Практикум по главе 1 «Человек в обществе» 10 класс
Дать объяснение понятию общество и его взаимосвязи с природой.
Молодой студент является активным сторонником организации «Грин Пис», в свободное время посещает секцию по изучению наследия восточных народов, на каникулах подрабатывает в кафе быстрого обслуживания.
Вопрос – в какие сферы общества он входит через свою деятельность?
Дать определение понятию «индивид», «»индивидуальность», «личность».
1.Леонардо да Винчи современники описывали как очень красивого мужчину, с благородными манерами и темпераментным характером.
2.Он отличался ещё обширными знаниями в различных областях, активно участвовал в политической жизни, был прекрасным учёным и изобретателем.
Вопрос – что в этом описании характеризует его как индивидуальность, а что как личность?
Дать определение понятию «деятельность» «объект деятельности» и «субъект деятельности».
Укажите субъект объект деятельности в каждом случае.
а) крестьянская реформа 1861 года по отмене крепостного права
б) сбор урожая зерновых в Краснодарском крае
в) первое кругосветное путешествие
Назовите мотивы деятельности.
Определите мотивы деятельности в каждом случае.
а) человек по утрам чистит зубы
б) выступление рабочих в ходе революции 1905 года
в) учащиеся выполняют задание на уроке
Назовите основные виды деятельности человека.
Определите в каждом случае вид деятельности человека.
а) художник нарисовал картину
б) ученики решают задачу на уроке
в) в воскресенье провели соревнование по баскетболу
г) состоялось совещание по вопросам обмена культурными традициями
д) работники цементного завода досрочно выполнили план
Ключ к заданиям практическая работа №1
Социальная – молодой студент
Политическая – сторонник организации «Грин Пис»
Духовная – посещение секции
Экономическая – работает в фирме
а) субъект – правительство; объект – крестьяне
б) субъект – комбайнёры; объект – созревшее зерно
в) субъект – путешественники; объект – новые земли и моря
в) социальная установка
Практическая работа «Деятельность человека»
Сегодня вы изучите одну из основных тем курса «Обществознание», содержащую общую характеристику деятельности как способ бытия человека и общества.
Вам предстоит самостоятельно:
– осмыслить роль деятельности в жизни человека и общества
– понять отличие деятельности человека и поведения животных
– выявить движущие силы деятельности человека
– рассмотреть структуру деятельности
– выявить многообразие видов деятельности.
Тема состоит из 5 учебных элементов (УЭ):
- Сущность деятельности человека
- Проверка правильности составленного конспекта по эталону, оценивание своей работы.
Продолжительность: 2 часа
- Приготовьте тетрадь к работе
- Запишите в тетрадь тему урока
- Как вы думаете, может ли человек в своей жизни ничего не делать? Почему?
- Как влияет на развитие общества деятельность людей?
- В чем отличие деятельности человека и поведения животных? Из приведенного ниже списка выберите особенности деятельности человека и поведения животных:
Это, человека, деятельность, на окружающего, деятельность, форма, мира, активности, направленная, преобразование.
- Деятельность осуществляется для удовлетворения потребностей человека, то есть осознаваемой человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
- Запишите определение понятия «потребность»
3. Выделяют несколько видов потребностей: естественные, социальные, идеальные (духовные). Определите, к каким потребностям относятся следующие явления:
Творчество, пища, самовыражение, общение, отдых, создание культурных ценностей, воздух, социальная активность, вода.
4.Как вы думаете, потребности человека связаны друг с другом? Если да, приведите пример, если нет, объясните почему.
1. Изучите внимательно данные таблицы, соотнесите понятия из 1 столбца с их определениями из 2 столбца.
2.Проанализируйте свою учебную деятельность по предложенному плану (структурные элементы)
Распределите виды деятельности по этим 2 группам: познавательная, трудовая, социально-преобразовательная, прогностическая, ценностно-ориентационная. Можно изобразить в виде схемы.
Проверяем правильность составленного конспекта.
- Человек не может в своей жизни ничего не делать, иначе он погибнет, не сможет развиваться. – 1 балл
- Развитие общества – это результат деятельности людей. – 1 балл
- Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. – 1 балл
- Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.- 1 балл
- Естественные потребности: пища, вода, воздух, отдых
Социальные потребности: творчество, общение, социальная активность.
Идеальные потребности: самовыражение, создание культурных ценностей. – 9 баллов
8. Установите соответствие между структурными элементами деятельности и их сущностью:
– 7 баллов
9. Анализ учебной деятельности – по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов
10. Практическая – трудовая, социально-преобразовательная, духовная – познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая. – 5 баллов
11. Все виды деятельности взаимосвязаны. – 1 балл + по 1 баллу за каждый пример
Качество ответа: «5» – 38 – 45 баллов
«4» – 27 – 37
«3» – 20 – 26
«2» – 19 и менее
Настоящие методические указания предназначены для студентов специальностей
150402 Металлургия цветных металлов15.02.01.Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
при выполнении практических работ по дисциплине «Обществознание». В пособие разработаны и методически распределены практические работы, охватывающие всю программу по данному курсу.
В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».
Выполнение практических работ проводится индивидуальным методом, с дальнейшей защитой практической работы преподавателю.
Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Общие положения о критериях оценки
Балл «5» ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.
Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1«Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Основные институты общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2Духовная культура личности и общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3Экономика как наука. Типы экономических систем
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Особенности современной экономики России
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5Социальная стратификация в современной России. Семья в современном мире.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6Политическая система общества, ее структура. Гражданское общество и государство.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7Государство в политической системе общества. Функции, формы, признаки государства.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8Организация работы с конституцией РФ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9Сочинение-рассуждение «Мой первый опыт работы»
«Конституционное право как отрасль российского права»
Тема: «Организация работы с Конституцией РФ».
– развитие и закрепление навыков работы с Конституцией РФ
– развитие навыков индивидуальной работы
Требования к ЗУНам, компетенциям:
студент должен знать:
– Конституцию – основной закон государства;
– работать искать информацию
Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования Конституции являются следующие категории общественных отношений:
1) права и свободы человека;
2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;
3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.
К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:
1) учредительная, так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы,
2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,
3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,
4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,
5) программная, так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.
Конституция как основа нормативно—правовых отношений и как нормативно—правовой акт обладает следующими свойствами:
а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)
в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,
г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,
Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Она:
1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1, ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо другому;
2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Порядок выполнения работы
- Студенты работают в парах, выполняя свой номер варианта.
- Выполнение заданий, оформление в тетрадях.
- Ответы на контрольные вопросы.
- Защита практической работы преподавателю.
1) Используя текст Конституции РФ, изобразите её структуру в виде схемы, отразив на ней преамбулу, разделы и главы.
2) Опираясь на текст ст. 102 и 103 Конституции РФ, заполните таблицу.
3) Конституция РФ устанавливает ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ. Какие?
4) Заполните таблицу: «Права и свободы человека в РФ».
5) Опираясь на текст ст.93 Конституции РФ, изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры импичмента Президента РФ.
6) Ряд юристов полагает, что помимо личных, политических, социально-экономических прав и свобод человека и гражданина существует ещё и такая группа прав, как права по защите других прав и свобод. Проанализируйте текст главы 2 Конституции РФ и составьте список тех прав, которые, по вашему мнению, могут быть отнесены к данной группе.
1) Изобразите в виде схемы Федеративное устройство России.
2) Заполните таблицу: «Основы конституционного строя».
3) Определите вид перечисленных ниже государственных органов, используя принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная):
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ;
в) Федеральное Собрание России;
г) Генеральный прокурор РФ;
д) Конституционный Суд РФ;
е) Федеральная служба безопасности;
ж) Московский городской суд.
4) Опираясь на статьи Конституции РФ, изобразите схематично компетенцию Президента РФ.
5) Определите вид Конституции РФ по всем известным вам классификациям.
6) Заполните таблицу: «Права и свободы, обязанности человека в РФ».
Вопросы для контроля
1. Когда была принята Конституция РФ? Кем?
2. Назовите основные права и обязанности человека и гражданина?
3. Что такое импичмент президента РФ?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«Теоретические основы трудового права»
Тема: «Сочинение-рассуждение «Мой первый опыт работы» ».
– развитие и закрепление навыков работы различными видами источников
– Основные положения Трудового кодекса РФ;
Трудовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей и иные непосредственно с ними связанные, производственные и трудовые отношения. Нормы трудового права регулируют отношения между людьми в процессе наемного труда, отношения общественной организации труда.
Предмет трудового права — общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда работников на основании трудового договора. Общественные отношения в трудовом праве делятся на: 1) трудовые отношения; 2) отношения, непосредственно связанные с трудом (производные от них). Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Источниками трудового права являются: 1) Конституция РФ: ст. 30 (право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), 37 (право на труд); 2) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ); 3) иные федеральные законы (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и т.д.); 4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 1 ТО «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ»); 5) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); 6) конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 7) акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся а законах, должны соответствовать Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять эту трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Стороны — работодатель и работник. Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, которые подписываются сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой — хранится у работодателя.
Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Материальная ответственность сторон трудового договора — способ защиты права собственности работодателя и работника.
- Студенты работают самостоятельно, выполняя свой номер варианта.
- Выполнение заданий, оформление в тетрадях.
- Ответы на контрольные вопросы.
- Преподаватель оценивает работы, озвучивает лучшие работы.
Студенты работают над темой «Мой первый опыт работы»
Вопрос-рассуждение: первый опыт трудоустройства, заключение договора, вид работы, условия труда, время отдыха.
- Тема практической работы
- Составление плана, написание сочинения-рассуждения
- Устные ответы на контрольные вопросы
- Проверка преподавателем работ, озвучивание лучших работ
1. Что такое трудовые отношения?
2. Что такое трудовой договор? Условия заключения и расторжения трудового договора?
3. Условия труда несовершеннолетних?
2. Боголюбов Л.Н. и др.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.