«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности – способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Как писал Фрэнсис Бэкон, английский философ «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) МБДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровая технология;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • личностно-ориентированная технология.

Я остановлюсь на некоторых педагогических технологиях, которые считаю эффективными в своей деятельности.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Именно в детском саду, под «присмотром» воспитателя дети проводят значительную часть времени, и не помочь им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? Привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.

Я в своей группе провожу на мой взгляд, эффективные профилактические меры коррекции психофизического развития, включающие три группы здоровьесберегающих технологий:

Технология сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультминутки.

Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья».

Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, биоэнергопластика.

Каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность. Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со взрослыми и сверстниками. Применение здоровьесберегающих технологий эффективно влияет на снижение уровня заболеваемости и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

На первом месте после здоровья, стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии – в игре. Созданная в ДОУ материальная база позволила внедрить в образовательный процесс игровую технологию.

Все мы знаем, что игра-ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, потому игровые технологии уникальны и незаменимы в воспитательно-образовательном процессе. Игра является фундаментом всего образовательного процесса.

В своей работе я применяю различные виды игр по виду деятельности, по характеру педагогического воздействия, дидактические, словесно-речевые, театрализованные игры. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом, повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками я систематически применяю игровые приёмы работы. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. В процессе реализации проекта у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Мы с детьми реализовали социально-семейные проекты «Давайте жить дружно», «Древо семьи», «Всё начинается с мамы». В рамках патриотического воспитания были разработаны и реализованы проекты: «Есть такая профессия – Родину защищать», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя малая Родина». В рамках экологического воспитания – проекты «Животные и птицы», «Мои младшие друзья», «Растения вокруг нас». Я считаю, что метод проектов актуален и эффективен, он дает детям возможность самостоятельно экспериментировать, развивает творческие способности, коммуникативность.

Эта технология предполагает уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Я стараюсь создать условия для творчества личности, атмосферу любви, заботы, сотрудничества. Образовательную деятельность строю на партнерских отношениях с детьми -быть рядом, вместе, а не доминировать над ними. Совместно мастерим игрушки, подарки к праздникам, участвуем в коллективном труде, в проектной деятельности. Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе. Я стараюсь учитывать право каждого ребёнка на решение проблемы.

В основе исследовательской деятельности воспитанников детского сада лежит исследовательская поисковая активность. Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой, проводить опыты, исследовать что-то новое. Экспериментальную деятельность организовываю таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребёнком через исследовательский поиск. В своей работе использую карточки-схемы, с помощью которых детям становится понятнее схема проведения опыта. Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты. Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми я тщательно изучаю все нюансы выбранной темы. Моя задача заключается создать мотивацию для участия группы детей в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ я провожу анализ проделанной работы, который помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современного педагога. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Анализ инновационной деятельности в ДОУ

По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ педагог проводит анализ проделанной работы и оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения. Пишутся цели занятий, определённые задачи, материалы и оборудование, которые использовались в работе. Указывается эффективность, которая была достигнута.

Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.

Пример отчёта педагога по инновационной деятельности (фрагмент)

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно

Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе

  • пластилин;
  • бумага;
  • вата;
  • картинки с зимними развлечениями.
  • Рассматривание картинок, на которых изображены разные виды зимних развлечений на улице. Воспитатель: «Ребята! Взгляните, что за красота! Кругом снег и весёлое настроение: люди ездят на санках, резвятся на горке, катаются на коньках, играют в снежки. А ещё можно сделать снеговика. Давайте мы слепим его у нас в группе? А как мы сможем это сделать, у нас ведь нет снега? Вы думаете принести снег с улицы? А что будет со снеговиком потом, в нашей комнате тепло, а на улице холодно? (Начнёт таять). Каким же образом нам сделать снеговика? Нарисовать? А у нас есть кисточка и краски? Сделать из бумаги, говорите? Давайте попробуем».
  • Дети пытаются сделать снеговика из бумаги. Воспитатель спрашивает: «Что у нас с вами получилось? (Шарики). Эти шарики гладкие, их получится положить друг на друга, чтобы сделать снеговика?» Дети пробуют соединить шарики, но у них не выходит. Воспитатель: «Получится ли у нас снеговик из бумаги? Из чего же ещё его можно сделать? Из пластилина? Давайте попробуем. Мы все знаем, что это податливый и мягкий материал, лепить будет легко».
  • Ребята лепят шарики из пластилина. Воспитатель наблюдает за их работой и при необходимости помогает.
  • Воспитатель: «Какие хорошие шарики у вас получились! Давайте их соединим. А какой нужно поставить ниже всего?» Дети соединяют комочки из пластилина.
  • Воспитатель: «Ух ты, у нас почти получился снеговик, только ему чего-то не хватает. Давайте подумаем. (Носик и глазки). Из каких цветов можно добавить глаза и носик снеговику?».
  • Дети доделывают снеговика. Воспитатель: «Теперь наш снеговик самый настоящий! А чтобы ему было ещё холоднее, давайте добавим снега вокруг него. Откуда его можно взять?» (Вата). Дети кладут вату вокруг снеговика.
  • Воспитатель: «Ребята, вам понравилось лепить снеговика? Давайте в следующий раз попробуем его нарисовать».При создании снеговика из пластилина детям предоставляется самим разобраться в процессе

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

  • контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
  • выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;
  • введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
  • проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
  • проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для  современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который  нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.

Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4. Использование в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.

Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Итак, какие же существуют цифровые устройства, применимые для дошкольного образования? Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.

А сейчас мне хочется рассказать вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:

Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.

Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные детские Мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.

Интерактивные полы – это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.

Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.

Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание дошкольника.

Интерактивные комплексы. Они включают в себя:интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Применение интерактивного оборудования делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем.

Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, педагогами должны быть соблюдены следующие условия применения интерактивных средств.

Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает интерес участников игры друг к другу.

Второе – обращение к «детским» видам деятельности.

Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию.

Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, должен иметь возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.

Пятое условие – поддержка детского творчества.

Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов, а так же приобретение интерактивного оборудования.

2. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии дают возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Дополнительный опыт педагогам дает обмен информацией в Интернете с партнерами из других организаций.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты. Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

•группа кратковременного пребывания;

•центр игровой поддержки ребенка;

•служба ранней помощи;

•семейный детский сад

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

•повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

•реализуется полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируется преемственность дошкольного и начального общего образования;

•определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;

•оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривала основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. Дистанционное образование дошкольника заключалось в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания педагогов. Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.

Применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог – это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве. Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/488353-primenenie-cifrovyh-tehnologij-v-doshkolnom-o

Также вас может заинтересовать

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
  • Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  • Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  • Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  • Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Использование ИКТ на занятиях в детском саду

«Концептуализация, иллюстрация и внедрение педагогических инноваций с дошкольниками»

Дидактические игры являются важной составляющей занятия

Использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *