Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь…. Читать полностью

Баласанова Ольга Валентиновна,

МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Её можно определить как повседневную «мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней (Издательство «Просвещение»).

На уроках физики учитель формирует естественнонаучное познание, используя методы эмпирического и теоретического исследования, индукцию, дедукцию, анализ, обобщение и многое другое. Но выходя из-за парты, ученик «отсеивает» учебный материал, поэтому в «сухом остатке» должны остаться умения, которые мы и называем функциональной грамотностью.

Предметная область физики пересекается с областями многих других наук, что делает ее изучение сложным для большой категории обучающихся. Задача учителя сориентировать учеников на те аспекты предмета, которые будут им необходимы здесь и сейчас, при этом сформировать УУД и получить высокие результаты не только предметные, но метапредметные и личностные.

Можно выделить «три кита» естественнонаучной грамотности, которые невозможно отделить от современного понимания окружающего мира и явлений:

– читательская грамотность;

– математическая грамотность;

– цифровая грамотность.

Для достижения высоких результатов необходимо, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель. И этот комплексный подход должен затрагивать все три грамотности в совокупности, поэтому для оценивая любых функций не подходит обычная пятибалльная система.

При разборе заданий, оценивающих естественнонаучную грамотность, необходимо выделить уровень сформированности математической и читательской грамотности. Для этого я использую сигнальный лист, в котором маркерами зеленого, желтого и красного цвета отмечаю результаты учеников: зеленый цвет – высокий уровень, желтый цвет – средний уровень, красный цвет (цвет тревоги) – низкий результат. Пример:

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

При систематическом подходе видна динамика каждого обучающегося.

Внимательно изучив задания из открытого банка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», я составила примеры заданий, которые можно использовать при формировании естественнонаучной грамотности на уроках физики:

«Гель для душа»

Вы держите в руках флакон, в котором находится гель для душа. Внимательно изучите этикетку. Предложите способы определения плотности геля. Определимте, какой способ будет наиболее точным. С какими трудностями вы столкнётесь? Составьте план работы. Оформите итоговое решение. (Пояснение: можно использовать флакон любого средства)

«Работа и мощность»

Андрей коллекционирует различные этикетки продуктов питания. Рассматривая их, он увидел, что на этикетках присутствуют различные термины, и некоторые можно встретить абсолютно на всех этикетках.

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

1. Помогите Андрею найти термины, которые присутствуют на всех трех этикетках:

2. Андрей решил проверить, как внимательно читает этикетки старшая сестра Настя и предложил ей соотнести правый и левый столбик.

Настя получила такое соотношение А1 Б2 В3. Правильно ли выполнила задание брата Настя? Если нет, исправьте ошибки.

3. Изучая энергетическую ценность продуктов, Андрей рассчитал, какую мощность можно развить, если потратить за минуту работу равную энергетической ценности, которую он получит, если съест целиком сдобу с изюмом «Вкусняшка». Какой результат он получил?

(переделаем по примеру заданий на функциональную грамотность)

По техническим характеристикам определите, сопротивление каждого прибора.

Каким общим сопротивлением будет обладать участок бытовой цепи, если включить все три прибора одновременно?

Рассчитайте, какую оплату за электроэнергию вы должны внести за 30 дней, если электрочайник использовали ежедневно в общей сложности 70 минут , пылесос – раз в неделю в течении 0,5 часа, а фен-расческу – в среднем 4 раза в неделю по 10 минут. Тариф 3,83 копейки за киловатт-час.

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Задания могут быть включены на любом этапе урока, и на начальном этапе изучения предмета «Физика» наиболее важную роль при оценивании заданий естественнонаучной грамотности является рефлексия. Чтобы получить наиболее точную оценку уровня понимания, я использую всем знакомые приемы рефлексии:

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

на пик знаний

Какие еще примеры и задания можно использовать для развития естественнонаучной грамотности? На мой взгляд, это широкий спектр заданий, включающих в себя научный текст, проведение небольшого эксперимента и построение причинно-следственной связи, выраженной умозаключением или выводом формулы. Например:

– задания из открытого банка Института стратегии развития образования,

– тексты из открытого банка заданий ОГЭ по физике,

– познавательные видеоролики «GetAClass – Физика в опытах и экспериментах»,

– экспериментальные задания из сборника самостоятельных и контрольных работ 7-11 класс,

– энциклопедический материал.

В заключение, я хочу отметить, что формирование функциональной грамотности – это кропотливый труд, но необходимый, т.к. с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека, на первое место вышло обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой социальноответственной личности.

– открытый банк заданий

– сайт издательства «Просвещения»

«Тестовые задания по физике (9 класс) на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА»

Актогайский район, Агрономийская СОШ

  • Титул (выше указан)
  • Цели и задачи тестирования
  • Базовая программа (укажите тесты составлены для какого класса и на какие разделы).
  • Что такое критерии (Вам даны в электронном варианте)
  • Система оценочных критериев (тестовые задания PISA) по естественнонаучной грамотности.
  • Критерии для составления заданий по типу теста PISA(Вам даны в электронном варианте).
  • Инструкции к заданиям.
  • Тесты (Вами составленные на определенный класс и разделы).
  • Использованная литература.

Критерии для составления заданий по типу теста PISA ( развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA)

Что такое критерии:

Понимание критериев оценивания на предметном уровне. Уровни достижений.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

*Критерии оценки – это инструмент оценивания, который содержит шкалу для измерения значимых разделов работы.

*Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу.

*Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться.

* Критерии оценки включают:

– фиксированную измерительную шкалу;

– список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах.

Зачем нужны критерии оценки?

  • содержат ясные ориентиры для учебного процесса;
  • содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися;
  • делают процесс оценивания объективным и последовательным;
  • облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей.
  • обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы;
  • у учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя;
  • когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа “Я еще не все сделал?”;
  • создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Как сформировать критерии?

Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы они по одному принципу:

  • выделены основные учебные умения и навыки,
  • сгруппированы затем по схожести в несколько (от 4 до 6) критериев,
  • каждый из критериев “отвечает” за группу родственных навыков,
  • набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения предметам данной образовательной области.

Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается более или менее подробным описанием-дескриптором:

  • это позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого и отмеченного уровня,
  • это облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе.

Что такое критерии?

Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения-критериями.

Система оценочных критериев (тестовые задания PISA) по естественнонаучной грамотности:

Уровень достиженияНижняя граница уровняДескриптор

6баллов определять, объяснять и применять естественнонаучные знания и знания о науке в различных сложных жизненных ситуациях; связывать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений; демонстрировать высокий уровень сформированности интеллектуальных умений (например, доказывать и обосновывать), а также демонстрируют готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях;использовать свои знания для аргументации рекомендаций или решений, принятых в контексте личных, социально-экономических и глобальных ситуаций.

5633 баллов- выявлять естественнонаучные аспекты во многих сложных жизненных ситуациях, применять естественнонаучные знания и знания о науке в этих ситуациях;- сравнивать, отбирать и оценивать соответствующие научные обоснования и доказательства для принятия решений в жизненных ситуациях;- устанавливать связи между отдельными знаниями и критически анализировать ситуации;- выстраивать обоснованные объяснения и давать аргументацию на основе критического анализа.У них хорошо сформированы исследовательские умения.

4559 баллов-эффективно анализировать различные ситуации и проблемы, в которых явно проявляются отдельные явления, и от них требуется сделать вывод о роли науки или технологии;-выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуаций;-оценивать свои действия и сообщать о своих решениях, используя при этом естественнонаучные знания и обоснования.

3484 баллов-выявлять ясно сформулированные научные проблемы в некоторых ситуациях;-отбирать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; -применять простые модели или исследовательские стратегии; -интерпретировать и напрямую использовать естественнонаучные понятия из различных разделов естествознания; -формулировать короткие высказывания, используя факты; -принимать решения на основе естественнонаучных знаний.

2409 баллов- давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний;- делать выводы на основе простых исследований;- устанавливать прямые связи и буквально’ интерпретировать результаты исследований или технологические решения.

1335 балловограниченные знания, применяемые только в знакомых ситуациях;- объяснять очевидные явления.

Зачем необходимо оценивание по критериям?

  • при помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей;
  • практически исчезают при этом и текущие отметки “за работу на уроке” в процессе изучения нового материала;
  • фактически каждая отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка или фактического, понятийного материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления “слабых мест” с целью их последующего устранения;
  • критериальная отметка не может рассматриваться в данном контексте как средство наказания или воздействия – она оказывается лишь средством информации, не больше.

1.Соответствие содержания заданий ГОСО.Понимание основных фактов, концепций и объяснительных теорий, которые составляют основу научного знания. Такое знание включает в себя как знание природного мира, так и технологических артефактов (знание содержания), знания о том, как такие идеи производятся (процедурное знание) и понимание основного обоснования этих процедур и оснований для их использования (эпистемологическое знание).

2.Соответствие тестовых заданий к целям программы PISA. 1. Исследует навыки 15-летних учеников по математике, чтению, естественнонаучной грамотности, коллаборативного решения проблем в сотрудничестве и финансовой грамотности. 2.Использование приобретенных в школе академических знаний и навыков в различных жизненных ситуациях и успешной социализации.

3.Соответствие развитию функциональной естественнонаучной грамотности.Способность заниматься вопросами, связанными с наукой, а также научными концепциями как рефлексирующий гражданин. Ввиду этого, научно-грамотная личность, готова вступать в обоснованную беседу на тему науки и техники, которая требует наличия компетенции (объяснять явления с научной точки зрения, анализировать и проектировать научное исследование, толковать данные на научной основе). Соответствует к успешной адаптации в современном обществе.

4.Соответствие развитию функциональной грамотности чтения.Способность к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для развития знаний и возможностей.

5.Соответствие развитию функциональной математической грамотности.Умение читать, интерпретировать и анализировать количественную информацию.

6.Соответствие содержанию тестовых заданий по развитию функциональной естественнонаучной грамотности PISA2015 1. Физические системы: – структура материи -свойства материи – химические изменения материи – движение и силы, действия на расстоянии – энергия и ее трансформация – взаимодействия между энергией и материей 2. Живые системы: – клетки – понятии организма – люди – популяции – экосистемы – биосфера 3. Земля и космические системы: – структура систем Земли – энергоэффективности в системах Земли – изменении в системах Земли – истории Земли – земли в пространстве – истории и масштабы Вселенной и ее истории 4. Технологические системы: – роль наукоемких технологий – связь науки и технологии – понятия – важные аспекты 5. Процедурное знание6. Эпистемологическое знание

7.Соответствие естественнонаучным компонентом. Объяснять явления с научной точки зрения: признавать, предлагать и определять важность толкования целого ряда природных и технологических явлений. Анализировать и проектировать научное исследование: описывать и производить оценку научных исследований и предлогать научные способы решения вопросов. Толковать данные на научной основе: разбирать и оценивать данные и доводы с самых разных сторон и делать соответствующие научные выводы. Распознавание и постановка научных вопросов;

8.Соответствие естественнонаучным компетенциям.1.Распознавание и постановка научных вопросов;2.Научное объяснение явлений;3.Использование научных доказательств

9.Контексты. Реальные ситуации связанные с естествознанием (здоровье и болезнь, природные ресурсы, качество окружающей среды, угрозы, границы науки и техники): личные, местные, национальные и глобальные вопросы, как текущие, так и исторические, которые требуют некоторого понимания науки и техники.

10.Отношения. Набор отношений к науке, указанных интересом в области науки и техники; оценке научных подходов к исследованию, в случае необходимости, и восприятия и осознания экологических проблем.

11.Межпредметная связь.Интегрирование предметов естественнонаучного направления: физики и астрономии, географии, биологии, химии.

12.Личностно-ориентированные задания. Знания и понимание основных фактов, концепции и объяснение теории

13.Компетентностно-ориентированные задания. Возможность объяснить явлении с точки зрения жизненных ситуации и личного опыта, толковать данные задания научно.

14.Личностная и практическая значимость. Возможность объснить явлении с точки зрения личного жизненного опыта ( с практической точки зрения).

15.Учет уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся. 5-6 уровень – умения самостоятельно мыслить;4-3 уровень – способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;2 уровень – умение применить, имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях;1 уровень – низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий.

16.Тестовые задания открытого и закрытого формата. Простой множественный выбор: Задания, требующие выбора одного твета из четырех вариантов; выбора «горячей точки», т.е., ответа, который является элементом выбора в рисунке или тексте. Сложный множественный выбор: задания, требующие ответов на серию вопросов «Да/Нет», которые представляют отдельное задание (типичный формат 2006 года); выбор более одного ответа из предложенных вариантов; закончить предложение, заполнив пробелы предложенными вариантами; перемещение элементов на экране компьютера при выполнении заданий на сопоставление, упорядочение, или распределение по категориям. Полный ответ: задания, требующие письменного ответа или чертежа. такие задания на определениеестественно-научной грамотности обычно требуют письменных ответов, начиная от фразы до короткого абзаца (например, 2-4 предложения). Небольшое количество таких заданий требует построение чертежа (например, графика или диаграммы). При использовании компьютера, выполнение подобных заданий поддерживается простыми редакторами рисования, которые специфичны для требуемого ответа.

18.Соответствие тестового задания общепредметным умениям. распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами (10-15%); выделять информацию необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования (15-20%); делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации (15-20%); 4. демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др. (10-15%);5. демонстрировать знания и понимание естественнонаучных понятий (40-50).

19.Соответствие типу заданий теста PISA. с выбором краткого ответа (32%); с выбором ответа «да/нет» (34%); с закрытым конструируемым ответом (2%);со свободно-конструируемым ответом (32%).

20.Оценка грамотности чтения текста. Пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: 1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий); 2.выявление информации (20% заданий); 3. интерпретация текста (30% заданий); 4. рефлексия на содержание текста (15% заданий);5. рефлексия на форму текста (15% заданий).

21.Типы работы с текстом при выполнении заданий PISA. 1.Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом: – сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме; – сформулировать тезис, выражающий смысл текста; – объяснить назначение карты, рисунка; – составляющие графика или таблицы. 2.Выявить информацию: – определить его основные элементы; – найти необходимые единицы информации. 3.Понять текст: – сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию; – обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; – сделать выводы из сформулированных в тексте посылов. 4.Осмыслить содержание текста: – связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников; – оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; – найти доводы в защиту своей точки зрения.5. Осмыслить форму текста: – проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений;- оценить адекватность изображенного замыслу автора;- различать авторские оценки озображенного.

Инструкции по выполнению тестовых заданий.

При выполнении теста тебе придётся встретится с тремя видами заданий:

1.Задание с простым множественным выбором. Такие задания предполагают:

  • выбор одного ответа из четырёх вариантов.
  • Выбор «горячей точки», т.е.ответа который является элементом выбора в рисунке или тексте.

2. Задание со сложным множественным выбором. Такие задания предполагают:

  • Ответы на серию вопросов «да/нет», которые представляют отдельные задания.
  • Выбор более одного ответа из предложенных.
  • Заполнение пробелов в предложенных вариантах.
  • Упорядочение, или распределение по категориям.

3. Задание с полным свободно-формулируемым ответом. Такие задания предполагают:

  • Письменный ответ.
  • Построение чертежа.

При выполнении заданий внимательно читай текст. Содержание текста поможет тебе ответить на вопросы. Обрати внимание на то, что для выполнения некоторых заданий потребуется не только знание биологии, но и других предметов (химия,экология, астрономия, математика, физика, география).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. После выполнения всей работы, вернись к пропущенным заданиям.

Если у вас останется время после выполнения всех тестовых заданий, то обязательно проверь свои ответы.

Приступайте к выполнению заданий с разрешения учителя.

Тест PISA по теме «Механические колебания и волны. Звук».9 класс Звук вокруг нас полезный и вредный

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

  • Что доказывает опыт Фуко? Вращение земли вокруг своей оси Смену дня и ночи Вращение земли вокруг солнца Вращение луны вокруг земли
  • Вращение земли вокруг своей оси
  • Смену дня и ночи
  • Вращение земли вокруг солнца
  • Вращение луны вокруг земли
  • В 10 раз
  • В 5 раз
  • В 6 раз
  • В 7раз
  • Увеличится
  • Уменьшится
  • Не изменится

Задание №2 тема «Колебания и волны»

Задача 1. Ответе на вопросы.

1) «Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

2) Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?

Задача 2. Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

А) 3/4 с. и 4/3 Гц

Б) 4/3 с. и 3/4 Гц

В) 3/4 с. и 3/4 Гц

Задача 3. Пространство нашей Вселенной пронизано электромагнитным излучением всех диапазонов с длинами волн от километров до миллиардной части сантиметра, несущую разнообразную информацию о далеких небесных объектах.

Шкала электромагнитных волн представляет собой непрерывную последовательность частот и длин электромагнитных излучений, представляющих собой распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле. Теория электромагнитных явлений Джеймса Максвелла позволила установить, что в природе существуют электромагнитные волны разных длин. Заполнить таблицу используя рисунок

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Гамма – излучение

Задание 3 тема «Колебания и волны»

А) период, частота, амплитуда

В)период, частота, плотность

С) частота, скорость, сила

Д) индуктивность, ускорение, период

А) возвращающая сила да/нет

В) период колебания да/нет

Задание 4 тема «Колебания и волны»

Нам известно, что такое звук. Рассмотрим влияние звука на живые организмы и их последствия.

1. В 1938 г. Американские исследователи Г.Пирс и Д. Гриффин, применив специальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышей в пространстве связана с их способностью, воспринимать эхо. Оказалось, что во время полета мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8•104Гц, а затем воспринимает эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих вблизи насекомых. Д. Гриффин назвал способ ориентировки летучих мышей по ультразвуковому эху  ЭХОЛОКАЦИЕЙ.Как ты думаешь, почему эти ученые назвали способ ориентировки летучих мышей эхолокацией? Приведи примеры живых существ, которые используют этот способ ориентировки. Где еще используется подобный принцип обнаружения объекта?

Я думаю, что способ ориентировки летучих мышей назван эхолокацией, так как он связан с их способностью воспринимать эхо, эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайших препятствий и от пролетающих в близи объектов. То есть у летучих мышей есть способность принимать сигналы и реагировать на них. Этот способ используют дельфины. Этот принцип обнаружения объектов используется в радаре, в эхолоте.

2. Американские ученые обнаружили, что тигры используют для коммуникации друг с другом не только рев, рычание и мурлыканье, но также и инфразвук. Они проанализировали частотные спектры рычания представителей трех подвидов тигра – уссурийского, бенгальского и суматранского – и обнаружили в каждом из них мощную инфразвуковую компоненту. По мнению ученых, инфразвук позволяет животным поддерживать связь на расстоянии до 8 км, поскольку распространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, вызванным рельефом местности.Как ты считаешь, в чем отличие ультразвука и инфразвука от звуковых волн, воспринимаемых человеком? Почему инфразвук, в отличие от обычного звука, позволяет тиграм общаться на столь далеких расстояниях? Какие известные вам свойства волн проявляются в данном случае?

Ответ: Отличие ультра- и инфразвука от звуковых волн в том, что они разной частоты. Инфразвук – это низкочастотные волны, а ультразвук – высокочастотные волны, которые не воспринимаются нашими ушами.Инфразвук позволят тиграм общаться на столь дальних расстояниях, так как распространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, воззванным рельефом местности. Свойства волн, которые проявляются в данном случае: огибание, поглощение, отражение.

2. Обычно для обозначения того, что мы слышим, используются два близких по смыслу слова: «звук» и «шум».Звук – это физическое явление, вызванное колебательным движением частиц среды. Шум – представляет собой хаотичное, нестройное смешение звуков, отрицательно действующее на нервную систему. Воздействие шума на человека определяется его уровнем (громкостью, интенсивностью) и высотой составляющих его звуков, а также продолжительностью воздействия.

Источник шума, помещениеУровень шума, дБРеакция организма на длительное акустическое воздействие

Листва, прибойСредний шум в квартире, класс2040УспокаиваетГигиеническая норма

Шум внутри здания рядом с магистральюТелевизорПоезд метроКричащий человекМотоцикл 6070808090Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Реактивный самолет на высоте 300 мЦех текстильной фабрики 95100Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония

ПлеерТкацкий станокОтбойный молотокРеактивный двигатель(при взлете, на расстоянии 25м)Шум на дискотеке 114120120140-150175Вызывает звуковое опьянение на подобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

Сравните громкость звука плеера с техническими устройствами, указанными в таблице. Согласен ли, ты с выводами скандинавских ученых, которые считают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда  догадывается об этом? Ответ: По табличным данным громкость звука плеера 114 дБ. Сравнивая громкость плеера с другими техническими устройствами, например с громкостью звука телевизора, поезда метро, мотоцикла, реактивного самолета, оказалось больше. Да я согласна с выводами скандинавских ученых. Так как в настоящее время каждый пятый подросток пользуется многими техническими устройствами (плеер, телевизор, компьютер), а так же походы на дискотеки, где бывает очень шумно. Из-за чего у многих нарушатся психика, сон, что и приводит к постепенному ослаблению слуха, а затем глухоте. Хотя на самом деле ни каждый, догадывается, что все эти факторы отрицательно влияют на здоровье.

4. В диапазоне слышимых человеком звуков самое неблагоприятное воздействие оказывает шум, в спектре которого преобладают высокие частоты (выше 800 Гц). Звуки сверхнизких частот, которые мы даже и не слышим (инфразвуки), также опасны для организма человека. Частота в 6 Гц может вызвать ощущение усталости, тоски, морскую болезнь, при частоте в 7 Гц может даже наступить смерть от внезапной остановки сердца.Доказано, что попадая в естественный резонанс работы какого-нибудь органа, инфразвуки могут разрушить его, например, частота в 5 Гц разрушает печень.Ты наверно, испытывал неприятные ощущения при длительной езде в автобусе, при плавании на корабле или качании на качелях, если собственная частота вашего вестибулярного аппарата близка к 6 Гц? Каковы они, опиши? Какое физическое явление в этом случае проявляется? Ответ: Да испытывала. Мои ощущения: от езды в автобусе иногда, закладывает уши, ощущение усталости; при качании на качелях – головокружение, тошнота,  смена настроения, замирание сердца и дыхание. Физическое явление в этом случае – естественный резонанс, то есть частота колебания некоторых органов совпадает  с частотой вынужденных колебаний, амплитуда колебаний органов увеличивается и это приводит к данным эффектам.

5. Человек, находящийся в помещении, воспринимают не только прямые звуковые волны, создаваемые непосредственного источником звука, но и волны, отраженные потолком и стенами помещения. Понятно, что отраженные волны слышны с некоторым запаздыванием, так как их путь длиннее пути прямых волн.Разреши сомнения.Одни считают, что отраженные сигналы играют только отрицательную роль, создавая помехи восприятию основного сигнала, а другие считают такое представление неправильное. Выскажи свое мнение, аргументируя его. Ответ:

Я считаю, что в некоторых случаях отраженные сигналы могут улучшить, а в других случаях ухудшить качество звучания. Если время задержки, отраженных сигналов не которое критическое значение, то отраженный сигнал усиливает основной сигнал  и обогащает его звучание. Если время задержки, отраженных сигналов во много раз меньше или наоборот во много раз больше критического значения, то это проводит к сильному искажению основного сигнала – звук теряет свою красочность становится неприятным.

6. Излученная источником звуковых колебаний энергия, распространяясь в закрытом помещении, частично отражается разнообразными преградами, а частично поглощается ими. Ту часть энергии, которая по каким-либо причинам не отразилась от препятствий, считают поглощенной. Различные по характеру и свойствам преграды характеризуются коэффициентом поглощения звука, который представляет собой отношение поглощенной энергии к полной энергии, падающей звуковой волны. Коэффициенты поглощения звука для некоторых материалов на различных частотах приведены в таблице.

МатериалКоэффициент  поглощения звука на данной частоте, Гц

Шерсть (640 г на 1 м2)0,040,070,180,220,320,35

Войлок толщиной 1 см0,100,200,520,710,660,44

Штукатурка на деревянной основе0,020,020,030,040,040,03

Если бы ты стал строить современный коттедж, какие материалы ты бы использовал, чтобы уменьшить шум от проезжающих автомобилей? Ответ: По таблице я могу судить, что лучшим материалом для строительства катеджа является дерево. Причем чтобы уменьшить шум от проезжающих автомобилей дом нужно оштукатурить, так как коэффициент поглощения звука на разных высотах, для этих материалов практически одинаково. Но если дом построить из кирпича, то внутри обязательно на стенах и полах нужно положить коры или войлочные покрытия, так как ковер и войлок имеют хорошие коэффициенты поглощения звука. У войлока, чем больше частота звука, тем больше коэффициент поглощения звука. У ковра то же с повышения частоты коэффициент поглощения увеличивается, но поменьше чем у войлока.

7. Назовите существующие простые административные меры по борьбе с шумом. Как борются с шумом с помощью технических средств? Ответ: С шумом борются простыми административными мерами: – в городах запрещено пользоваться автомобильными сигналами;– запрещены полёты самолетов над городом.Борются с шумами и с помощью технических устройств. Так, все автомобили, мотоциклы снабжены глушителями. Сажают деревья и кустарники.

8. Составь тезисы выступления на школьной конференции по теме « О пользе и вреде звуков и шумов на живые организмы».

№ заданияОценка (балл)За что дается оценка(балл)

10Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

1Даны ответы не на все вопросы или нет обоснования

2Ответы на все вопросы, аргументированы

20Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

30Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

40Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

50Ответ отсутствует или неправильный

1Ответ правилен, но обоснования отсутствует или неверно

60Ответ отсутствует или неправильный

70Ответ отсутствует или неправильный

2Составлены тезисы выступления

  • Шум вредно отражается на состоянии здоровья человека, прежде всего, снижается слух, состояние нервной и сердечно сосудистой системы. Находиться в полной тишине то же вредно. Лучше окружать себя красивой приятной музыкой и не забывать, чаще наслаждаться природным шумом – пением птиц, шелестом листвы. Это благотворно сказывается на состояние нервной системы и здоровья в целом.
  • Школьникам не шуметь на уроках, так как шум непросто мешает восприятию материала, но и вредно влияет на здоровье. Издавать меньше визгов и криков, которые при коллективном исполнении почти сравнимы с шумом, издаваемым реактивным самолетом. Больше мелодичных звуков виде песен, стихов, приятного и не громкого смеха.
  • Надо бороться с вредным влиянием шума путем контроля уровня шума, а так же при помощи специальных мер по снижению уровня шума. Поскольку одним из основных источников шума является автомобильный транспорт, можно предложить больше ходить пешком, пользоваться велосипедами, прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья, они укрепляют сердечно-сосудистую системы. Регулярно сажать деревья. Они и кислород производят, помогая решать проблемы загрязнения воздуха и защищают от шума

Задание №5 тема «Астрономия»

Задача 1. Перед вами репродукция с картины известного французского художника и карикатуриста XIX века Оноре Домье «Синий чулок». На одном из рисунков изменены размеры Луны. Как вы считаете, на каком из них Луна изображена правильно с точки зрения астронома? Ответ записать.

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

О.Домье. «Синий чулок». На одном из рисунков «исправ­лены» размеры Луны.

На рисунке справа. А на первом рисунке, который как раз и принадлежит ки­сти художника, для усиле­ния эстетического и эмо­ционального воздействия Луна изображена гораздо большей по размеру, чем она видна в действитель­ности.

Это можно доказать пу­тем несложных расчетов. Чтобы увидеть Луну такого размера, какой она изобра­жена на рисунке Домье (мы знаем, угловой диаметр Луны — 0,5°), художник должен был стоять от окна на расстоянии примерно в 30 метров. А это невозмож­но в небольшой комнате. Художник сознательно уве­личил размеры Луны.

Задача 2. Рассмотрите картину художника В. Васнецова «Ковер-самолет» и прибли­зительно определите, в какую сторону света направ­ляется сказочный летатель­ный аппарат.

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

А) На север

Б) На северо – восток

В) На юго – восток

Г) На юг

Примерно на северо-во­сток. Определить это помо­гает Луна. Обратите внима­ние на стареющую» Луну в левой части картины. Та­кой ее можно увидеть толь­ко и утренние часы неза­долго до восхода Солнца. Сейчас она находится при­мерно на востоке, по пра­вую руку героя (на картине изображено лето, а летом Луна в такой фазе восхо­дит немного севернее точки востока). Следовательно, ко­вер-самолет летит на севе­ро-восток.

Задача 3. Исследуя стихи, проанализируй астрономические явления, описанные в них, оценить их с точки зрения науки.

1) Небес сокрылся вечный житель,

Заря потухла в небесах;

Луна в воздушную обитель

Спешит на темных облаках. (А.С.Пушкин)

Какие явления описывает А.С. Пушкин?

А) Солнечное затмение

Б) Заход Солнца

Ответ: Речь идет о заходе Солнца, наступлении сумерек.

2)Шесть раз менялась Луна,

Давно окончена война. (М. Лермонтов «Песнь ингелота»)

Сколько времени прошло?

А) 3 месяца

Б) 6 месяцев

В) 12 месяцев

Ответ: Прошло полгода

3)Взгляни на звезды:

Много звезд в безмолвии ночном горит. (Е. Баратынский)

Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом?

А) до 1000 звезд

Б) до 2000 звезд

В) до 3000 звезд

Ответ: Невооруженным глазом можно увидеть до 3000 звезд.

Задание 6 Тема “ВСЕЛЕННАЯ“.

Тесты с одним правильным ответом

1. Что такое природа?

  • Растительный мир Земли 3. Горы и моря
  • Животный мир Земли 4. Весь мир, который нас окружает

2. Какая из перечисленных пар является частью живой природы?

  • Растения и горные породы 3. Грибы и бактерии
  • Вода и животные 4. Вирусы и вода

3. Естествознание — это:

  • Совокупность наук о природе
  • Наука, изучающая только живые организмы
  • Наука, изучающая только небесные тела
  • Наука, изучающая историю человека

4. Как называется наука, изучающая взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой?

1.Биология 2.Химия 3. Экология 4. География

5. Что такое Вселенная?

1.Небесные тела 2.Космическое пространство и все, что его заполняет

3.Планета Земля 4.Планеты, которые вращаются вокруг Солнца

6. Какой древние индийцы представляли Землю?

1.Круглая, в виде диска 2.Плоская, опирается на спины слонов

3.Гора, со всех сторон, окруженная морем 4.В форме шара

Тесты с выбором нескольких правильных ответов

1. Перечислите тела живой природы.

1. Белый гриб 4. Ручей

2. Кусок мела 5. Бактерия

2.Какие науки относятся к естественным?

  • Химия 4. Биология
  • Физика 5. География
  • Информатика 6. История

3.Выберите небесные тела из предложенного перечня.

  • Солнце 4. Комета Галлея
  • Космос 5. Морская звезда
  • Марс 6. Луна

Тесты с несколькими правильными ответами

Ответ1,3, 51,2,4,51,3, 4,6

Тестовые задания на соотношение объектов

1.Высказали предположение о строении Вселенной.

Земля плоская и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе. а)Коперник

В центре Вселенной неподвижная Земля, а вокруг нее движутся Луна, Солнце и 5 планет, а также «сфера непо­движных звезд».б)Аристотель

В центре Вселенной неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 небесных сфер.в) Древние индийцы

В центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно и вокруг собственных осей.г) Птолемей

2.Подберите пару. Найдите соответствие между планетой и ее характеристикой.

Самая близкая к Солнцу планета а)Луна

Спутник Земли б)Меркурий

Самая удаленная от Солнца планета в) Плутон

4. Самая крупная планета Солнечной системыг) Юпитер

Ответ1в, 2г, 36, 4а16, 2а, Зв, 4г

Выберите правильное утверждение

  • Вселенная — это Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг него.
  • Аристарх Самосский высказал предположение, что в центре Вселенной находится Солнце.
  • Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
  • Венера имеет плотную атмосферу из углекислого газа.
  • Ближайшая к Земле звезда — Солнце.
  • Астероиды — это маленькие звезды.
  • На всех планетах земной группы есть жизнь.
  • все небо разделено на 88 созвездий
  • Солнце и подобные ему звезды называются карликами.
  • Световой год равен 365 дней.

2, 3, 4, 5, 8, 9.

Задания с рисунками

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

1 2 3 4

2. На каком рисунке изображена комета?

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Методические рекомендации по развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISА» — здесь.... Читать полностью

Продолжите утверждения 1.-4, используя фрагменты:

3). И в наше время астрономия решает ряд практических задач

А. К числу таких задач относится точное время, вычисление и составление календаря, определение географических координат на Земле.

Б. . В качестве примера достаточно указать на достижения в области ракетной техники, создание искусственных спутников и космических кораблей. Эти достижения, в свою, вызвали бурное развитие радиоэлектроники. Это практическое значение астрономии.

В. Астрономия, изучая физическую природу небесных тел, выявляя действительные законы строения и движения их и их систем, утверждает единство мира, доказывая, что мир материален, что все процессы во Вселенной протекают как результат естественного развития без вмешательства каких бы то ни было сверхъестественных сил. На огромном фактическом материале об окружающем нас мире астрономия утверждает научное мировоззрение.

Г. В результате мы получаем представление о строении и развитии доступной нашим наблюдениям части Вселенной.

Д. Там, где нет явно выраженной смены времен года( например, в Египте), только по наблюдению за звездным небом можно было установить, когда начинать посев; у скотоводов и мореходов возникла потребность в ориентировке и в пустыне и на море –это тоже заставило наблюдать за движением небесных тел; развитие общества вызвало к жизни календарь.

Правильные ответы1-Г;2- Д; ,3- А;,4- Б;5-В.

По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца». Какие три слова были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?

Ответ: текущее столетие, Сатурн, Нептун

  • Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.–  М.: АПКиППРО, 2005. – 101 с.
  • Библиотечка «Первое сентября», серия «Физика». Вып.4, 2007.
  • Национальный план действий по развитию ФГ школьников на 2012-2016 годы
  • Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана
  • Государственная программа развития образования РК
  • ГОСО РК утвержденный постановлением Правительства РК от 23.08.2012
  • Сборник тестов международного исследования PISA-2003. Составители: Ковалёва Г.С. и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *