Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании

Методы, виды и формы контроля на учебных занятиях в УДО

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый педагог-предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций

Авторы составители: Кривошеева Л. , Еремина А. , Чумакова И.

ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Для мониторинга развития учащихся в системе дополнительного образования предлагается использовать комплекс психолого-педагогических методик, направленных на определение уровня развития личности учащихся.

В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. Психодиагностические методики имеют чёткое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей.

Рекомендованные психодиагностические методики могут быть использованы педагогами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав ребёнка от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для педагогов дополнительного образования предлагается метод структурированного наблюдения за поведением учащихся в процессе учебно-практической деятельности и его оценивание по определённым параметрам в таблице мониторинга. Возможно проведение обследования совместными усилиями психологов и педагогов и занесение обобщенных результатов в таблицу мониторинга. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.

Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании

Педагогическое наблюдение – это планомерный анализ и оценка индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без лишнего вмешательства в этот процесс исследователя. Педагогическое наблюдение имеет отличие от бытового в следующем:

– в планомерности и конкретности объекта наблюдения;

– в наличии специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (протоколов, условных обозначений при записях);

– с последующей проверкой результатов наблюдения.

Педагогическое наблюдение, по сравнению с другими методами исследования имеет ряд достоинств, такие как:

– это наблюдение позволяет делать соответствующие выводы о деталях “живого” педагогического процесса в их динамике;

– фиксирует педагогические события в ходе их действий;

– данный метод удобно использовать для подведен я выводов некоторых последствий физического воспитания;

– в ходе наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

– наблюдатель, который независим от умения исследуемых оценивать свои действия, имеет право высказывать свое мнение (если этот метод сравнивать, например, с другими видами опроса).

К недостаткам педагогического наблюдения можно отнести:

– существование элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

– ограниченность наблюдению некоторых сторон деятельности учащихся и педагога (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т

– возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);

– пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Принимая в расчет все достоинства и недостатки педагогического наблюдения, его применяют в таких случаях как:

– при получении сведения о педагогическом процессе в “чистом” виде, без применения в нем нетрадиционных ему элементов;

– при необходимости сгруппировать начальную информацию, которая не требует трудоемкой выборки выборки;

– при педагогической оценке фактов, полученных, которые получены другими методами, например, хронометрированием, анкетированием;

– при проведении “разведки” для подтверждения гипотезы и методики исследования;

– при проведении заключительного этапа исследования, который требует определить эффективность педагогических рекомендаций, взятых за основу из других методов.

Используя метод педагогического наблюдения в комплексе с другими методами исследования, достигается высокая эффективность.

Педагогическое наблюдение – один из достаточно сложных методов исследования. Сложность его состоит в следующем:

Достижение достоверной информации у большинства вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. На самом деле, итоги наблюдения – это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание, и толкование их исследователем. Наблюдая различные явления, человек оценивает его в сопоставлении с собственным “эталоном”, который у него сложился в ходе обучения и педагогического опыта. Эти условия создают реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.

Педагогическая практика имеет возможность оценивать лишь закончившееся наблюдение, то перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

От исследователя требуется серьезное понимание педагогического процесса, неординарное мышление, интуиция, возможность «не только смотреть, но и видеть». Не зря существует мнение, что талант – это умение искусно наблюдать. В ходе проведения исследований, доказано, умение наблюдать, можно совершенствовать.

Исследователю необходимо иметь опыт педагогической работы, именно в той области педагоги, являющейся предметом его изучения.

Разработка методики наблюдения нацелена на применение разнообразных технических приемов и уменьшение субъективности оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в установлении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса и объективных показателей.

Поэтому исследователь использует: многократные проверочные наблюдения; сопоставление собственных наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; одновременное наблюдение одинаковых элементов педагогического процесса разными лицами; сбор информации с помощью других методов; использование различных технических устройств, которые способны объективно фиксировать различные элементы наблюдения.

Исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя на сам факт наблюдения за их деятельность. Ведь человек не остается безучастным к тому, что за ним ведется наблюдение, при его большом желании оставаться самим собой, все равно он менее естественный в своем поведении, и в итоге, наблюдающий зафиксирует искаженные явления и факты.

Этот метод должен обладать избирательностью (обоснованностью). Главное требование – это создание кодируемых единиц наблюдения, которые доступны непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.

Из этого следует, что наблюдатель имеет возможность судить о выполнении или наоборот, невыполнении педагогической задачи только по видимым действиям людей. После этого он обязан подчеркнуть в действиях занимающихся и преподавателя те подвластные наблюдению и регистрации акты, которые отражают то, что требуется изучить.

Для ускорения записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения и поэтому эти единицы называются кодируемыми. И тогда, например, вместо фразы “преподаватель оказал помощь” поставить условный знак в соответствующей графе.

Существуют два способа регистрации единиц наблюдения: частотный (социологи его называют дескриптивным) и оценочный.

Частотным способом исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Данный способ регистрации используется наиболее часто, так как бывает невозможно тому или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например, в метрических единицах или баллах.

Оценочным способом регистрации единиц наблюдения выражается в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Этот оценочный способ более информативен, его используют, когда можно.

В ходе наблюдения не изучаются объективно те моменты педагогического процесса, которые не всегда доступны взгляду исследователя. По-другому, в этих случаях, когда возможны расхождения во взглядах при визуальной оценке, то тут уже педагогическое наблюдение не является объективным методом. Невозможно, например, оценивать “на глаз” величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий. В таких случаях, используют другие приемы объективной регистрации, такие как фото и видеосъемку.

Объем современных знаний не всегда позволяет раскрыть возможности для объективной регистрации какого-либо педагогического явления, но в тоже время сам факт его существования не вызывает сомнений. Выразительность движений, их мягкость, наличие рационального расслабления или, наоборот, скованности – все это объективно существует, но не поддается строгой визуальной оценке и фиксации. Однако, в таких сложных условиях исследования имеют место специфические приемы объективизации педагогических наблюдений. Их сущность заключается в том, что наблюдение ведется одновременно несколькими экспериментаторами, которые, не общаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Это наблюдение наиболее объективно и поэтому предпочтительнее при любых педагогических исследованиях. В таких случаях применяется такой же принцип, что и в судействе “на впечатление” в спортивной гимнастике, акробатике и в других видах спорта.

В научных исследованиях применение принципов судейства оказывается недостаточным, и поэтому при обработке полученных педагогических оценок используют специальные математические приемы (непараметрическим методам математической статистики), которым определяют степень совпадения оценок, даваемых разными наблюдателями. Полученные данные можно считать достаточно объективными при их высоком совпадении.

Из этого следует, что основное условие успешности любого педагогического наблюдения – это выбор объекта наблюдения и анализ учебно-воспитательного процесса.

Выбор объекта наблюдения в полной мере зависим от задач исследования. Они исходят из того, какой элемент обучения будет выбран под наблюдение (например, использование технических средств обучения на уроке, формы организации занятий и т. ), и на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет проводиться. Наблюдение должно проводиться на занятиях не только педагогов высокой квалификации, чтобы сделать их опыт достоянием других, или педагогов средней квалификации, чтобы получить данные о работе основной массы преподавателей, но и на занятиях тех, у кого еще не сформировался свой стиль деятельности.

В любых случаях исследователь не должен влиять на деятельность преподавателя. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться в соответствии с индивидуальными планами и возможностями самого педагога.

Педагогический анализ и оценка учебно-воспитательного процесса – главная часть деятельности исследователя. Основной недостаток анализа и оценки составляет определенная мера субъективности и сложность точной регистрации наблюдаемых фактов и явлений. Основная задача любого исследователя состоит в том, чтобы разработать свои способы объективизации наблюдений. Для этого нужно использовать другие методы текущей информации.

В тоже время педагогический анализ и оценка используются как органические добавления к другим методам исследования. В большинстве педагогических экспериментах невозможно обойтись без анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных группах. В таких случаях и содержание, и организация наблюдения полностью подчиняются “ведущему” методу исследования.

Виды педагогических наблюдений

По объему: проблемные, тематические.

По программе: разведывательные, основные.

По стилю: включенные, невключенные.

По осведомленности: открытые, скрытые.

По времени: непрерывные, прерывистые.

С помощью проблемного наблюдения выявляют общую направленность развития физического воспитания, и оценивают его частные проявления. Допустим, показатели различных наблюдений показывают, что применяя новые программы повысился уровень теоретической подготовленности школьников общеобразовательных школ в области физического воспитания, но часть из этих наблюдений свидетельствуют о том, что повышение этого уровня не является следствием улучшения межпредметных связей.

Тематическое наблюдение определяет более узкие рамки объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы выделяется какая-то часть и подвергается наблюдению. Тем самым создавая возможности для более глубокого изучения педагогического явления.

Нужно учитывать, что вычленение изучаемого явления никогда не должно сводиться к его изолированию. Такой методикой нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Больше всего тематическое наблюдение применяется в практике научных исследований, так как это относительно доступно для индивидуальных исследований.

По степени определенности программы наблюдения различают: разведывательные и основные.

У разведывательных наблюдений, или предварительных, нет четкой программы. Уточнения и видоизменения могут вноситься по ходу самих наблюдений. Такие наблюдения применяют для более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования. С их помощью можно предварять постановку эксперимента и главного наблюдения.

Без предварительно разработанной программы и техники наблюдения применять его сравнительно сложно для этого от исполнителя требуется высокая методологическая подготовка.

Уосновного наблюдения (стандартизированное) имеется четко разработанная программа наблюдения и техника фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах. Такая регламентация действий исследователя дает возможность в отдельных случаях обращаться за помощью к помощникам (например, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Такие наблюдения, проводимые с помощниками, еще называются опосредованными. Их используют в тех случаях когда: провести регистрацию, четко видимых фактов, позволяющих зафиксировать “да” или “нет”; в наличии настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; а также помощники обладают хорошей теоретической подготовкой и практическими умениями, которые получили при пробных наблюдениях.

Опосредованные наблюдения имеют свои преимущества, используя их можно собрать большее количество данных, сделав выборку более репрезентативной. Большое значение эти наблюдения имеют в корректировке данных, собранных самим исследователем, при одновременном фиксировании им вместе с помощниками элементов педагогического процесса.

По стилю (форме) наблюдения подразделяются на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения “изнутри”, предусматривают собой активное участие исследователя в том учебно-воспитательном процессе, когда ему необходимо анализировать и оценивать. Данные наблюдения осуществимы только тогда, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Область применения включенных наблюдений – анализ в группах здоровья, в туристских походах. Для исследования детей эти наблюдения исключаются.

Положительные стороны включенного наблюдения достаточно велики. Применяя данный метод можно вскрыть те глубинные особенности педагогического процесса, которые наблюдению “со стороны” просто неподвластны.

Но у данного наблюдения имеются и недостатки: во-первых, в его процессе невозможна текущая регистрация всех событий, потому что исследователю нужно все фиксировать после занятий, на память (но при использовании видеозаписи, киносъемки, магнитофонной записи или, наконец, анализа занятия помощником этот недостаток можно исчерпать); во-вторых, из-за длительности участия в занятиях у исследователя может наступить привыкание, и оно невольно заставит его мыслить категориями занимающихся и преподавателя, по-другому, он просто утратит ту свежесть восприятия, характерная для постороннего наблюдателя; в-третьих, необходимо определенное время привыкания коллектива занимающихся и преподавателя к исследователю.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, лично не участвуя в занятиях, является лишь свидетелем происходящего. Данный вид наблюдения применяется в исследованиях гораздо чаще, чем предыдущий.

Достоинство невключенного наблюдения заключается в том, что у него нет тех ограничений в сфере применения, которые имеются у включенного наблюдения. Здесь же можно говорить о его большей доступности для исследователей. Ведь, применяя его, упрощается проблема текущего анализа занятий, потому что его выполняет сам исследователь.

Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Необходимо отметить, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются наблюдения, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Эти наблюдения имеют широкое распространение, потому что не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное, преимущество. Ведь, даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными, так как за ними ведется наблюдение. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента.

Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть “незаметным”. Как говорят некоторые исследователи, надо стремиться “все видеть и быть невидимым”. Важное место здесь имеет так называемое “вживание” исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения.

Скрытое наблюдение (или наблюдение “инкогнито”), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основным преимуществом скрытого наблюдения является, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую – организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Есть случаи, когда социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Но вряд ли эти опасения имеют существенные основания для российской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этой точки зрения скрытое наблюдение можно расценивать как полноправный вид педагогического наблюдения.

Рассматривая вторую проблему, по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Достаточно заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. С этой целью создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты применяются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Доступный способ скрытого наблюдения – это наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения различают: непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение определяется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Применяя это наблюдение, исследователь может проследить развитие явления от начала до конца. В результате о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению о непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии – дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

Благодаря прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Специфика наблюдения как метода сбора информации – это способность анализировать и воспроизводить явления в его целостности, поставлять разносторонние и полные сведения. В процессе наблюдения фиксируется стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп, что невозможно зарегистрировать никаким другим методом. При использовании метода наблюдения с другими методами сбора информации обогащается бесструктурная статистика живым материалом восприятии, это дает гораздо более глубокий материал, чем анкетирование.

Достоинством наблюдения как метода сбора информации является наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом.

Особенности метода заключаются в том, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает как десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого-либо одного ведущего признака.

Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками.

Преимущество наблюдения – это непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев. Возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные, так как он вольно или невольно влияет на влияет на процесс, являются его недостатком. Метод достаточно субъективен, личностные качества наблюдателя сказываются на его результатах, поэтому они подлежат обязательной перепроверке другими методами.

Научные основы физического воспитания и спорта. Реферативный сборник диссертаций. Вып. 1 – 5. ФиС, 1958, 1962, 1963, 1968, 1971.

Спирин Л. Педагогический эксперимент в области воспитания. В кн. Методы педагогического исследования. Ред. Журавлев. , “Просвещение”, 1972, стр. 34 – 61.

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Педагог получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая.Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая.
  • Развивающая.Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая.Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная.Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела педагогу необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля на учебных занятиях в УДО

  • Устный или письменный опрос
  • Краткая самостоятельная работа
  • Устная проверка знаний
  • Тематические и отчетные выставки
  • Блиц – опрос
  • Сдача контрольных нормативов
  • Внутри групповые соревнования
  • Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками
  • Контрольные упражнения по технической подготовке
  • Контрольно-переводные испытаний по ОФП, СФП и ТТП
  • Тестирование технической подготовки; базовые шаги, обязательные элементы и др.
  • Контрольные нормативы ОФП и СФП
  • Медицинский контроль (пульсометрия)

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

В дополнительном образовании

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Диагностика в дополнительном образовании

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам. В идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики обучающихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

– прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

– выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

– оценку дидактической и методической подготовленности.

– индивидуальная беседа;

– анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

– оценка правильности выбора технологии и методики;

– корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т

к косвенным методам относится наблюдение,

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа с 5элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test -испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование –наиболее подходящая измерительная технология –самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:

– выбор теста;

– его проведение;

– подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

– определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить

с помощью теста;

– подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

– экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

-относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат времени;

-однозначными, т. не допускать произвольного толкования тестового задания;

-стандартными, т. пригодными для широкого практического использования.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение

длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) 2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы)

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

  • Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
  • По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
  • Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.
  • Формы представления результатов диагностики

К числу эффективных технологий относится мониторинг. Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им общеразвивающей программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

-дневник педагогических наблюдений;

-зачетные и личные учебные книжки.

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.

–самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся можно использовать следующие цвета:

-красный – работает самостоятельно, в быстром режиме;

-желтый -выполняет задания, соблюдая все требования;

-зеленый-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

-синий -постоянно обращается к помощи педагога и детей;

-фиолетовый -слабо справляется с заданием.

Табель развития.

Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания

Диаграмма и график успеваемости

На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% -максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта.

Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует –все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями

Папка достижений.

Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

Творческие программы.

Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

-Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилияруководителя, дата начала и окончания обучения.

–данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях.

Условия проведения диагностики

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

  • Четко определить цель диагностики.
  • В соответствии с целью определить объекты диагностики.
  • В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
  • Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
  • Выделить направления анализа получаемых данных.
  • Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).
  • Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
  • Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь предварительная ориентировка в уровне развития.

  • У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
  • В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
  • Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 -30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности общеобразовательной программы.

Каргина З. Об диагностики воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, No 4

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России от 05. 2018 №298н устанавливает при отсутствии педагогического образования необходимость получения дополнительного профессионального педагогического образования, которое может быть осуществлено после трудоустройства. Таким образом, педагогам, осуществляющим свою деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, и не имеющим высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», необходима профессиональная переподготовка в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Приглашаем на обучение педагогов, работающих или планирующих работать в системе дополнительного образования детей и взрослых, но не имеющих педагогического образования. Пройдя обучение, вы сможете

  • планировать образовательный процесс, с учетом задач и особенностей образовательной программы
  • использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся
  • проектировать совместно с учащимся индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • создавать педагогические условия для развития учащихся
  • мотивировать учащихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, привлекать к целеполаганию
  • анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики
  • планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, конкурсы, выставки
  • разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы для их реализации
  • разрабатывать системы оценки для достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Модуль «Введение в специальность»
  • Модуль «Психологические основы дополнительного образования»
  • Нормативные основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Модуль педагогических дисциплин
  • Модуль прикладных направлений педагогики дополнительного образования
  • Организация досуговых мероприятий

Свяжитесь с нами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *