Метапредметная технология на уроках математики

Метапредметность на уроке математики

Скажи мне, и я забуду.                                                                                                                                                                              Покажи мне, и я запомню.                                                                                                                                                                              Дай мне действовать самому

и я научусь.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.

– подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

– учащийся учится общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

– учащийся промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

– обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

На уроках математики я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.

Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:

В этом примере создается ситуация неопределенности

«Параллелограммом называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны», и снова перед обучаемыми ставится задача привести пример фигуры, соответствующей этому «определению», ныне являющейся параллелограммом. Ясно, что такой фигурой может быть трапеция, ясна и причина возможного несоответствия

Ситуацию удивления можно продемонстрировать при выполнении домашнего задания по теме «Окружность. Длина окружности». В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти  отношение длину окружности к ее диаметру. У обучающихся эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу пи.

Один рубль не равен 100 копеек

1) 1 руб.=100 коп. – это верное утверждение.

2) 10 руб.=1000 коп.

3) Умножим обе части этих верных равенств, получим:

10р=100000коп, откуда следует: 1р=10000коп., т.е. 1р.100коп.

Ответ: Здесь нарушены правила действий с именованными величинами

Применение этого софизма является также пропедевтикой использования именованных величин при решении физических задач.

Рассмотрим примеры. Пусть  ученик написал или сказал: «Два уравнения называются равносильными, если корни одного являются корнями другого». Посмотрел в учебник, а там дополнительно еще два слова: «и обратно». Чтобы осмыслить значение этих слов, надо подобрать два уравнения так, чтобы корни одного были корнями второго, но корни второго

не были бы корнями первого, т.е. чтобы не выполнялось второе требование. Например,

Х – 2=0                               (1)

х2  – 4 = 0.                             (2)

Очевидно, что число 2 является корнем и первого, и второго уравнения, а —2, являясь корнем второго уравнения, корнем первого не является. По «определению» школьника эти уравнения тем не менее равносильны, а на самом деле — нет.

Можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. Уместным будет и провокационный вопрос «В каком треугольнике сумма внутренних углов больше – в остроугольном или тупоугольном?» и проверить все на практике.

На  метапредметном  уроке  происходит  формирование  ключевых  компетенций:

информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне),  коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самомененджмент).

Сценарий  урока  я  составляю  таким  образом,  чтобы  поставить  учащихся  на порог  открытия,  создать  ситуацию  неустойчивости,  которая  заставит  учащихся сделать  первый  шаг  в  направлении  открытия,  и  дать  инструментарий  для  анализа своих  шагов. «Целью  метапредметного  урока  является  умение  учиться,  то  есть   способствовать  саморазвитию  ребёнка,  самосовершенствованию,  создание  условий  для  активизации  мыслительной  деятельности  и  проведение  анализа   составляющих  этого  процесса» (Н.В.Громыко кандидат  философских  наук,  заместитель  директора  НИИ  ИСРОО).

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Жизнь вокруг нас постоянно меняется. Для решения многих жизненных задач человеку , кроме способностей и каких- либо личностных качеств, необходимы различные умения. В жизни мы чаще сталкиваемся с задачами, для решения которых требуются метапредметные умения, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками- универсальными способами получения и применения знаний. Сейчас на первый план выходит способность самостоятельно решать встающие перед вступающими в новую жизнь молодыми людьми новые задачи, умение работать в коллективе, самостоятельно восполнять недостающие знания.

Именно эти способности необходимы для успешности в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о важности формирования метапредметных умений и навыков, т.к. их можно применять как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.                            Математика является одним из главных предметов в школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья. Математика по своему содержанию, организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Приём- составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении материала: постановка вопросов, при изложении учебной информации, отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. К таким приёмам относятся дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы. К таким приёмам относятся: «Объясни, обоснуй своё мнение », «Сравни свою работу с работой других ребят», «Мозговой штурм », «Найди истинное высказывание», Кластер, «Корзина идей» , «Рыбный скелет» (фишбоун), Таблицы «Знаю, хочу, узнал», «Ромашка вопросов», «Проблемные вопросы».

Также с целью повышения активности учащихся на уроке используются различные методы: объяснительно иллюстративный, логический, метод самостоятельной работы, дидактическая игра, нестандартные виды уроков, тесты, проблемный метод , а так же различные формы учебной деятельности.

Сейчас мы с вами посмотрим 2 видеофрагмента уроков, где показан приём с использованием   проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний. Первый фрагмент это урок математики во 2 классе по теме «Знакомство с составной задачей», и второй фрагмент это урок математики в 3 классе по теме «Радиус окружности», с использованием приёма Игра «Верю- не верю».

Метод и приём могут меняться местам. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру урока то или иной приём, метод. В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.

В математике используются такие методы:

Математический диктант- хорошо известная форма контроля, которую целесообразно проводить систематически.(виды в электронном виде)

Работа с тренажёрами- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Её можно включать на различных этапах урока:

– во время устного счёта,

– при проведении самостоятельных или проверочных работ. (образцы тренажёров в электронном виде)

Результаты можно фиксировать в специальной «Таблице успехов» .

Схемы- опоры- это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Используются на этапе открытия новых знаний.(показываю образцы).

Моделирование- один из наиболее удачных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников. Способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовят к современной жизни. (показываю образцы)

Тесты, как приёмы активизации учащихся при обучении математики. Тестовые задания имеют целью эффективный контроль  за формированием УУД. Материалы тестов способствуют развитию вычислительных навыков на этапе открытия новых знаний, на контрольно – обобщающих уроках, а так же для организации индивидуальной работы.                                                                    Мини-исследования. Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.

Метапредметная олимпиада- это уникальная форма занятий способствует формированию матапредметных УУД. Задания на таких олимпиадах, как правило, зажигательные, волнующие каждого ученика, задевающие за живое. Их выполнение позволяет ребёнку осознать свой интерес, проявить свой потенциал и изобретательность в решении актуальных проблем и ситуаций .  (Кенгуру, КИТ).

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижений метапредметных результатов является защита итогового индивидуального  проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных  результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ(как правило, тематических) по всем предметам.

Так в 4 классе мы выполняли ВПР по русскому языку, математике и по окружающему миру.

Назначение ВПР по предметам в начальной школе- оценит уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы  оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень  сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладение межпредметными понятиями.

Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Благодаря тому, что я использую различные приёмы формирования метапредметных УУД, обучающиеся стали активными участниками получения нового знания, развивается их самостоятельность, аналитическое и творческое мышления, познавательная активность, появляется осознанность, обеспечивается более прочное усвоение знаний.

Всё это делает учебную деятельность более привлекательно и для учащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний. Они стали активнее не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Именно это важно сегодня, когда от современного ученика требуется мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Математика занимает важнейшее место
в школьном образовании. Она не относится к естественным наукам, но широко
используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для
получения новых результатов. С ней связано огромное количество наук, таких, как
физика, химия, астрономия, география, информатика, экономика и даже музыка.

С. Ковалевская писала: «Многие,
которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают её
с арифметикой и считают её наукой сухой». Но и в наши дни многие учащиеся
придерживаются такого же мнения. И сколько же стараний приходится приложить преподавателям
в школе, чтобы изменить эту позицию, показать учащимся красоту и значимость
математики и привить интерес к предмету. Ведь интерес – это один из стимулов,
который побуждает к познанию предмета.

Изучение математики в основной
школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

  • формирование
    представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
    математики в развитии многих других наук и современного общества
  • развитие
    представления о математике как форме описания и методе познания
    действительности,
  • создание
    условия для приобретения первоначального опыта математического моделирования

В современной школе особое значение
приобретают понятия «метапредмет», «метапредметное обучение».

Обучение математике сводится к
тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Учащийся
решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить
нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части учащихся,
у которых есть способность для изучения математики. Оставшаяся же часть
учеников просто заучивает определения, правила и алгоритмы действий. При этом
происходит развитие память, но не понимания. Использование метапредметной
технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех
учеников. Суть этого подхода заключается в создании преподавателем особых
условий, в которых ученики могут самостоятельно, но под наставлением учителя
найти решение задачи. При этом преподаватель объясняет учащимся понимание сути
задачи, построение эффективных моделей. Ученики нередко могут выдвигать способы
решения методом проб и ошибок.  Это не
усложнение, а увеличение результативности работы детей, причем многократное.

Метапредметный подход обеспечивает переход от
существующего деления знаний на предметы к целостному восприятию мира, к
метадеятельности.  Метапредметные
результаты образовательной деятельности – это 
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.   Метапредметность   как принцип объединения содержания
образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов
деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании
ученика. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету
как к системе знаний о мире.  Обучение
школьников метапредметным знаниям требует совместного участия учителей разных
дисциплин. Качество
современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной
грамотностью, т.е. способностью человека адаптироваться в современном обществе,
способностью к самореализации, умению применять полученные в разных областях
знания для решения жизненно важных задач.

Понимая важность данной проблемы, мы
решили подобрать серию задач, отражающие тесную взаимосвязь математики с
другими науками:

1).Через какое
время тело, брошенное вверх со скоростью 20 м/с, достигнет высоты 15 м? Может
ли оно достичь 25 м?

Решение. Тело, брошенное вертикально вверх со
скоростью v движется по закону . Принимая приближенно , имеем  формулу . Подставляя известные данные,
получаем квадратное уравнение:

Решая данное уравнение, получаем ответ .

Для ответа на второй вопрос вместо подставим значение 25 м. Полученное квадратное
уравнение

не имеет корней, а, следовательно, нет такого значения времени , при котором тело достигло бы высоты
25 м.

Решение
данной задачи на уроке физики невозможно без умений решать квадратные
уравнения, но и решение этой задачи на уроке математики требует от учеников
знания основных физических формул, умений анализировать процессы, описанные в
задаче. В частности, при решении первой части задачи, получилось два ответа.
Почему? Ответ окажется очень простым, если вспомнить, что тело, брошенное
вверх, достигнув определенной высоты, начинает падать. Поэтому тело оказывается
на высоте 15м дважды: первый раз, когда оно движется вверх, и второй раз –
когда оно падает.

Задачи подобного рода представляют большую ценность, поскольку
позволяют продемонстрировать значимость математического материала для изучения
других наук.

2). Неравенства можно встретить не только в математике. В курсе физики
учащиеся знакомятся с понятием силы Архимеда. Условия, при которых тело плавает
на поверхности жидкости или тонет, записывается с помощью следующих неравенств:

1.       ( тело плавает)

2.       (тело тонет), где  – сила Архимеда, – сила тяжести.

Перечисленные выше
примеры показывают связь математики с предметами естественно-математического
цикла, но это не означает, что невозможно осуществить связь математики с
другими предметами, в частности, с предметами общественно-гуманитарного цикла.
Покажем на примерах, как можно реализовать связь математики с историей,
литературой и русским языком.

3). Живой человеческий характер Толстой представлял в виде дроби, в
числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе –
 ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Чтобы
становиться совершеннее, нравственно чище, человек должен постоянно
увеличивать, наращивать числитель и всячески укорачивать знаменатель.

Нас трое в треугольнике любом.

Предпочитая золотые середины,

Мы центр тяжести встречаем на пути,

Ведущем прямо из вершины.

Как нас зовут?

Чтобы разгадать эту загадку ученики должны не только вспомнить
определение медианы из курса геометрии, но и использовать сведения о том, что
центром тяжести треугольника является точка пересечения его медиан, а это
применяется чаще в физике, чем в математике. Таким образом, налицо реализация
метапредметных связей математики не только с литературой, но и с физикой.

Из
всех предметов общественно-гуманитарного цикла, изучаемых в школе, культурную
значимость содержанию математики и ее методам исследования придает, несомненно,
история.

Реализация связи истории с математикой способствует не только
возникновению и поддержанию интереса на уроке, но преследует более важную цель:
формирование мировоззрения и общей культуры учащихся.

5). Из истории хорошо
известно, что в Древнем Египте было развито земледелие. Для построения прямого
угла землемеры использовали следующий прием. Веревку узелками делили на 12
равных частей и концы связывали. Затем ее растягивали на земле так, чтобы получился
треугольник со сторонами 3, 4 и 5 делений. Угол, лежащий напротив стороны с 5
делениями был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла
треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц называют египетским.

На этом примере исторической справки показано, как математические знания
появляются из практических нужд человека и затем используются людьми для
решения практических задач.

1.     
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования  / Под ред. А. М.
Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

2.     
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Что же это такое метапредметность?

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

ученик продумывает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

Перед изучением темы «Сложение десятичных дробей» учащимся предлагается решить задачу: «Сколько нужно купить ленты, если на отделку юбки необходимо 13,5 метра, а для пояса – 1,83 метра ленты?»

Ученики предлагают варианты ответа, я их записываю на доске (среди них есть как верный, так и неверные). Далее задаю ребятам вопросы:

– Задание было одно?

– А какие получились результаты?

– Как вы думаете, почему?

Один из вариантов ответа: «Возможно, мы чего-то ещё не знаем».

– Какова же цель нашей работы на уроке? – обращаюсь я к детям.

– Узнать, как сложить десятичные дроби.

– Для чего нам это необходимо?

– Чтобы правильно считать, например, в магазине.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.  Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

В этом примере создается ситуация неопределенности (предъявляемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения).

«Параллелограммом называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны», и снова перед обучаемыми ставится задача привести пример фигуры, соответствующей этому «определению», ныне являющейся параллелограммом. Ясно, что такой фигурой может быть трапеция, ясна и причина возможного несоответствия.

Ситуацию удивления можно продемонстрировать при выполнении домашнего задания по теме «Окружность. Длина окружности». В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти отношение длину окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу пи.

Доказать, что дважды два пять.

Ответ: Здесь нарушено правило деления на нуль.

Рассмотрим примеры. Пусть школьник написал или сказал: «Два уравнения называются равносильными, если корни одного являются корнями другого». Посмотрел в учебник, а там дополнительно еще два слова: «и обратно». Чтобы осмыслить значение этих слов, надо подобрать два уравнения так, чтобы корни одного были корнями второго, но корни второго не были бы корнями первого, т.е. чтобы не выполнялось второе требование. Например,

х – 2 = 0 (1)

х² – 4 = 0 (2)

Очевидно, что число 2 является корнем и первого, и второго уравнения, а –2, являясь корнем второго уравнения, корнем первого не является. По «определению» школьника эти уравнения тем не менее равносильны, а на самом деле – нет.

Можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. Уместным будет и провокационный вопрос «В каком треугольнике сумма внутренних углов больше – в остроугольном или тупоугольном?» и проверить все на практике.

На  метапредметном  уроке  происходит  формирование  ключевых  компетенций:  информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне),  коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самомененджмент).

Приведу лишь несколько примеров из своей практики.  При  изучении  темы  «Проценты»  включаю в обязательные задания правила  начисления банковских процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Делаю  акцент  на  инфляцию  этого  года  или  месяца. Учащиеся, в процессе  работы, сами  «вкладывают» деньги  в  «банк»  и  рассчитывают  свой  реальный  доход  от  вложенного  капитала.  А «банк» им  показывает  номинальный  доход. У детей  возникает законный  вопрос  –  в чём  причина?  И они заинтересованно ищут ответ на него. Уроки такого типа развивают у школьников  способности,  вырабатывают знания на примере реальных расчётов и показателей «банка». Эта ситуация, отработанная на уроке, обязательно найдёт у них применение в их личной жизни. Таким образом, знания становятся необходимостью.

При изучении темы «Координатная плоскость», в 6 классе вводится понятие прямоугольной системы координат. Обычно это делается так: учитель изображает на доске две взаимно перпендикулярные прямые, обозначает – начало координат, единичный отрезок, даёт название осям, вводит необходимые термины. Дети совершенно по-другому включатся в работу, если в качестве домашнего задания перед изучением данной темы предложить им задание: «Одному человеку нужно было уехать на долгое время очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите ему, как запомнить место, где он зароет клад». Ученики на уроке выдвинут несколько вариантов решения. Далее надо организовать сравнение версий, поиск общего и различного, достоинств и недостатков. Это очень важный момент, поскольку именно сопоставление и сравнение составляют основу мышления. В каждой из версий представлен особый способ решения задачи. В каждом из способов задействован свой набор понятий. И каждый из способов выводит на одну из принятых в математике систем координат – декартову прямоугольную и полярную систему координат. Первую модель все изучают в школе, а вторую – нет. Позволяя детям выйти на две системы координат, мы можем формировать представление о системе отсчета вообще, о координатном методе в целом, а не только об одном конкретном виде системы координат.

Достижение желаемых метапредметных результатов происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности (на занятиях факультативов, элективных курсов и предметных кружков).

Одной из форм организации внеурочной деятельности является метод проектов.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен полу­чить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, модель и т. д.

Перечислю ещё некоторые достоинства метода проектов:

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.

Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания?

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения.

Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности.

«Что же в этом нового?» А как же межпредметные связи, интеграция предметов? Ведь всё это мы уже проходили. А значит, эта пресловутая метапредметность – новое хорошо забытое старое? Так, да не совсем.

Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. элементарное сложение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения пения с чтением, а освоение универсальных принципов и стратегии познания.

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана ещё и с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития современной науки и техники. Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Метапредметный подход на уроках математики

( Емец С.В. )

Метапредметы – это новое явление в нашем образовании. Первоначально идею метапредметности использовали только лишь на конкурсных уроках «Учитель года», но если заглянуть в новые образовательные стандарты, то можно увидеть, что нам диктуют сейчас совершено другие условия. Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета “Знак” у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

Метапредмет “Проблема” задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. Не секрет, что традиционное обучение математике зачастую сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышление происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями к математике. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики позволяет реализовать возможности развития мышления для всех учащихся. Работа с содержанием метапредмета «задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы.

Важнейшая задача современной системы образования – формирование УУД ( универсальных учебных действий), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и совершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УУД. Основными видами УУД являются:

Я приведу примеры видов заданий, которые учитель математики может использовать на уроке.

Отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем. Причем в метапредметном занятие необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем: педагог должен хорошо знать свой предмет, ясно представлять какая базовая способность формируется, учителю необходимо быть готовым к импровизации.

Например, урок по теме “Функция”.

На доске: Для свободных – все высоты достигаемы. М. Горький

Как вы считаете, что такое свобода?

Считаете ли вы себя свободными?

ЗАВИ́СИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.).

1. Подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной).

2. Обусловленность чего-нибудь чем-нибудь, отношение чего-нибудь к чему-нибудь другому, как следствия к причине. Наше строительство находится в зависимости от степени участия в нем широких масс. В зависимости от обстоятельств.

3. Грамматическая подчиненность одного слова другому (грам.). Синтаксическая зависимость.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

– чахнущее растение;

– курящий человек;

– компьютерная зависимость;

– мать и дитя;

– животное и природа

?? Как вы думаете, что объединяет эти картинки?

( растение зависит от условий в которых оно растёт,

Человек зависит от вредных привычек,

Ребёнок зависит от родителей,

Животное зависит от среды обитания)

2. Найдите общее в предложенных пословицах.

Чем дальше в лес, тем больше дров

Без копейки нет рубля

Как аукнется, так и откликнется

Чем больше гвоздей, тем крепче дом

( одно явление (действие) зависит от другого, значит одно явление будет независимым, а другое – зависимым. Назовите в каждой пословице зависимое и независимое явление.)

3. Где в повседневной жизни встречаются зависимости?

Приведите свои примеры. ( з. стоимости от количества при пост. цене, з . расстояния от скорости при пост. времени, з. площади от длины, з. объёма от высоты и т.д.)

И далее перехожу к зависимости одной переменной от другой.

На своих уроках я стараюсь привлекать как можно больше учащихся к участию в различных математических конкурсах, олимпиадах. Привлекаю учеников к обсуждению ответа товарища, к объективному оцениваю своих ответов. Рефлексия, проводимая в конце урока – одна из технологий, формирующих личностные УУД. На уроке использую приёмы рефлексии:

“смайлики”, “геометрические фигуры”, “лестница” и др.

НА УРОКЕ БЫЛО

Метапредметная технология на уроках математики

СКУЧНО ОБЫЧНО ИНТЕРЕСНО

Метапредметная технология на уроках математики

Метапредметная технология на уроках математики

Одним из направлений, где я реализую метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а также выполнение творческих работ.

Метапредметная технология на уроках математики

Доказано педагогической практикой, что связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со . Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с . А если класс оснащён компьютерной техникой, то необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

Учителя с большим педагогическим стажем помнят советские, учебники, в конце которых были даны не только словари, но и В новых учебниках они тоже стали появляться. Случайно ли? Привычно видеть в заданиях следующее: «спиши», «выучи», «составь план», «реши задачу» и т.д. А как это – списать, выучить, решить? Для ребёнка эти слова – установка к действию. Но как это действие совершить? Обучение этим действиям и будет способствовать формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как правильно списать текст», «Этапы решения задачи», «Как учить стихотворение»), что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена и осуществить своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.

При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства

использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения  но и в рамках сетевого взаимодействия;

осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»

6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие

7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы “Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)

Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»

9. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.

10. Громыко Н. В., Половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *