Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе

Магистратура МГУ им. Ломоносова

для выпускников технических и химических факультетов

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе

Колледж экономических международных связей

Для выпускников 9 и 11 классов.

Высшее образование онлайн

Федеральный проект дистанционного образования.

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Технологии будущего

Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир

Студенческие проекты

Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Время: 3 часа 55 минут.

Время выполнения каждого задания (приблизительно)

  • 1.2 или 1.1 – по 20 минут
  • 2.1 или 2.2 – по 25 минут
  • 3.1 или 3.2 – по 20 минут
  • 4 – 25 минут
  • 5 – 145 минут

Задания 1. 1 или 1. 2 (на выбор)

Задания 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 всегда включают в себя всегда прозаические, лиро-эпические или драматические произведения.

  • Внимательно прочитать вопрос.
  • В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2–3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
  • Отобрать из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении (если цитаты большие, их можно сократить).

В приведенном фрагменте (фамилия автора) рассказывается о том, как (указывается основное событие текста).

Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ (Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак).

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста)». И читателю ясно, что (объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину его поступка).

Вот еще предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие второго героя или, если герой один, его действия во второй половине текста)». Действительно, (объясняем, что сделал этот герой), так как (объясняем причину его поступка).

Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос)

ВАЖНО! В задании 1.2 часто встречаются вопросы, касающиеся литературной терминологии. Если вы выбираете отвечать на этот вопрос, то алгоритм будет следующим:

  • Внимательно прочитать вопрос.
  • В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
  • Найти в тексте цитаты, опираясь на которые вы будете отвечать на вопрос.

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем роль термина).

Вот еще предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин)».

Действительно, (доказываем еще раз роль термина), так как (объясняем значимость термина).

Задания 2. 1 или 2. 2 (на выбор)

  • Вспомнить ДРУГОЙ фрагмент из ЭТОГО ЖЕ произведения, но не любой, а исходя из задания.
  • В предложенном вопросе найти главную фразу и вспоминаем 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
  • Отобрать из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении (будет очень хорошо, если ты вспомнишь цитату).

Шаблон тот же, что и для заданий 1.1 и 1.2

Задания 3. 1 или 3. 2 (на выбор)

Эти задания включают в себя всегда лирические произведения.

  • Внимательно прочитать вопрос.
  • В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2-3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
  • Отобрать из стихотворения цитаты, которые отражают вопрос.

В приведенном стихотворении (фамилия автора) автор/поэт/лирический герой/центральный образ/природа изображает/подчеркивает/описывается и так далее.

Давайте обратимся к стихотворению. Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая относится к заданию)». И читателю ясно, что (объясняем, что именно понятно, исходя из ЗАДАНИЯ), потому что (объясняемпочему).

Поэтому-то можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос).

ПОМНИМ про правила цитирования стихотворных текстов (1 строка в кавычках после двоеточия на той же строке, 2, 3, 4 строки – пишем после двоеточия без кавычек, каждую строку с новой строки).

Важно! В задании 3.2 так же, как и 1.2, часто встречаются вопросы, касающиеся литературной терминологии. Если вы выбираете отвечать на этот вопрос, то алгоритм будет следующим:

  • Внимательно прочитать вопрос.
  • В предложенном вопросе найти главную фразу и найти в тексте 2 – 3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
  • Найти в тексте цитаты, опираясь на которые вы будете отвечать на вопрос.

Давайте обратимся к стихотворению. Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, в которой используется данный термин). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем роль термина).

Вот еще предложение: «Выписывается яркая цитата, в которой используется данный термин)». Действительно, (доказываем еще раз роль термина), так как (объясняем значимость термина).

Задание 4

Всегда связано со стихотворением из 3 задания – это сравнение/ сопоставление двух стихотворных произведений (приведенного и из 3 задания).

  • Внимательно прочитать вопрос.
  • В задании будет указать либо сходства, либо различия, либо и то, и другое в стихотворениях.
  • Найти в тексте цитаты, опираясь на которые ты будешь отвечать на вопрос.

То есть нужно выписать цитаты из 2 стихотворений и прокомментировать ОБЕ, исходя из задания.

Так в чем же сходство/различие этих лирических произведений?

Давайте обратимся к стихотворению (автор). (Сначала сравниваем по одному признаку сходства/различия) Цитата: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая будет доказательством сходства/различия). И читателю ясно, что (объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем).

Возьмем для примера цитату (приводим цитату из другого стихотворения, указываем автора): «Выписывается цитата, которая также будет доказывать/показывать сходство/различие с первым стихотворением)».

(Дальше берем еще один признак и сравниваем по нему так же, как сравнивали по первому признаку).

Действительно, (доказываем еще раз), так как (объясняем).

Итак, можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленный вопрос).

Важно! Не «прыгать» и не переводить тему. Сначала выбрать 1 признак для сравнения. От него не уходи, по нему и сравнивай! Далее переходи к следующему признаку и уже сравнивай по нему.

Задание 5. 1-5

План написания сочинения

– может частично включать ответ на поставленный вопрос;

– может выражать ваше мнение (но только если в задании оно спрашивается!);

– литературный термин;

– биографические данные автора;

– сведения о произведении;

– отсылка ко времени.

2. Основная часть (анализ литературного произведения – НЕ ПЕРЕСКАЗ!) – не менее 2-х абзацев. Привлечение текста!

– обозначить проблему;

– выразить позицию автора и вашу (если спрашивается в задании);

– привести цитаты (в каждом абзаце в основной части, то есть минимум 2 цитаты);

– использовать теоретические понятия.

– должно перекликаться со вступлением;

– должен присутствовать краткий ответ на поставленный вопрос;

– необходимо подвести итог.

Секреты подготовки к ОГЭ по литературе

Почему одним удается сдать ОГЭ по литературе на высокие баллы, а другим нет? Расскажем о секретах подготовки к этому экзамену.

Во-первых, обязательно читайте справочники и учебники. Они помогут вам понять произведения, написанные сотни лет назад. Например, «Слово о полку Игореве» может показаться непонятным, если не знать, когда оно было написано, что тогда происходило на Руси. Сложной для восприятия современного школьника может оказаться и литература 18 века, представленная в ОГЭ произведениями Ломоносова и Державина. Поэтому без учебников не обойтись.

А смысл рассказа «Матренин двор» Солженицына подчеркнет цитата:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Цитаты нужно использовать в последнем задании – сочинении. Тогда вы не потеряете балл по критерию «Привлечение текста произведения для аргументации». Только не стоит учить первые попавшиеся цитаты из книг. Почитайте учебники и справочники – там указаны ключевые слова.

В-третьих, выучите несколько шаблонов. Это так называемые фразы-клише. С их помощью вы легко напишете сочинение и развернутые ответы.

Например, для задания 1.1.3 можно использовать фразы-заготовки:

Развернутый ответ на вопрос 1.2.3 начните со следующих клише:

Тема (природы, любви и т.п. – подставить нужное) в двух стихотворениях раскрывается с разных сторон.

В-четвертых, помните, что развернутые ответы на вопросы 1.1.1, 1.1.2 и 1.2.1 и 1.2.2 можно начать очень просто. Вам нужно всего лишь перефразировать вопрос в задании в первую фразу ответа.

В-пятых, повторите автора, название и жанр изучаемых произведений. Запомните имена героев книг. Иначе можно допустить фактическую ошибку и потерять баллы.

Что делать, если вы не помните жанр книги? Тогда пишите слово «произведение». К примеру, вместо «В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» используйте «В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

В-шестых, пишите конспекты. Ведение записей поможет вам лучше запомнить материал.

И наконец, наберитесь сил перед экзаменом – хорошенько выспитесь и позавтракайте. Спокойствие и уверенность в своих знаниях – ваши лучшие помощники на ОГЭ.

Автор статьи Анна Беляева

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Секреты подготовки к ОГЭ по литературе» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Программа для подготовки к ОГЭ по литературе

Подготовка к ОГЭ по литературе включает в себя несколько составляющих.

Первая – чтение текстов художественных произведений.

Вторая – изучение теории литературы.

Третья – отработка сочинений и практика в написании развернутых ответов.

Справочники и учебники будут хорошей помощью при к экзамену.

При этом не стоит сначала читать тексты, потом учить теорию и только потом переходить к сочинениям. Лучше всего делать это одновременно.

Например, вы начинаете с древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Сперва прочитайте текст произведения. Потом – его анализ в справочнике. Изучите в учебнике раздел, посвященный «Слову о полку Игореве». Найдите вариант тренировочной работы с этим произведением. Потренируйтесь писать развернутые ответы. Откройте примерные темы сочинений. Напишите два-три сочинения на разные темы по «Слову о полку Игореве». И перед экзаменом останется только пролистнуть тетрадь и освежить знания.

Потом переходите к произведениям по литературе 18 века. Прочитайте теоретический раздел в справочнике или учебнике, где рассказывается о классицизме. Вы поймете, что общего есть у произведений Ломоносова, Державина и Фонвизина.
Произведения, которые входят в ОГЭ по литературе, делятся на несколько периодов:

1) Древнерусская литература

2) Литература 18 века

3) Литература первой половины 19 века

4) Литература второй половины 19 века

5) Литература 20 века

6) Зарубежная литература

Изучайте эти разделы по порядку. Читайте произведения из каждого пункта и пишите конспекты по ним. Особое внимание уделите следующим книгам:

— «Горе от ума»

— «Евгений Онегин»

— «Капитанская дочка»

— «Герой нашего времени»

— «После бала»

— «Мертвые души»

— «Матренин двор»

— «Судьба человека»

Именно эти произведения чаще всего попадаются в первой части и в темах сочинений во второй части ОГЭ по литературе.

Обязательно изучите критерии оценки. Посмотрите, за что ставят баллы. Также в критериях вы увидите, где можно потерять баллы. Например, баллы можно потерять, если просто пересказать книгу. Важно анализировать текст. То есть не рассказывайте о том, что делал Печорин в главе «Бэла», а охарактеризуйте его поведение. Подумать, в чем была идея автора и что он хотел выразить своим произведением.

Спланируйте время при подготовке к ОГЭ. Лучше начать готовиться за несколько месяцев до экзамена – при условии, что большую часть произведений вы уже прочитали. Тогда за пару недель перед ОГЭ по литературе останется просто повторить материал. Накануне экзамена просто пробегитесь по всем темам и подучите самое сложное для вас.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Программа для подготовки к ОГЭ по литературе» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *