Мастер-класс “Применение технологии интерактивного обучения на уроке физики”

Историческая справка

Мозговой штурм как технология, позволяющая получать новые идеи для бизнеса, была разработана в 1953 г. американским изобретателем, психологом и предпринимателем А. Осборном. Этот вид организованных групповых дискуссий оказался довольно эффективным для генерации оригинальных идей.

Задолго до Осборна похожая стратегия использовалась на парусных судах. В трудных, опасных ситуациях созывался корабельный совет, на котором по порядку высказывались все. Причем предложение своего решения проблемы выдвигал сначала юнга, а потом, по возрастанию ранга доходила очередь до капитана. Прозвучавшие идеи обсуждались, для воплощения в реальность выбирались лучшие.

Мозговая атака. В чем суть?

Сущность «брейнсторминга» заключается в «стихийном» (следует из названия) разрушении имеющихся стереотипов, создании абсолютно новых решений, шаблонов.

Благодаря групповой форме взаимодействия участников мозгового штурма возможность высказаться получает каждый.

Мозговая атака, в зависимости от разновидности, имеет 2-3 этапа:

  • Выдвижение идей (возможны любые предложения, мысли, даже фантастические). Запрещена любая критика.
  • Обсуждение прозвучавших предложений. Отбор, ранжирование лучших идей.
  • Выбор самой удачной идеи / генерация новой на основе списка лучших мыслей.

Преимущества и недостатки стратегии «мозговой штурм»

Как избежать минусов, применяя мозговую атаку? Учесть психологические особенности учащихся, сформировать группы из детей разного уровня учебной подготовленности, четко спланировать направления поиска.

Виды мозговой атаки

Существует несколько разновидностей мозговой атаки / штурма (МШ):

  • классический/ прямой (описание выше);
  • теневой;
  • обратный;
  • комбинированный;
  • индивидуальный;
  • челночный;
  • МШ на доске;
  • «соло» ;
  • визуальный;
  • брейнрайтинг.

Характеристика разновидностей мозгового штурма, примеры их использования

Ученикам предъявляется образец выполненной работы с определенным количеством недостатков, недочетов. Задача участников дискуссии:

  • найти недостатки,
  • разработать план/ проект новой работы, где недочеты будут устранены.

Например, детям предлагается неудачный пример скворечника. Вместе они определят, в чем ошибки мастера, разработают чертеж «правильного» скворечника.

На уроке географии ученикам выдается макет местности, топографическая карта этой же местности с ошибочным размещением объектов. Предлагается короткая история о заблудившейся девочке, которой нужно было, пользуясь картой, пройти от леса до реки и т.д. Почему девочка заблудилась? Найдите ошибки в обозначениях на карте, составьте правильную карту местности.

Теневой МШ

Существование такого вида мозгового штурма обусловлено психологическими особенностями отдельных учащихся, которые не в состоянии во время дискуссии проявить свои творческие способности. В таком случае, класс делится на две группы: активную, теневую. Активная группа генерирует идеи, представители «теневого кабинета» молчат, наблюдают со стороны, письменно фиксируют возникающие в ходе обсуждения собственные предложения.

Следующим этапом записи обеих групп передаются экспертам, которые осуществляют выборку наилучших идей, улучшают понравившиеся или разрабатывают новые на основе предоставленных предложений.

Комбинированный МШ

Прямой, обратный, теневой мозговой штурм могут использоваться в различных комбинациях.

Чтобы активизировать, усилить мыслительную деятельность участников, применяют двойную прямую мозговую атаку. Работа по одной проблеме осуществляется на двух уроках, интервал между ними должен быть в несколько дней. В промежутке между первым и вторым прямым мозговым штурмом подсознание продолжает генерировать идеи.

Комбинацию обратного и прямого мозгового штурма применяют для анализа выполненной работы, выявления ее недостатков на первом этапе, разработки принципиально нового проекта на втором этапе.

Индивидуальный мозговой штурм

Мозговая атака индивидуального типа схожа с коллективным прямым брейнстормингом. Один человек генерирует, записывает собственные идеи (4-9 мин.). Анализ, выборку лучших идей желательно делать через несколько дней.

Этот метод можно комбинировать с коллективным мозговым штурмом. Первый этап: запись собственных идей по проблеме — в качестве домашнего задания перед уроком, на котором планируется групповое обсуждение того же вопроса (второй этап).

Челночный МШ

Эта разновидность мозговой атаки придумана для людей, чьи критические способности не дают развить собственные идеи. С учетом этих особенностей класс делится на группы. Одна группа, разработав свои предложения, передает их группе «критиков». После обработки, улучшения самых перспективных идей, задача доопределяется, передается вновь первой группе. Такой взаимообмен идеями можно проводить в классной параллели.

МШ на доске

Идеально подходит для этапа целеполагания на уроке по ФГОС. Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся высказывают свои предположения по поводу темы, задач урока, способов их достижения, пунктов плана работы. Результаты мозговой атаки учитель фиксирует на доске.

«Соло»

Этот вид мозгового штурма может быть как индивидуальным, так и коллективным. Учитель задает глобальный вопрос, информацию по которому ученики будут собирать в течение всего периода изучения определенной темы в учебнике. Возникающие идеи, предложения дети фиксируют на специальных карточках / в тетради. Запустить «штурм» можно в начале темы, а результаты обсудить в конце.

Визуальный МШ

Суть метода в зарисовке возникающих идей. Пример: ученикам предлагается изречение, наиболее полно отражающее суть / проблему урока.

Первый этап: Дети в группах обсуждают смысл фразы, делают к ней иллюстрацию, вкладывая в нее свое понимание проблемы. Это может быть коллаж идей.

Второй этап: представители каждой группы выходят к доске, показывают свои зарисовки, аргументируют такое изображение изречения.

Третий этап: совместно выдвигаются идеи, содержащие наилучшие предложения, делается общая зарисовка.

Брейнрайтинг

Принцип технологии брейнрайтинга отличается от прямого мозгового штурма, тем, что все участники записывают идею на листке бумаге, далее каждый передает свой листок следующему, тот прочитывает, дописывает свою мысль, возникшую после прочтения. Весь процесс должен занимать не более 15 минут. Обсуждение и критика идей начинается только после последней записи.

Использование стратегии мозговой атаки в соответствии с новым ФГОС вполне оправдано. Технология развивает самостоятельность учеников, познавательную активность, повышает учебную мотивацию. Используются разные формы работы: индивидуальный, групповой, коллективный. Применение мозгового штурма возможно на любом этапе урока, если такой тип работы способствует достижению поставленной цели.

  • 1) Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Панфилова А.П.
  • 2) Попова М.Н. “Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм” http://nsportal.ru/ https://goo.gl/N6BWhb

Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Использование технологии развития критического мышления на уроках физики.

Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне использовать данную технологию на различных этапах урока:

  • при изучении нового материала;
  • при повторении и обобщении знаний.

В качестве примера можно рассмотреть следующие фрагменты уроков:

фрагмент урока по теме «Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы» (8 класс).

Системы действий учителя и учащихся

Исерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).

«V»,- уже знал

« – «, – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы.

Некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:

– делайте пометки на полях:

два значка «V»,- уже знал, «+»,- новое

три значка «V»,- уже знал, «+»,- новое, «?» – не понял, есть вопросы.

четыре значка «V»,- уже знал,«+»,- новое,« – «, – думал иначе,«?» – не понял, есть вопросы.

– Прочитав один раз вернитесь к своим первоначальным прогнозам.

фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс):

Прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку  методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

фрагмент урока «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»»  (7-й класс)

приём  «Тонкие» и «толстые» вопросы

А так же, целесообразно использовать приём «концептуальная таблица» после изучения темы «Виды теплопередачи»

Учащимся предлагается, ознакомившись с учебным материалом, самостоятельно выбрать линии и объекты для сравнения.

Приём «Сводная таблица»

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.

На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить наиболее полный вариант таблицы.

Приём «Сводная таблица» используется мною после работы с текстом на повторительно – обобщающем   уроке «Кинематика материальной точки» (9-й класс)

Прием «Мозговой штурм».

Цели «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. «Учебный мозговой штурм» обычно проводят в группах численностью 5-7 человек.

Второй этап –  коллективное обсуждение идей и предложений. Главное – найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Пример на тему «Кипение».

Почему вода «шумит» перед тем, как начнется процесс кипения?

1 Этап. Банк идей: – лопаются всплывающие пузырьки;

– пузырьки не всплывают, а лопаются внутри жидкости, создавая шум;

– жидкость по какой-то причине совершает колебания, дрожит

2 Этап. Поиск рационального в предложениях:

лопаются пузырьки – это верно!

– пузырьки не всплывают – это верно!

– жидкость совершает колебания – это верно!

3 Этап. Перспективные решения:

– на дне образуются пузырьки, следовательно, объем жидкости увеличивается, следовательно, свободная поверхность жидкости поднимается.

– давление внутри пузырька меньше (давление гидростатическое + давление атмосферное), следовательно, пузырек всхлопывается (исчезает), следовательно, свободная поверхность жидкости понижается.

– колебания свободной поверхности жидкости создает звуковую волну – шум.

Синквейн – происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.

2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.

3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.

4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.

5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример использования приема “Синквейн” на уроках физики при прохождении тем «Электризация», «Строение вещества», -7 класс «Температура», – 8 класс «Физика и познание мира» 11 класс.

Прием «Фишбоун» предлагаю использовать при рассмотрении темы 11 класса «Основные положения молекулярно-кинетической теории». Во главе «скелета» на стадии вызова предлагаю рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии осмысления материала выписать основные положения этой теории («верхние косточки») и экспериментальные доказательства каждого положения («нижние косточки»).

Использование описанных выше приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения обучающихся работать с текстом.

Мастер-класс "Применение технологии интерактивного обучения на уроке физики"

На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика основывается на основных положениях МКТ, дает дальнейшее развитие к изучению газовых законов.

Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» Психологи Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.) С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Фрагмент урока в 8 классе «Решение задач по теме «Тепловые явления» Решить задачу: Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С. Найти необходимое количество теплоты. После записи условия задачи обучающиеся совместно с учителем заполняют первый и второй столбец таблицы «Идеал».

Использование приема «ИДЕАЛ»

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.

Таким образом, и новые стандарты и технология РКМ акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование. Технология РКМ позволяет овладеть законами использования знаний открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несет элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности.

Мастер-класс "Применение технологии интерактивного обучения на уроке физики"

Мастер
класс по теме

«Различные приемы мозгового
штурма на уроках физики в 7-9 классах», как приемы развития функциональной
грамотности на уроках физики.

учитель физики МОУ «Новосельская
школа»

План
– конспект мастер класса

на тему «Различные приемы мозгового штурма на
уроках физики в 7-9 классах», как приемы развития функциональной грамотности на
уроках физики.

Игнатьева Елена Анатольевна

«Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного
участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я
хотела бы поделиться с вами своим видением приемов мозгового штурма на уроках
физики. Мозговой штурм является одним из методов , направленного
на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его
применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Метод
мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет
собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой
активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое
количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее
перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно
повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В
ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и
задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и
максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки
предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи
друг друга.

Предлагаю всем участникам выбрать один из
предложенных смайликов нескольких цветов, после чего участники формируют группы
по цветам или по интересам

в
группе, облегчения участникам вхождения в контакт и развития нестандартного
творческого мышления проводится выбор «лидера» (члена группы, который будет
выполнять функции капитана) и «спикера» (представляет результаты работы группы).

«Различные
приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», комментируя каждый
слайд.

Теперь, когда мы уже освоили теорию перейдем
непосредственно к практике: (предложим цветные стикеры для деления на группы,
участники рассаживаются в соответствии с цветом стикера или по предварительной договоренности.
Перед каждым участником находится Приложение 2- Приемы мозгового штурма.

Приемы мозгового штурма:

Изменение точки зрения. Это один из
довольно интересных способов создания новых идей, который заключается в том,
что вы переходите на другие плоскости восприятия, откуда вы можете наблюдать
свои проблемы с разных сторон и различными способами.

Изменение атрибутов. С помощью
этого подхода, вам предстоит изменить в своём воображении вашу проблему таким
образом, чтобы она стала выглядеть немного по-другому, и посмотреть, что из
этого получится.

Поиск альтернативы. Поиск
альтернативных путей — это вопрос вашей гибкости, способности находить разные
пути выхода из сложившейся ситуации, главное, что эти качества вашей личности
можно улучшать, правда, для этого потребуется практика. Так, применяя технику
мозгового штурма «поиск альтернативы», вы можете получить массу интересных идей
для развития своего бизнеса и решения изобретательских задач, кроме того, это
поможет вам стать более гибкими.

Свободное творчество. Его
нельзя назвать техникой мозгового штурма в полном смысле этого слова, поскольку
свободное творчество предполагает отсутствие каких-либо правил, которых вы
должны придерживаться, для получения хороших идей. Главное здесь – начать
творческий процесс, чтобы настроить свой мозг на работу.

Хождение по краю. В этой технике
мозгового штурма от вас требуется мысленное расширение границ возможного. Так,
хождение по краю подразумевает рассмотрение худшего и лучшего из возможных
сценариев, а также изучение границ ваших возможностей в работе или жизни, и их
дальнейшее расширение. В процессе выполнения этой техники вы можете
натолкнуться на массу интересных идей относительно вашей текущей ситуации.

Реверс. Переверните с ног на
голову всё, что только возможно, и посмотрите, что из этого выйдет. Реверс
предполагает выполнение действий с точностью, да наоборот, но не обязательно в
жизни, поскольку это может привести к непредсказуемым результатам. Достаточно
будет произвести это действие мысленно, то есть, в своём воображении, что
поспособствует развитию гибкости вашего мышления и появлению оригинальных идей.

Ликвидация разрыва. В вашем
распоряжении должно находиться наиболее полное представление о двух точках –
начальном и конечном пункте вашего путешествия. Можете нарисовать их на бумаге,
и провести линию из возможных решений для перемещения из одной точку в другую.
Можете отметить их на полу, и, обязав себя с каждым шагом от начальной точки к
пункту назначения предлагать возможное решение, постепенно передвигаться от
точки к точке.

Групповой мозговой штурм. Это
наиболее распространённая техника мозгового штурма. Во время группового
мозгового штурма, каждый член группы, чаще всего состоящей из 6 – 8 человек, предлагает
на рассмотрение и обсуждение свои идеи, придерживаясь заранее составленного
плана.

Карта ума. Это довольно
интересная техника, впервые предложенная Тони Бьюзеном в книге «Супермышление»,
подойдёт не только для создания хороших идей, но и для улучшения запоминания
изучаемой информации, а также развития мышления. Суть техники сводится к
визуальному (посредством рисования) построению ассоциаций вокруг центрального
образа или вопроса и объединению их связующими элементами (например, линиями).
Карты ума особенно хороши для ведения конспектов, и являются отличной
альтернативой стандартному линейному конспектированию.

Эффект Медичи. В этой технике
мозгового штурма вы связываете идеи из областей или сфер, которые никак не
пересекаются друг с другом, и извлекаете из сего процесса новые уникальные
идеи. Для применения этой техники вам придётся проявить немалую гибкость своего
ума, иначе вам будет сложно сложить воедино что-то, что не поддаётся
объединению.

Список «100». Всё, что потребуется
вам в этой технике, это лист бумаги и карандаш или ручка, а также некоторая
доля терпения. Выделив для выполнения этой техники, немного времени, вы даёте
себе задание составить список из ста способов решения вашей проблемы и
обязуетесь не вставать с места, пока список не будет завершён сотой идеей.
Записывая всё, что придёт вам в голову относительно вашей проблемы, вскоре вы
можете обнаружить в своём списке несколько полезных для вашего дела идей.

работа в группах

(за группами наблюдают независимые
наблюдатели)

Для ознакомления участников с заданиями «мозгового
штурма»

1.    Заполнение и защита
предложенного кроссворда с соотнесением использованного приема мозгового
штурма.

2.    По одному лидеру от каждой
микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников) ответы, также
привлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам.

3.    Составление ответов и их
представление.

Эксперты (учителя физики),
подсчитывают количество баллов каждой команды, составляют рейтинговую таблицу.
Знакомят участников с результатами.

Круглый стол по результатам
мастер-класса. Обсуждаются результаты мероприятия.

Участникам предлагается соотнести
свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия
(чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается,
корзина- все выброшу), высказать свои пожелания.

1. В.Д. Сидоренко, О.П. Очинин. «Технология решения
творческих задач»

2. В.А. Волков «Универсальные поурочные разработки по
физике», Москва «ВАКО» – 20с. 254.

3. А. Гин. Приёмы педагогической техники. Пособие для
учителя. Вита-Пресс. М.: 2005, с.54.

4. Цит. по Бернс Г. Разрушители стереотипов: Когда и
как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем/ Пер. с англ. –
М.: Альпина Бизнес Бук, 2009. – с. 99.

Скачано с www.znanio.ru

Мастер класс по теме «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», как приемы развития функциональной грамотности на уроках физики

Мастер-класс "Применение технологии интерактивного обучения на уроке физики"

Колмогоров. Добрый день уважаемые коллеги!

В работе описана технология “мозгового штурма,”которую целесообразно применять на уроках ОБЖ.

Учебный мозговой штурм на уроке ОБЖ

Сравнение технологии педагогических мастерских и

Введение

Так получилось, что мы живем в эпоху перемен. Перемены эти происходят не только в жизни государства, общества, но и в жизни школы. Необходимость изменений осознана сейчас различными представителями педагогической науки, учителями, управленцами. В современной системе образования существует ряд проблем и противоречий, которые требуют своего решения. Возможно, этому будет способствовать переход образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.

Основное противоречие современной системы образования состоит в том, что на всех уровнях довольно сильны позиции традиционного (предметно-ориентированного) обучения, вместе с тем постоянно декларируется главная цель обучения – развитие личности ребенка. Но для традиционной модели она не является главной. Получается, что для реализации модели развивающего обучения зачастую используется методический аппарат традиционного обучения. Необходимость перехода в русло развивающего обучения связана с тем, что традиционное обучение не в состоянии устранить собственные проблемы: это и невозможность втиснуть раздутое содержание в рамки учебной нагрузки, невозможность эффективной мотивации деятельности учащихся, неспособность сформировать целостное представление об окружающей действительности, проблемы педагогического насилия. Введение ЕГЭ привело к тому, что учитель стал видеть главной целью своей деятельности получение учащимися высоких балов на данном экзамене, а на реализацию основных целей образования у него просто нет времени и сил.

Педагогическая наука накопила к настоящему времени большой объем знаний о различных методиках, технологиях и концепциях обучения и требовать от каждого учителя разработки собственных оригинальных концепций, педагогических технологий было бы наивно.

Учителю-практику приходится достаточно сложно в сложившихся условиях, когда он ограничен рамками традиционного обучения, а главную цель видит в развитии личности ребенка. Тем более что учитель не может не ставить своей целью усвоение учащимися основного содержания образования.

Истина, как это обычно бывает, где-то посередине, она в разумном, гармоничном сочетании этих двух целей: в усвоении учащимися основного содержания образования и развитии, раскрытии личности ребенка. Большие возможности в этом предоставляет деятельностный подход и использование современных педагогических технологий.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

Постановка учебной задачи.

В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

«Открытие» нового знания.

Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

Обучающая самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Выполнение заданий на повторение.

В данной работе мы рассмотрим такую форму групповой деятельности учащихся на уроке, которая получила название “учебный мозговой штурм” и которая может способствовать формированию обучающимися субъективно нового знания.

Характеристика технологии учебного мозгового штурма

Основная идея учебного мозгового штурма – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть “открытыми”, они наиболее развивают креативность мышления. Эта форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет такого школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма не было бы целесообразным, если учителю интересно развивать творческие способности учеников.

Создание технологии мозгового штурма восходит к книге Алекса Осборна «Управляемое воображение», изданной в 1953 году в США. Алекс Осборн во время второй мировой войны был капитаном торгового судна. Случилось так, что в какой-то момент их судно осталось без охраны, а в том районе, где находилось их судно, действовала немецкая подводная лодка. Что делать в подобной ситуации? И тогда капитан вспомнил практику, которую применяли ещё средневековые пираты. Вся команда выстроилась на палубе и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Причем можно говорить все, что придёт в голову, так как самая невероятная идея может служить ключом к решению проблемы. Тогда им повезло, и подводная лодка не появилась, но после войны Осборн решил проанализировать ситуацию и пришел к выводу, что такой способ поиска новых идей применим и в мирной жизни.

Следует отличать мозговой штурм вообще от учебного мозгового штурма. Мозговой штурм в чистом виде применяется для решения задач, ответ на которые не известен никому. Учебный же мозговой штурм применяется на уроке для создания учениками субъективно нового знания.

Учебный мозговой штурм имеет следующие дидактические ценности:

это активная форма работа учащихся, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам обучения;

учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью семь-девять учащихся. До штурма группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий (руководитель группы). Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Затем проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до двадцати минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап – это создание банка идей. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений, в том числе тех, которые на первый взгляд кажутся дикими. Иногда имеет смысл прервать этот этап раньше, если идеи явно иссякли. После этого можно сделать небольшой перерыв, и обсудить, какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап – анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап – обработка результатов. Группа отбирает от двух до пяти наиболее интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации по проведению мозгового штурма:

Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы одновременно могут независимо друг от друга штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей.

Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной проблемой.

Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем и даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Главное – вызвать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. Иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое количество возможных решений. Если это исследовательская задача, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Использование мозгового штурма на уроке ОБЖ

Мозговой штурм – это особая форма групповой работы учащихся на уроке. Групповые формы работы широко известны и применяются многими педагогами. Главная особенность учебного мозгового штурма – четкое распределение обязанностей и этапов работы групп. Рассмотрим примерный алгоритм урока с применением технологии учебного мозгового штурма.

1.Вводное слово учителя, в котором он обозначает проблему, решаемую на уроке, определяет цели и задачи деятельности учащихся. Задание должно быть творческим, эвристическим. Естественно, что учащиеся не должны иметь готовых решений данной проблемы, но учитель должен учитывать, что задание должно быть посильным, опираться на ранее изученный материал, работать на то, что будет изучаться позднее. На данном этапе можно также использовать индуктор (аудио-визуальные средства).

2.Затем учащиеся приступают к решению поставленной задачи в группе. Учитель определяет время, напоминает обязанности и этапы работы. Группы должны быть сформированы заранее, желательно, чтобы эти группы были постоянными на различных уроках. Оптимальное количество учащихся в группе 7-9 человек. Из них назначаются или выбираются, с учетом психологических особенностей: руководитель группы (ведущий), секретарь, спикер, остальные – просто члены группы. Можно разработать карточки-памятки, которые выдаются участникам штурма. В них определены их обязанности и этапы работы группы.

Работа группы включает в себя три этапа. На первом этапе все участники группы высказывают свои идеи, гипотезы, подходы к решению проблемы, когда им предоставляет слово руководитель. На этом этапе не допускается никакой критики, идеи не обсуждаются, а секретарь группы их фиксирует. На втором этапе идет обсуждение выработанных идей, решений, гипотез. В каждой идее нужно найти свои плюсы и минусы.

На третьем этапе группа проводит отбор наиболее удачных идей, выработанных решений. После этого спикер группы делает сообщение классу. В зависимости от поставленной задачи это может быть в устной форме, на доске, в виде рисунков, схем и т.д. Лучше записывать отчет на доске. Количество решений может быть различным в зависимости от целей и задач урока: иногда это одно решение, или несколько, в других случаях группа может быть нацелена на выдвижение максимального количества идей.

После отчета спикера члены группы могут дополнить отчет, если считают это необходимым. По окончании работы групп учитель подводит итоги урока, обобщает те решения, которые были выработаны на уроке. Может быть проведена рефлексия, учащиеся обсуждают: чего хотели добиться, чего добились, достигли ли поставленной цели и т.п.

Во время работы групп учитель отслеживает их деятельность, если у учащихся возникли затруднения то, чтобы натолкнуть их на какую-то мысль, подход к решению, можно использовать подсказки, блоки информации, справочную литературу.

Данный урок позволяет достичь следующих целей:

1. Образовательные цели. Они исходят из специфики предмета и темы урока.

2.Развивающие цели. Идет развитие творческих способностей учащихся умения анализировать, сравнивать, отбирать главное, аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Происходит воспитание коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, выслушать других, подчинить свое мнение мнению других членов группы.

Советы по проведению учебного мозгового штурма

1. Во время первого этапа работы важно соблюдать правило – никакой критики. Это позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые даже дикие на первый взгляд идеи. Это непросто, так как в каждом из нас живет «великий критик».

2.Можно проводить обратный мозговой штурм. Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе.

3.Если участники группы будут выкрикивать, перебивать друг друга, то можно рекомендовать руководителю повторять за каждым участником группы его идею, добиваясь четкой формулировки и понимания. Высказываться должны только те, кому предоставлено слово. Для тех, чья очередь еще не подошла, можно посоветовать записать свою мысль, а потом ее высказать.

4.Можно проводить мозговой штурм всем классом, как одной группой, особенно вначале, когда учащиеся осваивают новую форму работы. Учитель при этом может исполнять роль руководителя группы и секретаря, фиксируя высказанные идеи.

5.Если секретарь группы не успевает записывать идеи, то можно назначить двух, они будут фиксировать идеи по очереди.

6.Вовремя мозгового штурма учитель исполняет роль консультанта, помогает менее опытному ведущему выбрать направление разговора.

7.Мозговой штурм можно проводить на уроках почти по всем школьным предметам.

Ошибки при проведении учебного мозгового штурма

1.Плохо подобрана тема. Если она требует глубоких специальных знаний и аналитических рассуждений, то ее нельзя выносить на такой урок.

2.Учитель принимает только ему известный контрольный ответ на задание и жестко критикует предложения учащихся.

3.Нельзя постоянно вмешиваться в работу группы. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма. Все это можно разобрать в конце урока.

Сравнение технологии педагогических мастерских и учебного мозгового штурма

Технология учебного мозгового штурма может быть использована в личностно-ориентированной модели обучения, где на первое место выступает не результат, а сам процесс. Результат же может быть получен не сразу. Главное, что такая форма урока способствует развитию личности ученика. Групповая форма работы позволяет каждому ученику почувствовать себя личностью. Каждый работает в меру своих способностей и знаний.

На уроках ОБЖ целесообразно использовать данную технологию при изучении таких учебных вопросов, где требуется разработка алгоритмов каких-либо действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения.

1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 9-е изд., 2009.

2.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск, 1997.

Мастер-класс "Применение технологии интерактивного обучения на уроке физики"

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *