26 апреля на базе ДТД УМ «Юниор» работала секция «Управленческие аспекты организации инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска» в рамках IV городской научно-практической конференции «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы». В работе секции приняли участие руководители общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
Модератором встречи выступил Рамиль Миргазянович Ахметгареев, начальник департамента образования мэрии города Новосибирска. В приветственном слове он отметил, что работа руководителя образовательного учреждения во много определяет то, как будет организовано инклюзивное образование и каких результатов удастся достичь.
О развитии инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска рассказала Нина Александровна Склянова, директор МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доктор медицинских наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, Отличник здравоохранения РФ.
25 лет в Новосибирске успешно работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, в рамках которой проводятся комплексные обследования, а по их результатам готовятся рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания. В 2017 году начал работу отдел ранней помощи, целью которого является организация психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями от 0 до 3-х лет, для содействия их оптимальному развитию и социализации в обществе. В 2019 году в «Магистре» открыты лаборатория инклюзивного образования и лаборатория кризисной психологии. С 2020 года реализуется муниципальный проект «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска», в котором принимают участие более 50 образовательных учреждений.
Анна Юрьевна Горбунова, доцент кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, канд. пед. наук, представила собравшимся варианты организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
Опытом работы в системе общего и дополнительного образования поделились Светлана Анатольевна Денисова, директор МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. Быкова» и Татьяна Геннадьевна Малюшина, педагог-психолог Дома детского творчества им. Дубинина.
Особый интерес вызвало выступление Юлии Викторовны Шугаевой, педагога-психолога ТПМПК города Новосибирска МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Она представила самые актуальные вопросы и ответы об инклюзивном образовании.
Также в этот день в рамках конференции на базе лицея № 22 «Надежда Сибири» прошли секции «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации» (для заведующих, старших воспитателей, специалистов, педагогов дошкольных образовательных организаций) и «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в общеобразовательной организации» (для заместителей руководителей, специалистов, педагогов общеобразовательных организаций).
Психолого-педагогическое сопровождение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовании72 часаСтарт 26 сентябряонлайн
72 часаСтарт 19 сентябряонлайн
Стратегии психолого-педагогического сопровождения и развития отдельных категорий детей с ОВЗ в начальной школе на основе методов прикладного анализа поведения72 часаСтарт 19 сентябряонлайн
Доказательные подходы к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ, включая РАС, в инклюзивном образовании72 часаСтарт 19 сентябряонлайн
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов
«9 шагов: тренинг родительских навыков». Основы оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития
Преимущества обучения в ИПАП
Практико-ориентированные курсы и программы
Обучаем методам с доказанной эффективностью
Преподаватели – эксперты и практики в области педагогики, психологии и АВА-терапии
Создаем атмосферу учебной аудитории даже онлайн
Как обучают детей с ОВЗ
С 2016 г. в РФ существуют инклюзивные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде таким ученикам приходилось обучаться в спецшколах, а это не способствовало социализации. Теперь дети с ограниченными возможностями могут стать учениками обычных школьных классов с той лишь разницей, что работе с ними уделяется особое внимание. Их обучением и развитием занимаются специалисты, которые прошли курсы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Но есть и нюансы, которые не имеют отношения к законодательству:
- Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.
- Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья — сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.
- Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями — учить всех одинаково просто невозможно.
- В обучении нужно применять специальные методики и средства — в частности, компьютерные программы.
- Образовательное пространство важно расширить далеко за пределы школы. Психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья должны заниматься не только учителя, но также родители и другие родственники, преподаватели в кружках по интересам и пр.
- Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, поэтому им нужен особый ритм обучения: больше отдыха, частые перерывы, изучение небольших блоков материала и пр.
- Для большинства таких учеников характерна низкая работоспособность, слабая мотивация к учебе, нежелание действовать самостоятельно. Именно поэтому классический пассивный формат работы, когда школьник слушает речь учителя и читает учебник, в этом случае малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать активным методикам и форматам: например, игровым ситуациям и тренингам.
- Детям с ОВЗ нужна регулярная гимнастика. Чтобы снять напряжение в мышцах, можно на каждом уроке прерываться и делать несколько простых упражнений.
Эти нюансы подробно разбирают на курсах по работе с детьми с ОВЗ.
Методы и приемы для эффективного обучения
Работая с такими учениками, предпочтение лучше отдавать активным игровым методам. Они усиливают мотивацию к учебе, учат детей общаться с окружающими, импровизировать, помогают лучше усваивать материал. Хорошо подходит коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный метод. Для проверки уровня усвоения материала можно использовать методы контроля, а также само- и взаимоконтроля.
Есть много эффективных приемов для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Вот несколько примеров:
- Использование картинных материалов. Подходит и для закрепления материала, и для небольшого отдыха во время занятия. В этом приеме заложено много техник. Пример — один из вариантов комментированного рисования, когда дети рассказывают о каких-то своих действиях (например, о прогулке), а учитель делает зарисовки на доске.
- Использование буквенных или словесных вставок для доски. Пример — совместное разгадывание кроссворда. Особенность метода в том, что ребенок, который правильно выполнил задание или ответил на вопрос, сам крепит слово или букву на доску, и это воспринимается как небольшая награда или победа в соревновании.
- Применение сигнальных карточек. Это могут быть карточки с цифрами или буквами, либо с вариантами «правильно / неправильно» — учитель задает вопрос, и все ученики одновременно на него отвечают.
Сейчас уже есть хорошо проработанная база методик, способов приемов и технологий. Они используются в том числе при организации для детей с ОВЗ дополнительного образования — кружков, творческих студий, лабораторий, секций и пр.
Какое обучение нужно пройти, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями?
Первый вариант — выучиться на дефектолога в колледже или вузе. Он подходит, если у вас еще нет среднего или высшего образования, либо вы получили специальность, не связанную с психологией и педагогикой.
Второй вариант — пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, если у вас уже есть среднее или высшее образование. Мы предлагаем получить нужную специальность, не тратя время на изучение непрофильных дисциплин. Вы можете:
- Пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы работать с дошкольниками.
- Научиться работать с детьми с ЗПР.
- Стать логопедом и помогать детям с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью и другими ограничениями.
- Пройти курсы по сурдопедагогике и обучать детей с нарушением слуха.
- Посмотреть другие наши программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и выбрать подходящую.
В рамках дистанционного обучения* в АНО «НИИДПО» вы можете освоить новую профессию или углубить знания в нужной области знания, потратив от 1 месяца до полугода. После обучения вы получите удостоверение или диплом и сможете сразу приступить к работе.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Спасибо! Ваша заявка отправленаНаш специалист свяжется с Вами
<< Выбрать другое направление
Дефектология(6 программ)
1 июня мы отмечаем День защиты детей. Все дети нуждаются в нашем внимании и защите, но особенным детям и их родителям нужно особое внимание и помощь. Среди новинок электронного каталога материалы об инклюзивном образовании, социальной адаптации, формировании доступной среды.
В учебно-методическом пособии важное место отводится практическим приемам реабилитационного воздействия в форме игровых упражнений, групповых занятий, которые позволят изучить особенности детей с ОВЗ, развить способность к эмпатии, поддержку, терпимость по отношению к людям с инвалидностью, выработать навыки межличностного взаимодействия таких детей. Адресовано логопедам, дефектологам, педагогам ДОО.
Савина Л. , Танцюра С.
Общаться – это просто : занятия по взаимодействию с ребенком с ОВЗ : учебно-методическое пособие / Л. Савина, С. Танцюра. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 21 см. – (Библиотека Логопеда ;
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Воспитание культуры общения
Дополнительная литература из фондов РНБ
В пособии рассматриваются исторические аспекты эволюции общественного отношения к детям с отклонениями в интеллектуальном развитии с первых царских указов конца XVII века до настоящего времени. Особое внимание уделяется описанию:
– специализированной государственной помощи в Российской Федерации детям с умственной отсталостью;
– основам профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями;
– государственной системы правовой поддержки и социальной защиты детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития. Отдельные главы пособия посвящены дидактическим основам профессионально-трудового обучения учащихся как одного из факторов социальной адаптации и реабилитации лиц с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Учебное пособие адресовано преподавателям, методистам, тьюторам, организаторам дополнительного профессионального обучения, а также студентам дефектологических факультетов, обучающимся по направлению “олигофренопедагогика” и практическим работникам, проходящим переподготовку в системе повышения квалификации кадров.
Пузанов Б.
Дети с нарушением интеллекта — Воспитание и обучение
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Адаптация социальная
Авторы настоящей книги имеют большой опыт изучения проблемы аутизма в качестве клиницистов, ученых и писателей. На примере четырех семей они рассказывают о взрослении детей-аутистов, надеясь, что полученный опыт будет полезен всем, кто столкнется с подобными проблемами. Написанная в доступной форме, книга поможет родителям правильно оценить состояние своего ребенка, избавиться от страхов и стрессов и более оптимистично смотреть на дальнейшее его развитие и жизненные перспективы. Книга дает четкие ответы на множество вопросов, связанных с аутизмом.
Уилльямс К. , Робертс Ж.
Дети с аутизмом — Воспитание в семье
Целью исследования является выявить содержание и сущность педагогического сопровождения образования в контексте педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями, сходство и различия в методологических подходах и опыте педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями в системах школьного образования России и Великобритании. Результаты исследования могут быть использованы в системе педагогического образования: в рабочих программах учебных дисциплин для магистрантов по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», аспирантов, обучающихся по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования», для создания программ курсов повышения квалификации учителей, тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в системе инклюзивного образования. Педагогическим работникам предоставляется актуальная, структурированная научно-обоснованная информация, дающая представление о лучших практиках в области инклюзивного образования в целом, и в области педагогического сопровождения в частности, которую они могут использовать в своей профессиональной деятельности.
Лапина Н.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Педагогическая поддержка
Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как сохранять себя в этом долговременном и нелегком деле? Чего ждать от помощи? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни? Содержание книги – обсуждение этих и других вопросов. Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста.
Каган В.
Дети с аутизмом — Воспитание в семье.
Аутизм детей.
В издании в форме вопросов и ответов изложены рекомендации родителям детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. С целью просвещения таких родителей работа содержит конкретные рекомендации по развитию детей раннего возраста с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи в условиях семейного воспитания силами мамы как основного воспитателя ребенка раннего возраста. Книга “Что нужно знать маме особого ребенка: простые ответы на сложные вопросы” поможет маме особого ребенка научиться понимать своего малыша, использовать различные способы взаимодействия с ним, включать в свою жизнь и жизнь ребенка нехитрые правила организации времени, пространства, коррекционно-развивающей среды.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Воспитание и обучение
Екатерина Андреева – дефектолог высшей квалификационной категории, логопед, уже более 15 лет занимается обучением детей с различными нарушениями развития. В “Логопедическом рисовании” представлен авторский подход к развитию речи дошкольников. Предложенные темы тесно связаны с жизненным опытом ребёнка. С помощью данного пособия ребёнок, проживая свои эмоции, выражает чувства в рисунке. Как правило, в возрасте от 2 до 4 лет у ребёнка проявляется интерес к рисованию. Рисунки носят примитивный характер: от первых чирканий по бумаге до элементарных фигур. Не бойтесь, у любого малыша получится выполнить задания в данном пособии. “Логопедическое рисование” для занятий с детьми от 2 до 4 лет включает в себя посильные задания, которые помогут ребёнку почувствовать себя успешным.
Андреева Е.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Развитие речи.
Дети раннего возраста — Развитие речи.
Значимой характеристикой демографической ситуации последних десятилетий является ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них требуются специальные условия образования, социальной адаптации и воспитания. Общая задача семьи, родителей и государственных институтов (детских дошкольных учреждений, школ, коррекционно-реабилитационных центров) — как можно лучше приспособить ребёнка с ОВЗ к самостоятельной жизни. Её решение требует от всех участников воспитательного и образовательного процессов согласованных усилий, в том числе в направлении помощи родителям в изучении информации медицинского и психолого-педагогического характера. Это делает просветительскую составляющую психологической помощи родителям детей с ОВЗ важной и востребованной, что, в свою очередь, обуславливает актуальность анализа имеющихся к настоящему времени данных научных исследований, приведённого в монографии. Опыт консультативной работы с семьями показывает, что для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья очень важным является не только знакомство с особенностями воспитания ребёнка с ОВЗ, но и психологическая помощь в повышении общего уровня педагогической компетентности в таких вопросах, как детско-родительские конфликты, качество внутрисемейной коммуникации, сплочённость в детской подсистеме семьи — среди братьев и сестёр. В этой связи указанным аспектам семейного воспитания уделено особое внимание. Приведены материалы, подтвердившие свою эффективность на практике. Информация может быть полезна как для специалистов, работающих с семьями детей с ОВЗ, так и для родителей, настроенных на самостоятельное продвижение в повышении своего родительского мастерства.
Покровская С. , Цветкова Н.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Воспитание в семье.
Дети — Воспитание в семье.
«История без обложки. Мой любимый Андрюшка» – первая книга Натальи Владимировой. В форме дневниковых записей автором рассказана история о тернистом пути вовлечения в мир ее сына с аутизмом. На этом пути автор открывает и принимает не только ребенка, но и самое себя, а члены семьи становятся еще ближе друг другу. Книга адресована родителям обычных и особых детей, специалистам системы образования и помогающих профессий, а также всем неравнодушным людям.
Владимирова Н.
Новейший Исидор Севильский – так можно было бы обозначить жанр новой книги выдающегося композитора и музыканта Камиля Чалаева, где захватывающие автобиографические новеллы чередуются с поражающими воображение рассказами о занятиях с детьми-аутистами. Теория музыки, математика, невиданные музыкальные инструменты, зоология, литература, анатомия, физика, церковное пение, философия, психология, проблемы современного образования, богословие, астрономия и снова музыка – круг тем, поднимаемых автором, поистине энциклопедичен. Лейтмотивом повествования звучат размышления о месте человека во вселенной. Музыка, преображающая повседневную жизнь, побеждающая болезнь и даже смерть – таким представляется жизненное кредо автора.
Чалаев К.
Дети с церебральным параличом — Обучение
Дети с аутизмом — Обучение
В монографии обобщены и систематизированы результаты исследования, посвященного проблеме формирования словесного творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы монографии раскрывают теоретические аспекты проблемы, отражают позицию авторов по решению вопросов практической направленности, связанных с организацией коррекционной работы по формированию словесного творчества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Издание адресовано ученым, преподавателям вузов, педагогическим и руководящим работникам системы образования, исследователям, заинтересованным в решении проблем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста.
Минаева Н. , Хасьянова Д.
Формирование словесного творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : монография / Н. Минаева, Д. Хасьянова ; Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Мордовский государственный педагогический университет имени М. Евсевьева”. – Систем. требования: IBM PC – совместимые ; ОЗУ 512 Мб ; 100 Мб на жестком диске ; Windows XP/Vista, Windows 7,8 ; процессор Pentium III 650 МГц ; видеосистема: от 228 Мб и выше ; Adobe Reader. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)(2,28 Мб) : цв. ; 12 см.
Дети с нарушением речи — Коррекционно-развивающее обучение
Дети с ограниченными возможностями здоровья — Развитие творческих способностей.
Часто задаваемые вопросы
Наши курсы проходят в виде серии вебинаров в режиме реального времени 2-3 раза в неделю согласно расписанию. После оплаты курса вы получите персональную ссылку на подключение к вебинарам, в ходе которых будете видеть и слышать преподавателя вживую, сможете задавать ему вопросы и оперативно получать ответы, участвовать в интерактивных заданиях и онлайн-практикумах, а также проходить электронное тестирование в удобном для вас режиме. Мы ведем запись всех вебинаров, поэтому если вы опоздаете или не сможете посетить занятие, у вас будет возможность просмотреть его в записи. Все слушатели получают электронные материалы по каждой теме курса и могут использовать их в профессиональной практике.
Вы имеете государственную лицензию?
АНО «ИПАП» имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Это означает, что права и обязанности нашего института аналогичны государственной образовательной организации. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.
Как оплатить курсы?
Выберите интересующий вас курс и нажмите на кнопку «Записаться». Корректно заполните все поля платежной формы и нажмите на кнопку «Оплатить». После оплаты курса вам будет предоставлен доступ на подключение к вебинарам.
Могу ли обучиться за счет бюджета?
Педагоги бюджетных учреждений могут обучиться на курсах и программах Института за счет средств своего учреждения, однако им необходимо предварительно согласовать свое обучения с администрацией учреждения.
Как я получу документ об образовании?
Документы об образовании мы направляем почтовым отправлением с отслеживанием трека по адресу, указанному в заявлении слушателя. Вы сможете отслеживать письмо от нас на всех этапах, вплоть до его поступления в ваше почтовое отделение.
Какой документ я получу по окончании обучения?
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29. 2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01. 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», слушатели, успешно завершившие обучение по курсам повышения квалификации (от 16 ак. часов), получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Слушатели, успешно завершившие обучение по программам профессиональной переподготовки (от 250 ак. часов), получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Кто ваши преподаватели?
Преподаватели наших курсов – это эксперты и практики высочайшего уровня, обладающие огромным опытом успешной работы с различными категориями детей с ОВЗ, сертифицированные согласно международным стандартам аналитики поведения уровня ВСВА и QBA.
Кто может учиться?
Граждане Российской Федерации имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для поступления на обучение гражданам России необходимо предоставить копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (для студентов – справку с места учебы), копию паспорта, копию свидетельства об изменении фамилии (при необходимости), и заявление на обучение.
Могу ли я обучиться за счет средств своей организации?
Педагоги бюджетных учреждений Москвы и других регионов России могут обучаться за счет средств своего учреждения.
Какие документы необходимы для заключения договора?
Для поступления на обучение гражданам России необходимо предоставить копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (для студентов – справку с места учебы), копию паспорта, копию свидетельства об изменении фамилии (при необходимости, и заявление на обучение.
Какая длительность программ по профессиональному обучению
Для программ профессиональной переподготовки предусмотрены длительные сроки проведения, более глубокое обучение, а также продолжительность не менее 250 академических часов. Обучение по программам профессиональной переподготовки завершается выдачей диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
Для программ повышения квалификации предусмотрены менее длительные сроки проведения, продолжительность обучения не менее 16 академических часов, а обучение по программам повышения квалификации завершается выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
С нами сотрудничают
АНО «Особенный город»
ГБУ ОО «КРЦ ППМС»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
Министерство образования, науки и молодежи республики Крым
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова
Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение
Наш сайт использует файлы cookie. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.
Инклюзия
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и или психическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст. 3 п.