Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Организация наблюдения в старшей группе детского сада

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Дошкольники, посещающие старшую группу ДОУ (5–6 лет), могут не просто выполнять поставленную педагогом задачу, но и формулировать её самостоятельно. Постановка целей напрямую связана с познавательной деятельностью, в ходе которой возникают разнообразные вопросы. Наблюдение — один из наиболее эффективных способов познания, позволяющий получать знания из внешнего мира, а также устанавливать взаимосвязи между объектом исследования и окружающим миром.

Теоретические аспекты организации наблюдений в старшей группе ДОУ

Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся.

Объектами наблюдения в старшей группе становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания — возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Воспитанники старшей группы уже способны самостоятельно формулировать задачи наблюдения

Цель и задачи

Цель наблюдения — формирование представлений о каком-либо предмете или явлении. Например, установление качеств или свойств, строения предмета, распознание сезонных явлений и т. д. Эта цель может реализовываться через следующие задачи:

  • образовательные — усвоение знаний об объекте наблюдения;
  • развивающие — развитие наблюдательности, креативности, самостоятельности, инициативности и т. п.;
  • воспитательные — формирование бережного отношения к природе, понимания роли человека в современном мире, положительного отношения к собственному и чужому труду.

Приёмы

При подготовке плана наблюдения педагогу стоит задуматься о включении в него следующих приёмов:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников: призыв вместе рассмотреть что-то новое и интересное, комментирование действий и процесса наблюдения воспитателем.
  • Приёмы включения в работу: создание проблемной ситуации, постановка вопросов, двигательная активность (например, попросить показать, как покачивается дерево от ветра), анализ деятельности.
  • Приёмы организации деятельности детей: озвучивание задания, постановка вопроса.
  • Приёмы оценки: похвала, разбор трудных моментов, совместная оценка деятельности.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Весной дошкольникам можно предложить наблюдение за первыми ростками на клумбе

Виды наблюдений в детском саду

Выделяется большое количество видов наблюдения. По ряду наиболее важных критериев различают:

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Знакомство с кроликом — пример первичного наблюдения

Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками, так и с отдельной подгруппой детей. Это зависит от цели и содержания наблюдения, особенностей объекта и задач, стоящих перед педагогом.

На каких занятиях можно осуществлять наблюдения

Наблюдения могут осуществляться на таких занятиях:

  • окружающий мир, например, знакомство с работой дворника или продавца;
  • экологическое воспитание: наблюдение за растениями, животными или природными явлениями;
  • развитие речи, например, наблюдение за животным и обсуждение его действий, повадок и т. д.;
  • занятие по изучению правил дорожного движения: во время наблюдений за транспортом и пешеходами;
  • наблюдение может предварять и занятия по лепке, рисованию или аппликации: сначала дети наблюдают за осенним деревом с разноцветными листьями, а потом рисуют или конструируют его.

Организация наблюдений в старшей группе детского сада

При организации наблюдения следует соблюдать следующие правила:

  • Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется). Вдоль цветника, например, можно расположить всех детей группы, а вот около клетки с кроликом — не более 5–6 человек.
  • Восприятие объекта не должно длиться долго. Наблюдение — это очень сложная деятельность. Максимальная продолжительность интенсивной нагрузки на ребёнка 5–6 лет не должна превышать 10 минут.
  • Наблюдение нужно строить в соответствии с чёткой структурой.

Структура наблюдения

Наблюдение состоит из 3 этапов:

  • Начальный. На этом этапе нужно настроить детей на предстоящую работу. Слишком ярким и необычным начало быть не должно, иначе сильные эмоции помешают концентрации, а само наблюдение на фоне эффектного старта может показаться скучным и неинтересным.
  • Основной. Здесь реализовывается задуманное содержание наблюдения, организовывается самостоятельная деятельность детей. Может включать игровые, обследовательские, трудовые действия, двигательную активность.
  • На завершающем этапе подводятся итоги, обобщаются знания, полученные на занятии. Ещё один важный аспект этого этапа — эмоциональный. Дети после занятия должны пребывать в приподнятом настроении, у них возникает желание наблюдать за различными объектами снова и снова.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Для создания хорошего настроения в конце занятия по наблюдению за осенними деревьями можно предложить детям устроить «дождь» из листьев

Картотека наблюдений

В картотеке все занятия распределены по темам. Создание картотеки наблюдений позволяет получить удобный материал для использования на практике. По каждому предмету следует сделать свою картотеку и озаглавить её соответствующим образом («Картотека наблюдений по развитию речи», «Картотека наблюдений по ПДД» и т. д.). Однако по некоторым предметам, например, по экологическому воспитанию, материал может получиться очень большим, и ориентироваться в картотеке будет сложно. В таком случае лучше сделать несколько материалов по разным темам, например, наблюдение за растениями на подоконнике, наблюдение за сменой времён года и т. д.

Содержание картотеки должно соответствовать её теме:

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

В процессе наблюдения за трудом дворника у ребят формируется желание помочь взрослому

Примеры картотек наблюдений, составленных педагогами ДОУ, для воспитанников старшей группы:

Конспект наблюдения

Перед проведением занятия по наблюдению за предметом или явлением нужно составить его подробный конспект. Он должен включать:

  • цель;
  • задачи;
  • перечень необходимых материалов;
  • описание хода занятия.

Конспект «Наблюдение за весенним солнышком»

Цель: пополнить знания детей о солнце.

  • Образовательная: расширить представления о солнце и его свойствах весной.
  • Развивающие:
    развить умение наблюдать и сравнивать;развить фантазию;развить умение выделять существенные характеристики объекта наблюдения;развить умение выражать своё мнение.
  • развить умение наблюдать и сравнивать;
  • развить фантазию;
  • развить умение выделять существенные характеристики объекта наблюдения;
  • развить умение выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
    воспитать уважительное отношение к сверстникам;воспитать желание трудиться, умение доводить до конца начатое дело.
  • воспитать уважительное отношение к сверстникам;
  • воспитать желание трудиться, умение доводить до конца начатое дело.
  • тучки,
  • жёлтые карандаши,
  • солнечные очки,
  • деревянные и металлические предметы,
  • заготовки — бумажные солнышки.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

По окончании наблюдения можно предложить детям раскрасить солнышки

  • В.: Ребята, вы знаете, какое сейчас время года? (Весна). Правильно. А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте отгадаем про них загадки.Загадывает загадки про каждый месяц.В.: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим про солнышко, оно весной такое красивое. Хотите узнать кое-что интересное про солнышко?
  • В.: Давайте все подойдём к окнам, куда светит солнышко, и закроем глазки.Дети подходят к окнам, подставляют лица солнцу, закрывают глаза.В.: Что вы чувствуете? (Тепло).Можно помочь им дополнительными вопросами: Щёчкам не холодно стоять у окна? Солнышко ласкает личико лучиками?В.: Правильно, солнышко греет нас своими лучиками, потому что оно очень горячее. А когда солнце греет сильнее? Зимой или весной? Правильно, весной, а знаете почему? Потому что наша планета Земля вращается и подставляет солнцу разные бока. Сейчас у нас наступила весна, солнце греет сильнее, значит, земля повернулась к солнцу нашим бочком. Давайте возьмём разные предметы и положим их на подоконник.Дети раскладывают на подоконник деревянные и металлические предметы (ложки из разных материалов, деревянные игрушки, металлические колокольчики и др.).В.: Пока вещи там отдыхают, давайте посмотрим, кого «разбудило» на улице солнышко. Смотрите, на деревьях появляются почки, это просыпаются листики, появляются проталинки, земля сбрасывает с себя снежное одеяло и собирается будить травку. А что это капает с крыш? Правильно, тает снег и сосульки. Пришло время посмотреть, как там наши предметы на окне. Давайте потрогаем их. Какие из них нагрелись сильнее?Дети обсуждают с воспитателем, как нагрелись предметы (тёмные и металлические сильнее, чем светлые и деревянные).В.: А сейчас давайте наденем солнечные очки. Только в них можно смотреть на солнышко. Как вы думаете, почему? Правильно, оно очень яркое.
  • В.: Посмотрите, у меня тоже есть солнышки, но они совсем не яркие. Давайте их раскрасим.Дети раскрашивают заготовки солнышек.В.: Молодцы, ребята! Как много теперь у нас солнышек! Возьмите их в руки, будем играть.Игра «Солнышки».Как ярко светит солнышко, и играют лучики. (Дети ходят по кругу с солнышками в руках). Но внезапно потемнело, появились тучки. (Дети прячут солнышки за спину и убегают от тучек, которые держит в руках воспитатель). Кто оказался пойманным — становится «повелителем туч». Игра начинается снова.В.: Молодцы, ребята. Понравилось вам наблюдать за солнышком? Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? Молодцы, мы обязательно продолжим знакомство с солнцем, а сейчас можете поиграть в любимые игрушки.

Конспект «Наблюдение за грузовиком»

Цель: расширить знания о грузовом транспорте.

  • Образовательные:
    закрепить знания о грузовых автомобилях и их функциях;познакомить с некоторыми правилами дорожного движения;познакомить с профессией водителя.
  • закрепить знания о грузовых автомобилях и их функциях;
  • познакомить с некоторыми правилами дорожного движения;
  • познакомить с профессией водителя.
  • Развивающие:
    развить творческие способности;развить воображение;развить умение выделять важные характеристики.
  • развить творческие способности;
  • развить воображение;
  • развить умение выделять важные характеристики.
  • Воспитательные:
    воспитать положительное отношение к труду;привить навыки взаимопомощи.
  • воспитать положительное отношение к труду;
  • привить навыки взаимопомощи.
  • игрушечные грузовики,
  • совочки.

Ход занятия (наблюдение происходит во время прогулки).

В.: Ребята, вы слышите, как громко что-то гудит? Что это? (Дети высказывают предположения). Давайте посмотрим. (Идут к забору, где стоит грузовик).

Посмотрите, ребята, какая машина. Вы знаете, как она называется? Правильно, это грузовая машина. А почему она так называется? Правильно, потому что она перевозит грузы. Давайте посмотрим, что сейчас будет делать грузовой автомобиль. (Наблюдают за действиями).

Что произошло? Как машина выгрузила песок (или разгрузила/ загрузила продукты и т. п.). Кто управляет грузовым автомобилем? Что делает водитель? (Ответы детей). Молодцы, ребята. А сейчас давайте ненадолго сами станем водителями. Мы будем возить песок на «стройку».

Игра в песочнице игрушечными грузовиками.

В.: У одного из водителей сломалась машина, что теперь делать? (Дети предлагают варианты). Молодцы, починили машину. А сейчас наши грузовики отправляются в гараж. (Дети везут грузовики по асфальту, впереди нарисован пешеходный переход).

Смотрите, это что за полосочки? Пешеходный переход? И что должен делать водитель? Почему ему нужно пропустить пешеходов?

Молодцы, ребята. А сейчас давайте рисовать грузовики мелками на асфальте.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

В процессе игры дети берут на себя роль водителей грузовиков

Временной план наблюдения

Как и в любом другом занятии в ДОУ, время наблюдения ограничено, поэтому все этапы должны быть тщательно спланированы.

  • Начальный этап длится 3–5 минут;
  • Основной — до 25 минут;
  • Заключительный — 5–7 минут.

Временной план наблюдения за пешеходами

  • Введение: вопросы или загадка, стихотворение о пешеходах, приглашение к наблюдению — 4 минуты.
  • Основная часть:
    выход на пешеходную часть, проход по ней — 3 минуты;напоминание и обсуждение правил движения по тротуару — 5 минут;обсуждение пешеходного перехода (как его узнать, как переходить через дорогу и др.) — 5 минут;переход по пешеходному переходу и возвращение на территорию детского сада — 3 минуты;игра по мотивам ПДД — 5 минут.
  • выход на пешеходную часть, проход по ней — 3 минуты;
  • напоминание и обсуждение правил движения по тротуару — 5 минут;
  • обсуждение пешеходного перехода (как его узнать, как переходить через дорогу и др.) — 5 минут;
  • переход по пешеходному переходу и возвращение на территорию детского сада — 3 минуты;
  • игра по мотивам ПДД — 5 минут.
  • Заключительная часть — подведение итогов, инсценировка с участием сказочных персонажей о том, как нужно вести себя на дороге — 5 минут.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Увлекательным завершением занятия может стать игра на повторение правил ПДД

Временной план наблюдения за птицами

  • Введение: загадки о птицах, приглашение к наблюдению — 3 минуты.
  • Основная часть:
    наблюдение за птицами — 10 минут;обсуждение голосов и оперения птиц, за которыми наблюдали дети — 5 минут;угощение птичек: наполнение кормушек зёрнами и крошками — 3 минуты.
  • наблюдение за птицами — 10 минут;
  • обсуждение голосов и оперения птиц, за которыми наблюдали дети — 5 минут;
  • угощение птичек: наполнение кормушек зёрнами и крошками — 3 минуты.
  • Итоговая часть: подведение итогов, игра «Перелётные птицы» — 5 минут.

Наблюдение за птицами

Длительные наблюдения хороши тем, что в них можно прослеживать последовательные изменения (например, в природе), доступные восприятию детей. Такие продолжительные наблюдения происходят в виде цикла, включающего в себя ряд наблюдений за объектом. Например, цикл наблюдений за деревьями может складываться из следующих составляющих (приведём лишь небольшую часть из возможного списка):

  • прогулка по осеннему лесу;
  • наблюдение за осиной;
  • наблюдение за берёзой;
  • наблюдение за листопадом;
  • наблюдение за елью зимой;
  • наблюдение за весенними деревьями;
  • наблюдение за цветущей черёмухой;
  • сравнение дерева и куста.

Каждое наблюдение, включённое в цикл, имеет свою цель, но и цель всего цикла тоже должна быть определена. В процессе цикла наблюдений дети получают знания дозировано, а это значит, что усваиваются они лучше и выстраиваются в целостную систему.

Цикл наблюдений за луком

Планирование — это предварительная разработка деталей будущих занятий. С его помощью воспитатель может продумать основные вопросы, касающиеся хода работы с воспитанниками.

Планирование включает в себя следующие пункты:

  • постановка целей и задач;
  • разработка правил;
  • продумывание очерёдности действий;
  • прогнозирование результатов.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

При составлении плана воспитателю следует учитывать климатические особенности региона проживания детей

Перспективный план представляет собой перечень планируемых наблюдений с прописанными целями и примерным содержанием. При составлении плана наблюдения следует учитывать, что могут измениться условия (например, испортится погода и на прогулку выйти не удастся), поэтому жёстких сроков ставить не нужно.

Чтобы грамотно составить перспективный план, педагогу нужно:

  • Определить список задач.
  • Выстроить последовательность, в которой должны усваиваться знания.
  • Определить тематику занятий, их цели и содержание.

При планировании желательно указывать объект, цель и вид наблюдения.

Дети 5–6 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.

Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений в подготовительной группе

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Ребёнок ежедневно сталкивается с огромным потоком информации — частично знакомой или полностью новой. Задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать подачу знаний. Один из самых продуктивных способов систематизировать восприятие окружающего мира — проводить наблюдения с учётом возрастных особенностей целевой аудитории. Если речь идёт о подготовительной группе (дети 6–7 лет), то для работы потребуются определённые методические наработки, основанные на опыте, полученном малышами в предыдущие годы.

Теоретические аспекты организации наблюдения в подготовительной группе ДОУ

Психологами и педагогами, специализирующимися на работе с детьми, наблюдение определяется как планомерный, целенаправленный процесс анализа явлений окружающего мира. Для столь сложного вида познавательной активности должны быть задействованы:

  • мышление;
  • речь;
  • зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
  • внимание.

Наблюдение как приём работы с малышами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) организуется для знакомства ребят с явлениями природы (погодными и сезонными изменениями, флорой и фауной), трудом человека, действующего в тесном контакте с ней (к примеру, работников службы озеленения города, доярок, ветеринаров, дворников и др.). Иными словами, наблюдение в ДОУ — это метод получения знаний о живой и неживой природе, роли человека в ней.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Наблюдение — это эффективный способ познания мира вокруг

Цели и задачи

Педагогическая миссия наблюдения в структуре образовательного процесса детского сада заключается в:

  • активизации интеллектуальной деятельности детей (через поиск возможных ответов на проблемные вопросы, необходимость обдумывать увиденное);
  • развитии любознательности (например, наблюдение за тем, как растут котята, расположившиеся недалеко от территории ДОУ, наверняка побудит ребят выяснить, как скоро эти милые малыши откроют глаза, станут выходить на прогулки без мамы-кошки, а также как процесс развития детёнышей диких животных отличается от одомашненных);
  • работа над формированием умения обобщать увиденное (через получение базовых понятий о взаимосвязях в природной среде: насекомые питаются растениями, животные — насекомыми);
  • воспитание пиетета к окружающей живой и неживой природе (в том числе и через помощь в работе дворнику, выполнение подсобных работ при высаживании клумбы на участке группы).

Задачами наблюдений с детьми 6–7 лет являются:

  • демонстрация совершенства созданных природой явлений (форма облаков, деревьев);
  • накопление знаний о жизненном цикле растений, животных (к примеру, сравнение особенностей развития и роста насекомых, растений, животных);
  • формирование представлений об основных качественных характеристиках предметов, явлений (например, по характерным звукам определять животных, птиц);
  • определение состояния предметов, связанных с природой (в старшей и подготовительной группах дети, например, фиксируя состояние аквариума с рыбками в течение 5–10 дней, могут сделать вывод о том, что ёмкость нужно почистить или частично поменять воду);
  • знакомство с профессиями, предполагающими взаимодействие с природой (в подготовительной группе к уже имеющемуся перечню специалистов добавляются метеоролог, селекционер, технолог).

Как и в работе с детьми младшего дошкольного возраста, отслеживание изменений природных явлений может быть:

  • краткосрочным (к примеру, при рассматривании обитателей аквариума дети получают задание найти различия между гуппи и золотой рыбкой);Обычно краткосрочные наблюдения используются для сравнения объектов одного класса, например, разных пород рыбок или видов комнатных цветов
  • долгосрочным (например, по цвету почвы в цветочных горшках устанавливать степень срочности полива или по оттенку цвета ягод определять их спелость).

Для детей 6–7 лет, которые учатся обобщению, осваивают умение анализировать увиденные явления, сопоставлять их с увиденными ранее, долгосрочные наблюдения являются предпочтительным видом работы.

Для наблюдений воспитанники подготовительной группы уже могут использовать такие приборы, как термометр, лупа, флюгер.

Формы

Для организации познавательного процесса воспитатель использует индивидуальную или групповую организацию работы. В подготовительной группе к этим формам добавляется сотрудничество в мини-группах или парах. Такое расширение списка способов организации взаимодействия ребят и педагога связано с тем, что воспитанники 6–7 лет уже умеют распределять обязанности между собой, способны слушать и, главное, слышать собеседника, делая выводы, а также сопоставлять чужое мнение со своим. Другими словами, если воспитатель даёт задание в мини-группе рассмотреть картинки (слайды) и распределить их между тремя категориями: растения, насекомые, животные, то дети, работая коллективно, быстрее и качественнее поделят эти классы между собой, обмениваясь и обсуждая сложные варианты примеров.

Выбор формы работы определяется содержанием задания: если перед педагогом стоит задача обобщить имеющиеся знания, то это может быть групповая форма. Следует учитывать и тот факт, что в работе с детьми дошкольного возраста работа в мини-группах на этапе ознакомления с новыми знаниями нежелательна, так как это уровень освоения нового требует коллективного обсуждения. А для воспитанников это затрудняет познавательный процесс: им сложно сосредоточиться на понимании и запоминании, они отвлекаются друг на друга. Поэтому если при сопоставлении внешних признаков вечнозелёных растений дошкольники могут, работая в мини-группе, составить список общих черт этих деревьев и кустарников, то при знакомстве с отличительными признаками съедобных и несъедобных грибов работа должна быть групповой с элементами индивидуальной (например, для создания проекта-памятки «Осторожно! Яд!» о ядовитых грибах).

Типы наблюдений

В подготовительной группе перед педагогом открываются широкие возможности в выборе типа наблюдения.

С использованием раздаточного материала

Наиболее доступный тип организации познавательного процесса. При этом самый сложный, ведь воспитателю нужно организовать внимание ребят так, чтобы они могли сопоставлять свои умозаключения с теми, что сделаны товарищами, а значит, слушать и слышать других. Раздаточный материал в качестве объекта для наблюдения позволяет всем воспитанникам получить более точные представления об изучаемом явлении. По ходу работы педагог задаёт наводящие вопросы, подводит ребят к выводам. А наличие у всех малышей комплектов с материалами даёт возможность каждому ребёнку проявить активность в обсуждении.

В качестве «информационного сырья» для работы выступают:

  • части растений (листья, стебли, семена, плоды, ветви);
  • овощи;
  • фрукты.

Например, воспитатель просит детей выделить общие черты класса бобовых, для этого раздаёт плоды гороха, фасоли, чечевицы и нута.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Наиболее распространённым вариантом использования приёма является рассматривание в мини-группах страниц энциклопедий с изображениями наблюдаемых объектов

Экскурсии

Это один из способов наблюдения за представителями флоры и фауны в привычной для них обстановке, а также вариант осмысления явлений природы в контексте сезонных изменений.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Поход как вариант экскурсии особенно актуален, если вблизи детского сада есть парк или роща

С помощью экскурсии дети получают представления о существующих в окружающей природе взаимосвязях. Основная форма организации работы в процессе экскурсии — групповая. Педагог в ходе такого типа наблюдения привлекает внимание ребят к основным признакам тех или иных явлений и предметов. Например, во время весенней экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что по дороге им встречаются и деревья, ещё не выбросившие почки, и те, на которых уже появились маленькие листочки. Всё это приводит к выводу о разной скорости цветения растений.

Вам будет интересно узнать — Как правильно и интересно провести экскурсию в детском саду.

Прогулки

Неотъемлемая часть образовательного процесса, вписанная в режим дня. Именно поэтому наблюдения являются обязательной частью прогулки.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Наблюдение — структурный элемент прогулки

Обычно при проведении досуга на свежем воздухе дети получают сведения о тех явлениях, которые требуют длительного наблюдения: таяние снега, цветение деревьев и кустарников, появление травы и пр. Групповые наблюдения применяются для знакомства с особенностями трудовой деятельности взрослых, яркими сезонными явлениями. Наблюдения в мини-группах могут проводиться в процессе обсуждения внешних признаков цветущего растения, а индивидуальные формы используются для полива цветов или овощей в парнике, на огороде при детском саде.

Наблюдения в экологическом уголке

Такого рода наблюдения в старшем дошкольном возрасте проводятся в индивидуальной форме и носят характер дежурства. То есть дежурный или дежурные (1–2 ребёнка) поливают цветы, насыпают корм рыбкам, морской свинке и т. п. Работа в уголке природы может носить характер поручений. Например, проследить, за сколько времени попугай съест оставленный ему корм.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Дети всегда с удовольствием наблюдают за поведением птиц у кормушки

Приёмы наблюдений в подготовительной группе детского сада

Особенность внимания дошкольников состоит в том, что оно непродолжительно. Более того, у всех ребят эти сроки различны, так как зависят от типа темперамента, усидчивости, степени заинтересованности и пр. Педагогу требуется приложить все усилия для того, чтобы максимально долго удерживать внимание воспитанников. Для этого существует целый ряд приёмов.

Беседа

Это не только вопросно-ответная система взаимодействия воспитателя и детей в процессе рассматривания, сравнения предметов, но и рассказ, пояснение взрослого. Особенно актуален этот приём для знакомства ребят с интересными фактами относительно тех или иных явлений. Например, наблюдение за комнатным алоэ можно совместить с опытом: на лист капнуть воды — капелька скатится, так как растение покрыто восковым налётом, который уменьшает испарение воды в засушливых краях, где этот вечнозелёный целитель обитает.

Безусловно, наблюдение без наглядности невозможно. Поэтому, отражая суть понятия, отдельно этот приём не выделяется.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Презентация материалов для наблюдения может сопровождаться беседой или рассказом педагога

Загадки, стихотворения и сказки

Художественное слово — отличный способ активизировать познавательную сферу деятельности детей, настроить их на продуктивную работу. В старшей и подготовительной группах ребята по-прежнему любят разгадывать загадки. Так, в процессе рассматривания деревьев леса, можно использовать следующие:

  • Он прекрасен, как осень,Он даёт нам покой.Как осенняя просинь,Как дворец золотой. (Ясень).
  • На горе расту высокой,Корни прячу я глубоко.Я с корою золотой,Кроной пышной, кружевной. (Сосна).
  • Прилетают в гости к нейСтайки алых снегирей.По ветвям они снуют,Красны ягодки клюют. (Рябина).

Поэзия — также актуальный приём. Однако здесь важно соблюдать меру, иначе внимание детей рассредоточится. Вот пример стихотворения, которое можно использовать во время наблюдения за обитателями живого уголка.

Ещё один способ вовлечь малышей в наблюдения — занимательные истории (сказки, легенды). В этом приёме также важна мера, а также соответствие содержания возрасту аудитории. Следует помнить, что многие приёмы используются «на ходу», во время прогулки, например. Значит, слишком затягивать повествование не стоит.

Легенда-сказка про алоэ

В одной африканской деревушке жил целитель-колдун. Много лет лечил он своё племя от хворей-болезней. Но постарел лекарь. Всё труднее стало ему собирать заветные травы. Однажды отправился он в пустыню, чтобы найти лечебные растения. И там его скрутила такая боль, что не мог он разогнуться.

Как на грех, заметил колдуна старый одинокий лев. Решил, что это лёгкая добыча, и стал подбираться, чтобы напасть. Колдун же не мог сдвинуться с места от боли. Смерти он не боялся. В голове его проносились мысли, что если он умрёт, то некому будет исцелять его племя. Не мог колдун допустить, чтобы лев съел его. Собрался колдун с последними силами и превратился в дерево за секунду до львиного броска.

Удивился же лев, когда вместо старика, он укусил горький и колючий лист. Выплюнул его лев и убежал прочь, завывая от обиды. А посреди пустыни осталось стоять скрюченное дерево-старик. Когда же племя отправилось на поиски целителя, они нашли лишь дерево с сочными мясистыми листьями, на котором была набедренная повязка колдуна.

В снах к людям пришёл колдун и рассказал, что листья дерева целебны, научил племя, как лечиться ими. Стали люди размножать полезное растение. И целитель навсегда остался с племенем, чтобы помогать ему своей силой и защищать от зла.

Сбор материала

Осенью у 9 из 10 дошкольников любого возраста в карманах куртки можно обнаружить каштаны, жёлуди — кто что припас. Малыши с удовольствием собирают природоведческий материал. Если такой сбор используется в качестве приёма в процессе наблюдений, то важно ограничить количество материала, что не только сконцентрирует и удержит внимание ребят на наблюдаемом объекте, но и будет способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.

Обычно сбор материала — задание самостоятельной работы. Однако при этом педагогу всё равно нельзя оставаться пассивным. Ведь детям следует показать, как выкопать растение или срезать ветку. Но только показать, а не выполнить задание за них. Не менее важно и правильно организовать собранный материал, то есть разложить по коробочкам, папкам, корзинкам. Впоследствии это окажется полезным сырьём для игр и выполнения поделок.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Сбор материала необходим не только для выполнения поделок, но и для проведения опытов

Игры

Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Все образовательные цели через эту призму достигаются эффективнее и быстрее. В процессе наблюдений актуальными играми в подготовительной группе будут следующие:

  • «Узнай по запаху». Цель: научить ребят классифицировать запахи. Суть: дети с закрытыми глазами угадывают запахи цветов или цветущих деревьев.
  • «Угадай по описанию». Цель: систематизировать основные характеристики животных тайги. Суть: педагог описывает рысь, льва, тигра, медведя и т. д., не называя их. Дети должны угадать, о ком идёт речь.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Игры на улице — отличный приём для мотивации ребят

Трудовая деятельность

О дежурствах и поручениях уже упоминалось в контексте работы в живом уголке. Однако трудовая деятельность носит более масштабный характер. В зависимости от цели наблюдений ребята могут поливать, рыхлить землю, подкармливать растения в цветнике, на огороде. Этот приём позволяет комбинировать групповую работу (посадку семян, сбор урожая) с работой в мини-группах (подготовка земли, рыхление, сбор семян и т. д.).

Творческая деятельность

Собранные природные материалы: жёлуди, листья, каштаны используются для поделок, аппликаций. А также в перечень видов работ в рамках приёма можно включить игры с песком (создание персонажей сказки из куличиков и разыгрывание сюжета с ними), глиной (выполнение свистулек), водой (пускание бумажных корабликов в большой таз и управление ими струёй выдыхаемого воздуха).

Примеры поделок из природного материала, собранного в ходе осенних наблюдений

Практический приём, используемый в наблюдениях. Иногда носит характер игры.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

В зимнее время дети изучают свойства замёрзшей воды

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста (фрагмент)

Это обязательный приём в старших группах ДОУ, который помогает педагогу и детям фиксировать изменения в состоянии живой и неживой природы в процессе наблюдения за ней. Календарь наблюдений за природой — это графическая модель, представляющая отслеживание изменений наблюдаемого объекта. Цель составления дневника (календаря или карты) – знакомство с условными знаками для обозначения разных явлений природы, обучение чтению символов, воспитание дисциплинированности, ответственного отношения к поручениям.

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Дневник наблюдений может быть типографского образца или самодельным

Виды календарей наблюдений

Если в школе используется только одна форма составления карты — дневник погоды, то в ДОУ, кроме него, может быть ещё несколько вариантов:

  • Календарь наблюдений за птицами (дети галочками обозначают картинки тех птиц, которых видели на участке).
  • Карта изменений погоды (дети рисуют графическое обозначение метеоусловий на текущий день: облачка, солнышко, капли дождя и пр.).
  • Рисунки с последовательностью роста какого-либо растения (например, луковица в банке в момент посадки, через день, через 2, 4, 6 дней и т. д.).

Рисунки удобны в наблюдениях за животными, насекомыми. Например, дети изображают зверушку, а затем каждый день отмечают условными обозначениями количество съеденного корма (одно зёрнышко — мало, два — достаточно, три — много), выпитой воды (принцип аналогичен, только используем значки-капельки), а также уровень активности (низкий — средний — высокий).

Календарь отражает закономерные преобразования в природе, сезонные изменения.

Примеры календарей наблюдений в виде рисунков

Отличительной особенностью начала процесса наблюдения в старшем дошкольном возрасте является постановка познавательной задачи. В подготовительной группе она носит характер вопроса-задания «Посмотрите и расскажите» (например, посмотрите на листья клёна и рябины и расскажите, что у них общего). Важно: использование сравнения по сходным признакам даёт возможность подвести ребят к усвоению элементарных понятий (геометрическая форма, размер, цвет и оттенок и пр.).

Подготовка к наблюдению

Чтобы достичь поставленных целей и задач конкретного наблюдения, педагог должен методически грамотно выстроить подготовительный процесс:

  • Выбор объекта. Животное или растение должно иметь эстетичный вид.
  • Свет. Для работы в уголке природы следует позаботиться о хорошем освещении (удобнее, когда источник света находится сбоку).
  • Расположение детей.Педагог должен обеспечить всем детям доступ к наблюдаемому объектуМесто для наблюдения должно обеспечивать всем детям хороший обзор наблюдаемого объекта. А также возможность потрогать, понюхать цветок, поиграть, погладить животное.
  • Создание естественных условий. Если наблюдается животное, то оно должно находиться в условиях, максимально близких естественным. Например, для кролика это может быть небольшой загон на тканевой подстилке, вокруг которого располагаются дети.

Картотека наблюдений в подготовительной группе (фрагмент)

Чтобы добиться согласованности взаимодействия детей и педагога в ходе наблюдения, необходимо правильно организовать процесс рассматривания и обсуждения объекта.

  • Начинаем с 1–2 минут самостоятельного рассматривания детьми наблюдаемого предмета или явления. Это нужно для того, чтобы ребята смогли составить своё первое впечатление об объекте, удовлетворить любопытство.Планируя первичное наблюдение, обязательно нужно выделить 1–2 минуты для того, чтобы дети смогли сформировать первичное представление об объекте
  • Формулируем проблемный вопрос (до 1 минуты). Например, «Что происходит с комнатными растениями весной?».
  • Далее направляем ход мыслей детей с помощью приёмов (стихотворений, загадок, сказок), которые помогут воспитанникам выработать ещё и эмоциональное отношение к наблюдаемому явлению. На этот этап отводится до 7 минут.
  • Обращаем внимание малышей на характерные признаки наблюдаемого объекта. Так, если это наблюдение за животным, то концентрируемся на его манере вести себя («Как двигается?», «Что кушает?» и пр.), а уже затем переходим к внешним характеристикам («Как выглядит тело?», «Какого размера конечности?» и пр.). Если работа ведётся с растением, то для начала отмечаем какой-то яркий признак: необычная форма листьев, цветок и пр. Затем методично разбираем величину, форму объекта флоры. На этот этап выделяется до 10 минут.
  • Упорядочиваем представления детей о наблюдаемом явлении или предмете (до 5 минут). Вновь обращаемся к последовательности описания: величина, форма, внешний вид, особенности строения, если речь идёт о животных, то ещё и манера поведения.

Если наблюдение не первичное, а повторное, например, ребята отслеживают рост фасоли, то первый этап можно опустить, так как на третьем — обсуждении — у детей будет возможность связать увиденные изменения с теми, что они наблюдали в прошлый раз. Подытожить результаты наблюдений на разных этапах изменения объекта поможет дневник, фиксирующий все преобразования.

Пример конспекта прогулки-наблюдения (фрагмент)

С детьми 6–7 лет, в отличие от других возрастных категорий, наблюдение может проводиться не один раз во время утренней прогулки или на занятии в первой половине дня, а дважды. Например, после тихого часа — полив цветов и наблюдения за изменениями в почве, во внешнем виде комнатных растений. Наблюдение планируется сообразно погоде и времени года, так что в подготовительной группе временные отрезки варьируются от 10 минут (в холодную погоду) до 25 (при хорошей погоде). В зависимости от сезона, временного отрезка, отведённого на рассматривание и обсуждение явлений живой и неживой природы, воспитатель составляет календарно-тематический план наблюдений.

Распределение тематики может идти по временам года. Иногда тематическое распределение происходит по месяцам, при этом в перечень включаются все типы наблюдений.

Наблюдение на весенней прогулке в подготовительной группе

Первым воспитателем эстетических представлений у ребёнка является природа. Наблюдая живое вокруг, маленький человек учится видеть, понимать и чувствовать красоту окружающего мира. Задача воспитателя — направить познавательную активность детей в правильное русло, показать источники новой информации, внимательно выслушивать соображения маленьких исследователей, стимулируя к дальнейшим изысканиям. Для этого педагог должен чётко структурировать занятия, которые предполагают наблюдения, а также включать этот вид работы во все составные элементы образовательного процесса.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

Метод наблюдения в доу. Организация наблюдение во второй группе детского сада

Чтобы у дошкольника развивался интерес к познанию окружающего мира, он должен не воспринимать готовую информацию, а самостоятельно искать и открывать новые знания. Именно к таким видам деятельности относится наблюдение, которое успешно практикуется в ДОУ. Каждый ребёнок по природе своей — пытливый исследователь, и ему очень нравится рассматривать объекты живого мира в их естественной среде, а также созданные человеком конструкции. Ведь ни одна картинка или видеоматериал не заменит непосредственного рассматривания дерева, рыбки, попугайчика, машины, которая разгружает продукты возле кухни детского сада. Процесс наблюдения затрагивает мыслительную и эмоциональную сферы, которые активно развиваются у воспитанников средней группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *