Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании

Галерея

Победители районного конкурса педагогических достижений 2020-2021 года

Победители районного конкурса педагогических достижений 2019-2020 года

Победители районного конкурса педагогических достижений 2018-2019 года

Победители районного конкурса педагогических достижений 2017-2018 года

Победители районного конкурса педагогических достижений 2016-2017 года

О сайте

Сетевое издание  «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» www. fond21veka. ru является официально зарегистрированным в РФ средством массовой информации. Сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-82417 от 30. 2021 года. Опубликованные в сетевом издании материалы являются авторскими и представлены на сайте исключительно для ознакомле-ния. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакцией сетевого издания выступает  ИП Гильмиев Марат Рафилевич (ИНН 165506551997, ОГРНИП 317169000068952). Полная контактная информация представлена ниже и на данной странице.

К сведению пользователей

Запольских Таисия Борисовна, преподаватель

МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Свиридова»

Тема: «Каким должен быть педагог дополнительного образования»

Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе. Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности. Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.

Области деятельности педагога дополнительного образования:

  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство (ИЗО и ДПИ);
  • физкультура и оздоровление.

Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.

Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути. Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение. Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества.

  • Педагог дополнительного образования должен иметь соответствующее образование: диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
  • диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.

Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.

Чтобы стать педагогом дополнительного образования, прежде всего, необходимо иметь к этому призвание, желание делиться с детьми своим мастерством (соответственно, обладать этим мастерством), во-вторых, «иметь в руках» профессию, или лучше сказать, мастерство, и, в-третьих, обладать рядом важных педагогических компетенций, основные из которых – гибкость, мобильность, современность, харизматичность, эмоциональный интеллект.

Материал основан по ссылке:

13 октября 2021 г. 12:00

В 2021-2022 учебном году уже ставшие традиционными методические мероприятия будут организованы по новой схеме. Методисты учреждений дополнительного образования города Костромы сформулировали свои предложения на семинары по актуальным методическим темам, занятия для молодых педагогов, а также – запрос на проблемную тему, вопрос, на который они сами хотели бы получить ответ. Среди методических тем: «Траектории социального партнерства в дополнительном образовании», «Формирование компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной программы», «Инновационные формы организации досуга обучающихся» и т. В октябре коллег приглашает на свои мероприятия «Детский морской центр».

План методических мероприятий учреждений дополнительного образования г. Костромы на 2021-2022 учебный год прилагается:

Организатор
Название семинара
Категория темы семинара
(методическая, проблемная,
для молодых педагогов)
Дата проведения

Октябрь

«Детский морской центр»
Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: возможности и варианты (ведущий спикер: к. , доцент Л. Уварова)
Для молодых педагогов
14 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Траектории социального партнерства в дополнительном образовании (ведущий спикер: старший методист Е. Смирнов)
Методическая
21 октября, 11:30

«Детский морской центр»
Музейная педагогика и краеведение в дополнительном образовании: от опыта прошлого к делам настоящего (ведущие спикеры: старший методист Е. Смирнов; к. , зав. кафедрой КОИРО Н. Пигалева)
Методическая
Дата уточняется

Ноябрь

ДДТ «Жемчужина»
Уровень формирования компетенций как показатель освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Проблемная. Методический семинар
17. 2021

ДДТ «Жемчужина»
Навыки организации и распределения времени в учебном процессе (как один из вопросов в рамках большой темы подготовки педагога к занятиям)
Для молодых педагогов
Дата уточняется

ДДТ «Жемчужина»
Совершенствование системы взаимодействия учреждений дополнительного образования муниципального и регионального уровней. Проблемная. Методическуий семинар. Дата уточняется

Декабрь

«ЭКОсфера»
Семинар «Педагогическая мастерская. Система подготовки участников к конкурсам исследовательских и проектных работ»
для молодых специалистов
Дата уточняется

Январь

ДЮЦ «АРС»
Инновационные формы организации досуга учащихся УДО
методическая
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
Дефицит кадров в дополнительном образовании детей. Возможные пути решения проблемы. проблемная
Январь 2022

ДЮЦ «АРС»
“О наставники наши и менторы!” Учимся писать педагогическое эссе
лаборатория творчества для молодых
Январь 2022

Февраль

ДЮЦ «Ровесник»
Лаборатория “Наставничество, как механизм адаптации молодого педагога. Опыт ДЮЦ “Ровесник”
для молодых педагогов
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
Митап “Организация деятельности разновозрастных отрядов, как место самореализации педагогов учреждения”
методическая
Февраль 2022

ДЮЦ «Ровесник»
“Современный тезаурус игрового пространства учреждения”
проблемная
Февраль 2022

«ЭКОсфера»
Мастер класс «Постановка практических опытов и организация наблюдений за природными объектами в рамках образовательной деятельности»
методическая
Февраль 2022

Март

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дополнительного образования. Опыт работы ЦДТ “Ипатьевская слобода”
методическая
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Психологический тренинг с элементами арттерапии “Мир вокруг меня”. для молодых специалистов
март 2022

ЦДТ “Ипатьевская слобода”
Рабочее время педагога дополнительного образования
проблемная тема
март 2022

ДЮЦ “Заволжье”
Контроль за процессом и результативностью работы с одаренными детьми
для молодых специалистов
март 2022

Апрель

ЦВР “Беркут”
“Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ”. Для молодых педагогоа
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Способы педагогической диагностики деятельности детского объединения и педагога дополнительного образования”
методическая
Апрель 2022

ЦВР “Беркут”
“Организация и методическое сопровождение аттестации педагогов учреждений дополнительного образования”
проблемная
Апрель 2022

ДДТ Жемчужина
Реабилитация творчеством детей с ОВЗ: острое недоразвитие речи. ( Проект сетевого взаимодействия ДДТ “Жемчужина и Ценрта развития ребенка ДС № 67)
Методический семинар
Апрель 2022

Май

ЦТР «Академия»
Разработка программ нового поколения (в рамках программы создания новых мест в дополнительном образовании)
методическая
Май 2022

ЦТР «Академия»
Организация платных образовательных услуг
проблемная
Май 2022

ЦТР «Академия»
Содержание современного дополнительного образования. Актуальные тренды
для молодых специалистов
Май 2022

Дополнительное образование является
сегодня, пожалуй, одной из самых динамичных и
развивающихся образовательных систем: она
наиболее открыта и свободна от стандартного
подхода (постоянно обновляется его содержание,
методы и формы работы с детьми), возможна
творческая авторская позиция педагога. Важным
фактором реализации такой деятельности является
ее инновационное, научное и системное
методическое сопровождение. В то же время, в
организациях дополнительного образования
очевиден диссонанс между базовой подготовкой и
теми реалиями, с которыми сталкивается
современная организация образования;
наблюдается полное отсутствие или недостаточное
развитие деятельности методических служб. Отсутствие стабильного наследия методической
деятельности, с одной стороны, вроде бы создает
условия для свободного развития объединений
различного профилей и направлений и их
воспитанников, с другой же стороны, позволяет
ряду объединений пребывать в состоянии
стагнации, оставаясь фактически на уровне
внешкольной и кружковой работы. В течение многих
лет методические службы выступали как
“транслятор” инструкций, приказов,
распоряжений, методик, обеспечивая обязательный
характер их внедрения, занимались
осуществлением контролирующей функции.

За последние годы в соответствии с
требованиями времени методическая служба в
организациях дополнительного образования
претерпевает существенные изменения: обновились
ее задачи, функции, формы организации
деятельности. Начался поиск приемлемой модели
методического сопровождения
учебно-воспитательного процесса.

Древние римляне говорили: “Кто не
движется вперед, отстает”, но обязательно при
этом уточняли: “Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для
чего? Каким образом? Когда?” На эти семь
риторических вопросов попробуем ответить на
примере работы научно-методического центра и
педагогического коллектива областного Дворца
детей и юношества (ДДиЮ). Методическая служба
ведет свою историю со дня открытия Дворца детей и
юношества. В разные годы ее возглавляли
известные педагоги-методисты: Маркина Л. ,
Маркашова Л. , Абрамова Н. , Меньшикова Л. ,
Толоконникова Н.

Методическая служба областного ДДиЮ
сегодня – это, прежде всего, отдел
организационно-методической работы, внутри
которого осуществляет свою деятельность
научно-методический Центр и методисты отделов по
направлениям работы Дворца. Первый опыт
объединения науки и практики мы приобрели,
создав инициативную группу для разработки
Концепции развития воспитательной системы и
Комплексной программы воспитания и развития
личности “Жас урпак” с пятиступенчатой моделью
развития личности. Апробируя модель, начали
эксперимент, цель которого – создание условий
для научно-методического обеспечения
образовательного процесса Дворца детей и
юношества. При разработке подходов к
научно-методическому обеспечению
учебно-воспитательного процесса Дворца детей и
юношества были выявлены проблемные зоны: система
ДДиЮ претерпевала изменения, переходя из режима
функционирования в режим развития; остро стоял
вопрос о подготовке и повышении квалификации
педагогов дополнительного образования,
программно-методическом обеспечении их
деятельности, базирующемся на научном подходе,
внедрении новых методик и педагогических
технологий в образовательный процесс;
наблюдалась недостаточная мотивация педагогов к
осмыслению, самоанализу и рефлексии своего
опыта, изучению и внедрению инновационных форм
работы в свою практическую деятельность; выявлен
информационный голод и необходимость обновления
и усовершенствования материально- технической
базы ДДиЮ.

Анализ кадрового потенциала ДДиЮ
показал, что 71% педагогов ДДиЮ имеют высшее
образование, 4%- незаконченное высшее, остальные-
среднеспециальное, из них имеют высшую категорию
–31%, 1 категорию- 28%, 2 категорию – 30 %. Таким
образом, штаты Дворца детей и юношества
укомплектованы высококвалифицированными
кадрами. Однако, по Карагандинской области
предстает далеко не радужная картина. В системе
многопрофильных организаций дополнительного
образования области всего 43,8% работников имеют
высшее образование, 28,4 % – среднее специальное, 2,4 %
– неспециалисты. Также анализ выявил
несовершенность системы повышения квалификации
педагогов дополнительного образования, как в
области, так и в республике; отсутствие
полноценного программного обеспечения системы
дополнительного образования.

В результате проведенной
аналитической работы сформировалось
“проблемное поле” системы дополнительного
образования. Выявленные проблемы нашли свое
разрешение в разработке, апробации и
осуществлении на практике экспериментального
проекта “Создание модели методического
сопровождения образовательного процесса” на
базе Карагандинского Дворца детей и юношества. В
ходе экспериментальной деятельности под
руководством администрации и
научно-методического центра была:

  • создана и апробирована на практике внутренняя
    система повышения квалификации “Педагогическая
    академия” (в ней 5 основных и 4 специальных курса);
  • разработаны механизмы интеграции своих
    педагогических находок через работу “Открытой
    педагогической мастерской” (в ней 3 секции для
    педагогов области: “Школа вожатых”, “Первая
    ступень” для заместителей директора по
    воспитательной работе школ области,
    “Внешкольник”- для администрации, педагогов
    организаций дополнительного образования);
  • начато функционирование системы
    мониторингового отслеживания педагогического
    процесса через деятельность мониторинговой
    группы “Экспериментально-методической службы”;
  • расширено пространство для педагогического
    творчества через организацию секции
    педагогических исследований при Малой Академии
    юных исследователей ДДиЮ;
  • разработаны методические рекомендации по
    созданию авторских образовательных программ и
    нарабатывается механизм отслеживания
    деятельности педагогов-исследователей через
    работу “Экспериментально-методической службы”;
  • начата работа по обновлению дополнительных
    образовательных программ за счет создания,
    апробации и рекомендации экспериментальных и
    авторских программ (апробированы и утверждены 3
    авторские программы);
  • оказана консультативная и практическая помощь
    образовательным организациям в реализации
    процесса дополнительного образования детей;
  • выработана единая педагогическая позиция через
    разработанную концептуальную программу
    воспитания и развития личности “Жас урпак”
    ДДиЮ, позволяющую формировать мировоззренческую
    культуру ребенка;
  • разработана модель психолого-педагогического
    сопровождения образовательного процесса,
    которая охватывает все основные направления
    деятельности образовательной организации через
    системную интегрированную работу
    психолога-методиста (психолога образования) и
    диспетчерской службы, состоящей из социального
    педагога и психолога-консультанта;
  • начата работа по интеграции и преемственности
    основного общего и дополнительного образования,
    созданию единого
    воспитательно-образовательного пространства
    через деятельность “Открытой педагогической
    мастерской”.

Разумное сочетание традиционных и
инновационных форм в работе “Педагогической
академии” имеет своей целью, прежде всего,
стимулирование процесса саморазвития педагогов. Среди этих форм – специализированные курсы для
педагогов ДДиЮ: “Методическая грамотность”,
“Психологическая азбука”, “Игровые
технологии”, “Этнопедагогика” и др. ; панорамы
открытых занятий, педагогические, родительские
гостиные и творческие мастерские, мастер-классы,
педагогические чтения, конкурсы методических
работ, организационно-деятельностные игры,
психологические тренинги, а также организация и
работа на базе ДДиЮ 15 экспериментальных площадок
педагогов-экспериментаторов, совместное
социально-педагогическое и научно-методическое
творчество ученых, педагогов, родителей.

Только в прошлом учебном году педагоги
ДДиЮ повысили профессиональное мастерство: в ИПК
и ПГСРО (республиканском и областном) – 6 человек,
в ближнем зарубежье – 2, в республике Казахстан –
5; посетили 8-14 часовые краткосрочные курсы 6
наименований “Школы педагога” 37 педагогов, что
составляет 44,6 % от общего контингента основного
педагогического состава, с выдачей 124
сертификатов участия. 81% педагогов ДДиЮ владеют
основами компьютерной грамотности. 9%
педагогического коллектива приняли участие в
работе секции педагогических исследований,
представив свои исследовательские работы.

В настоящее время, когда
дополнительное образование становится
практически на одну ступень с общим
образованием, возникает необходимость поиска
новых форм и методов организации
образовательного процесса. Профессиональный и
общекультурный уровень педагога, главного
субъекта этого образовательного процесса, во
многом зависит от его информированности. Эту
функцию в ДДиЮ выполняет
информационно-методический кабинет (с созданной
медиатекой), цель которого – создание системы
информационного сервиса, издание методической
продукции и распространение методических
знаний, а также изучение и распространение
передового педагогического опыта.

С этой целью с февраля по апрель 2004
года был организован и проведен областной
конкурс методических работ педагогов
дополнительного образования “Методический
вернисаж” по 4 номинациям: “Обучение +
увлечение”, “Моя образовательная программа”,
“Мы печатаемся”, “Созвездие игры”. Такой
конкурс по своей сути представляет панораму
передового опыта, позволяет педагогическим
коллективам области лучше узнать своих коллег, а
участникам – получить позитивную,
доброжелательную оценку своей деятельности. Участие в конкурсе потребовало большой
теоретической и методической подготовки,
побудило педагогов к рефлексии своей
деятельности. Финал же – это всегда праздник,
новая ступень к мастерству и профессионализму,
которые задают очередную более высокую планку и
рождают стимулы к дальнейшему росту.

Сегодня мы можем сказать, что у нас
накопился определенный опыт в систематизации и
стабилизации методической работы, но это не
значит, что мы удовлетворены достигнутыми
результатами, мы продолжаем поиск путей решения
обозначенных проблем. Еще не разработан механизм
выявления, обобщения и распространения
передового педагогического опыта работы в ДДиЮ. Не сформирован механизм межведомственного
сотрудничества в подготовке и переподготовке
педагогических кадров. В организациях
дополнительного образования немало
педагогов-практиков высшей квалификационной
категории, которые могли бы разрешить эту
проблему, и такое взаимодействие будет
способствовать изучению, обобщению и внедрению
инновационного опыта в педагогическую практику,
позволит привлечь внимание ученых, педагогов к
разработке воспитательных и развивающих
программ, методик и технологий, поиску
оптимальных вариантов научно-методического и
информационного обеспечения деятельности
организаций дополнительного образования.

За научно-методическим обеспечением
педагогической деятельности – будущее. Именно
благодаря нему мы сможем поднять на новый, более
высокий уровень качество педагогического труда,
повысить мотивацию педагога к
самосовершенствованию, саморегуляции и
самореализации.

В статье раскрывается опыт организации методической деятельности в государственном автономном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» через использование активных форм взаимодействия с организациями дополнительного образования Оренбургской области. Материал может быть интересен руководителям и педагогическим работникам системы дополнительного образования.

Пустыльникова,методист высшей квалификационной категории отдел «Центр научно-методического сопровождения «Поиск» АУДО ООДТДМ им. Поляничко, Россия, Оренбург

Кравец, доцент, к. , кафедра управление образованием, ФГБОУ ВО «ОГПУ», Россия, Оренбург

Методическая деятельность государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» (ГАУДО ООДТДМ имени В. Поляничко), имея системный характер, представляет собой целенаправленную работу по развитию системы дополнительного образования и профессиональному развитию педагогов области. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в педагогическую практику современные и эффективные приемы и способы обучения, воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

Методическая деятельность ООДТДМ реализуется в соответствии с задачами, потребностями, возможностями развития региона. Рассматривая методическую деятельность в таком ракурсе, необходимо отметить, что её структура и содержание закономерно отражают:

  • стратегические задачи организации, связанные с поиском эффективных путей решения актуальных проблем;
  • согласование мотивов и интересов педагогического коллектива с задачами развития организации;
  • технологическое обеспечение образовательного процесса на высоком качественном уровне в соответствии с требованиями.

С 2021 года ООДТДМ имеет статус Регионального ресурсного центра развития системы дополнительного образования Оренбургской области по художественному и социально-гуманитарному направлениям. Одной из его задач является методическое сопровождение педагогических работников организаций дополнительного образования области по данным направлениям:

  • научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение обновления нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательной деятельности ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • систематизация информационного банка данных и совершенствование системы мониторинга деятельности организаций дополнительного образования области;
  • повышение профессионального мастерства, методической и правовой грамотности педагогических кадров ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • разработка и реализация индивидуального маршрута методического сопровождения муниципальных организаций дополнительного образования;
  • координация деятельности педагогических работников ООДТДМ и организаций дополнительного образования области по разработке и апробации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению образовательного процесса в организации дополнительного образования.

Данная организация оказывает методическую, экспертную и информационно-аналитическую поддержку организациям дополнительного образования области через подготовку и проведение мероприятий для педагогических работников и их руководителей.

В 2021 году проведено 101 областное методическое мероприятие (вебинары, мастер-классы, практические семинары, совещания, стажерские площадки) с общим охватом – 12080 человек. Тематика проводимых мероприятий определялась с учетом выявленных затруднений педагогических работников области: разработка программно-методической документации и локальной нормативной базы организации; совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ; поиск эффективных и современных путей реализации потребностей талантливой молодёжи; организация эффективного учебного занятия и т.

Методическая служба ООДТДМ использовала в своей работе активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания и диагностики качества образовательных услуг.

Наиболее востребованной в условиях эпидемиологической обстановки информационно-образовательных сред является система видеоконференцсвязи, которая позволяет повысить качество проведения методических мероприятий, оперативно довести необходимую информацию до наибольшего количества педагогических работников организаций дополнительного образования области, значительно увеличить охват участников.

В режиме онлайн методисты и педагоги муниципальных образовательных организаций области (42 территории) обменивались инновационным опытом, расширяли профессиональные знания, знакомились с педагогическими инновациями. Данная технология предоставляет уникальную возможность для укрепления взаимодействия и сотрудничества между специалистами, имеющими потребность в профессиональном развитии, создавая профессионально-ориентированную образовательную среду.

Тематика вебинаров затрагивала различные стороны деятельности системы дополнительного образования, которые вызывают повышенный интерес у целевой аудитории, дают возможность участникам не только получать информацию по определенным вопросам, но и использовать данный материал в своей деятельности. Темы проведенных вебинаров: «Профилактика эмоционального выгорания педагогических кадров»; «Работа классного руководителя с родителями как одно из направлений воспитательной работы»; «Использование метода музыкотерапии на занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах»; «Использование мнемотехники в образовательном процессе организаций дополнительного образования»; «Опыт. Впечатления. Возможности» с педагогическими работниками – победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и др.

Из разнообразных форм методической работы в образовательной организации консультирование отличается особенной направленностью воздействия. Педагогический коллектив регионального ресурсного центра ООДТДМ оказывает квалифицированную методическую помощь руководящему звену и педагогическим работникам организаций дополнительного образования области в форме консультаций. Формат данной деятельности очный, дистанционный, с помощью видеоконференцсвязи и электронной почты.

Для данной категории работников ежедневно проводятся тематические консультации, позволяющие глубоко и разносторонне рассмотреть определенный вопрос. Темы консультаций: «Областные конкурсы профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования: порядок и содержание конкурсов, методические рекомендации по подготовке»; «Информационно-методическое обеспечения образовательного процесса»; «Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения»; «Вопрос оформления и сопровождения официального сайта организации с педагогическими работниками организаций дополнительного образования области»; «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников организаций дополнительного образования области»; «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»; «Мониторинговые исследования воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях» и др.

Следующей формой организации методической работы являются организованные методические выезды (посещения) с целью знакомства, изучения деятельности организации дополнительного образования по месту ее нахождения. Данная форма способствует налаживанию личных профессиональных контактов, оказанию методической помощи. В процессе выездных мероприятий, проводится экспресс-мониторинг состояния локальной документации организации и программно-методических материалов; посещаются занятия детских творческих объединений; организовываются методические совещания; определяются маршруты методической помощи.

Для молодых специалистов системы дополнительного образования детей области с целью совершенствования личностного роста ООДТДМ реализует проект «Педагогическая мастерская». Цель проекта: содействие профессиональному становлению и развитию личности педагогов посредством оказания профессиональной помощи в решении педагогических проблем с учетом специфики и особенностей работы, современных принципов и подходов к обновлению содержания дополнительного образования. Содержание деятельности проекта определяется законодательными документами в сфере образования, тенденциями развития педагогической науки и практики, квалификационными характеристиками должностей работников образования и включает в себя два блока – диагностический и образовательный. Кроме того, используются такие формы работы с молодыми педагогическими кадрами как система наставничества, обучение начинающих педагогов.

Только содружество, сотворчество и сотрудничество являются основными стимулами формирования механизмов личностного саморазвития педагогов с достаточным опытом работы и молодых специалистов, повышения и развития их ключевых компетенций.

Современное дополнительное образование предъявляет все новые требования к педагогическим кадрам системы, их профессиональной компетентности. Создание условий для повышения профессионализма педагогов дополнительного образования области всегда было актуальной задачей методической службы ООДТДМ. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогических кадров, участие в которых стимулирует к самообразованию, развивает интерес к методическому поиску, инновационной деятельности, творчеству педагогов.

Цель конкурса: создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост педагогов дополнительного образования детей. Конкурс проводился по восьми номинациям: «Педагог дополнительного образования по художественной направленности»; «Педагог дополнительного образования по технической направленности»; «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности»; «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности»; «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности»; «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности»; «Профессиональный дебют»; «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью».

В 2021 году в данном конкурсе ООДТДМ представляли два педагога дополнительного образования в номинациях «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» (отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период») и номинация «Педагог дополнительного образования по технической направленности» (отдел «Центр информационных технологий»). По результатам конкурса они стали обладателями дипломов лауреата I степени.

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности, и ее результатов. Разработка методической продукции организации – один из способов выражения и распространения методических знаний.

Выявление лучших методических материалов, ориентированных на обновление содержания и технологий дополнительного образования является целью межрегионального конкурса методических материалов «Педагогический поиск». Проведение конкурса показало, что педагогические работники организаций дополнительного образования используют в своей работе разнообразные методические материалы различного вида, уровня и предназначения.

Конкурс проводился по следующим номинациям:

  • «Формы и методы организации досуговой деятельности в организациях дополнительного образования»;
  • «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в системе дополнительного образования»;
  • «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»;
  • «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в условиях дополнительного образования»;
  • «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования»;
  • «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период»;
  • «Здоровьесбережение и профилактическая работа с несовершеннолетними».

На конкурс принимались следующие виды методической продукции:

  • учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • обобщение педагогического опыта (систематизированное описание какого-либо конкретного педагогического опыта либо организации, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в организации дополнительного образования);
  • методические кейсы (комплект методических материалов по определенной тематике, включающий программно-методическое, дидактическое сопровождение образовательного процесса).

Педагогические работники ООДТДМ приняли активное участие в данном конкурсе и были награждены дипломами в номинациях: «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»; «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования» и «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период».

Таким образом, организация методической работы ООДТДМ с использованием разнообразных форм взаимодействия способствует обновлению содержания образования в соответствии с современными требованиями и запросами, повышению профессионального развития педагогических работников, распространению инновационного педагогического опыта в системе дополнительного образования области.

Лапковская С. Подготовка педагогов дополнительного образования к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. 2019. № 6. 64-69.

Прохорова М. Организационно-управленческие условия развития методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6. 66-68.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Примерная модель занятия в ОУ ДОД

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности  и  мобильности  (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий

Тип занятияОсновные элементы структуры занятия
Комбинированное занятиеОрганизационная часть
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания. Изложение нового материала. Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике. Занятие сообщения и усвоения новых знанийОрганизационная часть
Изложение нового материала и закрепление его. Занятие повторения и обобщения полученных знаний
Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы. Занятие применения знаний, умений и навыковОрганизационная часть
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:

  • репродуктивный;
  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
  • психологические тесты;
  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
  • психологический театр;
  • деловая игра.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятияНетрадиционные  занятия
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений. Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы –  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек природа» и т. Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми. Утренник, праздник т. Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Примерный план занятия

Цель, задачи занятия

Оборудование, дидактический материал

Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.