуссиях, ролевых играх способствует познанию себя, своих возможностей, повышает уровень социальной адаптации, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в нестандартных ситуациях.
Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональных обязанностей.
Исходя из сущности и специфики педагогической деятельности, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится очевидной.
— мотивационно-ценностный компонент — определяет готовность совершенствовать профессиональные навыки, устойчивый интерес к передовой деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к самореализации и саморазвитию;
— когнитивный компонент — характеризует знание сути коммуникативной компетентности, умение познать другого человека, способность действенно и оперативно решать проблемы, возникающие в общении;
— операционно-деятельностный компонент — определяет способность педагога личностно-ориентированно взаимодействовать в ходе процесса образования, возможность проявления в разных обычных и специфичных ситуациях, умение сохранять спокойствие в любой ситуации, предотвращать и разрешать конфликты плодотворным путем, владение искусством красноречия, грамотной устной и письменной речью, умение публично представлять результаты своих трудов, отбирать эффектные методы самопрезентации, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Организация профессиональной подготовки с опорой на обозначенные положения является способом самосовершенствования, самореализации и обеспечивает устойчивые тенденции развития у студентов педагогических вузов профессиональной коммуникативной компетентности.
- Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. — М.: ВИНИТИ, 2006 г. — 224 с.
- Бушин Н. И. Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе профессионального образования. — Уфа, 2003. — 156 с.
- Зимняя И. А. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия./ Зимняя И. А. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
- Погребная Е. Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // http://tnaia.narod.ru/sk/
- Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза// Омский научный вестник. — 2006 — № 6 (42) — с. 259–263.
- http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-studentov-tekhnicheskogo-vuza#ixzz4VUUgRxpg
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, активный метод обучения, студент, коммуникативная компетентность педагога, обучающийся, педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональная коммуникативная компетентность, ситуация, умение.
Ибрагимова, Э. И. Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования / Э. И. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13328/ (дата обращения: 04.05.2023).
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога, коммуникативная компетентность
Система образования в нашей стране — это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны.
Учитель является катализатором развития культуры общества и культуры коммуникативной деятельности людей, общества, является ведущей силой формирования основного гуманитарного, духовно-этического качества культуры, ее гуманистической направленности.
Профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей.
Выделяют следующие основные критерии и показатели сформированности педагогической культуры:ценностное отношение к педагогической деятельности, технолого-педагогическая готовность, творческая активность личности преподавателя, степень развития педагогического мышления, стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию.
Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры и часть национальной культуры; интегральное качество личности педагога, показатель его профессиональной компетентности и условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, и профессионального самосовершенствования; требования, предъявляемые социумом к деятельности по обучению и воспитанию.
В состав компонентов педагогической культуры входят педагогические знания и мышление, а также профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей, основными процессами которой являются:
– коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией)
– интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении)
– перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию).
В образовательном процессе коммуникативная деятельность направлена на осуществление взаимодействия между учителем и учениками. Другими словами, целью коммуникативной деятельности является установление позитивных, педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками, организация их взаимодействия с учебной информацией, педагогами, родителями, и развитие общечеловеческих, гуманистических идеалов, ценностей и потребностей личности.
В процессе коммуникативной деятельности, педагог мобилизует все свои коммуникативные способности и качества, профессионально значимые и коммуникативные знания, умения и навыки. Все это характеризует его коммуникативную культуру.
Таким образом, коммуникативная деятельность — это основополагающий компонент педагогической действительности, и коммуникативная культура учителя в значительной мере определяет качество подготовки современного педагога.
В свою очередь, коммуникативная культура представляет собой особую форму социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей.
Нужно отметить, что коммуникативная деятельность — многоплановый процесс и результат установления и развития контактов и взаимодействия между субъектами, порождаемый потребностями образовательной деятельности и включающий в себя взаимовосприятие, взаимоотношения, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения.
Ведущей идеей модернизации профессиональной подготовки педагогов выступает компетентностный подход, с позиций которого процесс профессиональной подготовки может быть определен как комплексная деятельность, направленная на формирование у будущих педагогов ряда компетенций, образующих в совокупности профессиональную компетентность. Проблемам исследования профессиональной компетентности педагога посвящены работы Е. С. Заир-Бек, Н. В. Кузьминой, А. П. Тряпицыной, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.
Но в настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия — «педагогическая профессиональная компетентность».
Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности. Важной частью профессионализма педагога является его компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность). Что такое коммуникативная компетентность?
А. К. Маркова указывает, что в настоящее время компетентность чаще определяют, как сочетание психологических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Б. Н. Габричидзе и В. М. Коланда считают, что термин «компетентность» означает не только знание каких-либо вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать, решать, уполномоченность ведать определенными делами (отсюда термины «компетентные органы», «компетентные должностные лица» и т. д.)
Суханова К. Ю. в своей статье рассматривает коммуникативную компетентность как способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде.
Селевко считает, что умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться является коммуникативной компетентностью.
Головко Е. А в своей диссертации уточняет, что коммуникативная компетентность — «способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов»
Коммуникативная компетентность, по мнению З. С. Смелковой — это способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.
О. М. Казарцева считает, что коммуникативная компетентность — это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.
Компетенция выступает новым типом целеполагания, то есть переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности обучающихся.
Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурный, гуманитарный компонент. В структуре профессиональной компетентности выделяются ее виды, которые отражают саму деятельность, и те, которые отражают саму деятельность — перечень знаний, умений, навыков, выраженных в профессиональных действиях, операциях, функциях. Главным, узловым моментом, характеризующим профессиональную компетентность в целом, является глубокая содержательная связь этих названных двух видов компетентности.
Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п.
Таким образом, в данной статье нами была предпринята попытка рассмотреть проблему коммуникации в образовании с различных точек зрения, которые отражают смысловые и функциональные аспекты этого понятия.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 480 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. — 367 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, способность человека, умение, коммуникативная культура, общекультурная компетентность, педагогическая культура.