Цель и задачи мониторинга эффективности деятельности руководителей муниципальных учреждений
Цель: повышение качества управленческой деятельности руководителей муниципальных учреждений.
1) развитие профессиональных компетенций руководителей муниципальных учреждений;
2) повышение качества образования в муниципальных учреждениях;
3) совершенствование кадрового состава образовательных организаций;
4) поощрение руководителей учреждений за достигнутые цели, профессионализм и личный вклад в развитие системы образования Каменск-Уральского городского округа.
Пролонгированный мониторинг
Пролонгированный мониторинг проводится ежегодно в соответствии с приказом ректора АОУ ВО ДПО «ВИРО» для слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ДПП) и их работодателей. Мониторинг позволяет оценить качество реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и определить отсроченные результаты обучения по программам, установить характер и степень влияния освоенных работниками образования программ на профессиональную (педагогическую / управленческую) деятельность. Принять участие в мониторингеИтоги пролонгированного мониторинга
Система мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников
Приказ управления образования «Об утверждении Положения о работе по повышению профессионального уровня педагогических и руководящих работников образовательных учреждений города Феодосии»Приказ управления образования от 18. 2020 № 374 «О повышении квалификации в ГБОУ ДПО РК КРИППО в 2021 году»Приказ управления образования «О повышении квалификации в ГБОУ ДПО РК КРИППО в 2020 году»Информация на аппаратное совещание «Об организации повышения квалификации педагогических, руководящих и иных категорий работников образовательных учреждений города в ГБОУ ДПО РК КРИППО в 2021 году» от 25. 2021Методы сбора и обработки информацииОб аттестации педагогических работников на установление квалификационных категорий в 1 полугодии 2021 годаОб организации повышения квалификации педагогических, руководящих и иных категорий работников образовательных учреждений города в ГБОУ ДПО РК КРИППО в 2021 годуПриказ УО график курсы 2021 списки на городПлан-график реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений города Феодосии в 2021 годуПисьмо «О сверке электронных баз данных»Анализ результатов мониторингаАналитическая справка по повышению квалификации педагогических и руководящих работников подведомственных управлению образования образовательных учреждений в 1 полугодии 2021 года. от 01. 2021Информация на совещание при начальнике управления образования «Организационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников на установление квалификационных категорий в 1 полугодии 2021 года» от 31. 2021 п. 4Аналитическая справка «Об аттестации педагогических работников на установление квалификационных категорий в 1 полугодии 2021 года» от 26. 2021Адресные рекомендации по результатам анализаМетодические рекомендации аттестуемому на установление квалификационных категорийРекомендации «Всероссийский конкурс “За нравственный подвиг учителя”: опыт, проблемы, перспективы организации и проведения в 2021 году” (по итогам выступления на республиканском семинаре «Формирование духовно-нравственных ценностей, обучающихся»Меры и мероприятияПриказ МОНМ РК от 15. 2020 №1790 «О проведении в ГБОУ ДПО РК КРИППО организационно-массовых мероприятий в 2021 году»Приказ управления образования от 09. 2020 № 251 О проведении муниципального тура республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 г. »Приказ управления образования «О проведении муниципального этапа республиканского конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности»Приказ управления образования от 22. 2021 №58 «О кандидатуре для участия в региональном этапе конкурса «Воспитатель года России» в 2021 году»Письмо методического центра управления образования от_27. 2021_№_35/01-06 «О республиканском этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»Приказ управления образования от 26. 2020 № 385 «Об итогах муниципального тура республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2021 гПриказ управления образования от 14. 2020 г. №369 «Об итогах проведении муниципального этапа республиканского конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности»Приказ УО «Об итогах организации аттестации педагогических работников в 2020 году»Анализ эффективности принятых мерОб итогах повышения квалификации педагогических, руководящих и иных категорий работников образовательных учреждений города в ГБОУ ДПО РК КРИППО, аттестации на установление квалификационных категорий в 2020 году и задачах на 2021 годСтраница 1 из 11
Предназначение
Мониторинг в образовании — это возможность собирать, обрабатывать, распространять, хранить информацию об образовательном и образовательном процессе. Такой процесс позволяет проводить научные исследования, организовывать контроль (выбор методов оценки).
О мониторинге в сфере образования упоминают в тех случаях, когда отслеживаются явления и процессы, происходящие в дисциплинарной среде. Эти действия необходимы для использования результатов наблюдений в управленческой деятельности.
Историческая справка
Мониторинг в образовании — понятие, появившееся в 19 веке. Его основали священник Эндрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер. Суть термина заключалась в том, что учитель передавал знания группе учеников (10 человек), которые затем передавали информацию 10 другим детям. Таким образом, один учитель охватил аудиторию из нескольких десятков, сотен школьников одновременно. Ребенка, которому доверял учитель, называли «наставником» — тем, кто направляет, контролирует. Так мониторинг «прижился» в образовании. Это постоянное наблюдение за педагогическим и воспитательным процессом, которое помогает анализировать достижение цели, поставленной учителем.
Рабочее определение
Мониторинг в образовании — это стандартизированное систематическое наблюдение за процессом. Для того, чтобы образовательная деятельность была успешной, необходим систематический мониторинг выполняемой работы, а также эффективности воспитательной работы. В рамках планирования важна дальновидность, позволяющая вносить определенные коррективы для повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Центр мониторинга в образовании — важнейший инструмент систематизации отдельных методик в единую педагогическую концепцию. Это происходит через личностно-ориентированный подход к обучению и обучению школьников.
Мониторинг системы образования — это система не только для сбора и обработки, но и для распространения информации о функционировании педагогической системы. Этот процесс способствует постоянному мониторингу его состояния, позволяет прогнозировать необходимые нововведения.
Педагог А. Белкин рассматривает мониторинг развития образования как процесс непрерывного научного, прогнозно-диагностического анализа состояния, развития педагогического процесса для выбора и своевременного решения образовательных целей и задач. Только тогда можно говорить об эффективности функционирования системы образования.
Важные моменты
Мониторинг компьютеризации образования предполагает систематический и постоянный мониторинг результатов, их детальное сравнение с исходным ориентиром на научной основе. В современных условиях важно не только добиться качества обучения, но и задействовать все внутренние резервы образовательной организации, которые сложно отождествить с традиционным формальным вариантом контроля процесса и результатов обучения и воспитания процесс.
выявить ресурсы, обеспечивающие последующее развитие образовательной организации, можно только при грамотном мышлении через исследовательскую деятельность внутри школы. Частью этой работы является мониторинг компьютеризации системы образования.
Что потребуется
Для организации исследований, связанных с анализом качества организации образовательной и развивающей деятельности в образовательных учреждениях, важно вовлечение педагогического коллектива. Учителя систематически вводят информацию в компьютер и обрабатывают ее. Чтобы они успешно справлялись с возложенными на них дополнительными обязанностями, необходима компьютерная грамотность.
Особенности организации
Мониторинг дополнительного образования ориентирован на студентов. Он позволяет идентифицировать себя в динамике его успехов, что способствует получению информации о развитии ребенка не только для его родителей, но и для него самого. Этот процесс является важным средством оценки и контроля. Благодаря этому исследованию информационное пространство меняется по мере увеличения объективности, своевременности и доступности информации. Целью мониторинга является своевременное выявление любых изменений, происходящих в учебном процессе.
Среди основных преимуществ такой работы отметим, что центр мониторинга качества образования на основе полученной информации формирует универсальный методический инструментарий, пригодный для дополнительного и среднего образования.
Иерархия исследований
К условиям его эффективной реализации можно отнести простоту использования, объективность информации и т. Учет региональных характеристик — важный критерий оценки эффективности системы мониторинга. Анализ реальной картины его создания и функционирования предполагает назначение различных уровней мониторинга:
На уровне образовательной организации. Суть исследования заключается в установлении обобщенного комплексного представления о функционировании школы, достижении цели, поставленной обществом перед образовательным учреждением. В рамках мониторинга также анализируется развитие отдельного студента и на основе полученных результатов создается прогнозная психолого-педагогическая информация.
На муниципальном уровне формируется представление о работе всех образовательных организаций, присутствующих в муниципальном образовании. При этом учитываются отличительные параметры каждого отдельного элемента: спортзалы, колледжи, средние школы, специализированные школы. На основании полученной информации разрабатывается предварительный план развития системы образования.
Региональный уровень предполагает фиксацию представлений о работе всей системы, ее (общих) элементах с учетом отличительных особенностей каждого образовательного учреждения. На основании полученной информации составляется прогноз для последующей организации учебно-воспитательной работы в заданном регионе.
На федеральном уровне Центр мониторинга и развития образования анализирует работу всех школ, колледжей, спортивных залов. Проверка строится на основе ФГОС для начальной, средней и основной школы, итоговая проверка проводится по достижению образовательными учреждениями образовательных и воспитательных целей.
Центр мониторинга и развития образования города, области организует свою работу таким образом, чтобы требования новых образовательных стандартов выполнялись на всех уровнях образования. Этого можно достичь только путем применения согласованных критериев на каждом уровне.
Такие требования к организации обучения и образовательного процесса, на основе которых выстраивается многоуровневая система мониторинга педагогической деятельности, разрабатываются на основе общегосударственного образовательного стандарта.
Применение исследований
Есть много областей применения педагогического мониторинга. Многочисленные системы обладают некоторыми общими характеристиками, благодаря которым их можно рассматривать как самостоятельное научное и практическое явление.
Современная система оценки качества образования — один из этапов вхождения России в мировое и европейское образовательное пространство. О повышении качества российского образования можно говорить только в том случае, если результаты проведенных исследований станут основой для последующей инновационной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Происходит в рамках функционирования образовательной системы, ориентации школы на социальный заказ. Для организации эффективной деятельности, отвечающей запросам общества, важно своевременно отслеживать динамику количественных и качественных показателей, отражающих образовательные потребности населения, а также анализировать образовательные услуги, предлагаемые различными профильными организациями.
Мониторинг и педагогический анализ работы образовательных учреждений позволяют проверить объективность оценки, внести определенные коррективы в педагогическую деятельность.
Виды мониторинга
Все исследования в системе образования делятся на две группы: статистические и «мягкие».
Первый вариант основан на статических отчетных данных: последовательная система сбора информации, государственная отчетность.
Нестатический («мягкий») мониторинг основан на индикаторах, разработанных независимыми исследователями. Белкин также выделяет учебную аналитику, которая включает в себя мониторинг различных аспектов учебно-тренировочного процесса. Это позволяет создать систему отношений между всеми участниками образовательного процесса, отслеживать систему личных, групповых, коллективных отношений, контролировать психологическую атмосферу в отдельных группах коллектива.
Типология школьного мониторинга
В зависимости от масштаба задач обучения различают оперативный, тактический и стратегический мониторинг.
Исходя из этапов учебного процесса предполагается вводный, тематический, промежуточный и итоговый контроль. В зависимости от временного интервала осуществляется ретроспективный, расширенный (превентивный) текущий мониторинг. В зависимости от количества исследований речь идет о разовом, периодическом и систематическом анализе. С учетом формы организации в домашнем обучении проводится внешнее исследование, а также самоанализ и самоконтроль.
В зависимости от поставленных целей мониторинга используется разнообразный набор исследовательских инструментов. Затем для оценки качества знаний 9-классников детям предлагаются задания с выбором ответов. В зависимости от выбранной основы для анализа можно выделить, например, динамический мониторинг. Его суть заключается в оценке динамики развития данного показателя, явления, объекта. Это самый простой способ отслеживать прогресс ребенка по индивидуальной образовательной траектории.
Конкурсный мониторинг предполагает выбор других образовательных учреждений для изучения результатов аналогичного исследования. В таких ситуациях мониторинг становится платформой для многих серийных испытаний. Он проводится параллельно в нескольких учебных заведениях одновременно, затем строятся оценочные таблицы, которые доводятся до сведения всех участников. Благодаря такому мониторингу выбираются не только те учебные заведения, в которых применяются наиболее эффективные методы обучения и преподавания, но и анализируется качество знаний школьников на каждом этапе обучения.
Сравнительный мониторинг включает выбор для обзора результатов аналогичных исследований одной или нескольких систем более высокого уровня. Необходимо сравнить отдельную образовательную организацию с ФГОС, что важно при проведении аттестации школы.
“Виды и формы контроля в системе дополнительного образования”
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования определить виды и формы аттестации обучающихся. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» станицы Ярославской
Муниципальное образование Мостовский район
«Виды и формы контроля в системе дополнительного образования»
Подготовила: Карасева Ю
Педагог дополнительного образования
Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.
Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам.
Задачи контроля можно поставить следующие:
– определение фактического состояния объекта в данный момент времени;
– прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;
– определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров.
Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок – это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т. Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.
Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.
И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.
Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.
Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.
Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.
Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
Педагогическая диагностика.
Передача обучающемуся роли педагога.
День творчества в кружках.
Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
Групповая оценка работ.
Тематические кроссворды.
Деловые игры.
Творческий отчет (концерт, выставка и т.
Защита рефератов.
Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
Карта индивидуальных достижений.
Зачет (экзамен).
Формы предъявления результата:
Творческий отчет.
Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Тест это краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов:
– определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;
– подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков;
– экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
Существуют следующие формы теста:
– тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел; плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел;
– тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида – это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или нет? (Ненужное зачеркнуть. )»;
– тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы, называются. », «Нити которыми завязывают узлы, называются
-тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное предложение: «Узелковая нить – это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг которой завязывают узел».
Выставка – это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.
Зачет – это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.
Игра (дидактическая, деловая) – одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга.
На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.
Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей.
Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир-викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности.
Также вас может заинтересовать
- Методическая разработка “Когда мои друзья со мной”
- Развитие коммуникативных функций у детей с умственной отсталостью через интегрированные уроки биологии и логопедии.
- Примерные упражнения на развитие универсальных учебных действий на занятиях по английскому языку.
- Презентация к выступлению “Технологии и техники в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве”
- Методическая разработка занятия по развитию общей и мелкой моторики “В гостях у сказки”
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Мониторинг результативности работы по дополнительным общеразвивающим программам в учреждениях дополнительного образования
В данной работе была сделана попытка создания системы разнообразных оценок, положительно влияющих на развитие творческой деятельности детей, обучающихся в детском объединении. Целью данной работы является мотивировать руководителей структурных подразделений и методистов на создание и проведение мониторинга результативности работы образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Содержание данных методических рекомендаций представляет собой информационный материал для зам. руководителей, методистов и педагогов образовательных учреждений дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»
Мониторинг результативности работы
по дополнительным общеразвивающим программам
Подосенова Елена Григорьевна,
методист МБУ ДО
Актуальность выбранной темы обусловлена противоречием между приоритетностью проблемы качества образования как ведущего направления модернизации российского образования и недостаточной разработанностью проблемы оценки творческой деятельности детей в дополнительном образовании. В системе дополнительного образования детей отсутствует государственный стандарт и общепринятая система оценки, недостаточно разработаны способы и приемы оценки развития творческой деятельности.
Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс ОУ ДО продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т. воспитательная система находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Содержание данных методических рекомендаций представляет собой информационный материал для зам. руководителей, методистов и педагогов образовательных учреждений дополнительного образования.
Целью данной работы является мотивировать руководителей структурных подразделений на создание и проведение мониторинга результативности работы образовательного процесса в ОУ ДОД.
С целью анализа результативности работы педагогического и ученического коллективов, в целом результативности работы учреждения в течение учебного года возможно осуществление педагогического мониторинга по разным направлениям. Отслеживание результативности и качества ЗУНов обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; определение успешности работы педагога в творческих объединениях.
Данные анализа могут быть отражены в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах. Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления образовательного процесса через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.
Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.
Данные о результативности могут быть получены в системе основных видов контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового. Мониторинговые исследования могут осуществляться поэтапно:
1 этап – подготовительный:
– постановка целей;
– определение объекта;
– установка сроков проведения;
– изучение соответствующей литературы;
– изучение имеющегося педагогического опыта;
– разработка инструментария для проведения мониторинга;
2 этап – практическая часть мониторинга:
– сбор информации;
3 этап – аналитический:
– систематизация полученной информации;
– анализ имеющихся данных;
– разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
Для контроля системы знаний автор предлагает вероятностный и синтезированный методы, позволяющие проверять знания обучающихся оптимальным числом вопросов. Под системой знаний имеется в виду логически связанные понятия, представления, темы, объединенные определенной идеей и представляющие самостоятельный элемент содержания, а не отдельные, частные фрагменты курса. При этом ценность контрольных вопросов определяется в зависимости от того, насколько ответы на них отражают усвоение всей системы знаний.
Педагогический мониторинг как регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе может быть представлен в виде баллов.
Оценка знаний – систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым.
Как следует из определения, первое необходимое условие оценки – планирование образовательных целей, без этого нельзя судить о достигнутых результатах.
Другое условие – установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:
– определение целей обучения,
– выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей,
– отметку или иной способ выражения результатов проверки.
В исследованиях многих авторов исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения. Цели обучения позволяют уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении обучающихся, их знаниях, умениях, навыках, выразить социальный заказ в педагогических терминах.
Самый распространенный способ описания целей обучения состоит в указании качеств знаний, которыми должны обладать ребенок в результате обучения.
Руководством к выбору целей обучения являетсяраскрытие содержания качеств знания.
(число ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание)
(совокупность осознанных знаний об объекте)
(количество знаний об изучаемом объекте)
(быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации)
Полнота и глубина знаний – связанные, но не тождественные качества
Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества.
П о л н о т а
Г л у б и н а
О п е р а т и в н о с т ь
К о н к р е т н о с т ь
О б о б щ е н н о с с т ь
С и с т е м а т и ч н о с т ь
С и с т е м н о с т ь
О с о з н а н н о с т ь
С в е р н у т о с т ь
Г и б к о с т ь
П р о ч н о с т ь
Важнейшим требованием к знаниям является их осознанность.
Мониторинг результатов обучения учащихся по дополнительной общеразвивающей программе
Каждая дополнительная общеразвивающая программа должна отражать следующие задачи: обучение, воспитание, развитие. Реализуя задачи, она разворачивается в различных направлениях, согласно которым выстраивается система диагностики. Важно выстроить систему мониторинга с учетом этих трех равнозначных задач.
Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы
Цель:Отслеживание процесса и результатов совместной работы педагогов и обучающихся, оценка целесообразности и эффективности используемых средств и методов обучения в ходе реализации программы.
В блок «Обучения» входит проверкатеоретических знаний,практическихумений и физических способностей.
Диагностируя «Обучение», мы исследуем качество практической творческой деятельности обучающихся.
В зависимости от возраста обучающихся и уровня его обучения применяются различные методы диагностики: тесты, контрольные вопросы, кроссворды, практические задания.
Педагогический мониторинг по отслеживанию качества усвоения знаний и умений в учебном процессе может быть представлен в виде баллов.
Содержание мониторинга: Для каждого блока программы могут быть выбраны определенные формы контроля ЗУНов среди обучающихся. Помимо этого, возможно использование игровых форм, которые выполняют двойную функцию: во-первых, они являются местом демонстрации обучающимися полученных знаний; во-вторых, в ненавязчивой форме помогают отслеживать результативность выполнения программ кружковым объединением и эффективность работы педагога.
Мониторинг теоретических знаний.
Критерии оценки и обработки результатов.
Отслеживание теоретических знаний, обучающихся лучше проводить три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев. Для каждой программы и с учетом годов обучения может быть предложено определенное количество вопросов, составленных согласно темам программы, пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах.
Каждый вопрос оценивается по трехбалльной системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:
100% – 75% – программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
75% – 50% – программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% – программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым обучающимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением.
Результаты мониторинга теоретических знаний обучающихся
№Фамилия, Имя обучающегосяКоличество баллов по разделам программыСумма баллов%Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5Средний процент усвоение программы в кружковом объединении
Сравнение ответов, обучающихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.
Результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга
№п/пФамилия, ИмяучащегосяСтарт-тестПромежуточный тестИтог – тест% усвоения программыбаллы%баллы%баллы% Средний процент усвоение программы в кружковом объединении
Мониторинг физической подготовки
Критерии оценки и обработка результатов
Отслеживание физического развития учащихся в процессе обучения производится два раза: в начале и в конце учебного года по возрастным оценочным нормативам для девочек и мальчиков, принятым в общеобразовательной школе (таблица 3).
За выполнение теста, соответствующего его возрасту, обучающийся получает определенное количество баллов:
«отлично» – 20 б;
«хорошо» – 10 б;
«удовлетворительно» – 5 б;
«неудовлетворительно» – 2 б.
Содержание предлагаемых тестов:
Тест 1 – сгибание туловища из положения лежа на спине.
Тест 2 – наклоны вперед из положения сидя на полу.
Тест 3 – прыжки в длину с места
Тест 4 – челночный бег 3 х 10 м.
Тест 5 – бег на 1000 м.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение пяти тестов, составит 100 баллов, или 100%. Результаты аттестации сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении тестов каждым обучающимся и усредненные данные по группе обучающихся и по всем группам туристского объединения (таблицы 3 и 4).
По результатам аттестации можно отследить изменение физического развития каждого обучающегося и всей группы на протяжении всех лет обучения.
Обработка результатов тестирования
мониторинга физического развития обучающихся
И обучающихсяКоличество баллов за каждый тестСумма баллов%Тест 1Тест 2Тест 3Тест 4Тест 5123Средний процент по группе
Результаты стартовой (итоговой)
аттестации физического развития
Группа №____ 1 год обученияГруппа № ____ 2 год обученияГруппа № ____ 3 год обученияИтогоКол-во детейСредний балл%Кол-во детейСредний балл%Кол-во детейСредний балл%Общее кол-во%
Мониторинг практических навыков
Проверка усвоения практических навыков осуществляется два раза в год в начале первого полугодия и в конце второго полугодия на специальной контрольной дистанции.
Дистанция не должна быть сложной, но обязательно должна включать все основные виды препятствий. Дистанция устанавливается согласно годам обучения, на 1 год обучения дистанция включает 4 этапа, на 2 год обучения – 5 этапов и на 3 год обучения – 6 этапов.
В целях безопасного прохождения дистанции, она оборудуется верхней судейской страховкой, которую участник подключает к себе перед стартом и производит отстежку после финиша. Судейство осуществляется по бесштрафной системе.
Освоение техники туристского многоборья отслеживается путем сравнения времени прохождения обучающимися контрольной дистанции с эталонным временем.
За эталонное время принимаем лучший результат обучающегося, прошедший данную дистанцию.
Если принять данный результат освоения технических приемов за стопроцентное, то процент освоения технических приемов остальных обучающихся можно определить по формуле:
П = ТЭ : Т0 х 100,
где ТЭ – эталонное время, сек; Т0 – время обучающегося, сек.
Результаты сводятся в таблицы, содержащие сведения времени прохождения каждым обучающимся контрольной дистанции проценте освоения им технических навыков и усредненные данные по группе обучающихся и по всем группа детского объединения (таблицы 5 и 6)
Протокол результатов мониторинга
практических навыков обучающихся кружкового объединения № ____
№Фамилия, Имя обучающегосяСТАРТ-ТЕСТИТОГ-ТЕСТ% освоения практ. части программыТ0, секП, %Т0, секП, %Эталонное время ТЭ – сек Средний процент по группе
Результаты стартового (итогового) тестирования
практических навыков кружковых объединений по годам обучения
Группа № _______1 года обученияГруппа № _______2 года обученияГруппа № _______3 года обученияИТОГОКол-во детейСреднее время Т0%Кол-во детейСреднее время Т0%Кол-во детейСреднее время Т0%Общее кол-во детей%
В блоке «Воспитание» одним из главных направлений воспитания в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы является профессиональная ориентация ипрофессиональное самоопределение обучающихся. Здесь мониторинг проводится по следующим параметрам: развитие профессионально важных качеств обучающихся, Сформированность их профессиональных интересов, профессиональных намерений, готовность к выбору профессии. Занятия в творческом объединении оказывают значительное влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся, воспитывая у них потребность в творческой деятельности и самореализации. Используются тесты «Профессионально важные качества», «Профессиональные интересы», «Профессиональные намерения, готовность к выбору профессии».
В блоке «Развитие» при изучении особенностей личностной сферы обучающегося мы опираемся на такие параметры, как показатели личностного развития ребенка. Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 8).
В совокупности, приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. Полученные данные заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Между тем успешность адаптации личности в современных условиях определяется, главным образом, тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному само изменению в соответствии с динамикой обстоятельств.
Формирование у детей способности к саморазвитию становится сегодня важнейшей педагогической задачей. Кто как не педагог дополнительного образования, выступающий для детей «значимым взрослым», может заинтересовать своих воспитанников познанием самих себя, помочь им в формировании навыков самоорганизации и самоуправления.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
им дополнительной общеразвивающей программы
Показатели(оцениваемые параметры)КритерииСтепень выраженности оцениваемого качестваКол-вобалловМетодыдиагностикиI блок –организационно-волевые качества 1. Терпение Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности – терпения хватает меньше чем на 1/2 занятия 1Н а б л ю д е н и е
– терпения хватает больше чем на 1/2 занятия 5 – терпения хватает на все занятие 10 1. Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям – волевые усилия ребенка побуждаются извне 1 – иногда – самим ребенком 5 – всегда – самим ребенком 10 1. Само- контроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) – ребенок постоянно находитсяпод воздействием контроля извне 1 – периодически контролирует себя сам 5 – постоянно контролирует себя сам 10II блок – ориентационные свойства личности 2. Само- оценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям – завышеннаяАнкетирование – заниженная – нормальная 2. Интерес к занятиям в детском объединении Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы – интерес к занятиям продиктован ребенку извнеТестирование – интерес периодически поддерживается самим ребенком – интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 2. Общеинтел- лектуаль- ное развитие (память)Способность запоминать определенные образы высокаяТестированиесредняянизкаяСпособность логически мыслить высокаясредняянизкаяСпособность развивать логическую и смысловую память высокаясредняянизкаяIII блок – поведенческие характеристикиКонфликтность(отношение ребенкак столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации – периодически провоцирует конфликты 0Тестирование, метод незаконченного предложения- сам в конфликтах не участвует,старается их избежать 5 – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 10 3. 2 Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела, как свои собственные – избегает участия в общих делах 0Наблюдение- участвует при пробуждении извне5- инициативен в общих делах10
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в учреждениях дополнительного образования детей.
Можно сказать, что результаты исследований по приведенной выше схеме полезны не только для отслеживания динамики личностного развития детей, становление их профессиональных интересов, но и для оценки эффективности образовательного процесса в учреждении в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.
Закон «Об образовании в Кемеровской области» от 28. 2000 № 110-ОЗ.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2006 № 752.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ №393 от 11 февраля 2002г
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р;
Заключение
В настоящее время компания предъявляет новые требования к школам, старшим школам, спортивным залам. В качестве одной из функций школьного мониторинга существует интегративная, позволяющая предоставить полную характеристику процессов, происходящих в системе. Кроме того, проводятся исследования с целью диагностирования, благодаря которым сканируется состояние учебной деятельности, а также изменения, делается вывод о стабильности функционирования отдельной образовательной организации.
В рамках мониторинга проводится экспертиза состояния, форм, понятий, методов образовательного и воспитательного процессов. Специалисты получают реальную картину в конкретной школе, которая необходима для составления перспективного плана работы учебного заведения.
Благодаря информативности мониторинга образовательного процесса в школе, удовлетворенность приемами, методами, программами определяется всеми участниками образовательного процесса. Информация, полученная в рамках такого исследования, обрабатывается, на ее основе вносятся изменения в долгосрочный план работы организации, в отношения с родителями студентов.