Создание положительной мотивации на уроках русского языка
Сергеенко И.Ю., преподаватель ГБПОУ
«Чайковский индустриальный колледж»
Учебная мотивация – начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Приведем примеры использования приемов мотивации учащихся и проиллюстрируем их заданиями (Таблица 1).
Таблица 1 – приемы положительной мотивации на уроках русского языка
Учителя-словесники отчетливо осознают исключительную важность проблемы формирования мотивации и считают, что лингвистическое содержание школьного курса русского языка требует новых подходов в организации процесса обучения. Вместе с тем ими хорошо осознаются и те негативные стороны учебного процесса, которые мешают формированию мотивации. Известно, что на уроках (и не только русского языка и литературы) превалирует стиль напряженного ожидания («спросят — не спросят»); дети пассивны за партой, поскольку им не хватает эффекта новизны, не увлекают стандартные формы работы, средства обучения. А ведь научить можно тогда, когда ребенок хочет знать и хочет научиться.
Считаю, что стиль обучения и общения на уроке нуждается в пересмотре. Существенный недостаток преподавания — отсутствие опоры на эмоциональную сферу детей, что связывается словесниками, в основном, с традиционным изучением уровневых единиц языка, абстрактностью языкового материала, который обычно запоминается механически; недостаточной коммуникативной направленностью процесса обучения, а также отсутствием технологий, учитывающих важность и ведущую роль эмоционального компонента в учебной деятельности.
Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора — собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, необходимо иметь в виду, что формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: раскрыть мотивационный потенциал самого предмета, с одной стороны, и раскрыть потенциал личности учителя и ученика, с другой.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший — продуктивно-творческий уровень развития.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.
Как мотивировать школьников на изучение русского языка? Этот вопрос особенно актуален для меня.
В результате применения данных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
— повышение уровня мотивации обучающихся,
— формирование интереса к процессу решения учебных задач;
— повышение познавательной активности обучающихся;
— прочное усвоение учебного материала, повышение качества знаний;
— повышение самооценки обучающихся;
Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
ситуация предвосхищения добровольное (обязательное)
будущего результата МОТИВАЦИЯ включение в процесс
опора на эмоциональную опора на механизмы
сферу творческой деятельности
Но мотивация не формируется сама по себе, ее целенаправленное, а не стихийное действие обеспечивает, прежде всего, личность самого преподавателя, его способность создать благоприятную атмосферу, при которой возможны сотрудничество и сотворчество; его умение и желание достигнуть результата, при котором знания, умения и навыки, полученные учащимися, будут системными, прочными и долговременными.
Таким образом, положительная мотивация в учебно-познавательной деятельности учащегося складывается из:
атмосферы в группе
сотрудничества преподавателя и учащегося
МОТИВАЦИЯ личности преподавателя
формы преподнесения материала
Очень многие понятия в русском языке остаются для детей формальными, потому что мы часто недооцениваем самого слова. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, которая вызывает у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка.
Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является средством создания положительного фона всего урока. Ведь ученик не может мыслить творчески, если он боится ошибиться. Поэтому авторитарная педагогика для «живого» урока неприемлема.
Как сделать урок «живым»? На уроках русского языка, как и на других дисциплинах, можно использовать ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Вот приёмы и упражнения, используемые мной на уроках:
На уроках русского языка в 7 классе для формирования познавательных и социальных мотивов, которые проявляются в стремлении к получению новой информации, в поиске решений задач, в успеваемости и посещении занятий, в стремлении к заданиям пониженной или повышенной трудности, передо мной стояли задачи:
1) создавать ситуации:
— выбора при имеющихся вариантах ответа
— ситуации свободного выбора без ответов
— ситуации выбора с ограничением (соревнование, оценивание другим человеком.
2) формировать цели на всех этапах урока (конечных и промежуточных; учебных, познавательных, социальных)
3) формировать эмоциональный компонент мотивации – положительные эмоции (радость, уверенность, любопытство, гордость, удивление, конструктивное сомнение).
Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога (работа в малых группах, обучающие игры, тестирование, разминки, разрешение проблем и пр.). Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.
Формирование мотивации в зависимости от организационных форм:
— индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю;
— работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству;
— работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.
Формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изученному предмету.
Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель — учащийся, учащийся — преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний.
При формировании мотивации учителю необходимо начать с диагностики, чтобы выявить исходное состояние мотивации обучающихся.
Следующим этапом формирования мотивации станет постановка целей воспитания мотивации, а также отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации, которые позволят за небольшой срок обеспечить максимальный в данных условиях результат развития мотивации.
Применение разнообразных учебных материалов и приемов учебной работы способствует повышению интереса к предмету.
Наиболее эффективными методами обучения для развития мотивации являются проблемное обучение и интерактивные методы.
Большое влияние оказывает благоприятная атмосфера в коллективе, применение коллективной работы.
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету.
Учитель формирует на уроке положительное отношение к новым знаниям, создает ситуации успеха, создает эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.
Упражнения и педагогические приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.
1. Метафоры – притчи.
Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.
Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» — спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» — сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», — посоветовал мудрец. «не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» — ответил упрямый.
2. Подростки в силу своих возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания. Предлагаю им на уроке поговорить, например, о свойствах памяти и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию словарного диктанта.
3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
В. Записать не менее шести ответов на вопросы:
— Чего не случится, если я буду писать грамотно?
— Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
— Что случится, если я буду писать грамотно?
— Что случится, если я не буду писать грамотно?
Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.
4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.
5. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
6. Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа «что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу, во время прогулки по осеннему парку, когда выполнял домашнее задание по русскому языку и т.д.
7. В начале урока:
— Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
— А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
— Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
— Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
— Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?
На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.
11. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
— Что вы уже знаете по этой теме?
— Подберите слова на эту тему.
— Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.
Работая в условиях ФГОС, учитель создаёт активную познавательную атмосферу на уроке, и это заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.