Контроль эффективности обучения ребенка по дополнительной образовательной программе и информация о качестве реализации программы в наглядных формах представления анализа эффективности общеразвивающей программы д дополнительного общего художественного образования «Весёлые цвета»

КИЖИНГИНСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Сведения о качестве реализации Программы

в наглядных формах представления анализа результативности

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы

художественной направленности «Веселые краски»

Даржаев Зоригто Алдарович, педагог дополнительного
образования первой квалификационной категории

Главным результатом реализации
программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а
главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость,
сколько его способность трудиться, добиваться достижения нужного результата,
ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый желающий
ребенок.

По мере освоения программы
периодически проводится контроль полученных знаний и навыков обучающихся.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе,
проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям,
родителям, педагогу увидеть результаты общего труда. Для контроля успешности обучающегося
при освоении программы в группах проводится собеседование, тестирование,
итоговая выставка детских работ.

Мониторинг проводится с
целью установления:

–                    
соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;

–                    
соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ

Диагностика обучающихся
проводится в соответствии с локальным актом – положением, устанавливающим
порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов
диагностики обучающихся в соответствии с требованиями дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.

Отслеживание
результативности осуществляется в форме собеседования.

При этом проводятся:

–                    
входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;

–                    
текущая диагностика  по завершении занятия, темы, раздела
(проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);

–                    
промежуточная диагностика, проводимая по завершении изучения
курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их
творческих способностей (в форме выставки).

В ходе освоения программы
применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение
практических заданий, и т.д.

Проводится текущий контроль (в
течение всего учебного года) – выставки, тестирование, анализ работ.

Подводя итоги работы за прошедший
учебный год, организуется выставка работ обучающихся изостудии.

Формы подведения итогов
реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения,
тестирования, выставки и т.д. Оценочные материалы

–                    
анкета по мотивации выбора объединения;

–                    
мониторинг результатов обучения по  дополнительной
общеобразовательной  общеразвивающей программе  (диагностическая карта);

–                    
мониторинг   личностного развития         ребенка          в          процессе
       усвоения             им дополнительной общеобразовательной программы
(диагностическая карта).

Результативность реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые краски»
проводится в соответствии с разделом «Мониторинг образовательных результатов».
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе
представлена в таблице №1.


Вид контроля Название Описание

1 Входящий Обследование Диагностические
задания на свободную тему, в начале обучения, дают понимание о способностях
ребенка, уже имеющихся знаниях и навыках

2 Текущий Анализ творческих работ Текущий
анализ творческих работ. Помогает определить уровень креативности,
художественной выразительности, умение использовать богатство цветовой
палитры и композиционные приемы

3 Текущий Наблюдение Дает четкое представление о возможностях
ребенка, его предпочтениях в декоративно-прикладном творчестве

4 Текущий итоговый Контрольное занятие Помогает
выявить уровень овладения практическими умениями

5 Текущий, итоговый Устные опросы Помогают закрепить теоретические знания и
проверить их уровень, а также отследить неусвоенный материал

6 Итоговый Выставка работ учащихся В
конце учебного года готовится итоговая выставка. Каждый обучающийся
становится участником этой выставки, вне зависимости от его уровня
подготовки, поскольку это дает осознание причастности к коллективу

Промежуточный контроль проводится
по окончании первого полугодия (декабрь) каждого учебного года, что позволяет
оценить степень освоения программы на данном этапе, и в конце каждого учебного
года (май), что позволяет оценить результативность освоения программы за учебный
год.

Анализируя данные промежуточной
аттестации можно сделать вывод, что обучающиеся получают качественные знания,
что представлено в таблице 2 и на диаграмме 1.

Уровень освоения дополнительной
общеобразовательной программы  по результатам промежуточной аттестации (на
конец учебного года)

Год обучения Уровень освоения

высокий средний низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

2019 – 2020 учебный год

1 год обучения 4 27 7 46 4 27

2 год обучения 6 40 4 27 5 33

3 год обучения 10 67 3 20 2 13

ИТОГО 20 44,6 14 31,3 11 24

2020 – 2021 учебный год

1 год обучения 5 33 6 40 4 27

2 год обучения 10 67 3 20 2 13

3 год обучения 11 73 2 13 2 13

ИТОГО 34 57,6 11 24,3 8 17,6

2021 – 2022 учебный год

1 год обучения 9 60 6 40 – –

2 год обучения 13 87 2 13 – –

3 год обучения 14 93 1 7 – –

ИТОГО 36 80 9 20

Уровень освоения дополнительной обшеобразовательной
общеразвивающей программы изо студии “Веселые краски” (в %)

Стабильность сохранности контингента обучающихся по
программе

Учебный год Количество детей на начало учебного года Количество детей на конец учебного года

2019-2020 45 45

2020-2021 45 45

2021-2022 45 45

Стабильность сохранности
контингента обучающихся на протяжении 3 лет приближается к 100%, в середине и к
концу года наблюдается  рост численности. Дети приходят в объединение по совету
друзей, которые уже посещают занятия.

По
результатам анкетирования родителей делается вывод об удовлетворенности
результатами обучения детей в изостудии по программе «Веселые краски».
Удовлетворенность взаимодействием родителей с педагогом -100% положительные
отношения. При работе с родителями были выявлены основные мотивы занятий – это
способности детей и полезная деятельность.

На протяжении последних трех лет обучающиеся изостудии проводят мастер-классы
для своих сверстников и на уровне района. Работы обучающихся принимают участие
во всех календарных выставках учреждения, района, республиканских и
всероссийских.        Еще один критерий, по которому оценивается
результативность реализации программы – победы и участие обучающихся в
конкурсах и мероприятиях разного уровня (таблица № 4).

№ п/п Год Ф.И. обучающегося Вид и наименование мероприятия Резуль тат

1 2019 г. Даржаев Содном Международный 
творческий конкурс, посвящѐнный Дню космонавтики “Вперед, к
звездам!” I

2 2020 г. Тарнуева Эржэна Республиканский   конкурс творческих работ «Элинсэгэй мунгэн сэргэ» I

Даржаев Содном I

Дугарова Дарина II

Тудупова Снежана II

Коробенко Катя II

Бабаршуева Алтана III

Борисова Номина III

3 2020 г. Даржаев Содном  Межрегиональная выставка – конкурс
посвященная Сагаалгану II

Тарнуева Эржэна   III

Дылыкова Аяна  сертификат

4 2020 г. Даржаев Содном  Всероссийский творческий конкурс для детей «Радуга – талантов» I

5 2020 г. Даржаев Очир  Всероссийский творческий конкурс
детско-юношеского творчества «Жила – была сказка» I

Тарнуева Эржэна  I

6 2020 г. Даржаев Содном Международный 
творческий конкурс, посвящѐнный Дню космонавтики “Вперед, к
звездам!” II

7 2021 г. Цыренжапова Арьяна Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Твори, открывай, действуй !» I

8 2021 г. Анзанова Сарюна Республиканский конкурс legoконструирования
в рамках празднования дня матери. Ресурсный центр «Созвездие»сертификат

Елизова Таисия сертификат

Шакирова Даяна сертификат

Тудупова Снежана сертификат

Цыренжапов Тамир сертификат

Балдандоржиева Номина сертификат

Бадмацыренова Алтана сертификат

9 2022 г. Даржаев Очир Всероссийский творческий конкурс
детско-юношеского творчества «ТИГР – символ года» I

9 2022 г. Тудупова Снежана  Межрегиональная выставка – конкурс
творческих работ учащихся и педагогов дополнительного образования посвященный САГААЛГАНУ II

Борисова Номина   III

Деревцова Светлана  сертификат

Жамсаранова Алина   сертификат

Анзанова Сарюна   сертификат

Муниципальное
бюджетное  учреждение
дополнительного образования
Центр детско-юношеский «Созвездие»

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ.
МОНИТОРИНГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Серия
«Школа грамотного педагога»

Образовательный процесс –
это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и
использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и
развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).

Педагог дополнительного
образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он
помогает в практической работе?

Необходимость мониторинга
дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.

1.  
Чем
тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее
вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем
более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации
образовательного процесса.

2.  
Отсутствие
осознанного определения своего результата и собственных методик его
определения в дополнительном образовании
ведет к:

–    
снижению
уровня работы, манипулированию ее показателями,

–    
утрате
ответственности за свою деятельность перед обучающимися, их родителями,

–    
пассивности
в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных
органов власти, учредителей и др.,

–    
использованию
формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного
образования детей, а значит – разрушающих среду самообразования детей.

Таким образом, выделяя
направленность мониторинга в образовательном процессе, мы говорим о его
разнообразии. Мониторинг направлен на достижения обучающихся, на процесс и на
результат деятельности педагога.

Сбор данных и оценка
результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной
программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты
своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или
разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны,
т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования
в заполнение множества таблиц, а, с другой стороны, не делали процесс
мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по
себе, а особенности обучающихся – сами по себе.

Было бы не правильным
говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего
труда. Педагоги ориентируются на возможности обучающихся в овладении
программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического
воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не
всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и
оформлен педагогом документально.

И так, рассмотрим систему
педагогического мониторинга, ее суть, подберем оптимальные методы и методики
организации, а также удобные формы фиксации результатов.

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

Педагогический
мониторинг – это организованная система сбора,
хранения, обработки информации о результатах деятельности образовательного процесса,
качества образования, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием,
прогнозированием развития и уровнем удовлетворения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей.

Объектами педагогического
мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги,
обучающиеся и сам педагогический процесс).

Объединение (студия,
кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими
законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование
ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить
правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения,
которые произошли в процессе реализации программы.

Мониторинг
реализации  программы – это формы организации, сбора,
хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения,
обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие
возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные
решения.

Введя мониторинг
реализации программы, педагог оценивает изменения в познавательной и личностной
сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет
результаты собственной профессиональной деятельности. Мониторинг позволяет проанализировать
достижения и трудности педагога для достижения поставленной образовательной
цели.

Система
мониторинга реализации программы включает в себя ряд обязательных компонентов:

ПОКАЗАТЕЛИ,
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

МЕТОДЫ                                                                                                   
ФОРМЫ
ОЦЕНКИ                                                                                              ФИКСАЦИИ
И КОНТРОЛЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
        (МЕТОДИКИ)

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Образовательная
деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только
обучение определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся. Поэтому результаты целесообразно оценить
по двум группам показателей:

1.  
личностные достижения (выражающие изменения
личностных качеств обучающихся под влиянием занятий в данном творческом
объединении, студии, секции).

2.   учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки,
приобретенные в процессе освоения образовательной программы).

Данные показатели оценки результатов при выборе правильных методов
контроля и педагогического инструментария раскроют теоретическую
и практическую подготовку, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные
умения, учебно-организационные умения и навыки, а также компетентности, которые
заложены в Федеральные государственные стандарты (метапредметные, предметные и
личностные результаты освоения образовательной программы).

Показатели
оценки уровня освоения программы дополнительного образования включают в себя
отдельные определяемые критерии, которые зависят от цели программы, возраста
обучающихся, направленности программы (художественная, военно-патриотическая и
т.д.)  и ее специфики (гитара, вокал, театр, классическая хореография,
современные танцы и т.д.). Также показатели оценки уровня освоения программы
должны совпадать и вытекать из задач и требований к уровню подготовки детей, в
соответствии с каждым годом обучения по той или иной программе.

Еще одним важным
показателем для дополнительных образовательных учреждений является удовлетворенность
образовательным учреждением, объединением, образовательным процессом.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выделив показатели и
критерии оценки результатов, перед нами встает вопрос «Как оценить?». На этот
вопрос отвечают методы контроля обучения.

Методы контроля обучения
– это способы, определяющие результативность учебно-познавательной и
воспитательной деятельности. Контроль призван выявлять уровень развития
обучающихся, сформированность заданных личностных качеств и степень достижения
поставленных задач.

Виды контроля:
предварительный, текущий, тематический, итоговый.

Для
организации системы мониторинга мы используем 3 вида контроля:

1.  
предварительный (изучение показателей в начале
учебного года – сентябрь, октябрь),

2.  
текущий (изучение показателей в середине учебного года
– январь)

3.  
итоговый (изучение показателей в конце года – май).

Выбор методов определяется в соответствие
реальным возможностям обучающегося (возрастные особенности); в соответствие
имеющимся условиям и отведенному времени; в соответствие с возможностями
педагога.

Ю.К. Бабанский выделяет следующие
методы контроля:

·     устный контроль (опрос, беседа),

·     письменный (тесты, анкеты,
кроссворды, ребусы и др.),

·     контроль при помощи компьютера.

Наиболее
оптимальными методами контроля для организации системы мониторинга реализации
программ в дополнительном образовании является метод наблюдения, опрос, беседа,
анкетирование.

Диагностический
инструментарий – это совокупность педагогических
методик, для организации оценки достижений обучающихся.

Диагностический
инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования,
с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой
информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога.
Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий
со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном
педагогическом диагностическом арсенале.

В дополнительном
образовании можно использовать большое количество диагностического
инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и
юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Выделим
показатели оценки результатов, обязательные для изучения при организации
мониторинга реализации программ:

1.   Изучения
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.   Изучение
уровня социализированности.

3.   Изучение
уровня удовлетворенности объединением.

Первый показатель «Изучение
уровня
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
организуется методом наблюдения, т.е. педагог, выделив определенные критерии
обучения, согласно возрастным особенностям, специфики, целям, задачам и
требованиям программы, самостоятельно оценивает обучающегося по данным
критериям, проставляя ему низкий, средний или высокий уровень освоения по
определенной шкале. Также педагог при не достатке метода наблюдения, может 
включить такие методы как опрос или беседа с ребенком, для уточнения тех или
иных знаний.

(Приложение 1.
Карта изучения уровня освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы)

(Приложение 2.
Бланк оформления результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы)

Второй показатель «Изучение
уровня социализированности» организуется методом анкетирования, с помощью
методики «Изучение уровня социализированности личности
учащегося» разработанной профессором М.И. Рожковым. Цель методики – выявить
уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся.

Обучающимся выдается
список из 20 вопросов, которые ребенку необходимо оценить по определенной шкале
и записав свою оценку в таблице рядом с номером вопроса. В анкете раскрываются
такие критерии, как: социальная адаптированность, автономность, социальная
активность и приверженность ребенка к гуманистическим нормам
жизнедеятельности (нравственности). Данная методика на
детей 14-17 лет, т.е. методика проводится только с детьми старшего возраста.

(Приложение 3. Бланк для анкетирования
обучающихся)

Обработку полученных
данных педагог проводит самостоятельно.

Среднюю оценку соци­альной
адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и
делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных
операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой.
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности)
— с четвертой строчкой.

Если получаемый
коэффициент больше 3, то можно констатировать высо­кую степень
социализированности ребенка; если же он боль­ше 2, но меньше 3, то это
свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент
окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или
группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

(Приложение
4. Бланк оформления результатов социализированности)

Последний показатель,
третий, «Изучение уровня удовлетворенности объединением»
организуется также методом анкетирования, с помощью методики «Изучение
удовлетворенности родителей образовательным учреждением» разработанной Е.Н.Степановым. Цель методики – выявить
уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его
педагогического коллектива. Анкетирование ориентировано для
родителей.

На собрании родителям
предлагается в бланке вниматель­но прочитать перечисленные ниже утверждения и
оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну
цифру, которая означает ответ, соответ­ствующий его точке зрения.

(Приложение 5. Бланк для
анкетирования родителей)

Удовлетворенность работой
учреждения, в нашем случае объединения, («У») определяется как частное,
полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее
количество ответов.

Если коэффициент «У»
равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно
констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У»
меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности
деятельностью образовательного учреждения.

Если ребенок старше 14
лет, то данную методику он может заполнить самостоятельно в адаптированном
варианте. Организация и обработку полученных данных проводится аналогично
педагогом.

(Приложение 6. Бланк для
анкетирования детей старше 14 лет)

(Приложение
7. Бланк оформления результатов удовлетворенности)

Приложение 3.
Бланк для анкетирования обучающихся

Оцени вопросы по шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

О — никогда.

1.Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.Я умею прощать людей.

5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10. Общаясь
с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я
что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне
нравится помогать другим.

13. Мне
хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если
мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь
всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю
неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь
не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь
доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я
берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь
защищать тех, кого обижают.

Приложение
4.
 Бланк оформления результатов социализированности

Изучение уровня социализированности обучающихся по программе
«___________________________________________________»
_______ год обучения

20__-20__
учебный год
педагог дополнительного образования
_____________________________________________

№ФИО
обучающегосяСоц. адаптацияАктивностьАвтономностьНравственность

Итого по группе

Приложение
5.
Бланк для анкетирования родителей

Пожалуйста, оцените каждый вопрос в
таблице по шкале, отметив нужную цифру:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 ­– совершенно не согласен.

Приложение
6.
Бланк для анкетирования детей старше 14 лет

Пожалуйста, оцени каждый вопрос в таблице
по шкале, отметив нужную цифру:

Приложение
7.
Бланк оформления результатов удовлетворенности

Изучение уровня удовлетворенности объединением
«_____________________________________»
20__-20__ года обучения
педагог дополнительного образования
_____________________________________________

№ФИО обучающегосяУдовлетворенность объединением
(по годам обучения)

Методические
рекомендации предназначены в помощь педагогу дополнительного образования для
организации системы мониторинга дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
В рекомендациях рассмотрены компоненты мониторинга, подобран диагностический
инструментарий и представлены бланки оформления мониторинга.

ЦЕЛЬ
– обеспечить педагога дополнительного образования минимумом информации для
оказания помощи в составлении и оформлении мониторинга реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

СОСТАВИТЕЛЬ:
Овсянникова О.Ю., методист МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *