Мониторинг и контроль процесса исследования

Наблюдение в образовательном процессе как сравнительно самостоятельный этап, совершает образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые взаимосвязаны между собой.

Для управления системой образования требуется определенная система информации, которую можно воссоздать, основываясь на мониторинге.

Смысл, цели и универсальные рецепты

Время на прочтение

В этом посте я расскажу про мониторинг — процесс сбора и анализа информации для принятия обоснованных управленческих решений и достижения показателей назначения. Начну с того, насколько стоит погружаться в мониторинг разным командам, вспомню основные методологии и две важнейшие, на мой взгляд, метрики, с которыми можно покрыть все (или почти все) кейсы.

Мониторинг и контроль процесса исследования

Мониторинг — одна из трех частей концепции Observability (наблюдаемость), в которой описаны методы получения доступа к информации  о внутреннем состоянии системы. Помимо мониторинга, концепция также включает логирование и трассировку.

Мониторинг часто путают с логированием, но эти понятия разделяют не просто так. При логировании мы работаем с логами — потоком событий. А при мониторинге мы собираем, оцифровываем и агрегируем определенную информацию, необходимую для принятия решений. Для полноты картины дадим определение трассировке — это наблюдение за обменом информацией между системами через  запросы с помощью ServiceMesh или других инструментов.

Приведу простой пример мониторинга. У нас есть база данных, и пользователи говорят, что она тормозит. Мы смотрим результаты мониторинга базы данных: примерно 1000 запросов в секунду со  средним временем ответа в 2 секунды. Хорошо это или плохо, нам подскажут показатели назначения. Представим, что там указано время ответа в 1 секунду при 1000 запросов. Как прийти к этим показателям? Можно добавить аппаратных ресурсов, оптимизировать запросы, сделать шардинг или придумать что-нибудь еще. Выбрать лучший вариант нам тоже поможет мониторинг.

Многие IT-системы внедряются как «черный ящик», поэтому решения по поводу их дальнейшего развития принимают по наитию, по каким-то внутренним ощущениям. Но какой бы ни была IT-система, мониторинг в ней предусмотреть можно. Глобально здесь выделяют три больших направления:

  • Железо. Какие бы облака мы ни использовали, в их основе всегда лежит аппаратная конфигурация, которую стоит мониторить по загрузке и другим важным параметрам.
  • Инфраструктура. Здесь может быть много слоев со своими наборами метрик — например, база данных, Kafka и другие инфраструктурные сервисы. Для полноценного мониторинга нужно учитывать их все.
  • Прикладные сервисы. Мы пишем их сами и метрики для них тоже определяем сами. Они должны быть понятны для всех, а не только для тех, кто их придумал.

Роль мониторинга в командах

Глубже всего в мониторинг стоит погружаться девопсам и SRE. В их задачи входит  организация и сбор метрик по железу и инфраструктуре. Уровень прикладных сервисов они так проработать не смогут. Для девопсов это черный ящик, который, максимум, можно обернуть стандартными сервисами: например, если это HTTP-сервис, то при балансировке через nginx к нему можно прикрутить стандартные метрики.

Разработчикам стоит понимать, какие метрики по оборудованию и инфраструктуре необходимы для их задач. Вот, например, накодили вы систему, на нагрузочном тестировании всё было гладко, а в итоге ничего не работает. Но нашелся коллега, который разбирается в метриках БД, и помог раскрутить клубок: оказывается, вы просто забыли оптимизировать запросы в БД, поставить индексы. Поэтому индексы перестали влезать в оперативную память, БД пришлось лезть на диск и делать full-table сканы, а это привело к плачевному итогу. Кроме умения смотреть важно также умение организовать нормальный сбор метрик в своем коде — иначе он превратится в черный ящик из прошлого абзаца.

QA и саппорт должны обязательно понимать метрики прикладных сервисов, а на более глубоких уровнях можно обратиться к инженерам. Это же справедливо и для продакт-менеджеров, и для продакт-оунеров: метрики приклада стоит понимать всем.

Мониторинг и контроль процесса исследования

Методики мониторинга

Начинающие разработчики, бывает, пасуют перед задачами мониторинга, поскольку не знают, как к ним подойти. Далее я вкратце расскажу о трех стандартных методиках, которые стоит выделить — USE, RED и The Four Golden Signals. Они помогают четко понять, что и как нужно мониторить.

USE расшифровывается как Utilization, Saturation, Error. USE подходит для мониторинга ограниченных ресурсов, например, оборудования. В общих чертах это выглядит так:

  • Utilization — работа под нагрузкой.
  • Saturation — работа под сверхнагрузкой (задачи в очереди).
  • Errors — количество ошибок.

Переложим эти USE-метрики для процессора:

  • Saturation. LA (LoadAverage) — с помощью нее мы оцениваем, насколько используется многоядерная система. Если это значение больше, чем количество ядер в конфигурации, то задачи складываются в бэклог.
  • Errors. Cache misses — количество ошибок кэша

Аналогично можно измерять не только аппаратные ресурсы, но и вообще любые ограниченные ресурсы внутри приложения, например, буферы, кэши, пулы соединений. В последнем случае метрики будут выглядеть примерно так:

  • Utilization: сколько соединений выделено, сколько используется.
  • Saturation: количество ожидающих запросов на соединение. Если их 0, то у нас, скорее всего, есть свободные соединения.
  • Errors: сколько раз по разным причинам мы не смогли установить соединение.

RED означает Rate, Errors, Duration. Это совсем другой метод, который лучше всего подходит в кейсах с неограниченными ресурсами, особенно для приложений в режиме request-response:

  • Rate — количество запросов к ресурсу в единицу времени
  • Errors — количество запросов в единицу времени, закончившихся ошибкой
  • Duration — время выполнения запроса (в виде гистограммы)

The Four Golden Signals не складываются в аббревиатуру, чтобы упростить запоминание. Но частично эта методика также пересекается с предыдущими. Четыре золотых сигнала рекомендуют для использования с фронтендом:

  • Latency — задержки. Здесь важно разделять задержи успешных и неудачных запросов; последние могут испортить общую статистику.
  • Traffic — загруженность системы. В веб-сервисах, например, обычно измеряется в количестве HTTP-запросов в секунду.
  • Errors — ошибки. Доля запросов, которые по разным причинам завершились ошибками.
  • Saturation — уровень загруженности системы. Особое внимание здесь стоит уделить ресурсам, которые ограничены. Также, производительность некоторых систем падает еще до достижения полной загрузки, поэтому стоит заранее определить целевой уровень.

Разрезы метрик

Создавая метрики, важно учитывать их разрезы — то, как их можно представить в совокупности для определенных целей. Продолжим на примере методологии RED. В случае с HTTP-запросами можно делать разрезы по определенному пути, методу или ответу.

Мониторинг и контроль процесса исследования

Выше представлен пример подобного разреза по исключениям, методам, статусам и другим параметрам. Что здесь не учитывается? Время. Много раз я видел, как разработчики пытаются во время мониторинга извлекать метки времени и колдовать над ними: собирать средние значения, строить графики, какие-то медианные и прочее. Делать этого не надо. Для подобных задач предусмотрены гистограммы.

В примере выше время запроса измеряется монотонно растущим счетчиком. Создается куча бакетов с тегом “le” — less than or equal. Внутри бакета работает счетчик запросов, попавших в интервал бакета. Все запросы, занимающие больше 30 секунд, попадают в  “le=+inf”. Так мы можем не привязываться ко времени, а сразу распределять запросы. Самостоятельно прописывать эту логику не надо: у Micrometer, например, для этого есть отдельный класс timer, аналогичные инструменты предусмотрены в JS, Grafana и еще много где.

Интерпретируются результаты здесь в виде перцентилей. Например, 99% запросов попадают в одно время, 95% — в другое и так далее. Обычно достаточно четырех перцентилей, чтобы сделать вывод о системе.

Великая универсальная метрика

Большую часть задач мониторинга можно решить одной-единственной метрикой — counter (монотонно растущий счетчик). С помощью этого счетчика можно посчитать очень много всего, например Rate — инкремент в секунду. Мы можем запросить его в любом нужном нам разрезе, с разными условиями.

Мониторинг и контроль процесса исследования

Еще одна замечательная черта этой метрики: ее можно складывать между разными инстансами в кластере. Да и гистограмма времени по сути также представляет собой монотонно растущий счетчик. В целом 90% задач мониторинга можно решить с помощью монотонно растущего счетчика. И тегов, разумеется.

Вторая универсальная метрика

Другая универсальная метрика — это gauge, значение в моменте. Этот вариант больше подходит для бизнес-метрик и значений из БД. Gauge — очень агрегированная метрика, ее трудно делить на теги, поэтому нужно использовать ее очень аккуратно, при одинаковых значениях у всех экземпляров в кластере (например, количества записей в БД).

Мониторинг и контроль процесса исследования

Gauge решает те 10% задач мониторинга, которые не решает counter. Например, через gauge можно выводить текущий размер какой-либо очереди, а с помощью counter тем временем — количество прочитанных и записанных в этой очереди сообщений. Этого набора будет достаточно для мониторинга любой очереди. Аналогично мы можем мониторить жизненный цикл любых бизнес-процессов.

Что мониторить? Всё!

Бывает, что при мониторинге упускают фоновые процессы, но мониторить их очень важно. HTTP-метрики можно снимать с nginx, а метрики задач придется делать самостоятельно, поскольку они специфичны для приложения. Можно также использовать метрики, которые экспортирует, например, Quartz.

Выделю здесь также этапы исполнения бизнес-процесса. Но если у нас, например, есть 20 типов заявок и 30 статусов, не нужно делать для этого 600 метрик. Просто считайте через инкрементные счетчики переходы заявок между статусами, и далее вы сможете построить любые необходимые отчеты.

Важно мониторить все внешние вызовы — нужно понимать, как долго нам отвечают, на сколько запросов, сколько ошибок получаем. Без этого придется бесконечно анализировать логи. И конечно, не стоит забывать о размерах очередей — их мы разбирали выше.

Настраивая мониторинг, важно не изобретать велосипед. Все необходимое обычно уже доступно бесплатно. Kafka умеет мониториться из коробки. HTTP-сервера и клиенты тоже могут экспортировать метрики — нужно только подключить их и вывести. Та же ситуация и с фоновыми процессами.

Почему это важно?

В среднем любая система пишется 10%, а эксплуатируется 90% времени. Чем больше людей вовлечено в работу с ней, тем больше времени нужно уделить мониторингу. С помощью метрик разработчики смогут быстрее понять, что сломано на проде. А с помощью хороших метрик — еще и почему сломано. Особенно это спасает с внешними интеграциями.

В распределенных системах типа блокчейна наблюдаемость в целом приобретает еще большее значение (помните термин Observability из начала поста?). Здесь у нас имеется много сред, много переменных и вариантов, что может пойти не так. Время поиска проблемы и всех проверок растет экспоненциально. Также мониторинг помогает понять, какие точки в системе хрупкие, оцифровать эту «хрупкость» и показатели производительности системы.

Понятие критерия

Критерий – это признак, который служит основой для оценивания, классификации и т.п.

Глобальный критерий в теории управления представляет собой обобщённый критерий оптимальности распределения ограниченных ресурсов.

Критерии экономической безопасности служат базой для оценки угроз и ущербов от их влияния. Данные критерии могут быть как качественными, так и количественными. Выражение критериев происходит посредством показателей экономической безопасности. Исходя из этого, можно говорить о том, что сущность экономической безопасности выражается в системе критериев и показателей.

Признаки успешности мониторинга образовательного процесса

Мы уже выяснили, что мониторинг, как метод исследования руководствуется несколькими критериями, которые определяют степень успешности проведенного анализа.

Образовательный

  • Степень успеваемости по базовым курсам. Он определяется количеством отличников, учеников одержавших победу в олимпиадах и конкурсах. Числом поступивших в ВУЗы на бюджетной основе.
  • Число учеников участвующих в творческой деятельности.
  • Основательность, регулярность и результативность познаний, степень усвоения деятельности и уровень сложности поставленных задач.

Социологический

  • Действительные средства беспристрастного выбора учащегося в рамках образовательного учреждения.
  • Адаптация воспитанника в микросреде, умение строить командные взаимоотношения.
  • Адаптация выпускников школы. К этому относят эффективность подготовки в высших и средне-специальных образовательных учреждениях, приспосабливаемость к условиям социума.
  • Уровень учебного заведения относительно родительского отношения и производственных управленцев, конкурс при поступлении.
  • Девиантное поведение школьников.
  • Уровень профессионального роста классных коллективов.

Индивидуально-личностного развития

  • Обширность и стабильность интересов, общекультурное развитие, выражаемое в баллах, взаимоотношениях, действиях.
  • Оценка уровня понимания, требования, эмоциональной области.
  • Объективность самооценки.
  • Степень общительности, сочувствия, соучастия, способность сопереживать и радоваться за других, воспринимать других людей как полноценную личность, преданность и терпение.
  • Степень реализации личностных способностей.
  • Выраженность самостоятельного стиля работы и черт характера.
  • Развитость понимания, творческой фантазии, образной памяти, чувства эстетики, художественной проницательности, личных творческих умений, стремление к гармонии.

Воспитанности

  • Сформированность чувства гражданственности, любви и уважения к родине, вселенского осознания, социальной ответственности и участия.
  • Развитость нравственных целей и поступков.
  • Формирование экологической культуры.
  • Терпимость, готовность прийти на помощь окружающим.
  • Преобладание вредных привычек.
  • Степень организованности классных коллективов.

Здоровья.

  • Уровень психического и физического состояния здоровья, формирование основных функций и систем организма относительно возрастных характеристик.
  • Заболевания.
  • Разграничение воспитанников по категориям здоровья.
  • Характер и уровень услуг направленных на сохранение здоровья и лечение.

Психологического комфорта.

  • Уровень оптимизма, уверенность в наступающем дне, позитивного или негативного отношения к образовательному учреждению, процессу обучения в целом.
  • Степень тревожности.
  • Межличностные отношения, социальное процветание.

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Общее понятие мониторинга

Мониторинг – понятие, произошедшее от латинского monitor – напоминающий, наблюдающий. Изначально термин применялся преимущественно в экологии и означал контроль, оценку и предсказание состояние окружающей среды в связи с экономической направленностью человека. Спустя некоторое время он стал получать более широкое значение.

Сегодня понятие мониторинг означает регулярный контроль действий с целью обнаружения его соответствия ожидаемому результату или изначальным доводам.

Сегодня термин активно фигурирует и в других науках, в том числе педагогике и психологии.

А. С. Белкин полагает, что мониторинг процесса – это постоянное научно обусловленное диагностико-прогностическое наблюдение за ходом образовательной деятельности.

Другой исследователь Э. Ф. Зеер рассматривает мониторинг в качестве процесса прослеживания за положением объекта при помощи постоянного или периодически повторяющегося сбора сведений, представляющих собой достоверных базовых показателей.

Мониторинг актуален в моменты, когда в формировании какого-либо процесса необходимо регулярно осуществлять проверку происходящих явлений в реальной предметной среде для вовлечения достижений текущих наблюдений в процесс управления.

Термин «мониторинг» является родственным таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация». Однако, Зеер определил эти понятия как единичные компоненты контроля или отдельные его случаи.

Понятие индикатора

Индикатор – это цифровой показатель эволюции экономической или финансовой величины, который особо значим для проведения общей экономической политики и оценки её итогов.

Индикатор в некоторых случаях используется с целью составления прогнозов конъюнктуры рынка, иными словами, экономического положения временного характера на рынке товаров и услуг, а также для создания прочной основы развития предпринимательства и, как результат, укрепление экономической безопасности страны, региона, предприятия и личности.

Выделяют несколько видов индикаторов по области применения:

  • Индикатор деловых циклов, который выступает в качестве системы статистических показателей. Основная цель которого состоит в описании количественного варьирования конъюнктуры рынка для установления тенденций экономического процесса. При расчёте индексов деловых циклов принимается во внимание то, что экономический процесс в высокой степени зависит от экономических предпосылок.
  • Индикаторы “опережающие” представляют собой статистические показатели, которые отвечают на изменение экономического положения раньше, нежели это делают другие индикаторы. К числу таких индикаторов относят: среднюю продолжительность рабочей недели, чистый прирост основного капитала и пр.
  • Индикатор “отстающий” – индикатор экономической активности, который следует с лагом за деловым циклом.
  • Индикатор “совпадения” представляет собой индикатор, который оповещает о наступлении следующей фазы экономического цикла.
  • Индикатор фондового рынка – это такая единица измерения, которая используется специалистами по рынку ценных бумаг для предсказания направлений движения рынка, объёма операция, динамики процентных ставок и пр.
  • Индикатор экономический представляет собой основной экономический показатель, который показывает тенденцию развития экономики.

Инструментарий образовательного монито­ринга в ДОУ

Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

1) Под критерием пони­мается признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо.

Критерий — это мерило суж­дения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свой­ства у объекта, явления или процесса. Например, критерии компетентности детей старшего дошкольного возрас­та в области здоровья могут быть определены следующим образом.

2. Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошколь­ника.

3. Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.

4. Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (мо­жет объяснить свои решения).

5. Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.

6. Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре­бенком в повседневной жизни, поведении

7. Самостоятельность применения здоровьесберегаюших знаний, умений, навыков.

В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерий должен позволять производить измере­ние. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их изме­рение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функ­ции ориентиров для воспитателя.

Необходимо осознавать, что откло­нение полученных результатов от намеченных стандартов или норма­тивов не требует стремительного изменения и вмешательства в про­цесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты.

Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит срав­нение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой харак­теристикой описанных в программе норм. Если по результатам диа­гностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответст­вуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматри­вает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направ­ленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая.

Диа­гностика, таким образом, рассматривается прежде всего как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Но может ли каж­дый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всем разделам!), заданного как иде­альный вариант развития? По данным отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, при 10 независимых исследуемых свойствах толь­ко 1 из 1024 (!) человек окажется с точки зрения статистики «норма­тивным».

Проблема нормирования при оценке результатов диагностики за­ставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен ис­пользоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не срав­нение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта.

По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа­гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре­бенка, его трудности, особенности его развития.

2) Следующим шагом после выработки критериев мониторинга явля­ется определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования» в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируе­мых результатов освоения Программы», указывается, что «обязатель­ным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) ме­тодов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».

Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их ис­пользования.

К формализованным методам относятся

методы проективной техники и

Для них ха­рактерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невме­шательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стан­дартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надеж­ность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностичес­кую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специа­листами могут быть использованы тесты и методы проективной тех­ники. Кратко охарактеризуем возможность их использования в дея­тельности воспитателя.

Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про­верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни­ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко­личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за­даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.

Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.

Так, для изучения степени освоения детьми образовательной об­ласти «Познание» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.

Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком

умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу,

решать простые логические и арифметические задачи.

В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т.д.), требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психо­логи и дефектологи в детском саду.

Проективная техника. Существенным признаком проективных ме­тодов является использование в них неопределенных стимулов, кото­рые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжет­ных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толко­вание неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред­полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личност­ного развития ребенка и освоения им большинства областей образо­вательной программы.

К малоформализованным методам относятся

анализ продуктов деятельности.

Эти методы дают очень ценные све­дения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, цен­ностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высо­кого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Более подробно мы рассмот­рим наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мо­ниторинга в детском саду.

Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изу­чение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущест­венно качественные характеристики изучаемого явления.

Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предо­ставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребен­ка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем на­блюдает.

В завершение хотелось бы отметить, что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.

Поиск по сайту:

mydocx.ru – 2015-2023 year. (0.007 sec.)

Контроль исследования

Исследователю необходимо постоянно осуществлять мониторинг процесса и результатов исследования. Добыча, систематизация и анализ информации, представляющей возможность исследовать, расценивать и вносить коррективы в дальнейшую работу образуют содержимое мониторинга, а его базу представляет диагностическая система. Для ее осуществления необходим отбор критериев. Исходя из содержания деятельности образовательного учреждения, преимуществом могут обладать различные критерии. Однако, все равно существует необходимость принимать во внимание следующие признаки успешности:

  • Образовательный.
  • Социологический.
  • Индивидуально-личностного развития.
  • Воспитанности.
  • Здоровья.
  • Психологического комфорта.

Следует подробнее остановиться на содержании каждого из них.

Мониторинг – это комплекс наблюдений и исследований, которые определяют изменения в окружающей среде, вызванные человеком и его ежедневной деятельностью.

К примеру, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного установления последствий негативных процессов. Мониторинг земель является элементом мониторинга за состоянием окружающей среды. В качестве объектов мониторинга выступают все земли, вне зависимости от того, какая к ним применима форма собственности, их целевое назначение, а также характер использования.

Установление угроз экономической безопасности и составление прогнозов их последствий происходит на основе мониторинга показателей экономики РФ как систематического сопоставления настоящего положения экономики и того, которого хотелось бы достигнуть.

Понятия параметра, индекса, порога и фактора

Параметр – это величина, которая описывает какое-либо свойство устройства, процесса или вещества, является идентичным показателю.

Индекс – это относительный цифровой показатель, который выражается в отношении уровня данного явления к уровню его в прошлом времени или к уровню аналогичного явления, который принимается за основу.

А. Илларионов определяет более 80 индексов, характеризующие ключевые экономические виды деятельности, вот некоторые из них: индекс деловой активности, индекс конкурентоспособности промышленных товаров, индекс рыночной концентрации и т.д.

Индекс деловой активности применяется в экономическом анализе индекс-показателей видов деятельности. Его динамика показывает какие изменения происходят в экономической конъюнктуре.

Индекс конкурентоспособности промышленных товаров выступает в качестве показателя относительной конкурентоспособности поставляемых на экспорт изделий промышленности данного государства. Его расчёт производится с помощью сопоставления обменного курса её валюты с обменным курсом валюты конкурирующей страны и принимается во внимание инфляция, которая имеет отношение к оптовому ценообразованию в непродовольственном секторе.

Индекс рыночной концентрации равен сумме квадратов процентных долей рынка, которые занимает каждая компания-производитель одного и того же товара. Более слабая рыночная концентрация свидетельствует о меньшем значении индекса. Индекс возрастает по мере усиления рыночной концентрации.

Порог – это наименьшая возможная величина, граница проявления чего-либо.

Можно говорить о пороге бедности как о показателе, расчёт которого производится для семей и в целом на основе величины принятого прожиточного минимума для всех членов семьи, её размера и состава по полу и возрасту.

На экономическую безопасность особое влияние оказывают не сами показатели, а скорее их пороговые значения, иначе говоря, предельные величины, не соблюдая которые блокируется нормальное развитие экономики, что приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в сфере экономической безопасности.

Показатели, определяющие пороговые значения представляют собой систему индикаторов экономической безопасности. Необходимо понимать, что самая высокая степень безопасности достигается в тот момент, когда весь комплекс показателей соответствует допустимым пороговым значениям, а пороговые значения одного показателя достигаются без ущерба для иных показателей.

Рассматривать все зависимые показатели безопасности и их пороговые значения необходимо только в динамике.

Фактор – это существенное обстоятельство в каком-либо явлении или процессе.

Кроме всего прочего фактором называют исходную составляющую чего-либо. Существуют различные факторы, которые применимы к экономической сфере деятельности человека, к примеру, факторы производства, которые представляют собой элементы, нужные для выпуска продукции, товаров и услуг; факторы распределения, которые представлены способностью экономики перераспределять ресурсы для обеспечения активного экономического роста; фактор предложения представляющий собой увеличение наличного количества ресурса, повышение его качества, а также увеличение объёма технических знаний, позволяющих производить большее количество товаров и услуг; фактор спроса, который является показателем повышения уровня совокупного спроса, что в свою очередь, обслуживает экономический рост, создаёт возможности для роста производительного потенциала экономики в целом.

Экономист. Преподаватель экономической теории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *