Л.В. Байбородова, г.В. Куприянова, е.Н. Степанов,

Как было отмечено
ранее, проектирование формы воспитательной
работы представляет собой технологию.
Следовательно, деятельность по
проектированию будет осуществляться
в соответствии с этапами. На каждом из
этапов должен быть определенный
результат, отследить который можно по
конкретным критериям.

Определим этапы
проектирования формы воспитательной
работы.

1 этап.
Подготовительная
работа педагога к проектированию формы
воспитательной работы, включающая в
себя:

  • определение
    противоречий и ведущей проблемы, для
    преодоления и решения которых и
    проектируется форма;
  • самоопределение
    педагога в ценностях проектирования:
    осмысление педагогических
    ценностно-смысловых ориентаций,
    связанных с объектом проектирования
    и процессом взаимодействия с воспитанниками
    в ходе его преобразования, самомотивация
    на деятельность;
  • выбор возможных
    видов смыслообразующей деятельности
    (например, общения воспитанников друг
    с другом, общение детей с интересными
    людьми, рефлексивно-созерцательная
    деятельность, волонтерская работа и
    др.);
  • изучение материала
    по проблеме преобразования объекта,
    формам воспитательной работы;
  • определение возможных
    форм воспитательной работы, направленных
    на преобразование объекта, и вариантов
    их проведения;
  • разъяснительно-мотивирующая
    работа с педагогическим коллективом
    по организации воспитательной работы
    (если этого требует проект);
  • обучение проектированию
    формы воспитательной работы педагогического
    коллектива в ситуации, если проектирование
    осуществляется на уровне всего
    образовательного учреждения.

Результаты этапа:
формулировка противоречий, проблемы,
определение объекта преобразования,
смыслообразующей деятельности и
достаточного количества предполагаемых
форм, позволяющих актуализировать ее,
осмысление педагогом (педагогами)
собственной готовности к проектированию
формы воспитательной работы, представления
и знания об объекте и возможностях его
преобразования.

2 этап. Изучение
объекта преобразования и условий
организации формы воспитания, включающее
анализ:

  • субъектов воспитания
    (ценностно-смысловых ориентаций,
    потребностей и возможностей, отношения
    к объекту преобразования и информированности
    о нем и др.);
  • требований среды
    к объекту преобразования и формам
    воспитательной работы (отражение во
    ФГОС, программах и концепциях воспитания,
    наличие социального заказа, в том числе
    со стороны образовательного учреждения,
    родителей, детей и т.д.);
  • воспитательной
    системы образовательного учреждения
    и класса (положение выявленной проблемы
    в системе воспитательной работы,
    эффективности предполагаемых форм
    воспитательной работы – из опыта
    системы, мнения педагогов, возможностей
    воспитательной системы в проектировании
    формы работы – определение человеческих
    и материальных ресурсов и т.д.);
  • воспитательной
    ситуации в классе (уровня развития
    коллективных отношений, удовлетворенности
    организацией взаимодействия взрослых
    и детей, соотношения ситуации и проблемы
    проектирования);
  • предполагаемых
    форм воспитательной работы (целевого
    и сущностного соответствия форм
    выявленной проблеме преобразования,
    возможностям и потребностям воспитанников
    и др).

Результаты этапа:
обобщенные данные по каждому из
направлений изучения, отобранные на
основе предварительной диагностики
формы воспитательной работы и варианты
коллективного проектирования.

3 этап.
Коллективное проектирование формы
воспитательной работы (педагог совестно
с воспитанниками), заключающееся в:

  • создании «мотивационного
    поля» (постановка проблемы, личностное
    осмысление проблемы, ознакомление и
    обсуждение материалов предварительной
    диагностики, возможное диагностирование
    с целью рефлексии детьми позиции,
    отношения к проблеме, поиск
    ценностно-смысловых ориентиров и
    смыслообразующей деятельности,
    определение цели проведения формы и
    осмысление значимости дела для
    коллектива, других людей, для каждого
    члена коллектива);
  • обсуждении вариантов
    возможных форм воспитательной работы
    (самостоятельное представление детьми
    форм или выбор из предоставленных
    педагогом вариантов) и выбор наиболее
    интересного и подходящего;
  • определении
    содержания и приемов работы, процесса
    организации формы, необходимых для ее
    проведения ресурсов;
  • составлении плана
    подготовки и проведения формы
    воспитательной работы, распределение
    ролей, формирование инициативной
    группы;
  • предвосхищении
    организации («проживание» процесса
    проведения дела – определение трудностей,
    проблем, достижений, результатов
    деятельности).

Последние два пункта
целесообразно осуществлять совместно
с детьми только в случае, если организуемая
форма воспитательной работы носит
общественно-значимый характер или не
предполагает определенной степени
неизвестности, педагогической интриги
(например, проведение тренинга, проблемной
этической беседы требуют того, чтобы
дети не были заранее информированы о
содержании, методах и приемах организации).

Результаты этапа:
первоначальный проект формы воспитательной
работы, план подготовки и проведения,
мотивация субъектов на проведение дела,
наличие инициативной организаторской
группы.

4 этап.
Корректирующее педагогическое
проектирование формы воспитательной
работы, необходимость которого возникает
в ситуации внесения детьми на предыдущем
этапе существенных изменений и корректив
в первоначальный образ формы воспитательной
работы (если определяли из предложенных
педагогом вариантов), или обобщения
идей детей и педагога в один общий проект
(если проектирование детьми было
абсолютно самостоятельным). Необходимо
помнить об особенности любого
педагогического проектирования: ни
один проект не может быть окончательным,
корректировка осуществляется на любом
этапе.

Результаты этапа:
итоговый
проект и план формы воспитательной
работы.

5 этап.
Аналитико-диагностическое
сопровождение, предполагающее определение
параметров результативности проекта,
методов и форм анализа и диагностики
результативности.

Результаты этапа:
критерии и показатели эффективности,
схема диагностики и пакет диагностических
материалов.

6 этап.
Проведение формы воспитательной работы
в соответствии с проектом, предполагающее
мотивирование участников на активное
включение в проведение дела, актуализацию
ценностно-смысловых ориентаций, включение
всех воспитанников в реализацию
смыслообразующей деятельности.

Результаты этапа:
организованная деятельность по
преобразованию объекта, развитие
компетенций воспитанников в соответствии
с целью формы воспитания.

7 этап:
Аналитико-результативный этап,
заключающийся в отслеживании результатов
проведенной формы, степени ее эффективности.
Важно придерживаться первоначальной
схемы изучения результатов, но возможны
и дополнительные процедуры. В ходе
анализа целесообразно проведение
экспертизы результатов другими
педагогами, родителями воспитанников.

Обязательным является
этап рефлексии детьми и педагогом не
только результатов проведенной формы
воспитательной работы, но и проектирования
формы. Осознание значимости проектирования
на данном этапе создает мотивацию для
дальнейшего проектирования различных
объектов жизнедеятельности, не только
относящихся к школьной жизни. При этом
целесообразно акцентировать внимание
на то, скольких проблем удалось избежать
в проведении дела при правильном
коллективном проектировании.

Проектирование и планирование воспитательной деятельности в образовательной организации в рамках реализации национального проекта «Образование»

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в гимназии детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания являются следующие:

  • ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел присутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
  • педагоги гимназии ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении детьми знаний основных норм, социально значимых знаний.

Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  • организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

В соответствии с возрастными особенностями школьников в общей цели воспитания выделяются следующие целевые приоритеты:

– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим; – быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;

– беречь и охранять природу: ухаживать за комнатными растениями в классе и дома, заботиться о домашних питомцах и бездомных животных (по возможности), подкармливать птиц в морозные зимы, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы; – проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; – уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

– к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

– к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

– к своему отечеству, к своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

– к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

– к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

– к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

– к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

– к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

– к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как полноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

– к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Именно ценности определяют жизненные цели, поступки школьника в этом возрасте, его повседневную жизнь. Дети подросткового возраста стремятся утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру.

Особую значимость приобретает в этом возрасте становление собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.

3) На уровне среднего общего образования: создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: – опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

– трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

– опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

– опыт природоохранных дел;

– опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

– опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

– опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт творческого самовыражения;

– опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

– опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

– опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Но это не значит, что нужно игнорировать другие составляющие общей цели воспитания.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Ключевые общешкольные дела способствуют сплочению коллектива, воспитывают в учащихся отзывчивость, развивают лидерские качества.

Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.

Вне образовательной организации:

  • В нашей гимназии  – это ежегодный проект «Помоги братьям нашим меньшим». Проект, основанный на сотрудничестве гимназии и двух приютов для собак и кошек. Долгосрочный социальный проект «Добрые дети », в рамках которой проводятся волонтерские акции «Яблоко добра», «Дерево добра», собр макулатуры «Спасем зеленую красавицу» , осуществляется помощь жителям микрорайона, ветеранам труда и тыла.
  • Ежегодные мероприятия «Аты-баты шли солдаты» и «А ну-ка, девушки»
  • «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»
  • «День пожилого человека», «День Учителя», «День города», «Вальс Победы».

На уровне образовательной организации:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные о значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: “День учителя», «8-е марта», «23 февраля»
  • церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На уровне обучающихся:

  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

МОДУЛЬ «Экскурсии, экспедиции, походы»

Для реализации модуля «Экскурсии, экспедиции, походы» мы выбрали участие в проекте «Культурный дневник школьника». Культурный дневник ориентирован на выстраивание:

  • новых форм сотрудничества семьи и школы;
  • системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, России, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей областных, муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров;
  • на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.

Экскурсии, экспедиции, походы, посещение театров, музеев, занятия в музеях гимназии –  помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков труда. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности :

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в музеи, на предприятия, экскурсии по Саратовской области;
  • литературные, исторические экспедиции, туры, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
  • многодневные экскурсии по городам России, организуемые совместно с организациями, осуществляющими и организующими туры для школьников;

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб.
  • создание и поддержание в рабочем состоянии в библиотеке гимназии стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

На внешкольном уровне:

  • участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе гимназии (в том числе городского и областного характера);
  • посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения гимназии;
  • привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
  • участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся.

На уровне гимназии:

  • участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями гимназии;
  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
  • участие школьников к работе на территории гимназии (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).

Мероприятия в рамках модуляпроводятся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования:

  • Проект «Волонтеры чтения»
  • «Помоги братьям нашим меньшим»
  • сбор макулатуры «Спасем зеленую красавицу»
  • Весенняя неделя добра. «Коробка смелости», «Подарок ветерану», «Открытка ветерану»,
  • Поздравление пожилых людей с юбилеями;
  • Проведение мероприятий в рамках Всемирного дня доброты;
  • Мероприятия в рамках Дня защиты детей;
  • Мероприятия в рамках Дня Победы.

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Педагогический совет № 2 от 06.11.2020 года

«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»

Рыбакова Лариса Владимировна –

ребенка интересен и пуглив.

ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

ребенка – он закрыт от глаз чужих.

ребенка допускает лишь своих.

Основание для разработки программы воспитания: 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Что нового записано в данном законе:

Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:

  • Чувства патриотизма и гражданственности;
  • уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
  • уважения к закону и правопорядку;
  • уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
  • бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
  • бережного отношения к природе и окружающей среде.

Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:

  • «рабочая программа воспитания»
  • «календарный план воспитательной работы».

Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.

  • «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса».
  • «Цель и задачи воспитания».
  • «Виды, формы и содержание деятельности».
  • «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Календарные планы воспитательной работы.

Раздел 1. «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса». Это краткая информация о:

  • специфике расположения Центра;
  • источниках положительного или отрицательного влияния на детей;
  • значимых партнерах Центра;
  • особенностях контингента учащихся;
  • оригинальных воспитательных находках;
  • важных для Центра традициях воспитания.

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».

– личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

  • Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
  • вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
  • организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».

Инвариантные (обязательные) модули:

  • «Курсы внеурочной деятельности».
  • «Работа с родителями».
  • «Ключевые общешкольные дела».
  • «Экскурсии, экспедиции, походы».
  • «Организация предметно-эстетической среды».

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

1. Результаты воспитания:

  • личностного развития школьников каждого класса.
  • Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
  • Способом получения информации о результатах воспитания школьников является
  • Внимание уделяется следующим вопросам:
  • какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
  • какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.

2. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.

  • Критерием является наличие в Центре , событийно насыщенной и личностно развивающей совместной  детей и взрослых.
  • педагогом-организатором, классными руководителями, родителями
  • Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.

Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством:

  • проводимых общешкольных ключевых дел;
  • совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • организуемой в Центре внеурочной деятельности;
  • реализации личностно – развивающего потенциала школьных уроков;
  • проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • профориентационной работы школы;
  • организации предметно-эстетической среды школы;
  • взаимодействия Центра и семей школьников.

Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и, совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.

Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.

– это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как

В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного в классе процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя и Центра в целом.

Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Если основными задачами организации воспитательного процесса в классе являются развитие личности школьника и формирование классного коллектива, то и основными критериями ее результативности надо считать: динамику развития личности школьника; уровень развития классного коллектива и положение ребенка в этом коллективе как важнейшие условия этого развития.

Воспитание в Центре должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в Центре является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и   обогащает профессиональное сознание классного руководителя.

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

• Организационно – деятельностный компонент.

• Контрольно – управленческий компонент.

• Содержательный компонент.

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Все технологии условно можно разделить на две группы:

Много лет в Центре используются с большим успехом

  • Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
  • Гуманно – личностная технология.
  • Технология коллективного творческого воспитания.
  • Технология гуманного коллективного воспитания.

В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:

  • Технология личностно-развивающего диалога.
  • Технология педагогического разрешения конфликта.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребенку

Но все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:

1) подготовительный этап (диагностирование);

2)пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;

3) психологический настрой (вступительное слово);

4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);

5) завершающий этап;

6) планы на будущее.

Технология КТВ Игоря Петровича Иванова (коллективное творческое воспитание)

Этот эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях, не потерял своей актуальности. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»).
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество).
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Внеурочная деятельность, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер. Наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей возможно создать именно во внеурочной работе школы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

В. В. Сериков
(1999, с. 15) утверждает, что, конструируя
пространство развития личности, педагог
опре­деляет свое место и свое поведение
в этом пространстве, поскольку, работая
с другой личностью, он, безусловно, будет
работать и с самим собой. Этот
процесс будет протекать как взаимная
реализация (сореализация), как
взаимораспределенное действие. Эта
со‑деятельность будет обладать
эмоционально-смысловой общностью для
обоих субъектов при различии
операционального состава действий и
выполняемых при этом функций (курсив
наш — Н.Б.). Таким образом,
конструируя воспитательную систему
как систему становления и развития
ребенка педагог, в первую очередь, должен
предусматривать саморазвитие,
самоизменение. Система принципов и есть
требования к такому самоизменению
педагога, определяемому ожидаемыми
изменениями в воспитаннике.

Строго говоря,
конструирование воспитательной
деятельности, как уже отмечалось,
происходит начиная с первого этапа
исследования. Этим объясняется
необходимость дневниковых записей,
описания ситуаций деятельности,
постоянной рефлексии. Однако на данном
этапе, как нам представляется, исследователь
уже накопил достаточный эмпирический
и теоретический материал для того, чтобы
конструировать и апробировать в
эксперименте нормативную модель
деятельности.

Нормативная модель

Основу
нормативной модели составляет система
принципов, поскольку они (принципы) есть
не что иное, как требования, нормы
деятельности, выведенные из объективных
закономерностей. На данном этапе
исследования следует отобрать важнейшие
принципы, регулирующие воспитательную
деятельность педагога в контексте
развития исследуемого феномена, и
привести их в систему.

Раскрывая
каждый принцип, педагог обосновывает
его данными своей экспериментальной
работы:

  • Какие
    процессуальные изменения происходят
    в деятельности воспитателя, когда он
    руководствуется данным принципом?
  • Как
    изменяется при этом результат воспитания?
  • В
    каких признаках наблюдаются эти
    изменения?
  • Какие
    признаки позволяют судить о том, что
    эти изменения вызваны именно в результате
    использования данного принципа?

Принципы
«проступают» в сознании педагога
не вдруг, так же поочередно они
обосновываются в его поисковой работе.
Однако затем следует выявить структуру
этих принципов, их соподчиненность:
выделить ведущие и второстепенные,
проследить как каждый из принципов
наполняется конкретным содержанием в
системе принципов, которая в результате
становится концепцией воспитательной
деятельности педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *