Методическая разработка «Работа учащихся с историческими источниками на уроках истории России»

Исторические источники как средства познания и воспитания на уроках истории

Из интервью Е. В. Старостина в газете РГГУ «Аудитория» в 2007 г.

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не “навязывает” ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности школьников.

Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

В своей работе ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:

уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания

уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания

уровень – творческо-поисковый

На уроках можно предложить учащимся следующие варианты работы с документами:

, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.

. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы;

При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли , другая – в качестве

Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимися называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить, составляются вопросы.

Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).

Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

Так, например, это работа учащихся с исторической картой.

t1575817571aa.jpg

При работе с итальянской картой ответьте на следующие вопросы:

1. Укажите границы русского государства и соседних стран;

2. Что вы видите необычного в данной карте?

При работе на уроках Всеобщей истории в 6х классах можно использовать литературные источники, что дополнительно создает метапредметность.

Отрывок. Д. Чосер

t1575817571ab.png

Вопросы к документу:

К какому сословию принадлежит герой отрывка? Можно ли это определить? Вписывается ли герой в схему «трех сословий»?

Каковы занятия героя?

Какие черты характера приписывает своему герою автор? Как вы думаете, были ли они типичны для представителей данной группы общества? Какие еще черты характера и манеры поведения могли быть присущи предстваителю данного сословия?

Как автор относится к своему герою (с иронией, уваженимем, страхом или еще как-нибудь по-другому)?

Применение источника, таким образом, мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей исторического процесса.

При изучении Советского периода часто используем соответствующие документы.

«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.  Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением».

В дальнейшем предлагается охарактеризовать данный документ по следующим вопросам:

1. Что такое экономическое поражение?

2. Причина перехода к НЭПу по документу.

Также на уроках, особенно в старшей школе, активно используем опубликованные архивные документы. Например, в последние годы Русское военно-историческое общество публикует на своем сайте документы, которые можно использовать в изучении русской военной истории

Изучение аутентичных источников, как письменных, так и других (например, фотографии), позволяет более полно погрузиться в изучаемую эпоху. Например, «Материалы ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», «Нюрнбергский процесс: фотографии и архивные документы из фондов РГАСПИ». Изучение документов такого типа позволяет получить не только фактическую информацию, но и, возможно, более важно, психо-эмоциональную нагрузку к изучаемому периоду.

t1575817571ac.png

t1575817571ad.png

t1575817571ae.png

t1575817571af.png

На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении.      Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее.

Работа с историческим источником направлено на воспитание патриотизма и уважения к России, ее истории, борьба за сохранение истинности трактовок исторических событий на основе самого объективного и прозрачного изложения исторических фактов.

Список использованной литературы:

Интеграция в обучении как основа подготовки выпускников к ЕГЭ по истории (на примере изучения истории культуры России) // Психология и педагогика инноваций в условиях непрервыного образования: Материалы 3 международной научно-практической интернет-конференции (1 июня-5 октября 2011 г.) – Ставрополь: Бюро новостей, 2011. С. – 51-59

РВИО// https://rvio.histrf.ru


Олексюк А.Э.


Северо-Восточный государственный университет

федеральный государственный образовательный стандарт


3. Русина Ю. А. Методология источниковедения: учеб. пособие // Ю. А. Русина. – М–во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун–т. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2015. – С. 123.


Предмет «История» как дисциплина имеет многочисленные источники информации, которые отражают различные исторические эпохи и культуры. Все это создает благоприятные условия для развития умений учащихся работать с информацией, а именно изучать, анализировать источники, самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их.

Большое значение в решение названных задач имеют первые курсы истории: «Истории Древнего мира. 5 класс» и «История Средних веков. 6 класс». Работа с историческими источниками в этих курсах способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету в целом. Данные курсы полно насыщены учебным материалом, а также исторической информацией. Но в основном материалы об обществах, жизни и культуре Древнего мира и Средневековья представляются в виде вырезки из исторического источника, и как правило используются как иллюстрация. Объясняется это тем, что язык данных текстов для школьников сложен, а умения работы с ним не развит.

Таким образом, недостаточно используется их познавательный и развивающий потенциал. Именно привлечение исторических источников в учебный процесс, их использование в качестве средства развития познавательной деятельности учащихся поспособствуют их активному саморазвитию, развитию чувственного восприятия материала. А правильно организованная работа с историческими источниками позволяет более эффективно использовать время для изучения той или иной темы, а также является одним из продуктивных способов обучения, что указывает на актуальность данной проблематики.

Цель исследования (Purpose of the study) – разработка и апробация методов работы с историческими источниками как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках истории в 5–6 классах.

Проводя исследование разных источников литературы, можно сказать, что какого–то общего классификатора нет, в виду того, что во мнениях ученых есть разобщенное мнение. Основной причиной такого разобщения является отсутствие единого принципа, который бы стал основой классификации исторических источников.

Для эффективного изучения документов необходимы знания методов, разработанные смежными дисциплинами, так как источниковедение литературных произведений связано с литературоведением и филологией; источниковедение законодательных актов с правовыми науками и тд. А использование в своей работе педагогов информационных технологий помогает применить весь спектр типов источников на уроках истории.

И так, использование историком различных типов источников определятся как темой и задачей его исследования, так и характером сохранившихся источников. Знание различных типов источников необходимо каждому историку, равно как умение использовать те специальные приемы и способы анализа, которые разработаны в смежных с историей науках, т. е. методику изучения различных типов источников.

В частности, на уроках истории учителя применяют текстовые источники. Такой вид исторического источника помогает учителям сделать свой рассказ об определенном событии интересным и более конкретизированном, в виду этого организуется работа над источником.

Так, например, в 5 классе в ходе изучения курса «Истории древнего мира», учащимся предлагается понятие об источниках разного вида. Преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности учеников и тем самым помогать им представлять события того времени более четко. Поэтому учебные материалы для пятиклассников предлагается в более простом и понятном контексте. Необходимо отметить, что как раз в таком возрасте у учеников начинают формироваться личностные качества, как: нравственность, самооценка, ответственность и прочие.

Приведем несколько примеров работы с текстовыми историческими источниками на уроках истории 6 класса на материале Всеобщей истории. Истории средних веков:

Пример 1. Использование письменных источников при изучении нового материала.

Все вышесказанное, поможет стимуляции учеников к интересу тематики урока, а также определить факты, основные характеристики наказаний данной эпохи. Возможно также дальнейшее сравнение с другими более поздними эпохами.

Пример 2. Использование этнографических источников при проведении урока, закрепляющего пройденный материал ранее.

Таким образом, мы видим, что, текстовые источники помогают ученикам сопоставить, описать, сравнить определенные действия и события в хронологическом порядке, а также с их помощью можно провести анализ и сделать самостоятельные выводы.

На сегодняшний день, при развитых технологиях мы наблюдаем все большое применение визуальных источников в школах. Главной особенностью при использовании данных источников – быстрое восприятие и усвоение пройденного материала. В процессе применения визуальных источников при проведении уроков необходимым является введение изобразительных и вещественных материалов. Например: археологические находки; объемные произведения искусства; орудия труда и предметы быта; здания и сооружения; и т.д.). Их применение возможно на любом этапе проведения урока.

Рассмотрим некоторые примеры работы с такими источниками на материале Всеобщей истории. Истории Древнего мира. 5 класс:

Пример 3. Применение вещественных источников изобразительного искусства в результате изучения новой тематики.

В процессе изучения темы «Искусство Древнего Египта» пятиклассникам необходимо самим определить и подчеркнуть главные особенности искусства древнего Египта, применяя для этого лишь рисунки. Один из таких рисунков представлен на рисунке 1. Также необходимо обратить внимание на то, откуда были получены данные источники, кто их изобразил, кто на них изображен.

Методическая разработка «Работа учащихся с историческими источниками на уроках истории России»

Пример 4. Использование коллекционных монет, почтовых марок, значков.

При повторении дат, в которые происходили определенные события можно использовать коллекционные монеты (или монеты, выпущенные в определенный период), а также изображения на них. Преподаватель на уроке показывает монету и спрашивает дату ее выпуска. Таким же способом возможно применение в процессе урока почтовых марок или же значков.

Пример 5. Использование различных вещественных источников посвященным социально–экономическим условиям и быту определенной эпохи.

При изучении таких тем целесообразно использовать различные вещественные источники или их изображения (одежда, орудия труда, посуда, бытовая техника). В ходе изучения «Искусство древнего мира» возможно организовать конкурс мини­–исследований «История одной вещи», позволяющий учащимся более подробно познакомиться с бытовыми условиями определенного периода и понять значимость вещественных источников в исторической науке. Еще примером может быть сравнительная характеристика искусства в целом или определенной вещи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Итак, вещественные исторические источники могут выступать в виде предметов жизнедеятельности человека и изобразительного искусства. Данные источники предоставляют исследователю возможность наглядно изучить то или иное явление. Прежде всего такие источники достоверны и привлекательны, но тем не менее нуждаются в источниковедческом анализе. Также с их помощью можно изучать особенности художественного оформления, способ и характер использования человеком.

Отметим также появление более новых типов исторических источников, которые возможно использовать в педагогической практике.

1.      Работа с конвенционными источниками на уроках истории.

Конвенционные источники представляют собой условные обозначения графическими знаками (символы, буквы, ноты). Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.

Например, при изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.

2.      Работа с поведенческими источниками.

Работа с таким специфическим типом источников также используется довольно редко, а методология работы с ними слабо разработана. Тем не менее, изучение обрядов, традиций, ритуалов возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов. Например: «История рукопожатия», «Происхождение какого–либо праздника».

3.      Работа с аудиальными источниками.

Использование таких источников целесообразно при изучении культуры определённой эпохи. «Сухой» материал, посвящённый литературному или музыкальному творчеству, возможно оживить демонстрацией отрывков из произведений. Применение данного типа источников целесообразно только начиная с 9 класса. Так как действительно достоверными аудиальными источниками будут считаться материалы, записанные с конца XIX в., и связано это с изобретением первого прибора для записи и воспроизведения звуков в 1878 г. Томасом Эдисоном.

А для 5 класса, например возможно воспроизведение отрывка из произведения Гомера «Илиада», для более красочного представления произведения данной эпохи.

Резюмируя, можно сказать, что существует множество типов исторических источников, которые со временем пополняются, в связи с обновлением требований к образовательному стандарту. А также разрабатываются новые методы работы с такими источниками.

В процессе изучения данной проблематики нами установлено, что разнообразие источников позволяет оживить, персонифицировать учебный процесс. С помощью визуальных и вещественных источников реализуется принцип наглядности, что дает яркое, убедительное представление о явлении, событии, факте. А в работе с письменными источниками у учеников вырабатывается умение самостоятельно извлекать информацию, анализировать, оценивать, формировать мнение. Педагог в свою очередь выстраивает учебный процесс с использованием активных методов обучения, приемов работы с историческими источниками способствующие познавательному интересу учащихся, что позволяет более эффективно усваивать материал. Следовательно, методическая значимость урока повышается.


Библиографическая ссылка

Олексюк А.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5–6 КЛАССАХ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 3.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20674 (дата обращения: 03.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Работа учащихся с историческими источниками на уроках истории России

Данная работа направлена на исследование дополнительного материала, представленного в учебнике по истории России за шестой класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова и его использовании на уроках. Автор на примере дополнительного материала изучил и показал основные виды деятельности учащихся при работе с историческими источниками.

Актуальность изучения истории – неоспорима! Но то, как изучать, при помощи каких эффективных инструментов, остается открытым вопросом. Преподавание истории в школе при помощи различных методик и технических усовершенствований сделало этот процесс интересным и увлекательным. Учитель, влюбленный в свою работу, может увлечь за собою учащихся, показать им новый неизведанный мир. Благо, возможности Интернета способствуют этому! Но, в данной работе хотелось бы рассмотреть возможности, которые предоставляет школьный учебник.

Цель: исследование деятельности учащихся на уроках истории России по работе с историческими источниками.

1. Изучить дополнительный материал учебника по истории России для шестого класса под редакцией А.В. Торкунова.

2. Исследовать и показать работу учащихся с дополнительным материалом учебника.

Объект исследования: Практическая деятельность учащихся на уроке истории России.

Предмет исследования: Особенности работы с историческими источниками на уроке.

1. Значение учебника на уроках истории

Информация в школьном учебнике по истории делится на основную, дополнительную и пояснительную. В данном исследовании мы рассмотрим дополнительную часть.

Что может включать в себя дополнительный текст? Документы, научно-художественные тексты и т.д. Хотелось бы добавить, что дополнительный текст в учебниках, в виде фрагментов исторических документов, появившись в 60-е годы, стал активным инструментом познания2. Дополнительная информация способствует расширению и конкретизации знаний, полученных из основного текста. В современных учебниках дополнительный текст сопровождает череда различных заданий, дающих учащимся возможность самостоятельной работы.

В качестве примера рассмотрим дополнительный текст учебника по истории России за шестой класс, состоящего из двух частей, под редакцией академика РАН А.В. Торкунова3.

2. Работа учащихся с дополнительным материалом первой части учебника

В данном учебнике в конце большинства параграфов под рубрикой «Изучаем документ» представлены тексты двух видов: отрывки из исторических источников и извлечения из работ ученых4.

В первой его части представлены четырнадцать параграфов и три дополнительных материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

В первом параграфе и следующим за ним материале для самостоятельной работы и проектной деятельности дополнительный материал отсутствует.

Во втором параграфе «Образование первых государств» учащимся предлагается изучение и работа с отрывком из «Истории» Геродота, где рассказывается об обычаях скифов: жертвоприношение, гадание, ритуал договора о дружбе. К данному документу прилагаются три задания, направленные на работу учащихся по: самостоятельному изучению, анализу, подтверждению своего мнения при помощи цитат из документа и составлению рассказа о религиозных верованиях скифов на основании сведений из данного документа5.

В третьем параграфе «Восточные славяне и их соседи» представлен отрывок из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского о славянах. В нем рассказывается о религиозных верованиях, особенностях жилья, одежды воинов и их физических данных. К документу прилагаются три задания: сопоставление основного и дополнительного текстов о быте в славянском поселении; оценка отношения автора текста к славянам; анализ основного и дополнительного текстов для определения имени верховного бога6.

В пятом параграфе «Становление Древнерусского государства», в основном тексте приводится отрывок из «Повести временных лет», рассказывающий о Святославе Игоревиче, его образе жизни в походах и поведении во время боя. Задания к данному отрывку не прилагаются. В конце параграфа представлен отрывок из «Повести временных лет», раскрывающий причины смерти князя Игоря. В двух заданиях к тексту от учащихся требуется: определить дату события, описанного в документе, при том, что дата в отрывке отсутствует – необходима работа с основным текстом, а также провести анализ текста для выявления политических особенностей Древнерусского государства7.

В шестом параграфе «Правление князя Владимира. Крещение Руси» дается отрывок из «Повести временных лет», описывающий события, связанные с выбором веры князем Владимиром. Задания к тексту направлены: на изучение и выявление информации, связанной с причинами выбора христианской веры Владимиром; на рассуждения учащихся о достоверности летописного рассказа; на работу с текстом по выявлению фактов, свидетельствующих о том, что документ был написан на много лет позже описанных в нем событий8.

В седьмом параграфе «Русское государство при Ярославе Мудром», в основном тексте приводится отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе», где автор называет Бориса и Глеба «защитой и опорой» государства9. Задания к данному отрывку отсутствуют. В конце параграфа представлены два отрывка: изречение историка Н.И. Костомарова о правлении Ярослава Мудрого и отрывок из «Правды» Ярослава. По первому отрывку от учащихся требуется на основании источника объяснить стремление Ярослава распространить православие и, проведя сравнительный анализ информации, полученной из сочинения историка и из исторического источника, выявить различия между ними. По второму отрывку учащиеся должны, на основе текста, выявить какие пережитки родового строя присутствовали в Древнерусском государстве, и привести доказательства из текста, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

В десятом параграфе «Культурное пространство Европы и культура Руси» дан отрывок из работы историка Н.И. Костомарова о Софийском соборе. К данному тексту предлагаются следующие задания: изучив основной и дополнительные тексты, выяснить, где находится описанный Н.И. Костомаровым храм – в Киеве или в Новгороде; на основании текста документа выявить особенности древнерусского храмового зодчества; при помощи Интернета составить словарь терминов, встречающихся в документе12.

В одиннадцатом параграфе «Повседневная жизнь населения» приведены два документа: отрывок из работы А.В. Терещенко о древнерусском пире и отрывок из «Набросков по варяжскому вопросу» В.О. Ключевского. Если по первому отрывку задания присутствуют, то по второму – их нет. Документ, описывающий особенности древнерусского пира подталкивает учащихся к рассуждению. Учащимся нужно объяснить цель данного действия и смысл последней фразы из документа: «Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца»13.

В тринадцатом параграфе «Владимиро-Суздальское княжество» учащимся предлагается работа с отрывком из летописи об убийстве князя Андрея Боголюбского. Первое задание предполагает поиск в тексте информации, показывающей отношение летописца к убийству князя. Второе задание подталкивает учащихся к размышлению и предположению о том, когда был записан этот рассказ: сразу после происшествия или же спустя какое-то время.

В четырнадцатом параграфе «Новгородская республика» представлен отрывок из Ипатьевской летописи о князе Всеволоде Мстиславиче. Изучив материал, учащимся нужно определить отношение летописца к Всеволоду Мстиславичу и, в доказательство своих суждений, привести цитаты из документа. Также, нужно определить причины недовольства новгородцев князем и сделать выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев14.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и юго-западные русские княжества» приведен отрывок из Галицко-Волынской летописи, рассказывающий о церкви Святого Иоанна, построенной при Данииле Галицком. Первое задание – оценить работу мастеров – строителей церкви. Второе задание подразумевает работу по поиску информации о данном строении из Интернета15.

3. Работа учащихся с дополнительным материалом второй части учебника

Вторая часть учебника состоит из тринадцати параграфов и двух материалов для самостоятельной работы и проектной деятельности. Номера параграфов продолжают нумерацию первой части.

В пятнадцатом параграфе «Монгольская империя и изменение политической карты мира» даны два отрывка. Один – из «Великой Ясы» Чингисхана, другой отрывок – из работы персидского историка Рашид-ад-Дина о взятии монголами столицы Хорезма – Ургенча в 1221 г. В первом документе, где представлены законы монгольского государства, работа учащихся заключается в объяснении того, какое влияние оказали данные положения на монгольские завоевания. Во втором документе, рассказывающем о взятии города Ургенча и участи его жителей, учащимся предлагается порассуждать над действиями монгольских завоевателей и сопоставить их поведение с поведением других завоевателей16.

В шестнадцатом параграфе «Батыево нашествие на Русь» представлены два дополнительных источника: отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем», повествующем о подвиге Евпатия Коловрата и отрывок из летописи о взятии монголами Киева. По первому отрывку заданий нет. По второму – три задания: составить сообщения о борьбе защитников русских городов против завоевателей, используя при этом информацию из основного и дополнительного текстов; изучив документ, сформулировать основную мысль; опираясь на источник, рассказать о вооружении, которое использовалось во время штурма Киева17.

В семнадцатом параграфе «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» имеются три отрывка. Два из них – дополнительный материал без заданий: отрывки из «Жития Александра Невского» о Невской битве и Ледовом побоище. Третий отрывок, также из «Жития Александра Невского», рассказывает об одной из битв. Учащимся, изучив документ, нужно: определить о каком сражении идет речь и свой ответ подтвердить цитатами из текста; уточнить, представители каких слоев населения принимали участие в описанной битве; назвать причины победы русских в сражении18.

В восемнадцатом параграфе «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» представлены три отрывка: один из ярлыка хана Узбека об отношении к православной вере и к православным, задания к нему отсутствуют; другой – из летописи о переписи, проведенной монголами; третий – из народной песни о баскаке Щелкане. Учащимся, поработав со вторым документом, нужно определить, о каком событии в нем говориться; пояснить для чего ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников»19; определить, на сколько тяжела была дань, и кто от нее освобождался20.

В двадцатом параграфе «Усиление Московского княжества» дан отрывок из книги историков И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова об Иване Калите. Первое задание направлено на поиск информации об особенностях ордынской политики, используемых Иваном Калитой для укрепления своей власти. Во втором задании нужно объяснить, каким образом Ивану Калите удалось остановить постоянные набеги Орды на Русь. Третье задание о влиянии политики Ивана Калиты на жизнь простых людей подразумевает под собой формулирование вывода учащимися. Четвертое – объяснение смысла фразы: «Пришло время Ивана Калиты»21.

В двадцать первом параграфе «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» даны два отрывка: отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище», повествующий о Куликовской битве, задания к нему отсутствуют; второй отрывок – из «Жития Сергия Радонежского»22. По второму отрывку учащимся предстоит, изучив документ, определить мнение автора о причинах побед русских войск в Куликовской битве и высказать свое мнение по этому поводу. Второе задание направлено на определение того, кем был написан данный документ: современником или человеком, жившим намного позже. И при этом нужно доказать свое мнение. Третье задание предполагает поиск информации из текста для определения характера битвы.

В двадцать втором параграфе «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.» представлены два дополнительных текста. Первый – отрывок из воспоминаний писателя начала XV в. Епифания о Феофане Греке. Во втором тексте представлены два мнения о монгольском нашествии на Русь: А.С. Пушкина и И.Н. Данилевского. Задания даны лишь к отрывку из работы Епифания. Первое задание направляет учащихся на поиск отличительных черт творчества Феофана Грека от творчества художников того времени. Второе требует размышления о роли Феофана Грека в развитии русского искусства23.

В двадцать пятом параграфе «Распад Золотой Орды и его последствия» дан отрывок из описания путешествия венецианского посла А. Контарини. Работа с текстом направляет учащихся на анализ текста с последующим заключением вывода об особенностях политических и хозяйственных связей между Москвой и Астраханью24.

В двадцать шестом параграфе «Московское государство и его соседи во второй половине XV в.» имеются два дополнительных текста: отрывок из «Записок о Московии» германского посла С. Герберштейна о битве на реке Ведроши, задания к нему отсутствуют и отрывок из работы историка В.О. Ключевского о характере княжеской власти. По второму тексту даны два задания: на основании полученной информации определить изменения, произошедшие с княжеской властью в Московском государстве после падения монгольского ига и показать связь между словами «цезарь» и «царь»25.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV – начале XVI в.» приведен отрывок из обращения Марка Эфесского к православным. В первом задании работа учащихся связана с поиском нужной информации из Интернета, а именно – поиска значения незнакомых слов, обнаруженных в данном документе. Второе задание связано с формулированием главной мысли отрывка. Третье задание направлено на работу с основным и дополнительным текстами, по поиску доказательства о том, что автор был участником Флорентийского собора26.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.» дан отрывок из Судебника 1497 г. Работая с данным текстом, учащиеся должны: найти в тексте информацию о том, какие меры применяла власть, для удержания крестьян во владениях служилых людей; определить порядок уплаты пожилого и высказать свою точку зрения об этом27.

В двадцать седьмом параграфе «Формирование культурного пространства единого Российского государства» представлены два дополнительных текста: отрывок из работы Д.С. Лихачева о сборнике сочинений по всемирной истории «Хронограф» и отрывок из изречения историка И.Н. Заволоко о творчестве Андрея Рублева. По первому тексту даны два задания: учащимся нужно определить, о каком произведении идет речь, так как отсутствует его название; поразмышлять о том, как представлял себе ход истории автор этого произведения. Во втором тексте также даны два задания: на основании текста определить особенности творчества Андрея Рублева; провести сравнительный анализ работ Андрея Рублева и мастеров эпохи Возрождения28.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

– дополнительный текст, в виде различных исторических источников, способствует расширению и конкретизации знаний. По данному учебнику под редакцией А.В. Торкунова, на уроках истории России учащиеся шестых классов знакомятся с творчеством таких историков, как Геродот, Прокопий Кесарийский, Рашид-ад-Дин, И.Б. Греков, И.Н. Данилевский, И.Н. Заволоко, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, А.В. Терещенко, Ф.Ф. Шахмагонов; с работами митрополита Марка Эфесского, венецианского посла А. Контарини, германского посла С. Герберштейна, русского поэта А.С. Пушкина, доктора филологических наук Д.С. Лихачева. Учащиеся на уроке и дома могут поработать с отрывками из исторических источников, таких как Галицко-Волынская летопись XIII в., «Древнейшая Правда» Ярослава Мудрого, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, «Записки о Московии» С. Герберштейна, Ипатьевская летопись XV в., «История» Геродота, «История войн» Прокопия Кесарийского, «Мир истории. Русские земли в XIII-XV веках» И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова, «Наброски по варяжскому вопросу» В.О. Ключевского, «Повесть временных лет», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сборник летописей» Рашида-ад-Дина, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Черноризца, «Сказание о Мамаевом побоище», Судебник 1497 г., «Устав Владимира Всеволодовича» Владимира Мономаха, Ярлык хана Узбека митрополиту Петру, «Яса» Чингизхана и т.д.

– дополнительный текст, дает возможность учащимся самостоятельно изучать историю – анализировать, систематизировать, сопоставлять, выбирать, делать выводы, рассуждать, искать информацию из Интернета и других источников, использовать свои знания в повседневной жизни и т.д.

Работа с дополнительным материалом делает урок более интересным и насыщенным различными видами деятельности. Она позволяет учащимся раскрыть свои возможности, получить новые знания, развить свои умения и навыки. А также, приобщает школьников к исследовательской деятельности.

1. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 275 с.

3. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

4. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 77 с.

1 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 175.

2 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 177.

10 ЗАКУП – в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве феодала за “купу”, т.е. заем, в который могли включаться разные ценности – земля, скот, зерно, деньги и пр. Объем работы определялся кредитором. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *