Модульно-рейтинговая система контроля и оценки качества знаний студентов

Модуль учебного курса в формате SCORM, который можно легко сформировать с помощью программных продуктов iSpring, требует настройки оценивания. Это необходимо, чтобы знать, насколько успешно проходит изучение конкретного модуля относительно всего учебного курса. Как правило, при формировании учебного курса определяют, какое максимальное количество баллов могут получить учащиеся при работе с тем или иным модулем.

О формировании пакета SCORM и порядке его загрузки в СДО Moodle читайте в посте Размещение SCORM-курса в Moodle.

О настройке тестов:

Модуль представляет из себя набор слайдов  с информацией и встроенный тест для контроля усвоения материала.

Разберем оценивание модуля на примере. Просмотр страниц с теоретическими материалами оцениваться не будет, а за тест ученик может получить максимум 4 балла. Ответ на каждый вопрос ограничиваем по времени. Назначаем штрафные баллы за неправильный ответ.

Обратите внимание, все эти параметры в каждом случае настраиваются индивидуально.

Программы iSpring позволяют настроить оценивание каждого вопроса отдельно или применить настройки по умолчанию для всех вопросов.

1. Создаем тест с настройками по умолчанию.

2. Кликаем в редакторе тестов по кнопке Настройки. Во вкладке “Основные” устанавливаем требуемые параметры оценивания теста: проходной балл, ограничение по времени.

Модульно-рейтинговая система контроля и оценки  качества знаний студентов

3. Переходим во вкладку “Настройки по умолчанию”. Устанавливаем ограничение времени ответа, наличие штрафных баллов, и самое главное — количество баллов за один вопрос. (Если 4 балла — это максимум, который могут получить за тест учащиеся, а в тесте 4 вопроса, то один вопрос оцениваем в 1 балл, если вопросов 8, то цена вопроса — 0,5 балла).

4. После того как все настройки теста сделаны, кликаем “ОК”. Нажимаем “Сохранить и вернуться в курс”.

5. С помощью кнопки Публикация на вкладке редактора iSpring в PowerPoint вызываем диалоговое окно для настройки параметров публикации созданного модуля.

6. Переходим во вкладку СДО и выбираем формат пакета (SCORM) и ставим галочки на параметрах оценивания теста.

Модульно-рейтинговая система контроля и оценки  качества знаний студентов

7. Нажимаем “Опубликовать”, и наш пакет настроен и готов к загрузке в СДО Moodle.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать  —  нажмите кнопку .

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения  —  напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

Абдрахманова А.С. 2016-2017 уч.г.

учитель начальных классов 3-й (базовый) уровень г.Усть-Каменогорск

Рефлексивный отчет по внедрению модуля

«Оценивание для обучения и оценивание обучения»

в серию последовательных уроков.

Вот уже второй год работаю над внедрением семи модулей  Программы в процессе обучения и  наблюдения за динамикой изменений эффективности уроков, отношения детей к новым формам преподавания. Согласно календарному плану я разрабатываю среднесрочное планирование по предметам.

Проводила также серию последовательных уроков по предмету «Математика» при изучении раздела «Уравнение». На первом уроке заполняли таблицу ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнала). Здесь я применила формативное оценивание в виде словесной похвалы, для того чтобы активизировать и подбодрить учащихся задавала наводящие вопросы, подводила своих учеников к правильным ответам.

Провела наблюдение за двумя разными учениками в различных учебных ситуациях (самостоятельная работа, исследование, парная и групповая работы. Ученик А – работал активно, придумывал различные варианты, в диалог вступал самостоятельно, свободно высказывал свое мнение.

Ученик В – чувствовал себя неуверенно, отвечала с помощью на наводящих вопросов учителя.

К концу изучения данной темы ученик В работал активно. Это было видно при повторном заполнении таблицы ЗХУ.

Таблица ЗХУ помогает мне на любом уроке узнать, на каком уровне находятся ученики, умеют ли мыслить, как реагируют на вопросы высокого порядка.

Ученик А – осмысленно отвечал на вопросы, приводил примеры, то ученик В – кратко, но тоже верно. Наблюдалась динамика в росте самосознания ученика В. (он стал раскрываться). При групповой работе руководящую роль на себя брала ученица со средней учебной мотивацией, она оценивала работу всей группы, видя как её внимательно слушают и смотрят.

Я поняла, что смогла создать условия, в которых она смогла раскрыться, увидела ее лидерские качества. Ее выступление в роли спикера оценивали одноклассники с помощью стратегии «Большой палец». Этот вид оценивания учащимся очень понравился, они были рады, что им дали возможность участия в процессе оценивания наравне с учителем и что учитывается их мнение. На этапе закрепления знаний я использовала взаимооценивание при работе в парах.

И наконец, может ли оценивание повысить качество знаний? По наблюдениям я убедилась, что оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения. При этом именно учителю надо четко различать оценивание обучения, проводимое с целью определения уровня достижений, и оценивание для обучения. Когда учителя используют оценивание для обучения (формативное оценивание), как и оценивание обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом, весьма полезным в обучении. Ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования.

Внедряя формативное и суммативное оценивание в процесс обучения, очень важно отслеживать рост каждого ученика, а не сравнивать его с другими.

В связи
с актуализацией задачи обеспечения (гарантии) качества среднего
профессионального образования функция оценивания в целом и учебной деятельности
студентов и компетенций в частности начинает приобретать новые смыслы. Прежде
всего, изменяется понимание роли оценивания в образовательной деятельности.
Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков и, прежде
всего, рассматривается как критический анализ образовательного процесса,  предполагающий более точное определение
направлений улучшения.

Главная
задача процедуры оценивания – улучшение качества работы конкретного студента и
через это достижение более широких целей – улучшение качества обучения, учебных
программ и условий образования, достижение нового качества работы всего ссуза.
Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная
обратная связь  и как технология
обучения. А проблема формирования компетенций как их поэтапное формирование,
развитие и оценивание на разных стадиях обучения студентов.

Федеральный государственный
образовательный стандарт СПО представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП), представленных в VIII
разделе ФГОС:

Пункт 8.1. Оценка
качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна
включать текущий контроль знаний, 
промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

Пункт 8.2.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации
по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным
учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых
двух месяцев от начала обучения;

Пункт 8.3. Для
аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются
фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные
компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации
разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а
для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением после предварительного положительного заключения;

Пункт 8.4.
Требование к
оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной
программы:


оценка уровня освоения учебных дисциплин (МДК)


оценка компетенций обучающихся.

Пункт 8.5. Необходимым условием допуска к
государственной (итоговой) аттестации является:


представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

В том
числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад,
конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест
прохождения преддипломной практики.

Переход от оценки знаний к оценке компетенций
студентов привел нас к формированию новой контрольно-оценочной системы в
колледже, созданию фондов оценочных средств, разработке технологичных и
независимых процедур оценивания.

Главные вопросы
оценивания результатов освоения
профессиональных модулей, которые были поставлены нами:

– как сделать
оценивание объективным и адекватным?

– что мы хотим
оценить и почему?

– по каким
критериям должна происходить оценка?

В колледже для  создания  новой контрольно-оценочной системы разработаны
локальные акты, регламентирующие работу по 
нормативному обеспечению разработки оценочных средств по
профессиональному модулю. Это – Положения о фонде оценочных средств для
проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной
(итоговой) аттестации студентов;о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся;о мониторинге уровня сформированности
компетенций обучающегося, о формировании фонда тестовых заданий. Для
оказания помощи педагогам информационно – методическим центром разработаны  методические рекомендации по разработке
системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля
успеваемости в рамках ОПОП (контрольные вопросы и типовые задания для
практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов;
тесты и компьютерные тестирующие программы);по разработке системы оценочных средств и технологий для
проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям и
практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.);по разработке системы оценочных
средств и технологий для проведения итоговой аттестации по профессиональным
модулям; методическое пособие «Новые подходы в оценивании образовательных
результатов обучающихся учреждений начального и среднего профессионального
образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами нового поколения», которое оказало большую помощь педагогам при
разработке КОС по ПМ.

В соответствии с законом «Об образовании»
каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой
образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок
(по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных
средств на:

  • контрольно-измерительные
    (КИМ);
  • контрольно (компетентностно) – оценочные
    (КОМ).

Контрольно-измерительные материалы призваны
дать оценку образовательному уровню
обучающегося. Образовательный уровень по-прежнему оценивается количественно.
Здесь может использоваться бально-рейтинговая система или традиционная
пятибалльная.  Оценивание происходит по
традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».

Контрольно (компетентностно) – оценочные
материалы оценивают уровень квалификации.
Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии
предъявляемых компетенций квалификационным требованиям  выносится квалифицированными экспертами.

Сравнительная
характеристика КИМов и Косов представлена в таблице:

Для организации системного процесса  по разработке контрольно-оценочных средств,
создания фонда оценочных средств в колледже 
организована работа двух проблемных творческих групп:

  • «Разработка
    контрольно-оценочных средств для профессионального модуля по гуманитарному
    направлению»
  • «Разработка контрольно-оценочных средств
    для профессионального модуля по техническому направлению».

Руководители ТПГ – методисты,
прошедшие обучение на курсах ФИРО.

Для педагогов
колледжа проводились обучающее практические семинары по теме «Технология  разработки
контрольно-оценочных средств для ПМ», на котором педагоги «здесь и
сейчас» изучали технологию разработки контрольно-оценочных средств для
квалификационного экзамена по профессиональному модулю и разрабатывали их для
своего модуля под руководством сертифицированных специалистов.На занятиях им предлагалось:

1. Выбрать профессиональный модуль, для
проверки освоения которого им предстояло разработать контрольно-оценочные
задания.

2. Обосновать, какие виды аттестации
(кроме экзамена квалификационного) необходимы для данного модуля. Принятое
решение отражалось в таблице. Далее предлагалось проанализировать состав
профессиональных компетенций (далее ПК) и общих компетенций (далее ОК) по их
модулю, сгруппировать их так, чтобы была возможной комплексная проверка ПК и ОК
на основании общего задания.

Одновременно предлагалось уточнить показатели
оценки результата для сформированных ими групп компетенций; перечислить те ОК,
которые не могут быть проверены в ходе экзамена, для которых необходимо
использовать портфолио; дать характеристику типа портфолио (портфолио
документов, портфолио работ, рефлексивный портфолио, смешанный тип портфолио) и
примерного его состава. Кроме того, необходимо было разработать требования к презентации и защите портфолио и
показатели оценки портфолио.После группировки компетенций
и уточнения показателей, приведенных в
5 разделе программы профессионального модуля предлагалось определить
форму экзамена (квалификационного) и на
основании принятого решения описать условия проведения экзамена (квалификационного).После уточнения показателей педагоги разрабатывали задания, включающие инструкцию для обучающегося и
описание ситуации для экзамена (квалификационного) по ПМ, рассчитанные на
проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а также на комплексную
проверку профессиональных и общих компетенций. Затем разработчики заполняли пакет экзаменатора, включая в него условия
проведения задания и критерии оценки.

Такие практические занятия
позволили педагогам освоить процесс разработки компетентностно-оценочных
средств по профессиональному модулю.

  • Сборник учебно-программной
    документации, обеспечивающей реализацию ОПОП СПО экономического профиля в
    условиях введения ФГОС СПО. М.: Учебно-методическое объединение вузов России по
    образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Центр по обеспечению
    деятельности УМО, Финуниверситет, 2012. 153 с.
  • Сборник учебно-методических
    материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП СПО экономического профиля в
    условиях введения ФГОС СПО / под ред. д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко, к.п.н.
    Н.Л. Гунявиной. М.: Финуниверситет, 2012. 68 с.
  • Федеральные  государственные образовательные стандарты СПО.

Вступление

Современный учебный процесс в школе, а тем
более в лицее, немыслим без ново-адекватных видов
и форм образования. Он требует применения новых
развивающих технологий обучения, в частности, к
оценке учебной деятельности.

На одной из таких технологий –
модульно-рейтинговой системе оценки знаний,
применяемой мною, я и хочу остановиться.

Внедрение этой системы обусловлено
необходимостью интенсификации учебной
деятельности и активизации познавательной
активности, учащихся через возможность получить
отметку.

Всякая оценка предполагает диагностику
оцениваемого объекта. Согласно
модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь
курс, или учебная дисциплина делится на модули. В
течение одного модуля за все виды учебной работы
(самостоятельные работы, тесты, контрольные
работы, выполнение домашних заданий, участие в
олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По
завершении модуля проводится контроль знаний,
который может, проходит в виде тестирования,
контрольной работы или любого другого способа
проверки знаний. Каждому модулю присваивается
свой рейтинг. В любой момент времени можно
подвести итоги рейтинга и определить место
ученика среди других по усвоению дисциплины.
Изучение каждого модуля заканчивается контролем
качества усвоения материала, и выставлением
учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка
определяется суммой баллов, набранной учеником
по итогам всех модулей.

В модульно-рейтинговой системе не существует
“отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый,
второй, сотый учащийся по уровню достигнутых
учебных результатов.

О главном

Специфика обучения в лицее заключается в том,
что учебный процесс приближен к вузовской
системе занятий: спаренные уроки, лекции,
семинары, коллоквиумы, практикумы, ежемесячная
аттестация. Большая часть наших выпускников
становятся студентами Братского
Государственного Технического Университета (и
не только), где качественность проверки знаний на
большинстве кафедр осуществляется введением
модульно-рейтинговой системы.

С элементами модульно-рейтинговой системы я
решила познакомить учащихся на уроках
делопроизводства в 11-м классе, с целью
осуществления осознанной подготовки их обучению
в вузах.

Мною был заведомо взят не целый курс, а один,
достаточно обширный раздел делопроизводства –
“Информационно-справочные документы”.

Итак, для получения зачета по данному разделу в
виде оценки, учащемуся необходимо набрать
определенное количество баллов, в соответствии с
разработанными модулями и выполненными им
работами (учитываются все виды работ). Каждый
балл ученик должен “заработать”.

В модульно-рейтинговой системе контроля, наряду
с положительными учебными баллами, существуют и
отрицательные, которые соответственно
вычитаются из набранной суммы, так называемые
дисциплинарные баллы.

Организации рейтинг-контроля предшествовало
конструирование модулей.

Вот как выглядит матрица 70-бальной
модульно-рейтинговой системы по рассматриваемой
теме.

Модульно-рейтинговая таблица
оценки знаний учащихся
по теме “Информационно-справочные документы”

Для эффективного применения
модульно-рейтинговой системы с целью ее
объективности мною были разработаны задания
разного уровня сложности.

Первый уровень – это составление
документа в соответствии с изучаемой темой. Это
задание учащиеся получают, прослушав лекционный
материал. Для составления документа им
разрешается пользоваться лекциями, учебником.
Выполнение заданий на этом уровне является
обязательным для всех учащихся.

В качестве примера приведу несколько заданий
по составлению документов, по темам “Справки
личного и служебного характера” и “Служебные
письма”.

Составить письмо-извещение редакционно-издательского
отдела ЗАО “Бизнес-школа” зав.кафедрой
экономики БрГТУ П.Р.Шумковой о выпуске учебных
пособий (почтовые адреса
отправителя и получателя указать
самостоятельно). В письме
отправитель извещает о том, что ЗАО
“Бизнес-школа” выпускает в свет в 2004 году
учебное пособие “Делопроизводство в
бухгалтерии”, в котором освещаются требования к
составлению и оформлению служебных документов и
правила работы с ними. Заказ книги можно
осуществить по телефону 33-09-09. Письмо подписывает
начальник РИО А.В.Гаврилов. Вместе с письмом
отправляются образцы документов на 20 л. в 1 экз. Недостающие
реквизиты оформить самостоятельно.

На втором уровне – учащиеся получают
более сложное задание по составлению документа.
При его выполнении ученики должны не просто
грамотно оформить документ, учитывая его
формуляр, но и применить навыки по составлению
текстовых фрагментов документа.

Например, по теме “Справки личного и
служебного характера” учащиеся должны оформить
справку для предоставления по месту работы
родителей о том, что они учатся в лицее.

По темам “Докладные записки” и “Протокол”
задания могут быть следующими:

Составить докладную записку
секретаря-референта Соколовой Н.Н. руководителю
предприятия об утере работником Смирновым С.С.
письма-запроса, поступившего в адрес предприятия
два месяца назад.

Составить протокол заседания
спортбюро, на котором рассматривался вопрос о
работе шахматной секции за 2002 год. На заседании
было заслушано выступление одного из членов
спортбюро, который остановился на недостатках,
имеющихся в работе шахматной секции. После
обсуждения было принято решение признать работу
шахматной секции удовлетворительной, членам
спортбюро оказать практическую помощь в
повседневной работе.

Текущий рейтинг-контроль
теоретических знаний учащихся я провожу путем
ответов на вопросы в начале урока. Содержание
вопросов несложное: ученикам необходимо лишь
воспроизвести теорию, изложенную на предыдущем
уроке. Для контроля обучения мною
разработаны тесты разного уровня сложности в
соответствии с уровнем интеллектуализации
учащихся. Поэтому ученики, пропустившие хотя бы
один урок, сразу начинают испытывать трудности в
понимании смысла вопросов или тестов, не говоря
уж об ответах на них или решении их. Ответы на
вопросы или решение тестов осуществляется
каждым учеником на отдельном листке, который
сдается спустя 5-20 минут (в зависимости от объема
задания) учителю. Оценка правильности ответов и
информирование учащихся о набранном рейтинге
производится на следующем уроке.

Урок-зачет (контрольная работа)
является наиболее ответственным периодом
контроля знаний и умений учащихся, требует
максимальной организации и систематизации
контроля. Учащиеся заранее проинформированы,
какие задания контрольной работы могут дать им
максимальный или минимальный рейтинг. Для более
четкой организации рейтинг-контроля учащимся
предлагаются разные варианты заданий.

Итоговая оценка по теме
“Информационно-справочные документы”
выставляется по суммарному рейтингу всех баллов,
полученных учащимися по каждому отдельному
модулю, по следующим критериям.

Критерии учета знаний

Причем, мною были заведомо завышены нижние
границы от максимально возможного количества
баллов для получения оценки. При подсчете
итогового рейтинга в пределах 10-15% от максимально
возможного количества баллов каждый учащийся
имеет возможность поднять свой рейтинг в
результате собеседования с преподавателем или
выполнением дополнительных контрольных заданий.

Таким образом, учащиеся, имея в своем
распоряжении таблицу баллов по каждой из
указанных в модульно-рейтинговой таблице
позиций, могут самостоятельно решить, выгодно ли
ему пропустить занятие или не выполнить домашнее
задание, то есть установить для себя верхний
предел (рейтинг).

Основным условием внедрения
модульно-рейтинговой системы является широкая
информированность учащихся о результатах
количества баллов, заработанных ими. Фиксация
всех видов рейтинга производится в специальном
журнале с указанием даты, вида и характера
задания и полученного показателя рейтинга. В
журнал заносятся индивидуальные рейтинги
учащихся, а также замечания, сделанные в процессе
наблюдения за работой учащихся. Для учащихся
заводится специальная ведомость, которая
вывешиваются в классе.

Личное мнение

Как и все новое, модульно-рейтинговая система
требует избирательного подхода со стороны
преподавателя. Элементы рейтингового контроля
нужно вводить, чтобы учащиеся были готовы к такой
форме контроля в вузе.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу,
что данная система оценки еще в начале изучения
данного раздела определяет конечный результат,
заставляет упорно трудиться. Эта система оценки
заинтересовала учащихся своей необычностью,
новизной, расширила диапазон времени сдачи
пройденного материала, повысила
самостоятельность ребят, что в их возрасте очень
важно. Опросив 25 человек, я сделала вывод, что
большинство учащихся выступают за данную
систему оценки. 70% признали ее справедливее, чем
обычная оценка, подтвердив, тем самым ее
объективность.

Модульно-рейтинговая система оценки
предоставила ученикам возможность: работать
самостоятельно, то есть ученики могут
самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул
для сильных учеников), получать помощь у учителя
и одноклассников, уменьшает вероятность
случайной оценки, так как ведется оценивание
всех форм работы на протяжении изучения темы.

Термин «оценивание» с латинского – «сидеть рядом» и это не случайно, так как характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе.

Так для меня, как и для многих педагогов на сегодняшний день одной из трудностей в преподавании является оценивание результата учащегося. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме.

Так модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на моих уроках прослеживается во всех уроках, проведенных по Программе Кембриджского университета, то можно сказать следующее. На уроках мною было использовано формативное оценивание. Я применила формативное оценивание по критериям. Учащимся было дано задание, состоящие из 10 вопросов каждому на листке. Им нужно было написать ответы. После чего ребята обменялись в группе листками, а я на интерактивной доске показала правильные ответы и критерии оценивания: 10 правильных ответов- «5», от 7-9 правильных ответа– «4», от 4-6 – «3» и от 0-3 – «2». Взаимооценивание.

После изучения нового материала по стратегии «Коллаж», ребятам было предложено взаимоценивание по стратегии «Две звезды и желание»; этот метод я использовала с целью поощрения конструктивной оценки одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки был нацелен на то, что он поможет развить у моих учеников способность оценивать и улучшать свою собственную работу, а также позволит ученикам увидеть разные подходы и задачи.

От каждой группы по одному человеку выступили и обосновали, хоть небольшими предложениями, но сами ученики обосновывали две звезды и пожелание на будущее по заданию.

На этапе закрепления материала по стратегии «Домино» на столе расположены были вопросы слева и ответы справа. Каждый ученик подходил и находил соответствующую пару вопроса и ответа . После чего каждая пара выходила и озвучивая зачитывала вопрос и соответствующий ответ. А другие учащиеся в это время слушали внимательно, для того чтобы затем, используя стратегию « «+» или «-»» определили согласны они или не согласны, а именно используя пальцы рук «+» или «-». Что было удачным? Все ребята справились с этим заданием очень хорошо и все ответы были правильными. В результате ребята собой были очень довольны (Рис. 4.). На заключительном этапе урока в качестве рефлексии была использована стратегия «Светофор». Ученики оценивали себя и на их взгляд , научились: красный стикер – «мне было трудно работать на уроке, я ничего не понял»; желтый стикер- «Мне было интересно, но мне нужна помощь»; зеленый стикер– «Я чувствую себя уверенно, я все понял». Эта стратегия требовала от учеников измерить, насколько хорошо они достигли того, что от них требовалось к концу урока. Она позволила мне мгновенно оценить, насколько хорошо класс ( группы) овладели темой. И итогом было то, что среди зеленых был и один желтый . Честно говоря я так и предполагала, потому что не все ученики умеют быстро перестраиваться из обычного урока на нетрадиционный, что говорит о том, что мне есть еще над чем работать и немало.

На уроке я продолжила использование формативного оценивания. Здесь я применила его на таких этапах урока как, проверка домашнего задания. Учащимся в группах нужно было выбрать лучшее эссе, используя критерии взаимооценивания (содержательность; раскрытие темы) . После чего от каждой группы эссе зачитывалось . В начале урока в целях самооценивания каждому учащемуся предложила заполнить таблицу «ЗХУ» («Знаю » «Хочу узнать» «Узнал»). Эта стратегия мною была использована в качестве вводной стратегии, чтобы ученики проверили существующий уровень знаний и узнали, какие пробелы существуют в этих знаниях, для того чтобы увидеть прогресс в своем обучении и проанализировать, какую новую информацию они узнали после изучения темы. Она основывалась на уже существующих знаниях и понимании.. Но в начале урока заполняется только 2 графы, а в конце урока и третья. После чего ученики от группы зачитывают, то что написали.

На третьем этапе урока ученики в группах создавали презентацию и каждая группа взаимооценивала по определенным критериям, а также по стратегии «От кулака до пяти пальцев». Это простое упражнение поощряло моих учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата. Оно также использовалось учениками как средство выражения уверенности в том, что они знают ответ на вопрос, который только что был задан учителем. Это упражнение мне позволило мгновенно оценить то, как хорошо класс или группа усвоила вопросы (тему). Но хочу заметить, что некоторые учащиеся не совсем объективно оценивали работу учащихся, я так думаю, что еще нам с ними предстоит над этим поработать.

При изучении новой темы ученики отвечали на вопросы , а результат был изображен на флипчарте. По стратегии «Карусель» они содержание флипчарта дополняли друг друга. Использованная стратегия была нацелена на сбор учащимися структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по теме. Ученики работали в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них была возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственных ответов на вопросы. А оценивали группы по критериям каждую группу , после чего каждая группа оценивала полученные знания по 5 бальной системе.

В конце урока мною была предложена стратегия «Голосование точками» на определение «Как на уроке мы выполнили поставленные цели и задачи по данной теме?». Почему я использовала данную стратегию? Эта техника невербальная, она не требует ответов в письменной форме. Что мне было отрадно, так то что все учащиеся указали центральное поле

Далее использовала стратегию «Мозговая атака». Ученикам было предложено самооценивание по критериям (поднятие руки) : кто ответил на все 4 вопроса? На 3 вопроса? На 2 вопроса? На 1 вопрос? ; 3. После работы в группах по изучению новой темы по стратегии «Инсерт» я предложила группам взаимооценку стратегия «Светофор». На столах есть красные, желтые и зеленые карточки, ребята поднимали в воздух (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно, желтая- не совсем понятно) . Группа оценивала работу другой группы, используя цвета светофора.

Для того, чтобы сделать вывод по теме мною была использована стратегия «Лестница успеха». Каждый учащийся на флипчарте «Лестница успеха» наклеивал свой стикер на понимание темы (На верхней лестнице- понял все, смогу применить; на средней- не совсем понял; на нижней- не поняли)

В качестве рефлексии, как завершающий этап всех четырех последовательных уроков, я использовала формативное оценивание по стратегию «Шляпы Де Боно». Почему этот метод? Так как этот метод мышления нацелен на развитие гибкости ума учащихся и их креативности . Также он отлично поможет в преодолении творческого кризиса, правильном принятии решения и более точного соотношения своих образов мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Ребятам, было предложено разделиться на 6 групп (по картинкам разных форм шляп), после чего я предложила поделиться их мнениями . Спикеры каждой группы выступили с рефлексией

«Желтая шляпа» указала на то, что они много работали на уроках индивидуально, в парах и в группах сменного состава. И также отметили, что знания они добывали самостоятельно и каждый в группе имел равные права, право голоса, высказывания, аргументирования своих доводов. И главное, при работе, они не боялись неправильно ответить, так как в любой момент их поддержат их одноклассники , то есть дополнят и поправят. Им очень понравилось участие во время оценивании себя и одноклассников (взаимооценивание), что дало им возможность участвовать в процессе, а именно реагировать на информацию , получаемую в результате обратной связи, что требовало понимания, мотивации и желания действовать. И так было подчеркнуто то, что работая в группе, они сотрудничали, дополняли друг друга, слушали каждого, то есть старались не нарушать тот свод правил, который ребята сами составили и им было хорошо и интересно и они прочно запомнили новый материал.

Группа «Черной шляпы» высказала свое мнение о том, что есть и отрицательные моменты в работе . Не все в группах активно работали, также не все объективно в группах оценивали друг друга, во время защиты презентации спикеры не всегда полностью раскрывали тему и не все могли объяснить свою точку зрения

«Синяя шляпа» провела рефлексию по выступлению всех пяти шляп. Они начали с Красной шляпы, относительно интуиции отметили, что на уроках они чувствовали себя свободно, раскованно и им было интересно. Желтая шляпа указала на то, что много на данных уроках работали в группах, то есть взаимодействовали и обменивались информацией. Зеленая шляпа – шляпа творческая. Всем на уроке была дана возможность каждому показать свои способности. Белая же шляпа- шляпа фактов. Черная шляпа заметила, что не все добросовестно выполняли свод правил на уроке

Ребята из группы «Зеленой шляпы» говорили о творческой стороне урока, и отметили, что на данных уроках было интересно. Те знания и понятия, которые они на уроке приобрели, планируют применять в будущем. И при работе в группе сменного состава всем была дана возможность открыто, свободно высказывать свои идеи, выслушивать каждую точку зрения и чувствовать поддержку сотрудничества со стороны одноклассников. Дети указали на то, что они хотели бы и далее обучаться в такой форме работы, когда имеется возможность самостоятельно в группе, при поддержке, выполнять задания всем вместе в коллективе.

Группа «Белой шляпы» познакомила с теми фактами и знаниями, которые приобрели на протяжении урока.

«Красная шляпа» рефлексию начала с того, что на протяжении урока все активно принимали участие в процессе обучения в различных социальных формах. Во время работы они чувствовали себя свободно, желание общаться, говорить, участвовать в учебном процессе. Ребятам было комфортно среди друзей, единомышленников, с которыми было интересно. Также хочу отметить, что группа указала на то, что у них отсутствовало чувство тревоги, ожидания звонка с урока.

Что было полезным? Я поняла, что формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю на ранних этапах корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Но также немаловажно знать критерии для развития самооценивания у учащихся это, эффективная постановка вопросов обсуждение критериев вместе с учениками, обеспечение обратной связи, оценивание одноклассников и самооценивание.

Чему научились мои ученики?

На своих уроках я наблюдала эффективную обратную связь с учащимися на разных этапах урока. Ученики принимали активное участие в учебном процессе. Весь процесс обучения был построен так, чтобы после каждого этапа урока учащиеся могли прибегнуть к формативному самооцениванию или взаимооцениванию, как в парной так и в групповой работе, то есть на моих уроках ребята активно принимали участие в формативном оценивании. Я думаю, что формативное оценивание явилось хорошей мотивацией к учебному процессу и последнее . Это то, что учащиеся научились самостоятельно оценивать свои знания.

Какова моя роль ?

Роль моя на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть «скаффолдера», чтобы ученики сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объясняли, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить своих учеников. Все запланированные мною задания на уроке были разработаны с учетом образовательных потребностей каждого ученика. В ходе этого управления я научилась применять метод формативного оценивания,. Ученики научились наблюдать свой прогресс в учебной деятельности, также я использовала стратегии на поощрение учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата, а именно у моих учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

Что было на уроке не совсем удачным?

Мои ученики не всегда оценивали других ребят объективно, так как они иногда сомневались в оценке и тогда они смотрели на большинство. Также в формативном оценивании ребятам было трудно излагать свои пожелания и положительные стороны выступающих. Я не всегда слышала то, что планировала услышать, при выполнении задания той или иной стратегии. Я думаю, что ученики не умеют мыслить причинно и я мало на уроках задаю вопрос «почему?».

Каковы мои дальнейшие действия? Я уверена в том, что я продолжу внедрение модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения». И в своей деятельности буду использовать разнообразные техники формативного оценивания. Результаты применения на уроке формативного оценивания позволят мне вносить корректировки в деятельность учащегося и меня для улучшения качества обучения.

  • Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Учебный практикум по взаимооцениванию со сверстниками и самооценивание»;
  • «Оценивание для обучения» М.А.Пинская;

Средняя школа №20

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Раулова К.Б.

Каркаралинск 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *