Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Коммуникативные проблемы педагога и конфликты с учениками

Бичева И.Б.

Вершинина А.Ю.

Шарова Т.И.

Степаненкова А.В.

Ростокина Е.С.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

МБДОУ «Детский сад № 11»

МБДОУ «Детский сад № 160»

В статье рассматривается содержание понятия «коммуникативная компетентность педагога». Авторы делают вывод, что коммуникативная компетентность педагога является частью общей культуры его личности, которая обуславливает ценностные нормы и правила культурно организованного взаимодействия, проявляется в постоянно развивающихся знаниях о методах и способах эффективной коммуникации, умениях применять их в динамичном социокультурном пространстве, обеспечивая регуляцию/саморегуляцию. Предлагается характеристика эмоционального, личностного, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования. Приведены результаты исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад № 11 «Светлячок» р.п. Варнавино Нижегородской области, проведенного в процессе подготовки магистерской диссертации. Выявлены основные проблемы коммуникативного развития педагогов, в том числе в области общения. Авторами сформулированы задачи и раскрыты особенности методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации по повышению уровня коммуникативной компетентности. Обосновывается необходимость вариативного использования активных и интерактивных форм методического сопровождения для достижения обучающего и развивающего эффекта. Перспективу дальнейших исследований авторы видят в проектировании индивидуально-дифференцированного методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации и проверке педагогических условий с целью повышения уровня коммуникативной компетентности.

1. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 10.

2. Данич О.В., Крицкая Н.В., Солодкова А.Ф. Коммуникативная компетентность воспитателя дошкольного учреждения // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 1 (3). С. 46–49.

3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2010. 183 с.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивные подходы). Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2001. 312 с.

5. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации // Детский сад от А до Я. 2017. № 6 (90). С. 48–56.

6. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. С. 44–47.

7. Силакова М.М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения // Социализация. Образование. Ребенок: материалы научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ. 2009. С. 125–130.

8. Щербинина Ю. «Слово ласковое – мастер дивных див» // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. С. 40–46.

9. Лашкова Л.Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольной образовательной организации // Концепт. 2016. № 2. С. 21–25.

10. Бичева И.Б., Хижная А.В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта // Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 36–40.

12. Красильникова Л.В., Карабанова Н.С. Игровые тренинги в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Мир педагогики и психологии. 2018. № 11 (28). С. 75–83.

13. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2.

14. Белинова Н.В. Проблемы коммуникативной компетентности будущего педагога // Социокультурное воспитание дошкольников: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. Под ред. Н.Г. Комратовой. Нижний Новгород, 2003. С. 33–44.

Одной из особенностей профессиональной деятельности педагога является его постоянное взаимодействие с детьми, родителями, другими педагогами по совместному решению задач воспитания и развития ребенка. Профессионально организованный процесс коммуникации педагогов с участниками взаимодействия предполагает конструктивный диалог воспитывающих взрослых, установление доброжелательных отношений, создание социокультурной ситуации развития ребенка, обеспечение продуктивного и эмоционально насыщенного взаимодействия с воспитанниками и родителями, придание воспитательно-образовательному процессу характера открытой системы. В связи этим особое значение приобретает коммуникативная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Вышеизложенное позволяет констатировать, что понятие «коммуникативная компетентность педагога» раскрывается как необходимое условие общей культуры личности, а высокий уровень ее сформированности позволяет педагогам осуществлять успешный коммуникативный процесс, организовывать продуктивное взаимодействие с участниками профессиональных отношений (педагогами, родителями, воспитанниками) на основе взаимопонимания и обуславливает овладение способами общения, средствами языка, правильным коммуникативным поведением.

Цель исследования: обоснование методических основ повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное изучение сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОО.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «коммуникативная компетентность педагога» определяется нами как часть общей культуры личности, которая обуславливает ценностные нормы и правила культурно организованного взаимодействия, проявляется в постоянно развивающихся знаниях о методах и способах эффективной коммуникации, умениях применять их в динамичном социокультурном пространстве, обеспечивая регуляцию/саморегуляцию.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность педагога включает систему компонентов: эмоциональный, личностный, когнитивный и поведенческий. Применительно к деятельности педагога ДОО выделим основные их характеристики.

– умение создавать и поддерживать позитивный эмоциональный контакт с воспитанниками, педагогами, родителями;

– проявление эмоциональной отзывчивости, эмпатии, чувствительности в процессе взаимодействия; способность сопереживать и проявлять внимание к другому;

– сформированность саморегуляции, умения реагировать и предвосхищать состояние собеседника.

– профессиональная эрудиция, ответственность, стремление к непрерывному коммуникативному саморазвитию;

– знание коммуникативных стратегий, способов общения, рефлексивного слушания.

– умение демонстрировать способность к сотрудничеству, организации конструктивного взаимодействия;

– умение проявлять инициативу в процессе общения, правильно вести диалог;

– владение методами убеждения, применения разных коммуникативных тактик.

Личностный компонент: сформированность личностных качеств: уверенности, доброжелательности, справедливости, эмоциональной стабильности, бесконфликтности и др.

Поскольку педагог дошкольного образования постоянно находится в ситуациях общения с детьми, родителями и коллегами, особую роль приобретает его коммуникативная ответственность и развитие коммуникативных способностей, которые проявляются в построении уважительных, доброжелательных, объективных и справедливых отношений со всеми субъектами профессиональной деятельности. Степень их сформированности отражает особенности личностной, общей и профессиональной культуры конкретного педагога. Соответственно, результат повышения уровня компетентности педагога в области коммуникации следует рассматривать с точки зрения данных проявлений. Так, особенности общей культуры обусловлены осознанностью общечеловеческих ценностей, норм индивидуальных и межличностных отношений в социуме. Профессиональная культура конкретного педагога складывается, по нашему мнению, из его способности соблюдать нормы и правила профессиональной деятельности. В контексте развития коммуникативной компетентности это означает сформированность культуры профессиональных отношений, профессионального взаимодействия и сотрудничества.

Выводы ученых подтверждаются результатами нашего исследования, которое проводилось в рамках подготовки магистерской диссертации. Изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности у педагогов (участвовало 20 человек) осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад № 11 «Светлячок» р.п. Варнавино Нижегородской области. Для оценки использовался комплекс диагностических методик: диагностика способности к саморегуляции в ситуациях общения, методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина), адаптированная к профессиональной деятельности педагога ДОО, диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика преобладающего стиля педагогического общения.

По результатам исследования были выявлены следующие проблемы:

– с одной стороны, педагоги понимают свои трудности в области коммуникации, а с другой, не владеют способами управления собой либо завышают свои возможности в разных ситуациях общения;

– часто у педагогов отсутствует избирательность вербальных и невербальных средств общения, не всегда педагоги способны увидеть каждого ребенка, правильно реагировать на изменения его настроения, преобладают вербальные формы поведения;

– большинство педагогов демонстрируют средний уровень коммуникативного контроля;

– 28 % педагогов проявляют склонность к авторитарному стилю общения, довольно часто используя такие педагогические воздействия, как нравоучение, неодобрение, порицание, изъятие у воспитанника постороннего предмета, категоричность требований, что снижает эффективность педагогической работы, вызывает проблемы с установлением доверительных взаимоотношений с детьми и родителями.

Среди проблем в области общения следует отметить:

– необъективное оценивание своего общения с субъектами профессиональной деятельности (педагогами, родителями, воспитанниками);

– незнание способов преодоления конфликтных ситуаций;

– низкую рефлексию собственного коммуникативного опыта;

– затруднения в установлении контакта для решения профессиональных задач;

– частое проявление невыдержанности, иногда безразличия.

Таким образом, анализ проблемы развития и повышения коммуникативной компетентности педагогов, в том числе дошкольного образования, свидетельствует о противоречии между требованиями социального заказа к личности педагога как коммуникативно и профессионально образованной и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных умений для осуществления конструктивного и эффективного взаимодействия с участниками профессиональных отношений и воспитательно-образовательного процесса.

Определены следующие задачи методического сопровождения педагогов ДОО:

– способствовать развитию аналитических умений объективно оценивать и осознавать имеющиеся коммуникативные проблемы (личные, межличностные, профессиональные) и способы их разрешения;

– обеспечить овладение психолого-педагогическими знаниями в области общения и способами конструктивной коммуникации в разных ситуациях общения;

– развивать тактичность, выдержанность, уравновешенность, умение четко, логично, грамматически и интонационно правильно и точно строить процесс общения;

– развивать способность к партнерскому взаимодействию с педагогами, родителями, воспитанниками, демонстрируя уважительные, доброжелательные, объективные и справедливые отношения со всеми субъектами профессиональной деятельности.

Процесс методического сопровождения по повышению уровня коммуникативной компетентности педагогов предполагает выполнение следующих педагогических условий:

– повышение мотивации и заинтересованности педагогов в обсуждении проблемных вопросов взаимодействия и общения;

– выбор способов поддержки педагогов, их индивидуализацию, дифференциацию в соответствии с проблемами в области коммуникации;

– учет принципа добровольного участия в процессе диалоговых форм работы с признанием достижений каждого педагога;

– интерактивное взаимодействие в процессе реализации различных форм методической работы на основе стратегии сотрудничества и партнерства.

Вариативность форм методического сопровождения позволяет достигать обучающего и развивающего эффекта за счет сочетания теоретического изучения имеющихся проблем, их обсуждения и практических упражнений. Тем самым обеспечивается:

– заинтересованный обмен информацией, активность и самовыражение участников, формирование коммуникативных навыков и поведенческих моделей и др.;

– осознание собственного коммуникативного опыта и опыта своих коллег;

– повышение стремления изменить свои установки, принять иную точку зрения, найти оригинальный способ решения;

– овладение вербальными и невербальными способами общения;

– развитие умения выбирать коммуникативную тактику и стратегию, способы коммуникативного поведения в зависимости от конкретной ситуации, преобразовывать обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые; др.

Таким образом, перспективными направлениями повышения коммуникативной компетентности у педагогов ДОО являются:

– разработка содержания, форм и методов сопровождения педагогов в соответствии с имеющимися проблемами в области общения и взаимодействия;

– создание особой коммуникативной среды, обеспечивающей формирование нового уровня взаимоотношений педагогов на основе доброжелательности, доверия, партнерства и конструктивного диалога;

– последовательное решение задач по различным направлениям коммуникативного развития педагогов.

Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование индивидуально-дифференцированного методического сопровождения педагогов ДОО и проверку педагогических условий с целью повышения уровня коммуникативной компетентности.

Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Вершинина А.Ю., Шарова Т.И., Степаненкова А.В., Ростокина Е.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2.
– С. 337-341;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38384 (дата обращения: 03.05.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Коммуникативные затруднения педагогов

Выпускники педагогических вузов нередко испытывают коммуникативные проблемы в своей профессиональной деятельности. Молодые педагоги не знают своих индивидуальных особенностей, не обладают умениями реализовывать их в профессиональной деятельности, не могут найти свое место в педагогической действительности. Эти трудности связаны как с изменившимися требованиями к личности и деятельности педагога в современном образовании, так и с недостатками в профессиональной подготовке.

Исходя из структуры коммуникативного потенциала личности учителя, выделяют четыре основных группы коммуникативных затруднений педагогов:

– базовые коммуникативные затруднения;

– содержательные коммуникативные затруднения;

– операциональные коммуникативные затруднения;

– рефлексивные коммуникативные затруднения.

К базовым коммуникативным затруднениям учителя можно отнести следующие:

– нежелание вступать в контакт;

– неспособность к сопереживанию и сочувствию другому человеку;

– отсутствие положительной установки на другого человека;

– категоричность оценок и суждений в педагогическом общении;

– неприятие иных точек зрения, позиций, взглядов;

– неуверенность в себе, отсутствие коммуникативной инициативы;

– повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнеров по общению.

Содержательные коммуникативные затруднения проявляются в ситуациях построения учителем внутренних планов и программ коммуникативных действий, к ним относятся:

– невладение необходимыми коммуникативными знаниями;

– неумение наблюдать за участниками коммуникации;

– неумение планировать собственные коммуникативные действия;

– неспособность перестроить программу коммуникации в зависимости от изменившихся условий педагогической деятельности.

Операциональные коммуникативные затруднения проявляются в неумении эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий:

– неумение грамотно, логично, ясно выражать свои мысли;

– невладение выразительной, образной, яркой речью;

– неумелое использование в коммуникациях невербальных средств общения;

– неумелое использование паралингвистических характеристик речи;

– неумение вести беседу и расспрашивать собеседника;

– неумение занимать и удерживать оптимальную позицию в коммуникативных контактах;

– неумение давать собеседнику адекватную обратную связь;

– неумение контролировать ход процесса общения и т. д.

К рефлексивным коммуникативным затруднениям относятся:

– отсутствие навыков рефлексивного слушания;

– неумение оценивать собственные коммуникативные действия;

– отсутствие у учителя стремления к самонаблюдению и самоанализу собственных коммуникативных проявлений в профессиональной деятельности;

– неумение соотносить индивидуальные коммуникативные возможности с реальными условиями педагогической деятельности.

Контрольные вопросы и задания для самоподготовки студентов

1. Охарактеризуйте структурные компоненты коммуникативной деятельности (предмет, потребности, мотивы, действия, задачи, средства, продукты).

2. Раскройте сущность понятия «педагогическое общение».

3. Назовите основные коммуникативные качества.

4. Дайте определение коммуникативных способностей и перечислите их.

5. Что понимается под «коммуникативной компетентностью» учителя.

6. Раскройте сущность понятия «коммуникативный потенциал». Охарактеризуйте его основные структурные компоненты.

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М.Андреева. — М., 1980. — 415 с.

2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. труды / А. А.Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

3. Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А.Бодалев // Педагогика. — 1990. — №12. — С. 65—71.

4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М.Бородкин, Н. М.Коряк. — Новосибирск: Наука, 1983.

5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П.Буева. — М.: Просвещение, 1978. — 111 с.

6. Грехнев В. А. Культура педагогического общения / В. А.Грехнев. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.

7. Добрович А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей / А. В.Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.

8. Ерастов Н. П. Психология общения / Н. П.Ерастов. — Ярославль, 1979. — 96 с.

9. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений / М. С.Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 37 с.

10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А.Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.

11. Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л.Коломинский. — М.: Знание, 1974. — 96 с.

12. Коротаев А. А. Исследование стиля педагогического общения / А. А.Коротаев, Т. С.Тамбовцева // Вопросы психологии. — 1990. — №2. — С. 126—130.

13. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование / В. Н.Куницына. — Л., 1985. — 20 с.

14. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М.Левитан. — М.: Наука, 1994. — 192 с.

15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А.Леонтьев. — М.: Знание, 1979. — 46 с.

16. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред.: В. Н.Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 665 с.

17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И.Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

18. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р. А.Максимова. — Л., 1981. — 24 с.

19. Марисова Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И.Марисова. — Берлин, 1978. — 69 с.

20. Петровский А. В. Психологические контакты, взаимопонимание / А. В.Петровский // Воспитание школьников. — 1997. — № 6. — С. 16—20.

21. Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344 с.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *