Методическая разработка тетради по обществознанию для 1-х курсов

Практикум по главе 1 «Человек в обществе» 10 класс

Дать объяснение понятию общество и его взаимосвязи с природой.

Молодой студент является активным сторонником организации «Грин Пис», в свободное время посещает секцию по изучению наследия восточных народов, на каникулах подрабатывает в кафе быстрого обслуживания.

Вопрос – в какие сферы общества он входит через свою деятельность?

Дать определение понятию «индивид», «»индивидуальность», «личность».

1.Леонардо да Винчи современники описывали как очень красивого мужчину, с благородными манерами и темпераментным характером.

2.Он отличался ещё обширными знаниями в различных областях, активно участвовал в политической жизни, был прекрасным учёным и изобретателем.

Вопрос – что в этом описании характеризует его как индивидуальность, а что как личность?

Дать определение понятию «деятельность» «объект деятельности» и «субъект деятельности».

Укажите субъект объект деятельности в каждом случае.

а) крестьянская реформа 1861 года по отмене крепостного права

б) сбор урожая зерновых в Краснодарском крае

в) первое кругосветное путешествие

Назовите мотивы деятельности.

Определите мотивы деятельности в каждом случае.

а) человек по утрам чистит зубы

б) выступление рабочих в ходе революции 1905 года

в) учащиеся выполняют задание на уроке

Назовите основные виды деятельности человека.

Определите в каждом случае вид деятельности человека.

а) художник нарисовал картину

б) ученики решают задачу на уроке

в) в воскресенье провели соревнование по баскетболу

г) состоялось совещание по вопросам обмена культурными традициями

д) работники цементного завода досрочно выполнили план

Ключ к заданиям практическая работа №1

Социальная – молодой студент

Политическая – сторонник организации «Грин Пис»

Духовная – посещение секции

Экономическая – работает в фирме

а) субъект – правительство; объект – крестьяне

б) субъект – комбайнёры; объект – созревшее зерно

в) субъект – путешественники; объект – новые земли и моря

в) социальная установка

Практическая работа «Деятельность человека»

Сегодня вы изучите одну из основных тем курса «Обществознание», содержащую общую характеристику деятельности как способ бытия человека и общества.

Вам предстоит самостоятельно:

– осмыслить роль деятельности в жизни человека и общества

– понять отличие деятельности человека и поведения животных

– выявить движущие силы деятельности человека

– рассмотреть структуру деятельности

– выявить многообразие видов деятельности.

Тема состоит из 5 учебных элементов (УЭ):

  • Сущность деятельности человека
  • Проверка правильности составленного конспекта по эталону, оценивание своей работы.

Продолжительность: 2 часа

  • Приготовьте тетрадь к работе
  • Запишите в тетрадь тему урока
  • Как вы думаете, может ли человек в своей жизни ничего не делать? Почему?
  • Как влияет на развитие общества деятельность людей?
  • В чем отличие деятельности человека и поведения животных? Из приведенного ниже списка выберите особенности деятельности человека и поведения животных:

Это, человека, деятельность, на окружающего, деятельность, форма, мира, активности, направленная, преобразование.

  • Деятельность осуществляется для удовлетворения потребностей человека, то есть осознаваемой человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
  • Запишите определение понятия «потребность»

3. Выделяют несколько видов потребностей: естественные, социальные, идеальные (духовные). Определите, к каким потребностям относятся следующие явления:

Творчество, пища, самовыражение, общение, отдых, создание культурных ценностей, воздух, социальная активность, вода.

4.Как вы думаете, потребности человека связаны друг с другом? Если да, приведите пример, если нет, объясните почему.

1. Изучите внимательно данные таблицы, соотнесите понятия из 1 столбца с их определениями из 2 столбца.

2.Проанализируйте свою учебную деятельность по предложенному плану (структурные элементы)

Распределите виды деятельности по этим 2 группам: познавательная, трудовая, социально-преобразовательная, прогностическая, ценностно-ориентационная. Можно изобразить в виде схемы.

Проверяем правильность составленного конспекта.

  • Человек не может в своей жизни ничего не делать, иначе он погибнет, не сможет развиваться. – 1 балл
  • Развитие общества – это результат деятельности людей. – 1 балл
  • Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. – 1 балл
  • Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.- 1 балл
  • Естественные потребности: пища, вода, воздух, отдых

Социальные потребности: творчество, общение, социальная активность.

Идеальные потребности: самовыражение, создание культурных ценностей. – 9 баллов

8. Установите соответствие между структурными элементами деятельности и их сущностью:

– 7 баллов

9. Анализ учебной деятельности – по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

10. Практическая – трудовая, социально-преобразовательная, духовная – познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая. – 5 баллов

11. Все виды деятельности взаимосвязаны. – 1 балл + по 1 баллу за каждый пример

Качество ответа: «5» – 38 – 45 баллов

«4» – 27 – 37

«3» – 20 – 26

«2» – 19 и менее

Настоящие методические указания предназначены для студентов специальностей

150402 Металлургия цветных металлов15.02.01.Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

при выполнении практических работ по дисциплине «Обществознание». В пособие разработаны и методически распределены практические работы, охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Выполнение практических работ проводится индивидуальным методом, с дальнейшей защитой практической работы преподавателю.

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5» ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1«Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Основные институты общества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2Духовная культура личности и общества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3Экономика как наука. Типы экономических систем

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Особенности современной экономики России

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5Социальная стратификация в современной России. Семья в современном мире.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6Политическая система общества, ее структура. Гражданское общество и государство.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7Государство в политической системе общества. Функции, формы, признаки государства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8Организация работы с конституцией РФ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9Сочинение-рассуждение «Мой первый опыт работы»

«Конституционное право как отрасль российского права»

Тема: «Организация работы с Конституцией РФ».

– развитие и закрепление навыков работы с Конституцией РФ

– развитие навыков индивидуальной работы

Требования к ЗУНам, компетенциям:

студент должен знать:

– Конституцию – основной закон государства;

– работать искать информацию

Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования Конституции являются следующие категории общественных отношений:

1) права и свободы человека;

2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;

3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

1) учредительная, так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы,

2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,

3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,

4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,

5) программная, так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно—правовых отношений и как нормативно—правовой акт обладает следующими свойствами:

а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)

в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,

г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Она:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1, ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Порядок выполнения работы

  • Студенты работают в парах, выполняя свой номер варианта.
  • Выполнение заданий, оформление в тетрадях.
  • Ответы на контрольные вопросы.
  • Защита практической работы преподавателю.

1) Используя текст Конституции РФ, изобразите её структуру в виде схемы, отразив на ней преамбулу, разделы и главы.

2) Опираясь на текст ст. 102 и 103 Конституции РФ, заполните таблицу.

3) Конституция РФ устанавливает ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ. Какие?

4) Заполните таблицу: «Права и свободы человека в РФ».

5) Опираясь на текст ст.93 Конституции РФ, изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры импичмента Президента РФ.

6) Ряд юристов полагает, что помимо личных, политических, социально-экономических прав и свобод человека и гражданина существует ещё и такая группа прав, как права по защите других прав и свобод. Проанализируйте текст главы 2 Конституции РФ и составьте список тех прав, которые, по вашему мнению, могут быть отнесены к данной группе.

1) Изобразите в виде схемы Федеративное устройство России.

2) Заполните таблицу: «Основы конституционного строя».

3) Определите вид перечисленных ниже государственных органов, используя принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная):

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральное Собрание России;

г) Генеральный прокурор РФ;

д) Конституционный Суд РФ;

е) Федеральная служба безопасности;

ж) Московский городской суд.

4) Опираясь на статьи Конституции РФ, изобразите схематично компетенцию Президента РФ.

5) Определите вид Конституции РФ по всем известным вам классификациям.

6) Заполните таблицу: «Права и свободы, обязанности человека в РФ».

Вопросы для контроля

1. Когда была принята Конституция РФ? Кем?

2. Назовите основные права и обязанности человека и гражданина?

3. Что такое импичмент президента РФ?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

«Теоретические основы трудового права»

Тема: «Сочинение-рассуждение «Мой первый опыт работы» ».

– развитие и закрепление навыков работы различными видами источников

– Основные положения Трудового кодекса РФ;

Трудовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующая трудовые отно­шения работников и работодателей и иные непо­средственно с ними связанные, производственные и трудовые отношения.   Нормы трудового права регулируют отноше­ния между людьми в процессе наемного труда, отношения общественной организации труда.

Предмет трудового права — обществен­ные отношения, возникающие в процессе орга­низации и применения труда работников на ос­новании трудового договора. Общественные отношения в трудовом праве делятся на: 1) трудовые отношения; 2) отношения, непосредственно связанные с трудом (производные от них). Трудовые отношения — отношения, осно­ванные на соглашении между работником и ра­ботодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по опреде­ленной специальности, квалификации или долж­ности), подчинении работника правилам внут­реннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым до­говором.Источниками трудового права являются: 1) Конституция РФ: ст. 30 (право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), 34 (пра­во на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательс­кой и иной не запрещенной законом экономической деятельности), 37 (право на труд); 2) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ); 3) иные федеральные законы (ФЗ РФ от 12 янва­ря 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных сою­зах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О кол­лективных договорах и соглашениях», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости на­селения в Российской Федерации» и т.д.); 4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 1 ТО «О проведении аттес­тации государственных гражданских служа­щих РФ»); 5) постановления Правительства РФ и норма­тивные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Пра­вительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний); 6) конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 7) акты органов местного самоуправления и ло­кальные нормативные акты, содержащие нор­мы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся а за­конах, должны соответствовать Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.Трудовой договор — соглашение между ра­ботодателем и работником, в соответствии с ко­торым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевре­менно и в полном размере выплачивать работ­нику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять эту трудовую функцию и соблю­дать действующие в организации правила внут­реннего трудового распорядка. Стороны — работодатель и работник. Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, которые подписы­ваются сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой — хранится у ра­ботодателя.

Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведе­ния, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, со­глашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Материальная ответственность сторон трудового договора — способ защиты права собственности работодателя и работника.

  • Студенты работают самостоятельно, выполняя свой номер варианта.
  • Выполнение заданий, оформление в тетрадях.
  • Ответы на контрольные вопросы.
  • Преподаватель оценивает работы, озвучивает лучшие работы.

Студенты работают над темой «Мой первый опыт работы»

Вопрос-рассуждение: первый опыт трудоустройства, заключение договора, вид работы, условия труда, время отдыха.

  • Тема практической работы
  • Составление плана, написание сочинения-рассуждения
  • Устные ответы на контрольные вопросы
  • Проверка преподавателем работ, озвучивание лучших работ

1. Что такое трудовые отношения?

2. Что такое трудовой договор? Условия заключения и расторжения трудового договора?

3. Условия труда несовершеннолетних?

2. Боголюбов Л.Н. и др.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *