Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Проблемадуховнонравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, кто имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение: педагогам, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.
Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:
Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.
4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
В традициях российской школы – создавать ребёнку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. В основе лежит задача самоопределения жизненной позиции детей средствами создания «дружественных общественных сред». На сегодняшний день такой средой является учреждение дополнительного образования. Эта сфера наиболее благоприятна для развития воспитательной работы с учащимися. С помощью грамотно организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со своими сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффектной самореализации и сохранению его индивидуальности.
В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выставки, конкурсы, фестивали, проводится анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания, подготавливаются информационные стенды для родителей, выставки детских работ; совместно с родителями организуются и проводятся всевозможные мероприятия, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают ещё больше сплотить всех членов семьи, объединяют общими интересными делами.
Стимулирование значимых для ребенка эмоций способствует рефлексии, основа развития духовно-нравственной культуры. К стимулам относятся следующее: игра, соревнования, проблемно-поисковый, эмоционально-образный и оценочный и самооценочный. Именно эти педагогические средства более всего ориентированы на воспитание и развитие духовно-нравственной культуры детей и подростков. Несмотря на все сложности нашей жизни, педагог должен уметь понять, принять, простить, ориентировать даже самого трудного ребенка на достижение успехов в учёбе – ведь с этим связано его нравственное самоопределение и осуществление дальнейших жизненных планов.
Воспитание гражданина – одна из важных задач учреждений дополнительного образования. Основная цель воспитания состоит в формировании гражданственности как качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к своей Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется, как усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет коллектив. Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни и из общего каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья.
Учреждения дополнительного образования – это большое подспорье в этом семье и школе, ибо именно они способны стать для детей не только мощным заслоном от негативных влияний улицы, но и нравственной школой жизни. Фактор успешности чрезвычайно важен для любого человека, но для ребенка он значим особенно, ведь даже самый небольшой успех в чём-то социально значим и способствует позитивной мотивации личности. Способы формирования позитивной мотивации детей в их реальной и перспективной деятельности в учреждении дополнительного образования могут быть разными, но все они должны ставить целью создание условий для осознанной самостоятельности ребенка и его максимальной успешности как личности.
Практические наблюдения и теоретические обоснования многих учёных свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и другие, пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост ребёнка, его развития и являются источником физического и нравственного здоровья человека – в этом учреждения дополнительного образования играют большую роль. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего общества. Ведь, каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности, зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей и педагогов.
Нужно стремиться всеми имеющимися средствами воспитывать у ребят общую музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке, воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро, формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, прививать трудовые навыки, нести ответственность за свою жизнь и быть достойным человеком.
Дополнительное образование с его гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребёнка представляет собой ту сферу, в условиях которой возможно духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, эстетическое воспитание необходимое условие развития духовного мира ребёнка. Искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю человека. Поэтому целью воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования является создание условий для поддержки и активизации личностного и духовно-нравственного роста воспитанников.
Список использованных источников:
1. Агалакова, Е.В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно-правовых актов / Е.В. Агалакова // Право и образование. – 2014. – №2. – С. 41-46.
2. Гудкова, И.С. Духовные ценности в процессе воспитания личности современного ребенка и традиции отечественного духовно-нравственного воспитания / И.С. Гудкова // Проблемы духовно нравственного воспитания в современном мире: сб.статей. – Коломна, 2016, – С. 50-56.
3. Антонова, А.В. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной школе / А.В. Антонова // Наука третьего тысячелетия. – 2016. -№2. – С. 59-62.
4. Родина, М.Е. О необходимости теоретического осмысления духовно-нравственного воспитания в России / М.Е. Родина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – №1. – С. 189-199.
5. Соколова, С.И. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения / С.И. Соколова // Теоретические и методические проблемы современного образования. – 2016. – №1. – С. 315-317.
оксана шельманова
Духовно-нравственное воспитание в условиях дошкольного и дополнительного образования
Шельманова Оксана Олеговна
Воспитатель I категории БДОУ города Омска
«Детский сад № 238», г. Омск
Аннотация: Целью разумного воспитания детей заключается в постепенном понимании вещей окружающего мира. А результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, семья, традиция.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок. Как он будет разгадывать их, зависит от нас – взрослых. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. В это время формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Но предназначение дошкольного возраста не получение ребенком знаний, а становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы и духовно-нравственных ценностей.
В современном мире нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми как в семье, так и в обществе в целом. Потеря духовно-нравственных ориентиров, помогающие делать выбор между добром и злом; идеалов и ценностей; искоренение истинных представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости стало глобальной проблемой современного общества.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека: формирование нравственных чувств – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика – терпения, милосердия, кротости; нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению любви; нравственного поведения – готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Но какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому мы в дошкольный период создаем вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье, корректируем негативные проявления в развитии воспитанника.
В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственное воспитание стало неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Интеграция его содержания обеспечивает влияние на целостное восприятие окружающего мира в повседневной жизни детей, во всех видах детской деятельности и на традиционные методики дошкольного образования с личностно-ориентированным творческим подходом. Первыми шагами духовного воспитания дошкольника является приобщение к традициям самого народа, так и к ценностям традиционной духовной культуры.
Россия многогранна и богата своими традициями. Но что такое традиция? Это связь поколений, на которых держится духовно-нравственная жизнь народа. Традиции впитали в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось народом.
Наблюдения и опрос родителей показывает, что «ахиллесовой пятой» в духовно-нравственном воспитании является семья. Поэтому воспитывая дошкольника, мы «воспитываем» родителей. Эта тесная взаимосвязь между педагогами и семьей помогает развитию духовной личности ребенка. А праздники – это возможность раскрытия личности ребенка и вовлечение его семьи в совместную деятельность по воспитанию в нем нравственных качеств. Поэтому возникла идея в создании своих традиций – таких как сказкотерапия, создание мини-музеев в группах, проведение праздников силами педагогов, родителей и ребят, проводятся встречи в «Семейном клубе».
В работе дошкольного учреждения использованы самые действенные средства на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Персонажи сказок рассуждают о своих поступках, просят совета у детей, проявляют уважение к старшим, учат просить прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Ребенок учиться различать «плохое» и «хорошее», «доброе» и «злое», наблюдая за поступками героев художественных произведений. Таким образом, использование театра и театральных действ на православных, фольклорных праздниках обеспечивает ретрансляцию социального опыта и культурного наследия, передачу духовного опыта человечества, способствующая помощи ребенку построить духовно-целостную картину мира, научиться принимать решения в жизненных ситуациях, преодолевать негативные эмоциональные переживания.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду не принесет благо, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые оставили наши предки. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в последующей жизни. Поэтому мы помогаем родителям передавать духовно-нравственные обычаи. Та работа, которая ведется в нашем дошкольном учреждении, восстанавливает преемственность семейных поколений; повышает компетентность родителей в вопросах семейного духовно-нравственного воспитания; направляет партнерское взаимодействие педагогов с родителями. А главным результатом наших усилий является усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, стремление к добру и неприятию зла.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии (ч. 1)//Школьный психолог. – 2001 №25. – с. 5-12.
2. Калунина, Е., Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – с. 73.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : Просвещение, 1987.
5. Рогаткина, Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. – с. 125–127.
Лариса Женина
Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МАОУ ДО АР ДЮЦ «Алтайский районный детско-юношеский центр»)
Педагог дополнительного образования –
Женина Лариса Леонидовна
Гражданская ответственность, патриотизм и духовно – нравственная позиция народа, прежде всего молодежи (как будущего России, – одно из важнейших условий социального, политического и экономического развития страны.
Неоднократно президент Владимир Владимирович Путин на встречах и форумах с молодежью уделяет большое внимание проблеме духовно-нравственного развития и патриотического воспитания. Он отмечал, что «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Очень важно сегодня создать такую среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, найти системный подход в духовно-нравственном воспитании, распространить его на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования. Одним из учреждений дополнительного образования, которое реализует обозначенные идеи в практической деятельности, является «Алтайский районный детско-юношеский центр». Педагогический коллектив нашего учреждения осознает свою миссию – создание развивающего пространства для самоопределения и самореализации личности ребенка, пространства, обеспечивающего социальную защиту и поддержку взросления. Выполнению этой миссии способствует разнонаправленная деятельность: художественная, техническая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. В содержании ДЮЦ реализуются 28 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, целевые воспитательные программы и проекты, разработанные с учетом нравственности, народной культуры и этики региональных традиций. Среди задач, которые стоят перед детско-юношеским центром, важной является духовно-нравственное воспитание.
Оно системно осуществляется педагогами творческих объединений ДЮЦ: в детском объединении «Резьба по дереву», «Надежда» для детей с ОВЗ, художественной студии «Светлана». Знакомство с декоративно-прикладным творчеством и изобразительным искусством является важной стороной общей работы по формированию патриотических, нравственных чувств детей. В рамках дополнительных общеобразовательных программ обучающиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, истоками народного творчества, воспитывают эстетический вкус, развивают образное мышление, учатся тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном.
В вокальных коллективах тетра песни и танца «Сюрприз», ансамбле народной песни «Традиция» значительное влияние на формирование нравственных чувств у детей оказывают занятия вокалом и музыкой. Путь приобщения ребенка к музыке, к духовным ценностям есть путь «через прекрасное – к доброму». Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества это благодарная и вместе с тем важная задача педагогов вокалистов. Через песню, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями, дети получают представление о духовной культуре своего народа.
Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов молодежи. Танцевальному искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры молодых, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в поведении, в отношении к другим людям. Одним из примеров хорошей постановки воспитательной работы в детских коллективах являются хореографические коллективы театра песни и танца «СЮРПРИЗ». Развивая танцевальные, технические навыки исполнения, педагоги не упускают основную цель – воспитания.
Туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. В учебно – воспитательной деятельности туристических клубов «Экотур» и «Синегорье» развиты несколько направлений:
в области нравственного воспитания – это воспитание сознательной дисциплины, чувства дружбы, единства слова и дела, коллективизма, умение подчинять личные интересы общественным.
В области физического воспитания – это укрепление здоровья обучающихся через тренировки и походы путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
Оздоровительный блок туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности включает в себя различные тренировочные занятия и соревнования. Обучающихся объединений туристко-краеведческой направленности активно участвуют в проектно – исследовательской деятельности. В практику воспитательной деятельности ДЮЦ на уровне района включена краеведческая конференция.
Большая роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся отводится проведению экскурсий, организации походов, посещению музеев. Данные формы работы дают возможность детям глубоко и разносторонне познавать жизнь, происходит воспитание ценностного отношения к прекрасному. Проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах способствуют не только творческому развитию, патриотическому воспитанию, но и приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, фото творчества: интерактивная тематическая выставка «Я живу на прекрасной планете», конкурс «Зимние узоры», «Вселенная детского творчества», проводимые среди обучающихся образовательных учреждений Алтайского района, краевые и Всероссийские конкурсы-выставки: «Рождественский сувенир», «Светлый праздник-Пасха», «Рождественская открытка».
Вокальные и хореографические конкурсы, фестивали различного уровня, где ребята занимают достойные места. Участие в конкурсах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты артиста, художника, поэта, танцора, певца. Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в детско-юношеском центре проводятся многочисленные концерты, праздники, театрализованные представления к значимым календарным датам, различные воспитательные мероприятия в рамках программы «Каникулы». Все они проходят с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
И как результат данной работы МАОУ ДО АР ДЮЦ обладатель почетного знака «За активную работу по патриотическому воспитанию Граждан Российской Федерации» г. Москва, награжден Почетной грамотой «Федерального центра детского юношеского туризма и краеведения» за активную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения средствами туристко- краеведческой работы г. Барнаул.
В Концепции развития системы дополнительного образования (от 4 сентября 2014 г. №1726-р) отмечено, что важнейшей задачей воспитания является формирование у молодого поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Эту задачу успешно решает коллектив педагогов Алтайского районного детско-юношеского центра.
Николай Посухов
«Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка в учреждении дополнительного образования»
Современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли перемены, негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, развитие качеств духовно развитой личности, формирование потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Очевидно, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых в образовательных учреждениях.
Необходимо создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе дополнительного образования. Проведение мероприятий в рамках образовательных программ.
Основной целью этих мероприятий – это мотивировать обучающихся в совершенствование как мыслящего существа, способного упорядочивать и преображать себя и окружающий мир.
Сегодня как и во все времена главная линия фронта между добром и злом пролегает через термины и понятия. Кошка (не то добрая/не то злая) съедающая мышку это не только метафора, но и основа-основ.
Вся линия фронта состоит из определений, которые выкручиваются и извращаются врагами России и Человечества, для оболванивания людей через разупорядочивание их мышления. А порядок возможен лишь при предельной конкретности терминов, исключающих двоякое толкование. Поэтому так важно понимать истинное значение слов.
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК это – человек с качественным телом и совершенной личностью.
ЦЕЛЯМИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЮТСЯ.
a. Развитие в максимально совершенную личность. Цель жизни достигается через обучение, исследование и созидательную деятельность, поскольку личность состоит из знаний.
b. Передача возможностей личностного становления новому поколению. Для личностного становления нового поколения необходимо найти подходящего спутника жизни, создать семью, родить новое поколение, вырастить его, обучить, обеспечить его материальными ресурсами и поместить его в благотворную для развития среду (высокоразвитый народ и территория с гео и биосферой).
ЖИЗНЬ – качественный прогресс количественного роста в любом процессе, соответствующем этому принципу. Процесс это – последовательность изменений. В основе всех процессов есть два начала. Первое начало в виде первичного закона (принципа, логоса) управляет направлением изменений, а второе начало генерирует изменчивость, в форме безнаправленного импульса силы. Первое начало стабильно и наделено управляющей логикой, и называется мужским началом. Второе начало определяется бесконечной изменчивостью и отсутствием критической стабилизирующей логики, поскольку изменчивость не может быть одновременно и стабильностью. Изменчивость есть – женское начало. Взаимодействие мужского и женского начала формируют процесс. Если процесс характеризуется прогрессирующим в качестве увеличением количества чего-либо, то этот процесс является жизнью.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ЭТО – мысли и деяния человека (разумного существа) направленные на прямое или косвенное воздействие на другого человека или группу людей, оказывающие помощь в достижении «Целей жизни» тому человеку или группе людей к кому направленно это воздействие. Доброжелательность есть проявление в человеке свойств добра в сфере взаимоотношения этого человека с внешней средой, включая людей и всё живое. Добро это корреляция конкретных процессов по отношению к принципам (законам, формирующим вселенную во всех формах её жизни.
ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ ЭТО – мысли и деяния человека (разумного существа) направленные на прямое или косвенное воздействие на другого человека или группу людей, создающие трудность в достижении «Целей жизни» тому человеку или группе людей к кому направленно это воздействие. Злонамеренность это проявление в человеке зла. Зло это диссонанс свойств процесса относительно принципов (законов) формирующих вселенную во всех формах её жизни. При этом зло является фактором побуждающим добро к прогрессированию в качестве.
СВОБОДА ЭТО – отсутствие ограничений для человека в выполнении им его «Цели жизни» и любой доброжелательной деятельности. Каждый человек свободен по факту своего рождения. Попытки отождествить ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ со СВОБОДОЙ и уравнять эти понятия есть действия не только ошибочные, но и злонамеренные.
Справедливость (СОЦИАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ) является совокупным свойством всех правил функционирования общества, обеспечивающим наиболее оптимальные (рациональные) условия для достижения участниками целей жизни человека.
УМ это – совокупность интеллекта и эрудиции.
РАЗУМ это – качественное состояние ума, при котором его обладатель способен оценить собственные свойства и нацелить себя на развитие своей личности.
СОВЕСТЬ это – предрасположенность человека совершать лишь те действия, которые согласуются с принципами доброжелательности. Совесть есть результат внедрения в личность в процессе обучения знаний принципов доброжелательности.
ИСТИНА – весть или знание абсолютно точно соответствующие фактическому процессу или закону определяющему процесс. ВЕСТЬЮ является информация, воспринятая человеком через органы ощущений тела, но не осмысленная методом сопоставления этой информации с существующей у человека системой знаний. ЗНАНИЕМ является воспринятая человеком информация, которая логически связывается с структурой всех имеющихся у человека понятий. Антоним слова истина – ЛОЖЬ.
ПРАВДА – это истина, которая соответствует только тем процессам, которые определяются термином «жизнь». Истина соответствующая законам и процессам деградации не является правдой.
ЛОГИКА – метод тождественного сравнения наиболее элементарных понятий, отделённых друг от друга при разложении сложного понятия на составляющие компоненты в порядке причина-следствие. В результате тождественного сравнения устанавливается факт наличия либо отсутствия взаимосвязи между элементами и в результате признаётся либо истинность, либо ошибочность исходного сложного понятия. Логика как метод основана на абсолютном соблюдении её правил и соответственно любое их нарушение приводит к нарушению логики и аннулирует качественность вывода. итд.
Этих главных терминов не более ста и именно через их чёткое определение и проходит ЛИНИЯ ФРОНТА ВСЕХ ВОЙН НА ЗЕМЛЕ, В КОТОРЫХ ЛЮДИ УБИВАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед учреждениями дополнительного образования стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, действующих в абсолютном соответствии с ПРАВДОЙ.
Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования
Шмакова Евгения Васильевна, к.п.н., доцент кафедры ППОиСД Ульяновского государственного университета; научный руководитель МБОУ ДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска
Актуальность исследования. В настоящее время в России наметился переход к устойчивому развитию общества, характеризующийся гармоничным сочетанием инновационных процессов с возрождением культурно-исторических традиций. В сфере образования названная тенденция находит свое выражение в актуализации духовно-нравственного воспитания. Значительная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования, состав учреждений которой в последние годы пополнился структурами, стремящимися органично соединить лучшие традиции светского и религиозного воспитания, найти не противоречащие законам связи учреждений дополнительного образования и семьи с церковью. Социально-экономические и демографические потребности возрождения и развития российских городов обуславливают необходимость исследования влияния культурно-исторических традиций на развитие личности в условиях названного типа поселения.
Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.
В Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р большое внимание уделяется социокультурной роли дополнительного образования, которая состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом дополнительного образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к духовно-нравственным ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что имеются публикации, недостаточно полно, зачастую противоречиво раскрывающие основные стороны обозначенной проблемы, что научные знания в данной области нуждаются в систематизации, структурировании и уточнении.
Позитивное решение этой актуальной для педагогической практики проблемы затрудняется следующими противоречиями:
- между разработанными в отечественной педагогике теорией и практикой дополнительного образования и отсутствием работ, учитывающих организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях системы дополнительного образования как фактора из личностного развития;
- между сформулированными в отечественной педагогической и религиозно-философской литературе идеями о воспитании и недостаточной разработанностью механизмов их использования в процессе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора из личностного развития в условиях учреждения дополнительного образования;
- между объективной потребностью системы дополнительного образования в вариативных моделях воспитания и не разработанностью содержания и методики деятельности учреждения дополнительного образования в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.
Научная проблема: каковы теоретико-методологические основы, специфика, сущностная характеристика, основные направления и педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в системе учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора их личностного развития обусловлена наличием внешних и соблюдением внутренних организационно-педагогических условий. К внешним относятся следующие условия:
- наличие в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования курсов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков;
- наличие связи воспитательного пространства с природным и историческим комплексами города; взаимосвязи духовных традиций города с общероссийскими традициями; учета этнокультурных особенностей воспитанников.
К внутренним относятся следующие условия:
- содержание учебно-воспитательного процесса отражает сочетание отечественных культурно-исторических традиций и моральных норм с традиционными для региона духовными ценностями, а также реализует запросы и потребности гражданского общества;
- соблюдение добровольности при выборе образовательных программ воспитанником и информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
- взаимодействие и взаимосотрудничество воспитанников, педагогов и родителей в освоении духовной культуры посредством творческой культурно-образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание ребенка как фактора его личностного развития.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- На основе теоретического анализа проблемы исследования раскрыть сущностно-содержательную характеристику и специфику понятий: «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования», «личностное развитие воспитанников учреждения дополнительного образования через духовно-нравственное воспитание», установить основные связи и зависимости, факторы и механизмы, обуславливающие влияние духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования на личностное развитие воспитанников.
- Разработать и научно обосновать концепцию духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, а также образовательные программы, внедрение которых в практику дополнительного образования обеспечит личностное развитие воспитанников и создаст эффективную педагогическую среду для духовно-нравственного воспитания.
- Спроектировать структурно-функциональную модель процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
- Обосновать комплекс методов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания как фактора личностного роста воспитанников в учреждении дополнительного образования, осуществить сравнительный анализ количественной и качественной оценки параметров психолого-педагогической диагностики.
- Разработать методические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников.
- Выявить и обосновать социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной социализации в общество.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обозначении содержательной характеристики понятия «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников», специфика которого проявляется в целенаправленном, активном, деятельностном, личностно-ориентированном процессе усвоения детьми и подростками, умений и навыков, способствующих самореализации и самосовершенствованию личности с учетом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; в определении структуры образовательной среды учреждения дополнительного образования с точки зрения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания как фактора личностного развития воспитанников, а также разработке ее структурно-функциональной модели и критериальной характеристики.
Практическая значимость исследования состоит в обозначении основных подходов к эффективному процессу духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактору личностного роста воспитанников; в разработке образовательных программ, способствующих эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников, и диагностического инструментария, необходимого для осуществления качественного мониторинга и опытно-экспериментального обоснования эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников; в возможности использования результатов исследования в деятельности других УДО и в практике повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей.
Методы исследования: научный анализ философской, социально-педагогической, психологической и методической литературы; методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); обервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных.
- Масштаб экспериментальной площадки: МБОУДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска (участвует большая часть педагогического коллектива).
- Оборудование, техническое оснащение: спортивные и концертные залы и площадки, мастерские, специально оборудованные кабинеты для занятий по духовно-нравственному воспитанию, компьютерная и множительная техника, музыкальные центры, ноутбуки, музей природы, исторический музей.
- Предполагаемая продолжительность ПИЭР – 4 года.
Первый этап – 2015-2016 уч.год. (начало – сентябрь 2015г., окончание – май 2016г.)
- Формирование общей концепции исследования и его научного аппарата. Обоснование структуры процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников. Плановая методическая подготовка педагогов дополнительного образования: семинары и практикумы по проблеме исследования. Разработка структурно-функциональной модели процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, создающей возможность охватить в единой системе его специфику, способствующей преобразованию и эффективному управлению им на разных ступенях дополнительного образования.
- Поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования.
Предполагаемые отчетные результаты:
- Концепция духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
- Методики диагностики уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
- Материалы педагогов дополнительного образования в научных журналах и сборниках конференций по обозначенной проблеме.
Второй этап – 2016-2017 уч.год (начало – сентябрь 2016г., окончание – май 2017г.)
- Диагностика исходного уровня духовно-нравственного воспитания детей и подростков в УДО как фактора их личностного развития.
- Разработка и апробация образовательных программ по различным направленностям процесса духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников.
- Экспертиза образовательной среды УДО (констатирующий эксперимент).
- Образовательные программы, направленные на духовно-нравственное воспитание в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников в творческих объединениях: художественно-эстетического (музыкально-художественное и декоративно-прикладное творчество), физкультурно-спортивного, эколого-биологического, социально-педагогического, научно-технического и туристко-краеведческого направлений.
- Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников» и мультимедийная презентация к ним.
Третий этап – 2017-2018 уч.год (начало – сентябрь 2017г., окончание – май 2018г.)
- Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
- Корректировка образовательных программ, внедренных в практику УДО с целью духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.
- Выявление педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Четвертый этап – 2018-2019 уч.год (начало – сентябрь 2018г., окончание – май 2019г.)
- Подготовка и издание монографии «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников».
- Научный отчет о результатах исследования.