Методы и технологии работы социального педагога в социальном учреждении и методы и технологии социально-педагогической деятельности

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Методы социально-педагогической деятельности

Все методы социально-педагогической деятельности выступают инструментами деятельности социального педагога, посредством которых он решает, поставленные социально-педагогические задачи, оказывая влияние на чувства и эмоции, сознание и восприятие объекта социально-педагогического воздействия. Посредством методов социальной педагогики реализуется практическая социально-педагогическая деятельность в разных ее видах и вариациях.

Существует большое разнообразие методов социально-педагогической деятельности, которые могут быть классифицированы по разным основаниям:

  • Методы, ориентированные на развитие сознания объекта социальной деятельности: беседы, дискуссии, объяснение, диспуты, личные примеры, работа с книгами.
  • Методы, ориентированные на получение положительного социального опыта деятельности объекта социальной деятельности: упражнения, задания, указания, конструирование воспитывающих ситуаций, инструкции деятельности.
  • Методы, ориентированные на развитие мотивов социального поведения: игра, поощрение, наказание, эмоциональное воздействие.
  • Методы контроля и оценки реализации социально-педагогической деятельности: диагностика показателей развития воспитанников, мониторинг деятельности воспитанников, проведение самооценки и самоанализа.
  • Методы, ориентированные на выявление социальных ценностей личности: наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, проведение экспертных оценок.
  • Методы, ориентированные на профилактику развития асоциального поведения: консультирование, , тренинги, создание групп поддержки, клубов по интересам.

Марина Ногтева
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.

Социальный педагог, обладающий знаниями с области педагогики и психологии девиантного поведения, востребован не только в системе образования, но и в системе социальной защиты :

в территориальном центре социальной помощи семье и детям;

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и социального патронажа, в отделении перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и в группе длительного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации и социально-правовой помощи социального приюта для детей;

в консультативном отделении и отделении психолого-педагогической помощи центра психолого-педагогической помощи населению;

в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Изучение функциональных обязанностей социального педагога в приведенных выше местах трудовой занятости позволило уточнить особенности и общие черты профессиональной деятельности данного специалиста.

К задачам, которые носят универсальный характер для всех видов профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях социальной защиты, причислим:

1. выявление семейного неблагополучия и факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

2. разработка программ реабилитации, реинтеграции несовершеннолетнего в социум;

3. осуществление социального патронажа ребенка /семьи;

4. оказание помощи родителям в преодолении педагогической запущенности, семейных конфликтов.

Особенности решаемых социальным педагогом профессиональных задач отражают специфику функционирования самого учреждения (является оно социально-реабилитационным центром, социальным приютом или реабилитационным центром для лиц, страдающих психическими расстройствами и т. п.).

Так, например, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних социальный педагог в отделении социальной диагностики выявляет факторы, влияющие на уровень дезадаптации ребенка, а также уровень дезадаптации и преобладающий вид и степень педагогической запущенности и т. п.

В группе длительного пребывания социальный педагог на основании уже поставленного социального диагноза и примерной программы социальной реабилитации составляет индивидуальную работу с ребенком, организуя взаимодействие с ним и осуществляя педагогические воздействия, стремится исправить несовершеннолетнего человека посредством инициации в нем желания и готовности к самоисправлению.

В территориальном центре социальной помощи семье и детям данный специалист больше внимания уделяет не только постановке социального диагноза ребенка и выявления семейного неблагополучия, но, в первую очередь, он ставит перед собой задачу изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

В социальном приюте для детей социальный педагог предпринимает шаги по оказанию помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по возвращению несовершеннолетних в семьи и работе с родителями или законными представителями для формирования у них навыков в преодолении педагогической запущенности их детей и семейных конфликтов.

В центре психолого-педагогической помощи населению данный специалист преимущественно оказывает консультативную помощь (в консультативном отделении) детям и родителям / законным представителям по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

В отделении психолого-педагогической помощи подобного центра социальный педагог наряду с консультацией выполняет просветительские и обучающие функции: обучает детей и родителей здоровому образу жизни, поддержанию психического и физического здоровья; организует группы поддержки и т. п.

В реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами, в задачи социального педагога входит формирование у несовершеннолетних навыков и умений, компенсирующих их нарушенные функции, и восстановления социальных связей.

Приведенный спектр профессиональных функций указывает на то, что социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, выполняя непосредственные свои должностные обязанности, реализует весь комплекс психолого-педагогических знаний и умений. К этому комплексу следует отнести:

1. организацию реабилитационной работы с учетом знаний основ возрастной психологии и психологии развития, психологии личности и психологии девиантного поведения, общей педагогики, теории и методики воспитания, социальной педагогики, организации психологического консультирования;

2. разработку программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом возможностей применения методов и приемов, свойственных для общей педагогики, методики воспитания, методов социальной педагогики и педагогики девиантного поведения;

3. планирование и реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом имеющихся педагогических технологий и технологий социально-педагогического характера.

Практическая деятельность данного специалиста связана, таким образом, с использованием как методики, так и технологии социально-педагогической деятельности. Все более отчетливо видится различие в понимании разницы между методикой и технологией. Технология призвана решить вопрос «Как, в какой последовательности выполнять коррекционно-реабилитационную деятельность по отношению к несовершеннолетнему, попавшему в сложную жизненную ситуацию?». Методика чаще всего ассоциируется с избираемыми методами воспитания и методами педагогического воздействия на несовершеннолетнего и на его семью с целью преодоления сложившейся трудной ситуации. При этом методам воспитания отводится стратегическая роль, а методам педагогического воздействия — тактическая.

Таким образом, социальный педагог избирает магистральные направления работы с конкретной личностью (избирая приоритетные методы воспитания/исправления) и в их рамках определяет способы наиболее эффективного воздействия на своего подопечного с целью:

выявления, корректировки его отношения к окружающей действительности;

инициации отношения человека к действительности посредством ее осмысления, выполнения действий и эмоционального проживания (оценивания) получаемого опыта.

Таким образом, методика социально-педагогической деятельности направлена на актуализацию ценностной мотивации человека, на осмысление ценностных отношений и определение взаимосвязи проживаемого отрезка жизни личностью с последующими ее жизненными перспективами.

Конечным итогом методики является осмысление подопечным социального результата своей деятельности для других и для себя, формирование готовности изменить себя с целью удовлетворения потребности в самореализации и/или выхода из сложившейся трудной ситуации.

Технология социально-педагогической деятельности упорядочивает применяемые методы во времени и пространстве в процессе работы с несовершеннолетними. Можно утверждать, что методическая база деятельности социального педагога довольно разнообразна. Она включает группы методов, применяемые в иных областях научного знания, однако в работе социального педагога используемые методы приобретают педагогическую окраску, которую можно отразить в табличной форме.

Здесь методика социально-педагогической деятельности раскрывается в виде трех аспектов:

1. Методика определяет цель взаимодействия (реализации социально-педагогической деятельности);

2. Позволяет определить способы решения проблемы подопечного;

3. Регламентирует характер взаимоотношений социального педагога с подопечным.

Следует также добавить, что сочетание методов работы зависит от индивидуальных особенностей клиентов, силы влияния средовых факторов, психологического состояния подопечных и их готовности идти на контакт.

В связи с этим эффективность применяемой методики зависит от того:

насколько компетентен сам социальный педагог (наличие у него опыта работы и успешной реализации социально-педагогической деятельности, от его личностных и деловых качеств, психических особенностей;

насколько открыт ребенок к работе с социальным педагогом, насколько он ему доверяет и понимает суть сложившейся у него сложной жизненной ситуации.

Перечисленные особенности взаимодействия указанных субъектов социально-педагогической деятельности приводят к тому, что методика не может рассматриваться в качестве жестко регламентированных этапов деятельности, она характеризуется вариабельностью, сменой приоритетных и сопутствующих методов работы, включением или исключением иных технологий в процесс решения проблем подопечного.

Елизавета Фалилеева
Методика и технология работы социального педагога в образовательных и социальных учреждениях

Итоговая аттестация по КПК «Методика и технология работы социального педагога в образовательных и социальных учреждениях»

Тема: Социально-культурная деятельность дошкольников.

Методы и технологии на примере проекта.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД “СОЛНЫШКО”

Фалилеева Елизавета Прокопьевна

Республики Бурятия, Бичурского района

Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, норм и ценностей в сфере исторической, художественной, политической, экологической и духовно-нравственной культуры. Кроме этого, она связана с формирование культурной среды как необходимого пространства для ее осуществления.

Социально-культурная деятельность оказывает большое влияние на многочисленные стороны существования и отношения общества. Это деятельность, которая направленна на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в социокультурной сфере.

Приобщение человека к традициям и ценностям культуры начинается с детства. Социально-культурная деятельность развивает и формирует личность, которая не только усваивает культуру, но и становится субъектом ее становления, функционирования и развития в дальнейшем.

В настоящее время дошкольное образование все чаще рассматривается со стороны социокультурного подхода.

Организация социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях связана с объединением образовательных, воспитательных, развивающих задач в одно целое, при этом учитывая индивидуальные, физиологические и психологические потребности, возможности, способности и склонности ребенка-дошкольника. Она требует сосредоточенного подхода при выборе форм, методов и средств социально-культурной деятельности.

свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно – исследовательская деятельность и др.)

• практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).

• практики игрового взаимодействия (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.

• Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

• Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно – патриотическое воспитание, самопознание)

Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации.

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе на тему: «Поиграем с водой».

Актуальность проекта. Актуальность заключается в том, что дети ‚с помощью опытно исследовательской деятельности (ФГОС) могут научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Вид проекта: опытно-экспериментальный.

Продолжительность – краткосрочный.

Срок реализации – 3недели

Цель проекта: Расширять знания детей о воде и ее физических свойствах. Формировать умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно исследовательской деятельности.

Задачи проекта по образовательным областям :

Художественное – эстетическое развитие:

Развивать начальные навыки детского творчества.

Прививать детям эстетический вкус ко всему красивому, что нас окружает. Развивать интерес к музыке.

Развивать активность детей при подпевании и пении.

Побуждать выполнять простейшие танцевальные движения.

Формировать потребность в чтении.

Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений, потешек.

Стимулировать интерес к играм с водой.

Формировать элементарные исследовательские умения.

Социально – коммуникативное развитие:

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы.

Формировать умения отвечать на простейшие вопросы, вести диалог со взрослым.

Физическое развитие: Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать двигательную активность, мелкую моторику пальцев рук.

Планируемый результат: расширять знания детей о воде и ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятия активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Проблема, значимая для детей на решение, которой направлен проект: Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации. И еще вода есть всегда и везде.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Материалы и оборудование: емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики.

Инвентарь для опытов: стакан с водой (по количеству детей, чёрная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения.

Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Методы проекта :

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры – забавы.

Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.

Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.

Наглядные: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, использование

• Реализация проектов в три этапа.

1. Подготовительный составление проекта. Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной

• 2. Основное чтение произведений: Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

• 3. Беседы : «Водичка, водичка, умой мое личико.», «Зачем нужна вода».

Дидактические игры : «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «за дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойство воды» (капает, разливается, льется, плещется, «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства» (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут).

• 4. Заключительный. Итоговое занятие: «Вода и ее свойства».

воспитатель добилась поставленной цели: «Формирование умения детей

полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности»;

-в ходе проведения проектной деятельности можно сделать вывод, что

проблема формирования у детей I младшей группы представлений о

простейших взаимосвязях в природе, умение делать простейшие обобщения

и выводы, развитие познавательной деятельности, наблюдательности и

любознательности может быть успешно разрешена при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.

• педагогические (кадровые)

1) Наблюдение за трудом воспитателя, за дождём из окна, на прогулке за лужами образовавшегося после дождя.

2) Опыты: вода прозрачная, у воды нет вкуса цвета и запаха, разноцветные водичка, тонет- не тонет, переливайки вода жидкая,горячая, холодная

3) Чтение художественной литературы: Агния Барто «Девочка чумазая», Александрова «Капель», К. Чайковский «Мойдодыр», С. Маршак «дождь», чтение потешек (о воде «водичка, водичка» и «Ай Лады Лады»).

4) Дидактические игры: «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «плавает не плавает», «купание куклы», «капелька», «Кто, где живёт?», «кому нужна вода», «Посади рыбок в аквариум», беседы: «водичка,водичка», «Зачем нужна вода», «Какая бывает вода», «Что животное пьёт зимой».

5) игровое упражнение проползи по мостику.

6) игра Забава весёлых мыльных пузырей, весёлые кораблики.

7) сюжетно-ролевая игра мы капитаны, приготовим обед для куклы, Поймай рыбку

8) Рассматривание картин, как цветы поливают, Как пьют воду птицы из лужицы,дождь идёт.

9) подвижная игра солнце и дождик

10) слушание музыкального произведения Кабалевского грустный дождик

11) Пальчиковая игра кораблики

12) Рисование «Дождик, дождик веселей»

Материалы: ёмкости для игр с водой игрушки, камешки,лейки,ведёрки, пластмассовые стаканчики

Тема: «Вода и её свойства»

Обучающие: Формировать и закреплять знания детей о воде, для чего она нужна, умение проводить элементарные опыты и делать выводы.

Развивающие: Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, умение слушать воспитателя.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, желание соблюдать правила безопасности при проведении опытов. Вызвать у детей желание беречь воду.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа : Отгадывание загадок о воде, чтение потешек, беседы: «Зачем беречь воду», «Кому нужна вода».

Материалы и оборудование: Зонтик, капелька вырезанная из синего картона, сахар, ёмкости с водой, ёмкости с холодной и тёплой водой, краски разного цвета, салфетки.

Ход ОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, загадку:

Без нее, без нее

Нам не выстирать белье,

И посуду не помыть,

Суп и кашу не сварить.

Она нужней нам, чем еда,

2. Основная часть.

Воспитатель: Молодцы, правильно, это вода. Ребята, посмотрите к нам кто – то в гости пришел.

Воспитатель показывает вырезанную из картона капельку.

Воспитатель: Ребята, это капелька, а зовут её Капитошка.

Капитошка – водяная капелька,

И очень всем нужна.

Покапает – покапает,

Воспитатель: Ребята расскажите, Капитошке, для чего нам нужна вода!

Дети: Пить, мыться, готовить еду, стирать.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Капитошке, как мы умеем умываться!

3. Физкультминутка «Мы умеем умываться»

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытираемся по суше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз,

4. Проведение опытов

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о свойствах воды?

Воспитатель: Ребята, Капитошка предлагает вам поэкспериментировать с её сестричками – капельками. Вы согласны?

Воспитатель: Ребята, Капитошка хочет, чтобы я вам рассказала о правилах безопасного поведения при проведении опытов.

Опыты проводит воспитатель, привлекая детей.

Опыт № 1. Тёплая – холодная

Налить воду в две ёмкости. В первую – холодную, а во вторую – тёплую. Предложить детям потрогать воду руками и определить, где какая вода. Предложить детям понюхать воду. Чем пахнет вода? (ответы детей)

Вывод: Вода бывает холодная (в озере, речке) и тёплая (из бойлера, чайника). Чистая вода не имеет запаха.

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

1) В. Сотникова «Самые маленькие в детском саду» М. Линко- пресс 205 страница 136

2) В. Сотникова «Занятие с малышами в детском саду» М. Линка- пресс 2002 год, страница 216

3) О. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» программа и методические рекомендации для занятий с детьми от двух до семи лет 2009 год

5) Н. Д. Маханева, С. В Решетникова «игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» м. сфера 2019-96 год

6) С. Н. Николаев «Юный эколог» программа экологического воспитания в детском саду мозаика-синтез Москва 2010 год

финансирование осуществляется за счёт в поисках спонсорской помощи родителей и бюджета

Социальная среда : Группу посещают 19 детей 9 девочек,10 мальчиков

На протяжении дошкольного возраста стремительно структуируются отношения ребенка с ближайшим окружением. Одновременно под воздействием социального окружения и отношения значимых близких лиц к ребенку в структуре его личности формируются характерологические черты.

Социальная среда – взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.

Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.

Предметно-развивающая среда первой младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и развиваться в наиболее благоприятных и комфортных условиях. Соблюдается гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Подбираю соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, забочусь о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирую меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создаю условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Строго соблюдаю требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Учитываю, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

В группе созданы уголки для разных видов детской деятельности, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все необходимые аспекты.

Для «Художественно-эстетического развития» в группе создан уголок

детского творчества, где находится материал и оборудование для самостоятельной деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски).

Для «Речевого развития» имеются серии сюжетных картинок, картотеки, дидактические игры;

– детская библиотека с подборкой книг по возрасту;

– театрализованный уголок с различными видами театров, в группе есть малая ширма, шапки-маски, запись на флэш-носителе с записями детских песен и сказок.

Игровой материал меняется по мере необходимости. Малышей необходимо знакомить с разными видами театра, чтобы каждый мог выбрать именно то, что более близко и удобно, как в эмоциональном плане, так и в плане развития психических процессов. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Для «Физического развития»

В группе имеется физкультурно-оздоровительный уголок. Подобранный материал (мячи разных размеров, кольцебросы, дорожки для хождения, коврики для массажа, кегли) способствует развитию двигательной активности детей, и их гармоничного развития. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно–развивающей среды в первой младшей группе.

А также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.

Для «Познавательного развития»

В уголке сенсорного развития имеются игры – вкладыши, мозаики, кубики, доски с верёвочками, пирамидки, матрешки и т. д.

Для «Конструктивной деятельности»

В группах создан строительный уголок (крупный строительный материал). Он хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Для «Социально-коммуникативного развития»

Формирование у детей основы культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, обыгрывание через игровую, театрализованную деятельность.

В уголке «Сюжетно – ролевых игр»

К играм «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко знакомиться с игрушками, той или иной сферы. Игровой материал доступен, дети по своему желанию выбирают игровые атрибуты, и переносят игровой материал в удобное для них место.

Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, юбочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Малышам очень нравится наряжаться и танцевать.

Знакомит детей с доступными явлениями природы, малыши по картинкам и иллюстрациям знакомятся со временами года, в игрушках знакомятся с дикими и домашними животными, учатся по внешнему виду различать фрукты и овощи.

«Уголок физической культуры»

В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

В приёмном помещении ДОУ при входе в группу оформлен уголок для родителей с памятками и буклетами, уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, где выставляются все детские работы.

Воспитание и социальная адаптация зависят от детского сада и дополнительного образования, которое представляется через кружки по сенсорному развитию “Пальчиковая страна”.

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации / по результатам реализации практики

Одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;

• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Сотрудничество с семьё й:

-консультация для родителей: «Опыты с водой в домашних условиях с малышами;

-папка-передвижка «Игры с водой»;

– привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями по опытнической деятельности.

Риск проведения проекта:

-погодные условия, запрещающая проведение прогулок с детьми;

-нехватка финансирования (для приобретения материалов экспериментальной деятельности;

-проведение работы в помещении путем наблюдения из окна групповой комнаты;

-спонсорская помощь родителей

Личностные и профессиональные достижения педагогических или иных работников по результатам реализации практики

Результаты успешного завершения: В ходе проведенных мной работ с детьми 2-3 лет и успешного завершения проведенных мероприятий, достижение цели. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Методы и технологии работы социального педагога в социальном учреждении и методы и технологии социально-педагогической деятельности

Технологии работы социального педагога

Технология – это система конкретных знаний о средствах и способах качественного преобразования и обработки объекта социальной работы.

Любая технология состоит из нескольких звеньев, важнейшим из которых является подробное определение конечного результата и описание этапов, направленных на его достижение.

Технологии деятельности социального педагога представлены двумя основными видами:

  • Педагогическая технология – это четкое научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности приемов и средств, которые гарантируют получение ожидаемого результата.
  • Технология социально-педагогической деятельности – это определенная совокупность методов, средств и приемов практической социально-педагогической деятельности, которая характеризуется целесообразной и рациональной последовательностью конкретных действий и применение социальным педагогом определенного инструментария.

По отношению к методике профессиональной деятельности социального педагога социально-педагогическая технология является более узким понятием. Это связано с тем, что любая методика подразумевает выбор социальным педагогом наиболее подходящей к конкретной ситуации технологии.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога осуществляется на основании его индивидуальных и личностных особенностей. То есть выбор технологии во многом зависит не только от поставленной цели и существующей проблемной ситуации, но и от личности, и профессионализма социального педагога.

Выбор технологии работы социального педагога зависят от ряда следующих факторов и условий:

  • Поставленная социально-педагогическая цель.
  • Наиболее эффективные способы достижения поставленной цели.
  • Личностные особенности объекта социальной работы, его возможности, потребности и проблемы.
  • Условия, необходимые для достижения поставленной цели.
  • Особенности места реализация профессиональной деятельности (школа, социальное учреждение, кабинет в медицинском учреждении, работа на дому и т.д.).
  • Имеющееся время по достижению цели социальной работы.
  • Основные формы, в которых может быть реализована социальная работа.
  • Основные особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности и потребности.

С учетом данных фактором, социальным педагогом подбирается наиболее эффективная технология социальной работы.

Использование в профессиональной деятельности социальным педагогом разнообразных социально-педагогических технологий способствует поэтапной реализации компонентов, необходимых для разрешения проблемной ситуации и достижения основной цели.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога подразумевает несколько последовательных этапов:

  • диагностирование проблемы;
  • поиск путей решения этой проблемы;
  • отбор и применение методик;
  • оценка правильности решения данной проблемы;
  • корректировка деятельности (при необходимости).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Методики работы социального педагога

Методика – это совокупность определенных методов, средств и приемов, направленных на целесообразное выполнение конкретной работы или деятельности.

Методика работы социального педагога – это определенная система способов, средств, форм и принципов организации социально-педагогической деятельности, реализуемой социальным педагогом с различным контингентом детей.

Методика работы социального педагога имеет свой объект.

Объект методики – это запланированный и организованный социальным педагогом вид деятельности.

Выбор той методики, на основании которой будет осуществляться работа, определяется социальным педагогом самостоятельно. Влияние на выбор методики оказывает цель и задачи работы социального педагога, контингент, которым ему приходится работать, а также проблема, требующая разрешения.

Посредством методов, входящих в методику, социальный педагог оказывает на сознание, поведение и чувства ребенка необходимое целенаправленное воздействие, осуществляет работу с окружающей его средой. Все методы, которые могут быть использованы социальным педагогом, направлены в первую очередь на личность ребенка, с которым работает. А именно на формирование у нее таких навыков, как самосовершенствование, самоорганизация, самоутверждение, самовоспитание.

Совокупность методов, которые могут быть использованы социальным педагогом в своей профессиональной деятельности, принято классифицировать на две большие группы:

  • Теоретические (общенаучные) методы – это методы, представленные сравнением, анализом, обобщением, индукцией, дедукцией и т.д.
  • Практические методы – включают в себя наблюдение, консультирование, беседу, упражнения, убеждения и т.д.

Помимо методов, которые используются социальным педагогом в работе с детьми, существует и ряд методов, направленных на осуществление оценки эффективности его профессиональной деятельности. К данным методам относятся разнообразные приемы и оценки, позволяющие дать ответ на вопрос об общей эффективности деятельности социального педагога и в частности используемых им методов и средств.

«Методики и технологии работы социального педагога» 👇

Одним из наиболее продуктивных является метод сравнения, позволяющий отследить динамику состояния ребенка до работы с ним социального педагога и после неё. Разница между этими состояниями и есть критерий эффективности работы социального педагога.

К особой группе методов относятся методы коррекции, которые включают в себя наказание и поощрение. Важно помнить, что наказание должно быть понятно и соразмерно совершенному проступку и ни в коем случае не унижать ребенка. Методы поддержки используются тогда, когда ребенок совершил положительный поступок или же он находится в сложной ситуации и ему необходима помощь. В качестве помощи понимается психологическая поддержка, помощь в анализ собственного состояния и т.д. Поощрение подразумевает похвалу ребенка, признание его достижений.

В своей деятельности социальный педагог может использовать индивидуальные и групповые методы работы.

Кроме того, методы работы социального педагога могут подразделяться на:

  • Социально-экономические – оказание необходимой помощи детям, в рамках общеобразовательной школы.
  • Организационные – направлены на организацию и сплочение детского коллектива, оказание помощи семьям учащихся и т.д.
  • Психолого-педагогические – включают в себя такие приемы как наблюдение, исследование, беседа и интервью.

Сущность понятий «методика» и «технология» в социальной педагогике

Методика- это комплекс приемов и вариантов реализации какой-либо деятельности. он отражает ее рациональную организацию и обеспечивает достижение целей и задач в различных областях и направлениях деятельности.

Методика социальной педагогики – это отрасль знаний социального и педагогического характера, включающая представления о формах, средствах и методах организации социально-педагогических процедур и мероприятий.

Методика работы социального педагога нацелена на:

  • Во-первых, разработку направлений, вариантов реализации, методов, приемов и форм проведения работы социально-педагогического характера с разнообразными категориями граждан общества и социальными группами.
  • Во-вторых, разработку механизмов исследования, оценки и анализа применения опыта передовых стран мира в отечественную социально-педагогическую практику деятельности.

Работа социального педагога, с одной стороны имеет диагностический характер т.е. анализирует применение новаторских методик и приемов социально-педагогической работы, занимается разработкой методических данных, обеспечивающих успешную реализацию социально-педагогических мероприятий, а с другой стороны, деловой характер, определяющий направление применение теоретических идей методики в практической деятельности социального педагога. Иными словами, методика социальной педагоги определяет возможности овладения и применения соответствующих для этого технологий, профессиональным мастерством и творческой ориентацией деятельности социальным педагогом.

Методику деятельности социального педагога можно охарактеризовать тремя чертами:

• Выявление целевого назначения социальной деятельности и работы социального педагога;
• Поиск вариантов решения проблем объектов социально-педагогической деятельности;
• Определение характера взаимоотношений, устанавливающихся между социальным педагогом и объектом его деятельности.

«Методика и технологии социально-педагогической деятельности» 👇

Методика социальной педагогики опирается на теоретические данные и концепции нескольких научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, истории и др.

Социально-педагогические методики и технологии социальной работы могут быть организованы посредством организации индивидуальной формы работы с отдельными личностями, формы коллективного взаимодействия, состав участников которого может быть постоянным или меняться, а также социально-педагогическая работа может осуществляться в микросоциуме т.е. малых социальных обществах, имеющих свои особенности функционирования и направления деятельности.

Социально-педагогическая работа ориентирована на оказание помощи своим подопечным. Эта помощь может быть реализована в виде оказания услуг консультационного характера, проведение патронажа или оказания социальной поддержки граждан в домашних условиях. Такая помощь социального педагога носит пассивный характер. Кроме того, социальный педагог может действовать в общественных интересах, принимая участие в социальных мероприятиях, заниматься благотворительностью, организовывать клубы социальной поддержки, кружки по интересам. Такая работа носит активный характер.

Еще одним направлением социально-педагогической деятельности выступает осуществление психотерапии. Она организуется путем проведения трудовой терапии, библиотерапии, музыкальной терапии, арттерапии и открытия обществ и групп помощи и поддержки разной направленности.

Технология социальной педагогики – это комплекс методов, приемов и средств социально-педагогической деятельности, которые применяются в конкретно установленной последовательности, в различных операциях, процедурах и мероприятиях.

Понятия методика и технология социальной педагогики достаточны близки и взаимосвязаны. Они оба отражают приемы, методы и средства деятельности социального педагога.

Технологии социально-педагогической работы включают перечень инструкций, алгоритмов и указаний по реализации социально-педагогической работы.

Технологии социально-педагогической деятельности

Выбор технологии социально-педагогической деятельности является сложным и ответственным. Он требует от социального педагога рассмотрения конкретной ситуации и ее обстоятельств, целевого назначения деятельности, выявление условий ее осуществления, места проведения, выбор форм реализации и временного периода ее осуществления. Кроме того, социальный педагог должен учитывать индивидуальную специфику развития объекта социально-педагогической деятельности, его возможности и способности.

Социально-педагогические технологии могут быть сгруппированы по следующим основаниям:

  • По уровню новшества, технологии могут быть традиционными и инновационными.
  • По доминирующей деятельности, технологии бывают консультационного характера, игровые, коррекционные, психотерапевтические, экспертные, технологии моделирования и проектирования.
  • В зависимости от ориентации на изменение окружающего пространства, технологии могут ориентироваться на преобразование природы и общества.
  • В зависимости от численности участников социально-педагогической деятельности, технологии могут быть индивидуальными, коллективными и массовыми.
  • В зависимости от практического участия в процессе социально-педагогической деятельности, технологии бывают: лабораторными, кабинетными, полевыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *