Межрегиональная научно-практическая конференция “Педагогика одаренности

Программа имеет региональный статус и реализуется в системе повышения квалификации педагога по работе с одаренными детьми.

Ориентирована на опережающее развитие педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности и жизнесберегающее использование потенциала одаренных и талантливых детей в региональном образовательном пространстве в условиях постоянно изменяющейся социокультурной среды.

Содержательно-технологические основы образовательной среды повышения квалификации, обеспечивающей жизнесберегающее использование потенциала одаренных и талантливых детей, связаны с персонализированными образовательными стратегиями и построены на социально-гуманитарных методах, в которых приоритет отдается инициативам личности в ее стремлении к самосовершенствованию и высокой динамике взаимодействия участников образовательного процесса.

Программа традиционно включает два раздела: мероприятия по модернизации содержания и технологий развития педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности в региональной системе повышения квалификации и мероприятия по организационно-методическому и научно-методическому сопровождению педагогических и управляющих систем поддержки детской одаренности.

Вторая часть конференции проходит в формате восьми работающих параллельно онлайн-сессий.

Программа онлайн-сессий второй части конференции

Внимательно изучите программу второй части конференции.

Информация для спикеров. Если Вы подавали заявку на участие в конференции в качестве докладчика (спикера), и Ваша заявка была принята, Вы найдёте своё выступление в программе одной из онлайн-сессий. В таком случае Вам необходимо 31 марта не позднее 12:00 мск пройти по ссылке на видеоконференцию той онлайн-секции, в программу которой Ваше сообщение было включено, после чего в чате трансляции написать сообщение о том, что Вы – спикер, а также указать Ваше ФИО, должность и место работы. Обратите внимание на то, что подключиться к трансляции каждой онлайн-сессии необходимо не в момент своего доклада, а за один час до начала работы онлайн-сессии, то есть в 12. 00 по московскому времени.

Для общения между спикерами используется платформа «Яндекс-телемост». Специальной регистрации на платформе не нужно, достаточно просто открыть ссылку на видеоконференцию в браузере. Каждая онлайн-секция проводится по отдельной ссылке.

Возможны подвижки внутри программы каждой онлайн-сессии, о чём решения будет принимать модератор каждой онлайн-сессии! Поэтому каждому выступающему необходимо присутствовать в видеоконференции по ссылке его онлайн-сессии на протяжении всей её работы.

Информационное письмо для спикеров онлайн-сессий отправлено каждому на почту.

Информация для слушателей. Зрители/слушатели могут выбрать любую из онлайн-сессий и подключиться по соответствующей ссылке. Для общения используется платформа «Яндекс-телемост». Специальной регистрации на платформе не нужно, достаточно просто открыть ссылку на видеоконференцию в браузере. Каждая онлайн-секция проводится по отдельной ссылке.

Время подключения к онлайн-сессиям – не ранее 13:15 мск. При подключении к онлайн-сессии в качестве слушателя необходимо в чате трансляции написать сообщение о том, что Вы – слушатель, а также указать Ваше ФИО, должность и место работы. В ходе просмотра трансляции просим иметь выключенный звук, задавать вопросы посредством чата и не использовать демонстрацию экрана.

Информационное письмо для слушателей

Межрегиональная научно-практическая конференция “Педагогика одаренности

Образовательный центр «Персей» Регионального института кадровой политики приглашает педагогов и руководителей школ, организаций дополнительного и профессионального образования принять участие в конкурсе региональном конкурсе«Лучшие практики работы с одаренными детьми». В качестве лучших практик работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми в рамках данного положения следует понимать следующие учебно-методические материалы:— методические рекомендации;— дидактические материалы. Принять участие в конкурсе могут педагогические и руководящие работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Допускается подача заявки индивидуально и от коллектива, не превышающего 3 (трех) человек. Конкурс проводится по номинациям:а) «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми общеобразовательной организации»;в) «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными обучающимися организации дополнительного образования детей». г) «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными обучающимися профессиональной образовательной организации». Конкурс проводится в два этапа:1) Отборочный (заочный) этап – оценка документов на основании перечня критериев и показателей, применяемых при проведении конкурса (прилагаются). Срок проведения – с 1 марта по 10 апреля 2022 года. Победителями отборочного этапа Конкурса становятся 15 (пятнадцать) участников – по пять в каждой из трех номинаций. 2) заключительный этап – очное (онлайн) представление лучших практик по работе с одаренными детьми через платформу Zoom. Срок проведения – с 11 апреля по 30 апреля 2022 года. Положение о проведении Конкурса размещено на сайте Образовательного центра «Персей» (Региональный конкурс «Лучшие практики работы с одаренными детьми» 1 марта – 30 апреля 2022 г. — Образовательный центр «Персей» (perseusirk. ru).

Городской информационно-методический центр города Владимира в период с октября 2021 по март 2022 года проводил муниципальный  конкурс представления лучших практик работы с одаренными детьми “Педагогический мультипитч” в целях выявления, обобщения и распространения инновационного опыта работы, поиска современных форм, приемов и методов работы с одаренными детьми в системе образования г. Владимира

На конкурс было представлено 14 работ из 12 общеобразовательных организаций: МАОУ г. Владимира «Гимназия № 3», МБОУ «СОШ № 5», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 7», МАОУ «Лицей № 14», МБОУ «СОШ № 19», МБОУ СОШ №20, МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «СОШ № 26», МАОУ «Гимназия № 35», МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 46».

Наибольшее количество работ представили: МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 40».

Конкурс проходил в шести номинациях:

  • «Система работы образовательной организации по сопровождению одаренных детей»;
  • «Программы дополнительного образования, направленных на организацию работы с одаренными детьми»;
  • «Программа внеурочной деятельности, направленных на организацию работы с одаренными детьми»;
  • «Методическая разработка, направленная на работу с одаренными детьми»;
  • «Инновационные формы работы с одаренными детьми»;
  • «Кейс эффективных практик работы с одаренными детьми».

Итоги муниципальный  конкурса представления лучших практик работы с одаренными детьми “Педагогический мультипитч”

Номинация «Программы дополнительного образования, направленных на организацию работы с одаренными детьми»

Победитель (1 место) – Гудкова О. , учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 7»

Призер (2 место) – Бражкина Светлана Петровна, педагог дополнительного образования, МБОУ «СОШ № 40»

Призер (3 место) – Ковалёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ г. Владимира «Гимназия № 3»

Номинация «Программа внеурочной деятельности, направленная на организацию работы с одаренными детьми»

Победитель (1 место) – Кочеткова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20»

Номинация «Методическая разработка, направленная на работу с одаренными детьми»

Победитель (1 место) –  Мишулин Артем Александрович, учитель биологии МАОУ г. Владимира «Гимназия №35»

Призер (2 место) – Балацкая Ирина Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»

Призер (2 место) – Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 7»

Призер (3 место) – Кожемяка Виктория Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №46»

Номинация «Инновационные формы работы с одаренными детьми»

Победитель (1 место) –  Селезнева Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №14»

Призер (2 место) – Кулемина Елена Владимировна, учитель географии  МБОУ «СОШ № 40»

Номинация «Кейс эффективных практик работы с одаренными детьми»

Победитель (1 место) – Зайцева Марина Федоровна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №6»

Призер (2 место) – Кулемина Елена Владимировна, социальный педагог МБОУ «СОШ №40»

Призер (3 место) – Мельникова Любовь Александровна, Сосина Ирина Николаевна, Гусева Лидия Ивановна, Щербакова Елена Николаевна, учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 21»

Специальный приз за создание условий для повышения интереса детей к изучению математики:

Петрова Е. , учитель математики МБОУ «СОШ № 19»

Приказ  №33 от 31. 2022 года “Об подведении итогов муниципального конкурса представления лучших практик работы с одаренными детьми «Педагогический мультипитч»

Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

  • 1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
  • 3) очно-заочные школы;
  • 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • 6) детские научно-практические конференции и семинары.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природообусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Опыт наблюдений за семьями особо одаренных детей позволил психологам выделить ряд особых характеристик, имеющих принципиальное значение для развития одаренности. Это факторы как положительного, так и отрицательного свойства. Вначале рассмотрим положительные.

В семьях, где воспитываются одаренные дети, существует высокая ценность образования, при этом часто высокообразованными оказываются и родители, и дедушки с бабушками. Интеллектуальный коэффициент семьи является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных умственных способностей ребенка.

Главная, обязательная характеристика семьи любого особо одаренного ребенка – повышенное, в сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке (детоцентризм). Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок – единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов в личности ребенка.

Детоцентризм семьи одаренного ребенка, фанатичное желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении недостаточного развития у ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

В погоне за высокими достижениями родители одаренного ребенка могут выступать не только в роли его адвоката, но и в роли надсмотрщика, который заставляет каторжника на руднике или раба-гребца на галере трудиться в поте лица против своей воли (вспомним историю отношений великого скрипача Никколо Паганини со своим отцом). Кроме того, сравнивая успехи своего ребенка с подобными успехами других одаренных детей, родители редко бывают объективными и внушают это отношение своему ребенку, тем самым вызывая у него негативные эмоции.

Поэтому работа с родителями одарённых детей представляет собой особое направление в деятельности не только школьного психолога, но и педагогов, работающих с такими детьми.

Библиографическое описание

В современном мире особое значение приобретают проблемы обучения и воспитания одаренных детей как в семейном воспитании, так и воспитания, обучения в дошкольных и школьных коллективах. Соответственно претерпели изменения в подходах к системе обучения одаренных детей. Одаренность являет собой комплексную проблему где пересекаются различные научные дисциплины. Исходя из этого повышается интерес к диагностике и развитию одаренности, что объясняется потребностью в неординарной творческой личности для общественности, а так же к проблеме самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей.

На данный момент учреждения дополнительного образования детей играют большую роль в развитии одаренности. Учреждение дополнительного образования предоставляет ребенку возможность выбора области, профиля программ, времени их освоения, выбора различного вида деятельности где будут учитываться индивидуальны склонности ребенка, формироваться социальный опыт в неформальных условиях, будут расширяться социальные связи и освоены социальные роли. Одной из основных задач дополнительного образования является выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей путем личностно-деятельностного характера. Важно отметить, что творческое развитие ребенка индивидуально и что позднее раскрытие личности ребенка не говорит об отсутствии таланта. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, которая имеет стихийный, самодеятельный характер. Часто дети с энтузиазмом занимаются любимой деятельностью, но при этом не проявляют активности ни в школе, ни в секциях или кружках. Кроме того, не все одаренные дети стремятся показывать свои достижения перед окружающими. Таким образом, судить об одаренности ребенка нужно не только по школьным или внешкольным делам, но по формам деятельности, которые проявляет сам ребенок.

Для развития одаренных и талантливых детей нужно создавать определенные условия, которые будут обеспечивать их развитие и реализовать их внутренний потенциал. Дополнительное образование дает практическую совместную деятельность между ребенком и учителем и обеспечивает индивидуальное развитие ребёнка исходя из его желаний и потребностей.

Задачи решаемые в рамках дополнительного образования которые помогут развитию и обучению талантливых и одаренных детей:

– механизм для выявления одаренных и талантливых детей;

– создание условий которые будут обеспечивать индивидуальное развитие детей;

– предоставление широкого спектра знаний;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– взаимодействие с родителями одаренных детей.

Важно помнить, что раскрытие одаренности является главной задачей как педагога, так и родителей. Для выявления одаренности и творческих способностей у ребенка можно применить специализированные тесты. Критериями одаренности и творческих способностей могут быть:

– при мыслительной, а так же творческой деятельности ребенок показывает способность к наблюдательности, обладает хорошей памятью, а так же умеет легко вести диалог как со сверстниками так и с учителями;

– использование активных жестов и мимики при общении;

– фантазия и воображение являются основным мотивом для деятельности;

– речь одаренного ребенка отличается высокой выразительностью.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ, которые предполагают не только развитие и поддержку творческих способностей, но и так же развитие коммуникативных, личностных качеств. Главным пунктом в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования является взаимодействие обучающегося и педагога, а так же, взаимодействие обучающегося с группой и родителями в совместной деятельности. Используя основные элементы педагогических технологий, которые используются в дополнительном образовании можно достигнуть более высоких результатов по развитию одаренных детей. К таким технологиям относятся:

– деятельностный подход;

– создание благоприятного морально-психологический климата путем соблюдения принципа «ситуация успеха» и несравнивание с другими обучающимися;

– формирование внутренней мотивации;

– проектное обучение;

– использование инновационных компьютерных технологий.

– возможность индивидуального подхода к освоению учебных программ.

Основной формой занятий в системе дополнительно образования является общение педагога с детьми поэтому урок может строиться как в традиционной форме, так и в форме:

– индивидуального обучения или обучения в малых группах по программам в определенной области;

– работа над творческим проектом с наставником (наставником может быть ученый, деятель науки, культуры или специалист высокого класса) или в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы;

– лагеря, каникулярные сборы, мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги развития творчества

– творческие конкурсов, фестивали, олимпиады;

– научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития, так как в данные учреждения приходят дети, одаренность которых уже начала проявляться и они замотивированы на получение новой художественно-творческой деятельности.

При реализации программ с художественной направленностью нужно учитывать множество факторов. Примером может служить дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детей МБУ ДО «Художественной школы им. Серова» г. Тверь.

МБУ ДО «Художественная школа им. Серова» в тесном контакте с общеобразовательной школой призвана способствовать воспитанию всесторонне развитого поколения. Главной задачей обучения по данной программе является приобщение обучающихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных детей для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях. Программа составлена по примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей. Программа является нормативным документом, с помощью которого осуществляется образовательный процесс обучающихся.

При составлении программы были учтены следующие требования: логичность, лаконичность, полнота, соответствие названия программы ее целям и содержанию; актуальность и новизна представленного программного содержания; концептуальность: соотношением цели и результатов, комплексность задач и целостность содержания; механизмы реализации содержания: формы, методы и средства обучения, отслеживание и оценивание результатов, дифференциация и индивидуализация обучения, с учетом возрастных и психологических характеристик; рациональное соотношением времени теоретических и практических занятий; наличием межпредметных связей. В разработанных программах ставятся обучающие задачи, которые направлены на приобретение определенных знаний, умений, навыков, формирование познавательного интереса к предмету, включения в познавательную деятельность. Программы нацелены на формирование мотивации к изобразительному виду деятельности. Предусмотрены так же воспитательные задачи обращенные на формирование общественной активизации личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие задачи предусматривают развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании и самореализации; Так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования проблема работы с одаренными детьми является актуальной и перспективной, поэтому работа должна вестись как педагогами, так и родителями.

  • Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. — 2008. — № 4. — С. 92–95.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
  • Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. — 2008. — № 1. — С. 103–106.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, программа, развитие, взаимодействие обучающегося, дополнительное образование детей, задача, развитие одаренности, Серов, Художественная школа.

Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.

Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Как часто нам встречаются талантливые дети, и эта одаренность проявляется не только в «ручной умелости» детей, но и в их умственном, и интеллектуальном развитии. Поэтому можно выделить умственно одаренных детей, у которых высокоразвит интеллект и детей с художественно-эстетической одаренностью, которые активны в творчестве, обладают неординарным мышлением и творческим воображением.

Исходя из понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги обратили особое внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, характер. Это может быть связано с психическими особенностями ребенка. Так, если брать систему дополнительного образования, то у ребенка в 7–9 лет могут не проявляться признаки одаренности в том или ином виде деятельности, а к 13–15 годам начинаешь замечать «юное дарование».

Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный декоративно-прикладным творчеством, показывает прекрасные результаты в деятельности, занимает призовые места в конкурсах, а в общеобразовательных предметах или в спорте он чувствует себя как в чужой тарелке. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по выбранным им самим формам деятельности.

Наиболее сложная задача в работе с одаренными детьми — выявить и раскрыть талант, так как дети часто скрывают свои возможности. Педагогу приходится создавать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. И наша задача, как педагогов и наставников, провести первичную диагностику одаренности, анкетирование детей по выявлению их мотивации.

Исходя из опыта работы нашего творческого объединения, а это занятия по лепке и изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста, мы с первых же занятий предлагаем детям задания творческого характера, чтобы заметить их одаренность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой деятельности, а также неординарность мышления. Имея на примете детей, на которых нужно обратить особое внимание, как на одаренных, мы переходим к простому и доступному методу наблюдения. Благодаря которому, диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается его стартовый потенциал. При поступлении ребёнка в творческое объединение проводится входная диагностика готовности к усвоению образовательной программы, что даёт возможность определить первоначальный уровень знаний, его способности и интересы к определённому виду деятельности. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет.

В своей творческой деятельности мы тесно контактируем с родителями. На этапе диагностики очень важно знать результаты наблюдения родителей за ребенком вне школы, а именно чем он занимается в свободное время, как применяет свои знания.

Еще один возможный путь, которым мы пользуемся — это тестирование при помощи специальных заданий. Для выявления умственно одаренных детей мы используем «интеллектуальные тесты» — направленные на оценку общих умственных способностей детей, а также «креативно-творческие тесты» — направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, направленных на оценку познавательной активности.

Если ребенок в рисунке передает свои чувства и настроение, отражает все разнообразие предметов, людей, животных и находит применение для декоративно-прикладного изделия, а также четко выстраивает свою практическую работу и проявляет интерес к истории появления и развития видов деятельности — встречайте перед вами одаренный ребенок.

В работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны — требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны — у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной модели обучения. Для решения этой проблемы, в учреждениях дополнительного образования мы используем индивидуальные образовательные маршруты.

При разработке индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Ребенок сам выбирает вид деятельности, которым хотел бы заниматься. И часто бывает так, что дополнительное образование влечет и затягивает ребенка больше чем общеобразовательное. Вся деятельность ребенка ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей его области на пути к мастерству. Понятие «индивидуальный» предусматривает разработку программы только для индивидуального ребенка, учитывая все его способности и особенности развития.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, педагог использует метод проблемного обучения. Задания подобного типа будут стимулировать ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Специфика обучения по индивидуальным образовательным маршрутам состоит в использовании оригинальных приемов и методов обучения, в поиске новых решений при выполнении творческих работ и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к освоению материала. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.

Немаловажным аспектом в развитии одаренности является создание творческих мастерских родителей и детей. В этом случае происходит передача не только знаний, умений и навыков, но и проявление нового нестандартного взгляда на культуру, общество, на способы самосовершенствования и самообразования. Завораживающее чувство, когда взрослые учатся у детей непосредственности, искренности, учатся творить и играть, а дети стремятся быть ответственными, инициативными и быть помощниками для своих родителей.

Цель создания творческих мастерских заключается в поиске новых форм и методов работы с одарёнными детьми, а также возможность индивидуализации обучения, воспитания и развития. Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрации своих достижений. Это участие в различных конкурсах, выставках городского, всероссийского и международного уровней.

С обучающимися среднего школьного возраста возможно использование метода проектов, который ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной задачи. В процессе такой работы ребенку предоставляется полная свобода в подборе теоретического материала и в выполнении творческой работы. Педагоги выступает только в качестве наставников, и контролируем правильность разработки проекта.

Для успешной работы с одаренными детьми необходимо, что бы педагог являлся личностью, продуктивно реагирующей на вызов «одаренности». Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки.

Для многих детей занятия становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь.

Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело.

На это, собственно, и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.

  • Бискер Л. М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- № 4.-
  • Савельева Е. А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6
  • Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. — 2008. — № 2

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, вид деятельности, одаренный ребенок, особое внимание, свободное время, свободный выбор, творческое объединение, школьный возраст.

Педагогический час «Модель работы с одаренными талантливыми детьми в дополнительном образовании»

Наталья Ласкова
Педагогический час «Модель работы с одаренными талантливыми детьми в дополнительном образовании»

Консультация для воспитателей по инновационной площадке, методические рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Основными направлениями деятельности ДОУ по работе с одаренными, талантливыми детьми, является внедрение в образовательный процесс : образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебно-методических комплексов;

Подбор рекомендаций по обучению одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности детей навыкам поддержания психологической стабильности. Данный опыт можно распространить и применить в дошкольных образовательных учреждениях разного уровня, в учреждениях дополнительного образования. Для повышения профессиональной компетентности педагогов работающих в ДОУ. Оказании помощи родителям в профориентации детей, в развитии способностей, одаренности, выявление склонностей к занятиям тем или иным видом дополнительного

образования, формирование интересов.

Основная идея инновационного образовательного проекта (программы) Полноценное развитие личности талантливого ребенка (с признаком одаренности) при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута

Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

2-е изд. , испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06162-8

Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые образовательные потребности, педагог должен обладать высокой профессиональной компетентностью, владеть специальными педагогическими технологиями, иметь широкий педагогический инструментарий. В этой книге рассматриваются теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании. Показаны особенности педагогической работы с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми с девиантным поведением и детьми-сиротами. В конце каждой главы даны практикум, включающий вопросы для обсуждения и разноуровневые практические задания, а также список рекомендованной литературы. В приложении представлены материалы, отражающие опыт организации дополнительного образования для разных категорий детей.

Особенности работы с одаренными детьми. Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности

Организация: МБОУ Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана

Населенный пункт: Республика Крым, Сакский район, с. Веселовка

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод»

В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране, подготовке команд для участия в различных международных олимпиадах и форумах. Такая работа проводится поэтапно – от младшей школы до специальной поддержки молодых учёных. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии. Ещё одним немаловажным аспектом данной проблемы является задача недопущения утекания талантливой молодёжи за границу или вовлечения её в деструктивные общества и движения, которые действуют во вред интересам самих детей и подростков или мира и согласия в нашей стране. Какого ребёнка можно считать одарённым? Официальная формулировка гласит, что одарённость – это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими результатами, превышающими норму для данного возраста. На основе врождённых задатков, данных человеку природой, формируется совокупность личных наработок, которые принято называть способностями. Они помогают успешно осваивать различные области знаний, добиваться успехов в разных отраслях трудовой деятельности. Но, исходя из своего многолетнего педагогического опыта, я могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют таланты и творческие задатки, не бывает. Следует только внимательно подходить к каждому ребёнку, стараясь эти задатки и таланты выявить, чем раньше, тем лучше. К сожалению, педагог сейчас очень загружен. Но при неравнодушном, творческом подходе к воспитанникам он обязательно найдёт время для раскрытия и поддержки талантов детей.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. При помощи одноразовой процедуры тестирования выявить одарённость невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития).

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом используются разнообразные методы:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Для поддержки одарённых детей я стараюсь применять различные технологии в урочной и внеурочной деятельности. Часто в своей работе я применяю проектные технологии. В проектной деятельности ученик осознаёт свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. Для чего нужен метод проектов? Он позволяет:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. адаптироваться к меняющимся условиям.

Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.

Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

  • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
  • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
  • создание системы стимулирования и поощрения учащихся: отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
  • организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
  • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
  • ведение Портфолио (для фиксирования достижений учащихся).

В нашей школе постоянно ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Работая в школе, видишь, что некоторые дети резко выделяются нестандартностью мышления, особенностью поведения, яркостью внутреннего мира. Важно не пропустить момент проявления их индивидуальности.

в своей работе всегда пытаюсь определить степень заинтересованности учащихся в изучении моего предмета. Систематически готовимся к муниципальным олимпиадам, интернет-олимпиадам и конкурсам. На каждого учащегося составляю индивидуальный план подготовки.

И результатом являются призовые места.

Но главное в развитии способностей таких детей – это не интеллект ,а внутренний мотив, движущий человеком. Очень часто такие дети добиваются высоких результатов. Я убедилась в этом при работе над проектами учащихся 6-8 классов. Среди моих учеников есть действительно талантливые и целеустремленные дети. А задача учителя их поддерживать и поэтому оценка ребёнка, как одарённого, не должна являться самоцелью. Иными словами, проблема выявления одарённых детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в школах с тем ,чтобы выявить как можно больше учащихся с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Типичные педагогические ошибки при работе с одарёнными детьми.

В основном, ошибки в этом процессе вызваны нехваткой времени у педагогов, которые не могут уделить каждому ребёнку необходимого ему внимания.

В одарённые с первого класса записывают детей, которые просто лучше своих одноклассников подготовлены к школе – хорошо читают, пишут и т. Это бывает, когда ребёнком целый день занимаются, когда в семье есть неработающие бабушки и дедушки, или старшие братья и сёстры. Через некоторое время знания всех детей в классе достигают того уровня, который изначально был у «одарённого» ребёнка, а с него продолжают требовать необыкновенных успехов, которые он просто не в состоянии продемонстрировать. Это часто приводит к психологическим травмам и тому, что тот, настоящий, талант, который у этого ребёнка есть, остаётся невыявленным.

Часто талантливых детей в классе пытаются выявить с помощью какого-нибудь тестирования, которое проводится в первые же дни обучения. Разумеется, такой метод, да ещё проведённый одноразово, не может дать правдивых результатов, хотя вообще тестирования с целью определить способности и наклонности человека, безусловно, помогают психологам. Очень часто дети, которые первый раз сталкиваются с такими тестами, особенно дети, которые имеют способности творческого направления, показывают очень низкие результаты или вообще отказываются участвовать в тестировании.

Несомненно талантливого ребёнка начинают неумеренно хвалить, поощрять, ставить в пример другим детям, что приводит к так называемой «звёздной болезни», а так же к изоляции и неприятию в классном коллективе.

Прямо противоположная проблема – к талантливому ребёнку относятся слишком строго, его способностей «не замечают», он продолжает учиться по общей программе, выполнять общие задания. Это приводит к тому, что учиться такому ученику становится неинтересно, он перестаёт вообще выполнять домашние задания, в первое время добивается значительных успехов за счёт своих незаурядных способностей. Навыки учёбы у такого школьника остаются несформированными, как и привычка к регулярным занятиям. В результате этого талантливый ученик к старшим классам оказывается среди отстающих. Иногда школьник делает ошибочный вывод, что его способности «никому не нужны», что значительно тормозит его развитие.

Неумение построить работу с родителями или вообще отсутствие контакта с родителями одарённого ученика. Проблемы с родителями бывают двух видов. Первый, который в наши дни встречается с каждым годом всё реже, это недостаточное внимание родителей к своему ребёнку и нежелание их признавать его одарённость. В этом случае нужно вести просветительскую работу среди всех родителей класса, а также индивидуальные посещения семьи талантливого ученика. В особых случаях целесообразно определение такого школьника в профильный интернат для одарённых детей. Второй тип родителей талантливых школьников вполне осознаёт наличие у ребёнка одарённости. Однако эта одарённость родителями преувеличивается. Они требуют особого отношения к своему ребёнку, создание ему специальных условий в классе. С такими родителями работать чрезвычайно сложно, они культивируют в детях такие отрицательные качества как заносчивость, хвастовство, пренебрежительное отношение к товарищам. В данном случае, как с родителями, так и с ребёнком требуется систематическая работа психолога.

Чрезмерная нагрузка на талантливого ребёнка. Народная мудрость «Талантливый человек – талантлив во всём» в большинстве случаев верна. Поэтому иногда в школу приходят дети, у которых наблюдается не один, а сразу несколько талантов. Чаще всего, они охотно участвуют во всех мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Их родители охотно поддерживают своих детей и радуются их успехам. Однако со временем у таких детей накапливается психологическая усталость, которая может привести к развитию стресса. Поэтому, как ни велико у классного руководителя желание направить такого ребёнка на все возможные олимпиады, на которых он вполне очевидно, займёт призовые места, такую нагрузку всё-таки стоит дозировать. Нужно с помощью психолога и учётом мнения самого ребёнка внимательно определить направления, которые для него являются приоритетными. Это не только разгрузит психику школьника, но и, вполне возможно, поможет достичь ещё более существенных результатов в выбранных предметах.

Чрезмерная концентрация на одном предмете. Иногда, выявив у школьника несомненную одарённость, например, в математике, учителя составляют ему индивидуальный план по данному предмету, допуская явные поблажки по всем остальным. В результате олимпиадник по математике с большим трудом сдаёт ЕГЭ по русскому и отчисляется из ВУЗа из-за банального неумения выразить словами свои мысли. Мы должны воспитывать гармоничную личность, уделяя внимание всем сторонам её развития, а не только тем, в которых у человека имеется явный талант. Влияние деструктивных теорий на развитие талантливых детей

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что работа с талантливыми детьми и их родителями не должна быть делом одного учителя, она должна опираться на общие принципы, которые признаны нашим государством и проводиться в тех формах, которые рекомендуются Министерством образования.

Основными принципами являются:

Охрана прав и здоровья ребёнка. Никакие мероприятия для развития и выявления таланта не должны вредить здоровью детей.

Учёт возрастных особенностей ребёнка. Даже очень талантливые дети должны иметь время не только на занятия музыкой или математикой, но и на игры, и общение со сверстниками.

Учёт социально-экономических условий в семье. Социально незащищённые семьи должны получать материальную помощь на развитие талантливых детей. Такие дети должны получать направления в специальные профильные лагеря или специализированные школы для одарённых детей. В данном вопросе рекомендуется привлечение местных органов власти и неравнодушных меценатов. Очень часто некоторые предприниматели в рамках благотворительных программ назначают одарённым детям стипендии, помогают с ремонтом жилых помещений, издают сборники детских работ на свои средства или оплачивают одарённым детям дополнительное обучение.

Учёт индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Все талантливые дети должны находиться под особым вниманием школьного психолога. Родители таких детей тоже не должны оставаться без психологической помощи.

В завершение хочу сказать, что, несмотря на все усилия государственных органов, выявление и помощь талантливым детям – это всё-таки сначала неравнодушная работа учителей, тех, которые видят детей каждый день, которые всегда могут, не смотря ни на какую загруженность, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.