Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса

Роза Хачатрян Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме:

«Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса»

«О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по своему –

вот высший подвиг цветка!»

Это замечательные слова великого японского поэта о цветах. И я не случайно начала именно с него. Детей часто сравнивают с цветами. И одни, и другие красивы, нежны, трогательны, им нужна забота, ласка, любовь. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.

Но дети растут и важно, чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, умел управлять своим поведением. Осознание своих особенностей и потребностей, умение выбирать виды и способы действия, твердо идти к поставленной цели – это те навыки, без которых не обойтись в любом обществе. Использование в работе предлагаемой модели позволяет сформировать у детей вышеперечисленные навыки, как необходимые социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает и усвоил,

тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

– непосредственного общения с каждым ребенком;

– свободного выбора детьми вида деятельности;

– свободного выбора участников деятельности;

– принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

– развития коммуникативных способностей.

Руководствуясь этими задачами, я начала активный поиск методов и форм работы с детьми. Так 3 года назад появился проект по организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. В ходе его реализации дети стали проявлять активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В соответствии с собственными интересами дети проявляли инициативу и самостоятельность, ставили много опытов, организовывали интереснейшие наблюдения, экспериментировали всеми возможными цветами и оттенками, жидкостями и другими веществами. Мои дети научились смело ставить задачу (проблему) перед собой, и самостоятельно приходить к её решению, научились делать выводы, подводить итоги. Но «горизонты смещаются вместе с движущимися» (немецкий философ Ханс Георг Гадамер). Передо мной встали новые задачи: – как дать детям больше самостоятельности и возможности выбора,

– как поддержать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности,

– как максимально учесть интересы всех субъектов образовательных отношений?

Находкой стала «Модель трех вопросов», которая, на мой взгляд, поможет решить поставленные задачи и учесть основные принципы дошкольного образования, изложенные в федеральном государственном образовательном стандарте.

У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. «Модель трех вопросов» – уникальная методика, свой опыт работы по которой я представляю в данной методической разработке. Он актуален, так как позволяет реализовать, на мой взгляд, самую сложную задачу индивидуализации дошкольного образования. Он будет полезен всем педагогам, которые стремятся к профессиональному росту и полноценному развитию своих воспитанников, а также родителям.

«У вас есть то, чего нет больше ни у кого, – вы.

Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение.

Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте,

танцуйте, живите так, как можете лишь вы.

Нил Гейман, английский писатель-фантаст

Цель использования модели «Трех вопросов» в моей педагогической деятельности – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Еще в начале своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы каждый день в жизни ребенка был интересным, увлекательным, необыкновенным.

– Как учесть все интересы и потребности детей, родителей и педагогов?

Для решения этих вопросов необходимо:

– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями;

– формировать инициативность, самостоятельность, ответственность, предпосылки учебной деятельности

– развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящий момент эту модель я применяю при планировании образовательной деятельности во всех направлениях развития личности ребёнка.

Когда ребенок сам говорит о том, что именно он хочет узнать, интерес уже есть и педагогу важно не погасить его, а дать толчок к поиску ответа, к самостоятельной деятельности, к познавательной активности. Потребность в новых открытиях, впечатлениях заложена в каждом ребёнке – будь то месячный малыш или шестилетний ребёнок. Отличие состоит лишь в том, что на каждом возрастном этапе детская инициатива и интерес имеют свои формы и требуют особых условий для формирования.

Основа предлагаемой модели – таблица, состоящая из 3-х столбцов, которая составляется для каждой темы в рамках образовательной программы:

Что я знаю? Что хочу узнать? Как это сделать?

Сам процесс деятельности состоит из 4-х этапов:

– подготовительный (сбор информации)

– подведение итогов.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми. Во время изучения темы в таблицу могут вноситься корректировки как самими детьми, так и педагогом, например, если есть необходимость решения задачи, не охваченной детьми, но предписанной образовательной программой.

С чего начинается работа? Накануне новой темы дети отвечают на вопросы педагога в процессе игровой деятельности, беседы, во время режимных моментов, то есть таким образом, чтобы этот процесс не был для них тягостным, специально организованным. Задача воспитателя – зафиксировать ответы детей в таблице. Для этого я привлекаю младшего воспитателя своей группы. Ответы детей могут быть записаны словами или оформлены схематично. Условные обозначения разработаны совместно с детьми. Таблица – основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. Для этого могут быть организованы различные виды деятельности – творческая, экспериментальная, продуктивная, игровая, специально подготовленная образовательная среда. Выбор деятельности для каждого ребенка зависит от того, что именно он хочет узнать. Этот этап также имеет большое значение – важно правильно организовать предметно-пространственную среду, пополнить её необходимым оборудованием, материалом, средствами. Здесь помощниками выступают, родители (законные представители) моих воспитанников. Кроме того, решаются такие важные задачи как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы.

Третий этап – реализация. Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать, вид, способ деятельности, направление, в котором будет двигаться. Педагог выступает как организатор, помощник, двигатель детской деятельности, не лишая их самостоятельности, но и не отпуская в «свободное плавание». Таблица всегда доступна для детей – они активно интересуются деятельностью друг друга, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказываю необходимую помощь. Тем самым обеспечивается решение таких важных задач, как вовлечение родителей в образовательный процесс и его целостная реализация.

Заключительный этап – подведение итогов, который можно рассматривать и как основу для дальнейших действий, – подведение итогов. Здесь я использую как авторский метод «ПИН», который заключался в том, что дети, по окончании своей деятельности, отвечали на вопросы: «Что в ходе эксперимента (наблюдения, исследования) мы узнали:

так и схематичные изображения, которые мы разработали совместно с детьми. Результаты заношу в таблицу. Её анализ снова позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Так, таблица наглядно показывает, кто из детей испытывает трудности и нуждается в поддержке, а кто самостоятельно справляется с поставленными задачами; кто продвигается в своих идеях вперед, а кто предпочитает повторять знакомый опыт и двигаться за другими.

Значимое событие имеет итоговое мероприятие по теме – конкурс, викторина, КВН, концерт. За время работы по теме накапливаются фотографии, поучительные и забавные истории. Совместно с детьми я оформляю выставку, выставляю информацию и отчёты на сайты. Одновременно провожу опрос детей для планирования работы по следующей теме, обеспечивая комплексно-тематический принцип реализации образовательной программы МБДОУ.

В процессе работы таблица была дополнена ещё тремя столбцами – для корректировки в процессе реализации, подведения итогов и планирования индивидуальной работы. Итоговый вариант таблицы выглядит следующим образом:

Что знаю? Что хочу узнать? Как это сделать? Это тоже важно! ПИН Инд. работа

Постоянное обновление предметно – пространственной среды делает каждый день в детском саду необычным, интересным и увлекательным. Разнообразное содержание центров активности в группе помогает ребенку развивать творчество, фантазию, воображение, умение организовать различные виды деятельности. Доступность соответствующих материалов позволяет ребенку самостоятельно планировать свои действия, определять их содержание, достигать результата.

Эффективно реализовать данную методику можно только через создание развивающего образовательного пространства, составной частью которого является предметно – пространственная среда. Именно педагог организует содержательно – насыщенную, информативную предметно – пространственную среду, которая обеспечит комфортное пребывание ребенка в детском саду и успешную, самостоятельно запланированную ребенком, деятельность.

Результатом внедрения методики «Трех вопросов» является развитие у ребенка следующих качеств:

•самостоятельность и инициатива,

•интерес к познавательной деятельности,

•умение планировать свои действия и достигать результата,

•умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы, выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.

Необходимым условием полноценного формирования этих качеств, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, является педагогическое наблюдение. Оно позволяет проследить процесс формирования тех или иных социально – нормативных характеристик и внести необходимые коррективы в планирование воспитательно – образовательной деятельности.

Работа с применением модели «Трёх вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. На практике я убедилась, что «Модель тех вопросов» актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.

Рекомендуемая литература для педагогов

1. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. -Просвещение, 2015.- 128 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.- 102 с.

4. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. /О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. – 2010. N5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *