Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева “Друг пришёл на помощь” 4 класс

ОГЭ по русскому языку 8 класс

Прочитайте текст и выполните задания А 1 – А 4, В 1 – В 12

(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны,

погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода

и страдая от голода.

(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, – сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная

толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и

кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась

(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся

жизнь, наполняя ею тарелки. (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16)

нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос

чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его

(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную

толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)

(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим

коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц,

просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло,

где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся

А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.

А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении

1) эпитет; 2) олицетворение;

3) сравнение; 4) метафору

А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью (предложения 14, 27)

1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.

2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.

3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.

4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.

А 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «слабый» (предложение 17).

1) не тугой, не плотный

3) отличающийся малой силой, мощностью

4) плохой, неискусный

В1. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ

В2. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от

глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В3. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В4. В предложениях 2-9 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В

наречиях на -О и –Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они

образованы». Выпишите найденное слово.

В5. Определите тип односоставного предложения 22.

В6. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.

Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и

отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от

В7. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В8. Замените словосочетание ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА(предложение 3), построенное на

основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите

В9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.

Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4)

стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.

В10. Среди предложений 8–13 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а)

В11. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным

восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры.

(4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и

стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он

понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно,

как пламя костра сжигает мошкару.

(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее

дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше,

на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.

(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала

понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли

(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и,

ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два

огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь

двинется дальше и от него уже никому не спастись.

(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и

только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали

засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым

быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.

(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что

произошло? (29) Почему пожар сразу погас?

(30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.

(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было

следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет.

(35) – Не могу понять, – сказал Леонтьев, – почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой

костёр, что, кажется, пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно

раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь

А 1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО

ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6 2) 8,9 3) 16,17 4) 37,38

А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.

А 3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?

1) 1,2 2) 13,14 3) 22, 23 4) 24,25

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).

1) направленное движение электрических зарядов

2) поток, движущаяся масса жидкости, воздуха

3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми

4) специально оборудованная площадка для хранения зерна

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

В 1. Из предложений 21-26 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется

правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-,

пишутся одинаково независимо от произношения».

В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ в корне.

В 4. Из предложений 21 – 22 выпишите страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом

В 5. Среди предложений 27-32 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ. Напишите его

В 6. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы),

обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.

Огонь, (1) как подрезанный, (2) упал на землю и только низкими языками перебегал, (3) затихая,

(4) вдоль вала.

В 7. Из предложения 25 выпишите словосочетание с видом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ (предложение 21), построенное

на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите

В 9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

(35) – Не могу понять, (1)- сказал Леонтьев, (2)- почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули

такой костёр, (3)что, (4)кажется,(5) пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, (6)чтобы дать пожару огромную пищу,(7)

действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает

почти весь кислород,(8) просека заполняется углекислотой и дымом,(9) и огонь, (10)естественно,(11)

В 10. Среди предложений 8–12 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-

а) этого(-их) предложения(-ий).

В 11. Выпишите грамматическую основу предложения № 22.

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12? Ответ напишите цифрой.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В12.

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (2) Это исполинские

лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте

себе, что на леса

обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки

чистого и свежего ветра.

(6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот,

в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки

(9) Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около

сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести-триста, а то и

меньше. (10) Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (11)

Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает

механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (12) Кто испытал

это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно,

удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы

попадаем в леса из душных городских домов.

(13) Но главное не в этом.(14) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (15) У меня

мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует

повышению урожаев. (16) Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и

жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни.

является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (18) Из лесных болот берут начало реки. (19) И,

наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

(20) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.(21)

Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, а

реки уносят его в море. (22) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (23) Иногда

ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи

километров. (24) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.

(25) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (26) Если бы вы знали о

них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку

А 1. К каким последствиям НЕ ПРИВОДИТ вырубка лесов?

1) к размывам почвы талыми водами;

2) к чёрным бурям, поднимающим на воздух верхний плодородный слой почвы;

3) к появлению оврагов;

4) к лесным пожарам;

1) Леса вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

2) Леса сохраняют влагу в почве.

3) Древесина – ценнейшее сырьё для химической промышленности.

4) Овраги появляются в тех местах, где уничтожаются леса.

А 3. В каком из предложений использован СИНОНИМ к слову буря из предложения 24?

1) 4 2) 9 3) 11 4) 17

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «областях» (предложение 19).

1) часть страны, территории

2) отрасль деятельности

3) административно-территориальная единица

4)пределы, в которых распространено какое- нибудь явление, зона, пояс.

В1. Из предложения 18 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложений 13-19 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от

глухости (звонкости) согласного звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 20-22 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В 4. В предложениях 16–20 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна

буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

В 5. Среди предложений 13-16 укажите только то, где подлежащее и сказуемое выражены именами

В 6. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ СОГЛАСОВАННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ.

Кто испытал это на себе, (1) кто знает, (2) как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах,

(3) тот вспомнит,(4) конечно, (5) удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, (6)

охватывающее нас, (7) как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

В 7. Из предложения 23 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание ПЫЛЬНЫЙ УРАГАН (предложение 4), построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся

В 9. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

которые обозначают запятые при ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Довольно тонкий, (1) как вы, (2) конечно, (3) знаете, (4) слой плодородной земли зачастую

смывается начисто, (5) и реки уносят его в море.

В 10.Среди предложений 13-24 найдите простое предложение с ОБОБЩАЮЩИМ словом при

однородных членах. Напишите его номер.

В 11. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11? Ответ напишите цифрой.

(1) У Саши был велосипед. (2) У меня тоже, только похуже. (3) Соседская девочка Марина иногда

брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга.

(4) Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил

написать письмо. (5) Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. (6) И каждую строчку

лучшим выражением моего чувства.

(9) Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать всё время у неё под окнами. (10) Потом

вышел её старший брат и стал меня пристально рассматривать. (11) И на его лице было ясно написано:

всё знаю». (12) Потом брат скрылся и выбежала Марина. (13) И в знак хорошего ко мне расположения

попросила велосипед. (14) Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка

(15) – Ну, вот что. (16) Я отвечу на письмо, если ты принесёшь мне цветов. – (17) И она топнула

твёрдо своим маленьким ботиночком. – (18) Цветы нужны сейчас!

(19) Я ринулся в городской сад. (20) Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные

зайчики. (21) Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. (22) И вдруг меня охватила

первая мужская робость. (23) Как же при всех поднесу ей это? (24) Я накрыл цветы лопухами и пошёл

домой. (25) Нужно было подумать. (26) И решиться.

(27) На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня

взглянула очень строго:

(28) – Где же твои цветы?

(29) Я опять побежал в сад. (30) Я уже знал, что буду делать.

(31)Нашёл свою лужайку, откинул лопухи – и обмер: передо мной лежала куча вялой травы. (32)

Золотые искры цветов потухли навсегда.

(33) А Марина? (34) Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

А 1. Почему герой рассказа писал письмо Марине тушью разных цветов?

1) Он не знал, что делать с цветной тушью, которую ему подарили.

2) Он подписывал поздравительную открытку и хотел, чтобы она была красивой.

3) Он считал, что разноцветные строки будут самым лучшим выражением его чувства.

4) У него не было синих чернил.

А 2. Как характеризует юного героя то, что он хотел подарить девочке целую охапку

1) Мальчик был из бедной семьи, и у него не было денег на хорошие цветы.

2) Мальчик был искренний и открытый, он считал, что большой букет одуванчиков – лучший подарок

девочке, которая ему нравится.

3) Мальчик был расчётливый: он не хотел тратить деньги на букет, пока не узнает, как Марина к нему

4) Мальчик был жадный и считал, что тратить деньги на цветы не стоит.

А 3. В каком из предложений содержится МЕТАФОРА?

1) 20 2) 31 3) 8 4) 21

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «твердо» (предложение 17).

1) жесткий, крепкий

2) сильно и решительно

3) устойчиво, прочно

4) сохраняющее свою форму

В 1. Из предложений 29-33 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В2. Из предложений 9-14 выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от глухости

В3.Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

В 4. Из предложений 27-34 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом

правописания СУФФИКСОВ причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов

В 5. Определите тип односоставного предложения № 25.

В 6. Среди предложений 26-31 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Напишите его номер.

В 7. Из предложения 22 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание ВЗГЛЯНУЛА СТРОГО(предложение 27), построенное на основе

примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся

В 9. Среди предложений 19-28 найдите предложение, в состав которого входит СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

ОБОРОТ. Напишите его номер.

В 10. Среди предложений 4-9 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а)

В 11. Из предложения 10 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 4? Напишите ответ цифрой.

ГИА по русскому языку 8 класс

Прочитайте текст и выполните задания А 1 – А 4, В1 – В 12

(1) Летом 1894 года Левитан жил близ Островенского озера в старинной заброшенной усадьбе. (2)

Писал этюды, подплывал в лодке к зелёному островку, бродил в лесах с охотничьим ружьём.

(3) По соседству, на холме была усадьба «Горка», где проводила лето семья петербургского сановника

Турчанинова. (4) Мать, Анна Николаевна, и три её юные дочери – спокойная темноволосая Софья,

порывистая белокурая Варенька, шаловливый подросток кареглазая Аня. (5) Прослышав, что у

соседей живёт известный пейзажист, девушки поехали знакомиться. (6) Очень скоро Левитан стал

постоянным гостем «Горки» и сразу оживил однообразную дачную жизнь.

(7) Той осенью Левитан особенно увлёкся пастелью. (8) Эти, казалось бы, такие неподатливые и

хрупкие мелки в его руках становились послушными. (9) Он писал ими на берегу озера, у опушки

(10) Увлечённый новой техникой живописи, художник не знал усталости. (11) Один за другим

появлялись новые прекрасные картоны. (12) И в них – уже окрепшее мастерство тонкого пастелиста.

(13) Он писал осень в солнечный день или ждал, когда озеро нахмурится, чтобы прикоснуться к его

серым благородным тонам. (14) Он переносил на картон последние жёлтые листья, словно золотыми

брызгами осыпавшие аллеи парка.

(15) Маленькая Аня, которую в детстве прозвали нежно Люлю, старалась, чем могла, помочь

художнику. (16) Ему часто нездоровилось, тяжёлый сердечный недуг взывал к осторожности. (17) Но

пейзажиста трудно остановить, когда кругом полыхает багрянец леса и вся природа одевается в яркий

(18) Люлю носила художнику ящик с красками. (19) Она гребла в лодке, когда тот писал водяные

лилии. (20) Девочка молча стояла за спиной художника, и на её глазах создавались изумительные

шедевры. (21) Левитан был переменчив в своих настроениях. (22) То он работает молча, погружаясь в

глубокое раздумье, то необычайно оживлён и вслух произносит хвалу красоте природы.

(23) Девочка была свидетельницей порывистых восторгов художника, его самозабвенного труда. (24)

Научилась молчать вместе с ним, когда он глядел перед собой притихший, заворожённый красотой.

А 1. Почему девочка Аня постоянно сопровождала художника и старалась ему помочь?

1) Девочке было скучно, ей нечем было заняться.

2) Художник платил ей деньги за помощь.

3) Девочка восхищалась работой художника, рядом с ним она училась понимать красоту природы.

4) Аня хотела стать художницей.

А 2. Какое выказывание НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Левитан был прекрасным пейзажистом.

2) Левитан самозабвенно любил русскую природу.

3) Левитан увлёкся новой техникой живописи – пастелью.

4) Уже в тринадцать лет Левитан твёрдо решил стать художником.

А 3. В каком из предложений содержится СРАВНЕНИЕ?

1) 13 2) 14 3) 17 4) 20

А4. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

1) Пастель (1) – мягкие цветные мелки для рисования.

2) Пейзажист (11) – художник, специалист в области пейзажа.

3) Шедевр (14) – музыкальное произведение.

4) Аллея (8) – дорога (в парке или в саду) с деревьями, посаженными по обеим её сторонам.

В 1. Из предложений 13-14 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложения 24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее

значением неполноты действия.

В 3. Из предложений 18-20 выпишите слово с безударной гласной в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ

В 4. Из предложений 15-20 выпишите прилагательное, в котором пишется – НН-, потому что оно

образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н.

В 5. Среди предложений 7-14 найдите ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ НЕПОЛНОЕ С ПРОПУСКОМ

СКАЗУЕМОГО. Напишите его номер.

В 6. Среди предложений 18-24 найдите предложение, осложнённое ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

В 7. Из предложения 5 выпишите словосочетание с типом связи слов УПРАВЛЕНИЕ.

В 8. Замените словосочетание У ОПУШКИ ЛЕСА (предложение 9), построенное на основе

управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся

В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

(8) Эти, (1) казалось бы,(2) такие неподатливые и хрупкие мелки в его руках становились

послушными. (9) Он писал ими на берегу озера, (3) у опушки леса.

(10) Увлечённый новой техникой живописи,(4) художник не знал усталости.

(13) Он писал осень в солнечный день или ждал,(5) когда озеро нахмурится,(6) чтобы прикоснуться к

его серым благородным тонам.

В 10. Среди предложений 20-24 найдите то, в котором нет ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Укажите его номер.

В 11. Из предложения 6 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 2? Напишите ответ цифрой.

(1) Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей, кто бескорыстной

любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. (2) Его

горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли

художников в сознании необходимости дела, которое они делают.

(3) Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка, какими были в своё время

многие родовитые вельможи в России. (4) Он не красовался, не тешил собственное тщеславие, не

выбирал себе любимцев среди художников и не швырял деньги по-княжески. (5) Он был

рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. (6) «Я вам всегда говорю, – писал он однажды

Крамскому, – что желаю приобретать как можно дешевле, и, разумеется, если вижу две цифры, то

всегда выберу меньшую, хотя часто и имею антикупеческие достоинства».

(7) Именно эти «антикупеческие достоинства» – просвещённость, гуманизм, понимание общенародной

роли искусства – и позволили Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое

правдивое и талантливое, что давала тогда русская живопись.

(8) С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка картин, среди множества

полотен он выбрал «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в

Н.Н.Ге, «Сосновый бор» Шишкина, «Майскую ночь» Крамского.

(9) Третьяков известен был своим удивительным чутьём. (10) Тихий, молчаливый, сдержанный, он

появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и иногда покупал

их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

(11) Бескорыстие его было беспримерным. (12) Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его

туркестанских картин и этюдов, он тут же предложил её в качестве дара Московскому

художественному училищу. (13) Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального

искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве.

(14) И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П.М.Третьякова) открылся первый

государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке»,

ставшей уже к тому

времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.

А 1. О каком качестве характера Третьякова говорится в предложениях 12-13?

1) о честолюбии; 3) о бескорыстии;

2) о сдержанности; 4) о расчётливости

1) Третьяков не любил по-княжески «швырять» деньги.

2) Для своей галереи Третьяков покупал картины только зарубежных художников.

3) Для своей галереи Третьяков купил картину Саврасова «Грачи прилетели».

4) Свою галерею Третьяков передал в дар Москве.

А3. В каком из предложений содержится ЭПИТЕТ?

1) 3 2) 4 3) 9 4) 13

А 4. Какое из слов толкуется НЕВЕРНО?

1) Коллекция (12) – собрание каких-либо предметов, представляющее обычно научный,

художественный или исторический интерес.

2) Меценат (3) – богатый покровитель наук и искусств.

3) Галерея (13) – продажа картин

4) Этюд (12) – подготовительный набросок для будущей картины, выполняемый с натуры

В 1. Из предложений 1-4 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

В 2. Из предложений 11-13 выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от

глухости согласного, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

В 4. Из предложений 10 – 13 выпишите прилагательное, в котором пишется две буквы –Н-, потому

что оно имеет суффикс –ЕНН(ОНН).

В 5. Среди предложений 11-14 найдите двусоставное предложение с двумя простыми глагольными

сказуемыми. Напишите его номер.

В 6. Среди предложений 9-13 найдите предложение, в котором ОБОСОБЛЕНЫ определения,

относящиеся к личному местоимению.

В 8. Замените словосочетание ВЕЛЬМОЖИ В РОССИИ (предложение 3), построенное на основе

В 9. Среди предложений 8-14 найдите предложение, в состав которого входит ВСТАВНАЯ

КОНСТРУКЦИЯ. Напишите его номер.

В 10. Среди предложений 9-13 укажите то, в котором есть ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

В 11. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

C1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна точка?»

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст и найдите

необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли. В

сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

На письме без знаков

препинания обойтись

Зачем нужны все эти

абзацы, запятые, тире,

двоеточия? Неужели без

них нельзя обойтись?

Вот до XV века в книгах

вообще не было знаков

препинания. А сейчас их

столько! Попробуй

разберись, где какой знак

(1) Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть

определяющую роль в судьбе человека. (2) Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто

нельзя будет работать, приносить пользу. (3) Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы.

(4) Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты,

планирование. (5) Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать

(6) А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать

новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.

(7) Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (8) Учиться

нужно всегда. (9) До конца своей жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные.

(10) Перестанешь учиться – не сможешь и учить. (11) Ибо знания растут, все время усложняясь.

(12) Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (13) Именно

в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. (14) И вот тут я

слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей

молодёжи! (15) Только учиться. (16) А где же отдых, развлечения? (17) Что же нам, и не радоваться?

(18) Да нет же! (19) Приобретение навыков и знаний – тот же спорт. (20) Учение тяжело, когда мы

не умеем найти в нём радость. (21) Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений

выбирать умные, способные также чему-нибудь научить, развить в нас какие-то способности,

которые понадобятся в жизни.

А1. В каком из предложений содержится ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Над разработкой и воплощением новых идей будут работать компьютеры.

2) Учиться нужно в любом возрасте.

3) Знания, которыми обладает человечество, всё время расширяются и усложняются.

4) Отдых и развлечения тоже могут способствовать развитию человека.

А3. В каком предложении нет ЭПИТЕТА?

А4. Какое толкование слова ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ(6) является верным?

1) знание иностранных языков;

2) образованность, широкий кругозор, высокий уровень нравственности;

3) выдающиеся способности, талант;

4) умение быстро находить общий язык, завязывать знакомства с другими людьми.

В1. Из предложений 14-21 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ в корне.

В2. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её

В3. Из предложения 4 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

В 4. Из предложений 4-6 выпишите прилагательное, в котором пишется две буквы –Н-, потому что

В 5. Определите тип односоставного предложения № 15.

В 6. Среди предложений 10-13 найдите предложение, осложнённое ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

В 7. Из предложения 7 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В 8. Замените словосочетание В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА (предложение 1), построенное на основе

В 9. Среди предложений 2-7 найдите предложения, в состав которых входят ВВОДНЫЕ СЛОВА И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Напишите их номера.

В 10. Среди предложений 12-16 укажите то, в котором есть ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

В 11. Из предложения 2 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 5? Напишите ответ цифрой.

C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли восклицательного знака в

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужен восклицательный знак?» Обдумывая ответ на

вопрос, прочитайте ещё раз текст. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие

разные функции восклицательного знака. Приводя примеры, указывайте номера нужных

предложений или применяйте цитирование.

(1) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах,

неряшливостью в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о

психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (2) Говорящий

стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство

страха, боязни, иногда просто опасения. (3) Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей

ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) Это происходит полусознательно. (5) Я уже

не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и

жестокости. (6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7)

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям

в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными

против них. (8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без

нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) Ведь он уверен, что

его слово и так весомо. (10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11)

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (12)

Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь,

запоминая, замечая, читая и изучая. (13) Но хоть и трудно – это надо, надо. (14)Наша речь –

важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей

способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»

А1. Какое из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

1) Язык является важнейшей частью нашего общего поведения в жизни.

2) Научиться хорошей, интеллигентной речи невозможно.

3) Сильный, уравновешенный человек не будет без необходимости громко говорить, кричать,

4) Грубость в языке, в манерах – признак слабости, а не силы.

А2. В каком предложении отражена основная мысль текста?

А3. В каком из предложений автор использует СИНОНИМЫ?

А 4. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

1) Ирония (2) – скрытая насмешка.

2) Циничный (6) – наглый, грубый, неприличный.

3) Интеллигентная (12) – культурная, выразительная, спокойная.

4) Личность (14) – фамилия, имя, отчество человека.

В1. Из предложений 1 – 5 выпишите существительное, которое не употребляется без НЕ.

В3. Из предложений 6 – 9 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В4. Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В

отыменных прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса –Н- , пишется

В5. Определите тип односоставного предложения № 12.

В6. Среди предложений 5-8 найдите предложение с НЕОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ,

выраженным причастным оборотом. Напишите его номер.

В7. Определите вид связи слов в словосочетании УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (предл. 8).

В8. Замените словосочетание НЕРЯШЛИВОСТЬ В ОДЕЖДЕ (предложение 1), построенное на

основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите

В9. Среди предложений 10 – 14 найдите такие, в которых тире ставится между подлежащим и

сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Запишите номера этих

В10. Среди предложений 8-11 укажите то, в котором есть ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?»

функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

На письме без знаков

Вот до XV века в книгах

препинания. А сейчас их

(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. (2) В сумерки луга похожи на

море. (3) Как в море, садится солнце в травы и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так

же, как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной

зеленеющей чашей. (5) В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут

Прорвой. (7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. (8) Берега заросли

высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными

травами и ежевикой. (9) Один плёс на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой», потому

что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников,

голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-

дождевиков, как на этом плёсе. (10) Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки

нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной. (11) Они отталкивают

человека. (12) Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких

силков. (13) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (14) Цвет её меняется от времени дня.(15)

Утром – это голубой туман, днём – белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается

прозрачным, как ключевая вода. (16) Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах

глухо бьются прорвинские щуки. (К.Г.Паустовский)

А1. Почему один из плёсов на реке назвали «Фантастической Прорвой»?

1) Этот плёс описан в научно-фантастическом романе.

2) Травы, которые растут там, поражают своими размерами.

3) В этом месте встречаются редкие животные.

4) В этих местах происходили загадочные, необъяснимые события.

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Старое, заросшее русло Оки называют Прорвой.

2) Из-за густоты трав на Прорве в некоторых местах трудно высадиться на берег.

3) Над Прорвой часто стоит лёгкий туман.

4) Автор часто охотился на берегах Оки.

А3. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

1) Русло (5) – углубление в почве, по которому течёт водный поток.

2) Плёс (9) – широкий, со спокойным течением участок русла равнинной реки, расположенный

между перекатами или островами.

3) Мгла (13) – отсвет далёкого пожара.

4) Заливные (луга) (1) – затопляемые водой при разливе.

А4. Какое из средств художественной выразительности использовано автором в предложениях 2-

1) эпитеты; 3) сравнения;

2) метафоры; 4) олицетворение

В1.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В2. Из предложения 10 выпишите слово, в состав которого входят ДВЕ ПРИСТАВКИ.

В3. Из предложений 5-8 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В4. Из предложений 9-11 выпишите слово, соответствующее правилу: « НЕ пишется слитно в

причастиях, не имеющих зависимых слов»

В5. Среди предложений 5-8 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-

ЛИЧНОЕ. Напишите его номер

В6. Среди предложений 11-16 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ

В7. Из предложения 13 выпишите словосочетание с видом связи ПРИМЫКАНИЕ

В8. Замените словосочетание ПЕТЛЯМИ ЕЖЕВИКИ (предложение 12), построенное на основе

В9. Среди предложений 10-15 найдите предложение с пропуском сказуемого.

В 10. Среди предложений 7-10 найдите то, в котором нет ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

В 12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 9? Напишите ответ.

С1. Ознакомьтесь с мнением Сергея и Павла о роли знаков завершения в русском языке.

Помогите Сергею доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем

нужны знаки завершения?».Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Приведите два

примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков завершения.

(избегайте чрезмерного цитирования).Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей

Сергею, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени

А ты слышал о

завершения? В

письменной (да и

устной) речи не

обойтись без

Зачем нужны эти

знаки? И без них

трудностей в языке.

(1) Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (2) Это бывшая баня, бревенчатая

изба, обшитая серым тёсом. (3) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким

частоколом. (4) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (5) Каждый раз,

когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с

подпалинами – берут дом в осаду. (6) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых

яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. (7) Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой

– он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (8)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. (9) Они

поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь

зацепить кукан. (10) Издали кажется, что коты играют в волейбол. (11) Потом какой-нибудь

наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается

оторвать рыбу. (12) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (13) Кончается это

тем, что я выхожу с фонарём из бани. (14) Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но

не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. (15) Тогда

они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

А1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Маленький дом, где живёт автор, стоит в густом саду.

2) Автор ловит рыбу, чтобы накормить деревенских котов.

3) Коты не могут достать кукан с рыбой, потому что он подвешен высоко.

4) Коты разбегаются, когда из дома выходит автор с фонарём.

А2. Почему автор называет частокол «западней для котов»?

1) Частокол очень высокий;

2) Вечером коты перелезают через частокол;

3) Коты шныряют вокруг;

4) Коты застревают между кольями.

1) Частокол (3) – забор, изгородь из кольев, жердей, вбитых в землю близко друг к другу часто, один

2) Кукан (7) – бечёвка, на которую нанизывают рыбу.

3) Тёс (2) – тонкие доски (тёсаные или пиленые).

4) Врасплох (14)- долгое ожидание чего-либо.

А4. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?

2) 9;

В1. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

В2. Из предложений 8-12 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от

глухости (звонкости) согласных, обозначенных следующими за приставками буквами.

В3. Из предложений 1-3 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В4. В предложениях 7-9 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна

В5. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены

именами существительными.

В6. Среди предложений 11-15 найдите простое, осложнённое ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ и

ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.

В7. Определите вид связи слов в словосочетании ВЫХОЖУ ИЗ БАНИ (предложение 13)?

В8. Замените словосочетание ОТЧАЯННО КРИЧАТЬ (предложение 15), построенное на основе

В9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при ПРИЛОЖЕНИИ.

Маленький дом,(1) где я живу в Мещёре,(2) заслуживает описания. Это бывшая баня, (3)

бревенчатая изба,(4) обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду,(5) но почему-то отгорожен от

сада высоким частоколом.

В10. Среди предложений 11-15 найдите те, в которых нет ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

В11. Из предложения 9 выпишите основу.

C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной

речи. Помогите Антону доказать свою точку зрения. Напишите сочинение- рассуждение «Зачем

нужны запятые?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст К.Г. Паустовского. Найдите и

приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя

примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

Ответы на задания ГИА по русскому языку 8 класс

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

Практическая работа Обработка текстовой информации, содержит 21 задание по соответствующей теме (работа подойдет для учащихся 8 класса занимающихся по УМК Босовой).

Задание 1. Ввод символов.

3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы.rtf.

Задание 2. Правила ввода текста.

1. Запустите текстовый процессор, установленный на вашем компьютере.
2. Введите текст:

При вводе текста соседние слова отделяются одним пробелом. Знаки препинания (запятая, двоеточие, точка, восклицательный и вопросительный знаки) пишутся слитно с предшествующим словом и отделяются пробелом от следующего слова.
Кавычки и скобки пишутся слитно с соответствующими словами.
Тире выделяется пробелами с двух сторон.
Дефис пишется слитно с соединяемыми им словами.

3. Введите текст, обращая внимание на соблюдение соответствующих правил:
Тема «Правила ввода текста», гостиница «Малахит», шоколад «Алёнка», роман «Война и мир».
Этапы создания текстового документа: ввод, редактирование, форматирование.
Информация во Всемирной паутине организована в виде страниц (Web-страниц).
Всё-таки, Мамин-Сибиряк, жар-птица, северо-восток, Ростов-на-Дону, Нью-Йорк. Пришлось волей-неволей остаться здесь на ночь. Горя бояться — счастья не видать. Москва — огромный город, город-страна. Конец XVII века — первая половина XIX века.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Правила_ввода.rtf.

Задание 3. Вставка символов.

1. В текстовом процессоре откройте файл Вставка.rtf:

Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (мтрнск плт, цнтрльнй прцсср, пртвн пмть, жсткй дек), вншн стрств, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчек клнк).

2. В нужные места вставьте буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства.rtf.

Задание 4. Замена символов.

1. В текстовом процессоре откройте файл Замена.rtf:

К*литка, к*морка, к*вычки, к*блук, б*гровый, п*гром, с*тира, ур*ган, *кв*ланг, н*в*ждение, ср*жение.

2. Замените символы «*» на буквы «а» или «о», чтобы слова были написаны правильно.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Слова.rtf.

Задание 5. Автоматическая замена.

1. В текстовом процессоре откройте файл 100.rtf:

У про 100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тоюног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.

2. Для большей выразительности автор стихотворения Л. Кондратенко «вставил» внутрь слов цифры. Посмотрите, как будет выглядеть это стихотворение после замены «100» на «сто» (воспользуйтесь операцией замены).
3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем CTO.rtf.

Задание 6. Удаление фрагментов .

1. В текстовом процессоре откройте файл Удаление.rtf:

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.
Монитор, графопостроитель, принтер, мышь.
Жёсткий диск, flash-память, компакт-диск, процессор.
Принтер, акустические колонки, наушники, микрофон.
Системный блок, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск, блок питания.
Системный блок, клавиатура, мышь, монитор, акустические колонки.
Видеокарта, карта расширения, звуковая карта, сетевая карта.
Enter, End, Esc, Delete.
Цветной принтер, лазерный принтер, матричный принтер, струйный принтер.

2. В каждой группе найдите лишнее слово (словосочетание) и удалите его.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Нет_лишнего.rtf.

Задание 7. Перемещение фрагментов.

1. В текстовом процессоре откройте файл Перемещение.rtf:

CPU-
RAM-
HDD-
Video Card —
Sound Card —
оперативная память, центральный процессор, видеокарта, жёсткий диск, звуковая карта.

2. Создайте пары, поместив рядом с каждым англоязычным термином его русский аналог.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Пары.rtf.

Задание 8. Копирование фрагментов.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Используя операции копирования и вставки, наберите текст
стихотворения на английском языке:

Meet me in the morning.
Meet me at noon.
Meet me in September,
Or the middle of June.
Meet me at midnight.
Meet me in the hall.
Meet me in the summer.
Meet me in the fall.
Meet me in the evening.
Meet me at eight.
N1 meet you any time you want,
But, please, don’t be late.

3. Сохраните файл в личной папке под именем Стих.rtf.

Задание 9. Склеивание и разрезание строк.

1. В текстовом процессоре откройте файл Строки.rtf:

Шило в мешке не утаишь. Не всё коту масленица. Кончил дело — гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Пар кости не ломит. Без труда не выловишь рыбку из пруда. Не всё золото, что блестит. Слово — серебро, молчание — золото. Раньше встанешь — раньше работу кончишь. Цыплят по осени считают. Делу — время, потехе — час. Сначала подумай, потом начинай. Семь раз примерь, один раз отрежь. Работа страшна не рукам, а глазам. Дело мастера боится.

2. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая пословица занимала ровно одну строку.
3. Сохраните файл в личной папке под именем Пословицы.rtf.

Задание 10. Изменение размера и шрифта символов.

1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Шрифт1.rtf.
2. Наберите фразу «Я изучаю текстовый процессор». Создайте девять копий этой фразы, помещая каждую из них в новой строке.
3. Задайте для первых двух строк размер шрифта 12 пунктов, тип шрифта Times New Roman.
Для второй пары строк: размер шрифта 14 пунктов, тип шрифта Courier New.
Для третьей пары строк: размер шрифта 16 пунктов, тип шрифта Comic Sans MS.
Для четвертой пары строк: размер шрифта 18 пунктов, тип шрифта Tahoma.
Для пятой пары строк: размер шрифта 20 пунктов, тип шрифта Arial.
4. Закройте файл Шрифт1.rtf, сохранив изменения.

Задание 11. Изменение цвета символов.

1. В текстовом процессоре откройте файл Цвет.rtf.
2. Выполните форматирование текста согласно следующему описанию:
• для заголовка задайте размер шрифта 16 пунктов, цвет шрифта красный;
• для названий цветов задайте соответствующий им цвет шрифта, начертание — полужирное, размер — 14 пунктов;
• для описаний цветов задайте начертание курсив и размер шрифта 12 пунктов.
3. Сохраните файл с изменениями в личной папке и закройте его.

Задание 12. Индексы.

1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Индексы.rtf.
2. Выберите тип шрифта Arial, размер шрифта 14, начертание курсив.
3. Наберите следующий текст:

Единицы измерения количества информации:
1 байт = 8 битов
1 Килобайт =210 байтов
1 Мегабайт =210 Кбайт = 220 байтов
1 Гигабайт =210 Мбайт = 220 Кбайт = 230 байтов

4. Сохраните изменения в файле и закройте его.

Задание 13. Варианты форматирования символов.

1. В текстовом процессоре откройте файл Эффекты.rtf.
2. Измените формат символов по образцу:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

Задание 14. Варианты подчеркивания.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Шрифтом Times New Roman в 14 пунктов наберите текст и выполните форматирование символов по образцу:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Сохраните файл в личной папке под именем Подчеркивание.rtf и закройте его.

Задание 15. Форматирование абзацев.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Наберите черновик документа (Times New Roman, 14 пунктов, выравнивание по левому краю) со следующим текстом:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Выполните форматирование в соответствии со следующими требованиями:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

4. Сохраните файл в личной папке под именем Принтеры.rtf и закройте его.

Задание 16. Форматирование абзацев.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Наберите черновик документа (Times New Roman, 14 пунктов, выравнивание по левому краю) с информацией о своей школе, себе и своём учителе:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Выполните форматирование абзацев в соответствии со следующими требованиями:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

4. Сохраните файл в личной папке под именем Титул.rtf и закройте его.

Задание 17. Вставка специальных символов и формул.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Наберите следующий текст, содержащий символы, отсутствующие на клавиатуре:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. С помощью редактора формул наберите следующие формулы:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

4. Сохраните файл в личной папке под именем Специальная_вставка.rtf и закройте его.

Задание 18. Создание списков.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Создайте многоуровневый список «Устройства современного компьютера»:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства1.rtf.
4. Переформатируйте список, поставив вместо номеров маркеры.
Возможный вариант оформления представлен ниже:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

5. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства2.rtf и закройте его.

Задание 19. Создание таблиц.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Создайте таблицу следующей структуры:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Добавьте в таблицу нужное количество строк и внесите в них информацию о 5-6 файлах, хранящихся в вашей личной папке.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Таблица.rtf и закройте его.

Задание 20. Создание схем.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Создайте схему «Форматы графических файлов»:

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Сохраните файл в личной папке под именем Cxeмa.rtf и закройте его.

Задание 21. Вставка рисунков.

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
2. Вставьте в него рисунок из файла Мышь.jpg.

Комплексные задания по работе с текстом Ю. Яковлева "Друг пришёл на помощь" 4 класс

3. Сделайте выноски с надписями основных частей мыши.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Мышь.rtf и закройте его.

Оформление газетной рекламы туристической компании. Практическая работа

Порядок выполнения работы:

1. Меню Вставка – Таблица – Вставить таблицу. Установить число столбцов – 3, число строк – 2

2. В первой верхней ячейке набрать номер лицензии – Лиц. ТД № 0010874, шрифт Times New Roman, размер шрифта 8.

Выделить ячейку – меню Работа с таблицами – вкладка Макет – в группе Выравнивание нажать кнопку Направление текста – выбрать по вертикали в соответствии с образцом. Уменьшить ширину столбца по линейке с помощью значка Перемещение столбца таблицы , или зацепив вертикальную границу столбца указателем .

3. Во второй верхней ячейке набрать текст (шрифт Times New Roman):

ВЛАДТУРБИЗНЕС – размер шрифта 24, Ж, Ч, все прописные, цвет синий.

ВЬЕТНАМ, Европа и т.д. – размер 12 , Ж, Ч, все прописные.

При необходимости измените ширину столбца.

4. В третьей ячейке набрать текст:

Зима в Приморье: размер 12 , Ж, К, Ч,

Санатории Шмаковки и др. – размер 12 , Ж, Ч.

Туры выходного дня: шрифт Arial, размер 14 , Ж, выравнивание по центру.

Каждую субботу и воскресенье – шрифт Arial, размер 12, Ж, выравнивание по центру.

5. Адрес и другие реквизиты набирать во второй нижней ячейке (шрифт Times New Roman) – размер 8.

Выровнять по центру по левому краю (меню Работа с таблицами – вкладка Макет – группа Выравнивание).

6. Work & Travel USA 2012 – размер 16, Ж – набрать в последней ячейке.

7. Выделить верхние ячейки таблицы для оформления границ.

Меню Работа с таблицами – вкладка Конструктор – в группе Стили таблиц нажмите кнопку Границы – отметить на образце внешние границы, тип рамка, цвет синий, ОК.

Выделить нижние ячейки – выполнить то же самое.

8. Откорректировать полученную таблицу в соответствии с образцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *