Елена Болдырева
Педагогический мониторинг и диагностика воспитательного процесса в дополнительном образовании
Руководителю важно выстроить систему мониторинга с учетом трех равнозначных задач:обучение,воспитание и развитие. Кахдая прграмма ДО должна отражать данные задачи.
Реализуя задачи,она разворачивается в различных направлениях,согласно которым выстраивается система диагностики.
К методике обучения танцам предьявляют три основных требования,которые следует учитывать,оценивая достигнутые результаты. Это планирование,выступление и анализ/оценка.
два фактора-фактор исполнения и фактор обучения вовлекает учеников в длительный взаимосвязанный прцесс,включающий эти требования.
Планирование способствует формированию навыков сфокусированного и сосредоточенного мышления,необходимого для четкого выступления. Потребность в нем возникает как перед выступлением,так и в прцессе выступления,а на последующие выступления влияет планирование,учитывающее индивидуальные или групповые реакции детей на успех или неуспех танцевальной деятельности.
Если стандарты планирования достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следуюющие факторы:
а)предворительное обдумывание и мысленное воспроизведение движений,приносящих желаемый результат;
б)оригинальность и разнообразие-родукт индивидуального творческого мышления ребенка;
в)бескорыстное,тактичное распределение прстранства;
г)проявление положительных личных качеств,такие как энтузиазм,сосредоточенность и искренняя увлеченность;
д)четкое понимание поставленной задачи;
е)одобрительные отклики на выступление.
Выступление-самый важный элемент. Наглядная природа танцевального воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.
Если стандарты,исходя из которых строится выступление,достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следующие факторы:
в)оригинальность и разнообразие;
г)последовательность,способствующая повторению и
д)способность адаптироваться,очень быстро вносить необходи-
е)экономное расходование сил,создающее впечатление”легкос-
Анализ и оценка помогают ученикам и педагогу осуществлять планирование,подготовку,адоптацию и совершенствование будущих выступлений.
Если стандарты,оценивающие исполнение,достаточно высоки, то ученики способны:
а)внимательно следить за выступлением и отмечать его ключевые моменты;
б)делать ободряющие,полезные замечания относительно выступления;
в)сравнивать выступления двух или большего числа исполнителей;
д)предлагать способы,с поиощью которых можно былобы улучшитькачество исполнения.
Образец контрольного листа для уроков танцев позволяет педагогу и ученикам подтвердить,что они ознокомлены с установленными требованиями и стремятся к их реализации. Основное внимание при этом необходимо сфокусировать на характере обучения.
Чтобы попытаться определить,каков пргресс достигнутый тем или другим учеником,танцквальная деятельность должна быть целесообразной и оброзовательной,активизируюющей танцевальные и умственные способности,а также включать элементы игры.
Оценку,в наиболее кратком изложении, надо прводить по следуюющим четырем направлениям:
Планирование;исполнение и улучшение его качества;
обьединение движений;сравнительный анализ и оценка.
Планирование-тщательно продуманный,хорошо организованный и отчетливо представляемый себе прцесс выполнения двигательных действий-является основой успешного выступления. Ученик должен четко понимать поставленную задачу;предварительно обдумывать и мысленно”воспроизводить”движения,обеспечивающие желаемый результат;оригинальность и разнообразие;искреннее уважение к другим с соблюдением необходимой дистанции;готовность усердно трудиться,чтобы оаладеть этими движениями и совершенствовать их.
Исполнение,улучшение его и акцентирование”физического”элемента в танцевальном воспитании,является самым важным из четырех направлений. Наглядная природа танца позволяет во время исполнения отдельного фрагмента танца сделать сделать заметным улучшение и оценить его. Если стандарты,исходя из которых строиться выступление, достаточно высоки то об этом свидетельствуют:точная,контролируемая,четкая работа;выполняемые с сохранением правильной осанки многосторонние движения;искренний интузиазм участия;и возникающее впечатление уверенной и выполняемой почти без усилий работы. сравнительный анализ и оценка того,что было испытано на собственном опыте или увидено и запомнено,помогает педагогу и детям находить новые идеи для дальнейшего планирования и совершенствования своих выступлений. Если стандарты,сходя из которых призводится оценка,достаточно высоки,то ученики способны узнавать различные движения,которые выполнялись;выделять их основные характеры особенности;делать замечания точности и успешности работы;предлагать способы,с помммошью которых эта работа может бытьб усовершенствованна;давать самооцеку и действовать,исходя из собственных и чужих замечаний,чтобы улучшать саое выступление.
Диагностика может прводиться в форме ненавязчивого опроса:
Понравилось ли вам занятие?
Что запомнилось больше всего?
Какая игра показалась наиболее интересной?
Улучшилось ли ваше настроение?
Ребята описывают то,что было сделано не только ими но и другими детьми;рассказывают о том,что им понравилось;а затем на практике применяют свои выводы.
В качестве диагностики могут быть применены и методы художественной терапии. Дети с большим удовольствием участвуют в рисуночных тестах. Рисование затрагивает сферы созна,помогает переработать внутренние чувства и ощущение и перевести их в образы,которые легче понять и проанализировать. “Изобразительный продукт в диагностическом процессе-это отражение индивидуально-психологических свойств автора рисунка,его мироощущение,характера,самооценки”(Л. Лебедева). Для выявления особенности отношения ребенка к группе и восприятия им своего места в этой группе может быть использован различный тест”Я и группа”.
Для оределения эмоцианального состояния ребенка по окончании занятия можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос:”Какого цвета твое настроение?”или нарисовать свое настроение. Ребенок может описать свою картину,придумать ей название,поделиться впечатлениями,котрые возникли в процессе изобразительной деятельности.
Тест”Мое отношение к танцу”
Быстро и незадумываясь ответьте:что такое танец?
Закройте глаза и представьте себе танец.
Что означает для тебя танец?
В каких красках ты его себе представляешь?
Какое место он занимает в твоей жизни?
Какие ассоциации возникают в прцессе его рисования?
Главное в этом тесте не столько результаты диагностики,а сам мыслительный процесс, который помогает осознать:
Роль танца в твоей жизни;
Твое место в мире танца;
В результате прводимых тестов и их обсуждений которые проводятся на уроках,ученики приходят к выводу,что регулярные занятия полезны для них. Они улучшают внешность и самочувствие. Они способствуют общению и помогают ощущать себя свободным,уверенным,сильныи и здоровым.
Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
- Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана – развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:- теоретическая подготовка,- практическая подготовка,- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т. ), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь), – в начале второго полугодия (январь), – в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Иванкова Евгения Николаевна
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Прохоровского района Белгородской области
Умение отслеживать результаты и вовлечение в этот процесс всего педагогического коллектива является одной из важнейших задач управления современного образовательного учреждения.
Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам и педагогам дополнительного образования учреждения дополнительного образования.
Педагогический мониторинг в дополнительном образовании
Мониторинг – сложное понятие, рассматриваемое как система, процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Цель – центральная нить мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга.
Существуют различные виды мониторинга:
– по масштабу целей обучения (стратегический, тактический, оперативный);
– по этапам обучения (входной, промежуточный, итоговый);
– по времени зависимости (ретроспективный, предупредительный, текущий);
– по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
– по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный);
– по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
– по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный).
Также различают мониторинг информационный (сбор, накопление, систематизация и распространение информации), базовый (выявление новых проблем), проблемный (выявление процессов, которые насущны с точки зрения управления), управленческий (отслеживание и оценка эффективности), комплексный (комплексное исследование).
При организации мониторинговой деятельности необходимо определить объект, субъект и предмет мониторинга. Объектом мониторинга может быть, например, требование государственного стандарта, цель деятельности, результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции детей и т. Предметом мониторинга тогда может быть соответствие результатов стандартам или целям деятельности; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; качество кадрового состава учреждения, удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и другие.
Мы выделяем следующие уровни предметов мониторинга. Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка — изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других. Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога — изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др. Рассматривая уровень результатов деятельности учреждения в целом, можно определить особенности объекта и предмета мониторинга. Они будут определяться целью деятельности учреждения и содержанием основных путей достижения этой цели. Поэтому при организации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении важно помнить, что реализация целей, выраженных в результатах деятельности, является главным объектом мониторинга. Задача управленца — отслеживать реализацию целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности.
Существуют разные подходы к определению целей мониторинга.
Цель организации мониторинга развития учреждения — изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменений в количественных и качественных характеристиках системы деятельности учреждения и его отдельных элементов.
Мониторинг связан со всеми функциями управления: анализа, мотивации и стимулирования, контроля, принятия управленческого решения.
В процессе создания системы мониторинга результатов деятельности Учреждения была определена цель мониторинга – изучение изменения результативности Учреждения, аналитическое обобщение результатов.
– разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в учреждении и методик сбора;
– сбор информации;
– создание информационного банка;
– создание прогнозов, аналитических и справочных материалов;
– совершенствование технологии мониторинга;
– выявление сферы распространения передового педагогического опыта и его организационно-управленческого обеспечения.
Разработана модель мониторинга, которая включает в себя вариативные блоки, этапы организации мониторинга.
Программа мониторинга содержит следующие блоки:
– «Образовательная среда Учреждения»;
– «Качество образования»;
– «Воспитательная деятельность»;
– «Работа с родителями»;
– «Состояние и охрана здоровья обучающихся»;
– «Методическая работа и инновационная деятельность»;
– «Система управления»;
– «Финансовые и материально-технические условия»;
– «Информационно-организационная деятельность».
Этапы организации мониторинга:
Содержание вариативных блоков выглядит следующим образом:
№ п/п Содержание информации Ответственный за сбор информации Периодичность Методы сбора Использование информации (выход)
Блок «Качество образования» – изучение уровня возможностей и способностей обучающихся, учебно-методическое обеспечение и т.
Блок «Воспитательная деятельность» – состояние планирования пдо воспитательной работы в объединении, реализация раздела программ деятельности «воспитательная работа», состояния уровня воспитанности обучающихся.
Блок «Работа с родителями» – взаимодействие педагогов с родителями, формы и методы работы с семьей, анализ диагностики родителей.
Блок «Охрана здоровья обучающихся» – рациональная организация труда и отдыха обучающихся, организация профилактических мероприятий по сохранению здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий.
Блок «Методическая работа и инновационная деятельность» – уровень профессиональной компетенции педагогов, работа педагогического коллектива по реализации программы деятельности над единой методической темой, результативность и эффективность, анализ работы методической службы.
Блок «Система управления» – анализ эффективности, реализация образовательной программы.
Блок «Финансовые и материально-технические условия» – формирование и расходование средств бюджета, сохранение и развитие материально-технической базы, охрана труда.
Блок «Информационно-организационная деятельность» – проведение семинаров, массовых мероприятий и их результативность, публикации.
В процессе осуществления мониторинга используются методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, собеседование, изучение документации, анализ и т.
Для проведения мониторинга создается банк диагностических методик.
Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутриучрежденческого контроля.
Мониторинг предполагает не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменения.
Расширилось и усложнилось содержание
деятельности по управлению образовательным
учреждением. Несовершенство традиционного
контроля за учебно-воспитательным процессом и
информационного обеспечения управления стало
очевидным. Появилась необходимость рассмотрения
проблемы становления системы отслеживания
качества образования повлекшая использование
диагностического мониторинга в образовании, как
информационной, аналитико-оценочной,
контролирующей, прогностической, и
корректирующей функций управления образованием
по мере его усложнения.
Характерными признаками мониторинга
возможно выделить:
- длительность и непрерывность изучения того или
иного педагогического явления; - систематичность и системность его отслеживания
- способность выявлять динамику изменений
Мониторинг призван выполнять многочисленные функции:
- адаптационная
- диагностическая
- интегративная
- компаративистская
- прагматическая
- формирующая
- системообразующая
Вместе с тем к числу основных функций
педагогического мониторинга мы относим:
- информационную
- аналитико-оценочную
- стимулирующе-мотивационную
- контролирующую
- прогностическую
- корректирующую
Игнорирование какой-либо из этих функций
приводит к снижению эффективности
управленческих воздействий, принимаемых на
основе мониторинговой информации, так как она
теряет системность, свою прогностическую или
стимулирующую силу.
Мониторинг – сложное явление – система,
процесс. Как система мониторинг представляет
собой совокупность взаимосвязанных элементов:
цели его роведения , объекта отслеживания,
субъектов организации и осуществления
мониторинга, комплекса критериев и показателей
оценки, методов сбора информации. Цель –
центральная нить мониторинга. Исходя из цели,
выделяется комплекс критериев и показателей
оценки качества образования, подбираются методы
изучения, выстраивается процедура проведения
мониторига.
С целью решения проблемы “диагностики” как
способа управления качеством обучения и
воспитания в МОУ ДОД Центре детского творчества
г. Зарайск проходит апробацию система
мониторинга качества образовательного процесса.
Основу педагогического мониторинга в ЦДТ
составляет мониторинговая карта, которая
включает в себя два модуля: “Профессиональное
мастерство педагогов” и “Образовательный
уровень воспитанников”.
Мониторинговая карта на первом этапе
определяет направления работы, отражающие
образовательный процесс. Карта отражает систему
методов диагностики для каждого направления,
определяет исполнителей и форму фиксации
результатов.
В таблице №1 отражено распределение
обязанностей между исполнителями диагностики. В
ней определяются номера параметров, за
проведение которых несет ответственность каждый
из исполнителей.
Мониторинговая карта по профессиональному
мастерству педагогов
Объект мониторинга: результаты
образовательного процесса и средства, которые
используются для их достижения.
Цель: изучение системы и качества
образовательно-воспитательного процесса в
творческом объединении.
* означен исполнитель по направлениям
мониторинг
СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Расчет бальной оценки качеств мониторинга
- “5”- параметры мониторинга выполнены полностью
дополнений и замечаний нет, проявлена творческая
инициатива. - “4” – параметры мониторинга выполнены
полностью, но есть дополнения, замечания. - “3” – параметры мониторинга вызвали ряд
недочетов и замечаний, не полностью отработаны
педагогические технологии и анализ, нет
результативности. - “2” – параметры мониторинга не выполнены.
- “1” – педагог требует индивидуальной работы:
параметры мониторинга не выполняются,
отчетность не ведется, группа не укомплектована.
Сводный оценочный лист педагогов ЦДТ
мониторинговой карты
Уровень соответствия Сумма баллов
- Критический 20-30
- Низкий 30-40
- Удовлетворительный 40-60
- Хороший 60-80
- Высокий 80-100
Выбор критериального ядра необходим для
разработки технологической компоненты
мониторинга, определения параметров
исследования, установки критериев оценки в
системе показатель-индикатор – норма, а также –
для определения направлений перспектив
развития.
Надежда Овечкина
Проведение педагогического мониторинга ДОО
Введение в действие ФГОС ДО, который содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, поставило перед педагогами задачу по освоению новой диагностики, диагностики определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Требования к результатам освоения ООП ДО являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности педагогов, взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным мониторингу могут быть подвергнуты:
Условия, созданные для реализации ООП ДО:
а) психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;
б) условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
в) содержание развивающей предметно-пространственной среды;
г) кадровые условия ООП ДО;
д) материально-технические условия реализации ООП ДО;
е) финансовые условия реализации ООП ДО.
Профессиональная деятельность педагогов и специалистов ДОУ.
Управленческая деятельность.
В части II, пункте 3. ФГОС ДО указано, что:
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.
С учетом всего вышеизложенного, в нашем ДОУ разработана система мониторинга образовательного процесса, включающая комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга.
Система показателей мониторинга образовательного процесса в МБДОУ детском саду №41 комбинированного вида.
Качество образования.
Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ, качество организации методической работы.
Состояние здоровья воспитанников. Организация образовательного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения и др.
Для мониторинга качества образования мы применяем систему, разработанную О. Сафоновой. Ее система определяет общий вид мониторинга качества образования, который предполагает выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам, сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных, а также принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
Система мониторинга О. Сафоновой представлена в виде трех блоков:
• Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
• Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• Качество управления.
Для оценки знаний, умений, навыков детей используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду», подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. Герцена под редакцией Т. Бабаевой,
Крулехт, З. Михайловой. В пособии представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей ООП ДО. Кроме данного пособия используются диагностические методики других авторов, а также методики, разработанные педагогами и специалистами ДОУ.
Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ.
• Мониторинг организации методической работы. Организация образовательного процесса, построенного с использованием:
– инновационных педагогических технологий как отдельных инструментов или методик, применяемых в инновационных педагогических технологиях;
– инновационных педагогических технологий как отдельных образовательных дисциплин в образовательном процессе по реализации ООП ДО;
– инновационных технологий как набора действенных методов реализации содержания, определенного ФГОС ДО).
• Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Мониторинг использования педагогами ИКТ.
• Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
• Отслеживание творческих достижений педагогов.
• Отслеживание творческих достижений воспитанников.
• Мониторинг психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
• Реализация педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (субъект-субъектная позиция).
• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
• Дидактическое обеспечение образовательной деятельности.
• Состояние работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды
(пространственное моделирование предметно-пространственной среды,
временное (тематическое) моделирование, предметное моделирование).
• Отслеживание успеваемости детей-выпускников в школе.
• кадровый потенциал (профессиональная компетентность педагогов ДОУ);
• материально-техническое обеспечение.
• Анализ заболеваемости детей за последние 3 года.
• Состояние работы по формированию у детей здоровьесберегающего сознания
(знания детей о своем организме, пользе занятий физкультурой и спортом, знания о важности соблюдения режима дня, о важности выполнения гигиенических процедур, о правильном питании, об опасных ситуациях в помещении и на улице и др.
Состояние работы по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей, которая оценивается по содержанию, формам и методам:
• Задачи, содержание и формы работы с сотрудниками ДОУ.
• Содержание, формы и методы работы с детьми.
• Задачи, содержание и формы работы с родителями воспитанников.
Цель мониторинга в ДОУ – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ
ФГОС дошкольного образования.
Задачи мониторинга :
• непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
• осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
• повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
• вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования ДОУ.
Для качественного проведения мониторинга в ДОУ создан банк диагностического инструментария:
• материалы для анкетного опроса всех участников образовательного процесса;
• схемы для тематического контроля, включающие таблицы, схемы-бланки для сбора и анализа результатов по всем видам образовательной деятельности;
• диагностические методики для индивидуального обследования детей с целью определения актуальности задач воспитания и обучения каждого ребенка и организации педагогического сопровождения;
• тесты и т.
Определены методы педагогического мониторинга :
• изучение продуктов детской деятельности;
• игровые, тестовые задания;
• проведение контрольно-оценочных занятий;
• собеседование с педагогами, родителями и детьми;
• анкетирование и опрос;
• анализ документации;
• наблюдение и др.
Определены правила проведения педагогической диагностики в ДОУ.
Диагностику проводят специалисты :
• воспитатель – педагогическую;
• психолог – психологическую, с разрешения родителей (скрининговую диагностику, углубленную психологическую диагностику, динамическое обследование и т
• медработник – медицинскую;
• руководитель физвоспитания- физического развития;
• учитель-логопед – коррекционную;
• старший воспитатель – диагностику создаваемого инструментария и профессиональной компетентности педагогов в диагностировании.
Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.
В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).
В зависимости от целей педагогической деятельности результаты сравниваются:
а) с результатами контрольной группы,
б) с предшествующими показателями этой же группы;
в) с нормативом (стандартом).
Пример норматива педагогической диагностики :
Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.
Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал. Беседа не должна превышать более 15 минут.
Наблюдение может занимать 1 -3 дня. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать ответ самому педагогу, но в протоколе отметить невыполнение.
Результаты заносятся в таблицы и протоколы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.
К примеру, руководитель театральной студии Зуева Л. использует адаптированные и свои диагностические методики. Руководитель изобразительной студии Смирнова С. и руководитель физического воспитания Зубарева О. ежегодно составляют таблицы реализуемых ими видов мониторинга.
В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
– теоретическая подготовка,
– практическая подготовка,
– основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
– в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
– в начале второго полугодия (январь),
– в конце учебного года (апрель, май).
Методическое сопровождение мониторинговых исследований
Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.
Заместитель директора по научно-методической работе:
- организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
- оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
- осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.
- консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
- консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
- осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
- участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.
Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.
- Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
- Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 – № 6.