На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Информация для обучающихся

По окончании курса Вы получите:

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Удостоверение повышения
квалификации государственного образца

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
№ Л035-01271-78/00346888
Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга 19.11.2020 года.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

признаются аттестационными
комиссиями во всех регионах РФ.
Они соответствуют всем требования
ФЗ «Об образовании в РФ» и ничем
не отличаются от документов,
выдаваемых при очном обучении

Для прохождения курса
необходимо:

  • Подать заявку и оплатить курс
  • Получить официальный документ установленного образца по почте
  • «Организация работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста»
    Продолжительность: 72 часа
  • «Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
    Продолжительность: 72 часа
  • «Реализация требований ФГОС НОО от 2021 года в работе учителя начальных классов»
    Продолжительность: 108 часов
  • «Обучение английскому языку в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО от 2021 года и ФГОС СОО»
    Продолжительность: 108 часов
  • «Бережливые технологии в образовании»
    Продолжительность: 36 часов
  • «Содержание и методы обучения математике по ФГОС ООО от 2021 года»
    Продолжительность: 108 часов

Благодаря системе дополнительного образования любой желающий может научиться делу, к которому он тяготеет. Центры ДО бывают самые разнообразные: государственные и частные, узкоспециализированные и многопрофильные, для детей и взрослых, для дипломированных специалистов и слушателей без профессионального образования. Объединяет все эти организации то, что они сами разрабатывают учебные курсы и при этом не повторяют, а дополняют основные государственные программы для средних и высших учебных заведений.

Курсы ДО делятся на две большие группы – общеобразовательные и профессиональные. Первые рассчитаны на широкую аудиторию, в том числе детскую. К этой категории относятся спортивные секции для подростков, театральные студии, курсы кройки и шитья, компьютерной грамотности, изучения иностранных языков, авиамоделирования, риторики – словом, занятия, которые способствуют физическому, интеллектуальному или духовному развитию личности. Вторая группа – программы дополнительного профессионального образования. Они, в свою очередь, рассчитаны на дипломированных специалистов с высшим или средним образованием, стремящихся расширить собственные профессиональные возможности.

В России система дополнительного образования быстро развивается: в крупных городах открыты десятки центров, где любой желающий сможет подобрать себе или своему ребенку интересную развивающую программу. Именно таким учебным заведениям и посвящен этот раздел. Центры рассортированы по городам, поэтому вы без труда найдете подходящую организацию.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Сертификат о прохождении
обучения курса 16 ак. часа

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

признаются аттестационными
комиссиями во всех регионах РФ.
Они соответствуют всем требования
ФЗ «Об образовании в РФ» и ничем
не отличаются от документов,
выдаваемых при очном обучении

Для прохождения курса
необходимо
  • Подать заявку на курс
  • Заказать официальный документ установленного образца

Курс дополнительного образования по теме

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

В курсе «Медиация в системе образования» рассматриваются методы работы школьных служб примирения. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия обучающихся.

Предлагаем Вам пройти краткосрочное обучение по курсу дополнительного образования в объеме 16 ак.часов с получением соответствующего документа для подтверждения своей профессиональной компетентности, а также для формирования портфолио к аттестации. Обучение на курсе бесплатное. Оплачивается только оформление подтверждающего документа в размере 350 рублей.

В данном курсе Вашему вниманию будут представлены следующие темы

  • Медиация в образовательной организации: понятие, история, нормативно-правовое обеспечение.
  • Цели и задачи служб школьной медиации.
  • Медиатор: понятие, роль, типы, требования.

Почему стоит пройти обучение у нас

Бесплатный доступ к
материалам курса

Удобный формат
итоговой аттестации

Категория слушателей

Педагогические работники любых образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; коррекционных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей), студенты старших курсов педагогических ВУЗов, НПО и СПО.

Краткая инструкция для прохождения обучения

  • Самостоятельно изучить лекционный материал. Пройти итоговое тестирование.
  • Перейти по ссылке, указанной в описании выше, для загрузки ответов на тест.
  • После успешного прохождения итогового тестирования, Вам на электронный адрес будет отправлено уведомление с инструкцией о получении документа.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение

Основы медиации в системе образования

Курс повышения квалификации раскрывает основные аспекты ведения процедуры медиации в образовательной организации. Предназначен для медиаторов и других педагогических работников.

Соответствует
требованиям
аттестации

Автор курса
повышения квалификации
«Центр Развития
Педагогики»

Курс постоянно
действующий

Курс разработан
в соответствии c
требованиями ФГОС
и профстандарта

2200 учащихся сейчас на курсе

Доступное
и комфортное
обучение

Выгодная стоимость
и бесплатная отправка
документов

Качественный
лекционный материал

Удобный формат
итоговой аттестации

Образец выдаваемого документа

По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации
установленного образца с защитой от подделки.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Выдается после окончания обучения. Оригинал высылается Почтой России,
копия — на Ваш электронный адрес.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Подарок каждому слушателю!
Высылается на Ваш электронный адрес
сразу после обучения.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Справка об обучении

Выдается при зачислении на обучение.
Высылается на Ваш электронный адрес
сразу после одобрения заявки.

педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, руководители образовательных организаций, заместители директоров по УВР, заместители директора по ВР, специалисты организаций, осуществляющих образовательную деятельность (лица, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование).

повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников в данной сфере деятельности; предоставление информации слушателям о нормативно-правовом обеспечении процесса, требованиях к медиатору, восстановительных практиках реагирования, цивилизованных методах урегулирования конфликтных и противоправных ситуаций.

Еще курсы из раздела Астрономия, География, краеведение, Биология, ИЗО, Иностранные языки, Информатика, История, Литература, Математика, Музыка, МХК, ОБЖ, Обществознание, Основы религиозных культур, ОДНКНР, Русский язык, Технология, труд, Физика, Физическое воспитание, Химия, Экология, Родной язык, Родная литература, Общепедагогические темы, Учителям-предметникам, Для педагогов НОО, Инклюзивное образование, работа с детьми с ОВЗ, Дополнительное образование детей, Психология, социальная педагогика, Директору, завучу, Тьютору, Для классного руководителя:

Отзывы обучающихся на курсах повышения квалификации

Школьная служба медиации (примирения) это:

  • Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика школьной дезадаптации.
  • Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий и основывается на следующих принципах:

Правовой основой создания и деятельности школьной службы медиации является:

· Конвенция о правах ребенка

· ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N273

· ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием

посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010г. N 193

·Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 No 761 «О

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 No ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Школа – это целый мир, в котором подчас приходится уживаться очень разным людям. Поэтому конфликтные ситуации в школе – это не редкость. Для урегулирования этих конфликтов существует школьная служба медиации. Основная ее задача – прийти на помощь конфликтующим сторонам, организовать поле для конструктивного диалога и атмосферу взаимопонимания. Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Какие конфликты могут быть в школе?

Конфликт «Ученик — ученик»

  • борьба за авторитет
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Конфликт «Учитель — ученик»
Причины:

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

В решении таких и других конфликтов может помочь

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ!

Ее основная цель – создание бесконфликтного и гармоничного пространства в школьной жизни!

Пусть жизнь без разногласий и противоречий невозможна, но мы можем научится понимать друг друга и принимать такими, какие мы есть.

Понятия “школьная медиация” и “служба школьной медиации”

Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.

Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (комедиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.

Комедиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.

В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Для урегулирования этих конфликтов существует служба медиации. Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. С этого года в нашей школе создана такая служба. Школьная служба медиации (примирения). Школьная служба медиации состоит из одного или нескольких кураторов (работники образовательной организации) и медиаторы (учащиеся старших классов). Основная ее задача – прийти на помощь конфликтующим сторонам, организовать поле для конструктивного диалога и атмосферу взаимопонимания. Ее основная цель – создание бесконфликтного и гармоничного пространства в школьной жизни!

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Разбираемся, почему и как в образование приходят технологии.

Иллюстрация: Andrea Piacquadio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Знакомые идеи? С внедрением цифры в образование связано много страхов. В этой статье мы постараемся разобраться:

Прежде всего, поясним: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.

Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:

  • Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
  • На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
  • На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.

В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Попробуем разобраться, почему во всём мире стала необходимой такая масштабная переделка подходов к обучению, а также какие у неё есть плюсы и минусы.

С тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровизации, согласны многие эксперты. Хотя бы потому, что цифровая интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие процессы.

Так, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования «Образование и педагогические науки» Елена Казакова считает, что вопроса о том, использовать или нет цифровые технологии в образовании, уже нет на повестке дня:

«Не внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов тоже высказался о, что цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно перестраиваться и достигать цифровой зрелости. Министр образования и науки Валерий Фальков отметил, что даже очный формат обучения трансформируется, некоторые элементы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя останутся в нём уже навсегда.

«Уже невозможно не замечать и не использовать те цифровые решения и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, разнообразить уроки в классе и домашнюю работу», — считает Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Иными словами, использование цифровых инструментов — не вопрос моды, а насущная необходимость.

Как в XV веке на сферу образования повлияло изобретение книгопечатания (до этого из-за большой дороговизны рукописных книг самым распространённым способом получения и распространения знаний были живые лекции), так же меняют образование и цифровые технологии. И как тогда речь шла о появлении новых возможностей и новых инструментов, так и сейчас.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Кирилл (слева) и Мефодий (в центре) переводят книги на славянский языкМиниатюра: Радзивилловская летопись / Wikimedia Commons

Когда-то люди писали исключительно от руки, потом появились печатные машинки, затем — компьютеры с текстовыми программами. Когда-то обсуждать что-то с другим человеком, находящимся на большом расстоянии, можно было исключительно в письмах, потом появились телеграф и телефон, а затем и интернет с его многочисленными возможностями.

Всё это во многом соответствует понятию промышленных революций. Первая промышленная революция произошла с изобретением парового двигателя, который подтолкнул механизацию производства и развитие железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, стало причиной бурного роста фабрик и заводов в конце XVIII века.

Технической причиной второй промышленной революции в конце XIX — начале ХХ века стало изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания. Появились новые производственные технологии, телеграф и телефон, автомобили, люди в отдалённых регионах смогли быстро обмениваться сообщениями, и передвижение между городами ускорилось.

Наконец, вторую половину ХХ века, когда появились цифровые технологии и начался рост электроники, телекоммуникаций и распространение персональных компьютеров, принято называть третьей промышленной революцией.

Считается, что развитие интернета положило начало новой промышленной революции — четвёртой. От неё ожидают роста технологий на основе искусственного интеллекта, нейросетей, дополненной реальности, интернета вещей и так далее.

Все эти революции в той или иной мере сказывались и на образовательных процессах. Было бы очень странно, если бы, несмотря на произошедшие технологические перемены, занятия в школах и университетах по-прежнему проходили при керосиновых лампах, и учащиеся писали бы перьями, окуная их в чернила. Точно так же неестественно сейчас было бы отказываться от возможностей цифровых технологий.

При всей своей консервативности школа и вуз всё-таки должны соответствовать обществу вокруг. Выпускник школы и тем более вуза должен быть подготовлен к жизни в современном мире, а цифра сегодня плотно вошла во все сферы жизни и работы.

С другой стороны, ученики к начальной школе (да даже к детскому саду) уже знакомы с цифровыми технологиями. Пусть отличия «цифровых аборигенов» от предыдущих поколений, в общем, сильно преувеличены (например, студенты вузов по всему миру до сих пор в целом предпочитают бумажные книги электронным) — факт остаётся фактом, каждое новое поколение всё глубже погружено в цифровую среду. И образовательным системам уже сейчас приходится приспосабливаться к повседневным привычкам учеников. А многие эти привычки — цифровые.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Но цифровизация образования не означает, что электронные инструменты заменят собой всю образовательную среду и тем более учителей. Против этого свидетельствуют результаты исследований — форматы, когда обучение строится офлайн и частично онлайн, оказываются, как правило, эффективнее и полного дистанта, и абсолютного отказа от современных цифровых инструментов. А практика показывает, что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия с учителем и соучениками — и онлайн-курс без всякой обратной связи, и скучная лекция, после которой никто не задаёт вопросы, одинаково малополезны.

Эффективность цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена как минимум в следующих основных направлениях:

  • Как и во всех остальных сферах, цифровизация в образовании упрощает организационные задачи. В школьном электронном дневнике удобнее фиксировать и передавать информацию (например, от учителя родителям ученика и наоборот), а современные инструменты для вузов позволяют составить индивидуальное расписание для каждого из тысяч студентов (и ещё учесть при этом его личный выбор).
  • Цифровизация делает образование удобнее для школьников и студентов. Так, возможности гибридного обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически (например, из-за болезни). Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогает сделать обучение более индивидуализированным: более способным ученикам дать темы и занятия посложнее, а более слабым — помочь отработать наиболее трудные для них темы. На полных онлайн-программах можно учиться и сдавать экзамены, физически находясь где угодно.
  • Онлайн даёт доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат. Крупные онлайн-платформы, на которых размещены массовые курсы ведущих университетов мира (Coursera и другие подобные проекты, в том числе российские), позволяют человеку из любой точки мира прослушать лекции, например, Гарварда или МГУ. До появления подобных платформ такая возможность была лишь у студентов соответствующих вузов, но не у всех есть возможность туда поступить. Сейчас разные вузы могут включать в свои программы готовые курсы лекций других ведущих университетов.

Онлайн-курсами разнообразие учебного контента в Сети не исчерпывается. И школьнику, и студенту бывает полезно, если тема осталась непонятной, посмотреть или почитать объяснение другого преподавателя, а также отработать знания на разных упражнениях, задачах и примерах. Цифровые решения позволяют создавать множество новых, неповторяющихся заданий индивидуально для каждого ученика.

  • В виртуальной среде можно отрабатывать реальные навыки в безопасной среде. Если сразу делать что-то полностью «как в жизни» опасно, невозможно или очень дорого (например, студента-медика не поставишь сразу за операционный стол к реальному пациенту, а студента-пилота не посадишь сразу за управление настоящим самолётом), то на помощь приходят VR‑технологии.
  • Обучение в цифровой среде позволяет собирать данные и анализировать их, чтобы потом улучшить образовательный процесс. Учебная аналитика — не только инструмент управления в рамках масштабных образовательных систем, она вполне может быть полезна и учителю, который работает с несколькими классами. Есть примеры, когда специальное онлайн-тестирование позволяло учителям заметить в своём классе учеников, чьих трудностей или, наоборот, успехов они раньше не видели. Техника в этом смысле беспристрастна. А в высшем образовании, например, большие данные помогают оценить даже вероятность отчисления студентов и предсказывают, как будут учиться в будущем нынешние абитуриенты.

Словом, цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой — подспорье для него, новые удобные инструменты.

О внедрении цифровых технологий в образование на государственном уровне в России заботились давно. Но особенно масштабными такие проекты стали после пандемии.

  • В школах в этом году идёт эксперимент по развитию «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Пока им охвачены 15 регионов. Эксперимент в рамках национального проекта «Образование» предполагает как техническое переоснащение школ, так и создание для них новых цифровых сервисов. Так, развивается платформа «Моя школа», которая должна стать большой экосистемой из множества различных цифровых инструментов: от электронных дневников и журналов до обмена учебными материалами между педагогами, учащимися и их родителями.
  • Более широкая программа цифровых нововведений для школ и колледжей изложена в распоряжении Правительства РФ о цифровой трансформации образования. Документ предполагает создание цифровой системы управления образовательной организацией, цифровых помощников ученика, учителя и родителя, а также цифровых портфолио учеников. Похоже, что базой для этих решений тоже станет система «Моя школа».
  • Предусмотрены и разные направления цифровой трансформации вузов. Она ориентирована не столько на разработку образовательных сервисов, сколько на развитие инфраструктуры сбора и обработки отраслевых данных о вузах и научных учреждениях, внедрение информационных систем для учёных и формирование в вузах собственных команд по цифровой трансформации.

Университеты нередко выступают в процессе цифровизации образования в экспертной роли: например, в вузах — участниках программы «Приоритет» созданы цифровые кафедры, на которых студенты могут получить дополнительную IT‑квалификацию.

Государственные программы могут быть сколь угодно масштабными, но до реализации доходят далеко не все идеи. Цифровизация российского образования идёт с переменным успехом. Среди главных проблем исследователи и практики отмечают следующие:

Впрочем, есть и учебные заведения, которые с проблемами такого рода уже почти не сталкиваются. Дело в том, что разные российские вузы и школы на самом деле находятся на разных этапах цифровой зрелости. Хотя формально на федеральном уровне речь уже идёт о цифровой трансформации, по факту часть учреждений ещё не прошла этап оцифровки. Об этом на митапе Skillbox о цифровом образовании говорил заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов.

По его словам, этап оцифровки подразумевает переход от аналоговых носителей к цифровым. Вместо бумажного журнала появляется электронная таблица, а документы, например приказы ректора, рассылают в PDF-формате. Но в процессах подготовки этих документов ничего не меняется.

Большинство учреждений, по оценке эксперта, находятся сейчас на переходе с первого этапа к автоматизации деятельности. При этом цифровые решения помогают упростить часть традиционных функций — появляются бухгалтерские системы, решения для планирования занятий и так далее. И лишь отдельные школы и вузы уже перешли к цифровой трансформации с новым содержанием образования, новыми методами обучения и форматами занятий.

Вне государственных школ и вузов цифровизация развивалась в последние годы гораздо быстрее. Появилось целое направление — онлайн-образование или EdTech. Это различные программы обучения для детей и взрослых на онлайн-платформах. Но и тут не стоит переоценивать глубину технических новшеств: даже некоторые руководители крупнейших компаний сферы EdTech считают, что онлайн-платформы всего лишь изменили способ доставки контента, но не перестроили образование фундаментально.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Тем не менее обучение в онлайн-формате, с использованием цифровых платформ, тренажёров и симуляторов стало очень популярно в России и среди детей, и среди взрослых.

Например, для дополнительного обучения взрослые россияне чаще выбирают онлайн-, а не офлайн-курсы. Это удобно и позволяет учиться тем, у кого раньше не было такой возможности из-за занятости на работе. Корпоративное обучение, когда курсы для сотрудников выбирает работодатель, также повсеместно проводится с использованием цифровых технологий — в смешанном (офлайн плюс онлайн) формате.

Школьники чаще посещают дополнительные занятия всё же в традиционном формате офлайн, но среди них тоже растёт доля тех, кто пользуется услугами онлайн-репетиторов и онлайн-платформ: сейчас она оценивается в 7,6%, причём среди городских школьников учатся онлайн почти 15%.

Причины популярности EdTech просты — прежде всего это возможность учиться по удобному графику удалённо. Кроме того, по умению привлекать аудиторию и делать образовательные продукты интересными индустрия EdTech опережает сектор традиционного образования.

Впрочем, рынок неформального образования, судя по всему, недолго проживёт без государственного регулирования. В Госдуме уже обсуждались идеи по лицензированию онлайн-курсов, утверждены правила просветительской деятельности, а пройти в общеобразовательную школу EdTech-проекты смогут в ближайшем будущем только через государственный реестр цифрового образовательного контента.

У цифровизации образования хватает реальных проблем. Например, преградой для любых проектов в этой сфере становятся два цифровых разрыва.

  • Первый — у значительной части населения нет компьютеров или других необходимых для онлайн-обучения гаджетов и качественного интернет-соединения.
  • Второй — людям без достаточного опыта использования интернета и цифровых ресурсов трудно учиться онлайн. Кто-то не знает о полезных возможностях цифровизации и использует смартфон только для развлечения, а кто-то, даже зная о разных полезных возможностях, не может без посторонней помощи научиться работать с приложениями и программами.

Поэтому недостаточно обеспечить, например, всех учителей и учащихся школ гаджетами, нужно ещё и познакомить их с реальными возможностями цифры.

Ещё одна заметная проблема в том, что педагогические правила и приёмы обучения в цифровой среде только формируются. Та же цифровая дидактика — явление новое, и она лишь начинает развиваться. Эффективность онлайн-занятий и отдельных цифровых инструментов, различные аспекты влияния цифры на успехи учащихся исследуются прямо сейчас, а пока цифровое обучение можно назвать экспериментом.

Кроме того, зачастую под видом цифровой трансформации происходит оцифровка вполне традиционных подходов. То есть не используется ни доступное разнообразие образовательного контента, ни возможности индивидуализации по интересам и способностям ученика. Например, если преподаватель просто читает лекцию по видеосвязи, не понимая даже, сколько студентов слушают его на самом деле, а не занимаются в это время своими делами, это вряд ли стоит называть полноценной цифровизацией. Если оборудование закупается в школу, но не используется, это тем более не цифровизация.

Многие считают цифровизацию спорным процессом. Очевидно, что не любой цифровой инструмент — благо для обучения и что иногда неудачи в процессе внедрения технологии сводят на нет благие намерения.

Но с другой стороны, безоговорочный отказ от цифровизации — например, до тех пор, пока все эффекты цифры не будут исследованы, — означал бы большие потери для образования. Учителя и ученики потеряли бы множество интересных и удобных инструментов, выпускники не смогли бы развивать необходимые им в жизни навыки.

Поэтому за призывами полностью отказаться от электронных инструментов в образовании, запретить дистанционку и гаджеты на уроках видится не столько забота об учениках и учителях, сколько психологическое неприятие нового.

Неприятие цифры, конечно, усугубляется внутренними проблемами в реализации цифровых проектов: когда стратегии цифровизации пишутся формально и без учёта потребностей учителей и учеников, когда на бумаге обеспеченность техникой одна, а в реальности — в несколько раз ниже, когда новые инструменты для образования подаются так, что преподаватели чувствуют недоверие к себе и обесценивание своего опыта.

Неудивительно, что то и дело появляются инициативы — в том числе законодательные, направленные на то, чтобы запретить электронные средства обучения в школах и вузах. Успехом они пока не увенчались, но поддержку у многих вовлечённых в образование находят неизменно.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Катя Павловская для Skillbox Media

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Управление системой образования в России разделено между двумя министерствами, а значит, и стратегий цифровой трансформации должно быть две. О документе Министерства науки и высшего образования мы уже рассказывали, а теперь заглянем в недавно опубликованный Министерством просвещения паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

  • Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей. Угрозу кибербезопасности создаёт всё тот же разброс цифровых систем: пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены. Кроме того, в стратегии отмечается, что возможности цифровых инструментов дискредитируют «фейковые образовательные порталы — множественные онлайн-школы».
  • Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», — утверждается в стратегии. Ресурсов и стимулов, чтобы выверять эту информацию, у педагогов нет, интеграции между разными информационными системами — тоже. Такие данные не могут быть достойной базой для управленческих решений.
  • Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

На официальном сайте Firo Education представлены выдающиеся образовательные программы. Исследуется концепция цифровизации образования, обсуждаются причины ее необходимости

Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *