ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ ОПЫТА УДО ЭЦДЮТЭ «РОДИНА», МОСКВА

Воспитательный потенциал дополнительного образования достаточно многогранен. Оно  выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию; способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры; дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности; включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал. Фомина отмечает серьезные социально-педагогические возможности дополнительного образования, рассматривая его как социальную среду по воспитанию личности, формированию социальных норм, правил поведения, усвоению социальных ролей. Она отмечает доступность и открытость учреждений дополнительного образования для разных категорий детей: с разным уровнем интеллектуального развития, из разных слоев общества, инвалидов, с отклонениями в поведении. Дополнительное образование, стремясь к органическому сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей и подростков.

Педагогические условия эффективности системы дополнительного образования. Попова выделяет следующие педагогические условия: «опора на интересы и индивидуальные особенности личности ребенка; стимулирование творчества и самодеятельности детей при доступности и праве выбора разнообразных видов и форм деятельности и общения; самореализация детей и педагогов, их сотрудничество в познании и преобразовании окружающего мира; формирование социальных общностей детей и взрослых без возрастных границ; учет актуальных потребностей и реальных возможностей как детей, так и педагогов; ориентация не только на их личностное развитие, но и на создание определенного образа жизни; обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития; использование в педагогических целях компонентов социокультурной и природной среды и формирование развивающей микросреды в границах организационного педагогического пространства; динамика субъект-субъектных и субъектобъектных многосторонних отношений в триаде «педагог – ребенок – родитель» и обеспечение социально-педагогического взаимодействия в парадигме сотворчества».

13 октября 2021 г. 12:00

В 2021-2022 учебном году уже ставшие традиционными методические мероприятия будут организованы по новой схеме. Методисты учреждений дополнительного образования города Костромы сформулировали свои предложения на семинары по актуальным методическим темам, занятия для молодых педагогов, а также – запрос на проблемную тему, вопрос, на который они сами хотели бы получить ответ. Среди методических тем: «Траектории социального партнерства в дополнительном образовании», «Формирование компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной программы», «Инновационные формы организации досуга обучающихся» и т. В октябре коллег приглашает на свои мероприятия «Детский морской центр».

План методических мероприятий учреждений дополнительного образования г. Костромы на 2021-2022 учебный год прилагается:

Организатор
Название семинара
Категория темы семинара
(методическая, проблемная,
для молодых педагогов)
Дата проведения

Октябрь

«Детский морской центр»
Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: возможности и варианты (ведущий спикер: к. , доцент Л. Уварова)
Для молодых педагогов
14 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Траектории социального партнерства в дополнительном образовании (ведущий спикер: старший методист Е. Смирнов)
Методическая
21 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Музейная педагогика и краеведение в дополнительном образовании: от опыта прошлого к делам настоящего (ведущие спикеры: старший методист Е. Смирнов; к. , зав. кафедрой КОИРО Н. Пигалева)
Методическая
Дата уточняется

Ноябрь

ДДТ «Жемчужина»
Уровень формирования компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Проблемная. Методический семинар
17. 2021

ДДТ «Жемчужина»
Навыки организации и распределения времени в учебном процессе (как один из вопросов в рамках большой темы подготовки педагога к занятиям)
Для молодых педагогов
Дата уточняется

ДДТ «Жемчужина»
Совершенствование системы взаимодействия учреждений дополнительного образования муниципального и регионального уровней. Проблемная. Методическуий семинар. Дата уточняется

Декабрь

«ЭКОсфера»
Семинар «Педагогическая мастерская. Система подготовки участников к конкурсам исследовательских и проектных работ»
для молодых специалистов
Дата уточняется

Январь

ДЮЦ «АРС»
Инновационные формы организации досуга учащихся УДО
методическая
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
Дефицит кадров в дополнительном образовании детей. Возможные пути решения проблемы. проблемная
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
“О наставники наши и менторы!” Учимся писать педагогическое эссе
лаборатория творчества для молодых
Январь 2022

Февраль

ДЮЦ «Ровесник»
Лаборатория “Наставничество, как механизм адаптации молодого педагога. Опыт ДЮЦ “Ровесник”
для молодых педагогов
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
Митап “Организация деятельности разновозрастных отрядов, как место самореализации педагогов учреждения”
методическая
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
“Современный тезаурус игрового пространства учреждения”
проблемная
Февраль 2022

«ЭКОсфера»
Мастер класс «Постановка практических опытов и организация наблюдений за природными объектами в рамках образовательной деятельности»
методическая
Февраль 2022

Март

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дополнительного образования. Опыт работы ЦДТ “Ипатьевская слобода”
методическая
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Психологический тренинг с элементами арттерапии “Мир вокруг меня”. для молодых специалистов
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Рабочее время педагога дополнительного образования
проблемная тема
март 2022

ДЮЦ “Заволжье”
Контроль за процессом и результативностью работы с одаренными детьми
для молодых специалистов
март 2022

Апрель

ЦВР “Беркут”
“Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ”. Для молодых педагогоа
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Способы педагогической диагностики деятельности детского объединения и педагога дополнительного образования”
методическая
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Организация и методическое сопровождение аттестации педагогов учреждений дополнительного образования”
проблемная
Апрель 2022

ДДТ Жемчужина
Реабилитация творчеством детей с ОВЗ: острое недоразвитие речи. ( Проект сетевого взаимодействия ДДТ “Жемчужина и Ценрта развития ребенка ДС № 67)
Методический семинар
Апрель 2022

Май

ЦТР «Академия»
Разработка программ нового поколения (в рамках программы создания новых мест в дополнительном образовании)
методическая
Май 2022

ЦТР «Академия»
Организация платных образовательных услуг
проблемная
Май 2022

ЦТР «Академия»
Содержание современного дополнительного образования. Актуальные тренды
для молодых специалистов
Май 2022

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним  развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Цель воспитательной работы кружка – формирование социально-активной личности, раскрытие, развитие и реализация творческих способностей учащихся.

Весь воспитательный потенциал по формированию и развитию творческой личности идет по четырем направлениям:

Моими предметами в школе являются технология, изобразительное искусство, мировая художественная культура и мой любимый кружок «Страна мастеров». Своим любимым делом я занимаюсь 8 лет. Мои уроки помогают во внеурочной работе. Например, уроки изобразительного искусства помогают ребенку видеть, чувствовать и понимать цвет; на уроках МХК прививаю красоту, чтобы дети тянулись к ней, было желание это видеть; на уроках технологии мы охватываем основные навыки, приемы, элементы. Таким образом, мои предметы дают определенный толчок к посещению кружка дополнительного образования.

Семья играет важную роль в жизни каждого ребенка. Родители по-другому начинают относиться к школе, к педагогам. Помогают и принимают активное участие в приобретении нужного материала для работы. Видя результат ребенка (грамоты, дипломы) их охватывает гордость. Таким образом, семья в плане воспитательного потенциала имеет больше значение.

Личностный рост учащихся – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Действительно, школа дает общее образование, важное  и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Воспитательный потенциал дополнительного образования дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. В каждую работу ребенок вносит свои идеи, новшества, любовь, красоту, что позволяет в них увидеть личностный рост ребенка и индивидуальность.

Учреждения поселения – учреждение дополнительного образования.

У нас много достижений, которые пользуются большим спросом у жителей поселения. Свои работы мы выставляем не только на районные конкурах, но наши выставки большим успехом пользуются у читателей Бобровской модельной Павленковской библиотекой, МКОУ «Кварцитной школой», МКДОУ «Кварцитным детским садом». Все это стимулирует ребят на создание новых творческих идей, работ.

Кружковая  работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:

во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

во-вторых, включение в различные виды кружковой  работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

в-третьих, разнообразная кружковая работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;

в-четвертых, в различных формах кружковой  работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Каждый год наше объединение участвует в районной выставке детского прикладного творчества «Мозаика детства», где заработали (за время существования кружка) 31 грамоту; участвовали в VII-ом городском конкурсе детского творчества по противопожарной тематике, где заняли I место и получили 4 грамоты; на районном конкурсе «Пожарам нет» заняли I место и получили 5 грамот; в районном конкурсе на лучшее знание государственной символики России, где заняли I место; в районном заочном конкурсе детских рисунков «Мир вокруг нас», где заработали 5 грамот; в районном заочном конкурсе «Новогодний переполох», где получили 8 дипломов; в районном заочном конкурсе «Русская армия 1812г» и получили 3 грамоты. Итого 49 грамот и 8 дипломв.

Таким образом, занятия в творческих коллективах по интересам формирует у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

Основы педагогики дополнительного образования

Задания для самостоятельной работы

Лекция 1. История становления и развития системы дополнительного образования в России

Понятие «дополнительное образование», его структура и виды учреждений ДО.

Предмет, объект, цель и задачи дополнительного образования

Функции дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования: ретроспективный экскурс.

Понятие «дополнительное образование» и его структура

Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. Понятие «дополнительное образование» трактуется учеными достаточно широко. Существует несколько определений понятия «дополнительное образование». Оно рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени. К примеру, Е. Евладова считает, что «дополнительное образование. процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности».

Горский и А. Журкина определяют дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта». Таким образом, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

В структурном отношении его традиционно подразделяют на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня. Оно осуществляется учреждениями дополнительного образования, которые реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируя на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Закон направлен на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, на возможность реализовать педагогический потенциал учреждений дополнительного образования.

В системе ДО функционируют следующие виды учреждений:

· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн.

Цельдополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

– создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

– воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

– развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

– раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.

«Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Педагогика рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и воспитуемого. Оно ориентировано на формирование социальных ценностей, принятых норм поведения в обществе, духовное развитие и социализацию детей. Семейный уклад, среда, в которой находится ребенок, его окружение, образовательные учреждения, средства массовой информации, социально-экономические условия,- все это факторы, которые имеют влияние на подрастающее поколение.

Современные условия развития общества ставят перед нами задачу воспитания личности ребенка, способного на саморазвитие, самореализацию и самоконтроль. Система дополнительного образования детей играет в этом процессе большую роль.

Дополнительное образование детей через содержание, формы и методы работы с детьми реализует процесс профессионального воспитания (организация своей деятельности, культура выполнения своей работы, адекватность профессиональной оценки своей деятельности) и социального воспитания (ответственность перед коллективом, умение взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность, потребность в творческой деятельности, соблюдение этических норм).

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное – по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого учащегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т. ), либо постараться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности.

Приведем лишь один пример. В свое время известный педагог С. Шмаков рассказал реальную историю из жизни одного подростка, не дававшего покоя учителям своим поведением и отношением к учебе. Все изменилось благодаря случаю. В школе шла подготовка спектакля к празднику. Все роли были распределены, кроме одной – никто не хотел играть «зад коровы». Руководителю драмкружка каким-то образом уда­лось убедить мальчика в том, что он справится с этой ролью лучше других. Подросток решил попробовать и в ходе репетиций так увлекся, вложил в эту роль столько неуемной энергии, комизма и скрытого до сей поры актерского таланта, что наутро проснулся знаменитым. Его игра так потрясла зрителей – учителей, родителей, учащихся, что на какое-то время он стал героем школы. В нем вдруг увидели личность – яркую, талантливую, забыв о его оценках и поведении. Это мгновение оказалось переломным в жизни подростка – испытав однажды радость успеха и признания, мальчик захотел закрепить его. Спустя определенное время никто уже и не вспоминал о проблемах с некогда «трудным» подростком, поскольку они были решены сами по себе

Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку является обязательным условием образовательного процесса. Тем самым педагог помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, снимает психологический зажим, выявляет и развивает способности ребенка, создает благоприятные условия для его творческого развития.

Педагоги дополнительного образования детей создают условия для комфортного пребывания воспитанников на своих занятиях через принцип воспитания социокультурной средой, принцип педагогического руководства и активности воспитанников, принцип уважения ко всем участникам образовательного процесса, принцип опоры на положительные качества личности ребенка, принцип воспитания посредством коллективной работы. Участие в том или ином объединении – добровольный выбор ребенка. Только заинтересовав обучающихся, создав благоприятные условия для их развития, педагогу удастся создать дружный и способный на творчество детский коллектив.

Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и кос­монавтами, моряками и автомобилистами, изобретателями и радистами и т. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.

Все вышесказанное позволяет констатировать:

– чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;

– чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

– чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении;

– чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе в выборе как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.

Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, саморазвитие, самовоспитание в соответствии с имеющимися у ребенка личностными ресурсами.

Социально-педагогическое партнерство в решении актуальных задач воспитания. Научно-методическое пособие/Под научной ред. Степиховой. – СПб. : СПб АППО, 2010. – 125 с.

статья «Воспитательный потенциал дополнительного образования», Салман А. , педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга им. Алексеева.

Пентюк Е.

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга (ГБУДО ДТДиМ Колпинского района)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Все эти вопросы решает система дополнительного образования, она дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.

Система дополнительного образования помогает выстраивать:

  • улучшает состояние эмоциональной сферы,
  • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • свобода выбора методов и форм работы педагогом для мотивации и развития учащегося

Уникальность и значимость образовательной системы в области декоративно-прикладного искусства в том, что в детях закладываются образные художественные представления, воспитывается эстетический вкус, развивается творческое начало.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. Декоративно-прикладное искусство призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения, развивают трудовые умения и навыки, таким образом, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Занятия вышиванием, вышивкой бисером и вязанием способны повлиять на развитие творческих способностей детей. При выполнении данных задания у детей развивается внимание, усидчивость,  совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же проводятся  «творческие задания»: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т. Ребята определяют дизайнерское решение и  последовательность выполнения работы,  Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем всего занятия, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и окружающими его товарищами. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству мною используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли – конструктора, художника, гримера, которые также  способствуют развитию творческих способностей.

Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Здесь детям предоставляется много возможностей для развития их фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например:  из пластиковой бутылки – вазу или бокал, из одноразовых вилок и ложек веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок, осьминога, петушка, котика и многое другое. Перечислять можно бесконечно. Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.

Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.

Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия – удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд – от этой неумолимой зависимости никуда не деться. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов занятия сопровождаются художественным словом, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Основной целью работы объединения является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации. Большое внимание на занятиях уделяется изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с рукоделием вышивка нитками, вышивка бисером, вязание и т.

Занятия по программе  призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию. Обучение в объединении ведется по модифицированной программе «Волшебная нить».

Программа рассчитана на 3 уровня обучения и ориентирована на детей с 6 до 17 лет:

1-й уровень обучения  предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

2-й уровень обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности.

План этого уровня рассчитан на детей, которые уже на первом этапе проявили свои способности. Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

3-й уровень обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений, целостных ориентаций, отношений.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными  материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

В процессе работы у детей развиваются:

– чувства цвета, ритма;

– тренируются пальцы рук, глазомер;

– воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

эстетическое восприятие мира;

– формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,

знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное     отношение к труду.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с обучающимися происходит отбор лучших работ. Данная форма работы помогает сформировать у обучающегося способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к    общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка. Значителен социально-педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности и социализации подрастающего поколения. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.

  • Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. — 256 с.
  • Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 440 с.

Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах. В статье рассматриваются условия, от наличия которых зависит степень достижения целей воспитания на современном этапе политического, экономического, социального развития Российской Федерации; обобщены имеющиеся знания о механизме реализации концепций воспитания.

Данная статья подготовлена по материалам, созданным автором в 2004 году (из неопубликованного). Посвящается памяти Г. Будановой

Буданова Г. ,
кандидат педагогических наук, профессор,
Лауреат премии Правительства РФ в области образования
Москва

В центре нашего внимания находится проблема, значение которой легко недооценить, но невозможно переоценить. Сегодня только чрезмерно ленивый не обращает свои взоры к воспитанию как панацее от бед, свалившихся на Россию в последние годы и девальвирующих позитивный потенциал происходящих перемен. На всех уровнях власти уже не только и не столько отмечается необходимость воспитания, сколько принимаются разноуровневые программы, предназначенные для повышения эффективности и качества этого процесса.

Это — факт, оспаривать который бессмысленно. Признавая его, можно либо зафиксировать, что на двух необходимых уровнях — теоретическом и практическом — созданы предпосылки, обеспечивающие кардинальное изменение ситуации в воспитании российских детей, либо признать, что принимаемых мер недостаточно для решения этой задачи.

При этом чрезвычайно важно понимать, что выход из состояния последовательно углубляющегося кризиса детства — проблема, которую давно пора отнести к разряду вопросов государственной безопасности. Кардинально изменить ситуацию надо сегодня или, в крайнем случае, завтра, ибо послезавтра уже будет поздно, страну захлестнёт детский терроризм, не менее опасный, чем международный, а возможно им и организуемый.

Соотнося процесс воспитания с процессами социализации человека в современном обществе, необходимо осознавать, что все меры разрабатываются и реализуются в условиях недостаточного содействия государства.

Государство сегодня не только не предлагает и, судя по всему, неспособно предложить обоснованную интересами разных сегментов контингента населения Российской Федерации стратегию приостановления роста социальных девиаций в детской среде, но и не препятствует формированию контрсоциального проекта.

Не разрабатываются и, соответственно, не реализуются меры по восстановлению ослабленных связей между поколениями и работой с моральными устоями общества. Продолжается восторженное культивирование недоступных большинству стандартов потребления, безнаказанными остаются вопиющие факты нарушения законов. Молодое поколение подводится под протестные реакции, проявляющиеся в бунтах по любому поводу.

Сегодня уже поздно возлагать надежды на то, что образование может справиться с ситуацией. Джинн выпущен на волю. И только в том случае, если общество осознает опасность угрозы детского террора, и поймёт, что предусмотренный Законом Российской Федерации статус воспитания как составной части образования наряду с обучением ничего по факту не «образует», если основной остаётся учебная деятельность и сохраняется разрыв между «словом» и «делом», тогда станет ясно, что воспитательный процесс, фактически, не осуществляется.

Мы часто встречаем термины «воспитание» и «дополнительное образование» рядом: воспитание через дополнительное образование; воспитание средствами дополнительного образования; воспитание и дополнительное образование.

На первый взгляд, полное благополучие. Но что мы видим за этими словами? В каких отношениях находятся данные понятия? И можно ли между ними ставить союз «И», подразумевающий их равноправие? Элементарный анализ ситуации показывает, что это — все та же серьезная теоретическая проблема о взаимоотношении терминов «образование», «обучение» и «воспитание». И это не случайно, так как функция дополнительного образования детей (образовательная) «приживается» и находит развитие, но по традиции зачастую Дворцы и Центры творчества продолжают восприниматься как воспитательные организации даже теми практиками, которые непосредственно в них находятся.

Обзор современных (появившихся в последние годы) концепций воспитания позволяет утверждать, что предпосылки для осознанного перепроектирования процесса воспитания созданы. Их можно и нужно грамотно использовать. Но почему-то, по каким-то причинам, этого не происходит.

Фиксируя появившееся в последние годы многообразие подходов к определению содержания понятия «воспитание», необходимо учитывать, что потребность разобраться в том, как понимать воспитание в контексте образовательных стандартов (не только общего, но и профессионального всех уровней, и специального), далеко не очевидна как для органов исполнительной и законодательной власти, так и средств массовой информации.

Кажущаяся ясность приводит к тому, что становится неудобным выносить этот вопрос на обсуждение. В ответ можно сразу получить реплику: «Ну вот, вчера знали, что такое воспитание, а сегодня уже не знаем».

Анализ того, что мы знали вчера, — задача важная, но не менее важно понять, что мы знаем и чего мы не знаем сегодня. Сегодня мы знаем, и это мы уже отметили, что кризис детства, проявляющийся в росте социальных девиаций в детской среде, несмотря на принимаемые меры приостановить пока не удаётся.

В соответствии с концепцией А. Мудрика, воспитание представляется исторически сложившейся устойчивой формой совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности — развития членов общества.

В соответствии с концепцией Н. Щурковой, воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В контексте данной концепции педагоги призваны взращивать духовный мир человека, помогать ему в обретении способности к интеллектуально-нравственному обогащению, развитию, возвышению над обстоятельствами, преодолению противоречий, раздирающих жизнь и душу ребёнка.

Поиск ясных и чётких ответов на вопрос, как разрешать такие противоречия, нет, в то же время он составляет основное содержание процесса, который можно определить как воспитательную работу.

Истоки противоречий в организации воспитания лежат в противоречиях жизни, если, разумеется, считать воспитательный процесс расположенным в самой жизни, а ещё точнее, считать, что он и есть не что иное, как организованная жизнь ребёнка.

Лийметс Х. считает, что воспитание — это управление процессом развития личности. Если «управление» понимать как обеспечение эффективности какого-либо процесса, то воспитание — это обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности, происходящего в контексте реальной дятельности, в общении, отношениях ребёнка с внешним миром.

Определяя воспитание как управление процессом личностного развития через создание условий, благоприятных для этого, целевой установкой разрабатываемой программы можно признать формирование единого воспитательного пространства, позволяющего включать ребёнка в воспитательный процесс в субъектной позиции.

Единое воспитательное пространство возникает в результате устойчивого длительного целенаправленно организуемого процесса коммуникации специалистов, обеспечивающих не только создание условий, благоприятных для нормального развития детей, но их включение в организацию собственной жизнедеятельности в разных сферах.

Эффективность действий по созданию единого воспитательного пространства зависит от уровня взаимодействия субъектов, реализующих воспитательные функции в соответствии с детально проработанной и просчитанной в последствиях моделью. Базируется подобная модель на исходной концепции, содержание которой находится в перманентном состоянии обновления, дополнения и корректировки в ходе разработки разноуровневых организационно-управленческих проектов, учитывающих особенности города, округа, района, образовательного учреждения, возможностей социальных институтов, функционирующих на его территории, их готовность к взаимодействию в целях воспитания детей.

Выстраиваемое на системной основе воспитательное пространство представляет собой в идеале социальную инфраструктуру для детей, предусмотренную Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 года, № 124 ФЗ, ч учетом последних редакций).

В центре воспитательного процесса находится конкретный ребёнок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Их учёт, анализ, обобщение и классификация должны осуществляться специальными службами: психолого-педагогической, медико-социальной, функционирующими в структуре единого воспитательного пространства.

Персонифицированный учёт проблем детей может позволить разрабатывать и реализовывать адресные программы, обеспечивая тем самым своевременное реагирование на предпосылки для возникновения социальных девиаций в детской среде.

Воспитание детей осуществляется несколькими ведомствами. Их функции должны быть дифференцированы, обязанности распределены, действия скоординированы. Воспитание нельзя (бессмысленно) сводить к проведению мероприятий, называемых воспитательными. Такие мероприятия далеко не всегда обеспечивают получение ожидаемых результатов.

При обобщении материалов о воспитании целесообразно выстроить логику получения позитивных результатов, предварительно установив, по каким критериям можно их оценить.

Стоит предположить, что одним из приоритетных направлений воспитания должно быть, признано создание условий для развития следующих позиций:

  • освоение детьми социальных навыков и ролей;
  • развитие культуры социального поведения граждан с учётом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений;
  • последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

Такие условия надо моделировать, проектировать и создавать. На современном этапе развития российского общества чрезвычайно важно осмыслить воспитание как проблему, решение которой есть процесс перманентный по своей природе, длительный процесс. Организаторам этого процесса предстоит определиться в главном: допускается ли ими идеологический диктат и силовое навязывание личности ценностно-смысловых установок или предполагается создание реальных (благоприятных) условий для её социально-позитивной социализации.

Планируемая на государственном уровне модернизация образования не может не затрагивать всех аспектов функционирования образовательной системы и, следовательно, подлежит осмыслению всеми, кто к образованию причастен.

  • Лийметс, Х.Й. Организация обучения как фактор воспитания // Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения?. — М. — С.86-95 . — С. М.,1982
  • Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  • Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников : книга для классных руководителей. — Издание 2-е, дополненное и переработанное. — Москва : Просвещение, 1981. — 176 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.