Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

21- 22 марта институт непрерывного образования МГПУ провел двухдневный вебинарный дискурс «Педагогический дизайн: от проб к опыту».

Педагогический дизайн — это новый инструмент разработки материалов с использованием цифровых ресурсов и процедур проектирования современного учебного занятия. Новая цель образования изменила структуру урока и создала возможность использовать педагогический дизайн в образовательном процессе, благодаря которому создается образовательная среда.

Преподаватели и эксперты в области педагогического дизайна рассказали:

  • что такое педагогический дизайн с позиции профессиональных проб и опытных педагогов;
  • как взаимосвязаны между собой педагогический дизайн и учебное проектирование в конкретных методических разработках педагогов;
  • как педагогический дизайн обеспечивает технологизацию учебного занятия;
  • какие методические алгоритмы возможны в педагогическом дизайне;
  • какие компетенции, способности отличают педагогического дизайнера и в какой сфере образования востребован педагогический дизайнер, с позиции экспертов от образования;
  • экспертное мнение: почему педагогический дизайнер наиболее востребован сегодня в дополнительном образовании?

В роли модератора дискурса выступила Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ. В своем выступлении Наталья Ивановна рассказала о задачах педагогического дизайна, компетенция педагогических дизайнеров и опыте МГПУ по подготовке специалистов в данной области на магистерской программе «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности». Магистранты программы ходе демонстрации профессиональных проб представили представили свои проекты, выполненные с использованием различных моделей педагогического дизайна:

  • Анна Каверина — «Развивающие занятия для младших школьников в рамках занятия «Рисуем курочку Рябу»
  • Надежда Титова — «Основы работы в электронных таблицах Google sheets»
  • Ольга Косенкова — «От ботаники к бумажной флористике»
  • Светлана Лаптева – «Разработка занятий для курса по техническому творчеству модель ADDI»
  • Светлана Перминова -«Сборка и программирование модели «Растения и опылители» Модель SAM»
  • Екатерин Клюй — «Дизайн образовательной среды в лаборатории раннего инженерного образования»

Старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А. Гайдара Алексей Павлищев рассказал о разработке и осуществление курса организации проектной деятельности для педагогов на основе модели педагогического дизайна. успешными практиками, реализуемыми ДТДиМ поделились педагоги дополнительного образования:

Марина Рева  — Опыт включения экологического модуля в программу по подготовке детей к школе,

Инесса Замятина  — Мотивация обучающихся изостудии «Росинка» в рамках проекта «Уроки доброты» (для пациентов и сотрудников хосписа),

Вероника Гаврилова — Педагогический дизайн в обучении иностранным языкам на примере программы «EnjoyEnglish». Лайфхаки мотивации,

Варвара Хоменкер — Использование таксономии Б. Блума в проектировании программ дополнительного образования,

Александр Никитин  — Педагогический дизайн программ ДО инструментального исполнительства.

Во второй день встречи состоялся круглый стол, в ходе которого эксперты провели анализ представленных практик, обсудили новые решения, продуктивность и перспективы педагогического дизайна в дополнительном и общем образовании.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования МГПУ

Есть опыт реализации модели педагогического дизайна в области реализации образовательных программ и занятий, хотелось бы видеть его использование в области проектирования образовательной среды. Столичное образование в последнее время продвинулось в этом направлении, есть много интересных проектов. На мой взгляд, лакуной педагогического дизайна, требующей отдельной проработки, является оценка результативности.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования Московского государственного  университета технологий и управления им. Разумовского

Педагогический дизайн позволяет получить принципиально иные результаты, но необходимо его массовое внедрение. Требуется массированная подготовка магистрантов и  педагогов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это требует существенных ресурсов и вложений.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

30Подготовка педагога ПЗ6 Иванова АА. docxТитульный лист (27). docПР5 Подготовка педагога Иванова АА. docПрактическое занятие 4 информатика Иванова А. А (1). docxПП ПМ. 01 План-задание на практику Иванова А. (1). docxТитульный лист (27). docПрактическая работа 5 подг пед. docИванова АА Математика ПЗ2. docxИванова АА Математика ПЗ2. docxТестовые культурология НСПК 2 сем. docxЭкология Пр Иванова АА. rtfКультурология 2 пр Иванова АА курс 1. docШаблон договора бюджет 2019-2020г. docОсобенности размещения интернет-рекламы. pptxГД 1-2 Иванова Телефонные переговоры. docxПП ПМ. 01 План-задание на практику Иванова А. docxАнкета абитуриента 2019. docТитульный лист (1). docТитульный лист отчета о прохождении практики. docxТитульный лист (25). docУП ПМ. 01 Заявление на предоставление места практики 4 семестр. doТитульный лист (19). docТитульный лист (21). docПрактическая 3, русский язык, Иванова АА. rtfТема 3. 6 Применение педагогом дополнительного образования информТитульный лист (18). docТитульный лист (11). docИСТОРИЯ Тест 1. docxПрактическая 8, Иванова А. Подготовка. rtfэкология практическая работа 2. rtf

Показать все связанные файлыПоложение рабочая программа воспитательной работы 21-22гг. docxРабочая программа_Литературное чтение_2 класс. docрабочая программа. география 7 класс. docxРабочая программа география 5 класс. docxРабочая программа ID2381434. pdfИндивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия нРабочая программа по предмету _Функциональная грамотность_ для 2Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля. doРабочая программа ID2438771 3. pdfДоп. программа КРЕПЫШОК. doc

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Портнова Татьяна Васильевна

Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данного  понятия с учетом подходов, обозначенных К. Абульхановой-Славской, Г. Селевко, Н. Ерастовым, А. Леонтьевым  и др.

Определение понятия «общение»

Задание 2. Смоделируйте ситуацию диалога между обучающимися и педагогом дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Какие вопросы Вы бы включили в данный диалог? Какие аспекты должен обсудить с обучающимися педагог? Перечислите и охарактеризуйте их.

Задание 3. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного  образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, с ребенком.

При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В. Кан-Каликом:

Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).

Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).

Управление общением в развивающемся педагогическом процессе — важнейший элемент профессиональной коммуникации.

Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

«Искусство в современном обществе»

«Моя будущая профессия»

«Каким должен быть творческий человек?»

Задания по теме 1. Анализ работы педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Требования к ведению документации

Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного  образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.

Задание 4. Составьте диагностическую «Карту интересов» для подростка 12 лет, занимающегося в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.

Примерная схема «Карты интересов»

Увлечения, их  характеристика

Любимые  занятия. Их  продолжительность  и характеристика

Задание 5. Определите основные  цели и  задачи деятельности педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Приведите конкретные примеры реализации целей и задач педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства при  проведении консультации обучающихся в учреждении дополнительного  образования, в беседе с его родителями, при организации КТД  (тематика  на выбор обучающегося).

Задание 6. Разработайте программу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (тематика программы на Ваш выбор). Дайте им краткую  характеристику.

Задания по теме 2. 3 Учет педагогом дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Цель: формирование умений осуществлять  поиск, анализ и оценку возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся для решения практических задач; формирование умения ставить цели по учету данных особенностей в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Задание 7. Проанализируйте ситуацию по данным ниже вопросам.

Характеристика  конкретной ситуации

Формируется команда для участия в викторине по декоративно-прикладному искусству. Однако ребята не хотят  брать  в команду их знакомого, мальчика Владимира, считая, что он  подведет остальных. На общем собрании некоторые из ребят высказываются отрицательно, мотивируя тем, что Володя  не  всегда внимателен, не настроен на успех, не быстро решает текущие вопросы, требующие собранности, ответственности, медлителен.

Вопросы для анализа:

Определите, какие возрастные и индивидуально–психологические особенности  присущи подростковому возрасту?

Какие черты характера Володи необходимо учесть педагогу дополнительного  образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства?

Как  следует  поступить: взять  для участия в викторине Володю или нет? Предложите различные варианты решения данной ситуации, спрогнозируйте результаты их принятия.

Задание 8. Проведите сравнительный анализ возрастных особенностей обучающихся, необходимых при планировании занятий педагогом дополнительного образования.

Задание 1. На основе изучения материалов лекции и учебной литературы составьте характеристику основных образовательных технологий (развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии, игровая технология, коммуникативно-диалоговые технологии,технология проблемного обучения  и др. ), имеющих потенциал  для формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования по  следующей схеме:

– название технологии,

– структура (алгоритм реализации),

– специфика  применения,

– примерные  результаты применения в дополнительном образовании.

Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.

Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации  программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства  в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио: «Документы», «Грамоты», «Результаты деятельности», «Диагностические методики», каково их  примерное наполнение.

Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования. Опишите цели и  задачи  использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного  образования.

Задания по теме 3. 3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования, реализующего  программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Задание 4. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Разработайте содержание 2 структурных этапа учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь  следующей схемой:

– название программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, ее краткая характеристика;

– форма учебного занятия, его протяженность  во  времени по  плану реализации  программы, тема, его  цели  и задачи;

– структура учебного занятия с краткой характеристикой

– подробное изложение содержание 2 этапов из  всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных  технологий, методов)

Задание 5. Составьте сравнительную характеристикутрех форм, в которых могут проходить занятия по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для обучающихся дошкольного или младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

Приведите конкретные примеры реализации выбранных Вами форм в дополнительном  образовании: сформулируйте темы занятий, определите цели и задачи, методы  их  реализации.

Задание 6. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (по Вашему выбору).

Задание 7. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Оформите конспект следующим образом:

Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.

Задания по теме 3. Технологии оценивания образовательных достижений учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Цель: формирование умений ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с применением технологий оценивания образовательных достижений.

Задание 8. На основе анализа выбранной Вами программы дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства спрогнозируйте образовательные достижения учащихся. Определите, какие технологии оценивания образовательных достижений учащихся по данной программе целесообразно использовать  педагогу? Аргументируйте выбор  технологий. Результаты оформите в виде таблицы.

Задание 9. Проанализируйте предложенные тексты. Определите их основную мысль. Какие у Вас возникают вопросы к авторам текста по содержанию текстов (сформулируйте не менее трех вопросов)? Свои выводы и рассуждения сформулируйте в виде тезисов.

Текст  № 1  Самооценка ученика предшествует педагогической  оценке.

Несовпадение оценок педагога и  ученика становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критерием(ями) оценки, с другой стороны -позволяет оформить действия самоконтроля учащихсякак особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т. )проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Проведение всех проверочных работ имеет следующие этапы: выполнение самой работы, работа по выработке критериев, оценка учащимися своей работы по созданным критериям, проверка учителем по тем же критериям работы учащихся и его оценка, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке, поиск ошибки (ошибок), самоконтроль, коррекция найденных ошибок и их причин. Учитель может выдвинуть свои критерии и по ним оценить работу учащегося.

Текст  № 2. Общие требования к системе оценки учебных достижений

Система должна обладать свойством полноты, т. иметь организационную и методологическую возможность определять показатели учебных достижений учащихся

Система должна иметь и использовать комплекс показателей, с помощью которых возможно оценивать достижения учащихся и организационныхструктур системы (образовательных учреждений и органов управления образованием) на любом уровне и форме обучения.

Используемые показатели должны удовлетворять требованиям:

Надежности, то естьзначения показателей не меняются или мало меняются при их определении иными средствами или научно обоснованными методами. Объективности, то есть значения показателей должны отражать исследуемые свойства только изучаемого объекта. При этом должно быть исключено (или минимизировано) воздействие посторонних факторов. Система должна обеспечивать сбор надежной и объективной первичной информацииоб оценках учебных достижений. Система должна использовать передовые научные методыобработки первичной информации, обеспечивающие надежные и объективные конечные результаты.

Система должна использовать различные формы испытаний (тестирование, олимпиады, экзамены) иизмерительных материалов, качество которыхудовлетворяет заранее сформулированным требования.

Система должна обеспечивать сопоставимые результаты испытаний учебных достижений при использовании различных способов оценивания и измерительных материалов. Результаты различных испытаний должны размещаться на единойметрической шкале.

Система в виде используемых технологий оценивания и измерительных материалов не должна оказывать негативного влияния на процесс обучения учащихся.

Главные новости

  • Проект «Арт-пространство МГПУ» продолжает сбор работ
    05 августа, 2022 г.
  • На что обращать внимание семьям с детьми при выборе жилья?
    05 августа, 2022 г.
  • Во благо детей
    04 августа, 2022 г.
  • Сотрудники ИЕСТ подготовили материалы для «Учительской газеты»
    04 августа, 2022 г.
  • Студенты МГПУ организовали соревнования на «Территории смыслов»
    03 августа, 2022 г.
  • Почему треть россиян не знают, что Земля вращается вокруг Солнца?
    03 августа, 2022 г.
  • VI сезон олимпиады «Я — профессионал»
    03 августа, 2022 г.
  • Публикация статей в изданиях ВАК
    03 августа, 2022 г.
  • Преподаватель ИИЯ одержала победу в конкурсе Cosinus Pi
    03 августа, 2022 г.
  • К годовщине проведения первого Московского международного кинофестиваля
    03 августа, 2022 г.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, заведующего отделом, заместителя директора по воспитательной работе, методиста «Анализ занятия в системе дополнительного образования»

Занятие в учреждении дополнительного об­разования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гиб­кое, динамичное, свободное по составу участ­ников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются пе­дагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной про­граммы, специфики объединения по интере­сам и других факторов.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способ­ствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

  • четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, вос­питательные);
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
  • использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подго­товленности учащихся, подбор индивиду­альных заданий для детей с опережением в развитии;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-пси­хологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной дея­тельности, на завершающем этапе — проанали­зировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение ма­териала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятия в системе дополнительного обра­зования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны уча­щихся.

Рассмотрим подробнее основные характе­ристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.

Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывыются  место и время проведения занятия.

Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

  • изучение методики проведения  определенного занятия;
  • изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
  • оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
  • ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;
  • мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
  • выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т.д.);
  • выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
  • определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
  • выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
  • изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
  • ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
  • проверка соблюдения педагогом норм поведения  на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);
  • выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.

Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инстру­ментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия на­глядные пособия и средства обучения (элек­тронные, научные и др.

Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и за­дач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполне­ние практических и творческих заданий, реф­лексия, заключительная часть занятия.

Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эф­фективность применяемых форм обучения с по­зиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникатив­ные качества.

Методы обучения.

Отмечаются используемые на занятии мето­ды обучения: метод словесного обучения, ме­тод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить це­лесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения вла­деть группой, организовывать ее для рабо­ты, вызывать интерес у учащихся к теме за­нятия. Следует отметить, рационально ли ис­пользовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализа­ция и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического ру­ководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педаго­га на учащихся.

Система работы учащихся.

Анализируется активность и работоспособ­ность группы учащихся на занятии, отмечает­ся наличие умений творчески применять зна­ния и умения, качество сформированных навы­ков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованно­сти, проявление коммуникативных качеств.

Удачные элементы занятия.

Называются наиболее эффективные для до­стижения цели приемы, методы, формы, спосо­бы деятельности, используемые на занятии.

Характеризуется психологическая атмосфе­ра занятия, роль педагога в создании микро­климата на занятии, коммуникативная актив­ность учащихся.

Отмечается качество выполнения практиче­ских и творческих заданий.

Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культу­ры и потребности в знаниях.

Здесь можно отметить, как педагог под­держивает дисциплину на занятии, как доби­вается заинтересованности в обучении, оха­рактеризовать его поведение(бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особен­ности речи (грамотная, многословная, лако­ничная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходи­мости, несоответствие темы занятия кален­дарному плану работы объединения и рабо­чей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в поме­щении, организацию учебного пространства ит.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сто­рону использования наглядности.

Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В слу­чае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или но­вого педагога, выводы должны содержать сле­дующие позиции:

  • общая оценка занятия — уровень проведе­ния (высокий, удовлетворительный, низ­кий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
  • достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
  • методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или не­правильно, аргументация;
  • воспитательное значение занятия — осу­ществлялось ли воспитание самостоятель­ности, трудолюбия, дисциплины, эстети­ческих взглядов и т. д.;
  • педагогическое мастерство педагога: глу­бокое знание предмета, умение переда­вать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкрет­ной целью, например, выяснение эффектив­ности форм работы педагога или проверка со­ответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материа­ла выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод мо­жет быть следующим: занятие проведено на вы­соком (достаточном, низком) профессиональ­ном и методическом уровне.

В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для вне­дрения в практику других педагогов. Даются ре­комендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справ­кой — анализом занятия педагога дополнитель­ного образования, о чем должна свидетельство­вать подпись педагога.

В приложении приводится образец формы “Справка — анализ занятия”.

Справка-анализ занятия

Дата посещения: «__» ____________________ 20 ___ г.

Название объединения по интересам: ______________________________ _____________________________________________________________________________

руководителя объединения по интересам___________________________________

Год обучения: _________________________________________________________________

Количество учащихся: по факту – _______, по списку ________

Место проведения: _____________________________________________________________

Время начала _________ и окончания ________ занятия

Цель посещения занятия: _______________________________________________________

Цель занятия: _________________________________________________________________

Тема занятия: _________________________________________________________________

  • программа объединения по интересам
  • журнал планирования и учёта работы
  • оборудование и материалы в необходимом количестве
  • средства обучения (учебники, видеоуроки)
  • наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)

Соблюдение структуры занятия:

  • организационная часть
  • постановка цели и задач занятия
  • актуализация опорных знаний и умений
  • изучение нового материала
  • выполнение практических и творческих заданий
  • рефлексия
  • заключительная часть занятия
  • индивидуальная
  • групповая
  • парная
  • коллективная

Используемые методы обучения:

  • метод словесного обучения
  • метод наглядного обучения
  • метод практического обучения
  • метод  игры
  • (другой) _________________________________________________

Система работы педагога:

  • готовность к занятию, владение материалом
  • авторитет педагога
  • создание мотивации обучения в течение всего занятия
  • умение организовать работу учащимся
  • рациональность использования времени
  • учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся
  • умелое использование смены видов деятельности
  • педагогическая культура и такт
  • воспитывающая направленность занятия

Система работы учащихся:

  • заинтересованность
  • дисциплинированность и организованность
  • активность и работоспособность
  • уважительное отношение к педагогу
  • умение творчески применять знания и умения
  • сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда
  • коммуникативная активность учащихся

 Да         нет       частично

 Да         нет       частично

  • Удачные элементы занятия: _______________________________________________
  • Замечания: _____________________________________________________________
  • Выводы и предложения: __________________________________________________

_______________________  Ф. посещающего  ______________

_______________________  Ф. педагога ____________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.