Цель и задачи мониторинга эффективности деятельности руководителей муниципальных учреждений
Цель: повышение качества управленческой деятельности руководителей муниципальных учреждений.
1) развитие профессиональных компетенций руководителей муниципальных учреждений;
2) повышение качества образования в муниципальных учреждениях;
3) совершенствование кадрового состава образовательных организаций;
4) поощрение руководителей учреждений за достигнутые цели, профессионализм и личный вклад в развитие системы образования Каменск-Уральского городского округа.
Пролонгированный мониторинг
Пролонгированный мониторинг проводится ежегодно в соответствии с приказом ректора АОУ ВО ДПО «ВИРО» для слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ДПП) и их работодателей. Мониторинг позволяет оценить качество реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и определить отсроченные результаты обучения по программам, установить характер и степень влияния освоенных работниками образования программ на профессиональную (педагогическую / управленческую) деятельность. Принять участие в мониторингеИтоги пролонгированного мониторинга
22
О проведении мониторинга на выявление потребностей педагогического сообщества РФ в области научно-методического сопровождения
Категория: Новости Центра
Приглашаем педагогов и руководителей образовательных организаций региона принять участие в мониторинге на выявление потребностей педагогического сообщества РФ в области научно-методического сопровождения. Мониторинг проводится Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Научно-методический центр сопровождения педагогических работников РГПУ им. Герцена создан в 2021 г. согласно Протоколу №2 от 25. 2021 заседания Комиссии Министерства просвещения РФ по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников. Центр осуществляет деятельность в сфере повышения квалификации педагогов и административно-управленческого состава образовательных организаций, создания новых учебно-методических разработок в помощь педагогу и учащемуся, организации мероприятий для профессионального педагогического сообщества и т. Деятельность центра осуществляется в трех направлениях: Обучение и воспитание школьников в поликультурной среде; Организация проектной и исследовательской деятельности школьников; Современные технологии раннего развития детей. Мониторинг проводится с целью уточнения запросов педагогов и руководителей образовательных организаций к научно-методическому сопровождению со стороны образовательных организаций высшего образования по обозначенным выше направлениям. Результаты мониторинга позволят определить возможные точки роста в области научно-методического сопровождения педагогических работников России.
ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Иванкова Евгения Николаевна
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Прохоровского района Белгородской области
в учреждении дополнительного образования
Умение отслеживать результаты и вовлечение в этот процесс всего педагогического коллектива является одной из важнейших задач управления современного образовательного учреждения.
Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам и педагогам дополнительного образования учреждения дополнительного образования.
Педагогический мониторинг в дополнительном образовании
Мониторинг – сложное понятие, рассматриваемое как система, процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Цель – центральная нить мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга.
Существуют различные виды мониторинга:
– по масштабу целей обучения (стратегический, тактический, оперативный);
– по этапам обучения (входной, промежуточный, итоговый);
– по времени зависимости (ретроспективный, предупредительный, текущий);
– по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
– по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный);
– по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
– по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный).
Также различают мониторинг информационный (сбор, накопление, систематизация и распространение информации), базовый (выявление новых проблем), проблемный (выявление процессов, которые насущны с точки зрения управления), управленческий (отслеживание и оценка эффективности), комплексный (комплексное исследование).
При организации мониторинговой деятельности необходимо определить объект, субъект и предмет мониторинга. Объектом мониторинга может быть, например, требование государственного стандарта, цель деятельности, результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции детей и т. Предметом мониторинга тогда может быть соответствие результатов стандартам или целям деятельности; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; качество кадрового состава учреждения, удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и другие.
Мы выделяем следующие уровни предметов мониторинга. Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка — изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других. Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога — изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др. Рассматривая уровень результатов деятельности учреждения в целом, можно определить особенности объекта и предмета мониторинга. Они будут определяться целью деятельности учреждения и содержанием основных путей достижения этой цели. Поэтому при организации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении важно помнить, что реализация целей, выраженных в результатах деятельности, является главным объектом мониторинга. Задача управленца — отслеживать реализацию целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности.
Существуют разные подходы к определению целей мониторинга.
Цель организации мониторинга развития учреждения — изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменений в количественных и качественных характеристиках системы деятельности учреждения и его отдельных элементов.
Мониторинг связан со всеми функциями управления: анализа, мотивации и стимулирования, контроля, принятия управленческого решения.
В процессе создания системы мониторинга результатов деятельности Учреждения была определена цель мониторинга – изучение изменения результативности Учреждения, аналитическое обобщение результатов.
– разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в учреждении и методик сбора;
– сбор информации;
– создание информационного банка;
– создание прогнозов, аналитических и справочных материалов;
– совершенствование технологии мониторинга;
– выявление сферы распространения передового педагогического опыта и его организационно-управленческого обеспечения.
Разработана модель мониторинга, которая включает в себя вариативные блоки, этапы организации мониторинга.
Программа мониторинга содержит следующие блоки:
– «Образовательная среда Учреждения»;
– «Качество образования»;
– «Воспитательная деятельность»;
– «Работа с родителями»;
– «Состояние и охрана здоровья обучающихся»;
– «Методическая работа и инновационная деятельность»;
– «Система управления»;
– «Финансовые и материально-технические условия»;
– «Информационно-организационная деятельность».
Этапы организации мониторинга:
Содержание вариативных блоков выглядит следующим образом:
№ п/п Содержание информации Ответственный за сбор информации Периодичность Методы сбора Использование информации (выход)
Блок «Качество образования» – изучение уровня возможностей и способностей обучающихся, учебно-методическое обеспечение и т.
Блок «Воспитательная деятельность» – состояние планирования пдо воспитательной работы в объединении, реализация раздела программ деятельности «воспитательная работа», состояния уровня воспитанности обучающихся.
Блок «Работа с родителями» – взаимодействие педагогов с родителями, формы и методы работы с семьей, анализ диагностики родителей.
Блок «Охрана здоровья обучающихся» – рациональная организация труда и отдыха обучающихся, организация профилактических мероприятий по сохранению здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий.
Блок «Методическая работа и инновационная деятельность» – уровень профессиональной компетенции педагогов, работа педагогического коллектива по реализации программы деятельности над единой методической темой, результативность и эффективность, анализ работы методической службы.
Блок «Система управления» – анализ эффективности, реализация образовательной программы.
Блок «Финансовые и материально-технические условия» – формирование и расходование средств бюджета, сохранение и развитие материально-технической базы, охрана труда.
Блок «Информационно-организационная деятельность» – проведение семинаров, массовых мероприятий и их результативность, публикации.
В процессе осуществления мониторинга используются методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, собеседование, изучение документации, анализ и т.
Для проведения мониторинга создается банк диагностических методик.
Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутриучрежденческого контроля.
Мониторинг предполагает не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменения.
Расширилось и усложнилось содержание
деятельности по управлению образовательным
учреждением. Несовершенство традиционного
контроля за учебно-воспитательным процессом и
информационного обеспечения управления стало
очевидным. Появилась необходимость рассмотрения
проблемы становления системы отслеживания
качества образования повлекшая использование
диагностического мониторинга в образовании, как
информационной, аналитико-оценочной,
контролирующей, прогностической, и
корректирующей функций управления образованием
по мере его усложнения.
Характерными признаками мониторинга
возможно выделить:
- длительность и непрерывность изучения того или
иного педагогического явления; - систематичность и системность его отслеживания
- способность выявлять динамику изменений
Мониторинг призван выполнять многочисленные функции:
- адаптационная
- диагностическая
- интегративная
- компаративистская
- прагматическая
- формирующая
- системообразующая
Вместе с тем к числу основных функций
педагогического мониторинга мы относим:
- информационную
- аналитико-оценочную
- стимулирующе-мотивационную
- контролирующую
- прогностическую
- корректирующую
Игнорирование какой-либо из этих функций
приводит к снижению эффективности
управленческих воздействий, принимаемых на
основе мониторинговой информации, так как она
теряет системность, свою прогностическую или
стимулирующую силу.
Мониторинг – сложное явление – система,
процесс. Как система мониторинг представляет
собой совокупность взаимосвязанных элементов:
цели его роведения , объекта отслеживания,
субъектов организации и осуществления
мониторинга, комплекса критериев и показателей
оценки, методов сбора информации. Цель –
центральная нить мониторинга. Исходя из цели,
выделяется комплекс критериев и показателей
оценки качества образования, подбираются методы
изучения, выстраивается процедура проведения
мониторига.
С целью решения проблемы “диагностики” как
способа управления качеством обучения и
воспитания в МОУ ДОД Центре детского творчества
г. Зарайск проходит апробацию система
мониторинга качества образовательного процесса.
Основу педагогического мониторинга в ЦДТ
составляет мониторинговая карта, которая
включает в себя два модуля: “Профессиональное
мастерство педагогов” и “Образовательный
уровень воспитанников”.
Мониторинговая карта на первом этапе
определяет направления работы, отражающие
образовательный процесс. Карта отражает систему
методов диагностики для каждого направления,
определяет исполнителей и форму фиксации
результатов.
В таблице №1 отражено распределение
обязанностей между исполнителями диагностики. В
ней определяются номера параметров, за
проведение которых несет ответственность каждый
из исполнителей.
Мониторинговая карта по профессиональному
мастерству педагогов
Объект мониторинга: результаты
образовательного процесса и средства, которые
используются для их достижения.
Цель: изучение системы и качества
образовательно-воспитательного процесса в
творческом объединении.
* означен исполнитель по направлениям
мониторинг
СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Расчет бальной оценки качеств мониторинга
- “5”- параметры мониторинга выполнены полностью
дополнений и замечаний нет, проявлена творческая
инициатива. - “4” – параметры мониторинга выполнены
полностью, но есть дополнения, замечания. - “3” – параметры мониторинга вызвали ряд
недочетов и замечаний, не полностью отработаны
педагогические технологии и анализ, нет
результативности. - “2” – параметры мониторинга не выполнены.
- “1” – педагог требует индивидуальной работы:
параметры мониторинга не выполняются,
отчетность не ведется, группа не укомплектована.
Сводный оценочный лист педагогов ЦДТ
мониторинговой карты
Уровень соответствия Сумма баллов
- Критический 20-30
- Низкий 30-40
- Удовлетворительный 40-60
- Хороший 60-80
- Высокий 80-100
Выбор критериального ядра необходим для
разработки технологической компоненты
мониторинга, определения параметров
исследования, установки критериев оценки в
системе показатель-индикатор – норма, а также –
для определения направлений перспектив
развития.
Мониторинг образовательного процесса
Важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения является педагогический мониторинг, направленный на оценку результатов освоения детьми образовательной программы. Мониторинг — относительно новое для системы дошкольного образования понятие. В отличие от диагностики, в ходе которой дается оценка тем или иным личностным качествам детей, их знаниям и навыкам, результативности педагогического процесса, мониторинг нацелен на отслеживание динамики и условий развития личностных качеств воспитанников, особенностей течения педагогического процесса. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.
Образовательный процесс в группах детского сада строится по Основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №12” принятой на заседании педагогического совета, протокол № 1 от 30. 2021 года.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, специалистами детского сада.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Мониторинг освоения ООП позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саду.
По итогам мониторинга, дети показали положительный результат, программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам на хорошем уровне.
Можно сделать следующий вывод: такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, при взаимодействии педагогов детского сада, медицинского персонала и родителей, включение различных видов деятельности в учебно-воспитательный процесс, уделялось большое внимание индивидуальным формам работы с детьми.
Мониторинг образовательной деятельности выпускников ДОУ
Основной задачей работы с детьми подготовительных групп было определение психологической готовности детей к школе : психологическая диагностика, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики.
Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, анкетирование родителей.
- Для определения уровня развития мышления : методика « Четвертый лишний», « Простые аналогии», «Установление последовательности картинок», невербальное установление логической последовательности.
- Для определения объёма слуховой памяти: тест Лурии на кратковременную слуховую память «10 слов».
- Для определения уровня восприятия: « разрезная картинка», конструирование.
- Для определения развития внимания комплексные тесты: «Самое непохожее», «Корректурная проба», наблюдение .
- Для определения зрительно-моторной координации: тест Бендер.
- Для определения самооценки: тест «Лесенка».
- Для определения отношения к школе и изучение преобладающей мотивации, наличия установок на школьное обучение: тест «Рисунок школы» (А.И.Баркан) ,стандартная беседа Т.А.Нежновой, методика «Определение мотивов учения у старших дошкольников» (М.Р. Гинзбург).
Всего обследовано 81 выпускник ДОУ.
Результаты освоения детьми ООП ДОУ за 2021-2022 учебный год:
Образовательные области
Физическоеразвитие
Социально – коммуникативное развитие
Речевоеразвитие
Познавательноеразвитие
Художественно-эстетическоеразвитие
Выполнение программы в %
100%
98%
95%
98%
98%
Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Результатом осуществления образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психического развития до поступления в школу. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды. Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме.
Вывод: Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.
Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно – поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению развивающей предметно – пространственной среды. Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне и в полном объеме. Индивидуальное сопровождение воспитанников в ДОУ планируется с учетом индивидуальных особенностей развития, состояния здоровья, способностей и интересов воспитанников. Также планируется индивидуальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) через интеграцию деятельности всех педагогических работников и родителей.
Основной задачей мониторинга детей 6-7 лет стояло определение готовности детей к школе: психологическая диагностика с целью выявления проблемных зон и их учета в дальнейшей образовательной деятельности, консультирование воспитателей и родителей по результатам диагностики. Проведена диагностика детей – выпускников по методикам Ясюковой, она состоит из следующих параметров:
Результаты обследования выпускников по готовности детей к школе (методики Ясюковой)
Подготовительные
Тулуз-Пьерон
Зрительно—моторнаякоординация
Равен
Скорость
%
Внимание
%
Группы №8 и №12
Ур-нь
%
А
%
В
%
1 уровень
7
14
5
10
3
6
0
0
0
0
2 уровень
5
10
2
4
10
21
0
0
0
0
3 уровень
32
65
24
50
20
43
12
26
14
30
4 уровень
5
10
11
22
14
30
33
70
28
60
5 уровень
0
0
7
14
0
0
2
4
5
11
Всего детей
49
100
49
100
47
100
47
100
47
100
Данные получены по результатам диагностики у детей двух подготовительных групп ( 49 детей). По результатам проведенной диагностики детей старшего дошкольного возраста,
выпускников детского сада сделаны следующие выводы: вцелом, дети-выпускники продемонстрировали ровные средние и выше среднего результаты. Родители трех детей приняли решение оставить детей еще на один год пребывания в детском саду.
– Психологическая подготовка детей к школе – стабильная, успешная, соответствует возрастным особенностям детей. Уровень подготовки де тей к школе соответствует норме и частично выше нормы, что говорит о нормальной и успешной деятельности воспитателей и всего детского сада в плане формирования психофизиологической зрелости и психической готовности детей.
Низкие и ниже среднего результаты в комбинированных группах (дети ТНР) обусловлены неравномерностью созревания психофизических процессов; причинами органического характера, двуязычием.
Средние и выше нормы результаты более явно представлены в комбинированной группе (дети ТНР) за счет учета интересов детей в продуктивной деятельности; за счет создания в группе теплой, семейной атмосферы в группе, где дети чувствуют себя комфортно и защищено.
Получены ровные, стабильные результаты по детям-выпускникам в одной из подготовительных групп: дети в группе жили в своем ритме, педагоги группы отталкивались от их интересов и учитывали их возрастные особенности и поэтому дети показали по некоторым параметрам результаты выше, чем дети в подготовительных группах.
- Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового плана и обеспечивалась четкой организацией образовательного процесса:
- – своевременным проведением обследования, рациональным составлением расписания совместной работой со специалистами и воспитателями и родителями, оснащением коррекционного процесса наглядными и методическими пособиями.
- Целью работы являлось воспитание у детей четкой и правильной речи, коррекция речевых нарушений.
Итоги коррекционно-развивающей работы
В 2021-2022 учебном году коррекционную помощь в комбинированных группах получали 72 ребенка (с ТНР – 69 и 3 детей с ЗПР
В течение учебного года обследовано и отправлено на ПМПК 46 детей от3 до 6 лет для уточнения образовательного маршрута.
Результаты коррекционной работы с детьми:
Дети с ТНР: В комбинированных группах ( дети 6-7 лет) в течение учебного года коррекционная работа проводилась с 26 детьми. С чистой речью выпущено – 20 детей, со значительным улучшением – 6. В массовую школу выпущено 22 ребенка, в МДОУ коррекционной направленности -1 ребенок, 3 детей остались в дошкольном учреждении для продолжения коррекционной работы.
В комбинированных группах (дети 5-6лет) 20 детей переведены в группы для детей 6-7 лет для продолжения коррекционной работы.
Комбинированные группы для детей 4-5 лет: 21 ребенок переведены в комбинированные группы для детей 5-6 лет, 1 ребенок зачислен в группу комбинированной направленности для детей 4-5 лет, 1 ребенок выбыл в МДОУ коррекционной направленности,1ребенок зачислен в ноябре, 5 детей прошли ПМПК для уточнения образовательного маршрута с диагностическим сроком.
Логопедическую помощь в группах комбинированной направленности получали 27 детей 6-7- лет по «Положению об оказании логопедической помощи в ДОУ» (дети с легкими нарушениям речи). Выпущено в школу 26 детей: из них с чистой речью 19 человек, со значительными улучшениями (автоматизация поставленных звуков) 5 детей, с незначительными улучшениями-2.
Дети ЗПР переведены ещё на год коррекционной работы.
Методика определения готовности к школе (Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе)
- скорость переработки информации,
- кратковременные речевая и зрительная виды памяти,
- и структурное мышление
4 типа понятийного мышления:
- интуитивное,
- логическое,
- речевое,
- образное,
- абстрактное мышление.
- тревожность,
- уровни настроения
- энергии,
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
- Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана – развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
– теоретическая подготовка,
– практическая подготовка,
– основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т. ), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
– в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
– в начале второго полугодия (январь),
– в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Методическое сопровождение мониторинговых исследований
Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.
Заместитель директора по научно-методической работе:
- организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
- оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
- осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.
- консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
- консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
- осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
- участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.
Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.
- Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
- Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 – № 6.