Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Приём «Урок без темы»
Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы “или-или”, совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе – яблоки или груши?
- Слово “часы” – пишется как “чесы” или “чисы”?
- Кто быстрее плавает – котенок или цыпленок?
- Столица России – Париж или Минск?
- Какие звери живут в африке – мамонты или динозавры?
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор – Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попоробуем по теме Существительное.
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» – гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Естественно-научная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя – помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Приём «Хорошо – плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
– Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
– Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление – снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы – горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. – Какие бывают растения?
- 1 причина – деревья, факты – имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина – кустарники, факты – имеют много стволов- стволики
- 3 причина – травы, факты – имеют мягкий зелёный стебель
Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак – вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Приём “Займись синтезом”
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
- Чем пахнет слово “учитель”?
- Какой вкус у сиреневого цвета?
- Какая форма у среды (как она выглядит)?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Заключение
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.
Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.
Функциональная грамотность включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Основные виды функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность –
свободное владение всеми видами речевой деятельности;
способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; - свободное владение всеми видами речевой деятельности;
- способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
- самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность –
умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность –
это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.
На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.
Для диагностики сформированности функциональной грамотности можно использовать тестовые материалы, содержание которых включает в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация. Все задания разделены на три уровня:
- Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики;
- Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия;
- Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.
Первый уровень – репродуктивный:
1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.
- Белгород (название города)
- Банка (стеклянный сосуд)
- Башкиры (название народа)
- Байкал (название озера)
- Белка (название зверька)
2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.
- Вода – прозрачная бесцветная жидкость.
- Водитель – тот, кто управляет машиной.
- Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.
- Водопровод – сооружение с системой труб, по которым доставляется вода.
Второй уровень – рефлексивный
1) Отметь слово (или слова) с суффиксом – ик.
- пальчик
- стаканчик
- ключик
- разведчик
2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в именительном падеже.
- Бабушка поставила на стол тарелку с пирожками.
- В углу комнаты стоял письменный стол.
- В обед за стол садились все члены семьи.
- Кот не хотел играть и забрался под стол.
Третий уровень – функциональный
1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.
Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.
Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.
2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.
лечу – ____________________
Ответ: лечить, лететь, лечение.
Тестовые задания соответствуют трём уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, как правило, вызывает у большинства детей затруднения в ходе его выполнения в силу недостаточного свободного владения основными понятийными средствами.
Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС?
Для того чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, прежде всего, развивать интерес к изучению данного предмета посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.
В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.
Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:
- обучение носит деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.
Функциональная грамотность является одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.
Инна Александровна Шоронихина
Формирование функциональной грамотности младших школьников
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема работы городского методического объединения учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год сформулирована следующим образом :
Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.
Цель нашей работы:
Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.
Первым обоснованием выбранной темы послужил:
Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно пятому пункту которого Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:
А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект РФ «Образование» выдвигает ряд задач, решение которых поможет обеспечить достижения этих целей. Вот некоторые из них:
На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:
• развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;
• совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;
• тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;
• оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;
• организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;
• внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира.
Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.
Сложившаяся ситуация – следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Основные направления формирования функциональной грамотности : математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.
ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.
Информационная грамотность включает :
– осознание необходимости расширения своего информационного поля;
– способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
– совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
– готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле : «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Предлагаю вариант задания на формирование читательской грамотности. Работа с абонементом «В театр всей семьёй». Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ. Ситуация – ДЕЛОВАЯ.
1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.
3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.
5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.
Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
– способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
– готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр. ;
– потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
Социальная грамотность включает :
– готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
– способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
– совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
– наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Издательство «Просвещение» предлагает нам Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов.
Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.
• Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;
• Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
• Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
• «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.
«Развитие функциональной грамотности на уроках математики
в начальной школе».
«Вопрос об основах можно считать открытым.
Трудно представить, что со временем мы найдем
такое определение математике, которое устроит
всех. Так как это скорее не наука, а творческая
деятельность, подобно музыке или стихосложению».
Современное общество постоянно меняет свой взгляд на содержание образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Особое внимание сконцентрировано на развитие у учащихся умений применять полученные , в стенах школы, знания и умения в повседневной жизни.
На сегодняшний день общество предъявляет к выпускникам школ особые требования. Прежде всего — это должны быть грамотные люди, способные вступать в отношения с окружающей их средой. Они должны быть мобильны и уметь быстро адаптироваться к предложенной жизненной ситуации (3,с 5).
Начальное звено образования – это несомненный фундамент школьной учебы, поэтому, крайне важно именно в начальной школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, то есть закладывать основы функциональной грамотности.
Все формы и методы работы педагогов должны быть направлены на развитие у детей познавательных способностей и мыслительной активности. И одним из предметов, который ,несомненно, способствует этому — это уроки математики.(2. с 56)
Нужно заметить, что большинство учащихся начальных классов заинтересованы и с особым удовольствием посещают эти уроки. В большей степени это связано с несомненной приближенностью множества задач и заданий к реальной жизни, так как именно, опираясь на небольшой жизненный опыт детей, они сформулированы.
Математическая грамотность даёт способность человеку определять и понимать роль математики в реальной жизни, развивает умение рассуждать математическим путём, предполагать дальнейшие события математически построенной логической цепочкой (6, с 24).
Рассмотрим, чему же конкретно учит математика младших школьников?
1. Дети учатся анализировать и использовать прочитанный текст, даже если он представлен в различных формах и вариантах(переходить от ситуации к ситуации, понимать и следовать инструкциям учителя, находить проблему, работать в таблицах и диаграммах)
2. Ребенок учится удерживать в памяти несколько условий , даже если они противоречат друг другу.
3. Ребенок путём подбора учиться находить верное решение.
4. Учиться планировать ход решения как задач, так и примеров с большим количеством действий.
5. Учиться делать предположения и обосновывать их, находить закономерности, делать выводы. (6, с. 118) И это ещё далеко не все.
В своей статье я хотела бы рассмотреть ряд задач, приведенных в учебниках начальной школы, и определить чему конкретно они учат ребенка и как готовят к повседневной жизни.
В учебниках математики задача — это, как правило, определенная проблемная ситуация с заданной целью, которую учащемуся нужно достичь. И если ребенку удается достичь этих целей, найти пути их решения, если на основе данных он сумел смоделировать решение, то , в принципе, ребенок может считаться функционально грамотной личностью.(1. С 42)
Но, часто , мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок замечательно владеет вычислительными способностями и категорически не справляется с решением текстовых задач. Он , прочитав задачу, не может выделить главное, не понимает , что от него требуется и как со все этим справиться. Что, в таком случае, делать учителю?
В учебниках очень много задач, но не все они требуют практических действий. В таком случае учитель может скорректировать задачу под ученика, под степень его понимания и осознания, добавить дополнительные (наводящие) вопросы, чтобы задача стала более доступной и адаптированной. Можно перенести цели данной задачи и сформулировать для ученика более понятную, связанную с его повседневной жизнью. (Нужно сказать, что в учебниках по прежнему имеются задачи, которые отстали от жизни и не соответствуют сегодняшним реалиям) Ну например связать задачу с какой-либо компьютерной игрой или фильмом. И тогда сознание ребенка отзовется, ему станет интересно и понятно. Если задачу скорректировать не получается, то выходом будут вопросы вида: «Где ты встречал это в жизни?», «Как это может пригодиться в жизни?»(4, с 35) и т.д.
младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. (2, с 18)
Это теория. А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные к жизненным ситуациям.
Умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
У Тимофея 50 рублей, а у Никиты 70 рублей. Сколько тетрадей они смогут купить вместе, если одна тетрадь стоит 15 рублей?
Ориентация на плоскости и в пространстве.
Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?
Задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Масса трёх тыкв 58 кг. Какой может быть масса каждой тыквы? Приведи примеры.
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений.
Может ли быть расстояние между городом и деревней, где живет бабушка — 350 км, если на поездку требуется 50литров бензина, а машина расходует 10 литров на каждые 100 километров?
Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем.
Численность населения Республики Башкортостан в 2000 г. 2 958 625 человек, а в 2021 г. 4 013 786 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей за 21 год?
составляющую математической грамотности можно реализовать с помощью следующих учебных заданий:
Работа с математическими объектами.
1) В 1990 году булка хлеба стоила 18 копеек. Сколько булок хлеба можно было бы купить на 1 рубль?
2) Билет на автобус стоит 30 рублей. Сколько необходимо денег на неделю , если приходится ездить 2 раза в день?
Сравнение, соотнесение, преобразование информации.
Для того чтобы оклеить цветной самоклеющейся бумагой поверхность стола длиной 75см и шириной 45 см . Какой кусок бумаги необходимо взять?
Красный – 8дм х 6дм, синий – 7 дм х 5дм или желтый – 75 см х 4 дм?
Упражнения на овладение математическими методами для решения учебных задач. ( Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направления на схеме и т. п.)
В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Моделирующая деятельность должна рассматриваться как одно из важнейших проявлений учебной деятельности в процессе обучения математике.(9, с 67)
составляющая математической функциональной грамотности младших школьников:
Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
1. Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:
а) Расстояния от Уфы до Стерлитамака? (мм, см, м, км);
б) Толщина книги? (мм, см, м, км);
в) Длина комнаты? (мм, см, м, км).
2. Соедини подходящие данные линией:
1) Площадь тетради 13см
2) Длина ручки 62 кв.м.
3) Площадь квартиры 1м 15см
4) Высота стола 85 см
5) высота дома 10м
5) рост первоклассника 250 кв.см
Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений).
Докажи с помощью примера следующие утверждения:
Существуют треугольники, у которых все стороны равны;
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Кроме вышесказанного, для формирования математической грамотности очень важно использовать различные формы работы над задачей:
1. Решение задач различными способами.
2. Правильно организованный способ анализа задачи.
3.Представление ситуации, описанной в задаче.
4. Самостоятельное составление задач учащимися.
5. Решение задач с недостающими данными.
В первой коробке конфеты. Это на 5 конфет больше, чем во второй коробке. Сколько конфет в обеих коробках?(8, с 12)
6. Изменение вопроса задачи.
У Коли 4 машинки, а у Толи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Толи? (Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия).(8, с 33)
7. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.
8. Запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного.
9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
10. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
11. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
12. Решение обратных задач.(5, с 77)
Также необходимо сказать, что большим подспорьем в решении формирования математической грамотности , в последнее время, взяли на себя современные образовательные технологии. (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ). Хорошо способствуют также этому различные образовательные платформы, такие как: Учи.ру, Я-класс и т.д. В школах нашей республики учителя широко применяют данные платформы для более широкого образования детей.
Именно сюжетные математические задачи являются основой для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами.(6, с 48)
Конечно , пользуясь таким широким спектром учебной информации , должен быть контроль за её усвоением. И , несомненно, это диагностика (мониторинг знаний), которые позволят не только оценить знания, но и понять причины возникающих проблем и пробелов и найти пути их устранения.
Из всего вышесказанного следует, что на формирование функциональной грамотности учащегося , особое влияние имеет его обучение в начальной школе.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Виктория Белоусова
Формирование функциональной грамотности младших школьников как механизм повышения качества образования
Белоусова В. М.
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 93 с дошкольным образованием г. Макеевки»
г. Макеевка, ДНР
АННОТАЦИЯ. В статье автор анализирует современные подходы к проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе, оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение понятия «функциональная грамотность», представляет её характеристику как планируемого результата обучения младшего школьника.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функциональная грамотность, направленность обучения, характеристика показателей, сущность, содержание, основные этапы обучения, приёмы практики, результат, модель.
Современное поколение людей живёт во времена скоростного развития информационных технологий. Ежедневно и ежечасно на нас обрушивается огромный поток информации. В настоящее время, наверное, нет ни взрослых, ни детей, которые не пользовались бы всемирной сетью Интернет. Ведь в ней человек может получать образование, работать, посещать видеоконференции и вебинары, продавать и покупать товары, получать необходимую информацию и многое другое. Соответственно он должен уметь гибко перестраивать старые способы своей деятельности, достаточно хорошо ориентироваться в новом, свои способности и силы использовать творчески. Для него становятся важнейшим умения добывать, оценивать, анализировать, использовать поступающую информацию и использовать её в жизни. Глобальные изменения XXI века предъявляют к человеку новые умения и качества : коммуникативные умения, творчество и сообразительность, критическое и системное мышление, социальная ответственность, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, умения работать с информацией. Изменения в мире потребовали пересмотреть традиционные методы преподавания в школах, цели и результаты образования, систему оценки достигнутых результатов, выдвинули новые запросы к воспитанию и обучению.
ГОС НОО выдвигает ключевые требования: овладеть системой учебных действий с изучаемым материалом:
1) Личностными: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.
2) Предметными: освоение, преобразование и применение знаний (т. е. на основе имеющихся знаний формирование познавательных действий).
3) Метапредметными: регулятивными, коммуникативными,
Акцент в образовательной системе переместился со сбора и запоминания информации на овладение навыком её применения в жизни. В настоящее время в начальном образовании определено «чему учить», «зачем учить», «как учить», но остается актуальным поиск ответа на вопрос «как учить результативно?»
Не потеряла актуальность в наше время известная с давних пор притча «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
– «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком,
–с гордостью сказал первый ученик.
– «Бодхисатва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –
– «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
– Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Учитель оказался очень мудрым наставником для своих учеников. Ведь он понимает, что самые прочные знания те, которые добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое главное, чему сегодня школа должна учить своих детей. Ещё в те далёкие времена педагоги определили важность и ценность формирования функциональной грамотности школьников.
Человек должен быть функционально грамотной личностью. Что же такое «функциональная грамотность»? Сам термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.
Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному, можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников в школах в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия школьников в международных исследованиях.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А. А. Леонтьев)
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
– готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
– возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
– способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
– совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Она рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных (формируются на любом предметном содержании) и предметных (соответствуют конкретным предметам учебного плана начальной школы).
Компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты Предметные компоненты
Читательская грамотность Литературная грамотность
Коммуникативная грамотность Языковая грамотность
Информационная грамотность Математическая грамотность
Социальная грамотность Естественно-научная грамотность
Содержание функциональной грамотности заключается в процессе формирования и развития средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Задания логических приёмов
Логические приемы Примеры заданий
1 уровень знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
2 уровень понимание Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
3 уровень использование Применить, проиллюстрировать, решить.
4 уровень анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
5 уровень синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа, изложения, сочинения)
6 уровень оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Перечислим основные этапы обучения через учебную деятельность:
• Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений (проблемная ситуация).
• Выявление места и причин затруднений (проблема).
• Целеполагание и проектирование выхода из затруднений (что я хочу сегодня узнать, чему хочу научиться и т. д.)
• Реализация проекта.
• Первичное закрепление.
• Самостоятельная работа с самопроверкой по шаблону (алгоритму, опоре и т. Д.)
• Включение в систему знаний и повторение.
• Рефлексия учебной деятельности.
Приведу некоторые эффективные приёмы практики и учебные задания.
2. Как помочь учащимся лучше осознать изучаемый материал?
• Чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов» :
• Создавать учебные ситуации, которые вовлекают в учебную деятельность: вызывать удивление, желание уточнить или возразить, давать опережающие домашние задания, использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, дискуссии и диспуты, инсценировки, использовать общие увлечения и т. Д.
2. Как способствовать переводу знаний из пассивных в активные? Предлагать задание, которое отличает:
• неопределенность в способах действий (нет явных и скрытых указаний способа действий, нужен «перевод» с обыденного языка на язык предмета, допустимы альтернативные подходы и решения);
• проблемность во внеучебном контексте (необходимо принять осознанное решение, сделать выбор, ситуация близка и понятна, затрагивает их лично);
• практики развивающего обучения (учение в общении или учебное сотрудничество, поисковая деятельность, самостоятельная оценочная деятельность, задания на само- и взаимопроверку, ролевые и деловые игры и др.);
• поисковая активность, учебные исследования, проекты;
• интеграция знаний, выявление связей, аналогий;
• различные форматы предоставления информации;
• выявление главного, поиск альтернатив;
• тренировка воображения (описание объекта, монолог от определенного лица, описание необычных вариантов применения);
• преобразование (добавляем предметам новые функции и свойства, перефразируем задания и вопросы)
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:
• обучение должно носить системно-деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности);
• учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
• в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
• применять такие образовательные технологии, как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. Д., главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Любому дереву для роста и развития нужны уход, свет, тепло, вода. Маленькой личности, которая приходит на урок к учителю, необходимы прочные знания, умения, навыки и качественный результат для всех участников образовательного процесса. Попробуем представить модель формирования функциональной грамотности в виде плодового дерева. Высадим в саду маленькую яблоньку (функциональную грамотность личности). Будем поливать хрупкое деревце водой (чётко продуманной, правильно спланированной работой педагога с использованием современных инновационных технологий). Вскоре оно подрастёт, и на нем появятся, достойные восхищения плоды (ключевые компетенции младшего школьника).
Дерево без полива засыхает. Без компетентной работы преподавателя невозможно сформировать функционально грамотную личность школьника. Поэтому задача учителей начальных классов заключается в следующем:
• руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,
•способствовать развитию творческих способностей,
• максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,
• способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
И тогда, как сказал И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь раскрыться и развить собственные идеи».
1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. В. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.
2. Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников : проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс : До и после. 2009. № 12. С. 65—68.
3. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/
4. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность.) : монография / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001.
5. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. ; Рига, 2000. 224 с.
6. ШтецА. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа плюс : До и после. 2007. № 8. С. 69—72.