Задания составлены с использованием информации с постеров
Научное объяснение явления
Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы
Предложить объяснительные гипотезы
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества
1.2. Характеристика задания:
Возрастная категория детей (класс) _8 кл_
Земля и космические системы
Эпистемологическое знание (знание о том, как наши научные представления становятся следствием нашего понимания возможностей научных методов исследования, их обоснования, а также смысла таких понятий, как теория, гипотеза и наблюдение)
С выбором одного правильного ответа
С выбором нескольких правильных ответов
С коротким ответом
С развернутым ответом
Опасности и риски
Связь науки и технологий
Трудность (уровень естественнонаучной грамотности-2
1.3. Формулировка задания:
Сенная лихорадка или КОВИД- инфекция?
Гуляя майским солнечным днём по парку, Катя встретила подругу, у которой был сильный насморк Подруга поделилась с Катей подозрением, что она заразилась коронавирусной инфекцией и назвала симптомы, которые проявляются у неё.
1. Соотнесите симптомы с заболеваниями и сделайте предположение о том, чем страдает подруга Кати с данными признаками.
2. Какие, не названные в тексте и отсутствующие на постере, признаки сезонной аллергии вы знаете ещё? Приведите один пример.
1.4. Модельный ответ
На основании данных признаков, можно сделать предположение, что подруга Кати страдает сезонной аллергией.
2. Другие признаки аллергии: самочувствие лучше в дождь, а не в солнечный день ИЛИ высыпание на коже.
1.5. Критерии оценивания
Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования
Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе
Различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать
Предложить способ научного исследования данного вопроса
Оценить с научной точки зрения, предлагаемые способы изучения данного вопроса
Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений
Возрастная категория детей (класс) _8_
Трудность (уровень естественнонаучной грамотности- 2
Учёные пользуются различными методами для достижения определённых целей. На графиках представлены сравнительные данные зарегистрированных случаев заболеваний пневмонией и коронавирусом и смертностью от них.
График 1. Сравнение зарегистрированных случаев заболеваний пневмонией и коронавирусом (пневмония по данным Роспотребнадзора за 2017-2018 годы).
График 2. Сравнение количества умерших от пневмонии 2017-2018 годы и коронавируса. (Умершие по данным Росстата)
Жёлтым- среднее значение за два сезона 2017-2018 годов
Проанализируйте данные графиков и постера №1, где дана информация о числе заражённых и зарегистрированных смертельных случаев и определите, какова цель данного исследования и можно ли по данным исследованиям составить объективную информацию?
1.4. Модельный ответ,
1. Главная цель исследования, выяснить насколько опасны заболевания на основании анализа соотношения числа умерших от заболеваний от общего числа больных.
2. На основании данного исследования можно сделать вывод об опасности пневмонии, т.к. исследования проводились в течение двух лет и невозможности сделать подобный вывод об опасности КОВИДА, т.к. период исследования очень короткий.
Интерпретация данных и использование научных доказательств
Преобразовать одну форму представления данных в другую
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах
Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях
Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы)
Возрастная категория детей (класс) _7_
Трудность (уровень естественнонаучной грамотности- 2.
Как не заразиться от курьера?
У Кати заболела бабушка и попросила её купить лекарство. Обзвонив аптеки, Катя выяснила, что данного лекарства в аптеках города нет и можно его приобрести через интернет- магазин. Она заказала лекарство с курьерской доставкой. Составьте для Кати памятку, состоящую из 4-5 пунктов, как ей безопасно получить лекарство от курьера.
1. Обращайтесь к проверенным службам, желательно с бесконтактной доставкой грузов.
2. Используйте перчатки и маску при получении предмета.
3. Протирайте доставленный предмет влажной салфеткой.
4. Обрабатывайте интисептиком или спиртом доставленный предмет.
5. Берите только герметично упакованный предмет.
И ещё, посмотрите пожалуйста это задание.
Возрастная категория детей (класс) _9_
Верить или не верить?
Активно распространяемая весной этого года информация о том, что коронавирус является бактерией, а вызванная им болезнь лечится аспирином (и всё это открытие итальянских учёных), продолжает рассылаться в соцсетях и мессенджерах под новой редакцией. Изменения незначительны: в новом варианте сообщения упоминается Германия и, соответственно, немецкие врачи. Первый абзац рассылки выглядит так:
«Международная новость! В Германии окончательно найдено лекарство от коронавируса. Немецкие врачи обнаружили, что это НЕ ВИРУС, а БАКТЕРИЯ, вызывающая смерть». Германия побеждает так называемый Covid-19, который является ничем иным, как «Распространённой внутрисосудистой коагуляцией» (тромбоз).«И способ борьбы с ним, то есть лечение, – это антибиотики, противовоспалительные средства и антикоагулянты». В первую очередь – аспирин. (https://factcheck.kz/v-mire/fejk-ob-aspirine-i-koronaviruse-obryol-novuyu-variaciyu-i-stal-nemeckim/. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на factcheck.kz.)
Вам предлагается схема строения КОВИД-19.
Согласитесь или опровергните и обоснуйте данную информацию по следующим позициям:
1. Это вирус или бактерия?
2. Можно ли вирусную инфекцию вылечить аспирином и правильно или нет назначение антибиотиков при вирусных инфекциях?
3. Можно ли доверять подобной информации или нет и почему?
1. На схеме видно, что организм не имеет клеточного строения, значит это не бактерия, т.к. она имеет клеточное строение.
2. Нет, аспирином вылечить вирусную инфекцию невозможно, т.к. он снижает температуру, препятствует воспалительным процессы и обезболивает, но не борется с вирусной инфекцией. Назначение антибиотиков является правильным, т.к. их назначают не только для излечения бактериальной инфекции, а также профилактики или лечения вторичных бактериальных инфекций, являющихся осложнением основного заболевания, такого, как КОВИД-19 и, как следствие, для облегчения состояния больного.
3. Данной информации доверять нельзя, т.к. лечение, предложенное в данной информации, может только ухудшить состояние больного, усугубить течение заболевания и привести к смертельному исходу.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Мастер-класс «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии»
Николаева Анастасия Сергеевна
Кологривова Татьяна Сергеевна
« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » А.А. Леонтьев
Цель: трансляция опыта по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ).
- Проанализировать понятия «естественно-научная грамотность», «компетенции», выявить причины невысоких результатов сравнительных международных исследований.
- Выявить связь ЕНГ и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ.
- Рассмотреть формирование ЕНГ на примерах заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие компетенций.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”
1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее – национальные цели) на период до 2030 года: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация.
2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году: б) в рамках национальной цели “Возможности для самореализации и развития талантов”: вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Международные сопоставительные исследования качества образования в области естественно-научного образования.
Позиция РФ в рейтинге стран
TIMSS-2019 , естествознание, 4 классы
TIMSS-2019 , естествознание, 8 классы
PISA-2018 , естественно-научная грамотность
Задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественно-научной грамотности (поднять результаты в PISA!)
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Научно объяснять явления
Понимать основные особенности естественно-научного исследования
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!
Естественно-научная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ
По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент в требованиях к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности в требованиях к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания)
Какой вывод для учителя? Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!
Компетенция: «Научное объяснение явлений»
В основе развития компетенции «Научное объяснение явлений» лежат знания о научных методах исследования, о приборах и инструментах, используемых в наблюдениях и экспериментальных работах.
Примеры биологических явлений и процессов
Биологические явления – это природные явления биологического происхождения. В более широком смысле – это вообще все процессы, происходящие с живыми организмами
Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений»
Тема: Царство вирусов (5 класс).
Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики – возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.
Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?
Тема: Воздушное питание растений (6 класс)
Опыт Д. Пристли
Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.
Поднимите один из колпаков.
Какой колпак нужно поднять и почему ?
Одна из мышек может погибнуть
Вы спасли мышку!
Почему погибла мышка?
Компетенция: «Понимание особенностей естественно-научного исследования
В основе развития компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования» лежат знания о структуре естественно-научного исследования.
Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования»
Тема: Корень, его строение и значение (6 класс)
Шестиклассники изучали явление геотропизма. Для наблюдения за растением горшок с ним аккуратно повернули на бок. Рассмотрите рисунок, опишите изменения, которые произошли с органами растения за 4 дня. Какую гипотезу (предположение) проверяли школьники в этом эксперименте?
На направление роста корней влияет сила тяжести.
При попытке провести такой эксперимент дома, Валерия столкнулась с невозможностью рассмотреть изменения, которые произошли с корнями. Какое условие проведения опыта необходимо было предусмотреть заранее, чтобы наблюдать за изменениями в ходе опыта.
Условием проведения эксперимента должна быть прозрачная емкость.
Тема: Подцарство простейшие (7 класс)
Какие методы исследования позволили обнаружить
А) измерение и эксперимент
Б) наблюдение и эксперимент
В) измерение и наблюдение
Какая схема соответствует эксперименту, доказывающему кожное дыхание человека?
Компетенция: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»
Напрямую связана с читательской грамотностью
Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»
Тема: Водоросли (6 класс)
Ламинарии образуют в местах с постоянным течением густые заросли, которые получили название «водорослевые леса». Такое скученное произрастание позволяет легко добывать их в промышленных масштабах. Эти водоросли любят холодную, богатую кислородом воду.
В каких морях условия для формирования «водорослевых лесов» наиболее благоприятны? Для ответа воспользуйтесь картой.
А) Белое, Карское, Баренцево моря
Б) Японское, Охотское, Беренгово моря
В) Каспийское, Черное, Азовское моря
Тема: Бактерии (5 класс)
Для выполнения задания необходимо проанализировать каждое утверждение.
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? 1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий. 2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов. 3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38°С. 4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32°С. 5) До 32°С количество бактериальных клеток плавно повышается.
Тема: Тип плоские черви (7 класс)
Прочитайте текст «Цикл жизни печеночного сосальщика» и составьте схему в виде рисунка. Обозначьте на рисунке основные стадии жизненного цикла червя.
Возможный ответ: 1 – основной хозяин; 2 – взрослый сосальщик; 3 – яйца; 4 – свободноплавающая личинка с ресничками; 5 – новое поколение личинок в теле прудовика; 6 – личинка; 7 – циста.
Ответ: Нет. Человек заражается, если проглотит цисты сосальщика.
Профилактика состоит в фильтрации или кипячении воды, соблюдении правил гигиены, недопустимости мытья фруктов и овощей в воде из прудов, рек.
В качестве основного хозяина может выступать человек. Может ли человек заразиться печеночным сосальщиком, съев печень коровы? Какие меры профилактики стоит соблюдать? Ответ обоснуйте .
Было интересно, со всем справился
Было интересно, но возникали затруднения
Было неинтересно, с заданиями не справился
Методические рекомендации по теме
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в основной школе»
МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска»
Губницкая Оксана Васильевна
В современных условиях школе необходимо обеспечить формирование у учащихся умение использовать знания в своей повседневной, в том числе биологические. Настоящее время – это время перемен. Меняется все – традиции, обычаи, приоритеты, ценности. Предъявляются к выпускникам современной школы новые требования.
Спецификой является для современного образования его ориентация на рост личности обучающегося, на получение образовательных достижений, которые помогут сформировать продуктивные жизненные стратегии, осуществлять верные решения в различных сферах человеческой деятельности.
В современных условиях будет недостаточно подготовить ученика решать типовые задания, проводить определенные алгоритмы, делать в соответствии с предварительно построенной моделью.
Перед современным учителем стоят иные задачи:
формированию практико-ориентированных знаний и умений, осуществлять деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности;
обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения;
формировать способность говорить «нет», когда все говорят «да», при этом понимаем, что большая часть не обязательно право.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение, используемое в PISA)
Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания
В основе разработки стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. Он способствует выделению
На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации
Как осуществит процесс формирования естественнонаучной грамотности? Сделать его не только и вместе с тем увлекательным для ребёнка, но и продуктивным. В связи с этим выделяется потребность в в практике преподавании всевозможных методов и приёмов обучения. Для реализации требований ФГОС выделяем наиболее эффективные и актуальные педагогические технологии:
Технология критического мышления;
Технология проектного обучения;
Технологии уровневой дифференциации;
Технология диалогового обучения
Технология группового обучения
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ ДЫХАНИЕ И КРОВОБРАЩЕНИЕ
Перечислите органы дыхания
Выберите правильные суждения:
А) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного
Б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается
В) при выдохе объем альвеол увеличивается
Г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы
Д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге
Е) трахея – орган голосообразования
Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?
Составьте вопросы по тексту: «Строение воздухоносных путей»
Перекодируйте данную схему в текст. Дайте определение терминам.
Известно, что усиление обмена веществ приводит к увеличению минутного объема дыхания. Каков механизм этой реакции?
У человека по интенсивности дыхания кожа на спине, груди и животе значительно превосходит легкие, поглощая на 28% больше кислорода и выделяя на 54% больше углекислого газа, чем с такой же единицы площади легких. Однако основным органом газообмена являются легкие. На основании этой информации сформулируйте вопрос и попробуйте на него ответить
Почему в стенке трахеи имеются хрящевые кольца и почему они неполные?
В процессе изготовления вина на ёмкость с брагой надевают сверху крышку с гидрозатвором (устройством, которое наружу газы выпускает, а внутрь не впускает). Для чего используется данная деталь в конструкции гидрозатвора? Ответ поясните
дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом,
м. С какими особенностями дыхания связано такое
Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?.
Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы.
При выполнении физических упражнений Андрей и Миша обратили внимание на учащение дыхания. Они спорят о том , почему во время вдоха воздух входит в легкие .Андрей утверждает, что атмосферный воздух «самотеком» входит в легкие и силой раздувает их и расширяет грудную клетку. Михаил считает, что воздух входит, потому что легкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь , а сжимаясь , легкие с силой выталкивают воздух . Вопрос: Кто из ребят прав и почему?
Приведите структуру большого круга кровообращения
« Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Вопрос: Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.
Соедините 2 схемы в одно целое.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (опорные точки или схемы)
Используйте прием записи на доске при передачи учебного материала – опорные точки содержания, структурные схемы,которые должны быть усвоены обучающимися.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Беседуйте с учащимися)
учебного материала старайтесь не вести монолог. Беседуйте с обучающимися. Это позволит осуществлять контроль за усвоения материала и определять степень когнитивного интереса к
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (уважайте себя и обучающихся)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (постоянная и разнообразная)
На разных этапах урока проводите разнообразную деятельность. Это даст возможность избежать переутомления, и поддержит дисциплину.
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ (занимательный материал)
Не ограничивайтесь текстом учебника. Привлекайте занимательный материал из научно-популярных источников. Примеры из жизни. НАГЛЯДНОСТЬ (все формы и возможности)
На уроках биологии главная составляющая это наглядность необходимо использовать все возможности наглядных средств обучения.
Рассказывайте учебный материал в доступной форме для обучающихся. Если материал сложный необходимо повторить несколько раз.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (перспективы науки)
Необходимо знакомить обучающихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, Это будет способствовать профориентационной работе и позволит пробудить интерес к предмету.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (знание для жизни)
Делайте акцент на практическую значимость учебного материала по биологии. Демонстрируйте общие идеи и положения частными примерами из повседневной жизни.
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАБОТЫ (предупреждение переутомления)
На уроке проводите самостоятельную и практическую и интеллектуальную деятельность обучающихся на уроке. Подбирайте разнообразные формы работы (фронтальную, индивидуальную, групповую). Логически выстраивайте урок, чтобы грамотно переходить от одной формы к другой
ПЛАНИРОВАНИЕ (следование плану работы)
Учите планировать обучающихся свою учебную работу, следовать выбранному плану.
ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА (главный помощник)
Приучайте обучающихся регулярно вести записи в оформление тетради. Следите за оформлением.
Задействуйте на уроке все многообразие способов опроса
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД (индивидуализация)
Принимайте во внимание индивидуальные способности и интересы. Задействуйте дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся.
ПООЩРЕНИЕ ЛЮБОГО ДОСТИЖЕНИЯ (ситуация успеха)
Постройте ситуацию успеха. Одобряйте даже маленький успех каждого ученика, обращайте внимание при изучении биологии на его личные достижения.
Козьмина, Н.А. Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии // https://docplayer.com/113727690-Razvitie-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-na-urokah-biologii.html //(дата обращения 18.03.2022)
2.Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. – Методист, 2011, № 4.
3.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
4.Фомичев, Р. С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования