Критерии оценки музыканта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств им. Г.И. Бабко

города Кирово-Чепецка Кировской области

«Критерии оценки концертного выступления учащихся детской школы искусств»

Подготовила:
Ицкович Елена Леонидовна,

Почетный работник общего образования РФ,

струнных народных инструментов,

преподаватель высшей категории

по классу домры.

Музыка – это один из самых эмоциональных видов искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Она способна вызывать у слушателей эмоции большой силы, чувство восторга или печали, учит сострадать и сопереживать. Действуя на самые тонкие душевные струны, объединяет духовно, воспитывает общечеловеческие чувства, любовь к близким, Родине, природе.

Музыка в нашей жизни присутствует и в минуты радости, и в минуты скорби, помогает человеку преодолеть все жизненные коллизии, дает возможность ощутить всё богатство чувств, которые заложены в человеке природой.

При этом дать оценку какому-либо явлению в музыке очень сложно не только в среде обычной публики, но и среди специалистов. Восприятие того или иного исполнителя все равно будет субъективно, индивидуально.

От исполнителя, который является связующим звеном между композитором и слушателем зависит очень много, порой – все!

Трудно определить ту грань, отделяющую выразительность в исполнении от сверхвыразительности, определить, где техническая безупречность превалирует над музыкальной мыслью, а яркая индивидуальность исполнителя поднимает восприятие известного произведения на другой уровень звучания, открывает все новые грани музыки, а они неисчерпаемы.

Подобные проблемы оценки музыкального исполнительства существуют как для начинающего музыканта, так и для уже сложившегося.

В практике исполнительской подготовки юных артистов можно проследить несовершенство системы оценивания концертного выступления. Это объясняется рядом причин. Во-первых, различным уровнем физических и музыкальных данных детей; во-вторых, отсутствием определённых критериев оценки концертного выступления, и, как следствие этого, в-третьих, каждый педагог руководствуется своей собственной уровневой характеристикой оценки и подходами к её выставлению за результат исполнительской деятельности обучающихся. Поэтому оценку концертному выступлению юных музыкантов зачастую бывает дать очень сложно.

Проблема оценивания в музыкальной педагогике при подготовке музыкантов различного уровня (ДШИ, средние музыкальные учебные заведения, вузы) всегда остается актуальной.

Именно в данной презентации и пойдет речь о критериях оценки концертного выступления учащихся детской школы искусств.

Систему контроля и проверки знаний в детской школе искусств образуют экзамены, академические концерты, зачеты, контрольные уроки, концерты класса, отчетные концерты музыкального отделения и школы, а также другие различные мероприятия. Умелое сочетание различных форм контроля – показатель уровня организации учебного процесса в детской школе искусств и один из важных показателей степени обученности и готовности обучающихся к исполнительской деятельности, а также продолжению дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных учреждениях культуры и искусства. A

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности» на народном отделении охватывают все виды контроля:

– текущий контроль успеваемости;

– промежуточная аттестация учащихся;

– итоговая аттестация учащихся.

– поддержание учебной дисциплины,

– выявление отношения учащегося к изучаемому

– организацию регулярных домашних занятий,

– повышение уровня освоения текущего

учебного материала. Текущий контроль

осуществляется преподавателем по

специальности регулярно в рамках расписания

занятий и предлагает использование

различной системы оценок. Результаты текущего

контроля учитываются при выставлении

четвертных, полугодовых, годовых оценок.

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части

определяет уровень и качество освоения

программы учебного предмета

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях и предполагают публичное исполнение программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах в соответствии с действующими учебными планами. На выпускных экзаменах исполняются 4 произведения, различные по жанру и форме. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. Прослушивания рекомендуется проводить 2 раза в год.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на академическом концерте, экзамене.

Результатом вышеперечисленных видов педагогического контроля является оценка, даваемая в виде цифрового балла или оценочного суждения, которая позволяет оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программы обучения.

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для

оценка должна выполнять стимулирующую функцию;

оценка должна быть всесторонней.

Система оценки за концертное исполнение не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений и навыков, она ставит более важную социальную задачу: развития у учащегося умения самостоятельно проверять и контролировать себя, уметь организовать двигательные, волевые усилия, критически оценивать свою игру.

Это не считая того, что ученик должен донести тот образ, то интонационное звучание, выдержать форму, тот смысл, стиль, который заложил композитор в свое сочинение. Уметь творчески пропустить через свое сознание и уже накопленный за годы обучения опыт, справиться с техническими трудностями, показать свои умения во владении звуком и еще много разных мелких и крупных задач, которые встают перед ним и его наставником-педагогом в процессе работы над каждой пьесой.

Оценка имеет несколько функций: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную и функцию управления.

Социальная функция проявляется в требованиях, существующих в обществе к уровню подготовки учащегося начального музыкального образования. Сюда входит возрастной уровень развития ребенка, воспитание в семье, формирование его познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности, учитываются физические возможности.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения, привитии любви к музыке, к своему инструменту и.д.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает определенную эмоциональную реакцию ученика, она может оказать стимулирующее или тормозящее воздействие на работоспособность и активность ребенка.

Информационная функция является основой прогнозирования и планирования учебного процесса, она создает почву для анализа результатов работы учащегося.

Функция управления помогает педагогу выявлять недостатки в организации учебного процесса. Эта функция очень важна для развития самоконтроля учащегося, его умения анализировать и правильно оценивать свое выступление, адекватно реагировать на оценку педагога и комиссии.

Посмотрите, как метко охарактеризовал оценки Артур Владимирович Петровский: «Торжествующая пятёрка», «обнадёживающая четвёрка», «равнодушная тройка», «угнетающая двойка». Я убеждена, что данные характеристики оценок в полной мере могут быть отнесены к оцениванию учебной деятельности детей в школе.

Словесная оценка позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его творческой деятельности, проанализировать его возможности.

Но словесная оценка слабых и сильных сторон выступления учащегося, приобретая конкретную материальную форму в виде балла, выставленного за исполнение им своей программы, при серьезном анализе показывает, что иногда она выставляется ученику за совершенно различные достоинства или недостатки. Экзаменаторы настолько по-разному подходят к оценке концертных выступлений, беря за основу совершенно разные системы координат, что порой бывает трудно составить объективное мнение об ученике и его выступлении. Более того, практика показывает, что оценка игры ученика на экзамене, – это достаточно болезненный момент в учебном процессе, как для самого исполнителя, так и для его педагога. Нередки случаи, когда выставление учебного балла превращается в выяснение отношений между преподавателями и само по себе выступление учащегося уже не имеет значения. Поэтому при выставлении оценки за концертное выступление необходимо выслушать суждение не только экзаменаторов, но и учитывать мнение преподавателя учащегося и исходя из этого, ставить оценку за игру именно ребенку, а не его педагогу.

При подготовке и во время самого концертного выступления возникают трудности разного уровня: с одной стороны, это освоение определенных навыков и умений, которые необходимо продемонстрировать во время экзамена или зачета, с другой – существование психологических трудностей, связанных с низким уровнем психологической комфортности ребенка во время выступления. Некоторые дети, в силу индивидуально-психологических особенностей (интроверты (интроверт обращен в себя. Все самое важное в его жизни происходит у него внутри.  Его мир — это мир его переживаний, чувств и мыслей. Туда он уходит, чтобы восстановить силы после столкновения с внешней реальностью), высокореактивные, неуверенные в себе дети), не могут справиться с неловкостью, застенчивостью, тревожностью во время концертно-исполнительской деятельности. Для таких учащихся ситуация выступления на публике является стрессовой.

Поэтому очень важно воспитывать в учащихся концертно-исполнительское поведение при помощи ряда приемов, которые бесспорно помогут осуществить подготовку к выступлению:

– выносить на публику произведения хорошо подготовленные, выученные, которые нравятся ребенку; это могут быть даже очень легкие пьесы, но они вселяют уверенность и позитив в юного исполнителя;

– «репетиционный» концерт (своеобразная тренировка и отработка всех ситуаций, которые свойственны настоящему концерту) практически на каждом уроке, предшествующем концерту или зачету. Он строится на обыгрывании всей ситуации концерта: выход, поклон, непосредственная игра, аплодисменты, поклон, уход со сцены. Это позволяет ребенку воспринимать ситуацию концерта как знакомую и снижает уровень тревожности и страха;

– выступление сначала в классе перед другими ребятами. Такой прием помогает дозировать степень ответственности во время выступления. Поскольку к одноклассникам учащийся уже привык и знает, что другие также окажутся на его месте, он меньше тревожится, чем при выступлении перед незнакомой публикой или экзаменационной комиссией. Такие выступления способствуют также формированию собранности, концентрации внимания и развитию эмоциональности и раскрепощению;

– большую роль играет также психологический настрой на успех перед выходом на сцену. Он поможет учащемуся с помощью педагога ощутить поддержку, одобрение. Кроме того, ребенок почувствует уверенность в своих силах;

– чрезвычайно важно для неуверенных в своих силах детей выступление в ансамблях. Такой вид музицирования дает ребятам возможность психологической опоры на других учащихся, вырабатывает дух командного коллективного соучастия и поддержки;

– еще один важный прием – это домашние концерты, которые можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам ребенку совместно с родителями или другими членами семьи. Такие концерты повышают заинтересованность родителей и членов семьи к музыкальной деятельности, служат психологической опорой и поддержкой для юного музыканта и являются возвращением к давней традиции домашнего музицирования.

Одна из главных задач при подготовке к концертному выступлению – преодолеть эстрадное волнение и сформировать позитивное концертно-исполнительское поведение у учащихся.

Также в учебном процессе приходится сталкиваться с проблемой оценки выступления детей, принимающих участие в конкурсах различных уровней. Как правило, результаты конкурсов вызывают большие споры, а порой и большие разночтения среди членов жюри. Надо четко знать критерии оценки такого рода. Исходя из целей и задач конкурса, определяются победители. Как правило, конкурс, помимо выявления наиболее одаренных исполнителей, решает и политические задачи.

Конкурсная оценка отличается от учебной тем, что она не ставит методических задач, а определяет сильнейшего исполнителя среди собравшихся участников – это в идеале сравнительная оценка.

Выступление на конкурсе – это специфическое выступление, где присутствует элемент спортивного состязания. На конкурсе в первую очередь оценивается точность игры, стабильность, виртуозность: без этих качеств на успех рассчитывать не приходится. А эти качества порой достигаются в ущерб художественной выразительности, а это не очень положительный момент в музыкальном исполнительстве.

О пользе и вреде конкурсов в учебной практике тоже ведутся большие споры, и существуют разные мнения и отношение педагогов, которые занимаются с детьми. Здесь главным критерием для решения об участии или неучастии в конкурсе должно быть главное – чтобы подготовка к конкурсам не мешала гармоничному всестороннему развитию музыкального дарования ребенка, чтобы оно не шло в ущерб освоения им нужного объема и требований прохождения программы, развитию его индивидуальной музыкальности.

Современная учебная программа ДШИ решает две основные задачи: общеэстетического развития детей и профессиональной подготовки исполнителя начального звена. Сочетание двух этих задач детской школы искусств предполагает дифференцированный подход в работе с учащимися, обладающими различными музыкальными способностями. Анализируя контингент детской школы искусств, нельзя не отметить, что подавляющее большинство детей обладает рядом проблем:

ограниченность музыкальных способностей или кажущаяся ограниченность музыкальных способностей из-за их неразвитости;

нарушения психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация, вялость мышечного тонуса и др.);

загруженность в общеобразовательных школах, не позволяющая учащимся проводить за инструментом достаточное количество времени, обеспечивающего быстрое и качественное формирование и поддержания в форме необходимых игровых навыков;

отсутствие должного контроля и помощи со стороны родителей в силу различного рода обстоятельств.

Это далеко не полный перечень причин, которые негативно влияют на овладение музыкальным инструментом. И не случайно, одной из самых тревожных тенденций последнего времени является падение интереса у детей и их родителей к обучению игре на различных инструментах.

Мы не должны подгонять массу идущих к нам детей под одну черту и, выставляя оценку, как среднеарифметическое, необходимо учитывать рост и развитие данного ребенка, его успехи, его увлеченность музыкой.

Обычно адаптированные учебные программы в ДШИ содержат требования трех уровней сложности: для детей со слабыми музыкальными способностями, со средними или хорошими и для учащихся с высокими способностями. Существование в рамках одной школы такой дифференциации, предполагает и различный подход к оценке учащихся, следовательно, создается возможность оценивать одинаковым баллом детей с разным уровнем владения инструментом и объяснить существование такого понятия как “индивидуальная оценка”.

Каков же механизм выставления подобной оценки? Каким образом методическая комиссия приходит к единому мнению: какую оценку заслуживает ученик и, главное, за что? Одинаковый балл, выставляемый ученикам, различным по способностям, не может в полной мере отражать уровень исполнения каждого из них: слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине не выполнил всех установок преподавателя и, несмотря на то, что игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. В данной ситуации характеристика, которую дает педагог своему ученику и его выступлению, должна стать определяющей для всей методической комиссии. Это представление должно быть всеобъемлющим, логически продуманным и методически обоснованным. Преподаватель должен доказать правомерность предлагаемой им оценки и, если все представлено профессионально, то, без сомнения, комиссия согласится с аргументами педагога.

Предлагаю следующую форму характеристики.

Возраст учащегося, класс, сколько лет занимается.

Музыкальные и двигательные способности.

Степень заинтересованности в учебе, интенсивность занятий.

Степень сложности исполняемой программы, ее соответствие учебной программе и возможностям ученика.

Цели и задачи за отчетный период

(технические, общемузыкальные, вопросы психологии).

Оценка преподавателем самого выступления.

Предлагаемая форма характеристики даст полную картину об учащемся и его подготовке к выступлению, безусловно, поможет методической комиссии при выставлении ученику оценки и выработке методических рекомендаций преподавателю на следующий этап работы.

Каким образом оценивать работу самого преподавателя? Только реальной игрой его учеников, их выступлением на концертах, успехами на конкурсах, стабильностью класса, наличием в классе наряду со слабыми учащимися ряда способных детей, демонстрирующих профессиональные игровые навыки, в которых видна “рука педагога”.

Что же такое критерий? В научной литературе под критерием понимают «признак, на основании которого производится оценка; мера суждения, оценки какого-либо явления».

В основу критериев концертного выступления учащихся положены принципы, общепринятые в музыкальной педагогике, которые доказывают правомерность выставляемой оценки и дают полную картину творческого процесса подготовки преподавателя и его ученика к концертному выступлению.

При составлении критерия оценок все учащиеся могут быть условно разделены на III группы:

Учащиеся с высок

Учащиеся со средними

Учащиеся со слабыми музыкальными

По итогам исполнения программы выставляются оценки по трехбалльной шкале, как правило, единицы и двойки мы не используем в системе оценивания.

1 группа (учащиеся с высокими музыкальными способностями)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение, технически безупречное и качественное исполнение программы.

Количество и трудность произведений должна соответствовать уровню класса или быть выше его.

– программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме

– проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению

– понимание стиля произведения

– понимание формы произведения, осмысленность исполнения

– продемонстрировано свободное владение техническими приёмами, а также

приёмами качественного звукоизвлечения

– выразительность исполнения, яркая динамика, владение интонированием

– артистичность, сценическая выдержка.

В этих требованиях закладывается и возможность дальнейшего профессионального обучения учащихся.

Репертуарное продвижение, как и количество проходимого материала должно соответствовать классу, но может быть выше его.

Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно.

Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.

Эта оценка выставляется за техническую свободу, осмыслённую и выразительную игру, за демонстрацию учеником достаточного понимания характера и содержания произведения, выученного наизусть. Проявлено индивидуальное отношение к произведению, разнообразие звуковой палитры, однако допущены технические и стилистические неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

– недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения)

– учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое и необразное исполнение программы

– исполнение произведений наизусть с неточностями и ошибками, в которых слабо проявлено осмыслённое и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

– непонимание формы, характера исполняемого произведения

– погрешности в качестве исполнения: зажатость в аппарате, неровная, замедленная техника, погрешности в звукоизвлечении, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция.

Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

П группа (учащиеся со средними или хорошими способностями)

Допускается более облегченный репертуар, разрешаются более спокойные темпы исполняемого произведения, но качество исполнения должно соответствовать требованиям для 1-ой группы учащихся.

Особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность ученика в занятиях, его понимание и его личный эмоциональный отклик на исполняемую музыку.

Более легкий по объему материал, более доступный по содержанию, фактуре, техническим задачам. Требования к качеству исполнения и отработке навыков сохраняются, должно быть, понимание музыкальной мысли и характера произведения.

– облегченный репертуар

– отсутствие эмоциональности и музыкального мышления

– ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой.

Ш группа (учащиеся со слабыми музыкальными способностями)

Учащиеся выучивают тот репертуар, с которым могут справиться технически и осмыслить его.

– грамотно выученный текст

– заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах

– наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения возможны умеренные темпы

– слабое владение нотным текстом и игровыми навыками

– непонимание смысла произведения

– отсутствие отношения к исполняемому произведению.

В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к

улучшению или ухудшению уровня исполнения, что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Вот краткий алгоритм, позволяющий оценить концертное выступление учеников в инструментальном классе:

1) общее впечатление (концертная форма одежды; причёска; культура поведения за инструментом; эмоциональное впечатление от выступления ученика);

2) выполнение учащимся музыкально-художественных задач исполняемого произведения (установки педагога и умение закреплять их в самостоятельной работе и в классе; анализ причин, мешающих полноценной передаче замысла автора произведения);

3) конкретный исполнительский анализ произведения:

а) характер исполнения произведения;

б) соответствие стилю;

в) понимание формы произведения;

д) штрихи, артикуляция, качество звука;

е) приёмы игры;

4) методический анализ исполняемого произведения:

а) по степени сложности (технической и художественной);

б) качественные изменения исполнительского уровня учащихся в результате изучения данного музыкального произведения;

в) продуктивность творческого процесса педагога и ученика в классе и реализация поставленных задач во время концертного выступления.

На основании данных критериев методическая комиссия может оценить концертное выступление и дать рекомендации преподавателю и учащемуся на последующий этап работы с учётом достигнутого учеником исполнительского уровня. Предлагаемые критерии оценки концертного выступления являются одними из средств оптимизации учебного процесса в детской школе искусств. При этом необходимо всегда помнить о том, что музыка – это наиболее субъективная часть искусства, как с точки зрения исполнителя, так и с точки зрения слушателя.

А сейчас мы с вами в виртуальном режиме понаблюдаем за концертными выступлениями моих учащихся и я дам краткую характеристику оценки каждому их них.

Учащаяся с хорошими муз. способностями – Зиминова Катя.

Учащаяся со слабыми муз. способностями, ребенок-инвалид (по зрению и умственные отклонения) – Смирнова Даша.

Ребенок-инвалид (псевдопаратероз) – Овсянникова Ульяна (учится в КОКМИ им. Казенина).

Учащаяся с высокими муз. способностями – Овсянникова Ирина.

И в заключении мне хотелось бы сказать, что концертное выступление ученика – это цель всего процесса обучения. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики.

Можно говорить о технической оснащенности юного музыканта, о стабильности исполнения, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Репертуар для таких выступлений подбирается яркий, образный, интересный. И здесь роль педагога, его искусство, знание детской психологии должны проявиться в полной мере, чтобы показать ученика с лучшей стороны и добиться яркости выступления на сцене.

В становлении и развитии исполнительских умений и навыков, а в целом, исполнительской культуры учащихся, критерии оценки концертного выступления могут сыграть, на мой взгляд, позитивную роль в организации образовательного процесса в детской школе искусств. Методическая грамотность преподавателей в этом вопросе должна способствовать конструктивной деятельности комиссий любого уровня: экзаменационной, конкурсной. Знание роли, функций, видов и форм оценки в ДШИ, а также содержание и форма изложения оценочного суждения преподавателей создают условия для наиболее оптимального подхода к оценке такого многопланового и сложного вида деятельности, как музыкальное исполнительство.

Список использованной литературы

“Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения”

Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах.

. 2. – Свердловск:

Коган Г.О. О работе музыканта-педагога. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск №1. – М.: 1979.

Крюкова В.В. Музыкальная психология и педагогика. –

В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Во

Станиславский К. Работа актёра над собой, т.2. – М., 1954.

Страхов И.В. «Психология творчества»- Саратов:

, 1968. – 79с.

музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.:

М. Психология музыкальной

деятельности. Теория и практика

В.С. Воспитание исполнителя на народных инструментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *