Мдк 02.05 теоретические основы и методика развития речи детей

Развитие связной речи

Мдк 02.05 теоретические основы и методика развития речи детей

01.04.2021.
Тест. Дошкольное образование, Дошкольникам

Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

с помощью теста можно проверить знания в области развития речи дошкольников

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

Таисия КотляроваСеминар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста».

2 слайд Цель: обобщение теоретического и практического материала по формированию монологической речи у дошкольников. Повышение профессиональной компетентности, активизация знаний и умений педагогов в области развития речи; отработка методов и приемов, способствующих речевому развитию детей.

I. Дискуссионная часть.

II. Теоретическая часть.

1. Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

2. Обучение пересказу в разных возрастных группах.

3. Инновационные методы формирования монологической речи.

4 слайд Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей.

1. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

3. Рассказ сюжет, который разворачивается во времени (рассказ повествование)

4 Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

7. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание

9. Структура повествования (завязка, кульминация, развязка).

Организация и методика обучения монологической речи

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году жизни в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речидля воспитателя означает:

1) научиться слушать детей;

2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять текст.

— беседа по произведению

В беседе применяем приёмы обучения:

— указания к выразительности речи

— подсказ слова или выражения и повторение их

— упражнения в выразительности речи

— рассматривание иллюстраций или зарисовок

— цитирование коротких выражений (Н, тут как тут)

7 слайд План занятия по пересказу произведения во всех возрастныхгруппах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной!

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.

8 слайд Поупражняемся в подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов и ассоциаций.

Например слово снег

Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,

Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Продолжаем работать с этим словом.

Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки, растопить, строить (горку, постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т. д. Почему? Объяснить названные варианты.

9 слайд Перечень литературных произведений, используемых для обучения детей пересказу в разных возрастных группах. Из таблицы мы видим, что текст усложняется

«Три Медведя» Л. Н. Толстой;

«Кубик на кубик» Я. Тайц;

«Пришла весна, потекла вода» Л. Н. Толстой.

«Умей обождать» К. Д. Ушинский;

«Заяц-хваста» в обработке А. Толстого;

«Пожарные собаки» Л. Н. Толстой;

«Дядя Стёпа» С. Михалков

«Цветущие травы» М. Пришвин.

10 слайд Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,направленных:

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано.

12 слайд Так же для активизации речи используют: проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей,Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи. Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

13 слайд Методика развития речи детей дает примерную структуру занятия

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Использование иллюстрации, пояснение, беседа.

2. Чтение произведения (1-2 раза)

3. Разбор произведения (содержание, язык, выразительность). Вопросы детям с использованием цитат.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ

5. Пересказы детей (3-4 ответа)

6. Пересказ по ролям (2-3 ответа)

Давайте вспомним, что это такое мнемотаблица?

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы 9т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки», Кисонька-мурысонька», «Петушок»

Обучение дошкольников монологической речи

раиса часовских Обучение дошкольников монологической речи

Исследователь Леонтьев считает, что монологическаяречь имеет некоторые особенности:

вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если

слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

При формировании у детей монологической речибыли поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

Методами монологической речи являются:

1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:

Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.

Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

Формирование умений и навыков связной речи у детей с ОНР. Речь – это главное средство общения между людьми. Наша задача – научить детей правильной диалогической и монологической речи. Диалогическая.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Игровой тест для определения знаний, умений и навыков воспитателей

Елена Ушанова Игровой тест для определения знаний, умений и навыков воспитателей

Тесты для воспитателей по развитию речи.

1. Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи?Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам;словообразованием: образование одного слова на базе другого;синтаксисом: построение простых и сложных предложений.

3. Каковы задачи словарной работы?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Ребенку неинтересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.

5. Назовите формы речи.

Диалогическая и монологическая

6. Какие умения развиваются в диалоге.

Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

7. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.

Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

8. Ведущий прием обучения правильному произношению

9. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

10. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

12. Что является предметом изучения методики развития речи?

а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;

в) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;

г) развитие речи детей в игровой деятельности;

д) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

13. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.

а) на основе врожденных способностей к языку;

в) в процессе общения;

г) в процессе развития интеллекта;

д) в процессе предметной деятельности ребенка.

14. Словообразование — это компонент.

а) грамматической стороны речи;

б) звуковой стороны речи;

г) лексической стороны речи;

15. Что не считается формой словесного творчества детей

а) создание слов-неологизмов;

б) сочинение стихотворений;

в) чтение стихотворений наизусть;

г) сочинение рассказов и сказок;

16. Какие формы диалогической речи Вы знаете?

17. Какой прием считается ведущим при организации беседы?

18. В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме?

1. Репродуктивные вопросы

2. Поисковые вопросы

3. Обобщающие вопросы

19. Какие виды монологической речи существуют?

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание об игрушке

4. Рассказывание детей из опыта

5. Творческие рассказы

20. Назовите словесные методы и приемы развития речи.

1. Чтение и рассказывание художественных произведений

2. Заучивание наизусть

5. Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

21. Назовите наглядные методы развития речи

3. Осмотры помещения

4. Рассматривание натуральных предметов.

5. Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

1. Показ картинки, игрушки, движения или действия

2. Показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

Прикреплённые файлы

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

«Организация деятельности детей по развитию и формированию математических знаний и умений и навыков» Игра «Математическая карусель» была придумана осенью 1997 года Игорем Соломоновичем Рубановым совместно с Константином Александровичем Кнопом.

Мдк 02.05 теоретические основы и методика развития речи детей

Формирование умений и навыков по распознаванию геометрических фигур ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Дидактическая игра «Геометрическая компания» Ориентация в пространстве и координация движений на ее основе.

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.

Презентация «Формирование конструктивных умений и навыков с использованием нетрадиционных материалов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №1 «Чайка». «Формирование конструктивных умений.

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем.

Презентация «Тест для воспитателей «Знаете ли вы ФГОС??» В отличие от школ и учреждений общего образования детские сады до недавнего времени работали без всяких стандартов? Для чего же ввели данный.

Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников

Наиля Талгатовна Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников

1 Что является предметом изучения методики развития речи? Выберите правильный ответ.

1. Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия

2. Процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослого

3. Формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности

4. Процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста

2 С какой возраста начинается работа по обучению детей диалогической речи?

1. младший дошкольный возраст

2. средний дошкольный возраст

3. старший дошкольный возраст

3 Что не считается формой словесного творчества детей.

1. создание слов-неологизмов

2. сочинение стихотворений

3. чтение стихотворений наизусть

4. сочинение рассказов и сказок

4 Словообразование — это компонент. Выберите правильный ответ.

1. грамматической стороны речи

2. звуковой стороны речи

4. лексической стороны речи

5 В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.

1. на основе врожденных способностей к языку

3. в процессе общения

4. в процессе развития интеллекта

5. в процессе предметной деятельности ребенка

6 Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?

4. Чтение воспитателя по книге или наизусть

5. Заучивание с детьми на память

7 Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?

1. Пальчиковые игры

3. Игры со строительным материалом

5. Дидактические игры

8 Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?

5. Речевой образец

Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников) Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Доклад «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» (научно-практическая.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО Ионас И. В., Мещерякова С. Б. МБОУ ДПО «НМЦ», г. Кемерово Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников.

Конспект деловой игры для педагогических работников «Поле чудес» Цель: повышение основных компетентностей (профессиональной, коммуникативной, правовой, информационной) педагогов Учреждения, повышение социальной.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Труд работников села» Цель: Знакомство с трудом взрослых в сельской местности. Задачи: Образовательные Закрепить названия овощей и фруктов, правильное.

Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ОД ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк Мария Викторовна Дети и дорожное движение. Скорость движения, плотность.

Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО» В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную.

Мдк 02.05 теоретические основы и методика развития речи детей

Мастер-класс для педагогических работников «Создание электронных игр-презентаций» Мастер-класс «Создание электронных игр-презентаций» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства воспитателей – участников.

Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.

Таисия Котлярова Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

Елена УшановаИгровой тест для определения знаний, умений и навыков воспитателей

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

2.Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; словообразованием: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.

3. Каковы задачи словарной работы?

4. Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

6.Какие умения развиваются в диалоге.

8.Ведущий прием обучения правильному произношению

9.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

10.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

12. Что является предметом изучения методики развития речи? Варианты ответа: а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия; б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых; в) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности; г) развитие речи детей в игровой деятельности; д) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

13. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только. Варианты ответа: а) на основе врожденных способностей к языку; б) в процессе игры; в) в процессе общения; г) в процессе развития интеллекта; д) в процессе предметной деятельности ребенка.

15. Что не считается формой словесного творчества детей Варианты ответа: а) создание слов-неологизмов; б) сочинение стихотворений; в) чтение стихотворений наизусть; г) сочинение рассказов и сказок;

16.Какие формы диалогической речи Вы знаете?

17.Какой прием считается ведущим при организации беседы?

18.В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?

20.Назовите словесные методы и приемы развития речи.

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

21.Назовите наглядные методы развития речи

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

2.Показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *