МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методы воспитания детей в сфере дополнительного образования

Наряду с методами обучения в педагогике дополнительного образования активно применяются методы воспитания.

Метод воспитания — способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленный на решение задач воспитания; совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитанников, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И. Харламов).

Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких ребенку людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом и т.

Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения, организация воспитательной деятельности педагога дополнительного образования.

Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело, который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т. , воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.

Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более успешен, чем в основном образовании.

Метод наказания — это крайне редкая мера, но и он необходим в дополнительном образовании. Он применяется, когда в результате безнравственных поступков или нарушения правил поведения возникает угроза жизни ребенка и окружающих его людей. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

В последнее время педагогами дополнительного образования активно используется классификация методов воспитания, в основу которой положена концепция деятельности, в ней выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю. Бабанский):

  • 1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности).
  • 2. Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие ситуации.
  • 3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

Беседа — обмен знаниями.

Диспут — спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.

Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.

Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Метод требования — формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т. ) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживание, интересы, стремления воспитанников.

Упражнение — многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнения как метода воспитания — это устойчивые качества личности — навыки и привычки.

Стимулирование — метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.

Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей.

Метод мотивации — способствует созданию ситуации успеха воспитанников.

Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Соревнование — формирует качества конкурентоспособной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.

Метод дилемм — заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем.

Рефлексия — как процесс размышления воспитанников о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

В практической деятельности педагог дополнительного образования, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, педагог сам решает, какие методы взять себе на вооружение.

Общая психология, педагогика

Вопросы экзамена (первый вопрос билета)

Предмет и задачи педагогики дополнительного образования детей.

Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании.

Закономерности и принципы обучения.

Современные педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.

Процесс развития личности. Деятельность как фактор развития личности.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, педагогическая деятельность.

Воспитание как фактор развития личности. Личностно-ориентированное воспитание.

Принципы воспитания и социализации учащихся в системе дополнительного образования.

Методы обучения. Классификация методов обучения.

Предмет, задачи, методы психологии.

Психические процессы, сущность, классификация.

Функции, виды, свойства внимания.

Воображение, понятие и виды. Память, виды, свойства.

Понятие и виды мышления. Основные признаки мышления. Функции мышления.

Эмоционально-волевые психические процессы.

Понятие, свойства и типы темперамента. Учет типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы.

Способности, сущность и классификация. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Психология общения, виды и функции. Вербальная и невербальная коммуникация.

Понятие, виды и причины конфликтов. Профилактика конфликтов в детском коллективе.

Особенности социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Сущность взаимодействия общего и дополнительного образования.

(Ответы на экзаменационные вопросы (1-й вопрос в билете)

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

Объекты педагогической науки – воспитание, обучение и развитие человека.

Воспитание – целенаправленное, планомерное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств и личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Обучение – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на человека с целью формирования у него системы знаний, умений и навыков. Обучение = учение + преподавание. Исследует закономерности процесса обучения – дидактика Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Развитие характеризуется как процесс становления личности, который происходит под влиянием управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Выделяют: биологическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие.

Образование – это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Исследование сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание.

Изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Развитие понятийно-категориального аппарата, организация фундаментальных, прикладных и практико-ориентированных исследований.

Совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения.

Создание новых эффективных педагогических технологий.

Разработка конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса.

Реформирование системы образования.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:

§ стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся;

§ развивать творческие способности, мышление, память;

§ выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

§ совершенствование учебных умений и навыков.

Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям:

По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.

По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:

· традиционное обучение – осознаются правила, средства;

· программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных);

· проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов;

· обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;

· развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения;

· модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся).

Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.

Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.

Словесные, наглядные, практические.

Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.

Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.

Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.

При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью группы обучающихся.

В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.

Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.

Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.

Практическое занятие – целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Метод (греч. methodos — путь к чему-либо, прослеживание, исследование) — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом1.

В структуре методов выделяют приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Моделирование образовательного процесса в системе дополнительного образования невозможно без знания и использования методов организации образовательной деятельности на занятии. Большинство методов описаны в традиционной и инновационной педагогике. Нельзя представить дополнительное образование без инструмента образовательной деятельности, накопленного веками. Но именно в области методов больше всего проявляется собственное творчество педагога, его индивидуальное мастерство, и поэтому методы всегда были и останутся сферой высокого педагогического искусства. На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать как один метод, так и одновременно сочетать несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

Согласно приоритетной идее единства обучения, воспитания и развития, в дополнительном образовании педагогами данной сферы комплексно используются методы обучения, воспитания и развития. Выбор методов обучения определяется учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков;

с учетом специфики изучаемой образовательной области, направления деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Педагоги дополнительного образования используют в своей деятельности достаточно большой набор методов обучения. Примеры двух таких вариантов можно рассмотреть в представленной ниже таблице.

В целях представления целостной картины использования дополнительным образованием методов обучения рассмотрим классические системы, которые интересны дополнительному образованию.

По источнику знаний (традиционная):

По характеру познавательной деятельности (И. Лернер, М. Скат- кин):

  • — объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  • — репродуктивный;
  • — проблемное изложение;
  • — частично-поисковый (эвристический);
  • — исследовательский.

По дидактической цели:

  • — методы получения новых знаний;
  • — методы закрепления знаний;
  • — методы контроля.

По месту в структуре деятельности (Ю. Бабанский):

  • — методы организации и осуществления учебной деятельности;
  • — методы ее стимулирования и мотивации (методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры);
  • — методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

В последнее время активно используется педагогами дополнительного образования следующая система методов обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер деятельности субъектов образовательного процесса. В ней представлены

  • 1. Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, чтение; беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом), консультация, работа с учебником и книгой).
  • 2. Методы практической работы: упражнения (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция); письменные работы конспект, выписки, составление тезисов (доклада), реферат, письменные ответы на вопрос, составление аннотации (произведения, статьи), составление рецензии (отзыва), написание заключения (обобщения, выводов), графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, составление структурнологических схем, заполнение матриц, работа с географическими и историческими картами).
  • 3. Метод наблюдения (запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовка, рисунки, запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов, фото-, кино-, видеосъемка, проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.)).
  • 4. Исследовательские методы (лабораторные и экспериментальные занятия: опыты, их постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами, эксперименты, опытническая работа на участке).
  • 5. Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов)).
  • 6. Методы программированного обучения (объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала: выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование); выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование)).
  • 7. Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ; построение гипотез, моделирование ситуации, создание новых способов решения задачи, создание моделей, конструкций, конструирование игр; конструирование из бумаги, создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок), разработка сценариев спектаклей, праздников, художественное конструирование, создание произведений декоративно-прикладного искусства, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел).
  • 8. Метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д., игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, играпутешествие, ролевая игра, деловая игра, настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы).
  • 9. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы).
  • 10. Использование на занятиях средств искусства; активных методов познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов.

Проведение занятий с использованием средств искусства:

  • — изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства, занятия на природе;
  • — декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративноприкладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.) использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.
  • — литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание рукописного журнала (книги);
  • — музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная, джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло, ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокально- инструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры;
  • — хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев (народных, бальных, современных), создание танцев (спектаклей), исполнение и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т. д.);
  • — пантомима: создание живых композиций (картин, портретов, предметов); изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и мультфильмов, животных и птиц, загадок, пословиц, поговорок и т. д.;
  • — театр: драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей, просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей, знакомство с историей театра, театрализованные игры;
  • — кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов;
  • — радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио- и телепередач, их обсуждение, создание радиои телевизионных передач, студий.

Активные методы познавательной деятельности, используемые на занятиях: семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения (литературные, исторические, научные); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина); аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринг, КВН; устный журнал; заочное путешествие во времени и пространстве; встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно- популярной литературы); пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета); познавательные игры; рисованные научно-популярные фильмы; интеллектуальный марафон.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • — анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;
  • — интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);
  • — психологические тесты;
  • — создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
  • — психологический театр;

Использование различных методов не остается постоянным на всем протяжении учебного процесса, оно изменяется от младших к средним и далее к старшим группам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других снижается. Целесообразность и выбор применения того или иного метода обучения зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Формы организации дополнительного образования детей

можно рассмотреть через особенности форм образовательных объединений, учебных занятий, педагогических технологий.

Успех и эффективность образовательной деятельности зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «организационные формы обучения».

По мнению М. Молчановой, форма есть способ существования и выражения содержания. Как указывает И. Чередов, форма организации рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Бабанским термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура». Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».

  • — форма обучения (педагогическая технология);
  • — форма учебной деятельности учащегося;
  • — форма организации текущей учебной работы класса, группы.

В дополнительном образовании это не просто способ существования учебного процесса, а целостный образовательный процесс развития, воспитания и обучения детей и подростков; организация образовательной, социально-педагогической, досуговой и других видов деятельности в конкретных условиях. Внешнее выражение содержания в дополнительном образовании определяется направленностью и направлением деятельности, в рамках которых выбираются соответствующие формы.

Структурность и системность организации формы проявляется в особой ее организации, алгоритме действий, этапах деятельности в зависимости от четко поставленной цели и задач, условий, состава участников. Совокупность приемов и средств направлена на отбор образовательных методов, приемов и средств взаимодействия педагога с обучающимися.

  • — Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. В нашем случае — содержания социально-педагогической работы. Оно может включать, например, освоение разных направлений деятельности (художественного, технического, спортивного, музыкального и др.), ознакомление с основными профессиями и специальностями, освоение условий среды, общение, оздоровление и другое содержание. При этом нельзя не согласиться с мнением автора, что содержание не ограничивается только информацией, оно включает также опыт, который приобретают участники деятельности: общения, эмоциональных переживаний, применения знаний к решению личных проблем, освоения новых условий среды и т. д. Здесь важно выбрать форму, которая окажется богаче по своим социально-педагогическим возможностям.
  • — Форма — это структура, система организации чего-либо. Здесь речь идет о том, что можно говорить о форме, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные специфически взаимосвязанные структурные элементы. То есть, каждая форма имеет собственный алгоритм действий, специфическую особенность ее реализации. Этим одна форма обязательно отличается от другой. Например, такая форма работы в коллективе, как ролевая игра, независимо от содержания, должна иметь следующую структуру: выбор общей темы, разработка сценария или ситуации, распределение ролей, подготовка ролей, проигрывание ролей, общий анализ, подведение итогов. Здесь не важно, проигрываются сказочные или реальные роли.
  • — Форма есть совокупность приемов и средств. Здесь речь идет о сочетании организаторских приемов и приемов педагогического воздействия. Организаторские приемы как действия, позволяющие решать конкретную педагогическую мини-задачу, достаточно полно описаны в педагогической литературе. К ним можно отнести, например, свободный выбор, распределение поручений, информирование, создание ситуаций и др. Приемы педагогического воздействия в социально-педагогической деятельности можно рассмотреть через механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины, подражание, внушение, конформизм и др.

Кружок определяется как объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметнопрактических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. В учреждении дополнительного образования кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.

Клубом в учреждении дополнительного образования называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи: организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников. Отличительной особенностью клуба можно считать наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. Клубы бывают образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например, клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т.

Лаборатория — это форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории — развитие умственных и изобретательских способностей подростков. В основе содержания детской учебной деятельности — конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог — направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения — преимущественно старшие подростки. Возможные варианты лабораторий — тематические или проблемные.

Студия как интегрированная форма образовательного объединения обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества. Основной целью деятельности является создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» деятельности детей.

Школа — это интегрированная форма детского образовательного объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения. Для школ с обучающим или комплексным типом образовательного процесса характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов и другие отличительные особенности. В практике УДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

В учреждениях дополнительного образования детей существуют и другие формы образовательных объединений, например, мастерская, секция, ансамбль, театр и т. Мастерская — форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким-либо видом искусства, изучают различные технологии и получают трудовой навык изготовления чего-либо, овладевают определенной профессией или ремеслом. Ансамбль — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует ансамбль преимущественно в музыкальном виде искусства. Театр — детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.

Образовательное объединение в системе дополнительного образования — это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:

  • — детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно-досугового мероприятия и др.;
  • — разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.);
  • — советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДО);
  • — детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.);
  • — детские производственные бригады.

Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в дополнительном образовании применяются разнообразные методы и технологии (табл.

Формы организации учебного занятия

В педагогической практике накоплен богатейший арсенал форм организации дополнительного образования детей. В зависимости от количества участвующих детей можно выделить массовые, коллективные и индивидуальные формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *