Кто оценивает качество образования? Качество образования

Независимая оценка
качества образования – это оценочная
процедура, которая осуществляется в
отношении деятельности образовательных
организаций и реализуемых ими
образовательных программ в целях
определения соответствия предоставляемого
образования.

Качество образования –
это комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки
обучающегося, выражающая степень его
соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том
числе, степень достижения планируемых
результатов освоения основной
образовательной программы.

К осуществлению независимой
системы оценки качества работы
образовательных организаций привлекают:

– общественные и
общественно-профессиональных организации,

– негосударственные,
автономные некоммерческие организации,

– региональные центры
оценки качества образования;

-отдельные эксперты или
группы экспертов, имеющие соответствующий
опыт участия в экспертных оценках
качества образования.

Образовательная организация
вправе выбрать сама те организации,
которые будут содействовать получению
ею независимой оценки деятельности.

Объектами оценки со
стороны на федеральном уровне могут
выступать:

-образовательные достижения
учащихся, обучающихся в образовательных
учреждениях различных видов;

-образовательные программы
и учебные планы;

-условия обучения,
предоставляемыми образовательными
учреждениями различных типов;

-ресурсное обеспечение
образовательного учреждения;

-деятельность образовательного
учреждения по внедрению инноваций,
способствующих повышению качества
образования;

-воспитательные программы,
осуществляемые образовательными
учреждениями различных видов.

На уровне региона,
муниципального образования также может
быть востребована сравнительная оценка
(рейтингование) школ (например, в разрезе
отдельных категорий: гимназии, лицеи,
школы с углубленным изучением ряда
предметов).

Результаты оценки могут
оказаться значимыми для широкого круга
заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов
управления образованием муниципального,
регионального и федерального уровней.

В мировой практике
разработкой и реализацией процедур
независимой оценки качества образования,
как правило, независимые организации.
Например, формирование мировых рейтингов
университетов осуществляется
информационными холдингами US News
(выпускает рейтинг вузов US News and World
Report), News UK (холдинг, выпускающий известное
лондонское издание the Times).
В России также
существуют общественные структуры,
реализующие независимую оценку
образовательных программ и других
критериев качества образования на
федеральном уровне. К числу таких
структур можно отнести: Международную
академию наук, информации и информационных
процессов и технологий, региональную
общественную организацию «Общественный
совет содействия повышению качества
высшего образования»; независимые
аккредитационные агентства, объединенные
Координационным советом по независимой
общественно-профессиональной аккредитации;
профессиональные сообщества, представляющие
интересы работодателей.

В настоящее время
Министерство образования и науки
Российской Федерации и Федеральная
служба по надзору в сфере образования
и науки развивают проекты, ориентированные
на развитие общественной оценки качества
образования. Для координации процесса
оценки качества обучения в образовательных
учреждениях создается специальный
Общероссийский регистр организаций
(ОРРО), куда войдут организации по
независимой экспертизе качества.
Разрабатываются и региональные регистры.

Объединения юридических
лиц, работодателей и их объединений,
общественные объединения, осуществляющие
деятельность в сфере образования.

Юридическое лицо,
осуществляет на основании лицензии
наряду с основной деятельностью
образовательную деятельность в качестве
дополнительного вида деятельности.

Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности, иные организации,
действующие в системе образования,
вправе создавать и вступать в объединения
юридических лиц (ассоциации, союзы).

Объединения юридических
лиц (ассоциации, союзы) в образовании
являются некоммерческими организациями,
создаются и действуют в соответствии
с гражданским законодательством
Российской Федерации.

Данные объединения в
системе образования создаются федеральными
органами исполнительной власти и
осуществляют свою деятельность в
соответствии с положениями, утверждаемыми
этими органами власти. В состав
государственно-общественных объединений
на добровольных началах входят
научно-педагогические и другие работники
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и иных организаций,
действующих в системе образования.
Могут привлекаться иностранные граждане.

К данным объединениям
относятся

творческие союзы (Союз
композиторов Чувашской Республики,
Союз художников Чувашии”),

общественные организации
(Общественная организация “Новочебоксарская
молодежная экологическая дружина
“Муравейник”, Всероссийской
общественной организации “Молодая
Гвардия Единой России», Мариинско-Посадская
районная общественная детская организация
“Сеспел” (Подснежник),

объединения граждан по
интересам (Общественная
организация “Федерация футбола
Чувашской Республики),

фонды (Благотворительный
фонд образования “ДАР””, Фонд
спортивный союз студентов”),

некоммерческие партнерства
(Некоммерческое
партнерство “Попечительский совет
лицея № 44”, Некоммерческое партнерство
“Попечительский совет МДОУ “Детский
сад №126 “Радуга”),

религиозные объединения
( Козловский городской
общественный фонд развития МОУ “Козловская
средняя общеобразовательная школа №
1” и православия “ЕДИНЕНИЯ и
ВОЗРОЖДЕНИЯ”).

Данные объединения
представляют интересы детей и молодежи,
осуществляют образовательную деятельность;
выступают учредителями, входят в
попечительский совет образовательных
учреждений,

В
настоящее время существует несколько
трактовок понятия качества.

На
заседании Совета по качеству образования
при Федеральной службе по надзору в
сфере образования и науки координатор
совета, ректор Института проблем
образовательной политики «Эврика»
Александр Адамский сказал: «Оформление
нового представления о качестве
образования – это главная задача
подобного совета». В педагогическом
сообществе уже многие десятилетия
распространена система оценки качества
образования по уровню знаний-умений-навыков
(ЗУН), полученных учениками. «Кроме ЗУН,
кроме формальных сведений по предметам,
к качеству образования относятся и
ключевые компетентности (социальные,
информационные, правовые, экономические
и др.), а также социальный опыт учащихся
и такие надпредметные понятия как
«родина», «любовь», «вера», которые не
даются параграфами учебника. Все это,
безусловно, является образовательными
результатами, но на сегодняшний день
оценивается лишь ЗУНами и не является
багажом выпускника, с помощью которого
он может далее социализироваться», –
отмечает Александр Адамский.

Проблема
качества на сегодняшний день является
центральной и в связи с тем, что реализуются
комплексные проекты модернизации
образования, в которой предусмотрена
новая система оплаты труда учителя,
вознаграждение за результат, за качество.
Но «выпускник фактически выходит из
школы с отметками по предметам и со
справкой по ЕГЭ – это не отражает всей
полноты результатов образования, которые
он получает», – отмечает Александр
Адамский. В связи с этим ректор Института
проблем образовательной политики
«Эврика» считает, что ключевая задача
на сегодняшний день – решить, «как
институционализировать, придать вес
тем результатам, которые, безусловно,
являются образовательными, но на данный
момент никак не входят в систему оценки
качества. Очень важно понять, каковы
формы аттестации учащихся по внеучебным
результатам, потому что нельзя оценивать
компетентности только как успеваемость
по математике и русскому языку».

По
итогам межрегионального семинара
«Построение общероссийской системы
оценки качества образования» (письмо
Рособрнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-012005г.)
были приняты основные положения
построения общероссийской системы
оценки качества образования (ОСОКО)
(определение понятия качества образования
отсутствует).

Приказом
№672-и от 06.12.2007 утверждено Положение о
системе оценки качества образования
Свердловской области (определение
понятия качества образования отсутствует).

При
разработке проекта положения о системе
оценки качества образования в МОУ
«Средняя общеобразовательная школа
№73» администрация школы учитывала
требования, изложенные в выше названных
документах, опыт алтайских, челябинских,
тюменских школ и тот опыт и традиции,
которые сложились в нашем образовательном
учреждении.

В
связи с тем, что в нормативных документах
не закреплено определение понятие
качества образования мы в своем положении
использовали определение из программы
развития московской региональной
системы оценки качества образования.
Качество
образования
– интегральная характеристика, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным
ожиданиям.

Качество
образования – характеристики системы
образования, отражающая степень
соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов и условий
обеспечения образовательного процесса
нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям (проект концепции
общероссийской системы оценки качества
образования).

Система
оценки качества образования (далее
СОКО) в МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №73» включает в себя совокупность
организационных и функциональных
структур, обеспечивающих на единой
концептуально-методологической основе
оценку образовательных ресурсов,
образовательного процесса, образовательных
результатов и выявление факторов,
влияющих на их качество.

Следовательно,
для того, чтобы выстроить четкую систему
оценки качества образования, нужно
решать конкретные задачи:

• Как
построить промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся, что изменить в
существующих нормах? Ведь хорошо
известно, что проверяется лишь то, что
спрашивают с учителя. Можно сколько
угодно говорить о необходимости развития
компетентностей, но нет оснований для
проверки достижений учителя (ученика)
по этому параметру, если они не заложены
в стандартах.

• Как
получить достоверную информацию.

• Как
привлечь родителей и общественность к
оценке не в общем, а в ее конкретных
направлениях? А именно, к промежуточной
итоговой аттестации учащихся,
социологическим и мониторинговым
исследованиям (условия и примеры уже
есть: участие общественности в ЕГЭ,
публичные доклады).

• Кто
будет оценивать качество образования?
И это далеко не все задачи, которые
следует решать при решении данного
вопроса.

Основные
направления системы оценки качества
образования:

  • мониторинг
    качества образования на основе
    государственной (итоговой) аттестации
    выпускников 9 классов;
  • мониторинг
    качества образования на основе
    государственной (итоговой) аттестации
    выпускников 11 классов (в том числе,
    ЕГЭ);
  • мониторинг
    качества образования на основе
    результатов государственной аккредитации
    и лицензирования образовательного
    учреждения;
  • мониторинг
    и диагностика учебных достижений
    учащихся по завершению начальной,
    основной и средней школы по каждому
    учебному предмету и по завершению
    учебного года (в рамках стартового,
    рубежного и итогового контроля,
    заполнение портфолио учащихся и
    педагогов);
  • мониторинг
    участия в областных контрольных работах
    и межпредметных срезах;
  • информационно-аналитические
    системы обеспечения образовательного
    процесса (электронная ведомость,
    электронный паспорт здоровья);
  • внедрение
    информационной системы Сетевой город
    Образование, предназначенной для
    формирования единого информационного
    образовательного пространства. Что
    позволит организовать не только общение
    и коллективную работу, но и позволит
    реализовать принципы открытости в
    оценке достижений образовательного
    учреждения, общественного участия в
    управлении образовательным учреждением;
  • формирование
    независимой оценки образовательных
    достижений учащихся, состояния здоровья,
    качества организации образовательного
    процесса в рамках государственно-общественного
    управления;
  • презентация
    творческого портрета учителя;
  • результаты
    участия учащихся и педагогов школы в
    конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
  • участие
    в областном образовательном проекте
    «ОКР» (с 1997г.).

Управление
системой оценки качества образования
основано на следующих структурных
механизмах и принципах организации:

• формирование
нормативной базы документов, относящихся
к обеспечению качества образования в
общеобразовательном учреждении (проект
положения о системе оценки качества
образования, проект положения об итоговой
и промежуточной аттестации учащихся;
положение об оценке результативности
профессиональной деятельности учителей);

• программно-целевой
подход в формировании системы оценки
и управления качеством образования:
разрабатываются и реализуются
образовательные программы и программа
развития школы, включая систему оценки
качества образования;

• единые
подходы к разработке диагностического
инструментария оценки качества
образовательных результатов учащихся
в процессе итоговой аттестации, в том
числе в форме ЕГЭ, мониторинга и
диагностики, внутришкольного контроля;

• включенность
общественной экспертизы на всех этапах
и во все процессы обеспечений качества
образования;

• принятие
управленческих решений по результатам
оценки качества образования на уровне
школы; новая система оплаты труда.

СОКО
ОУ включает в себя оценку:

  • конечного
    результата образовательного процесса;
  • условий
    реализации образовательного процесса;
  • оценку
    качества реализации образовательного
    процесса через оценку образовательных
    достижений, компетентности и надпредметных
    связей (уровень мастерства учителя и
    уровень достижений учащихся в
    образовательном процессе):
  • уровень
    полноты реализации образовательных
    программ;
  • уровень
    профессиональной компетенции
    педагогических кадров и их деятельности
    по обеспечению надлежащего качества
    результатов образования;
  • уровень
    учебных и внеучебных достижений
    учащихся (предметный и надпредметный
    компонент содержания образования –
    ЗУНы и ключевые компетентности);
  • оценку
    качества управления системой образования
    в ОУ.

Оценка
качества образования осуществляется
на основе системы показателей,
характеризующих основные аспекты
качества образования (качество
результатов, качество условий и качество
процесса).

Перечень
показателей качества и их эталонные
значения устанавливаются нормативными
актами, регламентирующими процедуры
контроля и оценки качества образования
на всех уровнях СОКО (федеральный,
областной, муниципальный уровень).

Объектами
оценки качества СОКО ОУ выступают:

  • индивидуальные
    образовательные достижения обучающихся;
  • профессиональная
    компетентность педагогов, их деятельность
    по обеспечению требуемого качества
    результатов образования;
  • качество
    организации образовательного процесса;
  • материально-техническое
    обеспечение образовательного процесса;
  • система
    дополнительных образовательных услуг;

При
оценке качества образования основными
методами установления фактических
значений показателей являются экспертиза
и измерение. Процедура проведения
экспертизы и измерений устанавливается
нормативными актами муниципальными и
локальными.

Содержание
контрольно-измерительных материалов,
направленных на оценку качества знаний
определяется на основе государственного
образовательного стандарта.

ОУ
обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и
внедрение моделей систем оценки качества,
обеспечивает оценку, учёт и использование
результатов оценочных процедур в работе.

Мониторинг
и оценка качества образования в ОУ
проводится по следующим уровням и
ступеням образования:

Результаты
оценки качества образования доводятся
до сведения педагогического коллектива,
родителей обучающихся (законных
представителей), учредителя, общественности.

Администрация
ОУ ежегодно в публичном докладе
информирует о состоянии качества
образования

Организационно-технологическая
структура СОКО
ОУ – это

  • стандартизированные
    контрольно – оценочные процедуры;
  • методики
    оценки качества образования.

Организационно
– функциональная структура СОКО
включает:

Совет
школы: представителей родительской
общественности, органов самоуправления
образовательного учреждения, общественных
организаций.

  • в
    проведении государственной (итоговой)
    аттестации (ЕГЭ);
  • общественные
    презентации образованности обучающихся,
    результатов профессиональной деятельности
    педагогических и руководящих работников;
  • процедуры
    лицензирования, государственной
    аккредитаций образовательного
    учреждения;
  • аттестации
    педагогических и руководящих работников;
  • участие
    органов самоуправления, общественных
    организаций в принятии решений по
    обеспечению (в т.ч. финансовому)
    деятельности образовательного
    учреждения;
  • областные
    образовательные проекты «ОКР», «Юные
    интеллектуалы Среднего Урала» и другие).

Функциональная
составляющая деятельности оценки
качества образования на уровне
образовательного учреждения
характеризуется:

  • инвариантной
    составляющей, обеспечивающей интересы
    вышестоящего уровня (федеральный,
    областной, муниципальный) в вопросах
    управления качеством образования;
  • вариативной
    составляющей, которая обеспечивает
    собственные приоритеты развития
    качества образования данного
    образовательного учреждения.

С
нашей точки зрения, практическим итогом
внедрения СОКО ОУ должно стать справедливое
распределение стимулирующей части ФОТ,
что в свою очередь должно повысить
заинтересованность работников школы
в повышении качества образования во
всех ее составляющих, в т.ч. и в формировании
ключевых компетентностей, с помощью
которых выпускник сможет далее успешно
социализироваться. Отсроченным
результатом введения СОКО ОУ при условии
повышения качества образования, должно
стать формирование положительного
имиджа ОУ.

Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1

Тема 7. Кто и как оценивает качество образования: новые вызовы и тренды (2 ч.)

Данная лекция является частью программы повышения квалификации «Организация учебного процесса в вузе в соответствии с новыми требованиями» (18 ч.).

  • Оценка качества в сфере образования
  • Кто и с помощью каких инструментов проводит оценку качества?
  • Разграничение функций в оценке качества образования
  • Мониторинги

– Мониторинги, проводимые МинобрнаукиРоссии

-От мониторинга эффективности –к мониторингу развития

– Новые показатели мониторинга системы высшего образования

  • Государственная аккредитация, новая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки: точка зрения Рособрнадзора
  • Независимая оценка качества образования

– О  проведении НОКУ в 2020-2022 гг.

– Сходство и различия двух процедур (НОКО и НОКУ)

– О проведении НОКО в 2020-2022 гг.

– – Международные сопоставительные исследования

– «Большая тройка» мировых (глобальных) рейтингов

-Динамика изменения 6 лучших вузов России по сумме мест в трех международных рейтингах

-Представленность национальных вузов в мировых рейтингах

– О разработке собственных национальных рейтингов

-Рейтинги и мониторинги: две дороги в разных направлениях

-Кому и зачем нужна профессионально-общественная аккредитация?

– Является ли профессионально-общественная аккредитация независимой и добровольной?

– Кому можно доверять проверять?

– Официальный сайт ОО ВО: о международной аккредитации

– Нормативное обеспечение реализации образовательных программ (ФГОС ВО 3++)

– Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования ESG

– Специфика процедуры международной аккредитации

– Совместная аккредитация

Стоимость лекции (2 академических часа) составляет 1200 руб.

Обучение в заочной форме проходит через Личный кабинет слушателя на сайте УКЦ, в котором размещены необходимые учебные материалы (видеозаписи лекций и презентации к ним, дополнительные материалы по теме, нормативные и методические документы), доступные к просмотру и скачиванию в любое удобное для Вас время.

При выборе одной из тем программы высылается сертификат, итоговая аттестация не проводится.

Доступ к Личному кабинету слушателя предоставляется при 100% оплате участия или по гарантийному письму об оплате.

Для регистрации на обучение необходимо заполнить онлайн-заявку.

Подробное информационное письмо    Отправить заявку   Памятка слушателя

NB: Присоединяйтесь к нашему каналу в TELEGRAM  –  Качество в образовании.

  • Продукты и услуги
  • Информационно-правовое обеспечение
  • ПРАЙМ
  • Документы ленты ПРАЙМ

5 февраля 2015

В соответствии с частью 5 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, №30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263) приказываю:

Утвердить прилагаемые показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г.Регистрационный № 35837

Показатели,характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547)

* Общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрены частью 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263).

** Показатель применяется с учетом особенностей осуществляемой образовательной деятельности организации.

Обзор документа

В 2014 г. были внесены изменения в различные законодательные акты, предусматривающие независимую оценку качества услуг в сферах культуры, соцобслуживания, охраны здоровья и образования.

Утверждены критерии оценки образовательной деятельности.

Так, по балльной системе (от 0 до 10) оцениваются полнота и актуальность размещаемой в Интернете информации об организации, наличие данных о педагогических работниках. Анализируются материально-техническое обеспечение, условия для индивидуальной работы с обучающимися.

В процентах (от 0 до 100) определяется доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа.

Информация о результатах оценки размещается в Интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *