Личностный потенциал — зачем, что и как?

Человеческая жизнь — пространство и время для реализации наших талантов и способностей. Того, что дано нам природой и средой, в которой мы находимся. Всего, что принято называть потенциал человека. Другого случая, кроме нашей жизни, проявить себя у нас не будет.

Почему же некоторые с легкостью реализуются и счастливы, а кто-то долго не может найти себя. По какой причине один добивается успеха во всех сферах, а другой не понимает, с чего начать изменения и двигается по замкнутому кругу.

Мы часто слышим, что нет ничего невозможного и наши возможности безграничны. Так ли это, как определить и использовать эффективно свой индивидуальный запас качеств и способностей разберем в этой статье.

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Почему важно развивать творческие способности

Личностный потенциал — зачем, что и как?

В современном мире на первый план все чаще выходит ценность содержания собственной жизни. Уходят в прошлое единые мерки благополучия и состоятельности. Каждому из нас становится важным чувствовать баланс и гармонию, ощущать счастье и радость каждого дня, находить светлые моменты даже тогда, когда трудно и сложно. И это намного ценнее нашего статуса, положения и популярности. Душевное состояние становится большей ценностью, чем внешние атрибуты и символы.

Хороший потенциал человека — что это в современном мире? Раскрывая свои ресурсы, человек не становится идеальной моделью. Он может ошибаться, сталкиваться с трудностями, быть слабым. Но он однозначно проживает собственную жизнь, в которой реализуется по максимуму во всех значимых для него направлениях, и от этого чувствует себя счастливым и наполненным жизненной силой.

Почему потенциал не работает

Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.

Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.

Как развить и использовать личностный потенциал

Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.

Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.

Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.

Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.

Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».

Научиться управлять способностями

Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».

После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.

Наращивать элементы потенциала

Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.

Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.

Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.

Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.

Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.

Три мишени:личностный потенциал — зачем, что и как?*

* Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».

д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова

Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.

Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).

Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.

Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.

Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.

Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке

Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).

Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.

Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.

Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).

И это третье измерение делится на два этапа.

РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.

Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.

Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.

ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.

Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.

Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.

Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).

ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности

То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.

Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.

ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.

И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.

Что же такое личностный потенциал?

Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.

Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).

Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.

В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.

Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:

Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.

Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.

Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:

Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.

Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.

Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.

Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»

Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.

Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.

Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.

Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.

Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).

Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.

Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.

Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Три вектора развития личности

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Психологи выделяют следующие стратегии:

  • Становление биологической единицы. Цель: формирование здорового, зрелого, нормально функционирующего организма, для которого будут закрыты все потребности безопасности, физического и психологического здоровья.
  • Социальная реализация. Результат: индивид, способный адаптироваться к требованиям социума, брать на себя определенную роль и успешно выполнять ее в условиях общества.
  • Развитие личностного ресурса. Цель: формирование самодостаточной личности, способной адекватно взаимодействовать с окружающим миром, осознавать собственную уникальность, принимать предлагаемые социальные роли и общественные нормы.

Развитие личностного ресурса проходит 2 последовательных жизненных этапа, которые формируют и раскрывают внутренний потенциал человека. На первом этапе до совершеннолетия создаются и совершенствуются механизмы саморегуляции будущей личности. Ребенок, а затем подросток, учатся распознавать свои эмоции и реакции, управлять ими и своим поведением, выбирать способы решений задач, анализировать и оценивать последствия своего выбора, соблюдать правила общества, быть его полноправными членами. Второй этап начинается после и при условии прохождения первого. Здесь взрослый управляет своим поведением с учетом общественных и самостоятельно сформулированных собственных требований и взглядов.

Формирование гармоничной личности возможно при развитии всех трех векторов. Только в этом случае можно раскрыть потенциал на полную.

Из чего состоит личностный потенциал

Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:

  • творческий,‍
  • профессиональный,‍
  • духовный,‍
  • интеллектуальный.‍

Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.

Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.

Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.

Как реализовать свой потенциал

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Открывая в себе явные и скрытые способности, используя их в реальной жизни, мы получаем максимальный эффект в собственной реализации.

Помогает следующий алгоритм действий:

  • Сформулируйте для себя основную цель. Это покажет, какие способности, умения, знания нужно развивать.
  • Наметьте промежуточные цели, сроки и желаемые результаты. Продумайте детальный план их достижения, начните его реализацию.
  • Ищите возможности для обучения, нового опыта, совершенствования навыков, формирования полезного круга общения.
  • Ведите дневник успеха, описывая свои шаги и достижения, эмоции от неудач и побед.
  • Раскрытие и реализация талантов занимает не один год. Для заметных изменений необходимо время при условии постоянного движения вперед. Учитесь правильно использовать этот самый ценный ресурс. Расставьте приоритеты в пользу того, что двигает вас к цели. Кто-то готов потратить на это всю свою жизнь, не останавливаясь на достигнутых результатах.

Как раскрыть свой внутренний потенциал, опираясь на собственные ресурсы:

  • Вера в свои силы и возможности. Замечайте хорошее, цените каждый свой шаг на пути к цели.
  • Желание достигнуть результата. Раскрывая себя, вы научитесь опираться на свои силы и перестанете быть зависимыми от мнения и оценок других. Ведь все, что вам нужно, есть в вас самих.
  • Стратегия реализации. Со временем и опытом вы сможете сами определять, как вам действовать в тех или иных ситуациях.
  • Уверенность в том, что ваши врожденные резервы безграничны. Их можно укреплять, развивать, открывать заново. Никогда не поздно снова вернуться к тому, что приносило вам удовольствие и удовлетворение.

Типы ресурсов личности

Каждый из нас обладает уникальным рядом способностей в той или иной области: от интеллекта до социальной реализации. Как раскрыть свой потенциал и достичь успеха, волнует многих. Мы обладаем определенным набором качеств, в котором можно выделить наши сильные и слабые стороны.

Жизненный ресурс дает нам энергию проявляться, реализовываться, менять свою жизнь. Его сила непостоянна в течение времени. Она может быть на максимуме, когда мы моложе, или расти с возрастом.

Сильные стороны заложены в нас от рождения. Они зависят от генетики и среды, в которой мы растем и развиваемся. Обладая способностями к художественному творчеству, не станешь художником, если не учиться рисовать. Для олимпийского чемпиона мало много тренироваться, нужны определенные физические данные для конкретного вида спорта. Зная потенциальные возможности человека, можно выбрать свой путь развития и успешно направить их на собственную реализацию в любой сфере от карьеры до личной жизни.

Общее представление

Что такое потенциал в человеке — это понятие является основой для развития и реализации его личности. Это сочетание человеческих ресурсов и перспектив для их использования.

Величина нашего внутреннего резерва не постоянная. Он становится более мощным, глубоким, проявленным, если мы сами стремимся открыть новые грани своих особенностей и направить их на реализацию жизненных целей. Или, наоборот, мы сами себя ограничиваем, будучи уверенными, что нам это недоступно или это не реально. Наши знания о своих ресурсах (способностях, навыках) можно поделить на четыре группы:

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Скрытый потенциал в человеке — это наши возможности для роста. Их поиск начинается в «Я не знаю». Шагнуть в эти неизвестные области знания о себе помогут желание действовать и смелость пробовать новое, непривычное, совершая ошибки и делая открытия. Наш индивидуальный ресурс можно интерпретировать по-разному, как:

  • Внутреннюю силу с опорой на собственный жизненный опыт и направленную в зону ближайшего развития.
  • Осознаваемые нами способности и перспективы, готовые реализоваться в полной мере.
  • Способ раскрыть и использовать свои ресурсы.
  • Резервы наших способностей, проявляющихся в процессе нашего личностного роста.
  • Мотивацию и стремление к дальнейшему развитию нашей личности.

Что такое потенциал человека простыми словами — это уникальное сочетание его внутренних и внешних качеств. К первым можно отнести наследственные и врожденные таланты, здоровье, эмоциональные и когнитивные способности. Ко вторым: самоидентификацию, чувство ответственности, черты характера, стремление к изменениям, интересы.

Оценка внутренних резервов

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Большой потенциал у человека — это случайность, везение или результат его деятельности? Как оценить свои личные резервы и определить для себя зону ближайшего развития? Сделать анализ своих потенциальных ресурсов можно с помощью следующих показателей:

  • Способность к концентрации. Готовность в нужный момент времени собраться, быть гибким к внешним факторам, устойчивым к стрессу, обстоятельствам и преградам на пути, настойчивым в своих усилиях и уверенным в собственных действиях.
  • Коммуникативные и социальные способности. Насколько просто выстраивать диалог с миром, налаживать контакты и располагать к себе людей.
  • Увлечения, привычки, образ жизни. Что мы готовы и хотим менять, с чем можем смириться.
  • Наши установки и убеждения, влияющие на отношение к неудачам, возможностям, изменениям, нашему прошлому, настоящему и будущему. Осознание, что наш потенциал не раскрыт и нам всегда есть куда расти.

Способны направить и подсказать, как развить потенциал: работа с психотерапевтом, ментором, коучем, поддержка духовного наставника, всевозможные методики оценки ресурсов, тренинги, семинары, профессиональные сообщества, живое общение, сотрудничество и помощь нуждающимся.

Составляющие способности личности

Компонентами, формирующими наш качественный персональный актив, можно считать:

  • Когнитивные или познавательные способности. Успешно осуществлять наш личный набор талантов и ресурсов помогают умения считывать, обрабатывать и хранить информацию, накапливать и использовать приобретенный опыт, видеть и понимать причинно-следственные связи. Эти навыки будут определять наши возможности частично или полностью реализовать потенциал.
  • Ценности. Наши жизненные принципы и внутренние опоры, заложенные в детстве, и развивающиеся по мере взросления и социализации.
  • Креативное мышление. Умение находить нестандартные решения, изобретать, придумывать и воплощать новое, критически мыслить, использовать знания и опыт как основу для создания чего-то авторского, уникального.
  • Творчество. Творческое мышление и реализация. Умение чувствовать и воспринимать прекрасное, сочинять, творить в быту, профессии, личной жизни. Для себя, близких и мира в целом.
  • Коммуникация. Умение выстраивать эффективные социальные связи, способность к диалогу, общению, взаимопониманию с миром и обществом.

Как раскрыть свой потенциал? Для развития каждого компонента необходимо активно действовать, смело идти в новое, преодолевая страхи и сдерживающие убеждения. Мы должны быть готовы к неприятию изменений в нас окружающими, неизбежным ошибкам и сомнениям. Эти препятствия встают на пути каждого человека. Преодолевая их, мы открываем новые возможности для себя, двигаемся в будущее, реализуя мечты и планы.

Что запомнить

1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.

2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.

3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.

4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.

5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.

Когда нужно заняться раскрытием внутренних резервов

Признаками, что пора что-то менять, будут:

  • отсутствие жизненной энергии для изменений;
  • чувство неудовлетворения собой;
  • ощущения и мысли, что жизнь проходит мимо;
  • недовольство своими профессиональными и личными отношениями, делами, результатами.

Все это может говорить о том, что наш личный ресурс исчерпан, и пора искать новые источники и способы развития своего резерва. И в этом нет ничего страшного. Скорее наоборот. Это возможность взглянуть на себя по-новому, и дать себе еще один шанс узнать, как раскрыть свой истинный потенциал.

Мы часто думаем, что человек и так учится и развивается на протяжении всей своей жизни, получая знания, накапливая опыт, улучшая и совершенствуя навыки в различных сферах. Внешне может казаться, что все идет как надо. Наш путь складывается так, как мы и хотели. Но на деле все может обстоять иначе. Чувство неудовлетворения будет мучить нас. Человек за свою жизнь может не один раз находиться в подобных кризисах. И каждый раз такой переломный момент может стать для него толчком к развитию и открытию для себя новых жизненных горизонтов.

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Как развить свой потенциал без помощи специалистов — научиться прислушиваться к себе. Для этого психологи рекомендуют встраивать в жизнь следующие действия:

  • Читать специальную литературу по психологии, философии, самореализации, биографию знаменитых людей. В них можно найти ответы на внутренние вопросы и вдохновение для себя.
  • Находить время для медитации и расслабления.
  • Периодически вести дневник успеха или благодарности.
  • Сравнивать себя и свои результаты только со своими относительно прошедшего времени и собственных усилий.

Структура

Личностный потенциал — зачем, что и как?

Наш личностный актив — это совокупность ресурсов, развитых одинаково хорошо или по-разному. Для жизненного баланса и целостности важен каждый элемент. Структурно индивидуальный набор ресурсов выглядит как:

  • Интеллект. Умение использовать разные виды своего мышления для анализа и решения задач, применять опыт и совершенствовать интеллектуальные способности. Развитие этого ресурса помогает быть востребованным и не бояться трудностей, знать, как раскрыть потенциал человека в тех или иных обстоятельствах
  • Чувства. Умение распознавать и управлять своими ощущениями, быть восприимчивым к другим людям, адекватно выражать свои эмоции и принимать их от окружающих. Работа с этим ресурсом помогает нам ощущать счастье и быть счастливыми.
  • Воля. Способности к постановке жизненных целей, реализации своих талантов, выбору пути своего развития и умение преодолевать сложности, смотреть в лицо трудностям и прилагать усилия для получения результата. Без волевых качеств и навыков невозможно открыть потенциал ни в одной сфере.
  • Тело. Неотъемлемая часть личности, реагирующая на все внутренние и внешние изменения. Умение слышать его сигналы, адекватно реагировать на них и способность сохранять, развивать его силу — основа физически и психически здоровой личности.
  • Общество. Умение выстраивать социальные связи, контакты, отношения, коммуникативные навыки в разных условиях.
  • Духовность. Ценностные ориентиры, определяющие жизненный путь человека и то, ради чего он готов открыть свой потенциал, идти в новое, искать себя, ошибаться и добиваться успеха.
  • Творчество. Способность к самовыражению, преобразованиям, позитивным изменениям, созидательной деятельности, личной активности.

Понятие «гармонично развитая личность» подразумевает совокупность качественного развития всех ресурсов. Любые перекосы в сторону ведут к жизненному дисбалансу и внутренним конфликтам. Анализ уровня используемых ресурсов дает возможность определить для себя точки роста и векторы развития.

Заключение

Самое сложное в любом деле — это начать. Сделать первый шаг на пути к себе. Преодолеть лень, сомнения, неуверенность. Довериться внутреннему голосу и идти навстречу новому. Раскрываясь все больше, мы перестаем мучиться и сравнивать себя с другими и точно знаем, что делает нас счастливыми.

Существует немало инструментов, помогающих расшифровать, что такое потенциал человека. Один из них метод статистического психоанализа, основанный на расшифровке индивидуальных данных матрицы Пифагора. Метод дает не только качественную оценку уникальных способностей, черт, возможностей, характеристик, но и рекомендации по их использованию, корректировке и развитию. Достоверность и уникальность этого аналитического инструмента можно проверить на расшифровках матриц известных людей — от великих гениев до великих злодеев. Это проверенные жизнью самые разные по реализации и успешности примеры потенциала человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *