Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Дико Алла Михайловна

методист МБОУДО «Центр развития творчества

детей и юношества «Созвездие» г. Калуги

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с учащимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса нам не обойтись. В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», то есть учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений. Под диагностированием (диагностическим обследованием) понимается алгоритм действий педагогов-практиков (включая управленцев системы образования) для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Цель педагогической диагностики – управление личностным ростом ребёнка. Принципы педагогической диагностики.

Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в соответствии с определённым планом работы. Системность диагностики подразумевает комплексность в создании, подборе самих методик, их взаимосвязь между собой. Это позволит контролировать данные, получаемые одними методиками с помощью других, взаимодополняя и углубляя представления педагогов об учениках.

Научная обоснованность теории и практики диагностики. Необходимо учесть современные достижения методологии психолого-педагогических наук как в процессе диагностики, так и при анализе результатов, при выработке педагогических решений коррекционного характера.

Последовательность и преемственность. Необходим последовательный переход от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в учебно-воспитательном процессе, поэтапное усложнение и углубление процесса диагностики.

Доступность диагностических методик и процедур. Необходим такой подбор методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития учеников, их опыт. Зрительная наглядность тестов, заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками и т. ), особенно у младших школьников и детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Использование компьютерной техники открывает качественно новые возможности для наглядного обеспечения диагностирования на всех его этапах. Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что стимулирует естественность поведения обследуемых, повышает достоверность получаемого материала.

Активизация учащихся. Разъяснение ребятам о полезности объективной картины изучения их психолого-педагогических особенностей, позволяет им добросовестно, сознательно и ответственно выполнять диагностические задания, откровенно отвечать на вопросы анкет, личностных опросников. Такая активизация ребят при педагогической

диагностике позволяет обучать их самодиагностике, развить их способности к самонаблюдению и самоанализу, а в конечном счете – к самоопределению и самоуправлению.

Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в: ориентации диагностической деятельности на коррекционную педагогическую работу в «зоне ближайшего развития учащихся»; учёте тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения необходимости их поддерживать или изменять.

Функции педагогической диагностики

Выявление уровня подготовки учащихся.

Определение степени реализации образовательной программы.

Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.

Целесообразная организация образовательного процесса.

Подбор индивидуального образовательного маршрута.

Этапы педагогической диагностики.

Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания пара-метров, таблиц показателей;
  • организационный: определение и обсуждение механизма проведения диагностики;
  • обработка данных и их анализ;
  • оформление результатов диагностики.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входящего (начального) контроля, текущего контроля, промежуточного (рубежного) контроля  и итогового контроля учащихся.

Входящий (начальный) контроль проводится в течение двух недель с начала изучения образовательной программы

Цель – определение уровня развития детей, их творческих способностей

  • тестирование;
  • опрос;
  • анкетирование.

Текущий контроль проводится в течение всего учебного года

Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение готовности детей к восприятию нового материала; повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

  • опрос;
  • контрольное занятие;
  • самостоятельная работа и т.д.

Промежуточный (рубежный) контроль проводится по окончании  изучения темы или  раздела образовательной программы, в конце полугодия.

Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение результатов обучения.

  • выставка;
  • конкурс;
  • концерт;
  • фестиваль;
  • праздник;
  • творческая работа;
  • опрос;
  • контрольное занятие и т.д.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года или курса обучения.

Цель: определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение; получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

  • выставка;
  • конкурс;
  • концерт;
  • фестиваль;
  • праздник;
  • творческая работа;
  • презентация творческих работ;
  • опрос;
  • контрольное занятие;
  • экзамен;
  • защита рефератов, проектов;
  • самоанализ;
  • тестирование;
  • самоанализ и т.д.

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т. ; к косвенным методам относится наблюдение.

Рассмотрим основные методы педагогической диагностики.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тесты. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

– относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат времени;

– однозначными, т. не допускать произвольного толкования тестового задания;

– стандартными, т. пригодными для широкого практического использования.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

– оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция ученика на различные воспитательные влияния);

– наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

– в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика; – наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

−                   личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции);

−                   учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).

Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Формы представления результатов диагностики

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

– дневник педагогических наблюдений;

– диагностические карты;

– зачетные и личные учебные книжки и т.

Анализ материалов педагогической диагностики позволяет:

−                   увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии учащихся;

−                   выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе.

−                   правильно оценить качество знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;

−                   правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению;

−                   повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

52 часть курсовой. docxинформатика кдр. odtchto_plavaet_-_chto_tonet. docЗадание 3. docxUsimov_Diplomnaya_rabota. doc

Показать все связанные файлыРабочая программа по ОДНКНР (5 класс), на 2022 -2023 уч. год. docxПамятка по охране труда и пожарной безопасности для педагога допСимушев Программа по МА. pdfГриценко Программа по ААГ (3). pdfигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docx

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №1

Обучающийся Яшкова Татьяна Евгеньевна

Портнова Татьяна Васильевна

Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данных  понятий

Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного  образования, реализующего  программы социально – педагогической направленности (направленность  программы на выбор  студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции.

Профессиограмма Педагог дополнительного образованияИстория профессииСоциальная значимость профессии в обществеМассовость и уникальность профессиизанимательный творческий процесс

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

Риски профессииГде получить профессиюДополнительный интерес:

методика организации досуговых мероприятий

вариантам психического развития ребенка

Смоделируйте не менее 4 педагогических  ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные  варианты решения.

  • Ученик Иван не внимательно слушал технику безопасности, при работе с термо-пистолетом. При начале работы Иван схватил пистолет за нагретый конец и обжёг пальцы. Преподаватель сделала замечание Ивану и проводила его к мед.сестре.
  • Преподаватель замечает, что Сергей и Денис грубо разговаривают друг с другом, делает им замечание. На перемене, ученики вместе выходят из кабинета, тыкая друг друга. Преподаватель идёт за учениками, останавливает их и возвращает в кабинет. Проводит беседу, разрешая их конфликт. Парни поняли друг друга и помирились.
  • Алиса перед занятием принесла из дома мороженое и угостила подругу Вику. Во время занятия, у Вики сильно заболел зуб. Преподаватель сообщила об этом директору школы и сопроводила ученицу к мед.сестре. Вике дали освобождение от занятия порекомендовали сходить к стоматологу. Преподаватель позвонила родителям девочки и объяснила ситуацию.
  • Тема занятия «рисование узоров на стекле витражными красками». Преподаватель не проверила целостность подготовленного заранее специального стекла. Когда дети приступили к практике, Кате попалось отколотое стекло и она порезала руку. Об этом было сообщено директору школы и оказана первая медицинская помощь. Родители девочки подали жалобу на преподавателя, была проведена проверка и преподаватель получила наказание.

Вам необходимо выступить на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Особенности инструментария педагога дополнительного  образования в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Диагностический инструмент педагога дополнительного  образования

Методы и методики психолого-педагогической диагностикиВ методическом багаже педагога значимое место занимают разнообразные методики: тесты, опросники, анкеты и др. , т. формируется его специальный инструментарий.

Под инструментарием понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

Инструментарий педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении. Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности педагога, к которым относятся:

– диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация и т

-организационная: организация педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в педагогической деятельности;

– прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании педагогических процессов конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов педагогической деятельности;

– управленческая: участие в управлении педагогическими процессами в учреждении дополнительного образования в целом;

– координационная: организация взаимодействия специалистов и служб по поводу оптимизации педагогического пространства и педагогического эффекта образования и воспитания.

Диагностический инструмент педагога включает как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т. , что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.

Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и педагогической интерпретации. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.

В арсенале педагога («методическом портфеле») значительное место занимают именно диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Типовая технология решения конкретной педагогической проблемы включает следующие этапы:

Определение педагогической проблемы.

Ситуационный анализ: общее описание педагогической ситуации.

Определение педагогической стратегии –подготовка программы и рабочего плана деятельности.

Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

Описание хода и результатов педагогической деятельности.

Разработка педагогической технологии.

Реализация педагогического проекта.

Диагностический инструментарий педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики, а также отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские кары учащихся и прочее.

Методы и методики психолого-педагогической диагностики позволяют изучить и оценить свойства индивидуальности учащегося, его родителей (опекунов), педагога, руководителей учреждения и представителей, сотрудничающих с учреждением организаций.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Для педагога дополнительного образования, реализующего цели и задачи педагогической деятельности, актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем.

А также использование мощных педагогических инструментов воспитания (труд, спорт, просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррекция, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.

В педагогической деятельности педагог дополнительного образования применяет разнообразные методы и методики, например:

– изучение и анализ литературы и документов;

– беседа (индивидуальная и групповая);

– моделирование и проктирование;

– опрос и анкетирование;

– социометрическое исследование;

– социологическое исследование;

– применение бланковых и аппаратурных текстов.

В контексте содержательной характеристики педагогической деятельности возможно деление имеющихся методов на: социально-педагогические исследования; методы социального обучения и воспитания; методы педагогической помощи.

Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных  инструментария и  методов в деятельности педагога дополнительного образования (не менее  3).

Обоснуйте, какие возможности ли педагог  дополнительного  образования, реализующий программы педагогической направленности, для использования разнообразных методов? Если да, то какие?1. Для выявления социального статуса семьи, преподаватель предлагает родителям пройти анкету и ответить на вопросы о семье и взаимоотношениях в семье.

Для проверки знаний пройденного раздела обучения, преподаватель проводит с детьми тест, где им нужно выбрать правильные ответы.

В учебном заведении хотят провести анонимный опрос, на тему: «Что вам не хватает в учебном заведении?» (в плане интерьера). Так как дети открыто стесняются о чем то говорить, то анонимный опросник это очень хорошая идея. второй вопрос там опечатка какая то, не поняла что нужно.

На основе  материалов лекции и учебно–методических  пособий заполните таблицу «Методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Возможные ситуации  применения

На основе анализа Интернет-источников приведите конкретные примеры реализации гигиенических требований при решении педагогических задач дополнительного образования. Охарактеризуйте деятельность  учреждения дополнительного образования, программы педагогической деятельности в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности.

Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 – 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17 – 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20 – 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20 – 22 С, душевых – 25 С.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной – трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 – 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5 – 10 минут.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

– не закрашивать оконные стекла;

– не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

– очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7 – 0,9; для стен – 0,5 – 0,7; для пола – 0,4 – 0,5; для мебели и парт – 0,45; для классных досок – 0,1 – 0,2.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

– организованных подвижных игр на переменах;

Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Диагностика в работе педагога дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

«Центр детского творчества»

Диагностика в работе педагога дополнительного

педагог – организатор

высшей квалификационной категории

Мартынова И.

Трехгорный, 2020 г.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании

многогранной личности ребенка, в его образовании, в ранней

профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей

многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно по сравнению с общим

В своем обращении к Федеральному собранию 04. 14 г. Президент

России В. Путин отметил следующее:

«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие

по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного

дополнительного образования. Центры художественного, технического,

музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития

Система дополнительного образования детей переживает период

становления. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет

дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов.

В связи с этим, дополнительное образование наделено правами

самостоятельного определения своей деятельности, исходя из интересов

детей. Необходимо также определить оценки качества дополнительного

образования, которые должны удовлетворять требования общества, запросы

и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего

формирования и развития личности ребенка.

Актуальность оценки качества обусловлена процессом государственной

аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, когда

дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Вопрос

поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их

фиксации и документального представления также актуален, поскольку

связан с процессом аттестации педагогических работников.

Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.

Последовательность и преемственность. Необходим

последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и

методов диагностики к другим по мере развития, обучения и

воспитания личности.

Доступность диагностических методик. Необходим такой подбор

методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на

реальный уровень развития учеников.

Активизация учащихся. Активизация ребят во время педагогической

диагностики позволяет обучать их самодиагностике, развить их

способность к самонаблюдению и самоанализу.

Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в учёте

тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя

несколько этапов.

Подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания

параметров, таблиц показателей.

Организационный: определение и обсуждение механизма проведения

Обработка данных и их анализ.

Оформление результатов диагностики.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем

проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся

начале учебного года рекомендуется составить календарный план по

диагностике на весь учебный год.

Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала

изучения образовательной программы.

Её цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных

особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе.

Выбор уровня сложности программы, темпа обучения.

Оценка дидактической и методической подготовленности.

Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела

образовательной программы или по мере необходимости.

Её цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция

образовательного процесса в направлении усиления его развивающей

Оценка правильности выбора технологии и методики.

Корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии

оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и

методистом ОУ.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

анализ результатов обучения;

анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

выставка работ и т.

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих

Четко определить цель диагностики.

В соответствии с целью определить объекты диагностики.

В соответствии с выделенными объектами подобрать систему

конкретных методик.

Определить условия их использования применительно к конкретному

случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных

условиях учебно-воспитательного процесса.

Выделить направления анализа получаемых данных.

Изучать развитие всех учащихся без исключения (желательно).

Проводить диагностику систематически по каждому из параметров

развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики

какого-либо учащегося, например из-за болезни или по другим

причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально

приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).

Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения

Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все

основные стороны развития учащихся.

Определить реальные достижения учащегося с учетом его возраста,

генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей

Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не

совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь

предварительная ориентировка в уровне развития.

Оценивать результаты диагностики того или иного учащегося путем их

сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок

того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в

развитии. Оценивать усилия самого учащегося в учебной деятельности

и самовоспитании.

У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или

соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам,

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные

условия для развития каждого.

В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития

той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать

возможную «зону ближайшего развития».

Корректировать недостатки, опираясь на достоинства учащегося.

Важным профессиональным качеством педагога является умелое

использование разнообразных диагностических методов личностного роста

ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым

методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная

беседа, тесты и т. ; к косвенным методам относится наблюдение.

Метод, при использовании которого ученик отвечает на ряд задаваемых

ему вопросов. Вопросы, задаваемые педагогом, могут корректироваться в

процессе исследования в зависимости от ситуации.

Устный опрос (наблюдение за поведением и реакциями ученика);

Письменный опрос позволяет охватить большее количество учеников за

сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого

вида вопроса – анкета.

Свободный опрос разновидность письменного и устного опроса, при

котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом

можно гибко менять тактику и содержание исследования.

Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру

опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет, не отклонятся от

плана и намеченных шагов в исследовании.

Многие выдающиеся ученые признавали главным источником получения

научных фактов – наблюдение.

Наблюдение за поведением учащихся в разных видах деятельности дает

педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития

детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь

ученика в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является

исходным и основным в педагогической диагностике, поскольку он

применяется постоянно, в то время как другие методы – лишь периодически.

Постановка цели.

Выбор объекта и ситуации наблюдения.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Сохранение естественных условий.

Регистрация (фиксация) результатов.

Процедура наблюдения бывает различной:

Активное наблюдение – педагог активно сотрудничает с учеником,

либо активно участвует в деятельности группы.

Пассивное наблюдение – педагог может оставаться в позиции

постороннего человека и наблюдать со стороны.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если

речь идет о деятельности ученика, то надо заранее составить вопросник.

Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями

Педагог должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при

наблюдении и предупреждать их.

Достоинства метода наблюдения

Богатство собираемых сведений.

Сохранена естественность условий деятельности учащихся.

Допустимое использование разнообразных технических средств.

Необязательно получение предварительного согласия ученика.

Недостатки метода наблюдения

-Его предубеждение (искажения восприятия тем больше, чем сильнее

педагог стремится подтвердить свою гипотезу).

-Усталость педагога (в результате чего педагог перестает замечать

важные изменения, делает ошибки при записях).

вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в

профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа

Достоинства метода беседы:

Активизирует учащихся.

Развивает их память и речь.

Делает открытыми знания учащихся.

Имеет большую воспитательную силу.

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ,

который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их

Необходим запас знаний.

Анкета- это опросный лист для получения ответов на заранее

составленную систему вопросов.

Открытые (ученик сам формулирует ответы на поставленные

вопросы) и закрытые (ученик из предложенных ответов выбирает

наиболее подходящий).

Письменные и устные.

Анонимные (без указания имени и фамилии) и именные.

Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно ученик)

и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).

Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные

(ответы выражаются в виде слова).

Требования к составлению анкет:

Вопросы должны быть четкие.

Интерес к вопросам должен постепенно возрастать.

Сложность вопроса должна соответствовать уровню развития ученика.

Наличие взаимоконтролирующих вопросов.

Необходимо включать вопросы типа «почему».

В закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты

ответов. (Приложение 1)

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого

делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» означает

Существует три этапа тестирования:

Выбор теста.

Его проведение.

Подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

Относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат

Стандартными, т. пригодными для широкого практического

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования

предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и

навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.

Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам

ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении,

учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные

знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения

образовательной программы). (Приложение 2)

Таким образом, для изучения личности учащегося можно использовать

разные методы диагностики.

Выбирая тот или иной способ работы с учеником, нужно иметь в виду

достоинства и возможные недостатки используемых методов. Это позволит

грамотно комбинировать их в работе, дополняя и проверяя полученные

результаты. Учитывая то, что ни один из методов не может дать абсолютно

точной, полной и надежной информации педагог должен владеть широким

исследовательским инструментом.

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Анкеты для кружковцев

Учебный год занятий в нашем объединении заканчивается. И нам не

безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем сделать

занятия в кружке более интересными, плодотворными для тебя и твоих

друзей. Заполни, пожалуйста, анкету. Для этого внимательно прочти

предложения, а потом закончи их.

Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть

только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы:

Сколько времени ты занимаешься в объединении?

А) первый год Б) второй год В) третий год

Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами Г) это был

В объединении ты занимался чтобы:

А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности Г)

заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) узнать,

на что ты способен.

Какое мероприятие в объединении понравилось больше

Если бы ты был руководителем объединения, то ты

Твоя оценка за работу нашему объединению (по десятибалльной

Ты записался в наше объединение.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим заполнить

анкету. Для этого нужно внимательно прочитать предложения, а потом

закончить их.

Там где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть те,

х пунктов.

Отвечать нужно искренне.

Я хочу заниматься в объединении, чтобы:

А) Научится чему-нибудь полезному.

Б) Найти себе друзей.

В) Развить свои способности.

Г) Заниматься любимым делом.

Д) Узнать, на что я способен.

Е) Весело провести время.

Дома, в свободное время мне больше всего нравится

Для меня в объединении важнее

Когда я думаю, о предстоящих занятиях в объединении, я испытываю

А) Радости.

Б) Скуки.

В) Тревоги.

Г) Нетерпение (скорей бы закончились занятия).

Д) Что еще? Напиши_______________________________________________

Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда

Больше всего я боюсь,

Я мечтаю о том,

Кем ты хочешь работать, когда

А) Советом родителей.

Б) Советом друзей.

В) Советом учителей.

Г) Собственными интересами.

Д) Это был случайный выбор.

Если бы ты был руководителей объединения,

Тест (методика незаконченного предложения)

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Список используемой литературы

• Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании

• Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04. 2014

«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»

• Шаршакова Л. Педагогическая диагностика образовательного

процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного

образования — СПб. : ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского)

творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

• Меркулова Е. Педагогическая диагностика в деятельности педагога

• Бабичева Т. Школа педагогического мастерства по теме “Устный

опрос как один из методов педагогического контроля” предполагает

работу педагогического коллектива в группах.

• Лаптеева Е. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в

Мониторинг процесса воспитания в дополнительном образовании. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей Мониторинг дополнительного образования детей в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *