Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех вас видеть на нашем мастер-классе.

Тема нашего мастер-класса : Основы 3D моделирования. «Формирование и развитие творческих способностей посредством 3D-ручек.

Цель мастер-класса : формирование и развитие интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей.

В процессе нашей творческой деятельности вы освоите азы моделирования с помощью 3D-ручки и сделаете модель «Мемориала «Вечный огонь».

Освоить технику рисования 3D-ручкой несложно. В интернете можно найти уроки рисования, разные шаблоны и мастер-классы. Это позволит начать рисование в воздухе даже при отсутствии опыта. Но первые шаги могут оказаться не такими простыми, как ожидается.

Теоретико-демонстрационная часть.

Обратимся к истории. Первая в мире 3D ручка, получившая название 3Doodler, была разработана американской компанией WobbleWorks. Идея пришла в голову основателям компании, Максу Боугу и Питеру Дилворту, когда сломался 3D принтер, и потребовалось заделать брешь в напечатанной 3D модели. Инженеры создали прототип ручки, рисующей пластиком, и представили свой проект на Kickstarter в феврале в 2013 году с целью собрать 30 000$ для начала производства. В результате краудфандинга удалось привлечь 2,3 млн $, что стало свидетельством большого интереса аудитории к проекту. После успеха 3 Doodler на рынке стали появляться 3D-ручки других производителей.

Первая модель ручки – черное, громоздкое, тяжелое и шумное устройство, которое было тяжело держать в руке даже взрослому человеку.

Индустрия 3D-ручек не стояла на месте и активно развивалась. Передовиком этого развития стала китайская компания Myriwell. За неполные три года, инженеры компании разработали и выпустили в продажу 3D-ручки уже пяти поколений.

3D-ручка пятого поколения MyRiwellRP900А (картинка на экране)

По принципу работы 3D -ручки разделяются на 2 вида: «горячие» и «холодные».

«Горячие» ручки заправляются термопластиком, который поставляется в виде прутиков или катушек нитей. В верхней части корпуса 3D-ручки располагается отверстие, в которое вставляется пластик. Встроенный механизм автоматически подводит пластик к экструдеру, где он нагревается и подается в горячем виде через сопло. Для работы 3D-ручки требуется электропитание. Подача материала осуществляется при нажатии соответствующей кнопки. Некоторые модели оснащаются регулятором скорости подачи пластика, регулятором температуры нагрева и дисплеем, на котором отображается информация о выбранном режиме.

«Холодные» 3D-ручки. В качестве расходного материала используются фотополимеры – быстрозатвердевающие смолы. Такой вид ручек считается более безопасными, т. риск ожога полностью отсутствует. Фотополимер, проходящий через ручку, под воздействием мощного источника ультрафиолетового света, моментально затвердевает и сохраняет обрисованные формы. Еще одно преимущество «холодных» 3D-ручек – полное отсутствие неприятного пластмассового запаха во время работы. Недостаток – высокая цена, которая в несколько раз превышает стоимость горячих 3D-ручек.

Итак, остановимся поподробнее на некоторых вопросах, которые помогут вам в дальнейшей работе с 3D-ручками.

Особенности конструкции.

В сущности, 3D-ручка есть не что иное, как ручной экструдер. Основной элемент: сопло, механизм подачи пластиковой нити, нагревательный элемент, вентилятор для охлаждения верхней части сопла и ручка в целом, микроконтроллер для управления работой вентилятора, механизм подачи и нагревательного элемента.

Также возможно наличие реверса протягивающего механизм. Эта функция позволяет быстро извлекать пластиковую нить из ручки и заменять ее материалом другого цвета. При работе с 3D-ручкой используют термопластиковые нити 1,75 или 3 мм.

Как правильно работать с 3D ручкой.

Проверить целостность ручки, провода и подключить к сети. Заправить пластиковую нить. Она будет расплавляться, и выдавливаться через сопло экструдера. Крайне важно соблюдать ТБ, так как материал разогревается до 240 градусов и легко обжечься. Начинать лучше с плоского шаблона, по которому вы будете просто водить, образуя тем самым контур. Потом этот контур потихоньку, послойно заполнять пластиком, после застывания, готовое изделие снимается с шаблона.

Как выбрать пластик.

Перед каждым, кто стал счастливым владельцем 3D-ручки неизменно встает вопрос выбора материала. Он будет обусловлен в первую очередь технологией работы используемой 3D-ручкой. Список материалов, с которыми работает конкретная 3D-ручка, будет перечислен в инструкции к прибору.

Самые распространенные 3D-ручки работают с пластиковыми нитями ABSи PLA.

ABS-пластик представляет собой вещество, которое получают из нефти. Из него делают сим-карты, детали для интерьера, детали автомобиля. Проще сказать, что он окружает человека повсюду.

ABS-пластик для 3D -ручки отличается следующими характеристиками:

• Возможность опрашивать акриловыми красками;

• Легкость отделения от бумаги;

• Возможность рисования отдельно стоящих деталей (вертикали);

• Стойкость к легкому изгибу.

При работе с 3D-ручкой, которая рисует ABS-пластиком, будет исходить запах жженой пластмассы. По этой причине работать следует только в хорошо проветриваемом помещении.

PLA пластик: представляет собой полилактид, который производится из сахарного тростника, кукурузы и сои. Таким образом, он является абсолютноэкологичным и легко разлагается в природе. Из него изготавливаются посуда, хирургические нити, биоразлагаемую тару и т. Часто он используется в фармокологии.

Характеристики PLA -пластика:

• Рисование острых углов (меньше 90 градусов);

• Высокая прилипаемость, благодаря чему можно рисовать на стекле, дереве, металле, декорируя их;

• Сложная отделяемость от бумаги;

• Затвердевание быстрее, чем у ABS;

• Высокая жесткость;

• Экологичность и безопасность;

• Не стойкий к воде, солнечному свету;

• Плавится при температуре 160-180.

При плавлении выделяется запах, напоминающий жареный попкорн.

Итак, мы осветили основные вопросы, которые вам понадобятся при дальнейшей работе. А мы приступаем к творческому процессу. Как я уже говорила,сегодня мы с помощью 3D-ручки создадим модель «Мемориал «Вечный огонь». Для работы нам понадобится: 3D-ручкиMyRiwell 03А, пластик ABS, деревянные заготовки, клей-пистолет, шаблоны, ножницы.

Практическая часть.

Мемориал будет состоять из следующих деталей, сделанных с помощью 3D -ручки: голуби, огонь, гвоздики, буквы, цифра 9. И модель звезды, напечатанная на 3D-принтере.

Подключаем ручки к сети, выбираем тип пластика и температуру. Вставляем нить пластика в отверстие, которое находится рядом с входом электропитания. Обращаю ваше внимание, что край нити должен быть ровно обрезан. После чего нажимаем на кнопку загрузки пластика (стрелочка влево). Важно, чтобы нить пластика не путалась, не давите на сопло и не касайтесь его руками, для остановки подачи пластика нажмите и удерживайте кнопку «подача пластика» (стрелочка влево).

Звезда для мемориала напечатана на 3D-принтере с помощью пластика ABS. Закончим конструкцию с помощью 3D-ручки, сделаем огонь. Этапы изготовления будут озвучиваться, и демонстрироваться на экране.

Контур фигуры. На экране представлены варианты выполнения работы. Вариант 1: огонь рисуем прямыми параллельными линиями, сначала контур, потом заполняем работу. Вариант 2 и 3 похожи, работа выполняется плавными волнистыми линиями, близко располагаем ряды пластика друг к другу, сначала обозначаем контур, после – заполнение фигуры. При работе поворачиваем шаблон, а не ручку. После окончания работы снимаем фигуру с шаблона, переворачиваем и заполняем и заднюю часть. После чего крепим огонь к звезде. Аккуратно заполняем отверстие в звезде и припаиваем огонь. Отставляем в сторону.

Продолжаем работу, переходим к шаблонам голубей. Заменяем пластик: нажмите кнопку «извлечение пластика» (стрелочка вправо). Заправляем пластик нужного цвета. Также предлагаю несколько вариантов заполнения шаблонов. Они вам уже знакомы: в первую очередь рисуем контур, либо прямыми параллельными линиями, либо волнистыми линиями, после – заполняем. Напомню, нам нужно сделать 2 голубя. После окончания работы снимаем фигуру с шаблона, переворачиваем и заполняем и заднюю часть. Откладываем готовую конструкцию в сторону.

Переходим к шаблонам цветов. Заправляем красный пластик в 3D-ручку. Работаем следующим образом : начинаем в точке 1, делаем воздушные петли, возвращаемся в точку 1, закрепляем, делаем следующую петлю, не забываем крепить к точке 1. Пышность цветка будет зависеть от вашего желания. Замена пластика, выполняем работу над стеблем согласно рисунку.

Замена пластика. Рисуем по шаблону «9 мая». Принцип работы вам уже известен.

С помощью клей-пистолета собираем конструкцию, крепим основанию.

Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, он вам понравился и приобретенные сегодня знания и навыки вы сможете применить в своей дальнейшей работе. Я благодарю вас за терпение, активность и желаю вам здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Прошу заполнить вас лист обратной связи. И поделится мыслями, пожеланиями.

Мастер-классы для воспитателей и педагогов

Содержится в разделах:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Мастер-класс для воспитателей детских садов «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей»
Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей”. Подготовила: воспитатель Богданова Л. Цель: Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей.

Мастер-классы для воспитателей и педагогов – Мастер-класс для родителей и педагогов «Сказка для детей и родителей»

Публикация «Мастер-класс для родителей и педагогов «Сказка для детей и. »
Мастер-класс для родителей и педагогов «Сказка для детей и родителей» Выполнил: Воспитатель Богданова Л. Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Систематизировать знания педагогов и родителей.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс для педагогов Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: • Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников • Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей •.

Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Уроки финансовой грамотности от тётушки Копеечки»

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике с помощью камней для воспитателей и родителей с детьми от 5 лет

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Мастер- класс по рисованию в нетрадиционной технике для воспитателей детского сада и родителей с детьми от 5 лет. Поделки с детьми это так увлекательно и интересно! Это простор для фантазии , это сближает взрослого и ребенка, потому что вы решаете одну задачу- вы творите,.

Мастер-классы для воспитателей и педагогов – Мастер-класс для воспитателей по оформлению тематического праздничного уголка

Статья «Мастер-класс для воспитателей по оформлению тематического

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: обучение педагогов ДОУ элементам арт-терапии для использования в работе с детьми. Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Конспект мастер-класса для педагогов «Семейное древо своими руками. Изготовление топиария с использованием техники «ганутель»

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Мастер-класс для педагогов на тему «Семейное древо своими руками. Изготовление топиария, с использованием техники «ганутель» своими руками». Цель : повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Страницы:
2 3 4 5 6. 409

Сущность и отличительные особенности

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Беляева,, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Республиканский институт профессионального образования»

Аннотация. В статье выделяется и анализируется сущность понятия «мастер-класс», проводится сравнительный анализ мастер-класса с другими формами обучения.

Ключевые слова: консультация, мастер-класс, открытый урок, формы обучения.

В настоящее время большое внимание уделяется поиску форм обучения, предполагающих активную деятельность и инициативу обучающихся. В этой связи все большую популярность приобретает такая форма, как мастер-класс. В переводе с английского class означает урок, занятие. Термин «мастер-класс»означает урок мастера, занятие, проводимое признанным специалистом в своей сфере деятельности.

Мастер-класс является особым жанром распространения успешного опыта деятельности, опирающимся на оригинальную авторскую методику. Основные отличительные особенности мастер-класса – это наглядная демонстрация уникальных приемов работы мастера, его ноу-хау; операциональность, т. направленность на освоение способов деятельности; взаимодействие мастера и остальных участников.

Методику проведения мастер-класса определяет его ведущий, мастер – специалист, достигший высоких результатов в определенной сфере профессиональной деятельности, обладающий собственным индивидуальным стилем, пользующийся авторитетом у коллег. Мастер-классы проводят опытные педагоги, известные телеведущие, выдающиеся художники и музыканты, искусные рукодельницы и повара. Участники мастер-класса – это либо коллеги мастера, либо те, кто еще только учится определенному виду деятельности, но уже готов к изучению тонкостей профессионального мастерства.

Универсальная для всех сфер формула мастер-класса: «40 % методики + 60 % тренинга + 0 % общих фраз».

Рассмотрим основные характеристики мастер-класса путем его сравнения с такими традиционными формами трансляции опыта, как урок, открытый урок, консультация.

Мастер-класс от обычного урока отличает:

  • квалификация обучающего (мастер-класс не проводят «новички», ведущий мастер-класса обязательно владеет какими-то умениями, которых нет у других);
  • периодичность проведения (уроки в любой системе обучения – это регулярная форма организации занятий, мастер-класс – это событие, проводимое однократно, иногда небольшими сериями);
  • открытый характер (участники чаще всего свободны в выборе тех мастер-классов, которые они посещают).

Общее у мастер-класса и обычного урока – его образовательная направленность.

От открытого урока мастер-класс отличает:

  • область применения (открытый урок – это форма методической работы педагогов, применяемая в сфере образования; мастер-классы имеют более широкое применение: их используют художники и музыканты, спортсмены и литераторы, актеры и журналисты и т. д.);
  • цели проведения (открытый урок в отличие от мастер-класса может иметь целью оценку деятельности педагога, который его проводит, так как открытые уроки являются частью процедуры аттестации педагогов).

Общей чертой открытого урока и мастер-класса является демонстрация лучшей практики с целью мультипликации опыта.

От консультации специалиста мастер-класс отличает:

  • назначение (за консультацией обращаются, как правило, чтобы решить какую-либо проблему: юридическую, медицинскую и т. п., прояснить какую-либо ситуацию и принять решение, выбрать оптимальное решение из возможных, т. е. потребность в консультации порождается наличием проблемы. В мастер-классе участвуют, чтобы приобрести новые умения, повысить уровень своего мастерства. Потребность в мастер-классе порождается стремлением к совершенствованию);
  • характер взаимодействия участников (мастер-класс всегда имеет практикоориентированный, тренинговый характер, консультация же – это совет, рекомендация специалиста, основанные на специальных знаниях и опыте либо на проведенном исследовании).

Общей чертой консультации специалиста и мастер-класса является высокая квалификация ведущего.

В заключение отметим, что мастер-класс – это двусторонний процесс, создающий новые возможности для его участников. Для мастера – это возможность представить себя, свои достижения; узнать мнение других о своих профессиональных поисках; найти единомышленников. Для обучающихся – это возможность овладеть новыми приемами деятельности, обеспечивающими получение более высоких результатов и достижение качественно нового уровня осуществления деятельности. Для обеих сторон мастер-класс – это возможности соотнести свой опыт, свою систему деятельности с другим опытом; получить новый импульс для профессионального роста, для выработки и совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности. Именно это свойство мастер-класса открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

«Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов».

Цель мастер – класса:
-наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках любой технологии обучения (вне зависимости от преподаваемого предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности учеников на основе применения на уроке алгоритмических инструментов (опор). Задачи:
– познакомить педагогов с некоторыми эффективными приемами педагогической техники;
– способствовать повышению мотивации педагогов использовать в своей деятельности современные образовательные технологии и методики.

“Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников”

Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Укрепить сотрудничество родителей и воспитателей. Предварительная работа: подбор игр, методической литературы по теме. Участники: родители детей дошкольного возраста 3-4 года. Форма проведения: мастер-класс.

«Интерьер и планировка кухни»

Предмет: технология (интегрированный урок). Мастер-класс: «Интерьер и планировка кухни»
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа). Цели урока:
1. ознакомить с оборудованием кухни, её функциональными зонами, типами планировки кухни. дать представления о цветовом решении кухни, использовании современных материалов в её отделке, о декоративной отделке кухни. познакомить с программой Sweet Home 3D по созданию интерьера кухни. Задачи:
-раскрыть понятия «интерьер», «планировка»,

Персональная выставка Михаила Однолетова

Опубликовано вт, 24/05/2022 – 10:58 пользователем Екатерина Попова

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

В городском информационно-методическом центре организована персональная выставка Михаила Однолетова “Жить в радость”.

Михаил занимается в студии “Изобразительного искусства” МАУДО “Дворец детского (юношеского) творчества” у педагога Поцелуевой Светланы Ивановны более 10 лет.

Его работы отличаются глубиной образов, продуманностью, эмоциональностью и оригинальностью исполнения в различных живописных и графических техниках.

Михаил постоянный участник и победитель городских, областных, всероссийских и международных конкурсов изобразительного искусства.

Организация и проведение мастер-классов

Организация и проведение мастер-классов

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

сост. Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»

Что такое мастер-класс

Победителями конкурсов на денежное поощрение учителей в рамках национального проекта Образование» признаны те педагоги, которые достигли высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Всероссийский конкурс «Учитель года России», участники которого являются претендентами или победителями конкурса лучших учителей, подтверждает наличие в их опыте инновационных подходов к образованию или оригинальных компонентов организации и содержания учебной деятельности обучаемых, которые представляют собой образцы педагогической деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что конкурсы в рамках национального проекта «Образование» способствуют выявлению адресов эффективного массового педагогического опыта учителей, классных руководителей. Но что особенно значимо: конкурсные отборы позволили выявить инновационный опыт педагогической деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся.

С получением первых результатов конкурсов в рамках национального проекта «Образование» возрастает актуальность и значимость привлечения новых участников к конкурсным отборам, а также эффективного распространения и освоения полезных результатов, достигаемых в ходе осуществления инновационных образовательных проектов, направленных на позитивные изменения в образовании.

В целях достижения системных эффектов в образовании посредством активного распространения педагогического опыта необходимо всемерное усиление работы по его технологичному представлению педагогическому сообществу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с учетом принципа распределённости в работе с информационными ресурсами, к которым относится описание инновационного педагогического опыта, а также гуманитарной специфике процессов представления и распространения педагогического опыта.

В связи с этим возникает проблема описания опыта победителей, определения механизмов его распространения и внедрения в образовательную практику. Для претендентов будущих конкурсных отборов в рамках национального проекта «Образование» актуальным становится изучение, обобщение и описание имеющегося собственного опыта. Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.

Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.

Создание условий для включения всех в активную деятельность.

Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.

Приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса.

Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.

Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу.

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель – объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» – создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.

Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-классаи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др. ) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым

Рефлексия – последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётсяпутём примера, подражания через:

§ речь и голос(тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

§ мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

§ пантомимику(осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

§ умение сосредоточитьсяна предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

§ искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

§ педагогическую импровизацию:умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

§ психологическую зоркость,умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

§ коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

§ чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.

Пахомова Е. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. – № 2.

Пахомова Е. , Дуганова Л. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

Селевко Г. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

Селевко Г. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

Гуманитарное образование в школе: теория и практика

Леонид Боровиков, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Главный редактор Новосибирского регионального информационно-методического журнала “Воспитание и дополнительное образование”, почетный работник общего образования РФ.

Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерство приходит с годами, либо, как утверждают злые языки, не приходит совсем. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их.

Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться “лица необщим выраженьем”. Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого воспитательно-образовательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности как бы уходит на второй план, но вовсе не исчезает. Просто парадигма “инновационности” профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Профессиональный путь учителя-инноватора не всегда триумфален, Горечь временных поражений – неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из этого достойные уроки – значит стать мастером своего дела, педагогом-профессионалом. Высокий класс мастерства учителя, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату. Это весьма важная и ответственная процедура высоко ценимая в работе любого мастер-класса.

Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Ее теоретические основания мы как раз и разрабатываем в настоящее время на кафедре социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО, Для полноценного использования технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научно-методической основе. Именно такая проработка опыта даст учителю-практику не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии.

Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор “взаимо” здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе “замешаны” на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере “педагогического воспроизводства”. Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной “шлифовки” и совершенствования.

Бесконечно прав В. Сухомлинский утверждая, что “становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя”. Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.

В этой связи возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса. Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:

“Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса”,

“Каким способом лучше сделать это”,

“Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм”.

Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, области, региона и страны в целом. Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне. Велика роль в такого рода поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где прежде всего и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но не только база данных. Информационно-методические центры должны стать самой первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о мастер-классе. Результатом такой аналитической проработки опыта должно стать научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка по адекватному алгоритму проводимого анализа. В сущности нужно развернутое представление о центральном звене педагогического опыта, его “ядерной” части, “стержне”, действительном источнике достигаемых конкретным педагогом успехов. Именно поэтому подготовка и проведение мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.

Теперь несколько замечаний методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание “здоровой” описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а прежде всего самого педагога-мастера) “внутрь” своего опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические “пружинки”, принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь их наличие позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта. Иначе, спонтанное педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методико-педагогически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Единственным результатом такого мастер-класса может стать лишь досада по поводу напрасно потерянного времени.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.

В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:

уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету,

уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении,

уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-психологических структур ребенка, в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем воспитательно-образовательного пространства,

уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

Конечно, значительное число практических достижений учителей-инноваторов захватывают все перечисленные уровни. Тем не менее, поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной схеме создает условия для последовательного разбора опыта, не разрушая его цельности и, в то же время, позволяя проникнуть в его сущностное “ядро”, в понимание индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.

В завершении еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, взгляд родителей и учителей-коллег. Такое разнообразие создаст именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, многопрофильности оценок, много ракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Критерии

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

Человек использует способ или способ использует человека?

Способов достижения цели очень много. Мороженое можно купить в любом из 20 магазинов района и через интернет. Мк по технике бега можно провести сотней способов с десятками разных теоретических данных или поставить людей на беговую дорожку.

Чтобы ограничить варианты достижения цели и выбрать лучшие, мы используем критерии. Критерии – это то, как мы будем идти к цели и как поймем, что мы ее достигли. Они ограничивают способы достижения цели.

Есть критерии обстоятельств и критерии выбора.

Критерии обстоятельств диктуются извне, и мы не можем на них повлиять или это сложно и нерационально. Критерии выбора мы, как это заметно из названия, выбираем.

Теперь о критериях на примере.

Бизнес: булочная.

Проблема: закупили большую партию премиального чая, спроса нет.

Цель мк: познакомить клиентов с новой продукцией, поменять их отношение к премиальному сегменту чая, собрать контакты для смс-рассылки.

  • собственное помещение;
  • в воскресенье с утра самый большой средний чек;
  • работница Маша прекрасно ладит с людьми и не боится публики;
  • через неделю праздник города;
  • рядом офисы небольшой IT-компании.
  • длительность мк 60 минут;
  • рядом находится магазин посуды для чая, и мы можем с ними сотрудничать;
  • за воскресенье продаются не все булочки «Машенька», часть мы можем бесплатно предлагать к чаю участникам мк;
  • в конце мк мы предложим обменять контакты на скидку и вышлем скидку через смс;
  • поскольку обещают дожди, хорошо бы договориться с фирмой такси о скидке для участников мк, а мы их за это запишем в спонсоры;
  • проведем в конце викторину на лучшее знание нашего чая и наградим человека подарочным набором.

Внимание, критерии – это не план, а ограничения и идеи того, как вы хотите провести свой мастер-класс. С их помощью создается план, в нашем случае структура мк.

При подготовке пересматривайте свои критерии. Часто бывает так, что со временем одни критерии перестают быть актуальными, и появляются другие.

Мастер – класс может провести любой человек, который знает и умеет больше, чем ЦА мастер – класса. Поскольку каждый в своей сфере знает больше, чем другие, каждому по силам провести мк

От открытого урока мастер – класс отличает: область применения ( открытый урок – это форма методической работы педагогов, применяемая в сфере образования, мастер – классы имеют более широкое применение: их используют художники и музыканты, спортсмены и литераторы, актеры и журналисты и т

Мастер – класс – это одна из форм повышения квалификации педагогов, это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Обычно мастер – классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек)

Как правильно пишется? Для данного слова в соответствии с правилами русской орфографии характерно дефисное написание – мастер – класс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *