Мастер-класс “Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения”

Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.

Современный урок – это урок по ФГОС. Он отличается от традиционного урока. Но отбрасывать традиционные идеи урока нельзя. Учитель на современном уроке должен использовать традиционные и инновационные методики.

Урок по ФГОС должен быть актуальным, важным, практико?ориентированным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека и общества. Вот какое дают пояснение в Центре научного сотрудничества «Интерактив плюс» – “Задача учителя не только признать право учащегося на собственное суждение, но и развивать его. По каждому вопросу курса географии ребенок доказательно должен высказывать свою точку зрения. Ученик не просто зазубривает знания, полученные от учителя, от автора учебника или из другого источника, он должен добывать их, суметь доказать их истинность”.

Таким образом, сейчас задача учителя направлять действия детей, а не передавать им готовые знания. Урок должен носить проблемный характер. Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести обучающихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике. Наша задача на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем.

Можно сделать вывод, что современный урок, в отличие от традиционного, это урок совместной деятельности учителя и ученика. Современный урок имеет уже известные педагогу этапы, которые отличаются при построении традиционного и современного урока (таблица 1).

Отличия урока по ФГОС от традиционного

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2011.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо- бие. – М.: Народное образование, 2010.

3. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информаци- онной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») (ФГОС). – М.: Просвещение, 2012.

4. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. – М., 2012.

На сегодняшний день каждый педагог уверен, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг ребенка – это его собственная учебная деятельность. Требования к современному уроку с каждым годом только повышаются. Учитель является организатором, его двигательная и речевая активность развивается с каждым годом. Подготовка к уроку, учителя работающего по ФГОС, основывается на использовании сценарного плана урока, предоставляющего ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения, а также при подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока – это самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока), цель учителя при этом, организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т.д.

Сопоставление традиционного и современного урока

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Предмет_____. Класс___. Автор УМК____

Тема урока_____. Тип урока______

Список используемых источников

1. Нечаев М.П. Методика разработки программы воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС// Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С.15-21.

Традиционные методы обучения

Выделяется два традиционных метода обучения

Репродуктивный метод обучения используются
для развития у учащихся творческого начала,
подталкивают к добыванию информации уже из
известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный
метод не может развивать, в полной мере, мышление
учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит
в том, что учитель сообщает готовую информацию
разными средствами, а учащиеся воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Сообщение информации учитель осуществляет с
помощью устного слова, печатного слова,
наглядных средств, практического показа
способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода
предполагают передачу знаний для учеников в
готовом виде.

У данных методов можно выделить множество
недостатков:

1. Нагрузка на память.

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно
принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные
формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную
позицию учащегося по отношению к преподавателю и
к тем, кто получает образование вместе с ним. Во
время уроков с их применением используются
учебники, тетради, компьютер, то есть
индивидуальные средства, использующиеся для
обучения.

Благодаря интерактивным методам,
происходит эффективное усвоение знаний в
сотрудничестве с другими учащимися.  Эти
методы принадлежат к коллективным формам
обучения, во время которых над изучаемым
материалом работает группа учащихся, при этом
каждый из них несет ответственность за
проделанную работу.

К ним принадлежат:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры;
  • уроки-экскурсии;
  • использование видеоматериалов, интернета,
    наглядности;

Инновационные методы обучения в
школе способствуют развитию познавательного
интереса у детей, учат систематизировать и
обобщать изучаемый материал, обсуждать и
дискутировать

Бесспорно, инновационные методы обучения
имеют преимущества перед традиционными, ведь они
способствуют развитию ребенка, учат его
самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения — это способы совместной
деятельности учителя и учащихся, направленные на
решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

  • Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,
    работа с учебником и книгой.
  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация
    наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  • Практические методы: устные и письменные
    упражнения, графические и лабораторные работы

1. Устного контроля. Индивидуальный или
фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы,
сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля, машинного
контроля. Лабораторные работы, тесты,
опросники.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной
деятельности, используется весь арсенал методов
организации и осуществления учебной
деятельности. Каждый из методов обладает не
только информативно-обучающим, но и
мотивационным воздействием.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к  принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.  Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках»

– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

– Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)

Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

Слайд 1. Следовательно, тема блока семинара «Современный урок  в свете требований ФГОС нового поколения».

Слайд 2. Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока)

Слайд 3. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа  познакомиться со структурой технологической карты урока)

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

Л – личностный рост,
И – индивидуальность, интеллект
Ч – человечность
Н – новаторство
О – оптимизм
С – саморазвитие, самообразование, сознание
Т – творчество, талант, труд
Ь –

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход.

Слайд 6. 1 тема:  Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Задание группам.  Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)

Обсуждение результатов работы в группах. Выступление групп

Слайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков

Задание группам.  Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)

Выступление групп
Меняется ли структура урока?

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)
2) Актуализация опорных знаний.
3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
4) Открытие новых знаний
5) Первичное закрепление.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу
7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)
8) Рефлексия деятельности

Слайд 9. 3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС»

Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Слайд 9. Задание  группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУД

Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита? 
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито – ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.
Попробуем третье сито – сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить? (Выступление групп)

5.  Итог и вывод. – Какую проблему мы сегодня решали? (Каким  должен быть современный урок?)

Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

Слайд 10. И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Слайд 11. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

«Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»

Слайд 12. Обведите свою левую руку. Каждый палец – это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *