Межрегиональная научно-практическая конференция “Педагогика одаренности

Особенности работы с одаренными детьми. Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности

Организация: МБОУ Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана

Населенный пункт: Республика Крым, Сакский район, с. Веселовка

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод»

В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране, подготовке команд для участия в различных международных олимпиадах и форумах. Такая работа проводится поэтапно – от младшей школы до специальной поддержки молодых учёных. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии. Ещё одним немаловажным аспектом данной проблемы является задача недопущения утекания талантливой молодёжи за границу или вовлечения её в деструктивные общества и движения, которые действуют во вред интересам самих детей и подростков или мира и согласия в нашей стране. Какого ребёнка можно считать одарённым? Официальная формулировка гласит, что одарённость – это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими результатами, превышающими норму для данного возраста. На основе врождённых задатков, данных человеку природой, формируется совокупность личных наработок, которые принято называть способностями. Они помогают успешно осваивать различные области знаний, добиваться успехов в разных отраслях трудовой деятельности. Но, исходя из своего многолетнего педагогического опыта, я могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют таланты и творческие задатки, не бывает. Следует только внимательно подходить к каждому ребёнку, стараясь эти задатки и таланты выявить, чем раньше, тем лучше. К сожалению, педагог сейчас очень загружен. Но при неравнодушном, творческом подходе к воспитанникам он обязательно найдёт время для раскрытия и поддержки талантов детей.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. При помощи одноразовой процедуры тестирования выявить одарённость невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития).

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом используются разнообразные методы:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Для поддержки одарённых детей я стараюсь применять различные технологии в урочной и внеурочной деятельности. Часто в своей работе я применяю проектные технологии. В проектной деятельности ученик осознаёт свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. Для чего нужен метод проектов? Он позволяет:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. адаптироваться к меняющимся условиям.

Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.

Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

  • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
  • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
  • создание системы стимулирования и поощрения учащихся: отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
  • организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
  • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
  • ведение Портфолио (для фиксирования достижений учащихся).

В нашей школе постоянно ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Работая в школе, видишь, что некоторые дети резко выделяются нестандартностью мышления, особенностью поведения, яркостью внутреннего мира. Важно не пропустить момент проявления их индивидуальности.

в своей работе всегда пытаюсь определить степень заинтересованности учащихся в изучении моего предмета. Систематически готовимся к муниципальным олимпиадам, интернет-олимпиадам и конкурсам. На каждого учащегося составляю индивидуальный план подготовки.

И результатом являются призовые места.

Но главное в развитии способностей таких детей – это не интеллект ,а внутренний мотив, движущий человеком. Очень часто такие дети добиваются высоких результатов. Я убедилась в этом при работе над проектами учащихся 6-8 классов. Среди моих учеников есть действительно талантливые и целеустремленные дети. А задача учителя их поддерживать и поэтому оценка ребёнка, как одарённого, не должна являться самоцелью. Иными словами, проблема выявления одарённых детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в школах с тем ,чтобы выявить как можно больше учащихся с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Типичные педагогические ошибки при работе с одарёнными детьми.

В основном, ошибки в этом процессе вызваны нехваткой времени у педагогов, которые не могут уделить каждому ребёнку необходимого ему внимания.

В одарённые с первого класса записывают детей, которые просто лучше своих одноклассников подготовлены к школе – хорошо читают, пишут и т. Это бывает, когда ребёнком целый день занимаются, когда в семье есть неработающие бабушки и дедушки, или старшие братья и сёстры. Через некоторое время знания всех детей в классе достигают того уровня, который изначально был у «одарённого» ребёнка, а с него продолжают требовать необыкновенных успехов, которые он просто не в состоянии продемонстрировать. Это часто приводит к психологическим травмам и тому, что тот, настоящий, талант, который у этого ребёнка есть, остаётся невыявленным.

Часто талантливых детей в классе пытаются выявить с помощью какого-нибудь тестирования, которое проводится в первые же дни обучения. Разумеется, такой метод, да ещё проведённый одноразово, не может дать правдивых результатов, хотя вообще тестирования с целью определить способности и наклонности человека, безусловно, помогают психологам. Очень часто дети, которые первый раз сталкиваются с такими тестами, особенно дети, которые имеют способности творческого направления, показывают очень низкие результаты или вообще отказываются участвовать в тестировании.

Несомненно талантливого ребёнка начинают неумеренно хвалить, поощрять, ставить в пример другим детям, что приводит к так называемой «звёздной болезни», а так же к изоляции и неприятию в классном коллективе.

Прямо противоположная проблема – к талантливому ребёнку относятся слишком строго, его способностей «не замечают», он продолжает учиться по общей программе, выполнять общие задания. Это приводит к тому, что учиться такому ученику становится неинтересно, он перестаёт вообще выполнять домашние задания, в первое время добивается значительных успехов за счёт своих незаурядных способностей. Навыки учёбы у такого школьника остаются несформированными, как и привычка к регулярным занятиям. В результате этого талантливый ученик к старшим классам оказывается среди отстающих. Иногда школьник делает ошибочный вывод, что его способности «никому не нужны», что значительно тормозит его развитие.

Неумение построить работу с родителями или вообще отсутствие контакта с родителями одарённого ученика. Проблемы с родителями бывают двух видов. Первый, который в наши дни встречается с каждым годом всё реже, это недостаточное внимание родителей к своему ребёнку и нежелание их признавать его одарённость. В этом случае нужно вести просветительскую работу среди всех родителей класса, а также индивидуальные посещения семьи талантливого ученика. В особых случаях целесообразно определение такого школьника в профильный интернат для одарённых детей. Второй тип родителей талантливых школьников вполне осознаёт наличие у ребёнка одарённости. Однако эта одарённость родителями преувеличивается. Они требуют особого отношения к своему ребёнку, создание ему специальных условий в классе. С такими родителями работать чрезвычайно сложно, они культивируют в детях такие отрицательные качества как заносчивость, хвастовство, пренебрежительное отношение к товарищам. В данном случае, как с родителями, так и с ребёнком требуется систематическая работа психолога.

Чрезмерная нагрузка на талантливого ребёнка. Народная мудрость «Талантливый человек – талантлив во всём» в большинстве случаев верна. Поэтому иногда в школу приходят дети, у которых наблюдается не один, а сразу несколько талантов. Чаще всего, они охотно участвуют во всех мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Их родители охотно поддерживают своих детей и радуются их успехам. Однако со временем у таких детей накапливается психологическая усталость, которая может привести к развитию стресса. Поэтому, как ни велико у классного руководителя желание направить такого ребёнка на все возможные олимпиады, на которых он вполне очевидно, займёт призовые места, такую нагрузку всё-таки стоит дозировать. Нужно с помощью психолога и учётом мнения самого ребёнка внимательно определить направления, которые для него являются приоритетными. Это не только разгрузит психику школьника, но и, вполне возможно, поможет достичь ещё более существенных результатов в выбранных предметах.

Чрезмерная концентрация на одном предмете. Иногда, выявив у школьника несомненную одарённость, например, в математике, учителя составляют ему индивидуальный план по данному предмету, допуская явные поблажки по всем остальным. В результате олимпиадник по математике с большим трудом сдаёт ЕГЭ по русскому и отчисляется из ВУЗа из-за банального неумения выразить словами свои мысли. Мы должны воспитывать гармоничную личность, уделяя внимание всем сторонам её развития, а не только тем, в которых у человека имеется явный талант. Влияние деструктивных теорий на развитие талантливых детей

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что работа с талантливыми детьми и их родителями не должна быть делом одного учителя, она должна опираться на общие принципы, которые признаны нашим государством и проводиться в тех формах, которые рекомендуются Министерством образования.

Основными принципами являются:

Охрана прав и здоровья ребёнка. Никакие мероприятия для развития и выявления таланта не должны вредить здоровью детей.

Учёт возрастных особенностей ребёнка. Даже очень талантливые дети должны иметь время не только на занятия музыкой или математикой, но и на игры, и общение со сверстниками.

Учёт социально-экономических условий в семье. Социально незащищённые семьи должны получать материальную помощь на развитие талантливых детей. Такие дети должны получать направления в специальные профильные лагеря или специализированные школы для одарённых детей. В данном вопросе рекомендуется привлечение местных органов власти и неравнодушных меценатов. Очень часто некоторые предприниматели в рамках благотворительных программ назначают одарённым детям стипендии, помогают с ремонтом жилых помещений, издают сборники детских работ на свои средства или оплачивают одарённым детям дополнительное обучение.

Учёт индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Все талантливые дети должны находиться под особым вниманием школьного психолога. Родители таких детей тоже не должны оставаться без психологической помощи.

В завершение хочу сказать, что, несмотря на все усилия государственных органов, выявление и помощь талантливым детям – это всё-таки сначала неравнодушная работа учителей, тех, которые видят детей каждый день, которые всегда могут, не смотря ни на какую загруженность, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.

Опубликовано

педагог дополнительного образования

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана с личностным развитием и самореализаций одарённого ребёнка. Высокие индивидуальные достижения способствуют самореализации личности, что в конечном итоге и продвигает общество вперед. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей – одна из главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, включение в разнообразные виды деятельности ребёнка с учетом индивидуальных склонностей. Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее выявление не уровня одаренности, а качества одаренности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Мыльникова Людмила Владимировна,

Педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория,

МБУДО «Центр детского творчества»

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт» – Конвенции о правах ребенка

В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана с личностным развитием и самореализаций одарённого ребёнка. Высокие индивидуальные достижения способствуют самореализации личности, что в конечном итоге и продвигает общество вперед.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей – Центр детского творчества города Трёхгорный Челябинской области –ориентировано на выявление активных и одаренных детей, формирование общей культуры и художественно-эстетического вкуса, приобщение к отечественной культуре, развитие исследовательских и проектных навыков. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей – одна из главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, включение в разнообразные виды деятельности ребёнка с учетом индивидуальных склонностей.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее выявление не уровня одаренности, а качества одаренности.

Выделяют следующие виды одаренности: творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность.

В ЦДТ проводятся следующие мероприятия по организации работы с одаренными детьми в образовательном учреждении:

Выявление одаренных и талантливых детей;

Анализ особых успехов и достижений ученика;

Создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

Диагностика потенциальных возможностей детей.

В системе дополнительного образования применяются следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

– индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

– работа по исследовательским и творческим проектам;

– лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

– система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

– детские научно-практические конференции и семинары.

В дополнительном образовании используется ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств. Важно не создавать у одарённого ребёнка чувства исключительности, потому что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с окружающими должны складываться гармонично.

В центре детского творчества в течение нескольких лет в рамках единой методической темы проводится работа творческих групп педагогов. На заседаниях проводится анализ инновационной деятельности педагогов МБУДО «ЦДТ».

Материалы по инновационной деятельности педагогов размещаются на сайте ЦДТ в рубрике «Методическая копилка».

Опыт работы с одаренными детьми в образцовом детском коллективе фотостудии «Трёхгорье»

Визуальные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. В фотостудии работа по программе включает детей в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных визуальных технологий.

Фотография относится к визуальным технологиям и прочно заняла место в жизни современного общества. Фотоснимки делают информацию достоверной, исторически визуально закреплённой. В век развития информационных технологий создание цифровой фотографии стало доступным и для детей. Фотография как вид творчества существует в нашей стране не один десяток лет. Любительское творчество в сфере фотографии является неотъемленной частью отечественной культуры. Оно глубоко вошло в наш быт, досуг и производственную деятельность. Такая форма творческого досуга стала средством информирования, воспитания и общения, способом творческого осмысления и отражения окружающей нас жизни. Фотография – как аналоговая, так и цифровая – развивает у детей творческие способности, фантазию, что способствует развитию творческого восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат и компьютер как инструмент творчества.

Цель занятий в фотостудии – развитие интереса детей к визуальным технологиям, расширение знаний, которые помогают освоению творческого подхода к любому виду деятельности.

Для определения способностей и склонностей детей в работе используются психолого-педагогические методики диагностики.

Изучая задатки, наклонности и интересы воспитанника, создавая условия для оптимального выявления и развития потенциальных возможностей, осуществляется одна из социально-педагогических целей развития личности.

В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это, с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой, предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала. Также отличие заключается вбольших возможностях индивидуального подхода, в индивидуализации обучения. Курс занятий разработан для творческой реализации в техническом и художественном плане. Полный образовательный курс предусматривает овладение основами фотомастерства, изучение законов фотокомпозиции, обучение грамотной фотосъёмке в студии и на пленэре. В процессе реализации программы происходит изучение фотоискусства как одного из видов художественной культуры.

В изучаемую программу включены сведения из истории развития отечественной и зарубежной фотографии, информация о химической и физической сущности фотографического процесса. Дети приобретают практические, технические навыки, используемые в современной фотографии, эстетический вкус, а также опыт творческого общения с увлечёнными сверстниками и взрослыми высококвалифицированными специалистами.

Благоприятные возможности дополнительного образования проявляются в сфере художественного развития. Дети мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, основанный на глубоком анализе развития конкретного ребёнка. В фотостудии «Трехгорье» ведётся постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе освоения ими дополнительных образовательных программ. Признаки одарённости ребёнка мы наблюдаем и изучаем в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Одарённость ребёнка выражается в результативности обучения, практически полученных результатах.

В фотостудии «Трёхгорье»разработан поэтапный метод обучения. Избрана последовательность в распределении материала по темам, позволяющая осуществлять индивидуальный подход к учащимся, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач. Обучение фотографии ведётся в разновозрастных группах. Предусмотрены в обучении индивидуальные образовательные маршруты.

Учащиеся на каждом году обучения получают законченный объем знаний определенного уровня. Стартовый этап предусматривает изучение и освоение основ фотографической грамоты. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение проходит в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фотоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития. Основные методы, используемые в это время: репродуктивный (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно-иллюстративный метод. Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание учащихся, благотворно влияет на их эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей.

Формы подведения итогов усвоения знаний – беседа, опрос.

На стартовом этапе программы не используются контрольно-экзаменационные формы отслеживания результатов обучения. Степень успеваемости каждого учащегося педагог определяет по результатам выполнения творческих заданий, участию в фотовыставках студии, открытых занятиях. Стартовый этап предполагает обучение учащихся младшего школьного возраста.

Базовый этап – базовый уровень включает в себя освоение системы знаний изучаемого предмета, средств фотографической выразительности; фотосъёмку в различных фотожанрах, обучение навыкам компьютерной обработки. Реализация знаний и умений происходит в процессе создания фотографий. Они соответствуют образовательной программе. Занятия носят комбинированный характер. Занятия с учащимися этого этапа обучения проходят в следующих формах: лекции, практические занятия, практическая подготовка и участие в конкурсах. В процессе обучения предусмотрены групповые, индивидуальные занятия, занятия малыми группами (2 – 3 человека). Базовый уровень подразумевает изучение предмета в течение 1-2 лет.

Продвинутый этап – на этом этапе обучения работа ведется по индивидуальным учебным планам. Это «Основы фотожурналистики» и курс «Основы исследовательской деятельности» Занятия строятся на более углублённом изучении материала. Используется принцип работы творческой мастерской. Конечным результатом обучения является участие в конкурсах различного уровня. В фотостудии «Трёхгорье» много внимания уделяется процессам организации совместной творческой, исследовательской деятельности детей. Творческое взаимодействие оказывает стимулирующее влияние и на продуктивность творческого процесса, и на развитие творческих качеств личности, ребенок находится в центре образовательного процесса. Курс «Основы исследовательской деятельности», который изучается на данном этапе, в сочетании с визуальными технологиями способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Это литературный поиск, составление библиографии, отбор проблем для исследования, составление общего и поэтапного плана работы над темой, выбор метода исследования, исследование, критический анализ результатов исследования, защита проектов. Учащиеся занимаются исследовательской работой, соединяя при этом знания по фотографии, умение работать с программным обеспечением для создания видеофильмов с другими областями науки. Применение методов и форм обучения способствуют формированию ЗУН, необходимых для качественного освоения программы.

Результатом обучения является участие в научно-практических выставках, олимпиадах. Участвуя в конкурсах различных рангов, учащиеся имеют возможность сравнивать свой творческий проект с работами других участников, получают дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений.

В процессе занятий посещаются фотовыставки различных уровней, организуются собственные экспозиции. Итоговой проверкой знаний является активное участие учащихся в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Для успешного обучения в классе имеется следующее оборудование: фотоаппаратура цифровая, фотоаппаратура аналоговая (плёночная), компьютеры, сканер, фотопринтер цветной. Для качественного изучения программы используются дидактические материалы, учебные пособия, наглядные пособия, методические разработки, диски с записями обучающих программ.

Формы аттестации в фотостудии ориентированы на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).

В начале учебного года проводится начальная диагностика с помощью анкетирования, проведения бесед. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия. В группах проводится мониторинг промежуточного и итогового уровня освоения образовательной программы по курсам обучения, который позволяет определить уровень соответствия теоретических и практических знаний учащихся с программным требованием.

В середине года проводится промежуточная аттестация, учащиеся представляют фотоотчёты по индивидуальным проектам, которые подвергаются критическому анализу. Лучшие работы отбираются для выставок, фотоконкурсов и демонстрации на сайте фотостудии «Трёхгорье».

В конце учебного года формируется портфолио фоторабот учащихся для участия в фотовыставках городского, регионального, всероссийского и международного масштаба, в которых принимают участие все учащиеся фотостудии. По окончании выставок подводятся итоги, и лучшие работы отмечаются Грамотами и Дипломами.

Система оценки полученных знаний.

Предметная диагностика проводится в форме опросов, зачетов, творческих заданий, выставки.

Педагогическая диагностика предполагает метод педагогического наблюдения, мониторинг, текущий контроль, личные беседы с детьми и их родителями, анализ продуктов индивидуальной деятельности учащихся;

Формы подведения итогов реализации программы: зачетные работы по разделам, проведение итоговых выставок.

Таблица мониторинга уровня усвоения дополнительной общеобразовательной программы.

Оценка результатов предметной деятельности

Система тестирования и диагностики развития учащихся

Для успешной реализации обучения по программе используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

– Эмоциональные: ситуации успеха,

– Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.

– Социальные: развитие интереса быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в результатах коллективного труда.

– Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, то есть оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например: проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов; анализ нового материала; закрепление терминологии;

Формы и методы обучения

На занятиях используются различные формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические. Такие как рассказ, объяснение, беседа, лекция, игра, конкурс, поход, экскурсия, профильный лагерь. Также в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи, пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с фотоаппаратом, компьютером. Создание индивидуальных и групповых работ, подготовка материалов к выставкам, презентация результатов своего труда на конференциях и конкурсах разного уровня.

На занятиях используются различные методы обучения:

– словесные – педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы;

– наглядные – показ готовой работы, технологии ее изготовления;

– практические – запись необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка планов.

Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке – частично-поисковые – создание мультимедийного проекта.

В процессе реализации программы учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности одаренных детей, отслеживается система психолого-педагогической диагностики для выявления детей с признаками одарённости, проводится консультационная работа с родителями. При этом важным аспектом остаётся тот факт, что диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. За период работы по программе получены следующие результаты: создан банк одарённых детей, собран пакет проектной документации, куда входят портфолио фоторабот и достижений, проектные папки. Обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня (Приложение 5). Достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.

В результате получения знаний и навыков в фотостудии «Трёхгорье» формируются следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, ассоциативное и образное мышление, а также развитие творческого воображения, самостоятельности мышления, самодисциплины. Воспитанники фотостудии получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения, помогающие адаптироваться к социуму, расширяют творческий кругозор, удовлетворяют познавательный интерес.

В результате получения знаний и практических навыков на занятиях в МБУДО «ЦДТ» воспитывается творческая личность, готовая к саморазвитию и самосовершенствованию, со сформированными личностными качествами (трудолюбие, отзывчивость, добросовестность, внимательность и др. ) и эстетическим мировоззрением. Следовательно, область дополнительного образования становится значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.

Также вас может заинтересовать

  • Образовательная программа дополнительного образования детей Фортепиано
  • Образовательная программа кружка Затейник
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: «Развитие творческих способностей обучающихся в объединении «Бисероплетение»»
  • Воспитательный час “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
  • Воспитательное мероприятие, методика проведения

Межрегиональная научно-практическая конференция “Педагогика одаренности

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *