учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.
Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.
Технология продуктивного чтения (ТПЧ)
Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.
Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.
Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.
Этап – этап предтекстовой деятельности.
Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста
1.Стратегия «Прогноз по заголовку».
Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.
Приведите примеры подобных расхождений.
2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).
Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.
3. Стратегия «Образ текста».
Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.
4.Стратегия «Батарея вопросов».
Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.
5. Стратегия «Глоссарий».
Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».
Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».
8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.
2 этап – этап текстовой деятельности.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.
2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».
3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.
4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?
3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.
Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.
Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.
Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.
Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
2. Ориентирована на развитие личности.
3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Способствует пониманию текста на уроке.
Статьи по теме
учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьской ООШ, деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.
“Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.
Приём «Рубрика «Любознательным»
В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.
Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.
Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.
Этап актуализации
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём «Морфемный конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»
Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.
То же самое с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.
Приём «Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.
Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.
Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
Приём «Суперконтрольная»
Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.
На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.
На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.
Выставляется средняя оценка.
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.
Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Мы, словесники, хорошо понимаем, что чтение можно рассматривать как предметную компетенцию и в то же время – как метапредметную. Традиционно на уроках русского языка большое внимание уделяется формированию речеведческих умений и навыков. А коммуникативные навыки, как таковые, при подобной работе часто отходят на второй план. Как же влияет международное исследование PISA на преподавание русского языка в школе? Во-первых, смещаются акценты при работе с языковыми единицами, особенно такими, как слово и текст. Во-вторых, PISA предлагает нам новые подходы к отбору текстов для организации урочной деятельности. В-третьих, специфичным становится конструирование самих учебных заданий.
Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Репертуар текстов на уроках русского языка за последнее время значительно расширился. В том числе филологи включают в учебные задания инфографические тексты. Инфографику часто называют текстами будущего. И это не случайно. Такие тексты максимально информативны, мультимедийны, мобильны. Разве это не является признаками современного мира и современного человека?
Приведем пример обращения к инфографике «Рецепт чак-чака».
Ребятам предлагаю следующие задания:
1. Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.
2. Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.
3. Выпишите из инфографики все количественные числительные.
4. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления чак-чака вам понадобится _______ стакана муки, ___ яиц, ______стакана молока, ______ грамм сахара, ______ ст ложки сливочного масла, ______ граммов растительного масла для жарки, ____граммов меда.
5. Создайте текст на основе инфографики.
Практически любая инфографика позволяет решать образовательные задачи. Интересным примером являются географические инфографики, так как они часто содержат имена собственные, большое количество числительных и занятный для учеников материал.
Таким образом, представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Дети и сами создают инфографику в целях прочного усвоения орфографических правил русского языка. Создание такого материала даёт возможность осмыслить правило, наглядно и доступно представить его в схемах и рисунках. Можем с уверенностью сказать, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают ее удобным и интересным объектом для изучения на уроках в современной школе.
Тексты на уроках русского языка должны быть разные, разноформатные. Большой интерес представляет работа над несплошными текстами. Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности. В повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.
Кассовый чек – это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. Информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.
На уроках русского языка предлагаю детям следующие задания:
- найти слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;
- составить диалог с использованием этих слов;
- составить предложения с однородными членами;
- найти многозначное слово, объяснить его значения, составить предложения с этим словом, в разных его значениях.
Работа с любым текстом для обучающихся – трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, направленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.
Урок русского языка и в самом деле может стать эффективной площадкой для различных читательских практик. Одной из них является работа с псевдотекстом. Псевдотекст – это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников. Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В ее основе лежит принцип лингвостилистического исследования.
1. Сколько авторов рассказывают о громе?
Шумный гром показался за горизонтом, как ярый силач распрямлял плечи, и грозно орошал землю. Серая рябь пошла по реке. Яркие молнии тихо, но быстро и сильно били в поля; далеко за полями уже горело дерево, зажженное ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
Пошел дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось. Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качались деревья.
2. Вычленить тексты по четырём признакам:
- единство темы
- тип речи
- стиль текста
- способы связи предложений в тексте.
Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачетных заданий.
Применение данных приёмов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
- Захарова, А. Инфографика на уроках русского языка / А.Захарова // Русский язык – Первое сентября. – 2013. – № 9. – С. 48-50.
- Захарова, А. Инфографика: взгляд изнутри / А.Захарова // Русский язык – Первое сентября. – 2013. – № 11. – С. 35-38.
- Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ № 12, 2001
- Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». – Киров: 1999 – 2002.
Развитие связной речи учащихся – одна
из главных задач уроков русского языка в
якутских школах. Это тем более важно, что русская
речь якутских учащихся обогащается и
совершенствуется в основном на уроках русского
языка и литературы.
Большую роль в развитии речи учащихся
играют связные тексты, которые являются основой
уроков русского языка. Связный текст выражает
законченную мысль, дает материал для речевой
практики, позволяет показать источник
информации, словарь, все виды речевой
деятельности, решает обучающие и воспитывающие
цели урока.
Что такое связный текст?
Есть два понимания текста: широкое и
узкое. В широком понимании текст – это любое
связное высказывание любой длины,
продолжительности, любого жанра (рассказ, роман).
Текст в узком толковании – это
сочетание предложений, связанных между собой по
смыслу и при помощи языковых средств.
Каковы же признаки текста?
– Предложения текста взаимно связаны.
– Смысловая законченность.
– Структурная законченность.
– Интонационная законченность.
– Членимость на части.
– Авторская целевая установка.
– Стилистическая обработанность.
Текст должен иметь зачин, основную
часть, концовку. Свободные предложения бывают не
в любом тексте.
Каковы же единицы текста?
а) номинативный заголовок: “А.С.
Пушкин”, “Зима”;
б) информативный заголовок “Как слон
спас Кулина”;
в) эмоционально-экспрессивная функция
заголовка (“Когда же придет настоящий день?”,
“Кто виноват?”);
г) рекламная функция – “Не проходите
мимо!”, “SOS”.
2. ССЦ – сложное синтаксическое целое
– раскрывает содержание текста, может состоять
из нескольких микротем.
3. Заключительная часть выражает
основную мысль произведения, ещё раз напоминает
тему.
Предложения в тексте соединяются
такими способами:
– цепная связь (повествование),
– параллельная (описание),
– лучевая – характерна для
текстов-рассуждений,
– смешанная связь.
Средства межфразовой связи.
- Лексические средства связи (лексический повтор,
использование однокоренных слов, синонимы,
контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы,
тематически объединенные слова). - Морфологические средства языка (местоименная
замена, наречия, числительные, союзы, частицы,
вводные слова). - Синтаксические средства связи (порядок слов в
предложении, синтаксическая неполнота, единство
видо-временных форм глаголов-сказуемых,
синтаксический параллелизм конструкций.
Такая работа над текстом должна
проводиться постоянно, начиная с младших
классов. Это сквозная тема.
Этапы работы над текстом.
Т: С-СС-П-Т, где Т – готовый текст, С
– слово, СС – словосочетание, П – предложение, Т
– текст ученика.
Ученический текст может быть с
полстранички. Прилагаем мини-сочинения и
сочинения учащихся, написанные после проведения
подготовительной работы.
Ребята, которым по 15-17 лет, очень
непредсказуемы. Они то становятся весёлыми и
добрыми, то грустными и даже злыми. Видно, что у
этих ребят такой период в жизни, когда мы иногда
дети, иногда взрослые.
Вот у меня тоже бывают такие моменты,
когда я от радости прыгаю чуть ли не до потолка
или, наоборот, когда мне очень грустно, то я не
нахожу себе места. Это бывает, конечно, не только
со мной, но и со всеми моими сверстниками и
подружками.
Но вот я случайно заметила, что во всем
этом отлично помогает музыка, и именно тихая.
Как-то я об этом говорила с подружками и узнала,
что и у них такая же картина.
Ну вот, когда мне грустно – сижу и
слушаю тихую музыку. Под такую музыку
успокаивается нервная система, и даже на лице
скоро появляется улыбка. Вот что с человеком
может сделать тихая музыка.
Я думаю, что тихая музыка нравится
всем. И мне она тоже нравится. Когда ты слушаешь
тихую музыку, то тебе становится хорошо и легко
на душе. Нам всем надо очень часто слушать тихую
музыку, чтобы стать добрее, спокойнее и
радостнее.
О чем мечтают люди? О всяком. Дети
мечтают поскорее стать взрослыми, а взрослые,
наоборот, возвратиться в детство и стать
прежними шалунами и смешливыми задорницами. Для
кого-то это покажется смешным, но ведь мечты
бывают разные.
Я вот мечтаю стать королевой: не
какого-либо государства или царства, а любящего и
достойного меня юноши.
Говорят, мечтать не вредно. Маленький
ребенок мечтает, чтобы ему купили много конфет,
юная девушка мечтает о красавце на белом коне, а
родители мечтают о том, чтобы их дети жили
счастливо.
Мечты бывают разные: волшебные,
простые, которые сбываются или не сбываются.
А я мечтаю стать образованным
человеком, который был бы нужен нашему обществу;
мечтаю встретить, как и все девчонки, своего
любимого – безумно любящего меня человека и жить
счастливо, вести здоровый образ жизни. И я,
конечно, хочу, чтобы мои мечты сбылись, ведь если
очень постараться, можно достичь многого.
Да, мечтать не вредно, даже настроение
поднимается и улучшается.
Жаль, что все это лишь мечты, мечты.
У этой песни крылья.
Когда я очень устаю и в голове все
вверх дном, я слушаю одну и ту же песню. Это песня
санкт-петербургской группы “Летний сад” “Не
плачь”. И вот когда её слушаю, эта песня
освобождает меня от усталости и проблем.
По-моему, эта песня уносит всю мою
усталость на своих крыльях куда-то вдаль.
Вот почему я считаю эту песню крылатой.
В самое яблочко.
Сегодня у мамы день рождения. Папа
сказал, что мы ей подарим красивый платок с
узором. В доме все сверкает, каждая вещь кажется
необыкновенной.
Но я хочу, чтобы мама была самой
счастливой, и решил сделать свой необычный
подарок. Когда-то я слыхал, что если хочешь
порадовать человека или сделать сюрприз, то
должен знать, какие вещи нравятся человеку,
другими словами – попасть в яблочко. Я думал над
этим и решил подарить деревянную ложечку,
которую сделал сам на уроке труда. Ложечка
получилась красивая. Думаю, маме обязательно
понравится.
А как вы думаете, попал ли я в самое
яблочко?
В чем особенность этих мини-сочинений?
Главное то, что они не отпугивают учащихся своим
объёмом. Учащиеся с удовольствием берутся за
такую работу, потому что сразу виден результат,
можно из множества тем выбрать подходящую, можно
описать случай из собственной жизни или немножко
пофантазировать. Но все стараются раскрыть тему.
В данных работах в той или иной степени эта цель
достигнута .
В программе якутских школ по русскому
языку выделен специальный раздел “Развитие
связной речи”. Но в современных условиях каждый
урок русского языка должен быть насыщен ярким
текстовым материалом. Таким текстовым
материалом, бесспорно, являются художественные
тексты. Но как обстоят дела на практике? До сих
пор мы, учителя, довольствовались учебниками с
адаптированными текстами, с упражнениями,
составленными из отдельных, ничем друг с другом
не связанных слов и предложений.
Нужен другой подход к подбору и
построению учебного материала – именно
художественных текстов разных жанров. “В идеале
каждый урок русского языка должен включать в
себя работу с текстом. Такая работа совместима с
любой программой по русскому языку. Она будет
хорошим дополнением к традиционному уроку”.
Каждая новая тема, каждое явление
языка (многозначность слова, вид глагола,
словообразование) изучается на материале
художественных текстов. Теория проверяется на
практике, учащиеся видят, как слово живет в
тексте, в речи .
Один и тот же текст можно использовать
неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то
новое, сравнивая или при изучении одной темы
можно использовать разные тексты.
Какие же задания могут быть подобраны
к текстам? Их можно разделить на такие группы:
- Предполагает поиск в тексте определенных форм и
конструкций, их классификацию, объяснение их
роли в тексте. Здесь от грамматики идем к
содержанию; - Определение грамматических средств, с помощью
которых раскрывается содержание; - Активная работа с текстом (изменение структуры
предложений, подбор синонимов, определение стиля
и жанра текстов).
На практике эти вопросы, задания могут
быть даны в любом сочетании, ещё лучше, если они
неожиданные.
Такая работа помогает учащимся
осмыслить художественный текст, оценить его
достоинства, понять, как и почему выбраны
лексические средства. И, конечно, такая
кропотливая, вдумчивая работа с текстом
пробуждает интерес к русскому языку, появляется
желание самостоятельно искать и находить что-то
интересное.
Текст можно использовать на любых
этапах изучения грамматической темы: при
объяснении, при контроле. Такая работа может быть
использована как форма зачётов или как форма
устного экзамена по русскому языку.
Так в последние 2-3 года выпускники
нашей школы, выбравшие устный экзамен по
русскому языку, работали по художественным
текстам с различными заданиями, делали разборы
всех видов, определяли стиль и жанры текстов,
отвечали на дополнительные вопросы.
1. Определить тему и основную мысль.
2. Подобрать синоним к словосочетанию
внутренний взор.
3.Можно ли заменить каким-нибудь
синонимом (выдающийся, крупный, замечательный,
блестящий, яркий) слово блистательный, почему?
4. Объясните знаки препинания в
процитированном стихотворении.
Ещё один текст об А.С.Пушкине «Как
часто обращался я к стихам Пушкина, когда
размышлял о верности, дружбе, товариществе. Как
глубоко верен Пушкин был своим друзьям, с каким
постоянством писал о них каждый год 19 октября, в
день основания лицея:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли
(19 октября 1827г.)
Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(19 октября 1828г.)
И в самые грустные и трудные минуты
жизни ко мне приходили пушкинские строки, вселяя
веру в будущее:
Вот и пришел я к самому главному:
Пробуждал не только как поэт, но как
старший друг, сердечный и мудрый!» (Н.
Старшинов)
Задания к тексту:
1. Определите тему и основную мысль.
2. Объяснить знаки препинания при
обращении.
3. Каким членом предложения является
междометие ура?
4. Подобрать синонимы к словам
житейский, усердно, уныние.
В своей работе я ещё использую
методическое пособие “Контрольные и
проверочные работы по русскому языку. Классы
10-11”. К.А.Войловой, В.В.Леденева. (М., Изд. дом
“Дрофа”, 1996), в котором представлены
оригинальные, неадаптированные тексты русской
художественной и публицистической литературы,
где учитель в работе над языковым материалом
может идти от текста, а не от слова и предложения.
На мой взгляд, особенно интересны для
работы стихотворные тексты. Они представлены
именами А.Белого, С.Есенина, А.Толстого,
М.Цветаевой, А.Ахматовой, А.Блока, Ф.Тютчева, А.
Фета и других.
Текст 1. Осень.
1.Подчеркнуть одной чертой буквы,
обозначающие гласные звуки, двумя – согласные.
Указать буквы, обозначающие два звука.
2. Раскрыть значение слов бедный,
красуются, вянущих.
3. Объяснить знаки препинания.
4. Передать содержание поэтического
текста прозаическим.
В данном случае 1 задание можно
заменить фонетическим разбором нескольких
интересных в этом отношении слов (обсыпается,
листья, ярко-красные).
Дополнить такими заданиями:
- сколько предложений, каких,
- назвать признаки поэтического
текста.
Когда я был ребёнком, – лес ночной
Внушал мне страх; до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.
Теперь – прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой – мне радостно и больно.
(А.Блок)
1. Отметить слова, различающиеся
количеством звуков и букв.
2. Выписать все местоимения и указать
их начальную форму.
3. Найти разные виды сложных
предложений .
4. Назвать ключевые слова, посредством
которых автор передает свои чувства.
Можно несколько видоизменить
некоторые задания:
1. Каких частей речи больше в тексте?
Почему?
2. Уместна работа над выразительным
чтением стихотворения .
1. Затранскрибировать текст.
2. Установить, какими членами
предложения являются имена прилагательные и
причастия
3. Найти слова, грамматически не
связанные с членами предложения.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но как играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(А.Ахматова)
1. Выписать прилагательные. Сравнить, в
чем различие.
2. Рукомойник. Способ образования.
Объясните значение невинный, храмина, молюсь.
3. Сколько предложений? Какие?
4. Найти слова в переносном значении.
Ветер принес издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои,
Ветер принёс издалека
Звучные песни твои.
(А.Блок)
1. Выписать наречия, объяснить их
правописание.
2. Найти примеры прямого и обратного
порядка слов.
3. Найти слова, употребленные в
переносных значениях.
4. Найти слово, которое употребляется
только во множественном числе.
Используя на уроках художественные
тексты, мы облегчаем овладение русским языком
якутскими учащимися, способствуем расширению их
словаря, развитию у них представлений об
общечеловеческих ценностях.
Виды заданий к художественным текстам
разнообразны, что дает возможность их
дифференцирования в зависимости от степени
подготовки, склонностей, способностей учеников.
Учащиеся могут сами придумать и сформировать
различные вопросы к текстам, что можно
использовать в работе парами. Наиболее
интересные задания, придуманные учащимися, можно
поощрить и использовать в дальнейшей работе.
В научном семинаре профессора ЯГУ
Т.П.Самсоновой с конца 60-х годов разрабатываются
актуальные вопросы методики преподавания
русского языка в якутской школе, среди них –
комплексно-тематические уроки. Такие уроки стали
входить в практику учителей якутской школы в 70-е
годы.
Т.П.Самсонова пишет: “Хотелось бы,
чтобы и художественные тексты заняли достойное
место в учебниках русского языка для якутских
школ”.
В сборнике научных статей “Путь к
мастерству” собраны статьи учителей русского
языка из многих улусов республики, в которых
авторы делятся своим опытом работы в этом
направлении, обосновывают целесообразность
проведения комплексно-тематических уроков.
Хотелось бы, чтобы художественные
тексты стали и предметом и средством обучения
якутских детей русскому языку, русской речи.
1. К.А.Войлова, В.В.Леденева. Контрольные
и проверочные работы по русскому языку. Классы
10-11. М., “Дрофа”, 1996 г.
2. А.Ю.Купалова. Текст в занятиях родным
языком. Сборник задач и упражнений. М.,
Издательство “Флинта”, Наука. 1996г.
3. Т.П.Самсонова, К.С.Евсеева,
Е.П.Никифорова. Текст как основа развития связной
речи учащихся якутских школ. Якутск, “Бичик”, 1995
г.
4. Т.П.Самсонова. Повышение
эффективности уроков русского языка в якутской
школе. Якутск, 1995г.
5. Н.А.Пленкин. Изложение с языковым
разбором текста. М., “Просвещение”, 1978г.
6. Путь к мастерству. Сборник научных
статей. Якутск, 1995г.
7. Русский язык. Приложение к газете
“Первое сентября”, №4, июль, 1995г., № 1, январь,
1996г., № 35, сентябрь, 1996г., № 10, март, 1997г., №7,
февраль, 1997г., № 22, июнь, 1997г.