Литература дополнительное профессиональное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

канд. пед. наук, доц.                С.Б. Гришина

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Педагогическое мастерство» является сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования, способствующие эффективному управлению педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса.

– изучение принципов организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

Структура и содержание дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Реализация профессиональных компетентностей педагогической деятельности

Практические (семинарские) занятия

Подготовка к аудиторным занятиям

  • Золотых, Н. В. Психология и педагогика высшей школы: учеб.пособие для магистрантов и аспирантов вузов / Н. В. Золотых, А. А. Шатохин ; ФГБОУ ВПО Волгогр. ГАУ. – Волгоград : Изд-во ВолГАУ, 2013. – 200 с.
  • Мулик, И. Г. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Психология и педагогика” / И. Г. Мулик ; ФГБОУ ВПО Волгогр. ГАУ. – Волгоград : Изд-во ВолГАУ, 2014. – 48 с.

Перечень тем для самостоятельного изучения студентами

Другие виды самостоятельной работы студентов не предусмотрены.

Образовательные технологии, методы и виды организации обучения

Методы активного и интерактивного обучения при разных видах учебных занятий*

Вопросы для самостоятельного изучения

  • Профессиональный кодекс и этикет в профессиональной педагогической деятельности
  • Этика отношений с обучающимися
  • Этика отношений с коллегами и администрацией
  • Динамика целей педагога и обучающегося в учебном процессе
  • Методы и приемы организации самовоспитания педагога
  • Уровни педагогической деятельности
  • Стили и этапы педагогического общения
  • Факторы профессиональных кризисов
  • Виды кризисов профессиональной деятельности

вопросы к зачету

Критерии оценки степени сформированности компетенций результатов зачета при использовании традиционной системы оценивания

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ для проверки остаточных знаний студентов по дисциплине «Педагогическое мастерство».

Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «педагогическое мастерство»

Дидактический тест состоит 25 тестовых заданий.

Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:

Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения итогового опроса по дисциплине «Воспитательная работа в вузе».

Вы должны выполнить предложенные Вам тестовые задания за 80 минут и внести ответы в бланк ответа.

Предварительно Вам необходимо заполнить справочные позиции бланка.

При выполнении заданий с формулировкой «Выберите варианты правильных ответов» Вы должны выбрать правильные ответы из предложенных и проставить номера в соответствующую позицию в бланке ответа.

1. Выберите правильные варианты  ответа

1. Более точно эмоции по выражению лица на фотоснимках распознают те педагоги, которые

А. обладают аналитическими способностями

Б. сами отличаются экспрессией

В. характеризуются сосредоточенностью внимания

Г. мимические проявления воспринимают не изолированно, а в целом

2. В виде социальной импульсивности либо социальной пассивности проявляется

А социальная активность

Б жизненная позиция

3 В качестве методов самовоспитания используются методы: 1) самоприказа; 2) самовнушения; 3) самоубеждения; 4) самоконтроля. Правильным ответом является

А только 1,4                Б только 1,2,3

В только 1,2                Г 1,2,3,4

4 В модели профессионального саморазвития стадия самовыражения характеризуется соотнесением знаний о себе в рамках сопоставления

А Я и Другого

Б Я и Я Реального

В Я и Я Идеального

Г Я и Я

5 В перечне этапов самосовершенствования – самоанализ собственной личности, деятельности и общения; формирование программы саморазвития; реализация программы; контроль и оценка эффективности проведенной работы – пропущен этап

А формирования идеального образа Я                Б эмпатии

В аутогенной тренировки                                Г рефлексии

6 Возможность педагогу приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности дает путь

А саморазвития                Б адаптации

В стагнации                Г самоопределения

7 Выделяют следующие основные этапы творческого процесса: 1) возникновение творческой ситуации; 2) эвристический этап; 3) аналитический этап; 4) этап завершения. Правильным ответом является

8 Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов, называется

А педагогическими способностями

Б педагогической ситуацией

В педагогической техникой

Г педагогическим мастерством

9 Движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в

А творчестве                Б общении

В психотерапии                Г самосовершенствовании

10 Деятельность педагога, позволяющая обобщать собственный опыт, определять пути совершенствования обучения и воспитания обучающихся, совершенствовать педагогическое мастерство, называется

А научно-исследовательской работой        Б рефлексией

В эмпатией                                                Г научно-методической работой

11 Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний и умений, называется

Б обобщенными приемами мыслительных действий

12 Из перечисленного: 1) привычка к четкости; 2) высокая организованность; 3) частая импровизация; 4) ответственное отношение к делу; 5) “методический максимализм”; 6) умение справляться с дисциплиной на занятиях – для старшего поколения педагогов характерны

А 2,4,5,6                Б 1,2,3,4

В 1,3,5,4                Г 1,2,4,6

13 К факторам, помогающим педагогу справиться с кризисным состоянием, относятся: 1) общение; 2) творческая активность; 3) возможность высказывать свое мнение; 4) целеустремленность; 5) возможность сменить профессию

А 2,3,4                Б 3,4,5

В 1,3,5                Г 1,2,3

14 Как творческий труд педагогическая деятельность сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой, состоящую из следующих составляющих: 1) возникновение замысла; 2) осознание цели замысла; 3) накопление наблюдений; 4) выбор лучшего из возможных решений творческой задачи; 5) получение результата творческого процесса и его оценка.

В только 1,2,3,4

15 Качество, проявляющееся в умении видеть, слышать, в наличии интереса к тому, на что направлено внимание, а так же в интенсивной работе ума по переработке информации, называется

А дидактическими способностями

Б способностью видеть

В творческими способностями

Г способностью наблюдать

16 Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, называется

А педагогической техникой

Б педагогическими способностями

В профессиональной пригодностью

Г профессиональным мастерством

17 Модель профессионального развития характеризуется

А программой саморазвития

В участием в профессиональных тренингах

Г проявлениями внутренней рефлексии

18 На этапе обучения в педучилище, колледже, вузе главная цель рефлексии

А определить направления самосовершенствования

Б понять, как к человеку относятся другие

В помочь человеку утвердиться в выборе профессии

Г помочь в овладении профессией

19 На этапе самостоятельной педагогической работы цель рефлексии –

А осознание педагогом необходимости системных обновлений профобразования

Б определение эффективности педагогической деятельности

В помощь в овладении профессией

Г выбор направлений самореализации

20 Непрерывный процесс целеполагания, деятельности и поведения человека называется

А самоопределением                Б жизнедеятельностью

В саморазвитием                        Г функционированием

21 Особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности, – это

А профессиональная пригодность                Б педагогические способности

В педагогическая техника                        Г профессиональное мастерство

22 При построении коммуникативной задачи педагог должен исходить из следующего: 1) педагогических задач; 2) сложившегося уровня общения с группой; 3) принципов управления общением; 4) индивидуальных особенностей обучающихся; 5) индивидуальных особенностей собственного стиля общения; 6) планируемых методов воспитания; 7) желания. Правильным ответом является

А 1,2,3,5,7                Б 1,2,3,7

В 3,4,5,6,7                Г 1,2,3,4,5,6

23 Процесс изменения человеком себя в роли субъекта профессиональной деятельности называется

24 Совокупность знаний, умений и навыков, а также синтез личностных установок, сложившихся стереотипов деятельности называется

А педагогическим мастерством

Б стилем жизни

В индивидуальным стилем деятельности

25 Способности внушать, с помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия, – это __ способности.

А перцептивные                Б коммуникативные

В суггестивные                Г дидактические

26 Способности к овладению информацией, знаниями из соответствующей области науки – это __ способности.

А дидактические                        Б коммуникативные

В перцептивные                        Г научно-познавательные (академические)

27 Способности организовать обучающихся, вовлечь их в различные виды общественно полезной деятельности, создать коллектив, а также организовать свою собственную деятельность и поведение, называются __ способностями.

А дидактическими                Б профессиональными

В педагогическими                Г организаторскими

28 Способности, дающие возможность определить стратегическую линию преподавания и воспитания, обеспечивающие умение ориентироваться на конечную цель, решать повседневные задачи с учетом общих целей, – это __ способности.

А конструктивные                Б академические

В коммуникативные                Г дидактические

29 Способности, лежащие в основе умения проникнуть во внутренний мир обучающегося, – это __ способности.

А организаторские                Б дидактические

В коммуникативные                Г перцептивные

30 Способности, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися, что рождает у последних доверие и доброжелательность, готовность идти за педагогом, называются __ способностями.

А организаторскими                Б дидактическими

В коммуникативными                Г педагогическими

31 Способности, составляющие основу умения излагать материал обучающимся доступно, интересно, четко, ясно, называются __ способностями.

А организаторскими                Б профессиональными

В дидактическими                Г педагогическими

32 Способность педагога идентифицировать себя с обучающимися, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения, называется

33 Способность педагога к самоорганизации изменений в педагогической деятельности и в своей личности называется

А профессиональным самосовершенствованием

Б адаптационной моделью саморазвития

В развитием профессионального мастерства

Г инновационным потенциалом

34 Стиль обучения, который обеспечивает личностное включение в учебно-воспитательный процесс на уровне ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого педагога, называется

А эмоционально-ценностным        Б репродуктивным

В творческим                                Г классическим

35 Стиль обучения, при котором основой является стимулирование обучающихся к творчеству в познавательной деятельности, а также поддержка педагогом инициатив своих подчиненных, называется

А репродуктивным                        Б эмоционально-ценностным

В классическим                                Г творческим

36 Стиль обучения, при котором педагог передает обучающимся очевидные знания, т.е. просто излагает содержание материала и проверяет уровень его усвоения, называется

А классическим                                Б творческим

В эмоционально-ценностным                Г репродуктивным

37 Такие особенности педагогической деятельности как монологичность, конфликтогенность ученической аудитории, постоянное волевое напряжение, повторяемость и однозначность высказываний, могут привести к

А необходимости инновационной деятельности

Б пониманию учителем важности самообразования

В изменению свойств личности педагога

Г трудностям управления педагогическим коллективом

38 Утрата радости труда, увлеченности, отсутствие в работе вдохновения, возникновение сомнений в профессиональной пригодности – это проявления

А неадекватного профессионального выбора

Б депрессивных состояний

В неудовлетворенности педагога профессией

Г педагогического кризиса

на дидактический тест

Подпись студента _____________

Проверил  _____________________           _____________           ___________

(должность)                      (подпись)                     (Ф.И.О.)

на дидактический тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Педагогическое мастерство»

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

  • Золотых, Н.В. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов вузов / Н.В. Золотых, А.А.Шатохин. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. – 200 с.
  • Мулик, И. Г. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Психология и педагогика” / И. Г. Мулик ; ФГБОУ ВПО Волгогр. ГАУ. – Волгоград : Изд-во ВолГАУ, 2014. – 48 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Методические разработки, презентации и конспекты

В пособии раскрываются теоретические основы развития дополнительного профессионального образования в России и в странах Западной Европы: показана специфика его развития в контексте мировых интеграционных процессов, Болонского соглашения и практики реализации ДПО в связи с изменившейся нормативно-правовой базой.

Учебное пособие отражает современные тенденции развития дополнительного профессионального образования, представляет разнообразные формы его организации, расширяет представления о существующем опыте мирового образовательного пространства в данной сфере.

Пособие адресовано студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», аспирантам, преподавателям системы высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям, научным работникам.

О книге “Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы

Монография раскрывает теоретические основы развития дополнительного профессионального образования, особенности его реализации в России и в странах Западной Европы. В данной работе показана специфика современного этапа его развития в контексте мировых интеграционных процессов, Болонского соглашения и изменившейся нормативно-правовой базы ДПО с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В результате выполненного сопоставительного анализа отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования выявлены общие и особенные характеристики отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования. Данная публикация представляет интерес для преподавателей системы высшего и дополнительного профессионального образования, руководителей, научных работников, аспирантов и студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *