Методические указания по выполнению практических работ по литературе

Если провести опрос среди студентов на тему, какую часть дипломного исследования писать сложнее всего – уверены, что большинство ответит: практическую. Вы тоже относитесь к этому большинству? Вы с ужасом думаете о том, как писать эмпирическую главу? Расслабьтесь – вам помогут студлансеры, у которых можно заказать практическую часть дипломной работы.

Обоснование практической ценности

После того, как вы проанализировали эмпирический материал, полученные результаты нужно использовать для чего-то полезного. Проще говоря, вам нужно выдвинуть конкретные предложения, направленные на совершенствование предмета вашего исследования. Например, вы можете:

  • предложить способы решения выявленных проблем (пример: раздача шоколадок полицейским для повышения уровня IQ на полтора пункта);
  • разработать мероприятия, нацеленные на совершенствование изучаемого объекта (пример: сценарий безалкогольного корпоратива для работников свинофермы);
  • предложить проект нового механизма (пример: инновационный наносортировщик мусора для офисных помещений).

В общем, ваши ценные предложения должны показать: не зря, не зря писал диплом этот выпускник! Полезное дело сделал, товарищи!

Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна

В данной статье мы рассмотрим самый распространённый вариант: когда практическая (эмпирическая) составляющая дипломной работы выносится в качестве отдельной главы. В этом случае практическая часть – это как раз то, ради чего и пишется вся дипломная работа. Без неё вас вообще не допустят к защите, поскольку теоретической главы недостаточно для внесения нового слова в науку: теория должна подкрепляться практикой.

Эмпирическая глава демонстрирует, способен ли студент применить на практике усвоенный теоретический материал. Проблема, являющаяся центром исследования, решается в контексте реальной ситуации, или на основе экспериментов, или основе анализа собранного в полевых условиях материала. В процессе эмпирического исследования студент должен подтвердить гипотезу, выдвинутую во введении и внести посильный вклад в развитие науки.

На многих специальностях дипломник должен также предложить практические разработки, которые могут быть внедрены в работу конкретного предприятия или в целом использоваться представителями данной профессии. Это могут быть предложения по совершенствованию предмета исследования или даже разработка целого проекта.

Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?

Написание эмпирической главы вызывает приступ зубной боли у многих студентов (и у немалого числа студлансеров, пишущих дипломы на заказ). В чём заключается сложность в разработке практической части дипломной работы:

Погружение в этот ад вы не планируете? Правильно, пусть погружаются студлансеры – они закалённые. Конечно, лучше заказывать диплом целиком, поскольку это гарантирует единый стиль написания, но бывает и так, что проблемы у студента – только в практике.

  • Теоретическую часть можно написать, опираясь на книги или вообще сперев часть чьей-нибудь непроиндексированной поисковиками диссертации;
  • Введение и заключение – сваять по шаблону;
  • А вот над эмпирической главой придётся попотеть: скоммуниздить неоткуда. Хорошо, что на свете есть студлансеры!

Кроме того, иногда весь диплом пишется у студлансера из другого города, а вот для практической главы нужно подзапрячь кого-то из земляков.

Ну а если вы решили писать эмпирическую главу самостоятельно (или сами являетесь студлансером), вам будет полезны нижеприведённые советы.

Впрочем, если вы заказываете практическую главу на Студлансе, всё равно стоит ознакомиться с правилами написания этой важной части дипломной работы. Хотя бы для того, чтобы оценить качество выполнения заказа и внятно ответить на вопросы преподавателя.

Итак, давайте по порядку. Начнём с того, что вам предстоит писать, зачем и как.

В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид – практические работы – родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова разделы “Творческая мастерская”, “Творческий

практикум”, идейно совпадающие с теми работами, которые были составлены мною.

Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”, – говорил Гете. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще,

ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера.

Их цель – в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведет к формированию образованного читателя.

Методика проведения практических работ

Эти работы в 5-6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создает эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 7-8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ.

Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9-11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:

объявление о предстоящей работе, тексты работ раздаются учащимся на Дом, индивидуальный анализ, урок-консультация, индивидуальное выполнение работы, обсуждение одной из работ, взаимопроверка и проверка учителем.

Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Предметный курс «Практикум по работе с литературным текстом» является составной частью образовательной области «Литература» и составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования.

Переход на массовое профильное обучение создает необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии.

Актуальность курса заключается в том, что анализ литературного произведения продолжает оставаться сложной проблемой. Необходимо сформировать квалифицированного читателя, владеющего литературоведческой терминологией, способного видеть, слышать, воспринимать художественные образы и их интерпретировать.

Предметно-ориентированный курс «Практикум по работе с литературным текстом» предлагается с целью подготовки девятиклассников к государственной итоговой аттестации.

Занятия курса позволяют осуществить следующие задачи:

– предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе;

-помочь уточнить готовность и способность учащихся усваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Знания предлагаемого для девятиклассников курса позволяют формировать и систематизировать умения выпускников основной школы, ориентируемых на гуманитарный профиль образования в 10-11 классах:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств;

–сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, опираясь на внутрипредметные связи изученных текстов;

-выявлять авторскую позицию, интерпретировать текст с учетом авторской позиции;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-строить письменное высказывание: давать конкретный ответ на поставленный вопрос.

Программа составлена на основе ФГОС по литературе(стандартов второго поколения), Москва «Просвещение» 2012 год;

– учебного издания из серии «Итоговая аттестация».Автор пособия: Е.А.Зинина, А.В.Федоров, Е.А.Самойлова. под редакцией Т.С.Ковалевой «Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе».Книга для учителя, М., «Просвещение», 2006 год.

-учебного пособия из серии «Предпрофильная подготовка школьников».Авторы пособия:С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин «Слагаемые выбора профиля обучения и траектория дальнейшего образования». Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса, второе издание М.:Издательский цент «Академия» , 2007 год.

Курс носит ярко выраженную практическую направленность и позволяет решить проблему временных ограничений урока, которые не позволяют систематически и кропотливо работать с текстом литературного произведения, не позволяют формировать умение работать с системой заданий к нему.

При подборе и составлении дидактических и контролирующих материалов выбирались фрагменты эпических, драматических, лироэпических произведений, а также лирические произведения из перечня произведений, рекомендуемых для включения в итоговую аттестацию.

На проведение данного спецкурса отводится всего 34 часа(1 час в неделю), выделенного из регионального компонента и являющегося предпрофильной подготовкой.

Спецкурс разработан для обучающихся 9 гуманитарного класса.

Основные методы работы:

На уроках применяются технологии развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ, личностно – ориентированного обучения.

Задания тренировочных упражнений позволяют актуализировать теоретико-литературные понятия, названные в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования:

Художественная литература как искусство слова.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления:классицизм, сентиментализм,романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика,сюжет,композиция; стадии развития действия:завязка, кульминация,развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, система образов,образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения.Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:эпитет,метафора, сравнение, гипербола, аллегория и др.

Проза и поэзия.Основы стихосложения:стихотворный размер, ритм, рифма,строфа и др.

Формы организации образовательного процесса:

·         урок-практическая работа;

·         уроки с групповыми формами работы;

·         уроки-творческие отчеты;

Примерный перечень видов деятельности учащихся:

– работа с источниками информации (худ.тексты, научные статьи);

– выбор необходимой информации;

– анализ, систематизация выбранного;

– изложение и аргументация собственных суждений.

Условиями эффективной реализации данной программы является наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана, так как весь курс сопровождается мультимедийными презентациями.

Тематическое планирование занятий курса

2. Мультимедийный проектор.

Список литературы для учителя.

1. Антонова Л.Г. Опыты жанра. Журнал «Русский язык в школе», 2000 г., №3

2. Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа»,

М., 2005 г.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе, 9-11 классы.

«Дрофа», 2002 г.

4. Калганова Т.А. Материалы для подготовки проведения итоговой аттестации

5. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997 г.

6. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Журнал «Русский язык в школе», 2000 г., №2

7. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык

в школе», 1998 г., №1

8. Никитина Е.И. Эссе – воспоминание. Журнал «Русский язык в школе», 1999 г,

спецкурса по литературе для 9 класса

«Практикум по работе с литературным текстом» .

Проверка и оценка

Итак, информация собрана. Но прежде чем переходить к её анализу, расчётам и исследовательским операциям, необходимо произвести проверку и оценку. Иными словами, убедиться, что полученная информация обладает достоверностью, новизной, объективностью. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько полной и доказательной является собранная вами информационная база, то есть достаточно ли материалов для проведения исследования.

Скажем откровенно: значительная часть студентов на данном этапе выдаёт желаемое за действительное или вовсе мухлюет. Морали читать не будем, напомним лишь про принцип «не попадайся».

Если же вы настроены серьёзно и собираетесь ответственно отнестись к своему практическому исследованию – давайте посмотрим, как следует производить проверку полученной информации.

Проверка информации по критерию новизны:

  • в научный оборот вводятся неизвестные дотоле факты;
  • выявляются новые закономерности, связи между фактами, явлениями, их элементами;
  • старые знания пересматриваются с новой позиции, методики или методологии, при этом претерпевая значительное структурное изменение или приращение;
  • уже известные материалы исследуются более глубоко;
  • известные, но разрозненные материалы обобщаются, классифицируются, систематизируются.

Проверка информации по критериям достоверности и объективности:

  • исследовательские операции проводились с реальными фактами;
  • эти операции можно воспроизвести;
  • полученные выводы и обобщения проверяемы;
  • полученная информация не подверглась случайной фальсификации.

Проверка информации по критерию доказательности:

Проверка информации по критерию полноты:

  • освещены все аспекты проблемы;
  • информации достаточно для проведения всех этапов исследования;
  • нет упущений, влияющих на результаты эксперимента.

Существует мнение, что даже частичного соблюдения этих требований уже достаточно, чтобы написать нормальную практическую главу. В конце концов, вы пишете не диссертацию. Тем не менее, лучше всё же по максимуму проявить ответственность, собирая информацию для исследования. Будет обидно, если в процессе анализа и/или расчётов вы вдруг выясните, что чего-то не хватает. Ещё обиднее будет, если преподаватель заставит вас проводить эмпирическое исследование с нуля. Ну и совсем обидно будет проводить его в следующем году, получив недопуск к защите или вообще с треском её завалив.

Оформление практической части

Важная особенность практической главы дипломной работы – грамотное оформление всех этих расчётов и прочего аналитического креатива. Если теоретическая глава в большинстве случаев представляет собой сплошной текст, разбиваемый заголовками, то в эмпирической, как правило, имеются схемы, графики, диаграммы, функции, формулы, вычисления, графики, иллюстрации и т. п.

Грамотное оформление всей этой красоты порой занимает едва ли не столько же времени, сколько набивание текста практической главы. Чтобы оптимизировать свою работу, используйте следующие рекомендации:

Собираем информацию

После того, как вы определились с методикой исследования, пора приступать к сбору информации, которая ляжет в основу последующего анализа, расчётов, сравнений, классификаций или ещё каких-то научных манипуляций. Для практической части всегда собирается первичная информация об объекте исследования. Это значит, что данные для эмпирического исследования нельзя взять из какой-то книги или статьи, их нужно получить самостоятельно.

Основные варианты получения первичной информации:

Зачастую приходится использовать сразу несколько видов источников первичной информации. Например, педагог может использовать опросы и наблюдения, менеджер – анализ финансовых документов и анкетирование.

Сбор информации для эмпирического исследования – задача непростая. Самая главная трудность заключается в том, что придётся оторвать свой тухес от кресла и пойти сбрасывать килокалории на конкретное предприятие, в школу или вообще в горы, как Шурику из «Кавказской пленницы».

Собирая материал для практической части дипломной работы на предприятии, мало просто походить по территории. В зависимости от специальности и выбранных методик исследования, нужно будет или проводить работу с персоналом/клиентами/аудиторией, или запрашивать документы (например, материалы судебной практики, бухгалтерские отчеты о прибылях и убытках и пр.). Возможно, потребуется запросить на предприятии сведения о себестоимости производимой продукции, характеристиках оборудования, обстановке номеров, технологии производства.

Надо сказать, что далеко не всегда студенту бывают рады. За удовлетворение научного любопытства практиканта сотрудникам дополнительно не платят. Поэтому со всей серьёзностью отнеситесь к выбору места для проведения эмпирического исследования.

  • Обязательно заручитесь поддержкой руководства предприятия или организации.
  • Прекрасно, если ваш научный руководитель замолвит о вас словечко.
  • А лучше всего, если это будет предприятие, на котором работает кто-то из родственников (в идеале – на руководящем посту).
  • Полезно также проходить преддипломную практику на одном и том же предприятии – так вы сможете начать сбор эмпирических материалов заранее, не дожидаясь пятого курса. Ну, конечно, если вы – гиперответственный человек.

Вот тут и возникает вопрос: как быть студлансерам и их заказчикам, если для написания практической части дипломной работы нужно появиться на предприятии? Разработке этого шпионского сценария мы посвятили отдельную статью.

Структура практической части

Глаза боятся – а руки делают. Эмпирическое исследование на первый взгляд может показаться неподъёмным, но ЭТО ежегодно делают сотни тысяч студентов. Начнём с составления структуры эмпирической главы и выбора методики исследования.

Эмпирическая глава дипломной работы, как и теоретическая, делится на пункты (параграфы). Это необходимо хотя бы потому, что объём практической главы в дипломе, в отличие от курсовой, достаточно велик: не менее четверти от основной части, часто – до половины.

Логика деления практической главы на части подразумевает последовательное изложение:

— методики исследований;
— проведённого опыта и его результатов (собранных материалов);
— данных, полученных в результате обработки полученной информации;
— выводов.

Таким образом, практическая глава начинается с обзора методик, которые были использованы в ходе эмпирического исследования, поскольку они, образно выражаясь, задают тон всей вашей «полевой» работе. Дальнейшее структурирование практической главы зависит от характера исследования. Например, это может быть последовательное описание в пунктах эмпирической части этапов эксперимента.

Взаимосвязь с теорией

Ещё до того, как приступить к сбору информации для практической части дипломной работы, используйте правило «семь раз отмерь, один отрежь». Во-первых, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя относительно методик, по которым будете проводить эмпирическое исследование. Во-вторых, проверьте: соответствует ли запланированный эксперимент или другой вид практической работы теоретическому базису, которому вы посвятили первую главу?

Одна из главных ошибок при написании практической части (ссылка на статью «10 ошибо при написании практической главы») – именно её несоответствие теоретической. В правильно написанной дипломной работе практика базируется на теории, изложенной в первой главе основной части, поэтому и выбор методик, и сама суть практической работы должны логично вытекать из содержания.

У дипломников же часто наблюдается такая картина: теория сама по себе, практика сама по себе.

Например, в теоретической части рассматривается типология избушек на курьих, гусиных и утиных ножках. А в практической – разрабатываются бюджетные методы встречи Иван-царевичей в условиях кризиса.

Рецензенту и членам госкомиссии предлагается решать: то ли первая глава не о том, то ли вторая болтается, как, э-э-э, варенье в вакууме. Что бы они не решили, высокой оценки ждать не стоит. И это ещё оптимистичный вариант, могут ведь вообще не допустить к защите.

Обработка материалов, анализ, расчёты

Анализ собранных данных, наверное, является наиболее сложным этапом при работе над эмпирической главой. Если при анализе научной литературы для теоретической главы можно было схитрить, списать откуда-нибудь чьё-то мнение и выдать за своё – то анализ первичной информации для практической главы придётся проводить самостоятельно.

Аналитические операции, в зависимости от специальности, проводятся разными способами. Например, экономисты и менеджеры могут анализировать зависимость снижения убытков при внедрении в работу ресторанной кухни принципиально новой модели картофелечистки. Психологи и педагоги – вдумчиво искать взаимосвязи между агрессией дошкольников и хобби их отцов (от рыбалки под водочку до танчиков под пивко). Филологи – вычленять исконные архетипы в новых матерных конструкциях русского языка.

Если у вас пухнет голова, можете заказать проведение анализа и расчётов у студлансеров. Это будет дешевле, чем заказывать весь диплом или практическую главу целиком.

В практической части диплома необходимо:

— дать описание объекта дипломного исследования;
— обосновать выбранные методики работы с практическим материалом;
— собрать этот материал;
— произвести анализ собранных данных;
— внести уникальные предложения для внедрения на практике (не на всех специальностях);
— сделать выводы.

Практическая работа должна в итоге привести к решению задач, поставленных во введении.

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине “Литература”

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине “Литература” для студентов 1 курса колледжа, обучающихся на базе основного общего образования.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

Колледж Сферы бытовых услуг

по учебной работе

по учебной дисциплине: «Литература»

специальности: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология

СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:

Директор ИСТиД Преподаватель КСБУ

__________З.А. Михалина _________ К.А. Данилова

«__»____________20___г. «__»____________20___г.

ДАНИЛОВА К.А., ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КСБУ, ДИСЦИПЛИНА:

«ЛИТЕРАТУРА» , МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ –

Данные методические указания предназначаются для оказания помощи студентам в выполнении практических работ по учебной дисциплине «Литература».

Практическая работа является формой самостоятельной учебной работы студентов под непосредственным руководством преподавателя, в процессе которой студенты учатся применять на практике теоретические знания, полученные ими в процессе обучения.

В результате выполнения практических занятий студенты синтезируют теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях.

При выполнении студентами практических заданий достигаются следующие цели:

Расширяются и углубляются первоначальные знания студентов, полученные на теоретических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

У студентов формируется правильная оценка содержания изучаемых произведений, формируются общеучебные умения и навыки, ключевые компетенции.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Литература” на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация практической учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к знаниям и умениям учащихся, формируемым во время практических занятий, должны быть направлены на повышение общего уровня их читательской культуры и формирование активного отношения к собственной читательской деятельности: сознательном и целенаправленном выборе книг для чтения, в привычке и умении использовать прочитанные книги в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.

Для достижения этих целей учебный процесс не может ограничиваться только прослушиванием лекций. Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается решением практических задач.

Перечень практических работ, рекомендуемых студентам, для выполнения на уроках:

1. Работа с тестами произведений (изучение текстов, а также выполнение различных заданий).

2. Изучение студентами и устный анализ текстов произведений, умение осознать сложность социально-психологического конфликта произведения, знание творческой истории, композиции, образов главных героев, проблематики произведения.

3. Написание рефератов, эссе, творческих работ по изучаемым темам.

4. Изучение и анализ студентами произведений, рекомендованных для самостоятельного изучения.

5. Написание различного рода сочинений по предложенным преподавателем, а также самостоятельно выбранным студентами темам.

6. Работа с дополнительной литературой.

В связи с этим при выполнении практической работы, студент должен:

1. Предварительно повторить теоретический материал темы (тем) по которой проводится практическое занятие. При выполнении отдельных практических работ (например, написание творческой работы, реферата) тема может быть выбрана самостоятельно.

2. При выборе свободной темы необходимо согласовать ее с преподавателем.

3. Ознакомиться с практическим заданием, уяснить его фабулу и поставленные контрольные вопросы.

4. Составить план работы.

5. Продумать логику и последовательность изложения материала. Решение должно быть аргументированным.

6. Сдать выполненную в полном объеме практическую работу в срок, установленный преподавателем (в течение двух учебных часов).

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ и получении по ним положительных оценок.

При написании письменных практических работ, таких как сочинение, реферат, доклад, эссе следует уделить особое внимание составлению плана.

После того, как тема работы выбрана и осмыслена, необходимо приступить к составлению плана. Работа над планом поможет вам представить логику развития темы, поможет сделать стройной композицию работы, избежать неточностей и неполноты. Наиболее полно и продуктивно раскрыть тему поможет составление развернутого плана, сущность которого в следующем: каждый пункт подробного плана разделяется на подпункты, которые напомнят Вам о необходимости осветить одну из сторон общего тезиса или понятия, сформулированного в данном пункте письменной работы. Пункты располагаются в основной части строго последовательно. Они взаимозависимые, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею работы. При рассмотрении темы переход от одного пункта к другому должен осуществляться плавно, должны соблюдаться так называемые «логические мостики», т. е. мотивировка перехода, объяснение взаимосвязи двух понятий, обозначенных в пунктах плана. При работе над планом можно пункты плана тут же дополнять примерами из текста, на которые вы будете ссылаться при написании работы. План — своеобразный конспект вашей будущей работы, он организует мысль, способствует логике изложения материала. План можно делать рабочим, т. е. писать его только в черновике. Главное в плане — правильно обозначить ход и последовательность Ваших размышлений.

При устном анализе изучаемых произведений следует уделить внимание освещению таких вопросов как:

1. Тема произведения – это то, о чем идет речь в произведении, те события и явления действительности, которые отражены в нем. Тема литературного произведения охватывает все изображенное в нем и поэтому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе осмысления всех сторон произведения. Каждое явление жизни, каждый характер, изображенный в произведении, — это отдельная тема, совокупность отдельных тем образует тематику произведения.

2. Проблема — это тот вопрос, который ставит писатель, обращаясь к той или иной теме. В некоторых произведениях проблемный характер темы непосредственно подчеркивается их названиями: «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, « Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М .Достоевского и др. Одна и та же тема может служить основой для постановки разных проблем.

3.Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. Пристальное внимание ко всему многообразию тематики и проблематики особенно необходимо при анализе таких крупных произведений, как « Война и мир » Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, « Тихий Дон » М.А.Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др.

4.Идея — это то, что хотел сказать автор, решение главной проблемы или указание пути, которым она может решиться. Например, одной из главных идей романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание» является идея христианского смирения и всепрощения. христианской любви к людям как основы самовозрождения личности. В некоторых случаях идея произведения может заключаться в приговоре герою, не нашедшему верные ориентиры в жизни. Такова идея многих романов XIX века, в центре которых — судьба дворянского героя как «лишнего человека », «умной ненужности».

5.Портрет — это внешний вид героя, его одежда, манера вести себя, через которые можно просчитать внутреннюю сущность характера, к чему и стремится автор (обратите внимание на портреты Печорина, гоголевских помещиков, героев романа «Отцы и дети » и др.). Иногда дается и во внешности персонажа, и в его поведении, и в его одежде какая – то одна черта, деталь, по которой можно составить представление о характере и судьбе героя в целом («лучистые глаза» княжны Марьи Волконской, « старый персидский халат» Обломова, который сопровождает героя всю его жизнь, став чуть ли не символом его судьбы, «платок, смоченный одеколоном», которым пользуется Павел Петрович Кирсанов, разговаривая с крестьянами, и др.).

6.Прямая авторская характеристика. Одной из важнейших составляющих ее является психологический анализ внутреннего мира героя. Это особенно ярко видно в авторских характеристиках Андрея Болконского, раненного на поле Аустерлица, Пьера Безухова, после разговора с Наташей Ростовой, трагически переживающей свое увлечение Анатолием Курагиным. Авторская характеристика может также служить для знакомства читателей с предысторией героев, что мы видим, например, в романе « Отцы и дети ». Авторская характеристика помогает лучше понять атмосферу, в которой живет герой, узнать его окружение и т. д .

Перечень тем по предмету, по которым предусмотрено выполнение письменных практических работ:

1. Изображение природы в поэзии В.А.Жуковского и А.С.Пушкина (сопоставительный анализ).

2. Художественное своеобразие лирики А. С.Пушкина.

3. Жанр « Евгения Онегина» А.С.Пушкина.

4. «Герой нашего времени » и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

5. Жанр « Мертвых душ » Н. В. Гоголя.

6. Человек и природа в поэзии М.Ю.Лермонтова.

7. Народ в « Мертвых душах » Н.В.Гоголя.

8. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

9. «Гроза» А.Н.Островского. Смысл названия.

10. Обломов и Штольц как психологические типы.

11. Смысл названия романа И.С.Тургенева « Отцы и дети».

13. « История одного города » М. Е.Салтыкова – Щедрина: особенности жанра.

14. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе « Война и мир» Л.Н.Толстого.

15. Кутузов и Наполеон.

16. Россия будущего в пьесе « Вишневый сад» А.П.Чехова.

17. « Преступление и наказание» как « роман идей».

18. Идеи смирения и гордости в романе « Преступление и наказание».

19.Самостоятельный выбор темы для выполнения письменной работы по изученным произведениям.

20.Работы на свободную тему.

Перечень тем по предмету, по которым предусмотрен устный анализ изученных лирических произведений (полный анализ: тема, проблема, изобразительно – выразительные средства языка, ритмико – интонационный строй, образ лирического героя и т. д.):

Перечень тем по предмету, по которым предусмотрено выполнение письменных практических работ творческого характера (эссе):

1. Эволюция понятия « свободы » в лирике Пушкина.

2. День Онегина в Петербурге.

3. Образ Невы в «Медном всаднике».

4. Почему Лермонтов находит сильных людей не в настоящем, а в прошлом?

5. Тема поэта в лирике Лермонтова.

6. Конфликт чувства и долга в « Грозе».

7. Судьба крестьянской женщины в лирике Н.А. Некрасова («Тройка»).

8. Народ как воплощение нравственного идеала Л. Н.Толстого.

9. Мое понимание темы «Маленького человека».

10. Работы на свободную тему.

Перечень произведений, по которым предусмотрена работа с текстом произведения на практических занятиях:

1. И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

2. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

4. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

5. Л.Н.Толстой. «Война и мир».

6. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

8. М. Цветаева «Лебединый стан», «Поэма Горы», «Поэма Конца», поэма «Крысолов».

9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

10.С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина».

11. М. Горький. Пьеса «На дне».

12.И.Э. Бабель. «Конармия».

13.М.А. Булгаков. «Собачье сердце».

14.А.Н. Толстой. «Петр Первый».

15.И.С. Шмелев. «Лето Господне».

16.М.А. Шолохов. «Тихий Дон».

17.Э. Казакевич. «Звезда». В.Ажаев. «Далеко от Моск­вы».

18.А.Т. Твардовский. «По праву памяти».

Перечень тем по предмету, по которым предусмотрен устный анализ произведений или творчества писателей:

1.Анализ рассказа А.П. Чехова (произведение по выбору студента).

2. Анализ сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина (произведение по выбору студента).

3.Анализ рассказа М. Горького (произведение по выбору студента).

4.Анализ произведения зарубежной литературы (произведение по выбору студента).

5.Анализ творчества одного из писателей второй половины девятнадцатого века (по выбору студента).

6.Анализ рассказа И.Э. Бабеля (произведение по выбору студента).

7.Анализ произведения, относящегося к периоду «деревенской прозы» (произведение по выбору студента).

8.Историческая романистика (произведение по выбору студента).

9.Анализ произведения современной литературы (произведение по выбору студента).

Практическая работа должна быть выполнена в срок, назначенный преподавателем.

Если работа выполнена с явным опозданием, преподаватель имеет право снизить за нее оценку.

Реферат, доклад, устная информация воспроизводится студентом на специальном занятии в присутствии всей группы, студент отвечает на вопросы, которые возникают у присутствующих.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/159921-metodicheskie-ukazanija-po-vypolneniju-prakti

Методические указания по выполнению практических работ по литературе

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?

Несмотря на то, что практическая глава основывается на данных, полученных в результате самостоятельного поиска первичной информации или экспериментальных данных, вам может понадобиться и научно-методическая литература. Это могут быть сборники психологических тестов, материалы с описаниями технологических процессов, методички для проведения лабораторных экспериментов и т. д.

Используя эти материалы для описания своей экспериментальной методики, помните о бдительности антиплагиата и не передирайте целиком. Сложно? Да, поскольку в описание эксперимента по конкретной методике нельзя вносить отсебятину. Чтобы победить антиплагиат, вы можете кратко упомянуть о том, что, мол, в работе использованы тесты Пупкина-Васькина, а за описанием отправить научрука, рецензента и членов госкомиссии в приложение.

Не забывайте также ставить ссылки, если вы используете чужие тесты, опросники, методические наработки.

Выводы по практической части

Завершающий этап написания эмпирической главы – формулировка выводов. В них нужно:

— кратко подвести итоги проведённого исследования;

— рапортовать о подтверждении выдвинутой во введении гипотезы;

— скромно подчеркнуть свой бесценный вклад в профессиональную практику, заключающийся в разработке чего-то инновационного.

Правда, после анализа данных может оказаться, что полученные результаты не подтверждают, а опровергают выдвинутую во введении гипотезу. Вот это засада!

Что делать? Правильный путь – формировать новую гипотезу и проводить новые исследования. В реальности студенты либо подгоняют результаты под гипотезу (опасный вариант), либо выдвигают гипотезу уже после получения результатов исследования (оптимальный вариант). Поэтому, кстати, введение обычно пишется уже после того, как готова основная часть дипломной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *